Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Древнегреческие философы об обществе и общественном развитииФилософия
1) Отличие философского анализа общества и государства от мифологического
Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно «любовь к мудрости». «Любовь к мудрости» всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Прежде чем характеризовать их взгляды на общество и государство, необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о «пяти веках» человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.
Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:
• миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество
из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,
• миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,
• миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в
нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,
• миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
• миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.
2) Платон об обществе и государстве.
Платон (428/427-348/347 гг. до н. э.) знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу - знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет), и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.
Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах «Государство» и «законы».
• В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии: 1) «династия», такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,
2) «аристократия» т. е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,
3) такое состояние государства и общества, которое может быть названо «идеальным»,
• Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри поселения. Государство и общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей,
• Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном государстве. Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея разделения общественных функции между разными социальными группами,
• По мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи (воины)
живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество - общее, Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников,
• Отсюда становиться понятным, что Платон безоговорочно признает приоритет общественных, общих интересов над интересами личными, выше ставит государство, подчиняя ему отдельную личность.
Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.
3) Аристотель об обществе и государстве.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) также принадлежит к числу философов, значения которых в истории европейской философской мысли поистине огромно. Ученик платоновской Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: «Платон мне друг, но истина - дороже». Он известен как создатель новой школы - Лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.
Аристотелю принадлежат 158 так называемых «Политий», в которых он описывал политическое устройство ему древнегреческих полисов, городов-государств. На основе «Политии» им была составлена «Политика», систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.
• В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница
между обществом и государством. По его мнению, существуют различные
формы объединения людей: семья, поселения, государство,
• Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий «господства», власти,
• Взгляд на идеальное государство у Аристотеля также отличался от
представлений Платона. Платон, в сущности, создавал утопию, его проект
не имел шансов бать реализованным. Аристотель отталкивался от анализа
описанных им форм государственного устройства полисов, их достоинств
и недостатков. По мнению Аристотеля, существовало три вида «правильных» форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по Убеждению Аристотеля, недостаток этих «правильных» форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в «неправильные» формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной). Поэтому он выдвигал идею формирования «смешанного государства», счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства «политией». Идея «смешанного государства» получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на формирование в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную,
• Аристотель, таким образом, сохраняя платоновское убеждения в приоритете интересов общества в целом над интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами.
Основные понятия:
философия, государство (по Платону), государство (по Аристотелю), «правильные» и «неправильные» формы государства (по Аристотелю).
Вопросы и задания:
1) Дайте определения основным понятиям темы.
2) В чем состоят отличия философии и мифологии?
3) Расскажите о взглядах Платона по вопросу общества и государства.
4) Расскажите о взглядах Аристотеля на общество и государство.
5) В чем состояли отличия взглядов Платона и Аристотеля?
Описание предмета: «Философия»Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа,
космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре
внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют
философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.
Основные проблемы философии.
1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать
существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным
неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века
противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие
ограничивается природой, миром естественных тел.
2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего
возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто
конкретное чувственное.
3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.
4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.
5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине…
6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.
Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или
субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема
материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное
является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.
Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное
начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен,
Гераклит.
Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное
(производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор,
Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два),
которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.
Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так
и идеализма.
Формы материалистических учений:
1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то
единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.
2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти
законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились
тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.
3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит
за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы
рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.
4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира,
противоречивость бытия, развитие материального мира.
Формы идеализма: субъективный и объективный.
1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.
Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.
Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.
2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание»,
дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.
Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это
символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.
Литература - А.П. Панфилова. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. – 536 с.
- А.И. Амосов. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последние столетия. Закономерности социального и экономического развития. – М.: ЛКИ, 2009. – 312 с.
- Д.С. Клементьев, Л.М. Путилова, Е.М. Осипов, Т.П. Лебедева. История и философия науки. В 4 книгах. Книга 3. История и философия социологии. История и философия политики. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 288 с.
- И.С. Розенталь. И вот общественное мнение! Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII - начало XX вв. – М.: Новый хронограф, 2007. – 400 с.
- А.И. Ракитов, В.М. Богуславский, В.Е. Чертихин, Г.И. Эзрин. Философия. Основные идеи и принципы. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 368 с.
- А.Ф. Швейгер - Лерхенфельд. Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. – М.: Кураре - Н, 1998. – 690 с.
- Н.Н. Евреинов. Тайные пружины искусства. Статьи по философии искусства, этике и культурологии. 1920 - 1950 гг. – М.: Ecce homo, Логос-Альтера, 2004. – 200 с.
- Ислам и общественное развитие в начале XXI века. – М.: Крафт+, 2005. – 496 с.
- А.И. Демин. Божественное начало и физическое развитие живой материи. – М.: Спорт и культура-2000, 2014. – 224 с.
- Л.И. Олыптынский, М.П. Чемоданов, В.В. Корнеев. Советское общество. История строительства социализма в России. Книга 2. Становление советского социалистического общества и его борьба с фашизмом (1921-1945 гг.). – М.: ИТРК, 2015. – 368 с.
- Елена Тарасова und Елена Ушакова. Интеграция знаний об Онтогенезе и Филогенезе в Концепциях жизни. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 172 с.
- Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. Гражданское общество и духовное развитие личности. – М.: Омский государственный университет, 2002. – 296 с.
- И.П. Никитина. Философия искусства. В 2 частях. Часть 2. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 294 с.
- К.С. Гаджиев. Политология. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 426 с.
- В.Ю. Катасонов. Метафизика истории. – М.: Библиотека РЭО им. С.Ф.Шарапова, 2018. – 272 с.
- И.П. Никитина. Философия искусства. В 2 частях. Часть 2. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 232 с.
- А.И. Стронин. Политика как наука. Строение общества и процессы в нем. – М.: Ленанд, 2017. – 336 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|