Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Характеристика невербальных компонентов поведения Психология
Оптико-кинетический аспект невербальной коммуникации (позы, жесты, мимика, пантомимика)
Общая характеристика
Невербальное общение является более древним, чем словесное. Оно присутствует уже у животных и является более достоверным, поскольку управляется в большей степени нашим бессознательным. Невербальное общение - это язык наших эмоций и настроений.
Организация пространства
Под психологической территорией понимается пространство, которое человек считает своим. Это психическое «продолжение» его тела.
Кроме официальной территории: дом, квартира, комната, стол, стул, кровать, любимое место в баре... Каждый человек имеет обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.
Корни этого явления уходят к животному миру. Дистанция бега у животных - персональная зона у человека.
Размеры этой зоны зависят от культуры, плотности населения и социального положения.
1. Интимная зона - расстояние вытянутого локтя (только для близких друзей, родственников, детей)
2. Персональная зона - расстояние вытянутой руки. Наиболее часто мы общаемся именно в этой зоне. Она открыта для приятелей и просто знакомых людей.
3. Социальная (подразумевает общение незнакомых людей, которых объединяют чисто социальные отношения и, причем, не на долго).
4. Публичная зона (при публичных выступлениях наиболее приемлема: 3. 5 - 4 метра).
Любое нарушение этой закономерности рассматривается нашим подсознанием либо как вторжение на нашу территорию (агрессия), либо как отчужденность и холодность.
Невербальная защита
Невербальная защита - это закрытая или оборонительная поза, которую собеседник использует если:
1. Он чувствует нападение, давление или другое проявление агрессии по отношению к нему (например: нарушены границы его психологической территории);
2. Если он не согласен с тем, что происходит или говорится;
3. Если чувствует себя недостаточно уверенно, незащищено или чувствует себя слабым (например: в обществе новых, незнакомых людей).
В таких ситуация человек пытается защитится - он выставляет невербальные барьеры. Образно можно сказать, что человек пытается за что-то спрятаться.
Руки на груди.
скрещенные, скрещенные и сжатые в кулаки, скрещенные и кисти на плечевой части, скрещенные и выставлены большие пальцы.
Руки «замком»
Замаскированные барьеры из рук
Скрещенные ноги
Нога на ногу
Американское закидывание ног четверкой
Скрещивание ног в положении стоя
Скрещенные лодыжки = закусыванию губы (сдерживает эмоции неуверенности, страха или негативного отношения)
Кроме того, в качестве барьеров могут использоваться различные предметы и мебель.
Спинка стула или стул перед собой
По разные стороны стола
Трибуна
Дамская сумочка
Негативные позы и жесты
Это защитные, оборонительные позы, позы агрессии и недовольства.
• Голова - опущена («из-под лобья»). Животные, когда рычат, тоже применяют этот жест, так же и дети когда обижены или не довольны.
Если же голова поднята, то взгляд «сверху», брови приподняты.
• Руки (скорее всего) скрещены на груди, но могут быть и друге барьеры.
• Сжимание рук в кулаки (где бы они не находились, например, на подлокотниках кресла) - это агрессия - зависит от интенсивности напряжения.
• Руки в карманы (т. е. спрятаны) - но только в сочетании с другими жестами.
• Руки за спиной (поза: «Держу себя в руках»)
• «Снимание невидимых ворсинок» - несогласие с тем, что говорится. Не довольство - (такому человеку надо дать высказаться).
• Ладонь под щекой (под головой) - скука (зависит от того, насколько сильно опирается)
Но если подпирает кулаком + указательный палец на висок - оценочно-критическая позиция.
! Но, если не опирается на руку, то действительный интерес.
• Рука под щекой, указательный палец - к виску, большой палец - подпирает (или потирает) подбородок - критическая оценка (обдумает все сказанное, и, скорее всего, недоволен)
!Если просто поглаживает подбородок - то это размышление (! не перебивать, выдержать паузу, дать подумать!)
• Потирание (почесывание) шеи или лба
• Разворот ступней и корпуса тела
Нейтральные, но могут быть не желательными
• Направленность к двери - намерение окончить и уйти (или выйти)
• Постукивание пальцами или ногами - поторапливание, желание уйти
• Зевание (не всегда - это скука, но и кислородное голодание), может быть человек, не любит слушать и молчать - его нужно постоянно подключать к диалогу, спрашивать его мнение.
Жесты неуверенности, сомнений и неправды
• Покашливание - неуверенность, смущение
• Прикрывание рта
• Почесывание глаза, уха
• Отвод глаз в сторону или в пол
• Отворачивание головы, корпуса тела
• Закрытая поза
• Прятанье лица
• При предложении более решительных действий (например, скрепить договор рукопожатием) - может сделать отступ назад, создать замаскированный барьер
• Прячет лицо и ладони
Положительные, открытые позы и жесты
• Открытые ладони («демонстрация ладоней»)
• Открыто тело: грудь, живот, голова
• Взгляд прямой (ни с верху, ни с низу)
• Наклон головы набок - заинтересованность (проявляется и у животных: «слушает как собака»). Или голова прямо.
• Ладони к сердцу (! Особенно от сердца к собеседнику!) (см. аналогию с восточным приветствием)
• Ноги и корпус развернуты к собеседнику и к третьей точке (см. угловая позиция - 900)
• Если нога на ногу, то колено на наиболее приятного собеседника
Жесты собственичества
• Облокачивание на «Мое» (но, смотря как, т. к. может быть и неуверенность, желание поддержки)
• Преграждение дороги
Лидер (агрессор)
• Частая демонстрация больших пальцев (по-разному)
• Взгляд «сверху в низ»
• Барьер, чаще всего, в виде рук на груди
• Руки за спиной - уверенность, вызов
• Ладонь вниз
• Руки на поясе - увеличивает себя (! Но может быть и активность, готовность к действию)
Информирование о рукопожатиях
Характеристика оптико-кинетических наборов
относительно разных личностных типов и поведенческих паттернов
«Каждое чувство имеет свою характерную мимику и пантомимику».
«Дарвин указывал, что движения воспроизводят в более или менее развернутой форме те действия, которые когда-то были вполне целесообразны в поведении наших животных предков».
Наблюдая за человеком, мы можем выяснить характерные для него позы и жесты, и на их основе сделать предположение о характерном для него поведении.
1. Три основных инстинкта в ситуации опасности, конфликта (стресса):
• Борись (норадреналин и адреналин)
• Беги (адреналин)
• Замри (ацетилхолин)
Соответственно - характерное поведение, соответственно - характерные жесты и телодвижения:
Реакция «Борись» будет проявляться как агрессивные, наступательные движения, колюще режущего характера. Как сжимание кулаков, взгляд «из-под лобья», наклон корпуса вперед...
Реакция «Беги» - как выставление барьеров, оглядывания по сторонам, оттягивание воротничка, отступы назад, опора на другие предметы (столы, стулья, стены), кивки головой...
Реакция «Замри» будет характеризоваться некоторым оцепенением, заторможенностью жестов и мимики.
2. Ярко выраженные эмоциональные состояния:
• маниакальное, возбужденное
• апатичное, депрессивное
• тревожное, невротичное
• дисфорическое, злобное
Соответственно гипертимное состояние (состояние повышенного настроения и возбуждения) будет проявляться как совокупность следующих поведенческих признаков:
• ровная осанка
• расправленные плечи
• взгляд на собеседника
• частая смена поз
• размашистые жесты
• жесты агрессии (даже при доброжелательном поведении)
• сексуальные жесты ухаживания, прихорашивания
• проникновение в личную и интимную зону собеседника (иногда поглаживания, объятия и т. п.)
Дистимное настроение (печаль, тоска, апатия, субъдепрессия):
• расслабленная, сутулая осанка
• опущенные плечи
• взгляд в пол
• неагрессивная, но замкнутая поза
• почти неизменные мимика, жесты и позы
• скорбная морщинка (если она есть, то это говорит уже о дистимном характере)
Тревожное, невротичное состояние:
• осанка может быть и сутулая, но не расслабленная, а напряженная
• подвижность ног
• постоянная смена поз, жестов (при не такой активной мимике)
• взгляд в разных направлениях, оглядывание
• жесты не столь размашисты, как в гипертимном состоянии
• много мелкомоторных действий
• покашливание
• почесывание
• поглядывание на часы Дисфорическое, злобное: • напряженность в верхнем плечевом поясе
• взгляд «из-под лобья» или в пол и сторону
• напряжены желваки
• ладони могут быть сжаты в кулак (даже в карманах)
• резкие движения
• не частая смена поз
• позы закрытые, агрессивные
• Плюс - вегетативные изменения
Для демонстративных личностей характерно подчеркивание эмоциональными жестами своего состояния, манерность в жестах и позах (но не обязательно), богатство мимики. Много жестов направленно на себя. Жесты становятся намного эмоциональней, когда такой человек начинает говорить о себе. Очень живо показывает мимикой большой спектр чувств и эмоций. Почти всегда присутствую жесты прихорашивания. Зачастую в его арсенале много «модных» жестов.
3. Тип темперамента:
• холерик (Жесты сильные, эмоциональные, резкие, размашистые)
• сангвиник (сильные, но плавные, эмоциональные, мягкие, размашистые)
• флегматик (скудные, не насыщенные эмоционально, не размашистые)
• меланхолик (мелкие, скудные, но эмоциональные)
4. Система репрезентации:
V
- (большая дистанция общения,
• не любит касаний
• активна верхняя часть лица (глаза, брови, лоб)
• голос высокий
• речь быстрая
• дыхание поверхностное
А
• средняя дистанция (ок. 80 см)
• взгляд рассеянный, углубленный в себя
• жесты в районе груди, ладони
• активная нижняя часть лица (губы, щеки)
К
• очень маленькая дистанция
• склонны прикасаться
• при волнении краснеют, покрываются пятнами
• много жестикулируют
ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
1. Если Вы занимаетесь психокоррекцией - знание языка телодвижений поможет вам диагностировать:
а) актуальное состоянии клиента (депрессия, агрессия, тревога и т. п.)
б) насколько конгруэнтны его высказывания (для невротиков характерно несоответствие их утверждения и невербалики, сообщение им об этом несоответствии может быть началом психокоррекционной работы)
в) выделить некоторые черты характера (демонстративность, скованность, возбудимость, импульсивность, авторитарность, подчиняемость и т. п.)
г) его отношение к Вам (недоверие, агрессия, боязнь, высокомерие, подчиненность и т.д.)
2. Если же Вы занимаетесь профподбором работников в фирму, тогда Вы сможете определить -
а) работоспособность будущего работника:
• тип темперамента
• астеничность/стеничность
• активность/пассивность
• эмоциональную стабильность/нестабильность
б) адаптацию работника в коллективе:
• возможный стиль поведение в коллективе (доминантный/кон-формный)
• замкнутость/общительность
• конфликтность/неконфликтность
в) поведение в нетравмирующей стрессовой ситуации (каковой является собеседование по приему на работу)
Описание предмета: «Психология»Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для
человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия,
мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как
явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.
наук, изучающих природу и общество.
Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на
уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы - сознания.
Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные
исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.
фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно
переживаются как происходящие во внутреннем мире.
Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме
биологического и социального в развитии психики человека.
Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление,
которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта,
функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии
исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к
процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей,
мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание
их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.
Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту,
позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.
конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов
деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы
собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Литература - А.Г. Схиртладзе, Т.Я. Лазарева, Ю.Ф. Мартемьянов. Интегрированные системы проектирования и управления. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
- А.В. Белов. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики. – М.: Форум, 2010. – 224 с.
- Т.В. Власова, М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева. Физическая география материков и океанов. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
- Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. Экономическая теория. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2011. – 448 с.
- Е.Н. Белая. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: Форум, 2011. – 208 с.
- Н.Тинберген. Поведение животных. – М.: Мир, 1969. – 192 с.
- М.С. Андрианов. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 256 с.
- Е.А. Грудненко. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 176 с.
- Сара Ходжет, Джонатан Трусс. Животные. От эскиза до картины. – М.: Эксмо, 2013. – 128 с.
- И.Н. Горелов. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Либроком, 2014. – 112 с.
- Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – М.: Гуманитарный центр, 2015. – 224 с.
- Ирина Потапова. Формирование мультикультурного поведения школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
- Алексей Белозерцев. Личностно-ориентированная коммуникация. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
- Людмила Заикина. Языковое описание паралингвистического поведения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 108 с.
- Светлана Петрова. Психологические особенности одаренных школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 176 с.
- Н.К. Саваневский, Г.Е. Хомич. Физиология поведения. Учебное пособие. – М.: Новое знание, Инфра-М, 2016. – 400 с.
- Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – М.: Гуманитарный центр, 2018. – 220 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|