Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Антроподицея о. Павла Флоренского и научное мышление.

Философия

В незавершенной книге «У водоразделов мысли» отец Павел

развивал так называемую антроподицею (оправдание человека).

Он пытался решить или скорее изложить свои мысли по поводу

древней религиозно-философской проблемы согласования веры в

то, что человек создан по образу и подобию Божьему - то есть

разумным и совершенным - с греховностью и несовершенством

человека. Эта работа является продолжением его теодицеи (оп-

равдания Бога), развиваемой в книге «Столп и Утверждение Ис-

тины».

В основе антроподицеи о. Павла лежит идея очищения и

спасения человека, его освящения и обожения. Центральная

проблема антроподицеи проявляется в таинствах церкви, когда

человек соединяется с Христом. Антроподицея о. Павла - пра-

вославного священника, принявшего мученический венец - опи-

рается на Православие. Путь к такой антроподицее становится,

таким образом, возможным лишь благодаря Силе Божьей. Так

грешный человек становится святым. Таким образом, его духов-

ное делание выступает как первичное и определяет его осталь-

ную деятельность и мироощущение.

Антроподицея о. Павла символична. Диалектика символа и

символическое понимание мира являются тонкими инструментами,

помогающих изучению затрагиваемых проблем.

В первой части книги «У водоразделов мысли» существен-

ное внимание уделяется вербальной деятельности человека.

Термин выступает здесь «как твердое орудие мысли». Через

осознание и диалектику мысли человек приходит к постижению

смысла символа и далее, к молитвенному обращению к Имени

Божьему, неотделимого от Господа, что есть «живое вхождение

в Именуемого».

Вторая часть книги посвящена орудийной хозяйственной

деятельности. В основе этой деятельности лежит антиномия

Природы и Культуры. Орудия являются проекциями органов чело-

веческого тела, построенные разумом. Следовательно, хозяй-

ство является совокупностью символов человеческого духа.

Аналогично и Природа рассматривается Флоренским как символ

человеческого духа, в чем проявляется единство Микрокосма и

Макрокосма.

Греховная природа человека нарушает единство человека и

мира. Эта угроза, исходящая от «самости» человека, угроза и

Природе, и самому себе, может быть преодолена, как указывает

о. Павел, ссылаясь на Василия Великого, «точным наблюдением

самого себя», которое дает «достаточное руководство к позна-

нию Бога».

В поэтичном введении к книге, «На Маковце», о. Павел

говорит о тайне Времени, раскрывающейся в тайне вечера и ут-

ра из «Книги Бытия». Флоренский дает читателю возможность

узнать о самых сокровенных переживаниях автора, что является

своеобразным методом пробуждения мысли и подачи своих идей.

Размышления, подаваемые в свободной форме, подводят читателя

к мысли, что символика чувственных переживаний может привес-

ти к раскрытию многих тайн мира. Напомним, что слово «сим-

вол» происходит из греческого _______, что значит «состав-

ляю», «соединяю». В Древней Греции существовал такой обычай:

друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет (глиняную

лампадку, статуэтку или навощеную табличку с надписью) и

разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или

их потомки при встрече узнавали друг друга убедившись, что

обе части соединяются и образуют единое целое - символ. Че-

рез символическое мироощущение проступают контуры новой на-

уки, новой философии... (нынешней?..)

Флоренский ставит перед собой цель наметить в своем

труде «водоразделы мысли», составить текст, подобный живому

существу, а не механизму с частями, зависящими от близлежа-

щих частей. При зтом о. ПАвел берется придерживаться катего-

формы, творчества и жизни». Все эти категории непосредствен-

но связаны с человеком. Философская антропология Флоренского

- как метод - рукодствуясь этими идеями «дедуцировать чело-

века до основных определений его существа». При этом автор

рассматривает по отдельности различные способности к ощуще-

нию, органы человека в связи с многообразием мира и орудиями

и т.д. Плодотворность подобного метода, на мой взгляд, хо-

рошо иллюстрирует замечание, что три основных направления

христианства - католическое, протестантское и православное -

связаны с различными психологическими типами: католическое

со зрительным типом человека, протестантское - со слуховым,

а православное - с гармоническим равновесием или неким сред-

ним типом.

Важнейшее место в философской антропологии Флоренского

занимает статья «Обратная перспектива». Эта статья посвящена

обсуждению восприятия и методов художественного изображения

мира (преимущесственно в живописи). Автор выступает против

прямого, аффинно-проективного геометрическог понимания и ху-

дожественной передачи мира. Оставаясь в русле русской рели-

гиозно-философской традиции, Флоренский доказывает, что ли-

нейная перспектива в живописи есть результат Возрождения,

которое русское религиозное сознание трактует как неоправ-

данное возвышение человека, торжество «самости» и отход че-

ловека от Бога. Впрочем, приговор (или скорее мрачный прог-

ноз) возрожленческой науке и возрожденческому искусству про-

износится в заключительной статье первой части под названием

«Итоги».

Флоренский связывает линейную перспективу с понятием

кантовско-евклидового пространства. Критикуя кантовскую точ-

ку зрения, о. Павел вводит, следуя Маху, понятие физиологи-

ческого пространства и показывает, что это пространство

весьма далеко от евклидового.

Важным аргументом против линейной перспективы для Фло-

ренского является известное математическое положение, сог-

ласно которому объект большего числа измерений может быть

отображен взаимно-однозначно на объект с меньшим числом из-

мерений (Кантор), но это отображение нельзя сделать непре-

рывным (Брауэр и другие). Таким образом, художник, изобража-

ющий трехмерное (или многомерное) многообразие на плоскости

с неизбежностью вступает на путь символизма и условности.

При этом, особенно при показе незамкнутости мира (иконы) так

называемая обратная перспектива является очень выразитель-

ной.

Итак, Флоренский отстаивает самобытные представления об

искусстве и мире, преодолевая «ограниченность натурализма» и

указывает путь к освобождению и духовности, освобождению от

сковывающих пут и выход из тупиков возрожденческой мысли.

Изучая научную деятельность человека, о. Павел показы-

вает, что физический механицизм, построение механических мо-

делей в большой степени изжили себя и служат лишь вспомога-

тельными инструментами, характерными более для английского

ума. Так, по замечанию Герца, теория электромагнетизма

Максвелла есть не более, чем уравнения Максвелла. Но работы

самого Максвелла помимо уравнений содержат их «вывод» - мно-

го места уделяется механическим моделям и попыткам механи-

ческой интерпретации, не всегда помогающих разобраться, а то

и затемняющих суть дела. на этом и других примерах Фло-

ренский убеждается, что все механические «объяснения» суть

всего лишь символы, «как бы объяснения», даже не претенду-

ющие на единственность. Ссылаясь на Герца, Флоренский пока-

зывает, что наука всегда вводит символические образы и ут-

верждается как символическая познавательная сущность. Пора-

зительным наблюдением автора, на мой взгляд, является то,

что символы науки не должны (как и символы искусства) пере-

ходить переходить через свои границы и смешиваться с жизнью,

то есть на ученого (как и на художника) возлагается большая

ответственность не смешивать жизнь с небытием.

Окончательный вывод Флоренского состоит в том, что наука

есть лишь символическое описание, а значит - это только

язык.

Флоренский дает свое оправдание философии. Он говорит,

что философия, в отличии от науки, претендует именно на объ-

яснение и добивается такового. Философия - это жизненная

полнота, отрицающая мертвящий метод науки. И признать неп-

равду Науки есть по Флоренскому «сказать «да» Жизни и Време-

ни, то есть оживить мысль. Автор утверждает, что философия -

не язык, а драма, поскольку она пользуется и основана на ди-

алектическом методе, диалектике.

Диалектику Флоренский трактует как метод познания, ос-

нованный на удивлении и уходящий в глубокую древность. Ди-

алектика в познании соответствует обратной перспективе в жи-

вописи.

Апостол Фома - символическая фигура философии, и этим

подчеркивается глубинная связь между философией и христи-

анством. Распятый и Воскресший Христос разрывает замкнутость

мира, мир оказывается наполнен Животворящим Святым Духом и

пронизан Божественными Энергиями. Наука не объемлет этой

Истины, поскольку пропитана ядом Возрождения. Доказывая во

второй части книги, что Человек есть сумма Мира, сокращенный

конспект его, а Мир - проекция и раскрытие человека, Фло-

ренский указывает, что это положение можно было бы выводить

из данных современой науки. Но при этом он отмечает, что по-

ложения науки слишком относительны, чтобы стать фундаментом

философской антропологии. Гораздо прочнее - основные инвари-

анты поэзии, а особенно незыблемы символы религии. Они явля-

ются «осью истории» и особенно устойчивы при натиске време-

ни.

Все же наука очень сильна, и сильна, согласно Фло-

ренскому, своей ТЕРМИНОЛОГИЕЙ. Термин помогает направить ан-

тиномичность языка направить в созидательное русло, и так

философия и наука становятся двумя руками одного организма

языка, от которого требуется «наибольшая напряженность сло-

весной антиномичности». Термин, по Флоренскому, являет ту

границу, которой самоопределяется и самоосознается мышле-

ние.

В заключительной статье к первой части «Итоги» автор по-

казывает кризис науки и всего возрожденческого мироощущения.

Для последнего характерны иллюзионизм и нигилизм в противо-

вес живому реализму. Иллюзионизм отрицает человеческое дос-

тоинство и приводит к расколу и расчлененности личности,

культуры и науки.

Флоренский уподобляет то, что считается сокровищем сов-

ременной цивилизации - науку - погибшм системам древности:

системе магического миропонимания, схоластике и др., и

предсказывает возрожденческой науке гибель и забвение, что

человечество освободится от ее пут. С этим выводом, я думаю,

мало кто из ученых может сейчас согласиться, хотя кризис на-

уки несомненен, и наука сейчас находится, на мой взгляд, в

поисках нового смысла.

Литература:

1. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. - Приложение к

журналу «Вопросы философии», т. 2., - М., Издательство

«Правда», 1990.

2. Свящ. Павел Флоренский. У водоразделов мысли. - Символ,

N 28, Париж, 1992, с. 125-216.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. 2-й год обучения. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2013. – 256 с.
  2. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 272 с.
  3. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2015. – 128 с.
  4. О.А. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 6 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 80 с.
  5. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 3 класс. Лексико-грамматический практикум. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 160 с.
  6. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 4 класс. Лексико-грамматический практикум к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 160 с.
  7. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностика результатов образования. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.
  8. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. 2 год обучения. Книга для чтения к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2015. – 64 с.
  9. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой и др. – М.: ДРОФА, 2015. – 208 с.
  10. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 2 класс. Диагностические работы. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 144 с.
  11. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 80 с.
  12. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 2 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 176 с.
  13. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. Книга для чтения к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 128 с.
  14. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. Английский язык. 7 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: , 2016. – 80 с.
  15. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, С.Н. Макеева. Английский язык. 3 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2015. – 128 с.
  16. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 7 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 288 с.
  17. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык как второй иностранный. 8 класс. 4-й год обучения. Рабочая тетрадь №1 к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 112 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Валютное регулирование и валютный контроль
Финансы и кредит
Диплом
105 стр.
Психологические особенности типа темперамента и вербального мышления детей старшего дошкольного возраста
Психология
Диплом
88 стр.
Валютная система и валютное регулирование в России
Государственное и муниципальное управление
Диплом
123 стр.
Моральный вред и его компенсация
Общая и прикладная экология
Другое
102 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ярослав, 03.06
Все сделано хорошо, готовимся к защите.