Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
ДТПБезопасность жизнедеятельности
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия - менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т. п.), а также случайным стечением обстоятельств.
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.
Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.
Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.
Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.
Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это - и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т. п.
Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия - гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).
Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.
В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.
Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.
Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т. п.
Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.
Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.
Описание предмета: «Безопасность жизнедеятельности»Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью
исключено причинение вреда существованию человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности
людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской,
жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических,
электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий.
Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.
С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с
развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.
Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей
среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – «синдром компьютерного зрения»),
происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых «дыр» и т.д.
Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и
окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.
Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД,
голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.
Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные,
техногенные, социальные.
Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы,
представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека
потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что
какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия – причины.
Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья,
на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).
Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных
катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного
рода бедствия и катастрофы.
Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой
опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:
- Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
- Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
- При необходимости быстро и грамотно действовать.
Главная задача возникшего научного направления «Безопасность жизнедеятельности» – анализ источников и причин
возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.
Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в
области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на
законах и подзаконных актах.
Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от
опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты
от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного,
антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.
Таким образом научные и практические знания, изложенные в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»,
позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности
допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу. [Белов С.В., Девисилов В.А. и др.
Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2002.]
Литература - Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2012. – 290 с.
- В.В. Абрамочкин. Расследование дорожно-транспортных преступлений. – М.: Щит-М, 2010. – 240 с.
- ДТП и действия его участников. – СПб.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2003. – 64 с.
- Н.М. Удалова, Д.Ю. Богатырев. Права водителя при общении с инспектором ГИБДД, оформлении ДТП, получении страховки по ОСАГО и КАСКО. – М.: Эксмо, 2012. – 208 с.
- А.Гладкий. Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 224 с.
- В.Н. Иванов. Искусство вождения без ДТП. – СПб.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2004. – 144 с.
- О.В. Костькова. Вы - участник ДТП? Кто виноват и что делать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.
- Н.Н. Лавров. ДТП. Инструкция к действию. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 288 с.
- Т.В. Кумирова. Первая медицинская помощь при ДТП (комплект из 15 плакатов). – М.: Третий Рим, 2010. – 15 с.
- Первая медицинская помощь при ДТП. – М.: Третий Рим, 2012. – 48 с.
- Анатолий Громыко. ДТП. Советы юриста. – М.: Рид Групп, 2012. – 64 с.
- Алексей Гладкий. Как не попасть в ДТП и что делать, если это все-таки случилось. – М.: Рид Групп, 2012. – 96 с.
- А.Барбакадзе. Справочник водителя. Штрафы, оформление ДТП и нарушений, страхование. – М.: АСТ, Кладезь, 2015. – 128 с.
- А.Барбакадзе. ПДД с ясными комментариями и расшифровкой сложных терминов. Штрафы, уголовная и гражданская ответственность за нарушение, что делать при ДТП. – М.: АСТ, Кладезь, 2015. – 152 с.
- Первая медицинская помощь при ДТП. – М.: Третий Рим, 2014. – 48 с.
- А.Барбакадзе. Справочник водителя. Штрафы, оформление ДТП и нарушений, страхование. – М.: Омега-Л, Книжкин дом, АСТ, 2016. – 128 с.
- О.В. Корнеева. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в результате ДТП. Научно-практическое пособие. – М.: РИОР, Инфра-М, 2015. – 146 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|