Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Доклассический период

Философия

начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее

территории повсеместно распостраняются бронзовые орудия тру-

да. На протяжении III тыс. до н.э. наиболее развитым было на-

селение Кикландских о-вов Эгейского моря. До нашего времени

дошли остатки крепостных стен, мраморные статуетки, расписные

сосуды. На рубеже III-II тыс. до н.э. на островах появляются

настоящие города, центром цивилизации становится остров Крит,

культуру которого мы иногда называем Минойской по имени

Миноса - легендарного царя острова. Вся жизнь на Крите была

сосредоточена вокруг так называемых дворцов, которые состояли

из множества различных по отделке и назначению помещений, но

воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Особого

внимания заслуживает настенная роспись, украшавшая внутренние

помещения, коридоры и портики. На фресках изображались живот-

ные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности

"игры с быками" - религиозный ритуал, связанный с минойским

культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушитель-

ные силы. Символом вечного обновления природы, материнства,

женственности была Великая богиня (владычица) - центральная

фигура минойского пантеона богов. Религия играла большую роль

в жизни Крита, там была особая форма царской власти - теокра-

тия (theos - бог),при которой светская и духовная власть при-

надлежит одному лицу. Царский дворец одновременно являлся ре-

лигиозным, административным и хозяйственным центром.

В середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы

острова были разрушены в результате извержения вулкана на ос-

трове Фера, а также вторжения воинственных ахейцев. Центр ци-

вилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время

процветала Микенская (или Ахейская) культура.

Минойской цивилизации. С Крита заимствованы некоторые божест-

ва, фресковая живопись, фасоны одежды, водопровод, канализа-

ция. Однако тесно связанная с древнейшими культурами матери-

ковой Греции, Микенская цивилизация была достаточно свое-

образной. Как и на Крите, основными центрами культуры были

дворцы. Почти все ахейские дворцы в отличие от критских были

укреплены, их стены сооружались из огромных каменных глыб без

всякого связующего материала. Дворцы были украшены фресками

преимущественно со сценами войны и охоты. В период расцвета

ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит

новый вид царской усыпальницы - толос (купольная гробница),

самая большая из них - гробница Атрея в Микенах. Ахейцы пере-

няли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и

приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое

письмо Б).

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских

варварских племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом пе-

реселении народов принадлежала греческому племени дорийцев.

Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - железным

оружием.С приходом дорийцев в Греции начинается железный век,

а Крито-Микенская цивилизация прекращает свое существование.

Этот период получил свое название по имени великого

Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея" являются

важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рас-

сказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне.

Однако, описывая события, Гомер переносит их в более позднюю

историческую среду.В поэмах отражена жизнь общества с гораздо

более примитивной культурой, чем та, которая была при Крито-

Микенской цивилизации.Знатные герои Гомера живут в окруженных

частоколом деревянных домах,столь не похожих на дворцы крито-

микенских царей. До нас дошло мало памятников гомеровского

периода. Основными строительными материалами было дерево и

необожженный кирпич, скульптура тоже была деревянной.Наиболее

ярко исскуство этого периода проявилось в керамических вазах,

расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых

и бронзовых статуэтках.В целом гомерический период был време-

нем упадка культуры, но именно тогда вызревали предпосылки

стремительного подъема греческого общества в архаическую и

классическую эпоху.

греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей.

Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев

взята чеканка монет, у финикийцев - алфавитное письмо. Под

влиянием египтян и вавилонян происходило зарождение науки, в

частности астрономии и геометрии. Элементы чужих культур были

творчески переработаны и органично вошли в греческую куль-

туру. В период архаики происходит формирование античного по-

лиса - города-государства, гражданской общине которого при-

надлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория.

Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Фивы.

Активное взаимодействие греков с другими народами пробу-

дило в них сознание единства. Важными центрами экономических,

политических, культурных связей между полисами становятся об-

щегреческие святилища, возникновению которых способствовало

создание единого пантеона богов в результате слияния древних

культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.

По преданию, верховный бог Зевс и окружающие его боги жили на

горе Олимп, поэтому греки и называли их олимпийцами. Жена

Зевса, Гера,была владычицей неба, брат Посейдон владел морем,

а другой брат Аид правил подземным царством. Богом света и

поэзии был Аполлон, богиней красоты - Афродита, богиней муд-

рости - Афина, богом огня - Гефест, богом войны - Арес.Каждая

отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покрови-

теля. Помимо мифов о богах, были распостранены различные мифы

о героях, о подвигах Геракла, Персея, Тесея и других.

Важным фактором в развитии культуры были игры,устраивав-

шиеся в честь некоторых богов (олимпийские, пифийские, ист-

мийские и др.). В играх проявлялось стремление к противобор-

ству, состязаниям, присущее мировозрению древних греков. Это

стремление пронизывает практически все сферы их деятельности.

В системе воспитания архаической эпохи - превзойти остальных,

стать лучшим. Образованный человек должен владеть всеми вида-

ми оружия, играть на лире, танцевать, участвовать в спортив-

ных состязаниях и т.п.

В эпоху архаики наиболее развитой областью была Иония.

Там возникла первая философская система античности - натур-

философия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и

др.) воспринимали мир как единое материальное целое, пытались

осмыслить его закономерности. Пифагор и его последователи

способствовали развитию математики, астрономии и теории музы-

ки. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа,

наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский,

сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в

устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр.. В литературе

эпохи архаики ведущая роль постепенно переходит от эпоса к

лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру,

к событиям современной жизни характерно для творчества Архи-

лоха, Сафо, Алкея, Анакреонта, Феогнида Мегарского. Сочинения

лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровож-

дались игрой на лире. К VI в. до н.э. как особый жанр гречес-

кой литературы оформляется басня, которую традиционно связы-

вают с именем полулегендарного Эзопа. Понятие "эзопов язык"

вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание.

Один из известнейших афоризмов Эзопа:

В VIII-VI вв. до н.э. зарождаются греческая историогра-

фия, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен,

молитв,исполнявшихся на религиозных праздниках. Развитие дра-

матических представлений связано с выделением из хора дейст-

вующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками фор-

мы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом

гражданина полиса. Появляются два основных типа одиночной

скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной жен-

щины (кора). Кроме того, появляются скульптурные многофигур-

ные композиции и рельефы. Утверждается синтез скульптуры и

архитектуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ста-

вятся статуи богов, которым посвящены храмы.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и

разнообразием форм, красотой живописного оформления. Коринф-

ские гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов,

в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в чер-

ный цвет и расписывалась мифологическими и батальными сцена-

ми. Позднее афинские гончары создали более сложную по из-

готовлению краснофигурную керамику, росписи которой отлича-

лись более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для

расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную

роль в развитии мировой цивилизации.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

войны. Победа греков, окончательное оформление классического

рабовладения, развитие полисной демократии способствовали

подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до

н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали

Афины, особенно во время правления Перикла.(ок.495-429 до

н.э.)

В классический период целью воспитания гражданина стало

его физическое и духовное совершенство. В систему образования

входили гимнастика, музыка, танцы, письмо.Большую роль в раз-

витии интеллектуального образования сыграли софисты - стран-

ствующие философы, которые за плату обучали желающих грамма-

тике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр.

Софисты славились своим умением убеждать и доказывать.

В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфи-

лософией, но с увеличением объема знаний некоторые направле-

ния начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. На-

пример, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, свя-

занный с именем Гиппократа.Болезни он объясняет вполне реаль-

ными причинами, не зависящими от божественных сил. Гиппократ

считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы,

прежде всего - не вредить пациенту.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали тра-

гедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии яв-

ляется Эсхил. Он оживил драму, введя в нее второго актера,

сделал театральное действие более динамичным, интересным,

кроме того, с его именем связано применение декораций масок.

Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление

гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в

этом отношении трагедия "Прометей прикованный".

Творцом психологической драмы был Еврипид. Основной кон-

фликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, ко-

торые также неотвратимо, как и судьба, приводят человека к

гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида "Медея" и

"Федра".

Великолепным комедиографом был Аристофан, придавший ко-

медии политическую остроту и злободневность. В его творчестве

(комедии "Мир","Всадники","Лисистрата" и др.) отразились по-

литические взгляды аттического крестьянства.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н.э. была связана с

коллективными интересами, проходила в постоянном общении.

Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе на-

родного собрания, органов управления, судов. Немало времени

проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физичес-

кими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы со-

фисты, Сократ, возникали политические и философские споры.

Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обмени-

вались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы -

дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались

в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в

симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирую-

щих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. Повсе-

дневная одежда афинян была скромной, пища - довольно скудной:

в основном овощи, рыба, ячменные лепешки, пили обычно разбав-

ленное вино, воду, молоко.

Большой интерес граждан вызывала история родного полиса.

Греческая историография V в. до н.э. бурно развивается и

впоследствии становится образцом для подражания. Еще древние

"отцом истории" называли Геродота. Он написал законченное,

прекрасно изложенное произведение - "Историю", основным сюже-

том которой были греко-персидские войны.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое

изображение человека, сильного, энергичного, полного дос-

тоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских

войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная

красота неотделима от физической.

В это время достигает расцвета реалистическая скульпту-

ра, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в ар-

хаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность,

стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных

образов богов и людей отличают творчество великих скульпто-

ров V в. до н.э.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отме-

тить Полигнота и Аполлодора, которому приписывается открытие

игры светотени, умение давать перспективу. Их картины до нас,

к сожалению, не дошли, и основным памятником живописи этого

периода для нас остается прекрасная вазовая роспись, продол-

жавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными

постройками в разных концах Греции. В это время создаются

наиболее совершенные комплексы, после разрушений во время

греко-персидских войн восстанавливаются города и отдельные

памятники. Основным типом общественного здания по-прежнему

остается храм. Особое место в истории античной архитектуры

занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушен-

ный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на про-

тяжении всего V в. до н.э. под общим художественным наблюде-

нием скульптора Фидия. Здесь же возвышался и главный храм

Афин - Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка

архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и

скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров

мировой архитектуры.

Первые признаки полиса проявились уже в годы Пелопоннес-

ской войны между Афинами и Спартой за господство в Греции.

Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к рас-

пространению частной собственности на землю, вытеснявшей ан-

тичную форму собственности - экономическую основу города-го-

сударства. В связи с кризисом идеология полиса как коллекти-

ва граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается

индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополу-

чию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух пат-

риотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над

персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского опол-

чения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто

больше заплатит. В двух сложившихся в это время философских

школах - кинической и гедонической - на первом плане стоят

этические проблемы, поиски счастья. Главными представителями

кинической школы были Антисфен и Диоген Синопский. По их мне-

нию , конечная цель человеческих устремлений - добродетель,

она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла

и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость.

Гедонисты, основным представителем которых был Аристипп,

считали, что истина непознаваема, поэтому каждый человек дол-

жен стремиться к тому немногому, что ему доступно, - к удо-

вольствию и должен во всем руководствоваться собственными

ощущениями.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных фи-

лософа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на

развитие как философии, так и христианской теологии. Платон

был учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афи-

нах собственную школу - Академию.

Ученика Платона - Аристотеля по праву называют энцикло-

педистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым

разным наукам: политике, биологии, физике, механике, матема-

тике, ботанике и др. Достижения прежней философии Аристотель

углубил, критически переработал и систематизировал в своей

философской системе.

Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой сис-

темы образования, основной задачей которого считал научить

человека мыслить, дать фундаментальные знания в различных об-

ластях науки и жизни. Под влиянием Аристотеля в IV в. до н.э.

окончательно сложилась стройная система образования, сохра-

нившая свое значение до конца истории Древнего мира. На пер-

вом, начальном, этапе обучения давались навыки письма, чте-

ния, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором

этапе изучались грамматики, риторика, математика, занятия

спортом и музыкой проводились на более высоком уровне.

Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом

этапе изучались риторика и особенно философия.

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза,

трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется

комедия. Театр перестал играть свою прежнюю социально-воспи-

тательную роль, обратился к частной жизни человека.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика -

наука об ораторском искусстве. Речи Исократа и Демосфена дол-

гое время оставались непревзойденными образцами литературно-

го мастерства. Оба оратора отстаивают идею панэллинизма -

единства греков, сознавая, что отдельный полис не может вы-

жить самостоятельно.

Греческая архитектура этого периода, развивая достиже-

ния предыдущего столетия, обладает рядом особенностей. Все

большее значение в ней приобретают декоративные начала, го-

раздо чаще других встречается теперь самый сложный и изыскан-

ный из греческих архитектурных стилей  - коринфский. В это

время применяются новые композиционные приемы, в частности,

появляются сооружения круглой формы. Большое внимание уде-

ляется строительству театров, для возведения которых теперь

используется прочный материал - камень. Среди наиболее извес-

тных построек этого этапа следует отметить театр в Эпидавре,

театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на раз-

витие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасно-

го и благородного гражданина сменилось интересом к человечес-

кой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э.

- Пракситель, Скопас, Лисипп. Изображая богов, воплощающих

идеальную красоту, Пракситель насыщает их часто человечески-

ми настроениями самых различных оттенков ("Аполлон, убивающий

ящерицу","Отдыхающий Гермес" и др.)

О живописи Древней Греции судить сложно, но, по свиде-

тельствам древних авторов, в IV в. до н.э. в ней наблюдаются

те же тенденции, что и в развитии скульптуры.

Бесспорным положительным моментом развития греческой

культуры в 4 в. до н.э. стало обращение к внутреннему миру

человека. В то же время культура из общего достояния граждан-

ского коллектива все больше превращается в культуру интеллек-

туальной элиты, основная масса людей постепенно превращается

в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.

В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э.

происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей разви-

тия культуры, зарождаются тенденции, получившие свое заверше-

ние в эпоху эллинизма.

На протяжении IV в. до н.э. отдельные полисы пытаются

установить свое господство в Греции, но измученные постоян-

ными междоусобными войнами не обладают достаточной для этого

силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны:

Персия, Македония. В конце концов в 338 г. до н.э. после бит-

вы при Херонее Греция теряет политическую независимость и

подчиняется македонскому царю Филиппу II.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Новым рубежем в истории Греции становится поход на Вос-

ток Александра Македонского, сына Филиппа II, подчинившего

Грецию. В результате похода была создана огромная держа-

ва, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современ-

ной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма - эпоха распос-

транения греческой культуры на всей территории державы

Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и

местных культур способствовало созданию единой эллинистичес-

кой культуры.

В эпоху эллинизма практически исчезает характерный для

классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и

техникой. Это характерно для знаменитого Архимеда. Он создал

понятие бесконечно большого числа, ввел величину " " для вы-

числения длины окружности, открыл гидравлический закон, стал

основоположником теоретической механики и т.д.. В то же время

Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винто-

вой насос, скрнструировав множество боевых метательных машин

и оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания,воен-

ной техники способствовали подъему наук - математики, механи-

ки, астрономии, географии, была создана элементарная геомет-

рия, развивалось естествознание, особенно медицина.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хра-

нения накопленной информации. Создаются библиотеки, самые

знаменитые - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе

Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным

центром.

Развивается новая отрасль знания - филология в широком

смысле слова: грамматика, критика текста, литературная крити-

ка и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа.

Литература эпохи эллинизма становится более разнообраз-

ной, но уступает классической. Эпос, трагедия продолжают су-

ществовать, но становятся более рассудочными, на первом пла-

не - эрудиция, изысканность, виртуозность слога. Появляется

новый вид поэзии - идиллия. Продолжает развиваться реалисти-

ческая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством

афинянина Меандра. Сюжеты его комедий построены на бытовых

интригах. Меандру приписывают крылатую фразу:

Эллинистическая историография все больше превращается в

беллетристику, основное внимание уделяется занимательности

изложения, стройности композиции, совершенству стиля.

Философия обладала рядом особенностей. Важнейшими из них

являются элективизм - стремление сочетать элементы различных

школ, этическая направленность, первое место занимают вопро-

сы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской мора-

ли приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей.

В результате философы отгораживаются от внешнего мира, зани-

маются вопросами самосовершенствования. Наиболее типичными

для эллинистической эпохи были две новые школы  - эпикурей-

ство и стоицизм. Первую основал Эпикур. Он утверждал, что

целью человека должно быть личное блаженство. Стоицизм создал

Зенон, он считал идеалом добродетели независимость желаний и

поступков от чувств.

В религию эпоха эллинизма внесла ряд новых явлений. На

почве обожествления личности царя вырос культ монарха. Цар-

ствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь

строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая

характерная черта эллинистической религии  - культ судьбы,

судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным

был синкретизм - смешение различных элементов греческих и

восточных религиозных представлений.

Одним из величайших художников античности считали Апел-

леса. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и гра-

фическую перспективу, его изображения людей отличались особым

изяществом. Произведения Апеллеса, как и других греческих ху-

дожников, не сохранились, а известны по свидетельствам антич-

ных авторов.

В греческой скульптуре эпохи эллинизма проявляется повы-

шенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты -

динамичность, выразительность. В этот период были созданы

всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульп-

туры "Афродита Мелосская","Ника Самофракийская", скульптурные

группы "Лаокоон","Французский бык", скульптурный портрет Де-

мосфена. Одним из семи чудес света считается не дошедший до

нашего времени Родосский Колосс - бронзовая статуя бога солн-

ца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 метров.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на

развитие европейской цивилизации. Достижения греческого ис-

кусства частично легли в основу эстетических представлений

последующих эпох. Без греческой философии было бы невозможно

развитие ни средневековой теологии, ни философии нового вре-

мени. До нашего времени в своих основных чертах дошла гречес-

кая система образования. Древнегреческие мифология и литера-

тура уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, худож-

ников, композиторов. Даже теперь, спустя тысячелетия, мы вос-

хищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными

творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых.Эта культу-

ра - самая человечная, она и до сего времени дарит людям муд-

рость, красоту и мужество.

1.Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульп-

тура, графика, архитектура.- Москва: Просвещение, 1969.

2.Боннар А. Греческая цивилизация.- Москва: Искусство, 1992.

3.Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В.- Москва :

Владос, 1995.

4.Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к

портрету греческой цивилизации. - Санкт-Петербург: Алетейя,

1998.

5.Культурология.История мировой культуры. / Под ред. Марковой

А.Н.- Москва: ЮНИТИ, 1998.

6.Трибунина Н.Г. История мировой художественной культуры.-

Тверь, 1993.

7.Кулаков А.Е. Религии мира.- Москва: АСТ, 1996.

8.Мифы народов мира.Энциклопедия в 2-х томах.- Москва: Совет-

ская энциклопедия, 1987.

9.Мамонтов С. Основы культурологии.- Москва, 1994.

10.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций.- Москва:Дрофа,

1996.

11.Любимов Л. Искусство Древнего мира. - Москва: Просвещение,

1971.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. Российская экономика в 2002 году. Тенденции и перспективы. – М.: Институт экономики переходного периода (ИЭПП), 2003. – 534 с.
  2. Микеле Алачевич. Политическая экономия Всемирного банка. Начальный период. – М.: Весь Мир, 2012. – 178 с.
  3. Сергей Павленко. Наука ошибок. – М.: Модест Колеров, Три квадрата, 2002. – 240 с.
  4. Уильям Бриджес. Управление компанией в период структурных изменений. – М.: Вильямс, 2007. – 208 с.
  5. Экономические и социальные проблемы России, №1, 2006. Экономическая наука и экономическое образование в переходный период. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 156 с.
  6. Стивен Фортескью. Русские нефтяные бароны и магнаты металла. Олигархи и государство в переходный период. – М.: Столица-Принт, 2008. – 384 с.
  7. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007. – М.: Дело АНХ, 2008. – 1328 с.
  8. Муниципальная реформа в России. От переходного периода к полномасштабной реализации. – М.: Либроком, 2009. – 240 с.
  9. Б.Н. Авдонин , А.М. Батьковский, М.А. Батьковский, И.В. Булава, К.Н. Мингалиев. Финансовое оздоровление и развитие предприятий радиоэлектронного комплекса в период посткризисного восстановления и модернизации российской экономики. – М.: Креативная экономика, 2011. – 472 с.
  10. СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. – М.: Рид Групп, 2012. – 32 с.
  11. И.В. Ивлева. Уличная экономика в повседневности переходного периода. Торговцы и рынки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. – 264 с.
  12. Мухаровский Николай Васильевич. Трансформация Как Форма Преобразования Экономики России В Переходный Период. – М.: , 2004. – 152 с.
  13. Н.К. Малинаускене. Введение в историю латинского языка (классический период). – М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2006. – 272 с.
  14. В.В. Добровольский. Гипергенез четвертичного периода. – М.: Недра, 1966. – 236 с.
  15. В.В. Осенмук. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII века) в Китае. – М.: Смысл, 2001. – 400 с.
  16. Всемирная история. Том 21. Мир в период создания СССР. – Минск: Харвест, АСТ, 2005. – 416 с.
  17. Желтая история (Шара туджи). – М.: Наука - Восточная литература, 2017. – 408 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Особенности воспитания детей в приютах России в разные исторические эпохи в период с начала 18 в. До 1917 г.
Психология
Курсовая работа
43 стр.
Развитие предпринимательства в период НЭПа
История Отечества
Реферат
12 стр.
Состояние и работоспособность студента в экзаменационный период
Медицина
Реферат
26 стр.
Личностные ресурсы женщин в период переживания кризиса беременности
Психология
Курсовая работа
60 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Большое спасибо Вам за присланные материалы, да и за всю работу в целом. Вы мне очень помогли и мне было приятно с Вами сотрудничать. С удовольствием буду рекомендовать своим друзьям и знакомым воспользоваться Вашими услугами.