Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Религия и атеизм

Библия
Влияние религий и различных мировоззрений на мир
Живое учение Будды
Ислам
Как возникло христианство
Классические системы гадания
Коран
Ламаизм
Масонство в РФ
Материалистическое и идеалистическое пониманиесущности религии
Многообразие религиозного опыта
О смерти и бессмертии человека и человечества
Основы формирования личности христианина

Описание предмета: «Религия и атеизм»

В рамках предмета «Религия и атеизм» изучаются исторические, психологические и философские аспекты религии и атеизма.

Основу религии составляет чувство зависимости человека и это вполне доказывается историей всех религий и народов.

Чувство зависимости - чувство или сознание человека, что он не существует и не может существовать без другого, отличного от него существа, что он своим существованием обязан не самому себе.

Предпосылка религии заключается в противоположности или противоречии между хотением и умением, между желанием и исполнением, между намерением и осуществлением, между представлением и действительностью, между мышлением и бытием. В хотении, желании, представлении человек не ограничен, свободен, всесилен, он - бог, а в умении, осуществлении, в действительности он обусловлен, зависим, ограничен, он - человек, человек в смысле конечного, противоположного богу существа.

Исконный, подлинный, коренной элемент религии заключается в том, что не зависит от человеческой воли и знаний; это дело бога.

Закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры являются предметом религиоведения.

Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.

Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение.

Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.

Составными частями атеизма являются философская, историческая и естественнонаучная критика религии.

В атеизме прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая, задача которой состоит в аргументированной критике религии, и созидательная, стремящаяся на материалистических основаниях утверждать бытие человека, его подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал как личности.

Научный атеизм изучает все разновидности и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии и многих других наук.

В научном атеизме принято выделять четыре стороны (элемента) религии: идеологическую (концептуальную), эмоционально-психологическую (психология и чувства верующих), культово-прагматическую (совокупность религиозных обрядов, таинств, ритуалов и т.д.) и организационную (церкви, общины и т.п.). Естественно, что эти четыре элемента, каждый по отдельности и все вместе, служат объектом исследования научного атеизма. Однако стержнем, который скрепляет их в единое целое, является религиозная идеология.

Таким образом, атеизм - это позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм не игнорирует общечеловеческие ценности религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами - собственную критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы. Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом, религия возвеличивает бога, атеизм - человека.

Таким образом, мы видим, что предмет «Религия и атеизм», занимаясь изучением исторических, психологических и философских аспектов религии и атеизма в их взаимоотношениях друг с другом и со светскими структурами, имеет сложный и многоаспектный характер.

Литература

  1. Майкл Рей, Майкл Мюррей. Введение в философию религии. – М.: ББИ, 2010. – 432 с.
  2. Юрий Лачинов. Монологи с Веллером и Кирсановым о Единой Теории Всего. – М.: Ленанд, 2013. – 88 с.
  3. Молодежь и атеизм. – М.: Мысль, 1971. – 152 с.
  4. Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. – СПб.: Алетейя, 2006. – 280 с.
  5. Г.А. Югай. Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. – М.: Крафт+, 2007. – 400 с.
  6. Я.И. Шурыгин. Казанский собор. – СпБ.: Лениздат, 1987. – 192 с.
  7. Виктор Комаров. Быть мудрым без бога!. – М.: Московский рабочий, 1986. – 240 с.
  8. А.А. Любищев. Наука и религия. – СПб.: Алетейя, 2000. – 360 с.
  9. Я.С. Лурье. Я. С. Лурье. Избранные статьи и письма. – СпБ.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. – 272 с.
  10. Мироустройство. – М.: Реноме, 2012. – 144 с.
  11. Михаил Эпштейн. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. –  с.
  12. "Наука о религии", "Научный атеизм", "Религиоведение". Актуальные проблемы научного изучения религии в России XX - начала XXI века. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. – 264 с.
  13. Нонна Смелова. Как если бы Бога не было. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 304 с.
  14. Уильям Лобделл, Дмитрий Казеннов. Потерянный Бог. Главные идеи нового атеизма (комплект из 2 книг). – М.: Эксмо, 2014. – 896 с.
  15. "Наука о религии", "Научный атеизм", "Религиоведение": Актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ - начала ХХI века. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. – 264 с.
  16. Р.Светланин. Атеизм и культура. – М.: Ленанд, 2016. – 144 с.
  17. Игорь Голаев, Ирина Голаева. Религия и атеизм. – М.: Радослово, 2017. – 280 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Античность как основа классической кyльтypыРеферат
12 стр.
Античность как основа классической культурыРеферат
12 стр.
История античных государствРеферат
17 стр.
Особенности общения дошкольников 3-4 летКурсовая работа
39 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Катрин, 15.05
Спасибо Марин большое!