Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Филосовская концепция Чаадаева П.Я. Философия
Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей филосовской мысли Росии западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, - его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из «филосифических писем» напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть филоствской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами писема считались утерянными и найдены были только в 1935г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.
Перейдем к изучению концепции Чаадаева.
Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку. Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит: «Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ».
У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, натура искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайшихмистиков христианского Востока (св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал «пламень вещей», то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувствовал «пламень истории», ее священное течение, ее мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос- Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в «таинственном его единстве» (т. е. в Церкви).
Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю (хотя исторический процесс таинствено и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против «суеверной идеи повседневного вмешательства Бога». Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию, к краткому изложению которой мы сейчас и перейдем.
«Жизнь (человека, как) духовного существа, - писал Чаадаев в одном из своих «Философических писем», - обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом». Одной стороной человвек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но от «животного» начала к «разумному не может быть эволюции».
Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочаеше связан с обществом бесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним. Без сляния и общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайно важные выводы. Прежде всего, «происхождение» человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, - иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивидуальное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, с существе своем исходит от того, что выше людей - от Бога.
Из этой двойной зависимости человека (от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания. «Все бдаго, которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе». Этот супра-натурализм не переходит в окказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, - наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы человека. Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу и, чтобы подействовала ее разрушительная сила, она (свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше.
Это учение о 2страшной» силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы, - учением о первородном грехе. Для Чаадаева «Субъективных» разум полон «обманчивой самонадеянности»; идеология индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без колебания заявляет: «Назначение человека - уничтожение личного бытия и замена его бытием вполне социальным или безличным».
Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишб попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной стороны, а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть «начало искаженное, искалеченное, изврещенное произволом человека». Для Чаадаева источник знания - «столкновение сознаний», иначе говоря, взаимодействие людей. Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется идеями разума.
Если реальность «высшего сознания» стоит над сознанием одельного человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики человека, дан в еаличности исторического бытия, как особой форме бытия. Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства.
Смысл истории осуществляется «божественной волей, властвующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным целям». Это есть концепция проведенциализма. По Чаадаеву творится Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма. Но Царство Божие для него творится на земле, - оттого христианство и исторично по существу, - его нельзя понимать «потусторонне». Для чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, устанавливается единство самой Церкви. Отсюда высокая оценка Запада. «На Западе все создано христианством».
Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображениями.
Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какуб навевала история Запада. Чаадаев откровенно признает какойто странный ущерб в самой идее провиденциализма: «Провидение исключило нас из своего благодетельного действия на человеческий разум., всецело предоставив нас самим себе».
В развитии своего филосовского мировозрения Чаадаев по-разному решал эту «загадку» России. В начале Он пришед к выводу, что Россия предназначена для того, что-бы послужить уроком для остального человечества. Именно эта позиция варажна в первом из «Философических писем» (которе было опубликовано). Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определенность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще выступить на поприще исторического действия еще не наступила.
Дальше он развивает мысль: «Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне интересов национильностей и поручило наминтересы человечества».
Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.
Описание предмета: «Философия»Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа,
космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре
внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют
философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.
Основные проблемы философии.
1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать
существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным
неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века
противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие
ограничивается природой, миром естественных тел.
2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего
возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто
конкретное чувственное.
3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.
4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.
5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине…
6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.
Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или
субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема
материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное
является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.
Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное
начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен,
Гераклит.
Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное
(производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор,
Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два),
которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.
Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так
и идеализма.
Формы материалистических учений:
1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то
единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.
2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти
законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились
тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.
3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит
за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы
рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.
4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира,
противоречивость бытия, развитие материального мира.
Формы идеализма: субъективный и объективный.
1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.
Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.
Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.
2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание»,
дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.
Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это
символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.
Литература - П.Я. Циткилов. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2010. – 448 с.
- П.Я. Гальперин. Четыре лекции по психологии. – М.: КДУ, 2000. – 112 с.
- П.Я. Чаадаев. П. Я. Чаадаев. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – 656 с.
- П.Я. Чаадаев. Цена веков. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 258 с.
- К.Д. Кавелин, Д.И. Писарев, Н.А. Бердяев, А.А, Потебня, П.Я. Чаадаев, Г.Г. Шпет, М.А. Бакунин, В.С. Соловьев. Из истории отечественной философской мысли (комплект из 9 книг). – М.: Правда, 1989. – 5904 с.
- П.Я.Антропов. Геология СССР. Том XXVII. Мурманская область. Часть I. Геологическое описание. – М.: , 2012. – 726 с.
- П.Я. Гальперин. Лекции по психологии. – Минск: АСТ, КДУ, Харвест, 2008. – 400 с.
- П.Я. Гальперин. Лекции по психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
- Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли (1828–1850-е годы). – М.: , 2007. – 129 с.
- Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли (1828–1850-е годы). Показания Чаадаева. – М.: , 2008. – 234 с.
- Чаадаев П.Я. Письма и комментарии. – М.: , 2008. – 356 с.
- П.Я. Гальперин. Введение в психологию. – М.: КДУ, 2007. – 336 с.
- П.Я. Черных. Историческая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2011. – 378 с.
- П.Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего. – М.: Лениздат, Команда А, 2014. – 288 с.
- Черных П.Я. (КОМПЛЕКТ-2тома)Историко-этимологич.словарь рус.я. – М.: Дрофа, 2008. – 624 с.
- П.Я. Гальперин. Лекции по психологии. – М.: КДУ, 2015. – 400 с.
- П.Я. Рысс. Русский опыт. Историко-психологический очерк русской революции. – М.: Кучково поле, 2017. – 224 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|