Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника

Педагогика

Долгунов Василий Софронович

Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника

13.00.1 - общая педагогика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск 2000

Работа выполнена на кафедре педагогики Якутского государственного университета им, М.К.Аммосова.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Научно-технологическая революция, получившая свои обороты в XX веке, в новом веке будет развиваться невиданными темпами. В этих условиях, как никогда, возрастает роль интеллектуального труда и в связи с этим повышаются требования к образовательному уровню человека, к развитию его творческих возможностей, способностей, профессиональных качеств, т.е. к личностному потенциалу человека.

Неуклонное развитие социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики всецело зависит от повышения личностного потенциала подрастающего поколения. Современное развитие экономики, науки, культуры, социально-духовной сферы жизни, т.е. сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной личности. Такой личности характерны нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные, необычные идеи. Он объясняет иначе, видит в нем то, чего не видят другие, что и определяет его творческие качества.

В центре внимания гуманистической педагогики - целостная уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Такая личность открыта для восприятия нового опыта в жизни, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных условиях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и норм социальной жизни.

Нет сомнения в том, что поступательное развитие страны будет во многом зависеть от личностного потенциала членов общества, от уровня их общей и духовной культуры. Проблема повышения личностного потенциала школьника на основе гуманизации образования в соответствии с новой образовательной парадигмой в настоящее время стоит перед мировой системой образования. В документе "ЮНЕСКО и воспитание в духе мира" подчеркнуто: "... доминирующей целью является развитие таланта ребенка и формирование творческих способностей личности".

К сожалению, сегодня наблюдаются дегуманизация отношений между людьми, социальная пассивность молодежи, отсутствие духовности, агрессивный национализм, экстремизм и т.д. Анализируя всю эту ситуацию, мы убедились в том, что данное явление, касаясь его социально-педагогической стороны, было обусловлено двумя главными противоречиями. Первое из них возникло между возросшими требованиями современной жизни к учащейся молодежи и устаревшим подходом к оп-

ределению содержания, форм и методов обучения и воспитания в школе. По нашим наблюдениям, современное состояние организации системы образования, осуществления педагогического процесса слабо способствует развитию у людей социальной зрелости, интеллектуальной развитости, духовности, глубоких знаний компьютерной грамотности, творческих способностей, т.е. готовности к овладению сложными наукоемкими, экономически выгодными, экологически грамотными технологиями.

Второе противоречие связано с тем, что учебные заведения прежде всего стремятся к тому, чтобы учащийся хорошо решал математические задачи, писал диктант или сочинение. Их мало интересует, каков культурный уровень, кругозор, личностные качества (уровень эмпатии, рефлексии и др.), творческий потенциал растущего человека. Они слабо заботятся о подготовке творчески одаренных людей.

Мы убеждены в том, что разрешение этих противоречий возможно через повышение личностного потенциала, творческих способностей каждого, т.е. когда приоритет дается воспитанию активной, творческой, самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности. Отсюда в образовательной сфере, по нашему убеждению, основное внимание должно быть обращено на стремление ученика к самосовершенствованию, т.е. к повышению своего потенциала, на создание педагогических условий, при которых наиболее успешно происходит его личностное саморазвитие и самостановление.

Ценность человека как основа развития всего на земле всегда была главной проблемой философского осмысления. Как человек становится личностью, внутреннее духовное богатство человека раскрыто в трудах Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.В.Зенысов-ского, В.П.Зинченко, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и др. Вопросы повышения потенциала человека с гуманистических позиций рассматривали многочисленные отечественные и зарубежные философы В.С.Библер, Д.Белл, В.Г.Дилигенский, С.Кьеркегор, М.К.Мамардашвили, М.Мид, М.Хайдеггер, В.С.Шубинский и др. Они подчеркивали необходимость свободного развития и саморазвития человека. Вопросы личностного саморазвития изучачись также многими специалистами, как К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, М.С.Каган, М.В.Кларин, А.Маслоу, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Б.Н.Тешюв и др.

Наша многолетняя практика убеждает в том, что основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И.Андреева, Л.Н. Куликовой, Д.Б.Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Ор-

лов и др. (мотивация учебной деятельности) и т.д. Таким образом, в определенной мере отдельные аспекты проблемы повышения личностного потенциала ученика исследованы, хотя сама проблема еще не стала предметом специального изучения.

Итак, актуальность повышения личностного потенциала ученика в современных условиях, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования "Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника".

Объект исследования - процесс формирования и развития личностного потенциала школьника.

Предмет исследования - организационно-педагогические основы повышения личностного потенциала школьника.

Цель исследования - разработать рациональные педагогические пути и условия, обеспечивающие развитие индивидуальности, личностного потенциала школьника.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования выдвигается следующая рабочая гипотеза: раскрытие индивидуальности, повышение личностного потенциала школьника достигается:

- когда педагогический процесс осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- когда образовательный процесс совершенствуется путем рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности.

Для реализации основной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность, содержание и особенности дифференциации обучения как педагогической основы развития личностного потенциала школьника;

- опытно-экспериментальным путем проверить и выявить рациональные педагогические пути и способы повышения личностного потенциала учащихся;

- определить концептуальные идеи и практические предложения по повышению личностного потенциала школьника.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экзистенциальной философии, касающиеся проблем самореализации личности и человеческого бытия в целом; философско-психологические идеи о ценности, неповторимости человека, его индивидуальности, о подходе к нему как к саморазвивающейся, самореализи-рующейся личности, о развитии личности в процессе общения и деятель-

ности; а также отечественные и зарубежные психологические и педагогические теории личностного роста; современные отечественные концепции организации гуманистически ориентированного педагогического процесса саморазвития личности.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

- методы теоретико-методологического анализа философской, психологической, педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

- методы практического исследования, включающие прямые и опосредованные наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ продуктов деятельности и др.;

- опытно-экспериментальная работа;

- методы диагностического исследования, апробированные как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической практике.

Базой исследования были школы Верхневилюйского улуса. Опытно-экспериментальная работа велась на базе Верхневилюйской средней школы им. И.Барахова, Верхневилюйской средней школы № 2 и Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева. В исследовании принимали участие учащиеся общеобразовательных школ Верхневилюйского улуса, учителя, школьные практические психологи, работники администрации школ. Помощниками в разное время были преподаватели гимназии Н.Д.Архипов, Н.И.Васильев, Г.Г.Попов, А.А.Семенов.

Исследование проводилось в три этапа на протяжении 33-х лет (1966-1999 гг.).

Первый этап (1966 - 1968 гг.) - теоретическое и практическое знакомство с проблемой повышения личностного потенциала учащихся; накопление первичных представлений о возможных путях ее решения; построение гипотезы и определение базы исследования.

Второй этап (1969 - 1998 гг.) - опытно-экспериментальная работа, в процессе которой проверялись, корректировались пути и способы повышения личностного, индивидуального потенциала учащихся, используя разные варианты осуществления дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, выявлялись рациональные организационно-педагогические условия и образовательные технологии, способствующие повышению интеллектуального, гражданского потенциала учащихся.

Третий этап (1998 - 1999 гг.) - количественный и качественный анализ, обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что определены теоретико-методологические основы гуманистической парадигмы повышения личностного потенциала школьника; обоснованы общепедагогические принципы, выявлены факторы, условия, закономерности, определяющие инновационные формы, способы, технологии педагогического процесса, которые оказывают непосредственное влияние на повышение личностного потенциала школьника; разработана целостная модель организационно-педагогического обеспечения развития и становления индивидуальности учащегося.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию педагогического процесса в общеобразовательной школе в соответствии с современной образовательной парадигмой, предусматривающей личностно ориентированное обучение и воспитание, в котором раскрывается, формируется и развивается индивидуальность каждого ученика, повышается его личностный потенциал. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности школ, в преподавании педагогики в педагогических учебных заведениях, в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в монографии, методических рекомендациях, статьях автора, в его концепции "Обновление и развитие работы общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия)", одобренной и утвержденной в 1991 г. Выводы и материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЯГУ, аппарата Министерства образования республики, Института повышения квалификации учителей, на улусных, региональных, республиканских семинарах, конференциях по распространению передового педагогического опыта и новых технологий, на 3-м Всесоюзном педчтении в Минске (1973 г.)

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Далырской, Верхневилюйской средних школ и Верхневилюйской республиканской гимназии, а также ряда физико-математических классов и школ Республики Саха (Якутия). Внедрение результатов исследования позволило получить статус республиканской экспериментальной площадки Верхневилюйской гимназии, утвердить концепцию "Обновление и развитие работы общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия)" в коллегии Министерства образования республики.

Достоверность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью опытно-экспериментальной работы; адекватностью методов исследования объекту, предмету, цели и задачам диссертации; репрезентативностью полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных; целенаправленным анализом и

обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся около 30-ти лет; успешным внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

На защиту выносится научно обоснованная концепция, раскрывающая педагогические пути и способы повышения личностного потенциала школьника. Ее основные идеи отражены в следующих положениях:

- личностный потенциал ученика богат и разнопланов; традиционный подход к ученику как объекту педагогического воздействия сужает видение индивидуальности каждого, которая представляет богатую палитру психологического, духовного, гражданского начал;

- важнейшим условием раскрытия индивидуальности и повышения личностного потенциала каждого отдельного ученика является осуществление педагогического процесса на основе уровневой, профильной дифференциации;

- повышение личностного потенциала ученика обеспечивается, когда учебно-воспитательная работа школы, педагогический процесс организуется на основе принципов гуманизма, деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, ориентированных на подготовку активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается проблема и ее актуальность, определяются методологические основы, раскрываются научная новизна и практическая значимость, достоверность выводов, методы, этапы, база исследования, апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования.

В первой главе "Дифференциация - педагогическая основа повышения личностного потенциала школьника" рассмотрены философско-психологические аспекты раскрытия и развития личностного потенциала человека, определены его сущность и структура, обоснованы критерии и уровни развития личностного потенциала школьников. С учетом психолого-педагогического наследия и современных взглядов на процесс развития индивидуальности школьников, анализа состояния проблемы в школьной практике определены основные подходы к осуществлению дифференциации как педагогической основы повышения личностного потенциала школьников.

Во второй главе "Педагогические пути и условия повышения личностного потенциала школьника" представлен материал опытно-экспериментальной работы по проверке достоверности и эффективности педагогически значимых путей, способов, технологий повышения личностного потенциала школьников.

В заключении подведены итоги исследования. Библиография содержит литературу из 194 наименований. Приложение содержит материал, характеризующий сущность, формы и способы проведенного исследования.

Основное содержание диссертации

Теоретико-методологические основы рассматриваемой проблемы мы нашли в трудах философов серебряного века - М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, С.Л.Франка и др., а также современных философов - Г.С.Батищева, В.С.Библера, М.К.Мамардашвили, А.Г. Мысливченко, А.Л.Никифорова, К.А.Шварцман и др. При всех разных подходах к изучению проблемы личности их всех объединяет то, что они подчеркивают уникальность, самобытность и самоценность человека, что личность - это устойчивая система социально значимых качеств и черт, определяющих человека как биосоциального явления. Психологические труды, раскрывающие проблемы личностного роста человека, определяют личность человека как уникальную, целостную, открытую и саморазвивающуюся систему (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Ан-цыферова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, У.Джеймс, М.С.Каган, М.В. Кларин, К.Коффка, А.Маслоу, В.С.Мерлин, Ю.М.Орлов, С.Л.Рубинштейн, Б.Н.Теплое, В.Штерн и др.).

Изучение теоретико-методологических основ повышения личностного потенциала школьников в результате анализа философско-пси-хологической литературы показало, что для исследуемой нами проблемы наиболее важными являются положения о целостности человека, сущности человека, личности, свободы личности, свободы творчества, мотивов, мотивации, интересов. Целостный человек глубже реализует свою человеческую сущность, духовно богаче, не допускает своими действиями отчуждения от себя и других от собственности, продуктов труда, власти и т.д. При этом самоактуализация представляется органической тенденцией в раскрытии своих возможностей, при их переходе из потенциального в актуальное состояние.

В основу понимания развития личности положено антропоцентри-стское представление о человеке, как не только о высшей ценности и цели социального бытия, но и субъекте всесторонней ответственности за результаты своей деятельности, своего бытия. Отсюда главная функция образования - развернуть перед учеником все возможное богатство его индивидуальности, его задатков и способностей, сориентировать субъекта обучения на самореализацию, а в идеале и обеспечить исчерпывающее

осуществление человека в человеке, т.е. помочь ученику в раскрытии своего личностного потенциала.

Личностный рост понимается как собственные усилия человека, направленные на изменения в целостной системе личностных качеств и свойств. Эти изменения проявляются в знании дела, в творчестве, в развитой способности прогнозировать деятельность, в проявлении чувства гражданской, моральной ответственности и т.п. Экзистенциальный подход к личностному росту ставит своей целью научить человека творить себя, найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала. Только активная личность обладает умением сознательно выбирать линию своего поведения, раскрывая все свои личностные потенции.

Формируя личность школьника, руководствовались положением о том, что гуманистический идеал свободы человека может реализоваться на практике в виде стратегии ненасилия, которая исходит из самоценности каждого человека как свободного существа. И наша концепция основана на понимании человека как носителя духовного начала, свободного в своих выборах познания и деятельности, творца и самосозидателя. В соответствии с этим мы рассматриваем организацию жизнедеятельности ученика как осуществление процесса, направленного на саморазвитие, самодвижение ученика с опорой как на социально-педагогические факторы, так и на внутренние побуждения.

Вся система проведенной нами, начиная с 1957 г., работы представляет собой широко поставленный социально-педагогический опыт, направленный на поиск путей совершенствования образовательного процесса с тем, чтобы развивать каждого отдельного ученика. На констатирующем этапе выявлены и сформулированы противоречия процесса повышения личностного потенциала школьников, определены предпосылки актуализации личностного роста, действенность его факторов. На основе полученных данных пришли к заключению, что необходимо использовать возможности дифференциации обучения для повышения личностного потенциала школьников.

Как стратегия в образовательной системе дифференциация направлена на личностное становление ученика, на раскрытие, формирование и развитие индивидуальных особенностей и возможностей, дарований и талантов каждого. Повышение личностного потенциала каждого школьника обеспечивается, когда дифференциация осуществляется на основе вышеизложенных философско-психологических подходов к человеку, и в соответствии с этим организуется профильная (направленная на сочетание углубленного изучения предметов с профессиональными намерениями учащихся), разноуровневая (учитывающая индивидуальные учеб-

ные возможности, таланты и способности, личностный потенциал интеллекта, самоценность каждого ребенка).

Формирующий этап оказался длительным (1965 - 1998 гг.), что связано с изменениями в целостной концепции дифференциации обучения, ведущими к обновлению парадигмы образовательной системы. На первой ступени данного этапа были созданы физико-математические классы в Верхневилюйской средней школе для углубленного изучения предметов. На второй стадии наряду с дальнейшим совершенствованием углубленного изучения физики и математики поиск был направлен на развитие личностных психических и гражданских качеств. Все это обеспечивалось совершенствованием учебных программ, содержания образования с учетом желания ученика продолжить образование в том или ином вузе, получить ту или иную специальность и осуществлением внеурочной познавательной и всесторонне развивающей человека воспитательной деятельности.

С момента открытия республиканской гимназии начинается третья стадия формирующего этапа опытно-экспериментальной работы (1990-1998 гг.). Основное ее содержание определялось ориентацией целостного педагогического процесса на развитие личности каждого ученика, что обеспечивалось, с одной стороны, осуществлением сочетания углубленного изучения отдельных предметов с профильной дифференциацией, с другой, реализацией принципа гуманизации обучения и воспитания.

Профильная дифференциация развертывалась на базе углубленного изучения отдельных учебных предметов по интересам учащихся. Как выяснилось, сочетание углубления знаний и профилизации создает условия, когда ученик реально расценивает свои потенциальные возможности, способности к тому или иному предмету, который впоследствии может стать фундаментом для получения образования по конкретной специальности. Отсюда на данной стадии приоритет дается не столько углублению знаний или профилизации, а сколько их взаимодействию для раскрытия и развития индивидуального личностного и гражданского потенциала школьника как будущего труженика. В этой связи в гимназии созданы физико-математические, экономические, биолого-химические, гуманитарные классы.

Формирующий этап предусматривал моделирование комплекса организационных, психолого-педагогических условий создания образовательной среды для повышения личностного потенциала, развития индивидуальности ученика. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что личностный потенциал школьника повышается при осуществлении целостного педагогического процесса. Целостность подчеркивает подчинение всех составляющих процесса единой цели, и она заклю-

чается, в частности, в соподчиненное(tm) входящих в него обособленных систем, в наличии общего и сохранении специфического. Одна из центральных проблем - отбор учащихся в гимназию.

Специфика сельской гимназии в республике заключается в том, что она обслуживает определенную группу улусов, где мало населения. И набор в гимназию осуществляется на основе желаний учащихся, их успеваемости и состояния здоровья. Из-за недостаточной подготовленности сельских учеников отбор в гимназию одновременно сопровождается планомерно проводимой подготовкой изъявивших желание учиться в ней учащихся наслежных школ. Такую миссию выполняет заочная школа при гимназии.

Она ставит следующие задачи: помочь учащимся сельских школ найти себя, раскрыть свои задатки, возможности, определить свои склонности, интересы; дать учащимся окраинных сельских школ разных улусов возможность проверить себя, выполняя задания повышенного типа; предоставить учащимся возможность заниматься учебным исследованием. Многолетняя практика работы с учащимися сельских школ через заочную школу показала, что успешно занимавшиеся в ней показывают по сравнению с другими высокий уровень и качество знаний, тягу к знаниям.

Результаты работы заочной школы гимназии

Учебный год

Кол-во уч-ся

Поступили в 9-е классы гимназии

Поступили в классы с углубленным изучением других школ

 

 

1992/93

66

16

21

 

 

1993/94

53

9

32

 

 

1994/95

57

24

13

 

 

1995/96

75

25

21

 

 

1996/97

78

33

28

 

 

1997/98

80

45

26

 

 

1998/99

82

47

25

 

 

Итого:

491

199

166

 

 

Так, заочная школа поставляет в гимназию определенное количество учащихся, прошедших соответствующую подготовку. Кроме системы набора учащихся в гимназию по линии заочной школы оправдывает себя и набор через республиканское общество "Дьогур", которое выявляет способных и одаренных детей путем организации летних лагерей, через региональные предметные олимпиады школьников.

Прежде всего опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование содержания образования, чтобы привести его в соответствие со стратегией современного образования. На основе этого и в

соответствии с новой парадигмой и поставленной в работе целью содержание образования в старших классах определялось:

- рациональным соотношением обществоведческих, гуманитарных и естественно-математических дисциплин как основы разностороннего развития учащихся;

- углублением знаний, умений и навыков на основе фундаментальных научных идей, понятий, теорий с учетом интересов учащихся и их индивидуальных возможностей и потребностей, с ориентацией на развитие творческих способностей школьников;

- усилением политехнической направленности образования, связью с жизнью, с трудом, бытом; развивающим характером содержания, форм, технологии педагогического процесса;

- вариативностью учебных планов и программ, обеспечивающей индивидуальные потребности и интересы учеников, непрерывное образование, позволяющей учитывать потребности региона в кадрах тех или иных квалификаций и специальностей.

В программу опытно-экспериментальной работы мы включили систему нормативов, фиксирующих основные параметры обшекультур-ного ядра общего образования и параметры дифференцированного образования в зависимости от интересов, склонностей и способностей учащихся, обеспечивающие их индивидуальное развитие и повышающие их личностный потенциал.

Обеспечение разностороннего развития учащихся достигается, когда все учащиеся, независимо от выбранного профиля, изучают общий для всех набор учебных предметов, реально составляющих ядро общего образования. Получение знаний по ним способствует формированию духовного мира школьника, его убеждений, нравственности, что имеет решающее значение в оценке им явлений природы и жизни, вырабатывает активную жизненную позицию.

К такому выводу мы пришли не сразу. В начале опытной работы больше обращали внимание на развитие способностей учеников на основе их интересов и способностей к конкретным учебным дисциплинам. Проводилась разносторонняя индивидуальная работа с каждым учеником. Результаты были неплохие: учащиеся становились победителями предметных олимпиад, смотров разного уровня; выпускники успешно выдерживали конкурсные экзамены в вузы и т.д. Однако, наблюдалось и другое: проявив интерес, наклонности, способности и призвание к определенной области науки, особенно к техническим, естественно-математическим знаниям, ученик бывает развитым односторонне, глухим к другим отраслям знания, жизни.

В этом смысле особо опасен технократический подход к обучению учащихся, которые проявили локализованный интерес к определенной

14

области науки, литературы, истории и культуры. Не секрет, что особенно в первые годы опытной работы в погоне за высокими показателями учителя уделяли внимание подготовке учащихся к олимпиадам, смотрам, по существу отвлекая их от глубокого изучения других учебных предметов, от участия в воспитательных, спортивных, трудовых, оздоровительных, общественных делах. Этим наносился колоссальный урон разностороннему развитию и воспитанию учащихся.

В связи с этим в процессе опытной работы проводилось:

- изучение всеми учащимися, независимо от выбранного ими профиля, предусмотренных стандартом дисциплин;

- выбор учениками в профильных классах разработанных на разных уровнях непрофилирующих учебных предметов;

- обеспечение разносторонних знаний учеников на основе их способностей и творческих возможностей путем создания классов с углубленным изучением предметов и организации спецкурсов;

- создание сети кружков, студий, секций в процессе внеурочной и внеклассной деятельности в соответствии с интересами и склонностями учеников для обеспечения их разностороннего развития, интеллектуального и личностного роста.

Формирование и развитие личности, ее потенциала не возможны без изменения личностной и деятельностной позиции ученика. Поэтому мы стремились ставить ученика в ситуации выбора - предметов, профилей, форм самостоятельной творческой деятельности, отчетности и т.д. Создание ситуации выбора порождает качественно иной вариант личностного развития. Речь идет о такой организации обучения, которая нацелена на более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены в ученике самой природой. Все это связано с содержанием и технологией педагогического процесса.

Совершенствование педагогического процесса осуществлялось на основе признания за учеником права свободно творить себя, исходя из собственных способностей и возможностей. Практика подтверждает правильность мысли о том, что потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она имманентна любому виду его деятельности, связана с самой сутью природы человека как существа, свободно выбирающего между различными альтернативами. В действительности, если ученика ставить в позицию лишь исполнителя воли учителей, то очень скоро он теряет творческие, самостоятельные жилки. А если он получает свободу действий в познавательной деятельности, то быстро и успешно развивается заложенная в нем креативность.

Полученные результаты позволяют заключить, что если ученик занят интересным видом деятельности и для этого созданы нормальные условия, то он развивает в себе способность к творческому переосмысле-

нию происходящего, коммуникабельность и другие дремлющие в нем качества, реализует не только свои физические, но также и эмоциональные, психические, интеллектуальные силы, учится добиваться своей цели, быть активным, способным изменять вещи и события. Иначе, самостоятельная, творческая, активная деятельность является способом самоосуществления, реализации себя в объективном мире. Такой подход, как видно из нашего опыта, успешно реализуется при личностно ориентированном обучении и воспитании, которое сегодня составляет новую пара-дигмальную основу образовательной системы и осуществления дифференциации.

Для полноценного решения рассматриваемой проблемы рациональными представляются организационные формы обучения и воспитания, которые сочетают коллективные, групповые и индивидуальные, традиционные и инновационные, самостоятельные, творческие и поисковые занятия, состоящие из урочных и внеурочных, обязательных и добровольных, которые составляют единое целое.

Опытная работа выявила, что повышение личностного потенциала связано с воспитанием у школьников лучших человеческих качеств, с созданием условий для их разностороннего развития, для развития нравственности, моральных качеств. Наш опыт подтвердил, что мораль регулирует поведение и сознание школьника во всех сферах общественной и личной жизни. Также выяснено, что в нравственном становлении особое место занимает формирование способности ученика определить свое поведение, свою позицию без постоянного внешнего контроля. А это предполагает воспитание таких моральных качеств, как совесть, чувство собственного достоинства, благородство, честь и т.д. Все это обеспечивается гуманитаризацией образования и гуманизацией педагогического процесса, имеющих фундаментальное значение для повышения личностного потенциала ученика.

Далее, развитие личностного потенциала ученика требует индивидуализации в обучении и определении форм и способов самоорганизации. Организация педагогического процесса в этом направлении опирается на следующую позицию: каждый ученик имеет право выбора своей личной образовательной траектории, выбора в изучении тех курсов и спецкурсов, которые он считает необходимыми и соответствующими его интересам и потребностям. Однако, усвоение всеми учениками предметов базисного учебного плана в гимназии обеспечено на основе разноуровневых программ (например, по математике и физике для гуманитарных и биолого-химических классов, по литературе для физико-математических и биолого-химических классов, по биологии и химии для гуманитарных и физико-математических классов и т.д.).

16

Если вкратце резюмировать изложенное, мы придерживались следующей технологии обучения:

- обеспечить усвоение учащимися методов добывания знаний для самостоятельного изучения новых аспектов изучаемого вопроса;

- не стараться давать учащимся максимум информации по изучаемому вопросу, оставить время и место для самостоятельной поисковой работы;

- после теоретических занятий дать время для самостоятельного осмысления материала, чтобы была возможность осмысления и рационального использования его на практических занятиях.

Опытная работа также показала, что при слабой постановке общественно-политического образования и в целом гражданского воспитания непременно у части учащихся (к сожалению, особенно у тех, кто проявляет успехи в усвоении физики и математики) наблюдаются духовная бедность, как бы роботизация внутреннего мира, низкая интеллектуальная культура, скованность их мышления и др. Воспитание гражданственности, человечности как интегральных личностных качеств, имеющих основополагающее значение для развития индивидуальности ученика, расширяет и обогащает его разностороннее развитие. Это достигалось через совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин, введение курсов и спецкурсов общественного, гуманитарного направления в классах всех профилей, систему внеклассной воспитательной работы.

В результате проведенной работы значительно повысились показатели уровня креативности, интеллектуальных способностей, потребностей в познании и самопознании, независимости в суждениях, профессиональной направленности самостоятельной поисковой деятельности и др., которые составляют отдельные характеристики личностного потенциала школьника. Оно видно из следующего (см. таблицу на следующей странице, составленную по схеме Р.Кептеля и Р.Мейли на основе обследования 452 выпускников гимназии 1991-1999 г.г.).

Итак, опытно-экспериментальная работа выявила рациональные педагогические условия, способы и технологии повышения личностного потенциала учащихся:

- осуществление элективно-профильной, внутришкольной, внутри-классной (уровневой) дифференциации, индивидуализации педагогического процесса, разносторонней внеурочной и внешкольной познавательно-творческой, самостоятельной общественной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.

- усиление доли и совершенствование индивидуально-дифференцированной работы, расширение творческих работ учащихся с включением их в обязательный компонент учебно-воспитательного процесса,

творческий характер самостоятельной работы по постижению действительности;

- обеспечение основанной на принципе гуманизма внутренней свободы личности как основы ее активности.

Показатели факторного анализа личности

Качества личности

 

 

Проявились

 

 

 

наиболее

ярко : ярко

: слабо

Уверенность в себе

320

100

32

Интеллигентность, аналитич-

 

 

 

 

 

 

ность

340

100

12

Зрелость ума

350

50

52

Рассудительность, сдержан-

 

 

 

 

 

 

ность, стойкость

410

42

-

Спокойствие, самообладание

400

49

3

Мягкость характера

352

100

-

Доброта, терпимость

380

60

12

Дружелюбие, добросовест-

 

 

 

 

 

 

ность

400

52

-

Сила воли

330

122

-

Последовательность

390

60

2

Тактичность

360

82

10

Открытость

400

40

12

Активность, оптимизм

400

52

-

Самостоятельность

350

102

-

Разнообразие интересов, не-

 

 

 

 

 

 

зависимость суждений

420

32

-

Серьезность

350

90

12

Таким образом, проведенное исследование в основном подтвердило предварительно выдвинутую гипотезу и помогло определить рациональные формы, способы, технологии педагогического процесса, обусловливающие повышение личностного потенциала школьника как гражданина своего общества.

Однако мы далеки от мысли, что разработаны все принципиальные позиции, практические рекомендации, направленные на развитие индивидуальности каждого ученика. Предстоит много сделать еще в направлении определения закономерностей развития личностного потенциала учащихся разных возрастных групп, выяснения роли каждого отдельного учебного предмета, системы внеклассной социально-воспитательной работы, технологии педагогического процесса, роли учителей, социальных

18

педагогов, родителей, представителей общественности в повышении уровня личностного потенциала учащихся.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях диссертанта:

1. Дифференциация в образовательной системе: организационно-педагогические и методические основы (из истории Верхневилюйской физико-математической школы и Верхневилюйской республиканской гимназии). - Якутск: Кудук, 2000. -180 с.

2. Некоторые приемы развития творческого мышления учащихся на уроках физики // Материалы третьих всесоюзных педагогических чтений. - М.: МО СССР, 1973. - С.13-15.

3. Концепция обновления и развития общеобразовательной школы Якутской АССР // Социалистическая Якутия. - 1991. 31 мая.


Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]

Литература

  1. О.Ю. Масалова. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. – М.: КноРус, 2011. – 184 с.
  2. Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко. Поликультурное образование. – М.: Academia, 2013. – 240 с.
  3. В.А. Гусев. Теория и методика обучения математике. Психолого-педагогические основы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 456 с.
  4. В.М. Лизинский. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2013. – 96 с.
  5. Абидат Омарова. Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
  6. Людмила Кашкарёва. Умственное развитие подростков Психолого-педагогический мониторинг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 176 с.
  7. Марина Данилова. Дневник личностного роста школьника. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
  8. Вера Королёва, Ольга Булатова und Максим Королёв. Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.
  9. Роза Сыдыкова. Педагогические основы развития креативности педагога-музыканта. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 336 с.
  10. О.Ю. Масалова. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 184 с.
  11. Е.Н. Степанов. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики. – М.: , 2016. – 92 с.
  12. Н.Е. Соколкова. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 216 с.
  13. Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, Г.Н. Ясменко, Е.А. Оксанич. Расширение информационной базы отчетных показателей как основа повышения эффективности управления. – М.: Инфра-М, 2015. – 236 с.
  14. Личностный потенциал. Структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
  15. Н.А. Заграничная. Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения (+ CD). – М.: Учитель, 2016. – 116 с.
  16. Характер и умение владеть собой (набор из 8 плакатов + методическое сопровождение). – М.: Учитель, 2017. – 8 с.
  17. О.Ф. Левичев,С.Г. Чухин. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 114 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте на уроках математики
Педагогика
Курсовая работа
30 стр.
Организационно педагогические технологии управления персоналом в СДЮШОР
Управление персоналом
Диплом
93 стр.
Совершенствование управления персоналом предприятия на основе повышения квалификации
Управление персоналом
Диплом
87 стр.
Совершенствование управления муниципальными учреждениями дополнительного образования
Теоретические основы электротехники (ТОЭ)
Другое
64 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Антон
Здравствуйте, спасибо за исправленную работу после вашего сопровождения. Получил рецензию на работу после вашего сопровождения: материал изложенный в работе может быть оценен положительно, но мне необходимо к защите подготовить ответ на вопрос: каковы формы взаимодействия органов безопасности и др государственных органов, входящих в механизм государства! могли бы вы мне помочь в этой прблеме. И уточнить благодарность за повторную работу и будущую небольшую подсказку)). Заранее спасибо. С уважением Антон!