Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Методология науки

Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
Методы научного исследования
Научное прогнозирование
Прием детализации
Структурные диаграммы

Описание предмета: «Методология науки»

Методология (от метод и ...логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.

Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.

Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле – технологии, изобретения, в экономике – эффективность и т.д.).

Важно подчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека – обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. – имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.

История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.

Наука не признает паранаучные концепции – астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения.

По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: «И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: „А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий – в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще».

Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.

До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы в университетах. Однако сегодня ученый – это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный работник». Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.

Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».

Литература

  1. В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. Совершенствование философии и методологии науки, управления, прогностики. Парадигма интеллектуального управления. – М.: ИП Глущенко В. В., 2009. – 120 с.
  2. А.И. Яблонский. Модели и методы исследования науки. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 400 с.
  3. Л.Я. Жмудь. Зарождение истории науки в античности. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002. – 424 с.
  4. Методология науки и антропология. – М.: ИФРАН, 2012. – 288 с.
  5. Б.Г. Кузнецов. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. – М.: Наука, 1966. – 520 с.
  6. Философия и методология науки. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.
  7. Трудные времена философии. Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики. – М.: Либроком, 2010. – 256 с.
  8. Имре Лакатос. Избранные произведения по философии и методологии науки. – М.: Академический Проект, Трикста, 2008. – 480 с.
  9. Методология науки. Новые понятия и нерешенные проблемы. – М.: НИА-Природа, 2005. – 238 с.
  10. Методология науки: статус и программы. – М.: , 2005. – 296 с.
  11. Методология науки: проблемы и история. – М.: , 2003. – 820 с.
  12. Э.Г. Юдин. Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 1997. – 450 с.
  13. Рудольф Штайнер. Истина и наука. Философия свободы. – М.: Деметра, 2007. – 440 с.
  14. Имре Лакатос. Имре Лакатос. Избранные произведения по философии и методологии науки. – М.: Академический Проект, Трикста, 2008. – 480 с.
  15. С.В. Борисов. Наука глазами философов. Что было? Что есть? Что будет? Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 368 с.
  16. Т.Г. Гексли, Л.Фавр. Т. Г. Гексли. Введение в науку. Л. Фавр. Научный дух и научный метод. – М.: Ленанд, 2015. – 160 с.
  17. Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий. Философия и методология науки. Учебник для магистратуры. – М.: Юрайт, 2015. – 464 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Работа Т. Куна «Структура научных революций» и ее роль в методологии научного познанияРеферат
14 стр.
Проблема соотношения метода и методологии. частно-научная и общенаучная методологии. Курсовая работа
40 стр.
Определение методологии как науки Реферат
26 стр.
Системный метод познания в науке, требования системного метода Реферат
32 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Надежда
Хочу у вас заказать работу по ТГП. Весной этого года Вы уже выполняли мне работу, работа после вашего сопровождения была зачтена без всяких проблем, за что Вам огромное спасибо, сама бы я вряд ли справилась. Так как первая работа после вашего сопровождения прошла удачно и теперь я Вам полностью доверяю, то следующий раз оплачу через перевод, а Вы мне пришлете работу по mail. Я очень Вам признательна.