Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношенийПсихология личности
В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности по Зигмонду Фрейду. Акцентирует внимание на следующие вопросы:
Структура личности. Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярная в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.
Структура личности по Фрейду имеет три состояния.
«Оно»- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.
«Я»- сознание.
«Сверх Я»- представлено на сознательном и бессознательном уровне.
«Оно»- действует с принципом удовольствия.
«Я»- ориентируется на принципе реальности.
«Сверх Я»- идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно»- является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни.
«Я»- это, как правило самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.
«Сверх Я»- это итог воздействия на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх Я»- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают нам воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением. Это является одной из важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.
Следующий подвопрос защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его «Сверх Я» угрозы.
2. Подавление. В отличие от отрицания, которое в большей части относится к информации, поступающей из вне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх Я».
3. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.
6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Изложенная выше информация представляет огромный интерес для офицера-воспитателя.
Во второй главе автор уделяет внимание аналитической психологии К. Г. Юнга.
Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом К. Г. Юнгом.
Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление.
Юнг разработал психологические типы личности. Юнг считал исследование психики наукой будущего.
Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.
Интроверт же характеризуется тем, что устремляет психическую энергию вовнутрь своего либидо, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.
Любой реальный человек имеет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
За частую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Она представлена другой парой противоположностей. В соответствии с ведущей функцией можно выделить четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный, интуитивный.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.
В третьей главе представлен трансакционный анализ Э. Берна. В этой главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.
Структурный анализ. Берн обнаружил, что люди ведут себя так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Э. Берна к развитию теории, называющейся трансакционный анализ.
Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.
Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.
Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: структурный анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.
Второй вопрос психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки и другие. Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.
Игры имеют две основные характеристики:
• скрытые мотивы;
• наличие выигрыша.
Игры индивидуально программируются. Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии.
Достоинство концепции Э. Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.
Описание предмета: «Психология личности»Психология личности – один из разделов психологии.
Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности,
сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера
личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии
оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в
рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это
последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема
учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления
антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой
методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению
данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.
[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]
Литература - К.А. Миронов, Л.И. Шипетин. Теплотехнические измерительные приборы и автоматические регуляторы. Справочные материалы. – М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1956. – 674 с.
- Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. Детский музыкальный театр. – М.: Учитель, 2009. – 192 с.
- К.В. Лихолат, А.И. Роденков. В творческой мастерской П. К. Ваулина. – М.: Коло, 2013. – 144 с.
- К.Граветт, Д.Николь, Р.Шартран, К.Дюрам, М.Харрисон, И.Хит. Северные завоеватели. Норманны и викинги. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.
- К.Ф. Комаровских, Н.И. Комаровских. Гиперборея. От прошлого - к будущему. – М.: Амрита-Русь, 2014. – 144 с.
- А.А. Мекушкин, К.В. Воденко, С.И. Самыгин. Религиоведение. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 240 с.
- К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева. Английский язык. 5 класс. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА). – М.: Просвещение, 2016. – с.
- К.Ф. Комаровских, Н.И. Комаровских. Гиперборея. От прошлого - к будущему. – М.: Амрита-Русь, 2014. – 144 с.
- Т.Д. Васильева, К.В Савченко, Т.И. Тюляева, Л.В. Яковлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Поурочно-тематическое планирование. 4 класс. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 112 с.
- Т.Д. Васильева, К.В Савченко, Т.И. Тюляева, Л.В. Яковлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Поурочно-тематическое планирование. 4 класс. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 112 с.
- Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс. Примерная рабочая программа по учебному предмету. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 48 с.
- К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева. Английский язык. 8 класс. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА). Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
- К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева. Английский язык. 6 класс. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА). – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
- К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева. Английский язык. 7 класс. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА). – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
- К.В. Комиссаров, О.И. Кирдяева. Английский язык. 8 класс. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА). – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
- К.Ф. Комаровских, Н.И. Комаровских. Гиперборея. От прошлого - к будущему. – М.: Амрита-Русь, 2018. – 144 с.
- Т.П. Матяш, Е.Ю. Положенкова, К.В. Воденко, Г.И. Могилевская. История и философия науки. Учебник. – М.: КноРус, 2018. – 272 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|