Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Конспект лекций по Теории творчестваПсихология, общение, человек
1. Автоматизация поискового конструирования. Под ред. Половин-
кина А. И. - М.: Радио и связь, 1981.
2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.
3. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио и связь,
1973.
4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения
изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.
5. Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства. - М.: Радио и связь,
1982.
6. Амосов И. М. и др. Моделирование творческой личности.
7. Бирюков Б. В., Гудчин И. Б. Машина и творчество. - М.: Радио и
связь, 1982.
8. Буш Г. Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма,
1972.
9. Буш Г. Я. Методологические основы научного направления изо-
бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
10. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма, 1976.
11. Буш Г. Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма, 1979.
12. Джонс Д. К. Инженерное и ходожественное конструирование. - М.: Мир, 1976.
13. Джонс Д. К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
14. Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969.
15. Райнов Т. И. Теория творчества. - Харьков, 1914.
16. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976.
17. Энгельмейер П. К. Теория творчества. - С. Петербург, 1910.
Технология творчества.
18. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989.
19. Понамарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р. П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А. Н. Мышление и творчество.
22. Рибо Т. Творческое воображение.
23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
24. Библер В. С. Мышление как творчество.
25. Поспелов Г. С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое планирование и управление созданием комплексов военной техники. - М.:., 1990.
26. Клир Дж. Системология. стр 402-.
18. 03. 94.
Системология творчества
1. Определение творчества
Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность
• как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.
Техническое творчество. Существует две формы получения твор-
ческого результата (решения):
• изобретение;
• рационализация.
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
2. Категории новизны.
Результат деятельности может характеризоваться с различных
точек зрения. Различают:
• принципиально новое (качественно);
• новое во времени.
Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.
Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.
3. Понятие новизны.
Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к «творцу», новизна клиссифицируется:
1. Индивидульная новизна. Результат деятельности «творца» для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидульным, психолигически новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой
деятельности является новым для группы или коллектива людей.
3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена
для всего сообщества, человечества, всего мира.
4. Фазы творческого процесса.
Я. А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-
яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-
ние идеи.
В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
• переход от сознательного поиска к интуитивному решению;
• эволюция интуитивного решения в логически завершенное.
Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.
2. Фаза интуитивного решения.
3. Фаза вербализации интуитивного решения.
4. Фаза формализации вербализованного решения.
На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.
На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.
На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.
На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.
5. Многоуровневость творчества
(Спектр творческих задач)
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.
Творческие задачи можно разделить на два класса:
ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-
ного использования осознаваемых способов, приемов.
ТЗ2 - решаются в результате «развязывания» противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.
-----------------------¬
¦ Логический анализ ¦ _¬
L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _ ¦
-----------------------¬ ¦ --
Описание предмета: «Психология, общение, человек»Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для
человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия,
мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как
явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.
наук, изучающих природу и общество.
Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на
уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы - сознания.
Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные
исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.
фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно
переживаются как происходящие во внутреннем мире.
Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме
биологического и социального в развитии психики человека.
Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление,
которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта,
функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии
исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к
процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей,
мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание
их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.
Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту,
позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.
конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов
деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы
собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Литература - Ю.А. Дараева. Конспект лекций по теории бухгалтерского учета. – Воронеж: Научная Книга, 2012. – 0 с.
- А.Д. Тюрина. Конспект лекций по теории организации. – Воронеж: Научная Книга, 2012. – 0 с.
- А.А. Иванов. Конспект лекций по акушерству и гинекологии. – Воронеж: Научная Книга, 2012. – 0 с.
- И.В. Бурханова. Конспект лекций. Теория статистики. – Воронеж: Научная Книга, 2012. – 0 с.
- М.Л. Завражных. Конспект лекций по аграрному праву. – Воронеж: Научная Книга, 2012. – 0 с.
- А.В. Якушев. Философия. Конспект лекций в схемах. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: Приор, 2001. – 256 с.
- С.В. Сизый. Лекции по теории чисел. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 192 с.
- Дмитрий Письменный. Конспект лекций по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 288 с.
- В.И. Зубов. Лекции по теории управления. – СПб.: Лань, 2009. – 496 с.
- Ю.В. Прохоров, Л.С. Пономаренко. Лекции по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 256 с.
- В.О. Мантуров. Лекции по теории узлов и их инвариантов. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 304 с.
- К.Эрберг. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике. – М.: Книгоиздательство "Русская мысль", 1913. – 260 с.
- И.Г. Петровский. Лекции по теории интегральных уравнений. – М.: Государственное техническое издательство, 1948. – 120 с.
- И.Г. Петровский. Лекции по теории интегральных уравнений. – М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 1965. – 128 с.
- Б.О. Костелянец. Драма и действие. Лекции по теории драмы. – М.: Совпадение, 2007. – 504 с.
- Д.Худсон. Статистика для физиков. Лекции по теории вероятностей и элементарной статистике. – М.: Мир, 1970. – 296 с.
- А.А. Потебня. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. – М.: Красанд, 2012. – 172 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|