Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Некоторые теоретические и методологические аспекты преподавания промышленной экономикиМетодика преподавания
Вааби Мердад
Некоторые теоретические и методологические аспекты преподавания промышленной экономики.
Введение.
Целью данного доклада является обсуждение некоторых теоретических и методологических проблем преподавания промышленной экономики в свете нашего опыта представления данной области в Новосибирске в рамках работы по проекту ТЕМПУС. Общий характер доклада исключает обсуждение специальных вопросов Промышленной экономики, соответственно работа может быть интересна как специалистам, так и не специалистам в данной области. Однако, материал представлен так, что он отражает многие проблемы, связанные с введением Промышленной экономики в России. Обзор включает 4 части: первая содержит общее определение предметной области Промышленной экономики, вторая - обзор современных теорий, в тертьей обсуждаются некоторые методологические проблемыпреподавания, и, наконец, в четвертой способы организации курса. В заключении сформулированы результаты совместной работы с российскими коллегами и отражены возможности дальнейшего сотрудничества.
1. Предметная область Промышленной экономики.
Дословный перевод названия на русский язык неприемлем, поскольку он скорее затрудняет, а не проясняет понимание существа, не выражает то, что выражает в немецком или французском.
1.1 Промышленная экономика как раздел прикладной микроэкономики.
Если рассматривать экономическую науку как теории ценообразования и распределения и соответственно микро и макроэкономику, то Промышленная экономика это прикладной раздел микроэкономики. Более точно можно определить предметную область как несовершенную конкуренцию ( Чамберлен, 1993). Основные единицы анализа это предприятие и рынок как два различных механизма координации, первый как иерархия управляется действиями менеджеров, второй - характеризуется наличием ценового механизма. Основным является вопрос о взаимодействии этих координационных систем, вопрос о том, почему хозяйствующие субёекты предпочитают производить предметы самим или покупать их на рынке. Поиски ответа на этот вопрос приводят к исследованию генезиса и природы фирмы (Р.Коуз, 1937). Предмет Промышленной экономики не ограничивается только фирмой, он включает и отрасль как совокупность фирм, и регион как пространственную оставляющую отрасли. Анализ отрасли или оптимального количества фирм в отрасли, так же как и анализ предприятия проводится с учетом размеров рынка (В.Баумоль, Ж. Панзар, Р.Вилинг, 1982). В какой - то степени родоначальником таких воззрений можно считать А.Смита, утверждавшего, что уровень разделения труда (определяющий границы фирмы) зависит от размера рынка (А.Смит, [1776], 1976). Весьма специфично воспринимались эти категории в советской экономической литературе, отчасти поэтому сложно буквально перевести название. Согласно упрощенной схеме, в социалистической экономике выделялось три уровня анализа: государство, предприятие, домашнее хозяйство (Я.Корнаи, Т.Липтак, 1965), при этом определяющая роль принадлежала государству. Социалистическое предприятие не подчинялось финансовой дисциплине, или согласно терминологии Корнаи не имело жесткого бюджетного ограничения. Даже предприятия - банкроты выживали с помощью государства, поддерживающего убыточные фирмы. Государственный патернализм дополнял "мягкое бюджетное ограничение" социалистического предприятия (Я.Корнаи, 1980). Подчеркивая различия между социалистическими и капиталистическими предприятиями, мы хотели показать важность институциональной среды при определения предметной области Промышленной экономики.
1.2 Промышленная экономика и промышленная политика.
Как показывалось выше, Промышленная экономика может рассматриваться как прикладная или эмпирическая область теории ценообразования в микроэкономике. Однако, такое определение неполно, поскольку Промышленная экономика это не только проблемы поиска механизмов размещения ресурсов при заданных начальных условиях. Рассматриваются также вопросы создания ресурсов, их изменения, инноваций. В этом смысле промышленная экономика не может быть четко отнесена к микро или макроэкономике, а занимает некоторый промежуточный уровень.
Рассматривая взаимосвязи между промышленным развитием и технологией, А.Маршалл в работе "Промышленность и Торговля" (1919) справедливо замечает, что технология - это не только внешнее ограничение промышленного развития, но и его результат. Подход Маршалла к пониманию Промышленной экономики можно считать динамическим в смысле Хикса (1965). Более того, отрасль промышленности как организация, т.е. промышленная организация некоторой деятельности связывается с экономической системой, производящей обновляющиеся продукты и процессы. Динамический аспект экономического развития описан Й.Шумпетером (1941) как "созидательное разрушение", предполагающее замену старых способов производства новыми и соответствующие эволюционные изменения в технологиях (Р.Нельсон и С.Винтер, 1982). Инициатором такого процесса, согласно Шумпетеру, является предприниматель, не отождествляемый при этом только с директором или менеджером предприятия. Его задача состоит не только в адаптации к возникающим рыночным ситуациям и оптимальном управлении существующими активами, но и в разработке инновационных решений, направленных на расширение границ действующих рынков, создание новых в целях увеличения предпринимательской прибыли. Предприниматель не обязательно является собственником капитала, капитал для реализации конкретных проектов частично может быть сформирован и при помощи кредитов. Более того, не каждый собственник капитала предприниматель, это качество не является постоянной характеристикой субъекта, она возникает в критических ситуациях неопределенности (Ф.Найт,1920).
1.3 Промышленная экономика: Управление и предпринимательство.
Промышленная экономика пытается охватить предпринимательские суждения и действия. Однако, существует серьезное различие между предметной областью ПЭ и менеджмента, в рамках которого рассматриваются проблемы эффективного размещения человеческих ресурсов и других активов в рамках внутренней организации предприятия. Промышленная экономика же заполняет пробел в экономической литературе, рассматривая динамику рыночных структур и границ предприятия в ходе процесса "конструктивного разрушения".
Хорошо известно, что Ленин считал Тейлоризм полезным при индустриализации аграрной российской экономики. При этом он, естественно, никогда бы не хотел видеть инициаторами такой индустриализации Ротшильда или ДюПона. Класс предпринимателей должен был быть заменен пролетарским государством. В действительности, в рамках такого режима можно разрабатывать основы научного управления, но нельзя и думать о свободе предпринимательства. Бюрократия должна была заменить предпринимателя. Промышленная экономика рассматривает теоретические рамки возникновения систем типа Тейлоризма и индивидуальных предпринимательских способностей. Рынок продавца, доминирующий в социалистической экономике, не стимулировал директоров к инновациям, улучшению качества посредством продуктовой дифференциации. Постсоциалистичская стадия покончила с экономикой дефицита, сформировала условия для свободного выбора во всех областях (решения о производстве, выбор профессии и др.)
Существование различий между промышленной экономикой и менежментом не означают, что не нужно рассматривать их общие характеристики. Одна из них, возникшая в 70-е годы, это попытка исследовать рынок и фирму как различные формы организации и институциоанлизации. Разработки предшествующих 30-ти лет (1940-1970) главным рассматривали технологические характеристики фирмы и рынка как определяющие. Распределение экономической активности между фирмой и рынком считалось заданным, фирма характеризовалась как производственная функция, рынок выполнял роль сигнального устройства, контракты заключались входе аукционов. Возможность организационных изменений здесь не рассматривалась. Такое состояние было с сожалением констатировано в обзоре Коуза 1972г, несмотря на то, что в его же работе 1937 г. утверждалась решающая роль трансакционных издержек по сравнению с издержками производства.
В ходе дальнейшего развития Промышленной экономики эта предпосылки использовалась крайне ограниченно, в то же время некоторые отклонения от неоклассических теорий цен имели место. Например, Арроу в 1971 г. в послании институту менеджмента представлял фирму и рынок как альтернативные инструменты экономической деятельности. В этой связи он показал, что часто границы организации определяются теми трансакциями, которые имеют ценовое измерение, отметив при этом сходство внутренних и внешних трансакций. Арроу считал, что иерархическая структура организации - это переменная, определяемая в процессе принятия решения.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предметную область Промышленной экономики составляет теоретическая и прикладная экономика, изучающая промышленную динамику и изначально затронутая в работах А.Маршалла т Й.Шумпетера.
2. Теории Промышленной экономики.
Введение.
Классифицировать различные теории промышленной экономики очень сложно. Используя классификацию различных теорий контрактов, данную О.Вильямсоном (1985,стр.23-30), мы попытаемся выделить 3 крупных направления, объединяющих основные подходы к изучению Промышленной экономики: 1) Монопольный; 2) с точки зрения эффективности;
3) эволюционных подход.
2.1 Монопольный подход.
Данная ветвь представляет собой раздел прикладной микроэкономики, рассматривающий анализ несовершенной конкуренции. В современной литературе по стратегическому управлению все подобные подходы воспринимаются в неоклассическом контексте, т.е. фирма рассматривается прежде всего как производственная функция. Как писал Вильямсон "Поскольку естественные границы фирмы определяются технологией, любое усилие, направленное на упрочнение позиций посредством нестандартных контрактов, должно иметь монополистическую направленность и воздействие".(1985,стр.26). Это направление можно разделить на две большие части: А)Потребители; Б) Конкуренты.
В рамках первой части вопросы использования потребительских и территориальных ограничений, управления розничными ценами, эксклюзивного дилерства, вертикальной интеграции др. рассматриваются с точки зрения покупателя. Во второй части - с позиций воздействия на конкурентов. В рамках первой части можно выделить две важных теории: А1 - "теория рычага" А2 " теория ценовой дискриминации". Обе теории сконцентрированы на анализе позиции покупателя. Р.Познер (1979) связывает теорию рычага с ранним подходом "Гарвардской школы", а теорию ценовой дискриминации с "Чикагской школой" в антимонопольной экономике.
Теория рычага предполагает, что исходное монопольное положение может быть упрочнено в результате нестандартных контрактных процедур. Сейчас эта теория широко критикуется экономистами. Подход, основанный на ценовой дискриминации, использует предпосылку о неизменности исходного монопольного положения. Ценовая дискриминация при этом является средством актуализации монопольной власти. Такая интерпретация развивалась А.Директором и .Е. Леви (1956) и Ж.Стиглером (1963).
В рамках анализа кконкурентов следует упомянуть две хорошо известные теории: Б1 - теория барьеров на пути вхождения в отрасль, Б2 - теория стратегического поведения. И в том, и в другом случае рассматривается практика заключения нестандартных контрактов, ее влияние на позиции конкурентов. Основное внимание уделено анализу усиления монопольного положения в ходе увеличения фирм. В этих традициях написаны основные работы по барьерам на пути вхождения в отрасль, в особенности труды Д.Бэйна (1956). Ранние работы в этой области подверглись многочисленной критике, основные их недостатки связывались со статическим характером анализа и нечеткой идентификацией предварительных условий, объясняющих важность барьеров на пути вхождения в отрасль. Эти возражения подробно рассматриваются в более свежих разработках по стратегическому поведению ( Д.Крепс и Р.Вильсон. 1982, П.Милгром, Дж. Робертс, 1982). Особенно интересно рассмотрение ассиметричности инвестиций и информации. Изучаются также межвременные характеристики и эффект репутации. Наиболее интересным вкладом в теорию промышленной организации, сделанным в 80-е годы, является теория конкурентоспособности (Баумоль, Панзар, Вилинг, 1982), развивающая идею о том, что потенциальная конкуренция также эффективна как и реальная. Это особенно актуально для отраслей, где возрастающий эффект от масштаба ограничивает количество фирм на рынке (естественная монополия или олигополия). .Эта теория как и многие другие теории стратегического поведения широко используют элементы теории игр (например, Фандеберг и Тироль, 1987). Игры с ассиметричной информацией полезны при формализации теории предварительного ценообразования (Робертс, 1986, салонер, 1986).
Как было показано выше чаще всего Промышленная экономика рассматривается как прикладная область теории ценообразования. Такая ориентация преобладала в течение послевоенного времени. Сейчас же многие монополистические подходы .устарели..
2.2 Анализ эффективности.
Введение.
Это очень важная ветвь современной Промышленной экономики. Для систематизации изложения представляется целесообразным выделить три уровня анализа: 1) Индивид; 2) Институциональное устройство; 3) - Институциональное окружение. Первый уровень имеет дело с индивидуальным поведением, которое зависит от мотиваций и информированности индивидов. При описания индивидуальной рациональности используются различные предпосылки.. Можно считать, что рациональность индивида ограничена (Саймон, 1976), что индивид является "Оппортунистом" (Вильямсон, 1985), что мотивация в основном определяется социальным положением или статусом (Саймон, "идентификационная" теория, 1957). Второй уровень касается проблем механизмов координации (рынок. фирма, смешанные формы). Почему различные индивиды, имеющие различные функции полезности предпочитают координировать свои действия и почему они выбирают при этом определенные формы. Здесь вместо выражения "механизм координации" используется выражение "институцииональное устройство", сформулированное Л.Дэвисом и Д.Нортом. "Институциональное устройство - это взаимодействие экономических единиц, управляющее способами их кооперации и (или) конкуренции, Оно обеспечивает структуру, посредством которой действия участников координируются , или механизм, эффективно изменяющий законодательство о собственности." (1971, с. 6-7). Далее авторы разделяют понятия институционального устройства и институционального окружения, подразумевая под последним множество фундаментальных политических, социальных и законодательных правил, устанавливающих основу производства, обмена и распределения. Примером могут служить правила проведения выборов, установления прав собственности, заключения контрактов. Институциональное окружение (третий уровень анализа в нашей схеме) рассматривает те базовые институты, которые предопределяют функционирование институционального устройства (в частности права собственности, политическую власть и идеологию).
Четко определив три уровня анализа, можно сформулировать 2 основных вопроса: 1) - Как связано индивидуальное поведение (представленное типом рациональности и системой мотиваций) с выбором институционального устройства (под последним имеется в виду рынок, иерархия, смешанные типы). 2) Какова связь между институциональным устройством и институциональным окружением (права собственности, власть, идеология). Ветвь, исследующая эффективность, рассматривает эти два вопроса, ее можно далее разделить на две относительно автономные с точки зрения предметной области группы. Первая, рассматривающая первый вопрос, включает 2 теории: I-1 Теория подчинения (агентских отношений) и I-2 - Теория трансакционных издержек. Вторая группа, отвечающая на второй вопрос, также охватывает две теории: II-1 Теория прав собственности; II- 2 Теория общественного выбора.
Теория подчинения.
Классическая теория подчинения была сформулирована А.Берлем и Г.Минсом в 1932 г. Они обратили внимание на то, что в крупных корпорациях собственность и контроль часто разделены, исследовали организационные и политические ограничения этого разделения. В литературе по теории подчинения подчеркивается, что принципал (управляющий субъект), заключая контракт полностью осведомлен обо всех видах морального риска, с которыми сталкивается агент (управляемый субъект) при выполнении контракта. Хотя разделение собственности и контроля ослабляет мотивации увеличения прибыли, можно предположить, что с течением времени это разделение отражается в ценах на новые акции (Дженсен и Мелкинг,1976). Следовательно, все действия вокруг контракта определяются в дальнейшем мотивациями ex ante.
М.Дженесен в своем обзоре 1983 г. выделяет две линии, по которым развивалась теория подчинения, соответственно они нашли отражение и в литературе. Одна из низ связана с позитивной теорией подчинения. Здесь "объем капитала, уровень специализации активов, стоимость информации, рынки капитала, внутренние и внешние рынки труда представляют собой примеры факторов контрактной среды, влияющих на стоимостные характеристики механизмов управления контрактами." (Дженсен, с. 334-335). Позитивная линия еще раз подтверждает эффективность процессов естественного отбора. Классические работы в области эволюционного подхода написаны А.Алчианом (1959).
Вторую линию в литературе по теории подчинения Дженсен называет теорией принципала и агента. Эти работы, отличающиеся высоким уровнем математизации, тщательно анализируют мотивации ex ante (Холмтсронг и Тироль, 1989, Тироль 1985,1988). В последнее время основное внимание уделяется разработке механизмов, анализ контрактных отношений усложняется введением понятия частной информации. Ставятся сложные мотивационные проблемы при условии существования такой информации. При формализации теории подчинения информационной теории широко используется теория игр.
В настоящее время позитивная ветвь теории подчинения час то используется при анализе проблем корпоративного управления в постсоциалистических странах. Приватизация и реструктуризация промышленности обуславливают возникновение новых отношений между менеджерами, владельцами капитала, банками, акционерами, таким образом, появляется задача корпоративного управления. Важность внутреннего контроля, неразвитость рынков капитала в России и многих других республиках ставят вопрос об эффективности управления реальными собственниками (часто это бывшие менеджеры) особенно в случае формальных или неформальных финансово-промышленных групп. Важно знать какова роль банков в процедурах мониторинга, какой тип корпоративного управления может обеспечить эффективный контроль. Сбор эмпирического материала и составление "кэйз-стади" на примере России - наиболее важные и актуальные задачи для исследований в области Промышленной экономики. Индустриальное развитие и формирование нового класса предпринимателей тесно связаны с этими трансформационными процессами, вызванными приватизацией и реструктуризацией промышленности.
Теория трансакционных издержек.
В отличие от теории подчинения теория трансакционных издержек сосредоточена на анализе институционального устройства ex post. Этот подход разделяется на две линии: линию управления (развиваемую в работах О.Вильямсона) и линию измерения.
Анализ экономики трансакционных издержек развивает идеи Дж.Коммонса (1934) и рассматривает трансакцию в качестве основной единицы анализа (Вильямсон, 1933). Вильямсон связывает гносеологические корни своей теории с Коммонсом, отмечая при этом, что ни Коммонс, ни его последователи не осознавали методологического противопоставления с неоклассическими подходами. В основе теории трансакционных издержек лежит институциональное устройство или структуры управления. Возникновение теории связывается с ранней работой Р.Коуза "Природа фирмы"(1937). Коуз поставил следующий вопрос: " Рыночные структуры способны координировать все действия и реализовывать эффективное размещение производственных ресурсов, почему же тогда часть координирующих функций выполняют различные организационные структуры или фирмы? "По Коузу основной характеристикой фирмы следует считать замену ценового механизма внутренней организацией и директивное размещение ресурсов." Основная причина выгодности учреждения фирмы состоит в том, что существуют определенные затраты, связанные с использованием механизма цен. Наиболее очевидные затраты - это затраты на определение уровня цен. Также следует учитывать затраты на проведение переговоров и заключение контракта, имеющие место в каждом акте обмена." (1937, с.390-391). Обычно основным средство координации считался рыночный механизм, Коуз предположил, что рынок и фирма - это альтернативные формы экономической организации. Таким образом, трансакции могут быть организованы либо на рынке, либо в рамках иерархии (фирмы). Выбор определяется с учетом уровня трансакционных издержек. В рамках трансакционного подхода предлагается теория, объясняющая существование фирмы и ее границы посредством установления равновесия между издержками внутренней организации и внешней координации на рынке.
Согласно теории трансакционных издержек далеко не все особенности контракта определяются на стадии ex ante. Важно исследовать поведенческие характеристики агентов с учетом ограниченной рациональности, оппортунизма и особенностей трансакций.
Линия управления широко используется при анализе контрактного выбора, стратегий вертикальной интеграции фирм (организационные структуры корпораций типа U и M), общественного регулирования и т.д. (Деканио и Френч, 1993, Жоскоу, 1987,1988, Вильямсон, 1985). На основе этого подхода возникло множество теорий, анализирующих с позиций трансакционных издержек причины трансформации плановой экономики в рыночную. Вильямсон писал, что школа, исследующая права собственности (Винески, 1990) верно оценивает проблемы реформирования социалистической экономики в терминах фактических прав, но не следует отрицать и важность механизмов соглашений и контрактов. "Усилия по приватизации, рассматриваемые Винески, должны сопровождаться гарантиями в рамках контрактных соглашений, чтобы исключить экспроприацию. В противном случае стороны могут не оплачивать полностью затраты, связанные с владением и управлением активами. Однако, необходимость такого контрактного обеспечения приватизации признается не всегда. Может быть, частично это объясняется тем, что контрактный подход возник совсем недавно."(Вильямсон, 1996, с.167). Конкретные аргументы теории трансакционных издержек, относящиеся к государственному регулированию, могут использоваться при объяснении некоторых видов государственного вмешательства в определенные сектора экономики России.
Линия, связанная с измерением трансакционных издержек, рассматривает неоднозначные ситуации поведения, связанные с обеспечением товарами и услугами. Этот подход впервые был использован С.Чеингом (1974, 1983), модифицирован и развит специалистами из Вашингтонского университета, особенно интересны работы Й.Барзеля (1982, 1989), Клейна и Леффера (1981), М.Хашимото (1990) и Д.Норта (1981, 1984, 1990). Важно отметить, что этот подход учитывает связь между промышленными изменениями и эффективностью. Д.Норт выделяется из перечисленных исследователей тем, поставил задачу развития динамической теории трансакций. Согласно последним работам Норта, область институциональных изменений очерчивается двумя силами: Возрастающим эффектом от масштаба и рынками несовершенной конкуренции, что подчеркивает важность трансакционнызх издержек. Норт считает, что теория трансакционных издержек должна стыковаться с эволюционных подходом. Различие между "режимом производства" и "режимом распределения", связанное с наличием рентных отношений, на которое указывает Норт, может быть крайне полезным при анализе некоторых аспектов переходного периода в России.
Теория прав собственности.
В работах по теории прав собственности подчеркивается, что понятие собственности важно тогда, когда право собственности на активы включает в себя три части: право использовать актив (usus); право получать доход от актива (fructus); право изменять форму актива (abus) (Фурубот и Пежович 1974, с.4). Считая права собственности заданными, можно принять предпосылку о том, использование актива хорошо отражает целевые установки его владельца. Это имеет место если:
1. официальная структура собственности признается;
2. агенты выполняют свою работу в соответствии с инструкциями.
В рамках линии, исследующей монополию, нестандартные формы обмена интерпретируются как монополистические с точки зрения цели и эффекта. В литературе же по правам собственности (Алчиан, 1961, 1965; Демсетц, 1967, 1969) исследуются случаи, в которых неверные решения в области права собственности влекут за собой неэффективное распределение ресурсов. Нерегулярность контрактов можно объяснить сложным описанием прав собственности. Дискретные контрактные схемы являются более сложными, поскольку предусматривают сосредоточение остаточных прав собственности в руках тех, кто их может использовать более эффективно.
Отдельно стоит теория прав собственности, анализирующая Социализм, рыночный социализм и процессы трансформации (Винески, 1990; Литвак, 1991). Эта школа породила множество теорий сравнительного анализа экономических систем. Хороший пример - теория Корнаи о естественном сходстве между механизмами координации (бюрократическими или рыночными) и формами собственности. Эта теория предполагает, что определенные формы координационных механизмов (например, рынок) могут спонтанно развиваться в рамках определенных форм собственности (частной), между этими факторами существует сильная связь. В то же эти же формы координационных механизмов не могут развиваться в рамках других видов собственности (государственной), это случай слабой связи (Корнаи, 1990). Поэтому попытки комбинирования рыночной координации и господства государственной собственности обречены на неудачу, как основанные на слабой связи. Здесь имеет место некоторая аналогия между аргументом фон Миса и Хайека в споре с Тейлором и Ланжем, касающемся невозможности "имитации рынка" центральным планированием (Вааби, 1995).
В заключении отметим, что исследование эффективности очень важно для понимания современной Промышленной экономики. Более того, отдельные направления этого подхода интересны для научного анализа постсоциалистических трансформаций.
2.3 Эволюционная ветвь.
Введение
Что такое эволюционная экономика? "В широком смысле это попытка посмотреть на экономическую систему в целом или на отдельные ее части как на процесс непрерывный во времени и пространстве" (Баулдинг К., 1991, с.9). С точки зрения Баулдинга, эволюционную теорию отличает то, что: а) экономика должна анализироваться во времени и в пространстве; б) экономика является самоорганизующейся системой, находящейся в постоянной эволюции; в) это развитие может быть прерывным и непрерывным; эволюция экономической системы - понятие неопределенное; экономические агенты должны приспосабливаться к неопределенности окружающей среды помощью различных механизмов, включая инновации; е) именно экономическая система отбирает, рафинирует (с помощью выживания или разрушения) поведение адаптирующихся экономических агентов. Связь этого подхода с промышленной экономикой объясняется развивающимися в его рамках теориями технологических изменений и теорией фирмы. Теоретические основы эволюционной теории можно найти в работах Маршалла, Веблена, Шумпетера и Алчиана. Нельсон (1995) предложил разделить эволюционные подходы на две большие группы:
1) Теорию восприятия и 2) Теорию формализации. Первая сконцентрирована вокруг теории фирмы, она активно развивалась Нельсоном и Винтером (1982). Вторая - пытается формализовать теорию кооперации, отбора и институциональных изменений, используя при этом теорию игр (Аксельрод и Гамильтон, 1981; Фуденберг и Маскин: 1986, 1990; Мэйнард смит, 1982; Скоттер, 1981).
Эволюционная теория фирмы.
Согласно эволюционному подходу фирма - это "совокупность компетенций". Под словом "компетенция" мы будем понимать:
1. информационный капитал, позволяющий владельцу понимать как следует использовать информацию для решения экономических проблем, как принимать решения и как расширять свою компетенцию;
2. нечто нематериальное, зависящее от особенностей агента;
3. нечто, ассиметрично распределенное между фирмами и индивидами;
4. множества экономических компетенций сложно измерить и сравнить друг с другом.
Таким образом, компетенцию нельзя отождествлять с начальными характеристиками производства и инноваций или информацией. Они представляют собой конструктивные особенности конкретных множеств организационных взаимодействий, норм и в некоторой степени четких стратегий.
Компетенция отражает уровень специфики фирмы (Доси и Маренго, 1994, с.160). Здесь игнорируется классическое различие между знанием и принципом рациональности.
Обучение принимает форм представления и не может быть сведено только к сбору информации. В сложном и постоянно меняющемся мире агенты должны определить множества состояний, эквивалентные целям их действий. Иными словами, они должны построить свое поведение, обнаружить регуляторы, используемые в их действиях. Это имеет прагматическую природу. Множество представлений мира на уровне фирмы формирует производственную среду, определяет отличительный товарный знак фирмы. Каждая фирма характеризуется специфическими формами ноу-хау, технологиями, ограничениями, соответствием активов технологическим возможностям (Доси, Тис и Винтер, 1990, с.242).
Нельсон и Винтер определяют тип фирмы как "общий термин для описания всех регулярных и предсказуемых образцов поведения. Термин используется ими для отражения характеристик фирмы, включающих тип производственной технологии, тип процедур найма и увольнения работников, создания новых товаров, политику инвестирования, инноваций, рекламную деятельность, отношение к дифференциации продуктов и зарубежным вложениям средств. В эволюционной теории этот тип играет роль, аналогичную той, которую играют гены в биологической теории эволюции. Они являются неотъемлемой характеристикой организма и определяют его возможное поведение (хотя в действительности оно определяется еще и окружением); они наследуются в том смысле. Что завтрашние организмы возникают из сегодняшних (например, строительство нового завода), имеют много общего с ними и подвергаются отбору, при этом организмы определенного типа в некоторых обстоятельствах ведет себя лучше, чем другие (Нельсон и Винтер, 1982, с.14)
Можно предположить, что навыки, организации и технологии проверяются в процессе функционирования определенного типа, очень сложно разграничить, где начинается один аспект, и кончается другой.
Другими словами, эвристическое различие между производство и трансакцией, прослеживаемой в рамках трансакционных подходов, теряет свою силу и обоснованность в эволюционных теориях фирмы.
Эволюционная теория и теория игр.
Эволюционный подход часто упоминается в современной литературе по теории игр. Для класса повторяющихся игр, включающих дилемму узника, показано, что (Фунберг и Маскин, 1990) эффективность включает в себя эволюционную стабильность, в случае, когда вероятность совершения ошибок игроками не велика, т.е. их реальные действия очень редко не совпадают с желаемыми. Стратегия считается эволюционно стабильной, если она доминирует Это означает, что она не может быть хуже любой смешанной стратегии. С другой стороны, любая сложная определенная эволюционно стабильная стратегия влечет за собой кооперативное решение в повторяющихся играх. В этом смысле эволюционные игры обеспечивают теоретическую основу кооперации. Более того, показано, что вводя правильную ассиметричность информации, можно получить тот же результат. что и в теореме Фолка, т.е. утверждение о том. Что любое решение может привести к состоянию равновесия. Необходимо только определить верные типы информационной ассиметрии.
Повторяющиеся игры используются также для объяснения эволюционного формирования репутации, доверия и институтов. Например, А.Счоттер (1981) определяет социальный институт как вид регулярного социального поведения, в рамках которого существуют соглашения между всеми членами общности. Эта регулярность определяет поведение участников в определенных ситуациях. Таким образом, институт - это "правила игры". Такое определение используется также Р.Ланглуа (1986) и Д.Нортом (1994).
Эволюционный подход широко распространен при анализе трансформаций в постсоциалситических странах. П.Ммюрелль, используя концепцию Шумпетера о "конструктивном разрушении" и "предпринимательстве" сформулировал эволюционную теорию влияния, имеющую отношение к реформам Восточной Европы.
Заключение.
Среди трех ветвей Промышленной экономики наиболее интересны эволюционная линия и ветвь, исследующая эффективность, поскольку они анализируют рыночную и постсоциалистическую системы. Среди более традиционных, следует выделить монополистическую ветвь и теорию стратегического поведения. Рассматривая две современные теории фирмы: теорию трансакционных издержек и эволюционную, многие авторы отмечают из взаимодополняемость. С нашей точки зрения, существенным преимуществом эволюционного подхода является его динамичность, включение технологии, компетенции, коллективного обучения в рамках организационных типров. Этот подход может отражать также и трансакционные издержки.
3. Некоторые методологические замечания.
Промышленная экономика является и теоретической и прикладной дисциплиной. Первое означает, что она представляет позитивную теорию. Второе - непосредственную вовлеченность в решение практических вопросов, с этой точки зрения. Она представляет нормативную теорию. Эти два аспекта нельзя четко разделить. Эта особенность Промышленной экономики иногда вызывает некоторое непонимание у российских коллег, которые иногда смешивают научные исследование и консультационную деятельность. Безусловно, нельзя исключить то, что экономисты вырабатывают предложения для фирм, государственных комиссий или международных организаций. Однако, нельзя смешивать научную деятельность с консультированием в области маркетинга, . менеджмента или размещения ресурсов. Есть много вопросов, над которыми не работает консультант, но которые не может игнорировать преподаватель или исследователь. Сы разрабатываем модели, формулируем теории для описания и объяснения действительности. Консультанту не нужно строить модели, поскольку его усилия сосредоточены на выработке рекомендаций, а не на описании и объяснении. Мы исследуем историю индустриального развития, консультанту этого не требуется, поскольку его интересуют текущие проблемы. Мы .рассматриваем организационные структуры целых экономических систем, консультант должен знать конкретную отрасль или предприятие, при этом ему совсем не обязательно в глобальной информационной и мотивационной структуре, доминирующей в экономике. Мы пытаемся понять технологические изменения и организационные инновации для того. чтобы понять индустриальное развитие, в то время как консультант считает эти факторы заданными. Мы проводим сравнительный анализ структур управления и институционального окружения, что совсем не интересует консультанта..
Подчеркивая значительные различия между научными исследованиями и практикой консультирования, нив коем случае не следует игнорировать прикладной аспект промышленной экономики. Эмпирические данные, "кэйс стади" очень важны для изучения промышленного развития. Особенно в национальных рамках. В настоящее время ощущается острая нехватка подобной информации, проведение эмпирических исследований в России - важная задача нашего времени.
4. Организация и формы преподавания.
Во Франции курс Промышленная экономика предлагается студентам третьего и четвертого года обучения в течение одного или двух семестров (максимум года). Он не предлагается студентам первых лет обучения. Промышленная экономика может быть предложена и в качестве специализации. Курс обычно включает следующие три раздела:
1) Индустриальная структура и технология. 2) Индустриальная стратегия и технология. 3) Индустриальная организация и технология. В некоторых университетах проводятся также и семинарские занятия, на которых решаются математические задачи, обсуждается исторический материал, касающийся развития Франции и других стран.
В некоторых университетах предлагается курс аспирантских программ в области Промышленной экономики и создаются исследовательские группы. Многие диссертации, предлагаемые аспирантами, посвящены эмпирическим исследованиям. В этих случаях аспиранты выполняют исследование в сотрудничестве с научными подразделениями соответствующих предприятий. Проводятся и теоретические исследования. Иногда исследовательские группы формируются из студентов-выпускников.
Общие выводы.
Работа по реформированию теоретических курсов ЭФ НГУ предоставила нам возможность сотрудничества с российскими, немецкими и английскими коллегами. В области преподавания Промышленной экономики сделан первый и самый важный шаг. Осознано место Промышленной экономики, введены в обучение элементы теории трансакционных издержек. Однако, предстоит сделать очень многое. Отметим те пункты, по которым возможна дальнейшая работа.
Это дальнейшее развитие знаний в области современных теорий, особенно эволюционной ветви, ветви эффективности, информационных теорий, теорий технологических изменений и инноваций. Не было возможности проведения эмпирических исследований на базе Сибирского региона. Не обсуждались вопросы постсоциалистических трансформаций. Существует множество возможностей взаимовыгодного сотрудничества в дальнейшем.
Описание предмета: «Методика преподавания»Преподавание - это деятельность учителя по:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
- оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации,
контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и
самостоятельной деятельности.
Результативность процесса обучения в немалой степени зависит от верного выбора методов преподавания и логики их
применения.
Отраслью педагогики, направленной на изучение методики преподавания, является дидактика. Дидактика как наука
занимается изучением и раскрытием теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей,
принципов, методов обучения), а также поиском и разработкой новых принципов, стратегий, методик, технологий и
систем обучения. Методика преподавания как составная части дидактики состоит из двух разделов: общая методика
преподавания и частные методики (методики изучения отдельных учебных дисциплин).
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической,
политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне
образования); ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования,
методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
Принципы обучения воплощают требования его организации - наглядности, сознательности и активности учащихся в
обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности,
единства теории и практики.
Методы обучения - это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать
классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по
разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда
называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа - это
практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе
методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания,
зачеты и экзамены, защита проектов).
Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и
индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо
вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. [Психология и педагогика. Реан
А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]
Таким образом, методика преподавания - это дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания,
средств, форм и методов обучения различным предметам в учебных заведениях различных типов.
Литература - А.Е. Суглобов. Теоретические и методологические основы аудита деятельности объектов сельской социальной инфраструктуры. – М.: Каталог, 2006. – 280 с.
- Т.А. Малова. Капитализация в условиях российской экономики. Теоретические и практические аспекты. – М.: ЛКИ, 2009. – 208 с.
- Т.В. Каковкина. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 184 с.
- М.Е. Косов, Е.А. Зеленская. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва. Теоретические и методологические аспекты. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 176 с.
- В.А. Звегинцев. Теоретическая и прикладная лингвистика. – М.: Просвещение, 1968. – 336 с.
- А.Н. Дмитриевский. А. Н. Дмитриевский. Избранные труды. В 7 томах. Том 1. Системный подход в геологии. Теоретические и прикладные аспекты. – М.: Наука, 2008. – 456 с.
- И.Е. Лобан, Г.И. Заславский, В.Л. Попов. Судебно-медицинская деятельность в уголовном судопроизводстве. Правовые, организационные и методические аспекты. – М.: Юридический центр, 2003. – 488 с.
- Теория дизайна. Теоретические и методологические исследования в дизайне. – М.: Издательство Школы Культурной Политики, 2004. – 372 с.
- Ю.В. Буртаев. Субстанция и ее фундаментальные структуры. Основные концепции феноменологического описания. В 4 частях. Часть 1. Исторические и методологические аспекты открытия, изучения и описания фундаментальных структур. – М.: ЛКИ, 2012. – 280 с.
- А.И. Кузнецова. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2013. – 456 с.
- Николай Шевцов. Теоретические и методологические поиски и решения проблем земледелия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 340 с.
- Елена Калашникова und Чунг Май Дык. Теоретические и практические аспекты. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
- О.В. Буданова. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Преподавание по программам начального общего образования. Учебное пособие. Часть 2. – М.: Перспектива, 2016. – 232 с.
- И.В. Зыкова. Метаязык лингвокультурологии. Константы и варианты. – М.: Гнозис, 2017. – 752 с.
- Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина. Английский язык. Учебное пособие для первого года обучения в бакалавриате по направлениям "Социология" и "Политология". Часть 2. – М.: Прометей, 2018. – 206 с.
- И.О.Цвик. Теоретические и прикладные аспекты формирования межкультурной компетенции филологов. Монография. – М.: Флинта, 2018. – 236 с.
- М.А. Ариян, А.Н. Шамов. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты. Учебное пособие. – М.: Флинта,Наука, 2017. – 224 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|