Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности Психология личности
А. А. Тюков
Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности
Решаются проблемы профиссионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и мотодов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческипреобразующего отношения к окружающей действительности. /1: 1я нсихо. чого-нсдагошчсскон теории и д: 1я нс^^агогнчгскои нре^ктнки:) т> ^достаточно сложное де: 1о, носколы^у в ионседнепнои реальности нроянлоние исследовательского и творческого отношения к денствительности встречается крайне редко н, как правило, не сформировано у взрослых людей. На наш взгляд, это мо^кот быть объяснено двумя причинами. Во-первых, существующая сейчас система обучения со своими основными дидактическими принципами не ориентирована на управление развитием личности человека в процессе обучения, не обеспечивает формпровапия научно-теоретического мышления н, глаштое, не формирует самой способности учиться. Современное преподавание, как справедливо замечает В. В. Давыдов f3J, осуществляется через наглядный показ образцов действий и их усвоение учащимися путем прямого подражания. 18]. Такое образование и обучение, начинающееся в начальной школе и продолжающееся в старших классах, в институте и на всем пути дальнейшего образования человека, создает прочные и с трудом перестраиваемые репродуктивные и утилитарно-эмпирические формы деятельности и мышления. Во-вторых, имеется определенное объективное противоречие между требованиями реализации профессиональных функций и усвоенными ориентировками в производственной деятельности человека, с одной стороны,. и установками на творческое и революционно-преобразующее отношение человека к существующему производству - с другой. Объективно необходимость выполнения профессиональных функций противоречит тенденции развития и совершенствования. Иначе говоря, си^\ туация обучения взрослых такова, что надо обучать лю-^ дей тому, что они нс псегда хотят делать, да еще не имеют мотивации учения. Соотпетстиснпо, проблема обучения взрослых -: >то не только проблема прямого формирования нового, но также проблема переучивания и преодоления сопротивления обучению. Таким образом, становится ясно, сколь необходима п практически значима разработка организационных форм образования, которые реализовывали бы принци- «ны дидактики развивающего обучения [3]. В то же время виды и формы образования должны учитывать 1 специфику профессиональной деятельности и в целом особенности жизнедеятельности взрослого человека. Какие же формы обучения и образования позволяют решат>.: !. 1дач11 развивающего обучения в отношении 11: 1рослых. iio^ieU? В настоящее время за рубежом и у пас в стране интенсивно развиваются многообразные формы и мето-. ^ды активного _ содиально-психологиче. скогц. цо. здси. ствия, среди которых следует обратить внимание па игровыеформы обучения [1]. Развитие современных игровых форм обучения происходило под влиянием методов обучения и социальнопсихологической подготовки к профессиональной организациопно-управлепческой деятельности вообще. Прежде всего оно было связано с появлением в педагогике методов ситуационпого обучения, к которым относятся: ролевой метод, метод анализа конкретных ситуаций, метод i: i) iiTii4cci; oi'o рлу'111Т1, (-я T. IK, что игровая форма не обеспечивает возннкнопення игровой деятельности участника и будет требоипп, от играющего формального выполнения правил, -- --^. ^>»^,, ti гг^т^плт Л. ТТУ^ фу111>11. 11н и дейстинН по роли или сюжету. В таком слу^\ II i> 11, 1111 ii ^^ii^i.... --. -, чае lie возникает мотивов игровой деятельности и игра нспхологпчсски ие затрагивает личности участника, т. е. можно сказать, что играющий находится в игре, по не осуществляет игровой деятельности. Выше мы уже высказали утверждение о том, что обучение взрослых может быть эффективным» при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколь1 ко процессом управления развитием личности. С пашей. точки зрения, осуществлять процессы управлеппя раз-, питием позволяют формы обучения, создающие условия ji для производства игровой деятельности. В психологиче'. '
кoй копдепцдд игровой деятельности, развитой в ра, ^Т^х А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, игра опреде1 ляегся как деятельность, предмет i. -мостив которой ле1 жат в самом процессе ее осуществления [8, 9]. Копочио, ' такое определение является односторонним и подчеркивает лишь субъективно-мотивационпый аспект игровой \ деятельности, не характеризуя специфики содержания 1 ее процессов. Такую односторонность определения можно снять, если дополнить его характеристиками психологических особенностей деятелыгостных процессов, которые собственно и обеспечивают совпадение мотива и предмета деятельности с ее процессами. Такими особенностями являются прежде всего рефлексивность и па-«) правленность па самоорганизацию способов осуществле- \ пия деятельности..... ---_-.. Таким образом,. игровая деятельность/характеризуется процессами сознательнои организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания род^й, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять оргапн. чацпопныс ленстпия по IIOB'. ^IV сюжета, делая предметом споен деятельности co; (ep; K. iiiiie и процессы. можно ioiiopim. о 11о: 111111; 11Ц11СЛ1111 jn-poitoU I^GЯ. -' TeAbiiocTiij ii ^пещкЬичсо^ого игрового отношения. «Такая краткая характеристика специфических особенностей рефлексивности и самоорганизации в игровой деятельности позволяет утверждать, что она выступает как эффективный механизм развития человека. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности^формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности. Это означает, что, создавая в той или ипойт ' форме игры условия для позпикповенпя лгровои дея- i' тельности и тем самым установку на анализ собствен-; них способов деистинй п их сооргапи. чацпю и конкрет- \ пых услопиях, мы практически формируем повое содержание деятельности и, таким образом, осуществляем развивающее обучение, _j Широко распространенные в настоящее время дело- ' пые и^ры оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целен и задач профессиопальпого обу- \ чения. В общем виде каждая деловая ип^а предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в или , происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в , результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и имитируемых процессов оста, ются скрытыми от играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения II II 1) 11де ооратцоИ связи получают результаты своих Д011СТИ11Н. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками. 111>>Л11Л1ро11
О^ьтц^м. 3, 1 счет имитации в игре особенностей профугснональнои сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и ьрптическн оцсннпать эффективность уже имеющихся у пик способов деятельности, но нс болыно. При этом содгржаннс деятельности и со способы остаются скрытыми для рефлексшпюго анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются услолия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента па необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к iii'ponoli дсяге. п. ностн. Полее того, в деловых играх, как замечает Лртур Л. Роберте, возникновение рефлексивного игровою отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент [12]. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга или , отвлекаются от целей обуче, ния. Это опасение естественно, так как всякая игровая
форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения. Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивномыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности. Психологически это означает, что участники начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют свою активность на анализ и ^оорганизацию коллективной современной деятельности в конкретных условиях игры, т. е. осуществляют собственно игровую деятельность. Они переносят внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы, способы и логику. Однако нигде в литературе, посвященной деловым и имитационным играм, применяемым в обучении, не подчеркивается эта сторона игрового процесса и метода и названный процедуры но становятся предметом специальной организации. Задача создания игровых форм, которые бы обеспечипалп возникновение в процессе игры феноменов игровой деятельности, становится центральной в пашем собственном подходе к проектированию организационно-управленческих. ^обучаюц1их игр. В нашем подходе идеи» дидактики развивающего обучения воплощаются прежде всего в основных принципах проектирования конкретных форм организационных игр для достижения целей профессионального и социального обучения. Несмотря на разнообразие проектируемых конкретных игровых форм, при организации каждой из них должны соблюдаться следующие требованиями 0]. Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной деятельности и стоящими перед участниками будущей игры организационно-управленческими задачами и проблемами. Тема задает основную действительность, структура и процессы которой подлежат игровой имитации. Это могут быть выработка и принятие управленческих решений, программирование и планирование коллективной работы, решение социально-психологических проблем в профессиональной сфере или решение отдельных конкретных задач. Важно, чтобы в процессе игры имитировалась целостность условий и ситуаций профессиональной деятельности. Ваправленност> ~ва самоорганизацию. Участники по^ахт в KOUKpeTss-
ie игровые ситуации, каждый со сво-1 -«чкой зрения- Оип могут приходить из различных '^xl. ^nзиpoвaaши^=^ предметных областей, могут иметь ~^XM KOllucHT^'a-^SaSiiibie и мировоззренческие представ. «яа. нссоц11адаю>тг-пне социальные установки. Соответ-эм>) и ропльпож игровом процессе опи могут осуще»итч, припычийма- для пих приемы деятельности и «
1Д1юпынать сло. в^гд1Н1Ц11еся стереотипы мышления. Для
о . ^>oprallll:) aцllю и продуктивное взапка-ьтвнс. Фунь
. «1 ^1ю координации донствий всех учсЧ-ака ocyiHCCTB-T-^ssTOT организатор и специальпо выде^-ги группа ор-^^лизации. Организаторы направляют ~я^ ^оцесс пгрьд ^за задача _самооргапизации в целях с-раэования нов->-- способов деятельности' и управлеza гг^повыми вз>?^=1модействиями. С?1в. 1емность 'J-II как в нр<:.> способов осуществляется в процес» liTiBHoi'o noiicx. s ипримопенпя^ новых средств разy^fOM возппкаюспЕ»гх по ходу игры проблемных ситуаJ3- ^тестпенно в
>>. ^^smlкaюlЦlle в игре столкновения то=--? ^»аия, копф. ^ * -; ты н противоречия должны быть г^г-г-^лены в виг: - содержательных проблем. В этом - -. я зещение, на^-7енное -в игре, и способы достиже^- ^-з согласова-=_^^я беспрепятственпо и прочно осва^^^-i участникау-^- в обобщенных формах [41. Для ' -«з. теиия этогт требуется специальная работа по -^га^ацип раз. ^^--шых конфликтных сптуаций как -«-'-ci содержате-т^=ного характера в предметной или '-L^SOU области. Осуществление этих действий в иг: - т^течивает ее- спальная с^тКба^лрдбдахаыцадаи. -
• э?~твующая г^~-типа проблематизации направляет z^izie участпико-в яа выявление и обозначение куль- -а- гэачимых npg ' ' -метных профессиональных и социобеспечение. Как мы ужо замети^- i. -^ой процесс ^характеризуется множеством ситуаций столкновения точек зрения и мнений, специальными действиями по выявлению в ходе обсуждения основных проблем, постоянной организацией паправлепности на активный поиск способов мыслительной деятельности. В условиях такой интенсивности и многофункциональности игровых взаимодействий возникают ситуации, в которых сами учащиеся не владеют необходимыми для решения возникающих задач способами работы, мышления и деятельности. Для подобных случаев в организационных играх предусматривается специальная служба методологического обеспечения средствами, создается соответствующая группа7~0на набирается из специалистов, владеющих способами и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или профессионально ориентированных на разработку таких способов. Соотпетстисиио в нужных проблемных ситуациях служба мотодологичсского обеспечепия предлаг. ас1_с]эе, дс1ва ра- ' боты ii. iii же направляет деятельность участников на; пктиииыН поиск и творческую разработку способов в 1 случаях, когда никто не может предложить готовых ' решений. Психологическое обеспечение. Организационная игра - это всегда сложный комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий участников игры между собой и с представителями различных организационных служб. Очевидно, что так организованные игровые процессы будут характеризоваться многими разнообразными социально-психологическими феноменами, влияние которых нужно обязательно учитывать в цглях упрапления ходом всей игры. Для этого в играх ирслус. матрицается комплекс включенных исследований, огуществляемых специальной функциональной службой психологического обеспечепия. Психологическая служба и представители соответствующих групп осуществляют) оперативную помощь организации в целях поддержания) положительного психологического климата, если необходимо осуществление психологической коррекции. Остропроблемный ход игровых взаимодействий может порождать нежелательные эффективные процессы и последствия, которые необходимо корректировать организационными и управляющими воздействиями. Кроме того, специалисты психологической службы осуществляют изучение основных процессов игры и осо55 бенности коллективных взаимодействий. Основным ме»годом включеппого исследования являются разрабатываемые в настоящее время ме1. одики к. валификационног (> н. т^^^дрпня II анализа взаимодействий людей в совместной деятельности {10}. Техническое обеспечение. Организационные управленческие игры для успешной своей организации требуют множество средств технического характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий участников, средства представления результатов их работы) 1, наконец, системы регистрации всех рабочих процессов игры. ('. ледует заметить, что игры во многом заннспт от сла/кеннон и культурной работы службы технического обеспечения. В этом плане в организационных играх специально предусматривается создание программ организации н проведения игры с техническим обеспечением. Таким образом, общая организационная структура игры представляет собой систему двух типов отношений: между службами и . Схематично эти отношения представлены па рис. 1. осуществляют социотехпичсскос и социально-психологическое воздействие на . Служба нроблематизации, службы средств и психологического обеспечения между собой находятся в отношениях кооперации и согласования своих действий с организаторами. Кроме того, все службы организационлого действия находятся в отношении обеспечения и экспертной помощи организаторам игры в интересах обучения. __ _.. __.. _.. ^Особенностью преплагаемых пам]и_о^гапиза]а. ионнь1х^ обучающ11Х_иг^. А) тличающеи их от других игровых форм, ' является процесс постоянного рефлексивного отображе-: 11ия_всех процессов игрового взаимодействия и развития { ситуаций игры перед лицом участников. Для подчерки- \ вания различий и взаимозависимости между предметными интеллектуальными представлениями '»и) социальпыми пзаимоотпошениями и взаимодействиями в наших играх используется двойная система отображения игровых процессов на отображения хо^а игры. Иногда это «Г делается путем 'фпзи»ч'^l'^oro разделоши?» и (рис. 2). Представленные па рис. 2 экраны или отображения развития ситуаций игры н се хода являются буквальным изображением игрового пространства. На экранах в специальных знаковых и символических формах отображаются выявленные в ходе игры предметные представления и концептуальные системы участников и противоречия между ними. Отображаются системы кооперативных, институциональных, статусных, ролевых и меж
личпостных взаимодействий. Весь ход игры раскрывается перед участниками и позволяет им сознательно и аналитическп относиться как к собственным действиям, 1 так II к допстшгям партнеров. В зависимости от того, какая из систем становится ОСП01ШЫМ моментом, на который направлена организация оиучеиня, II что япляется центром коллсктнпного обсуж; ^ (
llll) l, пыдо. чяются различные игровые формы: команд111) -11о: 111Ц11»нная, сюжстно-ролевая, ' командная ролевая ii: iii реф. -кч^сивио-нозицпонпая игры. Проектируемые форMI. I прганн. чацпоиных обучающих игр были опробованы па ра. чл11ЧН1. 1\ контингентах кадров органнзационпо-управлгичсскоН дояте: 11, 11ости, В работе с директорами гостиниц Глаппоп> унрапления Интуриста СССР п изобретателями II конструкторами Латнииского отдолоння ВОИР 1') ылп псио. чьзоп. ша кома11Д110-п') тн трсбопаиия определены характером построения этапов игры и феноменом включенности в игровой процесс. Для того чтобы организационная игра обеспечила подлинное развдрающсе_о. буэсппс, в ней должна осуществляться. имитация полного цикла.. вазв11тия_деятсльпй1 оценки. найденного способа решения. Таким образом, игра является специально организованной моделью социального развития лпчпостп. Основная структура этого « соответствует общей структуре и психологическому строению пптеллектуальной деятельности, котоj рая включает в себя: 1) анализ ситуации и выявление 1 основных проблемных точек; 2) определение ведущей ' стратегии действия и определение целей п плана дея; тельпости; 3) выбор способов и средств деятельности и ^реализация решения; 4) получение результатов в. ходе ' решения и оценка эффективности [9]. Основные звенья структуры мыслительной деятельности, которая, конечно, может быть представлена более дробно (и это делается в ходе осуществления циклов д^ ры), обусловливают выделение основных шести этапов^ 58 агры) этап введения и адаптации к игровым условиям, «) четыре этапа по структуре деятельности, этап подводе- { ния итогов и оценки. Для того чтобы обеспечить процесс ^ смены установок, исключить__стей101Ш1Ы_. мышления и деятельности, создать прочную направленность на анализ собственной деятельности, способов освоения новых форм деятельности, оканздьш^днев110, и^цикл_иг1) й) организуется в четыре этапа. Пе^вьц^эдап: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Работа осуществляется по основной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации либо самостоятельно в группах по ролям, либо при участии и под руководством представителя группы организации. Естественно, что участники прежде всего будут стремиться реализовать привычные и сложившиеся способы работы. Опи используют, как правило, решения и сторсотинные формы представления ситуаций, 11о уже то обстоятельство, что делают ото они в условиях коллективных взаимодействий, ставит их иеред ^необходимостью соо]зганизопать появляющиеся разные точки зрения и способы в единое представление, с которым они выйдут на общее, о^су'ждсниеи второй этап работы. С самого начала игры 1 участники становятся перед необходимостью анализа соб-. ствонной деятельности. Второй этап): общее критическое обсуждение результатоп работы функциональных групп. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и pi'iiioiiiiii как между группами участников, так п со стороны прежде всего организационной службы проблематнзации. Специалисты службы проблематизации в конкретно-практической форме демонстрируют квалифицпрованную оценку и образцы критики. Критикуются прежде всего основания предлагаемых решений п спо- ' собы работы. На этом этапе в коллектиппой доятольпости всех участников игры осуществляется поиск культурных форм представления проблемных ситуаций коллективной мыслительной работы. Участники же игры оказываются перед необходимостью осмыслить основания своей деятельности и способы действий, чтобы отстаивать свою точку зрения, а иногда и отказываться от нее. Третий этап: рефлексивный апализ процессов игры п действий участников. Этот этап также может проходить в группах самостоятельно или под руководством 59 представителей группы организации. Участники игры опять имеют }ю. чмо; кпость сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается па понимание точек зрения, адекватного предгтан. чсния спопх концепций и обоснованности оценок п. п. тсрнатинных решений. Участники определяют стратегию споих депствий па следующий цикл и продолжают практически организовывать формы коллективного н:). 111. м () дсйстпия и осуществления совместной мыслительпни деятельности. Четвертый этап: органпдациоппыо решения. На этом: >т.
lll^-pafioTiii-Частники- имеют возможность получения консультатиппой помощи от организаторов п групп обеспечепия по позпикающим в ходе работы вопросам. В это время возможны организация коррекциоппой психологической работы, осуществление прямых сугестивных воздействий на участников в различных формах. Организатор игры определяет ситуативную стратегию организации следующего дневного цикла игры. Названные этапы в своей основной структуре повторяются в дневных циклах игрового процесса. Такая организация, как показывает опыт проведения игрового обучения, создает особую систгму птерациопных процессон перестройки установок и психологических механизMI) U мыслительной работы участников. Проведенные нами игры и иредпаритсльная оценка их результатов уже сейчас позволяют говорить о значительной эффективности организационных обучающих игр. Прошедшие игровое обучение руководители меняют свои личностные установки и ориентируются па овладение новыми способами и средствами работы. У них формируются способы анализа собственных действий, критический подход и направленность на самоорганизацию. Конечно, перед нами еще стоит множество нерешенных проблем, таких как диагностика контингента, прочность результатов обучения, стабильность формируемых установок. Их решение - дело дальнейшей конкретной научно-практической деятельности.
Описание предмета: «Психология личности»Психология личности – один из разделов психологии.
Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности,
сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера
личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии
оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в
рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это
последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема
учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления
антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой
методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению
данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.
[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]
Литература - К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
- В.М. Сафронова. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
- Г.В. Голубков, Г.К. Иванов. Ридберговские состояния атомов и молекул и элементарные процессы с их участием. – М.: , 2001. – 304 с.
- Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения. С комментариями. – М.: БЕК, 2000. – 528 с.
- Г.В. Голубков, Г.К. Иванов. Ридберговские состояния атомов и молекул и элементарные процессы с их участием. – М.: , 2001. – 304 с.
- Юн-Руар Бьеркволл. С музой в душе. Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. – М.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 2001. – 376 с.
- М.А. Одинцова. Я - целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 208 с.
- А.В. Могилев, Л.В. Листрова. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 240 с.
- И.А. Ермакова. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии. – М.: КОРОНА принт, 2006. – 48 с.
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения ля детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: Сфера, 2014. – 32 с.
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: Сфера, 2014. – 32 с.
- У.М. Сидорова. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения ля детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: Сфера, 2014. – 32 с.
- К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление персоналом. Теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2014. – 64 с.
- Т.П. Трясорукова. Игры и упражнения для развития памяти и речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 80 с.
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: Сфера, 2016. – 80 с.
- Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7.5 лет. – М.: Теревинф, 2016. – 160 с.
- И.С. Милованова. Фонетические игры и упражнения. Русский язык как иностранный. Учебное пособие. – М.: ИКАР, 2017. – 156 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|