Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Человек как личность

Философия

Несомненно, проблема человека является одной из сложнейших, хотя множество различных наук с разных точек зрения рассматривали этот вопрос. «Пальму первенства» в области изучения человека следует отдать философии, как науке древней и повсеместно распространенной. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в нашем мире - одна из основных проблем в истории философской мысли с древних времен. Именно с той эпохи можно начать изучение поставленной проблемы. В философии Древнего времени, во время господствоющего Космоцентризма, человек мыслился как органическая часть. Средневековая философия несколько сместила акценты и человек стал одним из многочисленных созданий бога. Эпоха Возрождения сделала из человека предмет культа, возвысив его над всей природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала его сложным механизмом и наделила высоким знанием.

Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрений никто не может дать однозначного ответа на вопрос: «Что или кто есть человек?» Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как «индивид» и «индивидуальность». Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

Индивидом является каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этот термин неотъемлем от человека, что бы с ним не происходило, при каком бы режиме он ни жил. Всё, что приобрело человечество в процессе эволюции, как физические, так и психические качества, все это плавно переходит во владение каждому отдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человек смог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности беспрепятственного обмена информацией и творческого труда. На этой основе человек смог развить и углубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность. При этом происходит так называемая «социализация» индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано. А является ли «индивидуализированный» индивид личностью? В некотором смысле - да. Оформившаяся индивидуальность - без малого личность, но нельзя смешивать эти понятия, так как личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности (Ананьев Б. Г.). Следует также заметить, что индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Таким образом, можно сказать, что индивидуальность - это оболочка, внешний облик личности, благодаря чему человек становится неповторимым. Именно индивидуальность поможет вам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему подобных. Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и никому более.

Многие философы и психологи делают упор на то, что человек без общества - ничто, представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил, что «человек - животное, скованное культурой», и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в зависимости от потребностей той или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога Питирима Сорокина, утвердившего триединство личности, общества и культуры.

Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление индивида - первоосновы личности - здесь происходит как бы приноровление к эволюционным физиологическим особенностям человека. Далее, на эту основу био-генетических задатков накладываются «общие» законы общества, преломленные через сознание индивида, через его психо-социальное ядро, внутренне «Я». И вот, по прошествии известного времени, перед нами возмутитель спокойствия выдающихся умов человечества - Ее Величество Личность.

Но не стоит утверждать, что к 18-21 годам процесс формирования личности останавливается, нет - человек как личность не есть некая законченная данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Список использованной литературы

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. - С. 111

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990. - С. 18.

Гайдученок И. А. Слово о личности. - Минск, 1990. - С. 4.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. - М., 1968. - Т. 1. - С. 70.

Гроф С. Области человеческого бессознательного. - М., 1994. - С. 155-158.

Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1991.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 1. - С. 242; Т. 42. - C. 119, 265.

Кант И. Соч. в 6-ти томах. - М., 1965. - Т. 4, ч. 2 - С. 377; Т. 6 - С. 357-365.

Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 33-37, 118-119, 140-145, 183.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997. - С. 170-171.

Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М., 1984. - С. 34.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 218-219.

Спиркин А. Г. Основы философии. - М., 1988. - С. 461.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - С. 39-40.

Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990. - С. 425-440.

Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. - СПб, 1997. - С. 22.

Мир философии. Сборник (ч. 2). Сост. Гуревич Н. С. - М., 1991.

Психология личности и образ жизни. Сб. ст. Отв. ред. Шорохова Е. В. - М., 1987. - С. 139-140.

Сноски

1 Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990. - С. 18.

2 Мир философии. Сборник (ч. 2). Сост. Гуревич Н. С. - М., 1991. - С. 244.

3 Гайдученок И. А. Слово о личности. - Минск, 1990. - С. 4.

4 Спиркин А. Г. Основы философии. - М., 1988. - С. 461.

5 Пьер де Шарден ввел термин «универсум» для уточнения всего того, что окружает человека: как видимое и поддающееся осознанию, так и непознаваемое, невидимое. В данном случае мы имеем дело со «сложным ансамблем», где «ячейка универсума - сам универсум», это как бы гигантский атом, представляющий собой «целостность системы (по принципу ее множественности), целого (по своему единству) и кванта (по своей энергии), - и все это «внутри неограниченного контура». Здесь его теория пересекается с небезысвестной «вещью в себе». - Прим. Т. В.

6 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - С. 39-40.

7 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 218-219.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 42. - С. 265.

9 Мир философии. Сборник (ч. 2). Сост. Гуревич Н. С. - М., 1991. - С. 17-19.

10 Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. - СПб, 1997. - С. 22.

11 Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 140-145.

12 Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 118-119.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 42. - С. 119.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 1. - С. 242.

15 Гроф С. Области человеческого бессознательного. - М., 1994. - С. 155-158.

16 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. - С. 111

17 Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М., 1984. - С. 34.

18 Психология личности и образ жизни. Сб. ст. Отв. ред. Шорохова Е. В. - М., 1987. - С. 139-140.

19 Абзац написан по: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. (Т. 1.) - М., 1968. - С. 70; Кант И. Соч. в 6-ти томах. - М., 1965. - Т. 4, ч. 2 - С. 377; Т. 6 - С. 357-365.

20 Мир философии. Сборник (ч. 2). Сост. Гуревич Н. С. - М., 1991. - С. 17.

21 Приведенная здесь структура разработана амер. философом-идеалистом и психологом Уильямом Джеймсом (1842-1910), впервые описана в «James W. Principles of psychology. - London, 1891. - P. 177. «В своем труде ее использовал Игорь Семенович Кон (Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 33-37).

22 Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 183

23 Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990. - С. 425-440.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. Е.Н. Иванова, С.С. Сергеев. Миссия выполнима. Как быть богатым и не стать больным. – М.: ДНК, 2001. – 244 с.
  2. Ирина Архипова. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум (+ CD-ROM). – М.: Наука и техника, 2009. – 288 с.
  3. И.Ю. Абелева. Механизмы коммуникативной речи. – М.: Парадигма, 2012. – 288 с.
  4. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 352 с.
  5. Ричард Дэвидсон, Шарон Бегли. Как эмоции управляют мозгом. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
  6. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  7. Русский индивидуализм. – М.: Алгоритм, 2007. – 288 с.
  8. Г.В. Залевский. Личность и фиксированные формы поведения. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 336 с.
  9. Человек. Образ и сущность, 2007. Семья. Традиции и современные тенденции. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 258 с.
  10. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
  11. С.А. Никольский, В.П. Филимонов. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело. Поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 544 с.
  12. С.А. Никольский, В.П. Филимонов. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело. Поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 544 с.
  13. Екатерина Петрова. Проблема адаптации человека к информационной среде. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  14. Дмитрий Атланов. Человек как система. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 248 с.
  15. С.И. Дьяков. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта. – М.: Спутник +, 2015. – 560 с.
  16. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
  17. Эрик Хоффер. Человек убежденный. Личность, власть и массовые движения. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 200 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Влияние образа родителей на становление самооценки личности
Психология
Курсовая работа
40 стр.
Конституционные гражданские права и свободы человека и гражданина в РФ и юридические гарантии их обеспечения
Конституционное право
Диплом
59 стр.
Особенности мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности
Психология
Курсовая работа
34 стр.
Особенности ценностно-смысловой сферы личности в юности
Психология
Диплом
90 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Александра
Спасибо, что Вы со мной сегодня так мучились, но все-таки все объяснили. Желаем удачи!!!