Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Диагностика интеллекта в работе практического психолога с персоналом

Психология, общение, человек

Работа практического психолога очень специфична своим предметом - индивидуальностью человека. Объектом практической психологии является не собственно психическое явление, а работа с этим явлением. И если для академической психологии свойственно с помощью метода выделять предмет исследования из реальности и представлять его в «форме объекта» наблюдаемого из вне, то метод в практической психологии сам становится предметом исследования (1).

Важной характеристикой, отличающей диагностическое исследование от научного является то, что психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует определенных (по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью (21).

Практический психолог, в отличие от психолога исследователя, сам внедряет результаты в практику работы с людьми. И если результат работы психолога в области теоретической психодиагностики - методика или метод получения психологической информации, которая может быть передана для использования коллегам или специалистам-смежникам, то практическая психодиагностика выступает как применение в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах методов и методик (которые являются результатом работы теоретической психодиагностики).

Однако не следует думать, что психодиагност-практик является только пользователем уже готовых психодиагностических методик. Диапазон, в котором можно использовать стандартные психодиагностические методы, довольно узок и реально применим только к той выборке испытуемых, на которой он был опробован и отлажен (это породило в свое время попытки создать культурно свободные тесты интеллекта).

Практический психолог, использующий в своей работе тесты, тем и отличается от специалиста-смежника, работающего с теми же тестами, что он должен реально представлять насколько стандартный психометрический метод соответствует целям его применения для данной выборки исследуемых людей. Он должен точно знать тестовые нормы для исследуемой выборки и уметь адаптировать методику к конкретным целям и условиям исследования.

Таким образом, важнейшим условием эффективного использования тестов в работе практического психолога является знание им основ теории и психометрии. Кроме того, психолог-практик должен знать требования к методикам разного типа, что ориентирует на профессионально оправданные процедуры получения психологической информации, а не на уровень обыденной психологии.

На основании выше изложенного возникает необходимость четко определить требования к практическому психологу как к пользователю диагностических тестов. В общем, виде такие требования изложены в работе (21) и на данный момент они являются общепринятыми в отечественной психодиагностике. Нет необходимости перечислять их в данной работе, так как предметом внимания в данном случае является не практическая психодиагностика в целом, а ее частный аспект - диагностика интеллекта в психологической практике.

Таким образом, отталкиваясь от предмета исследования и опираясь на «требования к психологам-пользователям тестов» (21), можно сформулировать перечень требований к практическому психологу, собирающемуся использовать тесты интеллекта:

а) должен знать теоретические подходы к определению данного понятия;

б) должен знать методологические принципы диагностики интеллекта;

в) должен обеспечить прогностическую и репрезентативную валидность используемых тестов;

г) при составлении программы обследования, подборе методик в батарею психолог должен руководствоваться принципом максимальной эффективности диагностики (то есть исходить из соотношения максимум надежности при минимум затрат);

д) параллельно с использованием методик, психолог ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения выбранных тестов в заданной области;

е) психолог обязан знать этические нормы использования, передачи и хранения психодиагностической информации и поступать соответственно им.

Цели и задачи диагностики интеллекта персонала

Практический психолог на предприятии появился сравнительно недавно и важнейшей стороной его функциональных обязанностей является способствование максимальной реализации способностей сотрудников путем обеспечения эффективного использования их интеллектуальных возможностей.

Кроме этого, в обязанности психолога на предприятии входит так же работа по профессиональному подбору и отбору кадров.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать цели психологического тестирования интеллекта работников следующим образом:

1. Выяснение, какие именно виды интеллекта являются значимыми для успешного выполнения сотрудником его обязанностей;

2. Выяснение потенциальных возможностей каждого сотрудника и коррекционная помощь в их максимальной реализации;

3. Выявление наиболее пригодных к работе претендентов при подборе персонала;

4. Выяснение наличия или отсутствия взаимовлияний интеллекта менеджеров и их рабочих групп, и коррекция этих влияний, при необходимости.

Возможно, что в конкретных ситуациях, на различных предприятиях эти цели могут дополняться соответственно специфике работы.

Задачи психодиагностики классифицируются в зависимости от того, кем и для чего будут использоваться полученные данные.

1. Данные используются специалистом смежником для непсихологического диагноза, а, например, для вынесения административного решения. В таком случае, психолог выносит не суждение о специфических особенностях интеллекта данного работника, а о его профпригодности или непригодности для данной работе и т. п. - по запросу администрации.

2. Данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза, который послужит основанием для разработки путей коррекции, дообучения, раскрытия потенциала, развития отдельных способностей и т. п.

3. Данные используются самим обследуемым в целях самореализации и саморазвития.

Так в первой и второй ситуациях методы должны давать стратегическую информацию о клиенте, то есть обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз. Они так же должны позволять соотнесение тестируемого работника с другими, то есть, предполагать стандартизацию, тогда как для выполнения задачи последнего типа, предполагает индивидуальный подход и неотъемлемо связанно с беседой, как одним из методов диагностики.

Этапы подготовки и проведения диагностики интеллекта

Первым этапом любого исследования, в том числе и диагностического, является определение целей и задач.

Вторым этапом является подбор методик, с помощью которых поставленные цели и задачи будут реализованы наилучшим образом. Для этого психологу необходимо тщательно изучить теорию по данному вопросу (в данном случае это теоретические и методологические аспекты диагностики интеллекта).

Третий этап включает в себя анализ психометрических свойств тестов и, при необходимости, их адаптацию.

Четвертый этап - подготовка бланков, стимульного материала и прочего, необходимого оборудования.

Пятый этап - собственно тестирование. Здесь психологу необходимо знать и соблюдать условия тестирования. Если же тестирование проводится специалистом-смежником (например, работником отдела кадров), то психолог должен обучить его применению подобранных тестов, рассказать особенности и порядок подачи тестовых заданий, объяснить важность и необходимость правильной подачи инструкции.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами. Рекомендациями по выбору оптимальных методов коррекции и т. п. Л. С. Выготский обращает внимание на то, что подобная программа или, как он пишет, «назначение», вносит элемент практики в исследование, «является его конечной установкой, оно сообщает смысл всему исследованию» (7).

Условия тестирования

Проведению психодиагностического обследования, особенно массового, должна предшествовать работа психолога по созданию у обследуемых адекватных установок на ситуацию обследования. Сообщение в научно-популярной форме дополнительной информации о целях исследования, знакомство людей с условиями использования и хранения информации.

Не следует забывать, что каждый интеллектуальный тест явно или неявно задевает престиж тестируемого, поэтому сначала людей нужно немного успокоить. Полезно, например, объяснить, что никто не ждет, что все задания будут выполнены или правильно решены. Иначе существует опасность того, что человек, приступая к решению более сложных заданий и, чувствуя, что не может с ними справиться, бросит тест, или же испытает сильную фрустрацию, почувствовав себя неудачником.

Все эти моменты направлены на создание доверительной, максимально комфортной атмосферы, что делает ситуацию обследования не экспериментальной, а именно диагностической (1)

Стандартизация затрагивает не только словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования, но и окружающую обстановку. Определенное внимание нужно уделить выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание; в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиляцию, удобные сиденья и рабочее место испытуемого. Следует также принять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования. Установка на двери специального знака, предупреждающего, что ведется тестирование, эффективна лишь при условии, что все знают, что такой знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. Возможно, также при тестировании больших групп запереть двери или поставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим.

Важно осознавать те пределы, в которых условия тестирования могут влиять на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста. Имеются доказательства того, что тип использованных бланков для ответов может влиять на тестовые показатели (1).

Этические аспекты тестирования

Этические нормы ппсиходиагностики включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, занимающегося психодиагностическими исследованиями.

Морально-этические принципы психолога-психодиагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих его поведение в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, профессиональной честности, принципами гуманизма и т.д.

Профессиональная деятельность психолога наряду с указанными выше общими требованиями предъявляет и ряд требований специфических, вытекающих из ее особенностей. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами (22):

Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, что бы ни ее процесс, ни результаты не наносили ущерба его здоровья или социальному положению.

Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право бороться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных и других воздействий.

Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.

Принцип конфиденциальности. Материал полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, что бы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод личности. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать (при тестировании профессиональной пригодности считается достаточным получения согласия правомочных представителей (21)).

Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемых.

Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях принятых в психологической науке.

Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям и ситуации исследования.

Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций.

Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя и отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующих испытуемого, а так же место и условия их хранения, цели использования, сроки уничтожения.

Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в крем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Итак, практический психолог, занимающийся психодиагностикой интеллекта должен: 1) знать все существующие теории интеллекта; 2) точно представлять содержание и назначение тестов интеллекта, общих и специальных способностей; 3) знать их теоретическое обоснование и психометрические критерии (надежность, валидность, достоверность); 4) соблюдать этику использования и хранения психологической информации.


Описание предмета: «Психология, общение, человек»

Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.

наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.

фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.

Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.

конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]

Литература

  1. В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. Прикладные методы градостроительных исследований. – М.: Архитектура-С, 2006. – 112 с.
  2. В.О. Печатнов, А.С. Маныкин. История внешней политики США. – М.: Международные отношения, 2012. – 688 с.
  3. В.Т. Пальчун, А.С. Лапченко, Д.Л. Муратов. Воспалительные заболевания гортани и их осложнения. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 224 с.
  4. В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011. – 208 с.
  5. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебра. 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 184 с.
  6. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.М. Рабинович. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый уровень. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с.
  7. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.
  8. Л.В. Липинский und Е.С. Семенкин. Алгоритм генетического программирования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 164 с.
  9. В.Г. Казаков und С.А. Федосин. Резервное копирование данных. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 144 с.
  10. Н.В.Зеленко und Ю.С.Тюнников. Методическая подготовка учителя технологии. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 312 с.
  11. В.Г. Бамбуров, А.С. Борухович, Н.И. Каргин, А.В. Трошин. Монооксид европия для спинтроники. – СПб.: Лань, 2015. – 96 с.
  12. В.Л. Козловский, К.С. Джангирьянц. Краткий справочник по психофармакологии, фармакотерапии и психической патологии. – М.: СпецЛит, 2015. – 112 с.
  13. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. Математика. 5-9 классы. С углубленным изучением. Программы (+ CD). – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.
  14. В.Т. Ерофеенко, И.С. Козловская. Уравнения с частными производными и математические модели в экономике. Курс лекций. – М.: Либроком, 2016. – 248 с.
  15. Ерофеенко В.Т., Козловская И.С. Уравнения с частными производными и математические модели в экономике: Курс лекций. – М.: , 2016. –  с.
  16. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение. 9 класс. – М.: Астрель,ДРОФА, 2018. – 224 с.
  17. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение. 9 класс. – М.: Астрель,ДРОФА, 2018. – 224 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Ителлект и креативность как составляющие управленческого потенциала руководителя
Психология
Диплом
100 стр.
Обоснование оптимального стиля управления современного руководителя муниципальным образованием
Психология
Диплом
80 стр.
Регулирование социально-психологических факторов деятельности фирмы
Психология
Диплом
116 стр.
Исследование свойств личности и их влияние на особенности развития лидерских качеств в профессиональной деятельности
Психология
Диплом
72 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 25.05
Марина, огромное Вам спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!1 Все сдала госы-5-, диплом -5-