Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы биосферыКонцепции современного естествознания (КСЕ)
Проблемы биосферы связаны с нынешним состоянием окружающей среды. Впрочем, как и все остальные экологические проблемы. И состояние окружающей среды все больше изменяется в худшую сторону, что влечет за собой увеличение в объеме уже существующих проблем и возникновение новых, к решению которых человечество еще не готово, так как еще не разработаны пути решения старых проблем, а появляются все новые (в геометрической прогрессии, как и все остальное в последнее время).
К биосфере относится все, что живет, дышит, растет и питается (кроме человека, который выделился из животного мира). Поэтому рассмотрим проблемы, относящиеся непосредственно к миру дикой природы.
Ресурсы дикой природы дают человеку всевозможные экономические выгоды, они служат источниками пищи, топлива, бумаги, ткани, кожи, лекарств и всего остального, что использует человек в своей деятельности. Кроме того, многие дикие виды имеют еще и эстетическую ценность и создают условия для отдыха. Однако их наибольшим вкладом является поддержание «здоровья» и целостности экосистем мира.
Многие люди считают, что природу необходимо охранять только из-за ее реальной или потенциальной пользы для людей, - этот подход называют антропоцентрическим (с «человеком в центре») взглядом на мир. Некоторые люди придерживаются биоцентрического мировоззрения и убеждены, что недостойно человека ускорять исчезновение каких-либо видов, так как человек не более важен, чем другие виды на земле. «У человека нет превосходства над другими видами, ибо все есть суета сует» - считают они. Другие придерживаются экоцентрического (центр-экосистема) взгляда и полагают, что оправданы только те действия, которые направлены на поддержание систем жизнеобеспечения земли.
По меньшей мере 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин. Однако с тех пор, как 10 000 лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия. Виды, которые могут вскоре исчезнуть, классифицируются как виды, подвергающиеся опасности исчезновения, а те, которые, вероятно, будут подвергаться опасности, классифицируются как виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
Основными, связанными с деятельностью человека факторами, которые способны подвергнуть виды угрозе, опасности или исчезновению, являются:
уничтожение или нарушение мест обитания;
промысловая охота;
контролирование вредителей и хищников для защиты домашнего скота, сельскохозяйственных культур и для охоты;
разведение в качестве домашних животных, декоративных растений, для медицинских исследований и для зоопарков;
загрязнение;
случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экосистемы;
рост населения.
Ряд видов обладает природными особенностями, которые в большей степени способствуют их исчезновению в результате деятельности человека и природных катастроф, чем другие виды. Это: медленная скорость размножения, крупный размер, ограниченные или особые районы гнездования или размножения, особые привычки питания, установленные способы миграции и определенный тип поведения.
Для охраны подвергающихся опасности и угрозе вымирания диких видов и для предотвращения опасности, которой могут подвергнуться другие виды, используются три основные стратегии:
принятие соглашений, законов и создание заповедников;
использование генных банков, зоопарков, исследовательских центров, ботанических садов и аквариумов для сохранения небольшого количества диких животных;
охрана и защита разнообразия уникальных и типичных экосистем во всем мире.
Менеджмент диких животных подразумевает регулирование популяций диких видов и их мест обитания для пользы человека, благополучия других видов и для охраны подвергающихся опасности или угрозе вымирания видов. Для достижения этих часто противоречивых целей используются три подхода:
охрана относительно ненарушенных областей от наносящей вред человеческой деятельности;
регулирование численности популяций, растительности в местах обитания и запасов воды для поддержания видового разнообразия территории;
регулирование размеров популяций, растительности в местах обитания и запасов воды на конкретной территории для благополучия отдельного вида.
В большинстве развитых стран популяции охотничьих животных регулируются законами, которые определяют способ и время спортивной охоты на определенные виды. Менеджмент водоплавающих перелетных птиц может осуществляться посредством:
охраны существующих мест обитания на лугах и заболоченных участках в районах их летних и зимних гнездований и вдоль путей миграции;
создания новых мест обитания;
регулирования охоты.
Для регулирования популяций ценных промысловых и представляющих интерес для спортивной рыбной ловли пресноводных и морских видов рыб также используются законы и постановления. Однако многие важные промысловые виды морских рыб и китов добывались в интересах краткосрочной экономической выгоды до тех пор, пока они не стали столь малочисленны, что ловить их стало невыгодно.
В настоящее время ведутся разработки новых, более эффективных способов управления популяциями животных, делаются попытки оградить дикую природу от антропогенного воздействия, или хотя бы свести это воздействие к минимуму, при котором популяции животных перестали бы уменьшаться.
Описание предмета: «Концепции современного естествознания (КСЕ)»Понятие «концепция» означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения.
Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи,
модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках.
Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего
образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания
и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
К Концепциям Современного Естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе,
которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру.
Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного
на естественнонаучный и гуманитарный сегменты.
Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания.
Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо
рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую,
космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах
развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот
сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к
непредсказуемым катастрофическим последствиям.
Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их
нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого
космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы
преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты.
Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности
знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона). [Гавриков Д.Е.
Концепции современного естествознания. Методические рекомендации. / Иркутск 2001]
Литература - Ю.М. Малиновский, Л.Л. Прозоров. Экологические проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009. – 248 с.
- Техногенез и биогеохимическая эволюция таксонов биосферы. – М.: Наука, 2003. – 351 с.
- Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 512 с.
- Современные проблемы изучения и сохранения биосферы (комплект из 3 книг). – М.: Гидрометеоиздат, 1992. – 1088 с.
- Е.К. Мархинин. Вулканы и жизнь: Проблемы биовулканологии. – М.: Мысль, 1980. – 196 с.
- Под редакцией Э.М. Галимова. Проблемы зарождения и эволюции биосферы. – М.: Либроком, 2008. – 552 с.
- Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера земли (эксклюзивное подарочное издание). – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 512 с.
- А.Н. Формозов. Проблемы экологии и географии животных. – М.: ЛКИ, 2010. – 354 с.
- Н.Ф. Глазовский. Н. Ф. Глазовский. Избранные труды. В 2 томах. Том 1. Геохимические потоки в биосфере. – М.: КМК, 2006. – 538 с.
- Лев Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 560 с.
- Системный анализ проблемы устойчивого развития. – М.: Ленанд, 2010. – 192 с.
- Техногенез и биогеохимическая эволюция таксонов биосферы. – М.: Наука, 2003. – 351 с.
- Глобальные проблемы биосферы. – М.: Наука, 2003. – 200 с.
- Е.С. Колечицкий, В.А. Романов, В.Г. Карташев. Защита биосферы от влияния электромагнитных полей. – М.: МЭИ, 2011. – 352 с.
- Проблемы зарождения и эволюции биосферы. Том 2. – М.: Красанд, 2013. – 640 с.
- В.П. Казначеев. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – М.: Либроком, 2014. – 250 с.
- Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. Основы экологии и рационального природопользования. Учебное пособие. – М.: Оникс, 2007. – 224 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|