Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Педагогические комментарии к применению кейсового метода обучения

Педагогические инновации

Продолжая разговор о применении кейсового метода в преподавании маркетинга, можно выделить следующие его аспекты.

Выбор кейса

Выбор кейса зависит от целого ряда факторов и определяется:

педагогической ролью кейса, его местонахождением в учебном процессе, целями и задачами, решаемыми с его помощью;

продолжительностью работы над кейсом и степенью его сложности;

количественным и качественным составом аудитории;

сферой деятельности аудитории, наличием профессионального опыта, наличием навыков работы по кейсовому методу;

редакционным изложением кейса;

наличием и возможностью использования технических средств обучения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Предварительная работа преподавателя состоит в следующем:

изучение кейса и при необходимости его редактирование;

разработка общей структуры решения и возможных вариантов решения;

предвидение выводов, которые могут быть сделаны обучающимися при решении кейса;

предвидение возможной реакции аудитории, возможных неожиданных ситуаций, например во время обсуждения, возможных неординарных решений, предлагаемых обучающимися;

готовность строить свое выступление в зависимости от работы обучающихся.

На подготовку к кейсу, продолжительность работы над которым в группе составляет 2 часа, преподавателю может потребоваться до 8 часов.

Цели кейсов

Цели, поставленные в кейсах, можно сгруппировать следующим образом:

развитие навыков работы в коллективе посредством совместного обсуждения и принятия решения;

иллюстрация и закрепление теоретического материала;

формирование практических навыков работы с использованием отдельных маркетинговых методов и приемов;

выработка навыков принятия управленческих решений на основе анализа имеющейся информации;

итоговые (по результатам усвоения курса).

Обучение по кейсовому методу следует начинать с кейсов, целью которых является развитие навыков работы в коллективе. Для кейсов остальных целевых установок она подразумевается.

Ниже приводятся разные варианты кейсовых целей:

освоение методов исследования рынка;

формирование практических навыков работы с информацией, умения анализировать, выделять причинно-следственную связь и принимать соответствующие решения;

анализ рынка по определенным параметрам;

решение проблемы адаптации предложения товаров и услуг предприятия к требованиям рынка;

определение конкурентной позиции предприятия;

освоение экономических понятий, приобретение навыков системного подхода к принятию экономических решений;

выработка навыков принятия управленческих решений на основе анализа имеющейся информации (при этом обучающимся необходимо не только разработать управленческие решения, но и уметь их защитить);

выбор оптимальной стратегии развития предприятия.

Учитывая разные цели кейсов, при их выборе нужно четко ориентироваться на контингент обучающихся.

Стратегия кейсов

Жесткой схемы составления кейсов не существует, но в кейсах - конкретных ситуациях, как уже указывалось ранее, обычно используются следующие информационные блоки:

обозначаются действие и действующие лица (иногда дается их описание с указанием достоинств и недостатков);

описывается ситуация (традиционно или в форме диалога между действующими лицами);

указываются элементы среды;

характеризуется проблема.

В каждом конкретном случае при написании кейса руководствуются его целевой направленностью, педагогической ролью и местом в учебном процессе.

Сопроводительная информация к кейсу

При создании кейса целесообразно сразу же написать к нему инструкцию, которая будет полезна другим преподавателям.

Инструкция имеет две цели:

1) облегчить выбор кейса;

2) облегчить руководство группой при выполнении кейса.

Содержание инструкции должно быть следующим:

область применения кейса;

задачи, решаемые с помощью кейса;

характеристика обучаемой аудитории (возраст, уровень образования, необходимый уровень знаний);

оптимальное количество обучаемых;

распределение времени по этапам работы: самостоятельное чтение, работа в подгруппах, обсуждение, подведение итогов;

характеристика трудности кейса;

в случае, если кейс построен на реальных фактах, следует указать, что было предпринято в действительности.

Кроме того, в инструкции можно привести варианты возможных решений.

Однако многие преподаватели возражают против этого, поскольку считают, что готовые решения ограничивают творческое начало пользователей кейсов.

Вместо инструкции можно ограничиться методической запиской, которая ориентирована на контингент обучаемых.

Продолжительность работы по кейсовому методу

Кейсовая методика рассчитана на достаточно длительный период обучения. Обучающимся нужно проработать не менее восьми кейсов, чтобы приобрести навыки работы по этому методу. Причем начинать следует с простых.

Первое занятие целесообразно провести по кейсу, не имеющему прямого отношения к изучаемой дисциплине. Желательно, чтобы это был интересный, захватывающий кейс, с элементами игры. Его цель - развитие навыков работы в коллективе посредством совместного обсуждения и принятия решения. Такой кейс позволяет каждому участнику оценить себя и свою подгруппу в целом и ориентирует на коллективную работу. Нужно убедить обучающихся, что совместные усилия позволяют принимать оптимальные решения. Нужно привить обучающимся вкус работы в группе.

Трудности для преподавателя

Применение кейсового метода требует своеобразной адаптации преподавателя. На первых порах неизбежно будут возникать трудности психологического плана, так как его роль в данном случае существенно отличается от традиционной. Преподаватель изначально директивен по своей сути, а здесь его руководящая роль должна быть сведена к минимуму. Довольно часто при работе с группой это сделать непросто. Кроме того, преподавателю нужно быть готовым к тому, что со стороны студентов всегда присутствует элемент недоверия. Поэтому к выбору кейсов нужно подходить очень тщательно.

Бывают случаи, когда группа не хочет работать над кейсом. Причины могут быть самые разные. Они могу крыться в неоднородном составе группы, разном уровне подготовки, работоспособности, ответственности, желании учиться, чертах характера, психологической несовместимости ее участников. Нормальной работе группы могут мешать также тесная аудитория, неудобное расположение столов, шум, духота и пр.

Причины могут быть связаны и с самим кейсом - например, если он плохо составлен, непонятен, слишком длинен, слишком труден, с неинтересным сюжетом, просто скучный и т.д.

Иногда группа высказывает свои возражения против кейса довольно эмоционально. А это уже не что иное, как скрытая форма выступления против самого преподавателя. Это лишний раз свидетельствует о том, что выбор кейса - дело серьезное.

Бывают сложности, связанные с личностью преподавателя - например, если он не слишком хорошо знает кейс, плохо ориентируется в вариантах решения, плохо контактирует с группой.

Иногда бывает так, что студенты предлагают такие варианты решения и выводы, которые преподаватель не предвидел. И если эти варианты и выводы лучше, чем сделанные преподавателем, то с ними следует согласиться.

Предварительное ознакомление группы с кейсом

Если предстоит работа над трудным и объемным кейсом, его целесообразно раздать заранее, например за неделю или за несколько дней, чтобы обучающиеся успели с ним ознакомиться. Кейс должен быть у каждого обучающегося.

Планирование времени работы над кейсом

Преподаватель должен заранее спланировать время работы группы по этапам. В частности, второй (работа в подгруппах) и третий (обсуждение) этапы не следует делать слишком продолжительными. В противном случае эффективность работы падает: на затянувшемся втором этапе обучающиеся начинают путаться в деталях, а на третьем могут менять свою позицию или повторяться.

Изменение состава подгрупп (команд)

При дальнейшей работе с кейсами следует одобрять изменение состава подгрупп. Это помогает активизировать творческое начало и лучше использовать ролевой фактор. При продолжительной работе подгруппы в одном и том же составе поведенческие роли ее представителей закрепляются. При этом со стороны лидера возникает риск навязывания подгруппе своего мнения, а активность работы отдельных ее членов снижается, поскольку они привыкают к роли аутсайдеров.

Изменение состава подгрупп способствует изменению поведенческих ролей.

Корректирование поведения обучающихся

Преподавателю необходимо обращать внимание на состав подгрупп, с тем чтобы корректировать поведение отдельных участников, помогать им преодолевать возникающие трудности психологического характера и приобретать навыки работы в коллективе. Есть люди, которые не терпят состояния неуверенности, неопределенности и поэтому стараются скорее принять решение. Это люди действия, однако принимаемые ими поспешные решения далеко не всегда самые лучшие. Преподавателю нужно помочь им научиться принимать не скоропалительные, часто бездоказательные решения, а продуманные, взвешенные.

Есть люди, которые не любят рисковать, не любят принимать на себя ответственность. Риску они предпочитают состояние неуверенности. Такие люди обычно занимают соглашательские позиции, и преподавателю нужно подтолкнуть их к необходимости принятия решения.

Есть люди авторитарные по своему характеру или положению. Есть подверженные влиянию других членов группы и т.д. Преподаватель должен скорректировать поведение участников.

Поведенческий фактор - важная составляющая работы в группе, и преподаватель обязательно должен его учитывать. Случается, что эффективность работы группы и возникающие проблемы связаны не с уровнем знаний отдельных участников, а с их ролевым поведением.

Оценка работы участников

Как уже отмечалось, в отличие от других видов семинарских и практических занятий при использовании кейсового метода в группе нельзя выставлять оценки по балльной системе. Можно оценить работу подгрупп с точки зрения степени участия в ней их представителей. Можно провести качественную оценку, например, оценить способность обучающегося принимать решения. Можно оценить слаженность работы участников, рабочие отношения внутри подгруппы, умение работать в коллективе. Но оценки выставлять не следует.

Не следует и подробно оценивать работу участников по результатам решения одного кейса, так как обучающимся необходимо время для адаптации к кейсовой методике.

Кейсовый метод обучения иногда можно использовать и для индивидуальной работы, но уже как итоговый, по завершении изучения курса. В этом случае студент получает задание на дом и работает над ним индивидуально в течение определенного периода времени. Результаты работы в данном случае оценивают по балльной системе.

Практика показывает, что кейсовый метод заключает в себе большие возможности и должен стать одним из основных методов при изучении маркетинга.


Описание предмета: «Педагогические инновации»

В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в различных образовательных учреждениях.

Работа современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями, является инновационной деятельностью.

Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность обучающего и обучающегося.

Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по хотению педагога или образовательного работника, они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать.

В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают: - потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; - воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; - достижения комплекса наук о человеке; - передовой педагогический опыт; - интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; - опытно-экспериментальная работа; - зарубежный опыт.

К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек - человек» или «человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.

Цели и задачи инновационной деятельности: 1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях, производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования.

2. Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.

3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.

4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

5. Распространение лучшего педагогического опыта.

6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.

Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой предадаптации к изменяющейся внешней среды (к ее импульсам): социальной, образовательной, экономической, психологической, демографической, организационной, научно-педагогической и т.п.

Сама педагогическая инновация - явление сложное и многомерное. Имеются педагогические инновации долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т.п. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т.п. Спектр педагогических инноваций огромен.

Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.

Литература

  1. В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2007. – 176 с.
  2. Михайловский Н.К. Комментарии к "Бесам". О "Бесах" Достоевского. О Достоевском и г. Мережковском. – М.: , 2010. – 191 с.
  3. Бочарникова М.А. Время отдыха. Постатейный комментарий к разделу V Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2004. – 109 с.
  4. Н.Т. Алексеенко. Комментарии к Правилам дорожного движения с последними изменениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.
  5. М.Н. Маршунов. Комментарий к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. – М.: Герда, 2000. – 512 с.
  6. Д.В. Жернаков, Е.К. Крылова, А.А. Олькова, О.В. Шихалева. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. – М.: Институт частного права, Проспект, 2012. – 312 с.
  7. В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников. Комментарий к Федеральному Закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного управления". – М.: Деловой двор, 2012. – 136 с.
  8. Б.А. Виноградов, К.Е. Перепелкин, Г.П. Мещерякова. Действие лазерного излучения на полимерные материалы. Научные основы и прикладные задачи. В 2 книгах. Книга 2. Полимерные материалы. Практическое применение лазерных методов в изучении и обработке. – М.: Наука, 2007. – 448 с.
  9. О.А. Борзунова, Ю.К. Краснов. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации". Постатейный. – М.: Юстицинформ, 2007. – 248 с.
  10. Н.К. Науменков. Постатейный комментарий к Федеральному Закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты". – М.: Деловой двор, 2008. – 448 с.
  11. Д.К. Волков. Метод обучения знаниям и технологическим умениям "Сразу и на всю жизнь". – М.: Либроком, 2009. – 24 с.
  12. Е.К. Широкова. Комментарий к Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2010. – 120 с.
  13. Д.В. Жернаков, Е.К. Крылова, А.А. Олькова, О.В. Шихалева. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. – М.: Институт частного права, Проспект, 2010. – 312 с.
  14. Г.А. Жилин. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2003. – 320 с.
  15. С.К. Никулин, Г.А. Полтавец, Т.Г. Полтавец. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения. Системный подход. – М.: МАИ, 2014. – 680 с.
  16. Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В. Погодина. Маркетинг. Активные методы обучения. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 412 с.
  17. Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В. Погодина. Маркетинг. Активные методы обучения. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 406 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Социальная работа с военнослужащими по призыву
Педагогика
Диплом
100 стр.
Разработка предложений по созданию на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации
Планирование
Диплом
150 стр.
Групповой метод обучения
Педагогика
Реферат
15 стр.
Особенности использования различных методов обученияв медицинском ВУЗе
Педагогика
Курсовая работа
39 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Юлия, хочу поблагодарить за курсовик К работе никаких претензий нет. В готовом виде я ее сдавать не буду, а испльзую в качестве материала к диплому. (А то в нашем чудесном ВУЗе об организации и построении обследования никому ничего не известно).Так что спасибо за помощь!