Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Обучающаяся организация как ключ к успеху современной компанииПедагогические инновации
У любого менеджера в голове есть или, по крайней мере, должна быть некая модель организации и теория, с помощью которых он ведет или не ведет свое предприятие к успеху. Таких моделей множество* и нет смысла говорить и, тем более, спорить об их недостатках или преимуществах. Важно, чтобы такая модель была и помогала вам ориентироваться в непредсказуемо меняющейся внешней среде и в не менее сложной внутренней жизни вашего предприятия.
В своей работе по развитию предприятий наряду с другими мы используем «модель развивающейся организации», которую упрощенно можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рис. 1. Модель развивающейся организации.
Экономическая подсистема - это экономический** смысл создания и существования организации. Составной частью этой подсистемы являются уже вошедшие в повседневный обиход современного менеджера термины «видение», «миссия», «кредо», «предназначение» и «философия» компании.
Техническая подсистема - это физические предметы на предприятии (здания, оборудование, инструмент и т. п.) и виртуальные, т. е. существующие в нашем воображении (системы планирования, стимулирования персонала, документооборота; производственные и управленческие процессы и т. п.).
И, наконец, социальная система - это люди в организации с их жизненными целями и ценностями, мотивами и способностями, симпатиями и антипатиями, уникальной биографией и своей судьбой. Именно эта «подсистема» приводит «техническую подсистему» в соответствие с «экономической».
Все три подсистемы - это равные по своей значимости части единого целого - организации, но это целое становится целеустремленным только благодаря и через социальную подсистему. Таким образом, если мы хотим что-либо изменить в организации, мы можем начинать с любой подсистемы, но проводимые изменения должны затронуть все три подсистемы одновременно. Вместе с тем, при переходе из одной фазы развития в другую доминирующей, т. е. определяющей, каждый раз становится новая для этой фазы подсистема (таблица 1).
* - Например, широко известная модель организации «7-С».
** - В название «экономическая подсистема» вкладывается первоначальный смысл слова «экономика» как науки об эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Структурная
подсистема
Фазы
Развития
Экономическая
подсистема
Социальная подсистема
Техническая
Подсистема
ПИОНЕРНАЯ ФАЗА
Клиент - «внутри организации»
Персонал - это издержки
Менеджмент - интуитивно-согласовывающий («семья»)
Маркетинг - усовершенствование продукта
ФАЗА
«ранняя»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
«поздняя»
Клиент - «вне организации» и, в большинстве своем, пока ещё известен
Клиент - «вне организации» и обезличен
Персонал - ресурс
Менеджмент - регулярный («роста»)
Персонал -
ресурс
Менеджмент -
по целям или результатам («научный»)
Маркетинг -
Как мероприятия
ФосСтис
Маркетинг -
как система
ФАЗА ИНТЕГРАЦИИ
Клиент - тот, «кто платит нам зарплату и определяет нашу нужность»
Персонал -
достояние
Менеджмент - процессный,
обучающе-развивающий
Маркетинг -
как стиль и смысл менеджмента
АССОЦИАТИВНАЯ ФАЗА
Клиент -
тот, «кому мы платим зарплату, и кто платит зарплату нашим клиентам, кроме нас» (общество в целом)
Персонал -
социальный партнер
Менеджмент -
«в особых случаях» (предпринима-тельский)
Маркетинг
как философия сотрудничества и кооперирования
Таблица 1. Фазы эволюционного развития организаций.
В своей жизни любая организация (как, впрочем, и человек) проходит объективно закономерные и последовательные фазы эволюционного развития, начиная с пионерной или первопроходческой фазы и заканчивая ассоциативной. Структура и качество работы с доминирующей подсистемой в каждой фазе определяют в будущем проводимую политику и характер действий в отношении:
клиентов компании (смысл),
персонала (взгляд вовнутрь),
маркетинга (взгляд вовне)
и менеджмента (управление).
Каждая фаза развития предприятия по-своему уникальна и требует «особенного» к ней отношения (1). Более подробно хотелось бы остановиться на фазе «интеграции» или как мы ее называем - фазе «обучающихся организаций» - и ассоциативной фазе.
Доминирующей в фазе интеграции является социальная подсистема. Это не означает, что нужно просто изменить отношение к своим работникам. Это признание равенства возможностей. Человек более эффективен, когда он:
самостоятельно устанавливает цели;
самостоятельно выбирает и реализует средства достижения целей;
и самостоятельно контролирует и оценивает их достижение.
Таким образом, «обучающаяся организация» - это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменять эту реальность. Обучаясь, они воспроизводят, заново «творят» самих себя. Обучаясь, они получают способность делать нечто такое, чего никогда не умели. Обучаясь, они заново воспринимают мир и их связь с ним. Обучаясь, они расширяют свою способность творить и быть частью плодотворного мира (2).
Этот «идеальный работник» требует принципиально иного менеджмента. Ему нужен менеджер, но ... менеджер-наставник, менеджер-учитель и менеджер-консультант.
И, наконец, - ассоциативная фаза. В этой фазе все три подсистемы находятся в своей высшей точке развития и постоянного усовершенствования. Это фаза социального партнерства и кооперации, когда для меня не безразлично как использует ограниченный природный ресурс мой поставщик, производя для меня сырье, а также как утилизируется выпускаемая моим предприятием продукция ее потребителем. Такие организации называют на Западе «LEAN - организации», что дословно в переводе с английского языка означает - организация «сухощавая», «поджарая», «не имеющая ничего лишнего». Мы используем термин -»совершенная организация». И такие промышленные компании в мире уже есть. Менеджмент в таких организациях - это «менеджмент в особых случаях», когда «наверх» подается информация только о трудностях, для преодоления которых сейчас не хватает конкретной компетенции.
Знание закономерностей и особенностей развития предприятий в каждой фазе позволяет не распылять понапрасну ресурсы сегодня, не делать ошибок и, что самое главное, системно и более динамично двигаться в будущее.
Описание предмета: «Педагогические инновации»В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в
различных образовательных учреждениях.
Работа современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий,
характеризующихся позитивными качественными изменениями, является инновационной деятельностью.
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со
сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением
изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили
педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня
образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в
учебный план и учебные программы; в деятельность обучающего и обучающегося.
Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по хотению педагога или
образовательного работника, они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития
педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята
системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать.
В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают:
- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или
муниципального значения;
- достижения комплекса наук о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
- опытно-экспериментальная работа;
- зарубежный опыт.
К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления
о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических
инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая
педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек - человек» или
«человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.
Цели и задачи инновационной деятельности:
1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях,
производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования.
2. Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых
организационных форм массового образования.
3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.
4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике
проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
5. Распространение лучшего педагогического опыта.
6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.
Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в
образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов
и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой
предадаптации к изменяющейся внешней среды (к ее импульсам): социальной, образовательной, экономической,
психологической, демографической, организационной, научно-педагогической и т.п.
Сама педагогическая инновация - явление сложное и многомерное. Имеются педагогические инновации долгосрочного,
среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы
становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т.п. Педагогические инновации охватывают педагогические
технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные
процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т.п. Спектр педагогических инноваций
огромен.
Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции
педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.
Литература - Юдзан Дайдодзи, Ямомото Цунэтомо. Менеджер Якудзы. Ключ к успеху японских корпораций (аудиокнига MP3). – М.: Союз, 2005. – 0 с.
- Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 274 с.
- Джеффри Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 400 с.
- Ольга Бруковская, Нина Осовицкая. HR-Бренд. 5 шагов к успеху вашей компании. – СПб.: Питер, 2011. – 272 с.
- Джон Шоул. Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 184 с.
- К.Г. Кондаков, О.В. Бондарь. MetaTrader 4. Учимся зарабатывать на FOREX. – М.: Бослен, 2012. – 152 с.
- Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. Что это значит: быть собой? (комплект из 2 книг). – М.: Эксмо, ИГ "Весь", 2012. – 672 с.
- Наполеон Хилл. Как стать богатым за один год. Ключи к успеху. План достижения успеха. Ключи к позитивному мышлению. – М.: Попурри, 2010. – 640 с.
- Ирина Гончарова. Имидж - ключ к успеху. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 296 с.
- Татьяна Надеждина, Надежда Татьянина. 7070 ключей к успеху. Карманный оракул. – М.: Астрель, Кладезь, АСТ, 2011. – 544 с.
- Движение к здоровью, молодости и долголетию. Лунные ритмы - ключ к здоровью (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 400 с.
- Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 274 с.
- Олег Везенков, Сергей Авдеев, Римма Хоум. Любовь и благодарность. Портал света. Три тайных ключа (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 752 с.
- Майкл Мобуссин. Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 384 с.
- Джон Шоул. Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 183 с.
- Джеффри Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 400 с.
- Орион Фоксвуд, Э.Ларсен, Хегарти К.Ларсен. Ключ к познанию истины. Причины и смысл жизненных испытаний (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2013. – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|