Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Формирование исследовательских умении и навыков будущих учителей технологии

Педагогика

 

ШИПИЛОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Формирование исследовательских умении и навыков будущих учителей технологии

Специальность 13.00.08. -теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

 

ЛИПЕЦК - 2001

Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров. Процесс социально значимых преобразований в обществе, безусловно, зависит и от учителя.

В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность. «Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности» (Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. -М.: Знание, 1980. - С.6). Учитель, владеющий профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного общества.

В.И. Загвязинский отмечает: «Быть педагогом-исследователем - значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определенный опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания, умения. Требуется, в частности, умение наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соедиюпь точный расчет с фантазией и догадкой и многое другое» (там же: С.15).

Особая роль, на наш взгляд, в подготовке таких учителей отводится учителю технологии. Именно специфика содержания занятий по этому профилю позволяет в полной мере решить проблему подготовки учителей-исследователей.

Определенные подходы к решению этих вопросов рассмотрены в ра-

6

познавательной деятельности, мы сформулировали гипотезу исследования, включающую следующие положения.

-  методологическое и теоретическое познание преподавателем вуза содержания и дидактических условий формирования исследовательских умений и навыков у студентов в учебно-познавательной деятельности откроет возможность существенно повысить качество подготовки учителя технологии;

-  соблюдается последовательная система взаимосвязанных действий преподавателей и студентов на основе инструментально-дидактических требований, условий и средств формирования исследовательских умений и навыков;

-  используются факторы, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков с учетом критериев и уровней их сформированности;

-  применяются наиболее эффективные методы и приемы формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии;

-  процесс формирования исследовательских умений и навыков у студентов в учебно-познавательной деятельности успешно протекает, если им управляют.

Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1 .Определить факторы, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

2.Определить критерии и уровни сформированности исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

3.Определить наиболее эффективные методы и приемы формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

4.Разработать комплексную программу на основе дидактических требований к содержанию формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

5.Определить этапы управления процессом формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

Теоретико-методоло! ическон основой исследования явились концептуальные философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов действительности, о природе и

7

функциях исследовательских умений и навыков как социального феномена (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов, Э.А. Орлова и др.); об обусловленности развития личности содержанием деятельности и способами ее осуществления (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Л.Н. Маркарян и др.); основы общей теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи гуманистической педагогики (П.II. Блонский. В.А. Сухомлинский, М.А. Вейт, А.А. Ухтомский и др.).

Для разработки модели формирования учебно-исследовательской деятельности студентов базовыми явились исследования современной дидактики, получившие развитие в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скат-кина, П.М. Эрдниева и др.

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, учебных планов и программ по технологии;

педагогические наблюдения за исследовательской деятельностью студентов и выпускников факультета технологии и предпринимательства, беседы с преподавателями, студентами, анкетирование, контрольные срезы;

экспериментальная проверка эффективности разработанной нами методики формирования исследовательских умений и навыков у студентов при изучении общетехнических и специальных дисциплин;

анализ исследовательских работ студентов, выполненных на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

Экспериментальная работа по проблеме диссертационного исследования проводилась на базе факультета технологии и предпринимательства Липецкого государственного педагогического университета с 1997 по 2001 гг. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов со специализацией «Технология и предпринимательство».

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1997-1998 гг.) - определение проблемы исследования и выявление её актуальности. В этот период анализировалось состояние подготовки студентов ФТиП к исследовательской работе, изучалась соответствующая литература. Определилась методология и разрабатывалась методика

исследования. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание экспериментальных занятий со студентами.

Второй этап (1998-1999 гг.) - осуществлялась теоретическая работа, направленная на поиск путей, методов и приемов формирования исследовательских умений и навыков у студентов факультета технологии и предпринимательства. Подготовка теоретической базы для проведения опытно-экспериментальною обучения; осуществление констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап (1999-2001 гг.) - продолжение экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной нами комплексной программы формирования исследовательских умений и навыков у студентов факультета технологии и предпринимательства; анализировались и обобщались результаты проведенной работы: осуществлялась систематизация и обобщение научного поиска.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

в определении дидактических требований к содержанию и opia-низации исследовательской работы студентов факультета технологии и предпринимательства: содержание исследовательской деятельности студентов должно состоять из взаимосвязанных исследовательских дополнений к основному учебному материалу общетехнических и специальных дисциплин всех видов учебных занятий на всем протяжении обучения в вузе, оно должно быть согласовано с объемом и последовательностью усвоения знаний по учебным дисциплинам;

в разработке и использовании в практике обучения студентов критериев (мотивы исследования, стиль мышления, готовность к учебному исследованию, творческая активность личности, интересы и потребности в приобретении исследовательских умений и навыков) и уровней оценки сформированное(tm) исследовательских умений и навыков при изучении ими общетехнических и специальных дисциплин: первым уровнем являются мельчайшие исследования, вторым - мелкие, третьим - средние, четвертым -крупные и пятым - крупнейшие исследования, проводимые студентами:

в разработке комплексной программы формирования исследовательских умений и навыков у студентов факультета технологии и предпри-

9

нимательства на перспективу, которая должна строиться с учетом требований современного общества;

в выявлении объективно существующих дидактических условий, методов и приемов формирования исследовательских умений и навыков у студентов в процессе учебно-познавательной деятельности;

в определении поэтапного управления процессом формирования исследовательских умений и навыков у студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических средств и методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности студентов факультета технологии и предпринимательства, существенно повышающих эффективность процесса подготовки студентов при обучении их в педагогическом вузе к руководству исследовательской деятельностью учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечена целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью теоретических положений, использованием в работе разнообразных методик исследования: количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Исследовательские умения и навыки студентов представляют собой важнейший компонент их: квалификационной характеристики, а их формирование представляет составную часть системы профессионально-педагогической подготовки.

2.Состояние сформированности исследовательских умений и навыков студентов определяется с помощью выделенных критериев (мотивации исследования, стиля мышления, готовности к учебному исследованию, творческой активности личности, интереса и потребностей в приобретении исследовательских умений и навыков) и уровней (адаптивного, репродуктивного, эвристического, креативного).

3.Эффективность процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов обеспечивается следующей совокупностью дидактических условий: формированием ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам; организацией субъект-субъектного взаимодействия в системе «студент - преподаватель» в процессе учебно-исследовательской деятельности: созданием на факультете исследователь-ско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения

10

учебных дисциплин; развитием творческой активности каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучением научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

4.Программа формирования исследовательских умений и навыков студентов отражает зависимость между условиями, которые соответствуют определенным этапам деятельности преподавателя в целостном педагогическом процессе, и уровнем сформированности исследовательских умений и навыков студентов. В программе формирования исследовательских умений и навыков студентов определена последовательность следующих этапов: целевого, содержательного, технологического и рефлексивного.

5.Формирование исследовательских умений и навыков рассматривается как последовательная система взаимосвязанных действий преподавателя и студентов на основе инструментально-дидактических средств. Деятельность преподавателя включает: мониторинг состояния учебно-исследовательской деятельности студентов; анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету; организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеаудиторной работы; обучение студентов методам познания и технологиям учебного исследования.

6.Основы управления процессом формирования исследовательских умений и навыков составлены из ряда последовательных и тесно взаимосвязанных этапов, определяющих закономерности управления этим процессом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете технологии и предпринимательства Липецкого государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации учителей технологии при Липецком институте усовершенствования учителей. Основные положения и результаты экспериментального исследования были обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории педагогики и кафедры профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства, а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, студентов и аспирантов ЛГПУ, на ежегодной областной научно-практической конференции «Творческая конструкторская деятельность

учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов ФТиП».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, ставятся задачи исследования, методологические предпосылки, определяются этапы и конкретизируются методы исследования; охарактеризованы научная новизна и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы.

В первой главе «Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии как психолого-педагогическая проблема» представлен анализ источников по проблеме; определены факторы, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии; определены критерии и уровни сформированности исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

Во второй главе «Дидактические основы поэтапного формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии» представлены содержание и результат формирующего эксперимента, раскрыты условия, методы и приемы, наиболее эффективно способствующие формированию исследовательских умений и навыков, раскрыты этапы формирования исследовательских умений и навыков и управление этим процессом.

В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, и положения, выносимые на защиту, а также сформулированы вопросы, требующие дальнейшего исследования.

В приложении приведены методические рекомендации по формированию исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы сделан вывод о наличии места исследовательским умениям и навыкам студентов в учебном процессе при подготовке специалистов в высшем учеб-

12

ном заведении. Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты личности выражают ведущие характеристики процесса профессионального ее становления , отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности. Поэтому уровень сформированно-сти исследовательских умений и навыков является одним из критериев эффективности познавательно-творческой школы, в которой учебный процесс, ориентированный на профессиональное совершенствование личности, построен по типу исследовательско-творческого.

С позиции деятельностного, личностно-творческого подходов нами проанализированы сущность и содержание понятия «исследовательская деятельность» студентов. Мы определяем сущность этого термина как интегра-тивный компонент личности, характеризующийся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и развитого интеллекта и обеспечивающие ее самоопределение и саморазвитие.

На основе различных типов взаимодействий в диалектических системах «преподаватель - студент» и «познание - учение - исследование» осуществлен теоретический анализ проблемы формирования исследовательских умений и навыков студентов в философии, педагогике, психологии и обоснована необходимость ее дальнейшей разработки. Опираясь на концепции лич-ностно-ориентированнного образования и познавательно-творческой школы, на проведенный анализ проблемы формирования исследовательских умений и навыков, предлагаем использовать в качестве критерия результативности обучения, наряду с развитием интеллекта, получение студентами личностно-значимого продукта познавательной деятельности.

По результатам анализа философской, психологической и педагогической литературы определены теоретико-методологические предпосылки исследования. С позиции личностно-деятельностного подхода исследовательские умения и навыки студентов рассматриваются нами как системное образование личности студентов, представляющие собой целостную совокупность их образовательных профессиональных ценностей, накопляемых в процессе обучения в вузе и используемых для расширения знаний в учебных целях; как способ учебной деятельности; как проявление творчества в учеб-

13

ном исследовании; как специфический способ самореализации сущностных сил, самоопределений и социализации.

Содержание процесса формирования исследовательских умений и навыков студентов проявляется как диалектическое единство структурных компонентов (гносеологического, технологического, творческого, личностного), отражающее ее целостный развивающий характер и определяющее его функциональные компоненты (научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, лично-стно-развивающий).

По результатам диагностики, проведенной с помощью выделенных критериев (мотивации исследования, стиля мышления, готовности к исследованию, творческой активности личности) и показателей, характеризующих учебно-исследовательскую деятельность и исследовательские умения и навыки студентов, определены и названы следующие уровни их сформированное(tm): адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный.

Рассмотрение феномена учебно-исследовательской деятельности личности студента позволило утверждать: так как учебно-исследовательская деятельность личности имеет целостный и интегративный характер, то она формируется на основе познавательного опыта личности (целостной картины знаний, умений и навыков использования дидактических методов формирования исследовательских умений и навыков); ценностного отношения к познанию и его продуктам.

С этих позиций было проанализировано состояние проблемы формирования исследовательских умений и навыков студентов в ходе учебного процесса. Соответствие имеющихся педагогических условий формирования исследовательских умений и навыков студентов ФТиП и результатов их сформированное(tm) было изучено при помощи анкетирования преподавателей и студентов, которое выявило преподавателей с низким и очень низким уровнем научно-методической готовности к формированию исследовательских умений и навыков в ходе обучения студентов. Результаты анкетирования студентов 1-4 курсов подтверждают, что созданные на ФТиП педагогические условия для формирования исследовательских умений и навыков у обучающихся не позволяют полностью реализовать возможности всех студентов.

На основании вышеизложенного можно сказать, что мы видим противоречие между осознанием преподавателями ФТиП необходимости учебно-

14

познавательной деятельности в соответствии с задачами подготовки выпускника с высоким уровнем сформировавшихся исследовательских умений и навыков и неразработанностью научно-методических основ их формирования.

Таким образом, проведенный теоретический анализ понятия «исследовательские умения и навыки студента», разработка критериев и уровней их развития, анализ проблемы их формирования в философии, психологии и педагогике, определение состояния проблемы формирования исследовательских умений и навыков студентов ФТиП позволяют нам представить программу формирования исследовательских умений и навыков, обосновать дидактические условия, методы их формирования и этапы управления этим процессом.

Одним из главных требований к содержанию формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии является комплексный подход к обучению, так как обучение окажется наиболее эффективным в том случае, если будет вестись комплексно, пронизывать все дисциплины и в каждой из них - теоретические, практические, лабораторные и внеаудиторные занятия.

Подбор содержания программы - важная задача, в процессе решения которой отбирался учебный материал из того, чем располагает наука, и систематизировался в определенной последовательности с учетом принципов дидактики. Работа по формированию исследовательских умений и навыков условно была разделена на пять взаимосвязанных направлений:

1. Включение элементов исследования на лекциях учебных дисциплин.

2. Включение элементов исследования на лабораторно-практических занятиях.

3. Включение элементов исследования в технологическую практику.

4. Включение элементов исследования в педагогическую практику.

5. Включение элементов исследования на внеаудиторных занятиях (рефераты, курсовые работы, дипломные работы, занятия в исследовательских кружках).

Экспериментальное исследование заключалось в изучении влияния внедрения разработанных психолого-педагогических условий формирования исследовательских умений и навыков у студентов ФТиП. Исследование включало 4 этапа.

15

На первом этапе (констатирующий эксперимент: состояние проблемы; диагностика уровня сформированное(tm) исследовательских умений и навыков у студентов) выдвигалась цель, определялись объект и предмет исследования, решались следующие задачи:

-  исследование процесса формирования исследовательских умений и навыков студентов в ходе обучения в вузе;

выявление дидактических возможностей использования разработанного варианта совершенствования процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов ФТиП;

анализ существующей образовательной среды факультета; диагностика сформированное(tm) личностных исследовательских умений и навыков.

На этом этапе было разработано содержание экспериментальной работы, проведен отбор участников эксперимента (две контрольных и две экспериментальных группы). Первичное исследование, на основе которого анализируется и систематизируется экспериментальный материал, по своей сути является рабочей гипотезой, а результаты выполненных исследований могут дать основание для перерастания рабочей гипотезы в научную.

Отметим, что на данном этапе были созданы необходимые условия для осуществления эксперимента, разработана программа исследования.

Формирующая часть (второй этап) эксперимента включала в себя разработку плана действий по проблеме, реализацию целевой комплексной программы (ЦКП) формирования исследовательских умений и навыков студентов как через учебный процесс, так и внеаудиторную деятельность (работа в научно-исследовательских кружках и конструкторских бюро и т.д.), проведение комплекса мероприятий в соответствии с ЦКП, направленных на формирование исследовательских умений и навыков будущего учителя технологии.

Контроль полученных результатов проводился по двум срезам, с помощью отобранных для этих целей методик. Интервал между срезами составлял один год.

Проведенный этап эксперимента решил основную задачу - проверку целесообразности формирования исследовательских умений и навыков у будущих специалистов технологии уже в стенах учебного заведения, а также эффективности использования разработанной программы.

16

Третий этап - констатация - должен свидетельствовать о степени сформированное(tm) исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии во всех видах учебной деятельности

Становление и совершенствование профессиональной подготовки студентов к научно-исследовательской работе осуществлялось как в процессе овладения профессиональными знаниями, так и в период организации НИРС и в период прохождения педагогической и технологической практик. Практическое обучение является неотъемлемой составной частью учебного процесса и направлено на формирование исследовательских умений и навыков, осознанного отношения к избранной профессии. Это и есть четвертый этап.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал начальный уровень исследовательских умений и навыков у студентов ФТиП, на основе которого мы определили требования к содержанию формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии.

Необходимым требованием к содержанию формирования таких умений и навыков является соответствие предлагаемой программы начальным умениям и навыкам.

Теоретическая работа на начальном уровне формирования исследовательских умений и навыков заключалась в ознакомлении студентов с содержанием учебного материала, на котором базируется исследовательская деятельность, в сообщении данных об исследовательской задаче, о структуре процесса исследовательской деятельности, о способах ее стимуляции, о методиках активизации поиска решений творческих задач, которые способствуют достижению исследовательских целей и т.д.

В настоящее время нет методики, которая могла бы стать руководством для обучения решению исследовательских задач в области технологии, но в последнее время все большее применение получают методики, активизирующие и стимулирующие творческую деятельность. А так как творческая деятельность часто сопровождается проведением исследовательской работы, то методики, активизирующие и стимулирующие ее, вполне приемлемы и для исследовательской деятельности. Ученые считают, что их изучение является важным средством подготовки к творческому труду. Именно поэтому в данной работе мы отдаем предпочтение ознакомлению студентов с методиками стимуляции творческого процесса.

17

Для формирования у студентов исследовательских умений и навыков были отобраны наиболее подходящие для наших условий, выбор которых определялся следующими критериями:

• простотой в изложении;

• доступностью в понимании;

• возможностью освоения за ограниченное время;

• высокой результативностью в активизации и стимуляции исследовательской деятельности студентов.

Этим критериям соответствуют методики: "Поиск аналогов", "Морфологический анализ", "Функционально-стоимостный анализ", "Алгоритм решения изобретательских задач".

На занятиях по техническому творчеству студентам давались сведения и о других методиках стимуляции и активизации творческого процесса, но эти сообщения носили ознакомительный характер. Отобранные методики составили основную часть разработанной комплексной программы формирования исследовательских умений и навыков студентов ФТиП. Эта программа предполагает уже на первом курсе в процессе изучения отдельных дисциплин использование наиболее простой и доступной методики - поиск аналогов. В лекционный материал делаются включения, рассчитанные на 15-20 минут, в которых излагаются сущность и этапы поиска аналогов, разновидности аналогий, примеры решения задач с использованием методики поиска аналогов. Практика показала, чтобы дать студентам краткие, но необходимые для дальнейшей работы теоретические сведения, достаточно примерно 3-4 таких вставок.

Программа рассчитана на индивидуальный подход к студентам в процессе обучения на практических занятиях с целью вовлечения их в исследовательскую деятельность с дальнейшим выходом на внеаудиторные занятия.

Теоретические сведения по методике проведения исследовательских работ сообщались студентам непосредственно на лабораторно-практических занятиях, где имелась возможность наглядно демонстрировать особенности и этапы проведения исследований на конкретных примерах.

Комплексная программа формирования исследовательских умений и навыков у студентов предполагает включение в содержание лабораторных работ дополнительных исследовательских заданий, целью которых является: усиление исследовательского характера работ; содействие развитию ис-

18

следовательских способностей студентов; целенаправленное практическое применение полученных знаний.

Программа предполагает постепенное усложнение от курса к курсу изучаемых методик активизации и стимуляции поиска решения творческих задач, проведения исследовательских работ. Это усложнение достигается за счет применения затрудняющих условий. Например:

• метод временных ограничений, основанный на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность;

• метод внезапных запрещений, основанный на запрещении студентам использовать в своих построениях какие-либо механизмы;

• метод новых вариантов, основанный на требовании к студентам решить задачу по-другому;

• метод информационной недостаточности, основанный на том, что условие задачи представляется с неполным количеством данных, необходимых для решения;

• метод информационной перенасыщенности, основанный на включение в исходное условие задачи заведомо излишних сведений.

Эффективность формирования исследовательских умений и навыков, безусловно, зависит от практического применения полученных знаний, поэтому комплексную программу мы разрабатывали с учетом материально-технической базы ФТиП, где студенты проводят свою исследовательскую работу, решают исследовательские задачи.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии должно отвечать следующим требованиям:

1. Программа формирования исследовательских умений и навыков должна носить комплексный характер, т.е. пронизывать все дисциплины и в каждой из них - теоретические, лабораторные и практические занятия, а также внеаудиторные занятия.

2. Содержание программы должно:

• согласовываться с начальным уровнем имеющихся исследовательских умений и навыков студентов ФТиП;

• способствовать развитию студентов, в связи с чем. необходимо усложнять программу от курса к курсу;

• отвечать реальным материально-техническим условиям;

19

- быть интересным, чтобы студенты активно занимались исследовательской деятельностью;

- соответствовать производственным процессам, характерным для нашего региона.

Управление процессом формирования исследовательских умений и навыков студентов в ходе профессиональной подготовки, осуществляемое преподавателями, представляет собой сложный процесс педагогической деятельности и включает цель, содержание, формы и методы.

В ходе опытно-экспериментальной работы на ФТиП мы предложили преподавателям оценить несколько систем управления процессом формирования исследовательских умений и навыков. Эффективной, по их мнению, оказалась система управления, которая составлена из ряда последовательных и тесно взаимосвязанных этапов, определяемых основные закономерности управления процессом формирования исследовательских умений и навыков у студентов.

Первый (предварительный) этап - определение целей и задач управления процессом формирования исследовательских умений и навыков у студентов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы.

Второй этап включает разработку кафедрами и деканатом комплексного плана преобразования всей системы научно-исследовательской работы сгудентов, основных направлений их деятельности.

Третий этап - это реализация намеченного комплексного плана-программы. Здесь имеется в виду включение в лекционные курсы, в семинарские и лабораторно-практические занятия элементов научно-исследовательской работы. Это должно проводиться систематически и последовательно с учетом единства цели, содержания, дидактических принципов обучения.

Четвертый этап - определение путей и средств, форм и методов управления процессом формирования исследовательских умений и навыков. Сюда входит контроль за выполнением принятого плана, текущее оперативное управление процессом его реализации, практическая деятельность преподавателей по осуществлению социального контроля и регулированию всех основных сторон деятельности студентов в соответствии с намеченными задачами.

Пятый этап управления процессом формирования исследовательских умений и навыков у студентов - анализ и обобщение результатов выполне-

20

ния плана: определение уровня сформировавшихся исследовательских умений и навыков студентов, сопоставление достигнутых результатов с ранее намеченным планом, выявление нерешенных вопросов, недостатков в реализации плана и их причин. В результате обработки полученной информации о приобретенных студентами исследовательских умений и навыков разрабатывается новый вариант плана на новый период.

Таким образом, управление процессом формирования исследовательских умений и навыков у студентов осуществляется специфическими циклами.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1 .Процесс формирования исследовательских умений и навыков студентов на занятиях представляет собой важнейшие компоненты квалификационной характеристики личности студента, характеризующиеся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающие ее самоопределение и творческое саморазвитие.

С позиции деятельностного подхода исследовательские умения и навыки студентов представляют собой системное образование. В этом качестве они включают ряд компонентов, имеющих собственную структуру. Среди таких структурных компонентов выделены: гносеологический, технологический, творческий и личностный. Содержание исследовательских умений и навыков проявляется как их дидактическое единство. Функциональные компоненты (научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, личностно-развивающий) отражают его процессуальную сторону.

2.Состояние сформированности исследовательских умений и навыков студентов определяется с помощью выделенных критериев (мотивации исследования, научного стиля мышления, технологической готовности к учебному исследованию, творческой активности личности), которые содержат ряд выявленных показателей и уровней (адаптивного, репродуктивного, эвристического, креативного). Методы математической статистики позволили установить логику взаимосвязей и взаимозависимостей между структурными компонентами, на основе чего сделан вывод о системном и целостном характере исследуемых явлений.

21

3.Анализ состояния проблемы формирования исследовательских умений и навыков студентов выявил тенденцию перехода ФТиП на творческий подход обучения с сохранением его ориентации на государственные стандарты получения профессионального образования; позволил обосновать использование уровней сформированное(tm) исследовательских умений и навыков в качестве одного из критериев эффективности повышения качества подготовки учителя технологии; привел к разработке и определению показателей, критериев, уровней научно-методической готовности преподавателей к формированию исследовательских умений и навыков студентов; показал соотношение числа студентов по уровням сформированное(tm) исследовательских умений и навыков в соответствии с научно-методической готовностью преподавателей к их формированию, из которого следует необходимость разработки совокупности дидактических условий, программы и методики, обусловливающих эффективность их формирования.

4.Эффективность формирования исследовательских умений и навыков студентов ФТиП обеспечивается следующей совокупностью дидактических условий: формированием ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности и ее результатам; организацией субъект-субъектного взаимодействия в системе «преподаватель - студент» в процессе учебно-исследовательской деятельности; созданием на кафедре факультета исследо-вательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и НИРС; развитием творческой активности студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучением научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

5.Программа формирования исследовательских умений и навыков у студентов отражает зависимость между дидактическими условиями, которые соответствуют определенным этапам деятельности преподавателя в целостном педагогическом процессе, и уровнем сформированности исследовательских умений и навыков студентов. В разработанной программе формирования исследовательских умений и навыков у студентов определена последовательность следующих этапов: целевого, содержательного, технологического и рефлексивного.

6.Методика формирования исследовательских умений и навыков у студентов представлена последовательной системой взаимосвязанных деист-

22

вий преподавателей и студентов на основе инструментально-дидактических средств Деятельность преподавателя включает мониторинг состояния учебно-исследовательской работы студентов, анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предмету, организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеаудиторной исследовательской работы студентов, предоставление студентам возможности выбора исследовательской задачи или проблемы, обеспечение процесса формирования исследовательских умений и навыков необходимыми инструментально-дидактическими средствами, оказание помощи студентам в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов Методика, избранная нами, позволяет связать углубленное изучение учебного предмета и НИРС, организовать учебно-исследовательскую деятельность на весь период обучения в вузе

7 Установлено, что оптимальный уровень формирования исследовательских умений и навыков j студентов обусловлен взаимосвязью деятельности преподавателя и студентов, которая определяется с учетом совокупности следующих факторов целью, содержанием, характером и методами обучения формированию исследовательских умений и навыков, реальными дидактическими возможностями и возрастными особенностями студентов (1-5 курс) Все указанные факторы взаимосвязаны в реальном процессе формирования исследовательских умений и навыков у студентов ФГиП

8 Субъектом совершенствования учебно-исследовательской работы студентов является не отдельный преподаватель, а коллектив преподавателей кафедры Научная организация процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов возможна лишь на фоне общего повышения уровня научного руководства учебно-исследовательским процессом на ФТиП в целом Основным условием и средством этого является построение в учебно-исследовательском процессе педагогически управляемой системы формирования исследовательских умений и навыков у студентов, наличие которой повышает нормативно-познавательные, практические функции учебного процесса

9 Результаты исследования позволяют использовать их в повседневной педагогической практике преподавателями, а также для повышения пе-даго! ической квалификации и в процессе подготовки будущих учителей технологии Нами особенно выделена апробированная программа и методика

23

формирования исследовательских умений и навыков у студентов на занятиях

10 Выявлены новые направления в изучении проблемы Среди них наиболее актуальными являются в теоретическом плане - разработка про-опсмы формирования учебно-исследовательской культуры у преподавателей и (ллдентов. в практическом плане - повышение научно-методической готовности преподавателей к формированию исстедовательских умений и навыков у студен юв

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1 Лабораторная исследовательская установка для определения стойкости к истиранию на сгибах шерстяных и полушерстяных тканей '/Материалы 1-й научно-практической конференции «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и с ту центов ФТиП» -Липецк, 2000 - С 4-6

2 Лабораторная исследовательская установка для определения устойчивости к истиранию неэластичных лентотканных вязаных и плетеных изделий '/Материалы 1-й научно-практической конференции «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических \ чилищ и студентов ФТиП» - Липецк, 2000 - С 21-23

3 О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности - Липецк ЛГПУ, 2001 -С 3-15

4 Организация научно-исследовательской деятельности учащейся молодежи - требование жизни // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности - Липецк ЛГПУ, 2001 -С 103-108

5 Обучение студентов ФТиП методике «11оиск аналогов» на занятиях дисциплины «Основы творческой деятельности» II Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности -Липецк ЛГПУ 2001 -С 128-130

6 Ограничения в творческих конструкторских задачах на практикуме в учебных мастерских17 // Творческое отношение преподавателей, студентов

24

и учащихся к учебно-познавательной деятельности - Липецк: ЛГПУ, 2001. -С.130-134.

7.Функционально-стоимостный анализ на занятиях практикума в учебных мастерских // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк: ЛГПУ, 2001. -С. 141-143.

8.Индивидуальные творческие исследовательские задания к лабораторным работам дисциплины «Основы творческой деятельности» // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - С.123-127.

 


Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]

Литература

  1. М.В. Ларионова, Н.И. Царева, А.А. Гонсалес-Фернандес. Испанский язык с элементами делового общения (комплект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2012. – 734 с.
  2. С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. Методика обучения математике в начальной школе. – М.: Владос, 2008. – 192 с.
  3. В.В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы". – М.: ДРОФА, 2014. – 144 с.
  4. Г.И. Погадаев. Физическая культура. 5-9 классы. Методическое пособие. К учебникам Г. И. Погадаева. – М.: ДРОФА, 2014. – 128 с.
  5. И.Э. Савко. Русский язык. Экспресс-курсы по орфографии. – М.: Попурри, 2014. – 304 с.
  6. М.В. Ларионова, Н.И. Царева, А.Гонсалес-Фернандес. Испанский язык с элементами делового общения для начинающих. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 400 с.
  7. Татьяна Петровна Малявина. Коррекция орфографических и пунктуационных умений и навыков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
  8. Артур Абдрашитов. Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии. – М.: , 2012. – 188 с.
  9. София Дудкина und Светлана Владимировна Петрова. Формирование графических умений и навыков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 112 с.
  10. Елена Кириллова. Начальные этапы формирования коммуникативных умений у безречевых детей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 120 с.
  11. Полина Пантюхова. Формирование общеучебных умений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
  12. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. – М.: ДРОФА, 2013. – 208 с.
  13. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. – М.: ДРОФА, 2014. – 208 с.
  14. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 1. Учебник. – М.: ДРОФА, 2014. – 208 с.
  15. Т.М. Лаврентьева. Диагностика уровня формирования предметных умений и УУД. 1 класс. – М.: Учитель, 2016. – 72 с.
  16. М.В. Кернерман. Развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры. – М.: Инфра-М, 2016. – 116 с.
  17. С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: ДРОФА, 2013. – 208 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Внедрение информационных технологий с сферу культуры
Информатика
Диплом
139 стр.
Формирование имиджа организации и имиджа лидера
Менеджмент
Диплом
80 стр.
Формирование у младших школьников навыков правописания словарных слов при обучении русскому языку во 2-м классе
Педагогика
Курсовая работа
31 стр.
Формирование научного стиля речи в работе над сочинением у младших школьников
Педагогика
Курсовая работа
30 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анна
Спасибо вам за диплом, вы мне очень помогли.