Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Зависимость эмоционального реагирования на стресс от типа темперамента

Психология личности

В настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни, желанием общества повысить отдачу в труде от каждого его члена.

Трудности в изучении данного вопроса возникают так же из-за отсутствия целостного представления о структуре стресса и противоречивости имеющихся подходов.

Не разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы направленные на повышение адаптационных возможностей личности.

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование гипотезы о зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента. И разработка психологического экспериментального исследования для проверки данной гипотезы.

1. Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование.

В настоящее время термин «стресс» встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:

1. Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2. Сильные, как неблагополучные, так и благополучные для организма реакции разного рода;

3. Неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при разного рода воздействиях;

В Психологическом словаре, под редакцией Зинченко В. П. приводится следующее определение данного понятия:

«Стресс - это состояние психического напряжения возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (12).

Основной характеристикой стресса является независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Данный процесс Селье обозначил как Общий Адаптационный Синдром (ОАС).

ОАС - это совокупность адаптационных реакций в организме, носящих общий защитный характер (). Согласно Селье, ОАС включает в себя три этапа:

1. Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;

Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций;

Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.

Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс (). Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь (.). Это явление можно объяснить действием закона Йоркса - Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Палов И. П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток ()

Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.

В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях (), а так же разработка методов коррекции.

2. Эмоции в структуре человеческой психики. Стресс как вид эмоционального состояния человека.

Эмоции являются обязательным компонентом стресса (). Живое существо ведущее непрерывную борьбу за свою адаптацию снабжено такими механизмами, как эмоции, в особенности - тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации ().

по определению Ч. Дарвина (1872), эмоцию следует рассматривать как ответ организма на определенную ситуацию ().

К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы

Эмоции включены во все психические процессы и состояния, так как они являются древнейшей формой психического отражения. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. В деятельности эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее ().

Симонов П. В., разработавший информационную теорию эмоций, считает что, эмоция (Э) пропорциональна потребности (П), а знак эмоции зависит от соотнесения между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности (Н), и существующей наличной информацией (С). Симонов дал формулу эмоций:

Э = П (С-Н)

Соответственно, если НС, то возникает надежда удовлетворить потребность, и эмоции приобретают положительную окраску ().

Различная эмоциональная оценка вызывает и различные побуждения к действию. Но эмоции не только побуждают к деятельности, благодаря своему физиологическому механизму, они определяют так же интенсивность, темп и продолжительность деятельности.

В зависимости от влияния на процессы жизнедеятельности, различают стенические и астенические эмоции

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность, активность, настроений, общее самочувствие. Активизируют кровообращение, дыхание, усиливают обмен веществ.

Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Помимо общего угнетения кровоснабжения и дыхания, особенно страдает кровоснабжение головного мозга ().

Приведенная классификация эмоций на стеничкские и астенические соответствует классификации стресса на эусресс и дистресс ().

Такая тесная связь психических и физиологических процессов, возникающих под действием эмоций, объясняется тем, что промежуточный мозг, где находятся ведущие участки «центров эмоций», тесно связан с эндокринной системой. Эмоциональная реакция формируется высшими отделами нервной системы в зависимости от ситуации. Она активизирует деятельность гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные механизмы выражения эмоций. Отсюда восходящие сигналы активизируют высшие отделы нервной системы, а нисходящие сигналы изменяют работу симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

3 Процессы адаптации и свойства нервной системы

Считается, что «фундаментальным компонентом» психического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяется большинством авторов в качестве основной характеристики этого состояния.

Дифференциация физиологических и психических стрессов основывается на том, что они запускают разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряженности. Однако в действительности, воздействие стрессоров на индивида имеет интегральных, комбинированный характер и вовлекает одновременно и физиологические, и психологические процессы.

Важное значение в развитии психо-эмоционального напряжения играют активационные механизмы, такие как - эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости, тревожность, уровень притязаний и др.

Эмоциональная устойчивость является наиболее значимым фактором определяющим тип реагирования человека. Она подразумевает формирование необходимой в данной ситуации степени эмоционального возбуждения. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа.

Так же установлено, что характер реагирования на стресс в большей степени зависит от таких свойств нервной системы, как подвижность основных нервных процессов, способность к мобилизации, уровень эмоциональности, характеристики темперамента. Что еще раз подтверждает выводы о том что, активизированность нервной системы связанная прежде всего с нейродинамическими показателями силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, играет основную адаптивную роль ().

Такая закономерность связанна с тем, что данные процессы, являются основными свойствами нервной системы. Различное сочетание их выраженности определяет тип высшей нервной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой характера.

Эти три признака были всесторонне изучены И. П. Павловым и были положены им в основу классификации типов нервной системы:

Сила процесса возбуждения, или работоспособность клеток больших полушарий. В обычных условиях сила возбуждения в нервных клетках соответствует силе раздражителя: сильный раздражитель вызывает сильное возбуждение, слабый - слабое. Если же взять раздражитель очень большой силы, то окажется, что не всякая нервная система способна отвечать на него возбуждением соответствующей силы. Так например, у собак с сильным процессом возбуждения такой раздражитель может быть сделан условным раздражителем, причем выработка условного рефлекса происходит безболезненно для нервной системы. У собак со слабым процессом возбуждения такой раздражитель максимальной силы не только не дает условного рефлекса, но при попытках применять его даже влечет за собой задержку всей условно-рефлекторной деятельности, а иногда и длительное заболевание нервной системы.

Сила процесса торможения по сравнению с силой возбуждения, иначе говоря, способность уравновешивать процессы возбуждения процессом торможения. У некоторых собак при любой силе возбуждения может вырабатываться тормозной процесс, способный уравновесить возбуждение; у других сила тормозного процесса значительно отстает от силы процесса возбуждения, и поэтому возбуждение большой силы уже не может уравновешиваться торможением. Сила тормозного процесса определяется тем, как долго данный нервный центр может выносить непрерывное тормозное состояние. У животных с сильным тормозным процессом можно непрерывно поддерживать внутреннее торможение в течение 5 - 10 минут, тогда как животные со слабым процессом торможения не могу выносить его даже в течение 30 секунд, а попытки поддерживать его в течение 5 минут, ведут у них к серьезному заболеванию нервной системы.

Подвижность процессов возбуждения и торможения. У одних животных процессы возбуждения и торможения с большой быстротой распространяются по клеткам мозга и, что особенно важно, могут быстро сменять друг друга. У других - и распространение нервных процессов, и смена противоположных процессов друг другом проходят медленно. Подвижность нервных процессов обнаруживается, например, при перестройке выработанной у животного системы условных рефлексов. Если звук одной высоты постоянно подкрепляется пищей, а звук другой высоты не подкрепляется, то на первый звук идет слюна, а на второй - нет. Если же попробовать поступать наоборот, тогда животное с подвижными нервными процессами быстро переключиться на эти новые условия и начнет реагировать на второй звук, а на первый не реагировать, животное же с малоподвижными процессами долго не сможет приспособиться к этой перемене условий.

Значение этих трех признаков для всей работы нервной системы И. П. Павлов характеризовал следующим образом:

«Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других таких же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенство силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно (а часто - сильно и неожиданно) колеблется, то оба процесса должны, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно» ().

4. Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы

Темперамент - это закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Понятие темперамента возникло на основе учения древне греческого врача Гиппократа (6 в до н. э.).

Свойства темперамента - индивидуальный темп, ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относятся ко всем сторонам психической деятельности.

Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные способности. Темперамент зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи доказали непосредственную и прямую зависимость темперамента от общего типа нервной системы.

Павлов нашел, что среди всего многообразия нервных систем животных, прошедших через его лабораторию, ясно намечается четыре основные типа нервных систем.

По признаку силы процессов возбуждения нервной системы можно разбить на сильные и слабые. Сильные нервные системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых - тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.

В результате получаются следующие четыре типа:

Сильный, уравновешенный, подвижный - Живой тип.

Сильный, уравновешенный, мало подвижный - Спокойный, Медлительный тип.

Сильный, неуравновешенный, подвижный - Возбудимый., Безудержный тип.

Слабый.

И. П. Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный - в основе флегматического; возбудимый, безудержный - в основе холерического; слабый - в основе меланхолического ().

5. Эмоциональные реакции на стресс; их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента

Эмоциональная реакция - это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.

Эмоциональная реакция на стресс - это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр.

Как отмечал Симонов В. П.: «Индивидуальные склонности к преимущественному реагированию одной из фундаментальных эмоций лежит в основе классификации темпераментов. Слабый тип нервной системы имеет особое отношение к эмоции страха, сильный, безудержный - к эмоции ярости, сангвинический - к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям».

Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова).

Фрагмент таблицы:

Свойства темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

сила пс.

процессов

очень большая

большая

большая

слабая

истощаемость пс. активности

быстро истощается

средняя

медленная

очень быстрая

восстановле-ние пс. активн.

очень быстрое

быстрое

среднее

медленное

пс. пластич-ность

пластичен

наиболее пластичен

понижена пластичн.

средне

пластичен

Опираясь на данную таблицу можно предположить, что реакция на стресс буде различаться в соответствии с типом темперамента. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т. к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе).

Разработка эксперимента для выяснения влияния фактора темперамента на эмоциональные реакции при стрессе

Методика проведения эксперимента

Цель эксперимента: Выяснить, зависит ли от типа темперамента характер

реагирования на эмоциональный стресс, в частности такие показатели как ситуативная тревожность, настроение, активность, самочувствие.

Эксперимент планируется провести на студентах (40-50 человек) Херсонского Гуманитарного Института, в возрасте от 17 до 23 лет, обоего пола.

В эксперименте будут использоваться следующие тесты:

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА ВОИНА (Подоляк Я. В.)

Данная методика включает три шкалы «Методика трех Т».

Т1 - оценивает силу/слабость нервных процессов;

Т2 - оценивает подвижность/инертность нервной системы;

Т3 - оценивает уравновешенность/неуравновешенность нервной системы;

ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л.)

В данном эксперименте будет использоваться только первая шкала, определяющая уровень реактивной тревожности.

ОПРОСНИК С. А. Н.

Данная методика включает три шкалы для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Испытуемым будут предъявляться бланки с полным набором необходимых тестов. Важно отметить, что бланки, предлагаемые в первом опыте будут отличаться от бланков предлагаемых в последующих четырех опытах: первый бланк будет включать в себя все тесты, а второй - только тесты С. А. Н. и шкалу реактивной тревожности.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Эксперимент будет включать в себя четыре опытных тестирования (2 фоновых (контрольных); 2 экспериментальных).

Фоновые обследования будут проведены во время первого и второго семестров (середина октября, начало апреля) и будут направлены на определение типа темперамента и исходного уровня изучаемых показателей (тревожность, самочувствие, активность, настроение) для каждого студента.

Экспериментальные тестирования будут направлены на выявление изменений изучаемых показателей под воздействием стресса. А поскольку выяснено, что ситуация экзамена является для студентов фактором, создающим определенное психо-эмоциональное напряжение, так называемый эмоциональный стресс; и влечет за собой функциональное напряжение центральных механизмов регуляции сосудистого тонуса и сердечного ритма, которые обусловлены значительным нарастанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы во время стресса (), то экспериментальные тестирования будут проведены во время зимней и летней экзаменационных сессий.

Обследование будет проводиться в форме четырех кратного группового тестирования: Испытуемым будут предъявлены бланки с необходимым набором тестовых методик. Инструкция будет даваться в письменном виде на бланках.

Все данные будут заноситься в протокол.

Первое фоновое обследование

Будет проведено в начале октября. Так как в этот период у студентов должен уже закончиться период адаптации после летних каникул и, в то же время, еще достаточно долго до зимней сессии, и, следовательно, в этот период вероятность возникновения стресса связанного с учебой минимальна.

Целью первого фонового тестирования будет:

а) определить типы темперамента испытуемых;

б) разбить испытуемых на четыре группы в зависимости от типа темперамента (Холерики, Сангвиники, Флегматики, Меланхолики). Для достоверности результатов последующего исследования, в каждой группе должно быть не менее 8 испытуемых.

Распределение по четырем группам соответствующим четырем типам темперамента будет проводиться согласно классификации И. П. Павлова:

1) Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный;

2) Флегматик -сильный, уравновешенный, инертный;

3) Холерик - сильный, неуравновешенный;

4) Меланхолик - слабый;

в) определить первичный фоновый уровень изучаемых показателей (тревожность, самочувствие, активность, настроение);

Испытуемым будут предъявляться бланки формы А, с полным набором тестовых методик.

Второе фоновое обследование

Второе фоновое тестирование было введено на основании выводов сделанных в научно-исследовательской работе «Экспериментальное исследование по оценке адаптационных способностей человека в экстремальных условиях» Е. Н. Раппопорт, о целесообразности тщательного фонового обследования с целью максимально достоверного определения исходного эмоционального состояния испытуемых ()

Второе фоновое обследование будет проведено в середине апреля (время проведения выбрано по тем же соображениям, что и для первого фонового исследования).

Целью второго фонового тестирования будет:

а) вторичное определение изучаемых показателей (тревожность, самочувствие, активность, настроение);

б) вычисление среднего показателя исходного (нормального) эмоционального состояния для каждого испытуемого.

(При необходимости, т. е. если показатели полученные в первом и во втором обследовании будут резко отличаться у конкретного испытуемого, будет проведено дополнительное контрольное тестирование в индивидуальном порядке.)

Испытуемым будут предъявляться бланки формы Б, с набором тестовых методик по определению тревожности, самочувствия, активности и настроения.

Первое экспериментальное тестирование

Будет проведено во время зимней экзаменационной сессии.

Целью первого экспериментального исследования будет получение первичных данных по изучаемым показателям во время эмоционального стресса.

Испытуемым будут предъявлены бланки формы Б.

Второе экспериментальное обследование

Будет проведено во время летней экзаменационной сессии, будет полностью аналогично первому экспериментальному обследованию, и будет направленно на повышение достоверности результатов полученных во время зимней сессии.

По полученным в первом и втором экспериментальных исследованиях данным будут вычислены средние показатели тревожности, самочувствия, активности и настроения для каждого студента.

ПРИЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

1

Нахождение средних показателей по шкалам тревожность, самочувствие, активность, настроение для каждого испытуемого в контрольном и в экспериментальном обследованиях.

Расчеты будут иметь следующий вид:

1) Хiф = (Хiф' + Хiф») /2 Хiст = (Xiст' + Xiст») /2 где:

Хiф' - результат в баллах по данной тестовой шкале для конкретного испытуемого, полученный в первом фоновом обследовании;

Хiф» - результат в баллах по этой же тестовой шкале для конкретного испытуемого, полученный во втором фоновом обследовании;

Xiст' - результат в баллах по этой же тестовой шкале для конкретного испытуемого, полученный в первом экспериментальном обследовании;

Xiст»- результат в баллах по этой же тестовой шкале для конкретного испытуемого, полученный во втором экспериментальном обследовании;

Хiф - средний показатель по одной из исследуемых шкал в контрольном обследовании для конкретного испытуемого;

Хiст - средний показатель по той же шкале в экспериментальном исследовании для конкретного испытуемого;

2.

Далее будет найдена разница между средними показателями по каждой шкале в экспериментальном и в контрольном исследованиях.

Хi = Хiст - Хiф

Данная разница будет отражать степень изменения показателя во время стресса для данного фактора (типа темперамента) и будет соответственно вычислена 4 N-раз (N - количество всех испытуемых для всех четырех групп, количество изучаемых психологических шкал)

3.

Полученные результаты будут представлены в четырех факторных таблицах следующего вида:

Оценка показателя психологической шкалы (в баллах)

Тип темперамента

номера испытуемых

xi

1

.

n

Холерический

темперамент

хi

.

xn

Уxi /n

Сангвинический

темперамент

....

.

...

.

Флегматический

темперамент

...

.

...

.

Меланхолический

темперамент

...

.

...

.

4.

Данные каждой таблицы будут обработаны согласно основным положениям факторного анализа дисперсионных комплексов малых групп, с участием одного фактора.

5.

Конечные результаты будут сведены в дисперсионную таблицу вида:

(k)

(D)

(б^2)

Fst

для фактора (А)

N-1

Уx^2- ((Уx) ^2) /N

 -

(бx^2) / (бz^2)

для (Х)

a-1

У[ ((Уxi) ^2) /n]-[ (Уx^2) /N]

Dx/kx

для (Z)

N-a

Dy-Dx

Dz/kz

где:

N - общее число испытуемых в четырех группах;

a - число градаций фактора темперамента (А=4);

k - степень свободы;

D - сумма квадратов отклонений;

(б^2) - дисперсия;

Fф- фактическое значение критерия Фишера;

Fst - стандартное значение;

6.

На основании полученных результатов будут сделаны выводы о влиянии фактора темперамента на каждый из четырех изучаемых параметров (тревожность, самочувствие, активность, настроение).

В данной работе был проведен обзор литературы по заданной теме, который позволяет теоретически обосновать предложенную гипотезу.

Была разработана схема эксперимента, позволяющего практически изучить проблему влияния темперамента на эмоциональные изменения под воздействием стресса.

Список использованной литературы:

Китаев-Смык Л. А. Психология стреса. -М., 1983.

Чириков Ю. Г. Стресс без стресса -М., 1988.

Немов Р. С. Психология, кн. 1., -М., 1995.

Чайченко Г. М., Харченко П. Д. Физиология Высшей Нервной Деятельности -К., 1981.

Готфруа Ж. Что такое Психология -М.,

Леонгард К. Акцентуированные личности. - М.,

. Стресс и здоровье (Методические материалы в помощь лектору). -М., 1989.

Социальная и клиническая психиатрия /Том 5, № 1. -М., 1995.

Тылевич И. М., Немцева А. Я. Руководство по медицинской психологии. -М., 1985

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. -М., 1982.

Психология /под ред. Корнилова К. Н., Смирнова А. А., Теплова Б. М. / -М., 1948.

Психологический словарь /под ред. Зинченко П. В. / -М., 1996.

Отчет о научно-исследовательской работе «Экспериментальные исследования по оценке адаптационных способностей человека в экстремальных условиях» Раппопорт Е. Н. (УДК 612. 577. 4; 612. 014. 32). - Кишинев, 1986.

Отчет о научно-исследовательской работе «Экспериментальные исследования по оценке адаптационных способностей человека в экстремальных условия» Раппопорт Е. Н. (УДК 612. 577. 4; 612. 014. 32). - Кишинев, 1987.

Заключительный отчет о научно-исследовательской работе «Исследование функциональных возможностей оператора в изменяющихся условиях среды обитания и различной эмоциональной напряженности. Экспериментальное исследование влияния психо-эмоциональной напряженности, температуры и газового состава среды обитания на организм человека-оператора», (УДК. 517. 977), Раппопорт Е. Н. - Кишинев, 1984.


Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. Педро Сихон, Гизела Фихтл. Йога на работе и дома. – М.: Омега-Л, 2006. – 128 с.
  2. Святитель Василий епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 2014. – 848 с.
  3. О.И. Юрковский, Ю.Н. Замотаев. Состояние и перспективы реабилитации больных с постстрессовыми расстройствами. – М.: Медицина, 2009. – 252 с.
  4. Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна (комплект из 2 книг). – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 1728 с.
  5. С.И. Небыкова. Типы темперамента. Отношения. Тайна двойников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 128 с.
  6. Митрополит Антоний Сурожский. Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Никея, Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2013. – 272 с.
  7. Преподобный Иустин (Попович). Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Том 5. Толкование на Евангелие от Матфея. Святосаввье как философия жизни. – М.: Паломник, 2014. – 576 с.
  8. Таня Викнер. Типология мужчин, или Почему я мучаюсь именно с этим "типом"?. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 160 с.
  9. Н.А. Громалова und В.С. Урусов. Хризоберилл и его ювелирная разновидность - александрит. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 272 с.
  10. Ольга Тулякова, Марина Авдеева und Виктор Циркин. Здоровье и развитие детей г.Кирова в зависимости от различных факторов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 160 с.
  11. Татьяна Баранова. Цитогенетические реакции древесных растений на стресс. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
  12. Наталия Шарова. Внешние условия решения и субъективно-семантические структуры задач. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 248 с.
  13. А.Я. Анцупов. Как избавиться от стресса. – М.: Проспект, 2015. – 224 с.
  14. М.В. Серерякова. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: АРКТИ, 2015. – 96 с.
  15. Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. – М.: Сибирская Благозвонница, 2018. – 464 с.
  16. Ориген. Толкования на Евангелие от Иоанна. – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2018. –  с.
  17. Д.Ю. Левин. Управление технологией перевозочного процесса на железных дорогах. – М.: Инфра-М, 2017. – 288 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Факторы, влияющие на мотивацию менеджеров, работающих в сфере рекламы
Управление персоналом
Диплом
90 стр.
Аспекты взаимосвязи уровня социального интеллекта и типов темперамента
Психология
Диплом
90 стр.
Психологические особенности типа темперамента и вербального мышления детей старшего дошкольного возраста
Психология
Диплом
88 стр.
Исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий менеджеров коммерческой организации
Психология
Диплом
52 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Николай, 06.05
Получил сегодня рефераты! Спасибо! Сдерживаю свою радость!!! Сглазить боюсь! Дождемся сессии, посмотрим, что скажут препады. Если их реакция совпадёт с моей, то обязательно продолжим сотрудничество! С почтением Всем.