Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Тревожность и ДепрессияПсихология
Среди эмоциональных расстройств тревога, в силу ее биологической значимости и распространенности, занимает особое место. Она, в некоторой степени, является индикатором душевного благополучия и равновесия личности, а так же во многом предопределяет ее поведение. В последнем глоссарии ВНЦПЗ АМН СССР (1990) тревога в качестве факультативного симптома описывается в структуре не менее 40 психопатологических синдромов и состояний. Многие современные исследователи указывают на то, что любое невротическое или неврозоподобное состояние, какую бы форму оно не принимало, нередко включает в себя тревожность, в качестве одного из сопутствующих признаков.
Тревожность, по-другому еще называют боязливостью. Основные тревожные черты это:
сдерживание чувств;
накопление и торможение аффекта;
робость;
необоснованные угрызения совести;
чувство долга;
сомнения;
страх перед возможными ошибками;
суетливость;
недоверие к жизненному процессу;
ожидание опасности;
потеря перспективы;
Определенный уровень тревожности присущ каждому человеку. Это естественная и обязательная составляющая активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая, «полезная тревожность», которая обеспечивает человеку достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации. Это своеобразное чувство собранности, которое может перерасти в настороженность, а иногда и в чувство хронической боязливости, страха и напряженности возрастание тревоги происходит в связи с уменьшением уровня адаптации к условиям окружающей среды.
Возникновение тревоги может быть связанно как с внешними, так и с внутренними факторами. Под воздействием внешних условий тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, и может быть различна как по интенсивности, так и по продолжительности.
Под внутренними факторами понимается индивидуальная характеристика личности, отражающая предрасположенность субъекта к тревоги и предполагающая у него наличие тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций, как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Личности относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них весьма напряженно, выраженным состоянием тревоги.
Измерение тревожности, как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. И если психологический тест выявляет высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание полагать у субъекта проявление состояния тревоги практически во всех жизненных ситуациях - и в самых мало значимых, и особенно, когда эти ситуации являются переломными, решающими или рискованными. Для тревожных личностей характерно продумывать на перед ситуации и предполагать наихудший исход. То есть - нагнетать стресс.
В некоторых случаях тревожность может стать господствующей, накладывая отпечаток на все поведение человека. В этих случаях нередко обнаруживаются и физические проявления этого состояния в виде повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, которая, воздействуя на сосудистую систему может привести к физическому чувству стесненности, страха и тоски.
Иногда, раннее компенсируемая тревожность может усилиться в связи с возникновением депрессии. И наоборот - повышенная тревожность и сопутствующая ей низкая самооценка, тревожная мнительность, неверие в успех, могут привести к развитию депрессивного состояния.
Депрессия - это сильно пониженное, по отношению к норме, настроение. Она характеризуется триадой психических расстройств - пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов и двигательной заторможенностью. Наиболее характерный признак депрессивного сосотояния - это угнетенное, подавленное, тоскливое настроение. Выраженность депрессивных нарушений может быть различной - от легкой степени (подавленности, безрадостности), до глубокой депрессии, с ощущением безысходности и отчаяния.
Депрессия, как и тревожность, не обязательно является психическим заболеванием. Причинами возникновения и развития данных состояний могут послужить условия длительного стресса. Например, ситуация постоянного риска, очень длительная нагрузка, постоянная борьба, невозможность достижения целей и т. п.
В таких ситуациях, когда человек не имеет возможности изменить условия в которых он находится, необходимо изменить к ним свое отношение. И очень важно сделать это вовремя. Именно поэтому исследование уровня тревожности и уровня депрессии являются важной составляющей для психодиагностической диагностики личности, и составления психологического прогноза для общества в целом.
Список использованной литературы:
Готфруа Ж. Что такое психология
Леонгар К. Акцентуированные личности
Еникеева Д. Д. Популярные основы психиатрии. С., 1997.
Стресс и здоровье (Методические материалы в помощь лектору). М., 1989.
Социальная и клиническая психиатрия /Том 5, № 1. М., 1995.
Описание предмета: «Психология»Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для
человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия,
мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как
явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.
наук, изучающих природу и общество.
Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на
уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы - сознания.
Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные
исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.
фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно
переживаются как происходящие во внутреннем мире.
Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме
биологического и социального в развитии психики человека.
Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление,
которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта,
функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии
исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к
процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей,
мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание
их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.
Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту,
позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.
конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов
деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы
собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Литература - Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк, И.Ф. Дьяконов. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. – М.: СпецЛит, 2010. – 304 с.
- Б.В. Овчинников, И.Ф. Дьяконов, Л.В. Богданова. Психическая предпатология. Превентивная диагностика и коррекция. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2010. – 368 с.
- Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк, И.Ф. Дьяконов. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. – М.: СпецЛит, 2010. – 304 с.
- О.В. Немиринский. Симптом и контакт. Клинические аспекты гештальт-терапии. – М.: МИГТиК, ИОИ, 2015. – 294 с.
- Елена Юрьевна Кравцова und Галина Александровна Мартынова. Ишемический инсульт у лиц трудоспособного возраста. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 232 с.
- Татьяна Иванова. Депрессия в детском возрасте. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 216 с.
- Александр Бобров. Депрессия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 392 с.
- Скотт Стоссел. Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 464 с.
- Сьюзан Дэвид. Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
- Джозеф А.Аннибали. Тревожный мозг. Как успокоить мысли, исцелить разум и вернуть контроль над собственной жизнью. – М.: Эксмо, 2017. – 320 с.
- Ксения Иваненко. Психические расстройства и головы, которые в них обитают. – М.: АСТ,Времена 2, 2017. – 304 с.
- Маккей Мэтью, Скин Мишель, Патрик Фаннинг. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники. – М.: ИГ "Весь", 2018. – 256 с.
- Мэтью Маккей, Мишель Скин, Патрик Фаннинг. Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2018. – 512 с.
- Атертон Дрент. Танец с интуицией. Найти внутренний покой и освободиться от тревожности. – М.: ИГ "Весь", 2018. – 320 с.
- Пол Кидуэлл. Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 288 с.
- Артемьев Захар Артемьевич. Люди и их тараканы. – М.: АСТ, 2018. – 272 с.
- Митху Сторони. Без стресса. Научный подход к борьбе с депрессией, тревожностью и выгоранием. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 320 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|