Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Мифы древности о происхождении мира и людейМифология
1) Что такое миф? Происхождение мифа.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.
Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых
склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать
в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания
и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из
потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.
2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
• космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
• антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или
иных культурных благ,
• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.
Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:
мифы развития | мифы творения
|
В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен цией, превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элеменменного первоначального состояния, |тов (огня, воды, воздуха, земли)
предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом, Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном, творцом (творец может кая мифология), небытие (древнееги- |иметь облик человека или животногопетская, скандинавская и др. мифоло-|гагары, вороны, койота). Самый известгия). «. все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский вестности, все холодное, все в молча-|рассказ о семи днях творения: «И скании: все бездвижное, тихое, и прост- |зал Бог: да будет свет. и отделил ранство неба было пусто. «- из |Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет мифов Центральной Америки. |днем, а тьму ночью. «
Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
3) Особенности мифологического сознания.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированнуювыше
мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
• В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрыв-
ное, единое,
• В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено,
• Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие,
• Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о тече-
нии времени,
• Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
• Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
• Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
• Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Основные понятия:
миф, группымифов: космогонические, антропогонические, эсхатологичес-
кие, мифы о культурном герое.
Вопросы и задания:
1) Дайте определение основным понятиям.
2) Какие тематические группы мифов принято выделять науке?Чем объяснить близость мифов, существовавших у народов, не вступавших в контакты
друг с другом?
3) Расскажите известные вам космогонические, антропогонические, эсхатологические мифы, мифы о культурном герое.
4) Верно ли утверждение, что мифотворчество является фактом далекого прошлого. Что вам известно о мифах, возникших в современную эпоху?
Описание предмета: «Мифология»Мифология (греч. mytholog?a, от m?thos - предание, сказание и l?gos - слово, рассказ, учение), фантастическое
представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме
устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя,
основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его
общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный
мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как
одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти
представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него
признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и
разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические
образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес
(Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада
или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и
демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.
Обобщающие понятия в мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (когда
одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм
(фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или
племени). Более высокой ступенью развития мифологии явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от
самой вещи.
Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом
людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них
усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках.
Создавалась мифология о сменах прежних божественных и демонических поколений. Попытки разобраться в будущем, в
загробной жизни привели к возникновению мифологии эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного
строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как
произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.
В первобытнообщинной формации мифология была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В
раннеклассовом обществе мифология стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных,
социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и
литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное
оформление и использование.
Научный подход к изучению мифологии возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась
главным образом античная мифология; знакомство с историей, культурой и мифологией Египта, народов Америки,
Востока дало возможность перейти к сравнительному изучению мифологии разных народов. В 18 в. историческое
понимание мифологии дал итальянский философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико французского просвещение с его
отказом от исторического подхода, рассматривавшее мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие,
представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, английский поэт
Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение
общенародной мудрости. Романтизм усилил интерес к мифологии. Началось собирание и изложение народных сказаний,
легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник
национальной культуры и привлекавшая мифологию для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её
первые представители: немецкие учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).
В рамках мифологической школы в середине 19 в. возник ряд позитивистских мифологических теорий. Современные
теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания,
вследствие чего мифология истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла
быть на заре человеческой истории.
[Философская энциклопедия. – М., 1991.]
Литература - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. 2-й год обучения. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2013. – 256 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 272 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2015. – 128 с.
- О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 6 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 80 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 3 класс. Лексико-грамматический практикум. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 160 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 4 класс. Лексико-грамматический практикум к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 160 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностика результатов образования. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. 2 год обучения. Книга для чтения к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2015. – 64 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой и др. – М.: ДРОФА, 2015. – 208 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 2 класс. Диагностические работы. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 144 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 80 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 2 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 176 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. Книга для чтения к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 128 с.
- Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. Английский язык. 7 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: , 2016. – 80 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, С.Н. Макеева. Английский язык. 3 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2015. – 128 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 7 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 288 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык как второй иностранный. 8 класс. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь №1 к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 112 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|