Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Древняя философия

Философия

Индия

Две группы школ:

Ортодоксальные (строго следуют законам «Веды»)

Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н. э. философос Патанджами. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы: природы и людей Задача: избавить человека от страданий

в этом мире путем освобождения ума от материи.

Неортодоксальные (не являются поддержателями законов «Веды»)

Философия буддизма Основана в 6 в до н. э. царевичем Сиддхардом (Буддой). Учение Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна. Cмысл жизни: уйти в мир нирваны. В 1 в. до н. э. возникают 2 направления: хинаяна и махаяна.

Китай

Возникает во 2 тыс. до н. э. - религиозно-мифологическое мировоззрение: мир - хаос, в котором небом управляет ян мужское начало), а землей - инь (женское). 1 тыс. до н. э. - натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао («путь»).

Даосизм

Основан Лао-цзы в 604 г. до н. э. Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего; вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствует везде.

Конфуцианство

Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н. э.). Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Идеалы конфуция - в прош-

лом. Основа порядка в стране - ли (церемонии и ретуалы). Каждый должен следоватьдао - «правильный путь» '. Конфуций развивал концепцию политики: лучше, если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Материалистическая

философия Древней

Греции

Милетская школа:

Файес (624 - 547 гг

до н. э.): Архэ (первоначала мира) - вода, в воде зародилась жизнь.

Анаксимандр (610-546

гг. до н. э. Архэ - это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей).

Анаксимен (588 - 525

гг. до н. э.) Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д.

Гераклит Эфеский

(к. 6 - н. 5 вв.) Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды - «Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжижает свою душу».

Элиаты': Ксенофан

и Зенон (сер. 6 - н. 5в.) Все в мире из воды и земли. Мир вечен, неизменяем, в целом постоянен. Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.

Эмпидокл (490 -430

гг. до н. э.) Выделяет 4 формы мира: земля, вода, огонь и воздух, на которые действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под влиянием которых корни мира перемещаются.

Анаксгор (500 - 428

гг. до н. э.) продолжатель ЭмпидоклаСуществуют гомеомерии - первоначала материи. Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением гомеометрии. Источник движения противостоит материи. Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит

Левкипп (500 - 440

гг до нэ) Небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов). Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.

Демокрит (460 -370

гг до нэ) Выделяет 2 вида качеств: первичные (зависящие от свойств аома - плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь воспринимается человеком - вкус, запах).

Идеалистическая

философия

Древней Греции

Орфейская школа

Орфей Говорил о переселении души, считал, что вести чистую жизнь - это значит соблюдать религиозные ретуалы, воздерживаться от живой пищи.

Пифагор (582 - 500

гг до нэ).

Считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает изпротивоположностей.

Школа софистов (5 в

до нэ)

Протогор (481-411

гг до нэ) Человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает. Объективной истины не существует.

Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.

Сократ (469-399

гг. до н. э.) Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить. «Язнаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания. «Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и майевтика.

Платон (427-347

гг. до н. э.) Парадокс знаний: «если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать». Душа бессмертна - она причина самого себя.

Аристотель (324-322

гг. до н. э.) вершина классич. антич. философииПроблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий (идей).

Высшие роды бытия - категории (отрожают объективные отношения вещей). Источник движения, существующий вне материи - форма (активное начало).

Эллинско-римская

философия

Эпикур (341-270 до н. э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Стоики (к. 4в до н. э.) - Зенон и ХрисиппМесто и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - пло-дотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике. Скептики (4 в до н. э.) - Пиррон, Аркселай, КарнеадПроповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

Средневековая философия

В странах западной Европы 5-15 века.

Господствующая идеалогия - религиозная. Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12 в.) Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз. Схоластика - путь познания бога - рационально-логический

Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный мир), мистический (вера), разум, рациональные доказательства существования Бога.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси.

До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия

Ломоносов М. В.

(1711-65гг.) Основоположник материалистической философии в России. Считал, что разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами движения материи, основнымисвойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма, непроница-емость, механическое движение.

Радищев А. Н.

(1749-1802гг.) Пытался применить в материалистической системе доказательств смертности душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что «настоящее чревато будущим».

Первая четверть 19 в.

Западники -

П. Я. Чаадаев (

1794-1856 гг.),

Н. В. Станкевич

(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

Герцен Александр

1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора «сознательного деяния» (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Белинский

1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

Чернышевский

1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы «зла», т. е. отрицательные качества людей на правящих постах.

Словянофилы -

И. В. Киреевский

(1806-56гг.),

А. С. Хомяков (1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут расчитывать на прогресс, т. к. истинной религией являетсяправославие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характерего мышления.

Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия

В. С. Соловьев

(1853-1900гг.) Представил слудующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падениюморали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.

Н. А. Бердяев

(1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (сво-бода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. Философия. Курс лекций. – М.: Владос, 2003. – 384 с.
  2. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. – М.: Лабиринт, 2002. – 352 с.
  3. История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.
  4. Георгий Федотов. Святые Древней Руси. – М.: АСТ, 2003. – 704 с.
  5. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1981. – 928 с.
  6. Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. – М.: Селена, 1994. – 416 с.
  7. А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
  8. Под редакцией Моники Канто-Спербер, Джонатана Барнза, Люка Бриссона, Жака Брюнсвига, Грегори Властоса. Греческая философия. Том 1. – М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2006. – 520 с.
  9. Г.Арним. История античной философии. – М.: ЛКИ, 2007. – 264 с.
  10. Под редакцией Моники Канто-Спербер. Греческая философия. Том 2. – М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2008. – 980 с.
  11. И.Ю. Философов, М.С. Жмакин, С.А. Шанина, А.С. Гаврилова. Знаменитые награды Европы. Ордена и медали. – М.: Владис, 2010. – 500 с.
  12. Кн. С.Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. – М.: Русский Двор, Владос, 1997. – 576 с.
  13. Иван Ильин. Иван Ильин. Собрание сочинений. Немецкий идеализм. История этических учений. История древней философии. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. – 656 с.
  14. В.Виндельбанд. История древней философии. – М.: Типография Русского Товарищества, 1911. – 400 с.
  15. Виндельбанд В. История древней философии. – М.: Типография Русского Товарищества, 1911. – 400 с.
  16. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М.: Юрайт, 2017. – 488 с.
  17. Вильгельм Виндельбанд. История древней философии. – М.: Карамзин, 2018. – 360 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Философия
Курсовая работа
20 стр.
Учения о человеке, философия сократа
Философия
Курсовая работа
27 стр.
Философия, ее предмет, структура философского знания. Философия Ф. Аквинского. Современный неотомизм.
Философия
Реферат
25 стр.
Античная философия
Философия
Реферат
25 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Марина
Марина, большое спасибо, диплом после вашего сопровождения защитила на \"отлично\". Без Вас ничего бы не получилось. Еще раз спасибо!