Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Природа и обществоКонцепции современного естествознания (КСЕ)
1. Анализ статьи Вернадского В. И. Несколько слов о ноосфере (Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 323-329.)
В своей статье Вернадский ставит вопрос о взаимодетерминированности процессов развития биосферы в целом и человечества, как наикрупнейшей ее единицы.
Он показывает, что с одной стороны - человечество является неотделимой частью живой природы (биосферы) и, следовательно, подчиненно законам ее развития:
«В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связан с биосферой - с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связанны с ее материально-энергетической структурой... Стихийно человек от нее (биосферы) неотделим... В действительности ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится».
Но с другой стороны, на данном этапе развития человека он же является и ведущим (а сопоставляя масштабы, влияния, можно даже сказать и единственным) фактором преобразующим биосферу. В связи с эти Вернадский вводит понятие «ноосферы», которым обозначает нынешнее состояние биосферы:
«Исходя из геологической роли человека, А. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой.
...Он подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.
В ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности. Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом... Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. ...Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободомыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая того, приближаемся, и есть «ноосфера».
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой».
Далее Вернадский подчеркивает, как важно, в связи с этим, осознание человечеством его доминирующей роли в дальнейшей судьбе всей планеты.
Однако если ученые жившие в начале века были весьма оптимистичны и уверенны в том, что человечество способно осознать и принять на себя ответственность соответствующую его все растущей силе, то теперь, в конце века, мы видим, что оно еще не готово духовно (я имею в виду прежде всего ценностные ориентации) к роли «царя природы», которую взяло на себя в прошлом столетии. И потому процесс развития ноосферы носит в большей степени стихийный характер, а не целенаправленно координируемый, как надеялся Вернадский в начале нашего века.
2. Анализ статьи Гумилева Л. Н. (Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. С. 263-265, 267-268.)
Первый тезис статьи Гумилева заключается в описании схемы этногенеза как дискретного процесса, обладающего антиэнтропийными свойствами и, следовательно, предполагающего «...внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того, или иного региона, последующее их распространение за его пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, ее составляющих, либо превращение их в реликт». Для наглядности он приводит следующий пример: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление энергии покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнется на препятствия, или свалится в яму и т.д. Но сколько бы раз мы не повторяли эту операцию, принцип движения один - инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса.
В биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями. Сукцессии весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, но все они имеют обозначенную черту сходства - инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса. Это роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения. Феномен этноса находится на грани двух форм движения».
«Однако тут встает вопрос о соотношении природного и социального. То, что природа господствует за пределами техносферы, - очевидно, но она находится и в телах людей. Физиология тесно связанна с психологией, как продукт нервной и гормональной деятельности организма».
Далее Гумилев показывает, как на основе некоторых расчетов составляется кривая пассионарности изучаемого этноса: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямопропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об исходном заряде энергии, т. е. об уровне пассионарности».
И при наличии подобных подсчетов для разных этносов, возможно уловить общую закономерность этногенеза. И далее он делает весьма интересный, новый для общественно-исторических наук вывод: «Для того, что бы уловить эту закономерность, надо хорошо знать историю событий, потому, что история как наука об общественных отношениях отражает не эту, а совсем другую закономерность - спонтанное развитие, свойственное общественной форме движения материи».
Такой подход к пониманию динамики общественных отношений позволяет глубже понять ее суть, а так же составлять математически обоснованные психологические прогнозы общественного развития.
Важно отметить еще два момента, которые выделяет Гумилев: пассионарность заразительна, и, следовательно, логичным предположением возникла гипотеза пассионарного поля, «...обладающего совсем иными свойствами воздействия на психологию популяций сравнительно с индивидуальными психологиями тех же людей, взятых по отдельности».
Резюмируя все выше сказанное, можно отметить, что Гумилев выдвинул принципиально новую гипотезу динамики этносов, которая дает возможность анализировать этногенез в глобальных, планетарных масштабах. А так же позволяет строить кривые прогнозов, как для отдельных государств, так и для описания общей политической картины на планете.
Описание предмета: «Концепции современного естествознания (КСЕ)»Понятие «концепция» означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения.
Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи,
модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках.
Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего
образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания
и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
К Концепциям Современного Естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе,
которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру.
Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного
на естественнонаучный и гуманитарный сегменты.
Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания.
Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо
рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую,
космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах
развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот
сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к
непредсказуемым катастрофическим последствиям.
Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их
нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого
космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы
преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты.
Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности
знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона). [Гавриков Д.Е.
Концепции современного естествознания. Методические рекомендации. / Иркутск 2001]
Литература - В.П. Гаврилов, С.И. Ивановский. Общество и природная среда. – М.: Наука, 2006. – 214 с.
- В.М. Константинов, В.М. Галушин, И.А. Жигарев, Ю.Б. Челидзе. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
- И.М. Смоляр, Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. Экологические основы архитектурного проектирования. – М.: Академия, 2010. – 178 с.
- В.И. Черныш. Введение в экологическую кибернетику. – М.: Центральная аэрологическая обсерватория, 1990. – 568 с.
- Ю.И. Шелистов. Правовая государственность. Природа и перспективы. – М.: Эйдос, 2003. – 224 с.
- В.Н. Зыков, А.А. Касьяненко, В.В. Попадейкин, В.И. Чернышов. Развитие нормативно-правового регулирования охраны природы и экологической метрологии. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. – 268 с.
- И.Г. Корсунцев. В мире современных научных мифов. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 192 с.
- Е.И. Кычанов. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). – М.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. – 376 с.
- Р.Г. Хлебопрос, А.И. Фет. Природа и общество. Модели катастроф. – М.: Сибирский хронограф, 1999. – 344 с.
- Л.И. Таруашвили, Борис Бернштейн, И.Г. Яковенко. Языки свободного общества. Искусство. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 160 с.
- А.И. Герцен. А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах (эксклюзивное подарочное издание из 34 книг). – М.: Академия наук СССР, 2009. – 17968 с.
- В.И. Алексеева. Космизм о мире, человеке и обществе (концепции XIX - середины XX вв.). – М.: Луч, 2012. – 576 с.
- И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 304 с.
- Р.И. Ситдикова. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. – М.: Статут, 2013. – 160 с.
- А.И. Демин. Божественное начало и физическое развитие живой материи. – М.: Спорт и культура-2000, 2014. – 224 с.
- И.М. Савич. Информатика творения. – М.: Гуманитарная Академия, 2016. – 388 с.
- Э.С. Кульпин, В.В. Клименко, В.И. Пантин, Л.М. Смирнов. Эволюция российской ментальности. – М.: ИАЦ Энергия, 2005. – 194 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|