Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Научно-техниеская революция (НТР) и ее последствияКонцепции современного естествознания (КСЕ)
С 40-50-х годов XX века начался процесс, получивший название научно-технической революции.
НТР - это такие перемены в науке, технике, информационном деле, связи и многих других сферах и областях, которые ведут к революционным изменениям в производстве, потреблении, быте, всём укладе современной жизни. Но такое краткое определение недостаточно.
Необходимо описать хотя бы главные направления НТР:
1. Изменила свой характер наука. Теперь она - не просто знания, а во многом как бы часть производства (особый его цикл, в котором разрабатывается что и как делать). По распространённому определению, наука становится непосредственной производственной силой.
2. Создание искусственного интеллекта. Изобретены и усовершенствованы ЭВМ, компьютеры, которые способны выполнять немало функций мозга: счёт, анализ, перевод, исправление ошибок, подача команд и многое другое. В настоящее время компьютерные устройства разной мощности и специализации используются во множестве машин и механизмов: от ракеты до крохотной электронной игры. Без ЭВМ немыслимо было бы руководить тысячами процессов, они заменили миллионы работников: счетоводов, бухгалтеров, экономистов, секретарей, контролёров и т. п. Мало того, компьютеры во многих странах и даже между ними соединены в единую сеть, благодаря которой можно, не выходя из дома, получить разнообразнейшую информацию от расписания поездов до изображения на экране редкой книги.
3. Появились немыслимые раньше виды связи и способы передачи информации (видео, графический, звуковой и пр.) на любые расстояния почти мгновенно. Кроме компьютеров, это телевидение, спутниковая связь и др. Это колоссально сближает страны, позволяет обмениваться важнейшей и ценнейший информацией.
4. Открыты и активно используются новые виды энергии (прежде всего, ядерная). Создано много искусственных материалов с заданными заранее свойствами.
5. Идёт век автоматизации, когда масса производственных и иных процессов совершается под контролем различних устройств (без вмешательства человека).
6. Возможности транспорта таковы, что попасть в любую точку земного шара - дело нескольких часов или дней. Человек вышел в космос и всё активнее использует его для практических целей.
Каковы же последствия НТР? Среди первых отметим то, сто всё большую долю продукта производят не в сельском хозяйстве или промышленности, а в сфере услуг. К ним относятся как бытовые, так и множество интеллектуальных: а) правительственных организаций (школ, судов и т. п.); б) прессы и средств массовой информации;
в) науки, культуры, медицины; г) другие.
К социальным последствиям можно отнести: 1) изменение состава населения по профессиям (всё больше людей трудится в сфере услуг), уровню образования, месту жительства (число горожан растёт); 2) подъём науки и техники сделал образование одним из самых важных социальных прзнаков; 3) в результате роста производства главным слоем общества стал так называемый средний класс.
Одни последствия можно оценить положительно, другие носят отрицательный характер. Причём оба «полюса» неразрывны. Например, автоматизация колоссально повышает производительность труда и общественное богатство. Но она же ведёт к таким неприятным вещам, как рост безработицы, необходимость менять профессии и т. п. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к 1) повышению материального благосостояния людей; 2) росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешевствовать, познавать мир.
Но с другой - он ведёт к истощению и оскуднению природы, развитию экологического кризиса.
К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики, мозга, наследственности и др.
Описание предмета: «Концепции современного естествознания (КСЕ)»Понятие «концепция» означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения.
Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи,
модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках.
Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего
образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания
и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
К Концепциям Современного Естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе,
которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру.
Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного
на естественнонаучный и гуманитарный сегменты.
Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания.
Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо
рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую,
космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах
развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот
сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к
непредсказуемым катастрофическим последствиям.
Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их
нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого
космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы
преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты.
Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности
знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона). [Гавриков Д.Е.
Концепции современного естествознания. Методические рекомендации. / Иркутск 2001]
Литература - В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – СПб.: Питер, 2012. – 272 с.
- И.Е. Иродов. Задачи по квантовой физике. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 216 с.
- И.Е. Энгельман. О давности по русскому гражданскому праву. – М.: Старая книга, 2012. – 464 с.
- И.Е. Митина. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги / English Proverbs and Sayings and Their Russian Equivalents. – М.: КАРО, 2006. – 336 с.
- И.Е. Гельб. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 368 с.
- И.Е. Забелин. Домашняя жизнь русских цариц (аудиокнига MP3). – М.: Вира-М, 2007. – 0 с.
- И.Е. Аничков. И. Е. Аничков. Труды по языкознанию. – М.: Наука, 1997. – 510 с.
- Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: Русич, 2012. – 0 с.
- И.Е. Тамм. Основы теории электричества. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 616 с.
- В.Е. Голант, А.П. Жилинский, И.Е. Сахаров. Основы физики плазмы. – СПб.: Лань, 2011. – 448 с.
- И.Е. Андреевский. О наместниках, воеводах и губернаторах. История государственного управления в России (IX-XIX вв.). – М.: Либроком, 2014. – 166 с.
- И.Е. Дронов. Император Александр III и его эпоха. – М.: Академический проект, 2016. – 656 с.
- И.Е. Дронов. Император Александр III и его эпоха. – М.: Академический проект, 2017. – 656 с.
- И.Е. Аничков. И. Е. Аничков. Труды по языкознанию. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 1997. – 510 с.
- И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – М.: Юрайт, 2017. – 208 с.
- И.Е. Домогацкая. 90 поурочных планов по предметам "Развитие музыкальных способностей и развитие речи". Для детей 3-5 лет. – М.: Классика-XXI, 2011. – 44 с.
- И.Е. Митина. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги / English Proverbs and Sayings and Their Russian Equivalents. – М.: КАРО, 2009. – 336 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|