Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Миф и мистицизм в религиозных системах Японии и Индии. Мифология
Появление «новых религий» как движений исторически нового, буржуазного типа представляло собой в Индии и Японии плавный, естественный процесс, не сопровождавшийся системным кризисом религии в целом, подобным тому, какой пережила Европа при становление протестанизма. Именно эта эволюционность, отсутсвие выраженной революции в религиозной сфере, по-видимому, и дали основание Н. Маркфарланду говорить об отсутсвии в истории религий этих стран феномена, аналогичного Реформации. Между тем такой как бы естественный ход обновления, реорганизации религиозной надстройкой совершенно закономерен для стран, где религия традиционно представляла собой ячеистое, конгломератное образование и содержала и структуры, не связанные тесно с феодальной надстройкой, и, следовательно, могущие быть использованными на новом витке общественного развития без радикальной ломки исторически предшествовавших структур.
Многообразие форм вероисповедной практики и религиозных течений в Индии и Японии связаны с исконной природой автохтонных течений - индуизма и синтоизма, отсутствием их привязки к какому-то одному конкретному основателю, с их уходящими в родо-племенное общество корнями. Обе традиции - синкретическая японская, возникшая в результате синтеза, смешения синтоизма и буддизма и испытавшая немалое воздействие конфуцианства и даосизма, и индуистская, вобравшая в себя культы как ведийских богов, так и божеств народов субконтинента, - превращали Японию и Индию в страны «тысячи богов».
Cохранение политеизма уже само по себе создавало возможность складывания многочисленных религиозных групп, объединявшихся по принципу преимущественного поклонения кому-либо из многочисленных фигур религиозного пантеона: в Японии главным образом в виде культа ками - божеств и духов, населяющих и одухотворяющих всю природу, или горных божеств, в Индии - в виде групп сампрадайя, выделяемых в зависимости от почитания основных божеств индуизма - Вишну, Шивы, Брахмы и др.
Вместе с тем в реальности подавляющее большинство и японцев и индийцев никогда практически не отдавало исключительного предпочтения одному из богов: различные божества связывались с теми или иными сферами человеческой жизни, природными явлениями, с поддержанием тех или иных сторон общественной жизни и космическими процессами. В домашнем ритауле и в религиозных паломничествах, составлявших важнейшую черту религиозной жизни обеих стран, человек почитал множество сверхъестественных существ.
Большое влияние на синтоизм Японии, оказало наложение политеизма из Китая и Кореи, а именно махаянского буддизма с его представлениям о бессчисленных буддах и бодхисаттвах. Их соединение при котором местные божества начинали трактоваться как защитники и покровители буддизма, а будды и бодхисаттвы как спасители синтоистских божеств, умножило и закрепило внутриконфессиональный плюрализм религиозного мышления, когда весь видимый и невидимый мир представал ареной действия сонма сверхъестественных сил в их сущностном, космическом единстве и единстве человека.
Авторитетный исследователь религиозных традиций Японии Х. Б. Эрхарт, пишет: «Одна из тем, которые красной нитью проходят через историю религии в Японии, - близость человека, богов и природы. В этом контексте под богами могут пониматься как ками синто, так и будды и бодхисатвы (буддийские божества). Тенденция иудео-христианской теологии выражается в представлении об иерархии, в которой на первом месте божество, на втором человек, на третьем третируемая как «низкое» природа. В религии японцев все три начала более или меннее равноправны. Человек, боги и природа образуют треугольник гармонических отношений и взаимосвязей. Гармония между человеком, богами и природой есть краеугольный камень японской религии «.
Такой «краеугольный камень» синкретизма лежал в основе индуистского мироощущения с той непринципиальной разницой, что он сложился на базе одной религии. Сама эта религия тоже не представляла собой единого целого, слагалась из множества течений, местных культов, была настолько разнообразной в своих проявлениях, что позволяла и самим приверженцам и некоторым исследователям определять ее как смешение различных вероисповеданий, совокупность религиозных систем, связанных воедино общим происхождением. В своем исследовании индуизма крупнейший индийский ученый Н. Чаудхури приходит к заключению: «. в конечном счете индуизм явился чрезвычайно развитой формой анимизма, не проводившего пограничной черты между материальной и духовной сферами».
Из этого, пропитывающего все сферы бытия сверхъестественным началом мифологического мировидения в обеих странах по мере эволюции социальных структур рождалось мировидение мистическое. На зависимость развитости мистической традиции от политеизма обращает внимание американский религиовед Р. Зэнер: «Можно со всей определенностью утверждать, что строго монотеистические религии в принципе не предрасположены сами по себе к мистицизму».
В современном религиоведении отсутствует единое понятие слова «мистицизм». Ряд авторов связывают мистицизм с шаманизмом и магией, рассматривая шаманизм как первоначальную форму мистицизма и как исходную форму религии вообще. Мистицизм есть особая форма мировосприятия, основанная на ощущении более или менее полной идентичности духовного начала человека как субъекта культовой деятельности с силами, обуславливающими бытие всего мира, со сверхъестественной реальностью.
С мифологическим сознанием мистицизм роднит непосредственное переживание единства с этими силами, но разделяет то, что в первом случае носителем этого сознания является группа, некий коллектив, из которого индивид не вычленяет себя в качестве самоценной и отдельной от него сущности, а во втором - отдельная личность, выпавшая в ходе общественного развития из своего первичного социально-природного места и ценой индивидуальных усилий восстанавливающая утраченную слиянность на более высоком, филофизированном уровне. Вообще говоря, мифологическое сознание есть форма группового культового сознания, мистициз - индивидуалистического.
Мифологическое сознание рождает мистицизм спонтанно, на том этапе, когда оформляется институт священнослужителей. С двумя типами религионого сознания - мифологическим и мистическим - был связан идентичный состав религиозных деятелей. Носителями мистицизма выступало монашество - буддийское в Японии, саньясины в Индии. А носителями мифологического сознания и в Японии, и в Индии являлись жрицы. Наконец, на периферии, в рамках «народной религии» существовали многочисленные фигуры, еще более архаичные, чем жрецы, но также связанные с мифологическим сознанием, - разнообразные шаманы, маги, чародеи, особенно значимые для японской традиции. Если жречество представляло, условно говоря, религиозную ветвь мифологического сознания, то шаманы и маги
• магическую.
Хотя категории религиозных деятелей были идентичны в обеих религиозных традициях, их положение по отношению к общественной системе в целом в Индии и Японии значительно различались. Функции идеологизации, поддержания и освящения общественной структуры в этих странах осуществляли разные категории религиозных деятелей.
В Индии в таком качестве выступали жрецы-брахманы, находившиеся наверху кастовой иерархии и обслуживающие религиозные потребности остальных групп в соответствии с их кастовой принадлежностью. Кастовая форма религиозных отношений была неразрывно слита с традиционной, кастовой системой общественных отношений и освящала ее, будучи прочно вписана в надстройку традиционного общества.
Напротив, монах-саньясин в Индии являлся сугубым индивидуалистом, никакими узами не связанным с обществом, не несущим никакой общественной нагрузки даже в той мере, в какой ею было обременено монашество в других конфессиональных системах. Его удел - только мистический поиск богослияния.
Буддийское монашество в Японии выступало как главный обновитель религиозной традиции: основоположниками всех крупнейших течений местного буддизма были монахи. Но в отличии от индийских монахов, японское монашество было тесно связано с общественно-политической системой и государственностью, вплоть до выполнения функций полицейского надзора. Монашество даже вмешивалось в политическую жизнь страны. Для Японии была характерна прочная связь монастырей со всей системой социально-политической организации.
Следует оговорится, что описанная нами дифференциация функций различных типов религиозных деятелей в индийской и японской традициях, разумеется, достаточно схематична. На практике нередки были случаи, когда храмовой жрец собирал вокруг себя учеников и представал ярчайшим мистиком и обновителем религии например, основатель одной из первых новых религий Куродзуми-кё Мунэтада.
Важно подчеркнуть, что непосредственно с традиционной надстройкой были связаны в одной случае жрецы, в другом - монашество, а прочие категории религиозных деятелей не были в нее интегрированы достаточно прочно, находились в сравнительно свободном состояние.
С особенностями же мифологического и мистического компонентов религиозной традиции этих стран, не разделявших, по сути, творца и творение связана еще одна весьма важная черта. В синтонизме нет сказания о сотворение человека, ибо между человеком и ками нет существенной разницы, каждый род имеет своим предком ками. Предполагается, что при определенных обстоятельствах любой может превратиться в ками после смерти. Например, как живой ками рассматривался и император.
Непроходимой грани между человеком и сверхъестественным началом не было и в японском буддизме, большинство сект которого исходило от отождествления всех живых существ, всех вещей с космическим Буддой.
Монахи-саньясины находились за бортом кастовой системы и соответсвенно считались ритуально нечистыми. Однако, обладая высшим религиозным знанием, они в сознании масс наделялись возможностью полного контроля над материальной природой. Вера в магические чары религиозного наставника-саньясина (сиддхи) соединяла в одном и том же лице мифомагизм и мистицизм. Сверхъестественные способности не даровались автоматически ни правом рождения, ни милостью божества, они по логике индусского мистицизма создавались ценой индивидуальных усилий под руководством наставника. Впрочем, наставник в некоторых течениях мог наделить ученика магическими способностями, волевым актом передать их ему.
Еще одной чертой, выводимой опять же из заложенных в мифе и мистицизме архаических представлений о нерасчлененности бытия и свойственной обеим религиозным традициям, было тесное вплетение религиозного начала в повседневную жизнь. Само по себе переплетение бытового и хозяйственного имело ряд аспектов. В условиях индуисского общества оно реализовывалось прежде всего через понятие «дхарма» - детальную регламентацию всех сторон жизни и обязанностей человека, вытекавшую из его кастовой принадлежности и имевшую религиозное обоснование. Сакральное значение придавалось мельчайшим подробностям принятия пищи, личных отношений и т. п., религиозными обрядами сопровождалось вступление человека в каждый новый этап жизни. В сравнительно смягченном по сравнению с индуизмом виде, но все же достаточно ярко выраженно была развита бытовая обрядность и в синто.
Однако наиболее существенным, глубинным, моментом в переплетении мирского и сакрального была потусторонняя ориентация религиозного комплекса, свойственная сознанию мирян в обеих традициях. В отличие от христианства, ориентирующего верующего на восприятие земного бытия как бренного, как прелюдию к вечной жизни, индуистское и японское религиозное мировоззрение в его обыденном варианте, было сосредоточено на идее преходящей, но все же ценности того мира, в который человек вновь и вновь возращается в результате перерождений.
Нереальный, потусторонний мир как бы пронизовал собой мир посюсторонний, и задача верующего состояла не в пренебрежении к бытию, а в умении наладить с ним гармонические отношения, увидеть свое сакрально обусловленное место в нем, следовать его законам, аналогичным законам космического порядка. Близость божества, ками и духов дала каждой из религиозных традиций сильный стимул к установкам на наслаждение дарами мира, в котором естественной переплетается с неестественным.
В сознании широких масс мирян процветало чисто мифологическое, контрактное отношение к культу: ублаженное божество обязано было вознаградить своего приверженца вполне реальными благами. Божества - дарователи богатства, плодородия и удачи - важнейшие персонажи пантеона религиозных систем Индии и Японии.
Итак, чертами, сближающими религиозные традиции Индии и Японии, были устойчивое сохранение мифологического восприятия и развитость генетически преемственных по отношению к нему форм мистицизма. Как их следствие в религиозных системах превалировали недуализм мирского и сакрального, материального и духовного, бога и человека, выражающийся в частности, в признании божественного, полубожественного статуса или прямой связи со сверхъестественным началом за определенными категориями религиозных деятелей. Вот с таким, довольно отличавшимся от средневекового христианского, религиозным «багажом» подошли Индия и Япония к контакту с западным миром.
Описание предмета: «Мифология»Мифология (греч. mytholog?a, от m?thos - предание, сказание и l?gos - слово, рассказ, учение), фантастическое
представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме
устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя,
основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его
общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный
мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как
одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти
представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него
признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и
разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические
образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес
(Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада
или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и
демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.
Обобщающие понятия в мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (когда
одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм
(фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или
племени). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от
самой вещи.
Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом
людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них
усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках.
Создавалась мифология о сменах прежних божественных и демонических поколений. Попытки разобраться в будущем, в
загробной жизни привели к возникновению мифологии эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного
строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как
произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.
В первобытнообщинной формации мифология была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В
раннеклассовом обществе мифология стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных,
социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и
литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное
оформление и использование.
Научный подход к изучению мифологии возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась
главным образом античная мифология; знакомство с историей, культурой и мифологией Египта, народов Америки,
Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению мифологии разных народов. В 18 в. историческое
понимание мифологии дал итальянский философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико французского просвещение с его
отказом от исторического подхода, рассматривавшее мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие,
представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, английский поэт
Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение
общенародной мудрости. Романтизм усилил интерес к мифологии. Началось собирание и изложение народных сказаний,
легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник
национальной культуры и привлекавшая мифологию для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её
первые представители: немецкие учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).
В рамках мифологической школы в середине 19 в. возник ряд позитивистских мифологических теорий. Современные
теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания,
вследствие чего мифология истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла
быть на заре человеческой истории.
[Философская энциклопедия. – М., 1991.]
Литература - В.Л. Достов, П.М. Шуст, А.А. Валинурова, А.В. Пухов. Электронные финансы. Мифы и реальность. – М.: КноРус, ЦИПСиР, 2012. – 232 с.
- А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. Управленческие решения. в экономических системах. – М.: Книга по Требованию, 2009. – 480 с.
- В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. Принятие решений. Прогнозирование в глобальных системах. – М.: Либроком, 2010. – 176 с.
- В.Н. Вагин, Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская, М.В. Фомина. Достоверный и правдоподобный вывод в ителлектуальных системах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 704 с.
- А.В. Васильков, И.А. Васильков. Безопасность и управление доступом в информационных системах. – М.: Форум, 2010. – 368 с.
- В.Н. Вагин, Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская, М.В. Фомина. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 712 с.
- С.И. Ипатов. Миграция небесных тел в Солнечной системе. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 320 с.
- А.Калюжная. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. – М.: Литера, 2001. – 224 с.
- А.А. Малюк, С.В. Пазизин, Н.С. Погожин. Введение в защиту информации в автоматизированных системах. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2005. – 147 с.
- А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. Управленческие решения в экономических системах. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
- И.Ю. Шауб. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII-IV вв. до н. э.). – М.: Филологический факультет СПбГУ, Издательство СПбГУ, 2007. – 484 с.
- В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. Принятие решений. Прогнозирование в глобальных системах. – М.: Либроком, 2013. – 176 с.
- Л.И. Сосковец. Политическая система Японии. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 166 с.
- Л.И. Сосковец. Политическая система Японии. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 164 с.
- Л.И. Черникова, Г.И. Хотинская. Трансформации в экономических системах. Взгляд финансиста. – М.: КноРус, 2018. – 192 с.
- И.Африн. Пространство бессознательного. Мифы и архетипы, которые нами управляют. – М.: ИОИ, 2018. – 452 с.
- М.И. Стеблин-Каменский. Миф. Его место в эволюции человеческого сознания. – М.: Ленанд, 2018. – 104 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|