Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме. Мифология
Описание предмета: «Мифология»Мифология (греч. mytholog?a, от m?thos - предание, сказание и l?gos - слово, рассказ, учение), фантастическое
представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме
устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя,
основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его
общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный
мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как
одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти
представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него
признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и
разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические
образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес
(Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада
или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и
демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.
Обобщающие понятия в мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (когда
одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм
(фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или
племени). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от
самой вещи.
Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом
людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них
усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках.
Создавалась мифология о сменах прежних божественных и демонических поколений. Попытки разобраться в будущем, в
загробной жизни привели к возникновению мифологии эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного
строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как
произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.
В первобытнообщинной формации мифология была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В
раннеклассовом обществе мифология стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных,
социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и
литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное
оформление и использование.
Научный подход к изучению мифологии возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась
главным образом античная мифология; знакомство с историей, культурой и мифологией Египта, народов Америки,
Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению мифологии разных народов. В 18 в. историческое
понимание мифологии дал итальянский философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико французского просвещение с его
отказом от исторического подхода, рассматривавшее мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие,
представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, английский поэт
Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение
общенародной мудрости. Романтизм усилил интерес к мифологии. Началось собирание и изложение народных сказаний,
легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник
национальной культуры и привлекавшая мифологию для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её
первые представители: немецкие учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).
В рамках мифологической школы в середине 19 в. возник ряд позитивистских мифологических теорий. Современные
теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания,
вследствие чего мифология истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла
быть на заре человеческой истории.
[Философская энциклопедия. – М., 1991.]
Литература - О.А. Донских, А.Н. Кочергин. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. – М.: Красанд, 2010. – 280 с.
- А.А. Куликов. Космическая мифология древних славян. – М.: Лексикон, 2002. – 256 с.
- Р.Н. Дандекар. От вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. – М.: Восточная литература, 2002. – 286 с.
- И.Г. Садовская. Мифология. – СПб.: Алетейя, 2000. – 320 с.
- Роберт Вейман. История литературы и мифология. – М.: Прогресс, 1975. – 344 с.
- Л.Н. Воеводина. Мифология и культура. Учебное пособие. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – 384 с.
- И.Е. Ермолова, И.С. Култышева, Е.И. Светилова, Н.Р. Шопина. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. – М.: Феникс +, 2003. – 296 с.
- Ф.И. Буслаев. Народный эпос и мифология. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.
- Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2007. – 736 с.
- Николай Костомаров. Славянская мифология. – М.: Чарли, 1995. – 686 с.
- Мифологии древнего мира. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1977. – 456 с.
- Л.Леви-Брюль. Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов. – М.: Красанд, 2012. – 256 с.
- А.А. Тахо-Годи. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989. – 304 с.
- Словарь греческой мифологии. – М.: Центрполиграф, 2008. – 256 с.
- А.Г. Петискус. Олимп. Мифология греков и римлян. – М.: Товарищество М. О. Вольф, 1913. – 454 с.
- А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 526 с.
- Елена Доброва. Популярная история мифологии. – М.: Вече, 2003. – 512 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|