Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Характеристика невербальных компонентов поведения

Психология

Оптико-кинетический аспект невербальной коммуникации (позы, жесты, мимика, пантомимика)

Общая характеристика

Невербальное общение является более древним, чем словесное. Оно присутствует уже у животных и является более достоверным, поскольку управляется в большей степени нашим бессознательным. Невербальное общение - это язык наших эмоций и настроений.

Организация пространства

Под психологической территорией понимается пространство, которое человек считает своим. Это психическое «продолжение» его тела.

Кроме официальной территории: дом, квартира, комната, стол, стул, кровать, любимое место в баре... Каждый человек имеет обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.

Корни этого явления уходят к животному миру. Дистанция бега у животных - персональная зона у человека.

Размеры этой зоны зависят от культуры, плотности населения и социального положения.

1. Интимная зона - расстояние вытянутого локтя (только для близких друзей, родственников, детей)

2. Персональная зона - расстояние вытянутой руки. Наиболее часто мы общаемся именно в этой зоне. Она открыта для приятелей и просто знакомых людей.

3. Социальная (подразумевает общение незнакомых людей, которых объединяют чисто социальные отношения и, причем, не на долго).

4. Публичная зона (при публичных выступлениях наиболее приемлема: 3. 5 - 4 метра).

Любое нарушение этой закономерности рассматривается нашим подсознанием либо как вторжение на нашу территорию (агрессия), либо как отчужденность и холодность.

Невербальная защита

Невербальная защита - это закрытая или оборонительная поза, которую собеседник использует если:

1. Он чувствует нападение, давление или другое проявление агрессии по отношению к нему (например: нарушены границы его психологической территории);

2. Если он не согласен с тем, что происходит или говорится;

3. Если чувствует себя недостаточно уверенно, незащищено или чувствует себя слабым (например: в обществе новых, незнакомых людей).

В таких ситуация человек пытается защитится - он выставляет невербальные барьеры. Образно можно сказать, что человек пытается за что-то спрятаться.

Руки на груди.

скрещенные, скрещенные и сжатые в кулаки, скрещенные и кисти на плечевой части, скрещенные и выставлены большие пальцы.

Руки «замком»

Замаскированные барьеры из рук

Скрещенные ноги

Нога на ногу

Американское закидывание ног четверкой

Скрещивание ног в положении стоя

Скрещенные лодыжки = закусыванию губы (сдерживает эмоции неуверенности, страха или негативного отношения)

Кроме того, в качестве барьеров могут использоваться различные предметы и мебель.

Спинка стула или стул перед собой

По разные стороны стола

Трибуна

Дамская сумочка

Негативные позы и жесты

Это защитные, оборонительные позы, позы агрессии и недовольства.

• Голова - опущена («из-под лобья»). Животные, когда рычат, тоже применяют этот жест, так же и дети когда обижены или не довольны.

Если же голова поднята, то взгляд «сверху», брови приподняты.

• Руки (скорее всего) скрещены на груди, но могут быть и друге барьеры.

• Сжимание рук в кулаки (где бы они не находились, например, на подлокотниках кресла) - это агрессия - зависит от интенсивности напряжения.

• Руки в карманы (т. е. спрятаны) - но только в сочетании с другими жестами.

• Руки за спиной (поза: «Держу себя в руках»)

• «Снимание невидимых ворсинок» - несогласие с тем, что говорится. Не довольство - (такому человеку надо дать высказаться).

• Ладонь под щекой (под головой) - скука (зависит от того, насколько сильно опирается)

Но если подпирает кулаком + указательный палец на висок - оценочно-критическая позиция.

! Но, если не опирается на руку, то действительный интерес.

• Рука под щекой, указательный палец - к виску, большой палец - подпирает (или потирает) подбородок - критическая оценка (обдумает все сказанное, и, скорее всего, недоволен)

!Если просто поглаживает подбородок - то это размышление (! не перебивать, выдержать паузу, дать подумать!)

• Потирание (почесывание) шеи или лба

• Разворот ступней и корпуса тела

Нейтральные, но могут быть не желательными

• Направленность к двери - намерение окончить и уйти (или выйти)

• Постукивание пальцами или ногами - поторапливание, желание уйти

• Зевание (не всегда - это скука, но и кислородное голодание), может быть человек, не любит слушать и молчать - его нужно постоянно подключать к диалогу, спрашивать его мнение.

Жесты неуверенности, сомнений и неправды

• Покашливание - неуверенность, смущение

• Прикрывание рта

• Почесывание глаза, уха

• Отвод глаз в сторону или в пол

• Отворачивание головы, корпуса тела

• Закрытая поза

• Прятанье лица

• При предложении более решительных действий (например, скрепить договор рукопожатием) - может сделать отступ назад, создать замаскированный барьер

• Прячет лицо и ладони

Положительные, открытые позы и жесты

• Открытые ладони («демонстрация ладоней»)

• Открыто тело: грудь, живот, голова

• Взгляд прямой (ни с верху, ни с низу)

• Наклон головы набок - заинтересованность (проявляется и у животных: «слушает как собака»). Или голова прямо.

• Ладони к сердцу (! Особенно от сердца к собеседнику!) (см. аналогию с восточным приветствием)

• Ноги и корпус развернуты к собеседнику и к третьей точке (см. угловая позиция - 900)

• Если нога на ногу, то колено на наиболее приятного собеседника

Жесты собственичества

• Облокачивание на «Мое» (но, смотря как, т. к. может быть и неуверенность, желание поддержки)

• Преграждение дороги

Лидер (агрессор)

• Частая демонстрация больших пальцев (по-разному)

• Взгляд «сверху в низ»

• Барьер, чаще всего, в виде рук на груди

• Руки за спиной - уверенность, вызов

• Ладонь вниз

• Руки на поясе - увеличивает себя (! Но может быть и активность, готовность к действию)

Информирование о рукопожатиях

Характеристика оптико-кинетических наборов

относительно разных личностных типов и поведенческих паттернов

«Каждое чувство имеет свою характерную мимику и пантомимику».

«Дарвин указывал, что движения воспроизводят в более или менее развернутой форме те действия, которые когда-то были вполне целесообразны в поведении наших животных предков».

Наблюдая за человеком, мы можем выяснить характерные для него позы и жесты, и на их основе сделать предположение о характерном для него поведении.

1. Три основных инстинкта в ситуации опасности, конфликта (стресса):

• Борись (норадреналин и адреналин)

• Беги (адреналин)

• Замри (ацетилхолин)

Соответственно - характерное поведение, соответственно - характерные жесты и телодвижения:

Реакция «Борись» будет проявляться как агрессивные, наступательные движения, колюще режущего характера. Как сжимание кулаков, взгляд «из-под лобья», наклон корпуса вперед...

Реакция «Беги» - как выставление барьеров, оглядывания по сторонам, оттягивание воротничка, отступы назад, опора на другие предметы (столы, стулья, стены), кивки головой...

Реакция «Замри» будет характеризоваться некоторым оцепенением, заторможенностью жестов и мимики.

2. Ярко выраженные эмоциональные состояния:

• маниакальное, возбужденное

• апатичное, депрессивное

• тревожное, невротичное

• дисфорическое, злобное

Соответственно гипертимное состояние (состояние повышенного настроения и возбуждения) будет проявляться как совокупность следующих поведенческих признаков:

• ровная осанка

• расправленные плечи

• взгляд на собеседника

• частая смена поз

• размашистые жесты

• жесты агрессии (даже при доброжелательном поведении)

• сексуальные жесты ухаживания, прихорашивания

• проникновение в личную и интимную зону собеседника (иногда поглаживания, объятия и т. п.)

Дистимное настроение (печаль, тоска, апатия, субъдепрессия):

• расслабленная, сутулая осанка

• опущенные плечи

• взгляд в пол

• неагрессивная, но замкнутая поза

• почти неизменные мимика, жесты и позы

• скорбная морщинка (если она есть, то это говорит уже о дистимном характере)

Тревожное, невротичное состояние:

• осанка может быть и сутулая, но не расслабленная, а напряженная

• подвижность ног

• постоянная смена поз, жестов (при не такой активной мимике)

• взгляд в разных направлениях, оглядывание

• жесты не столь размашисты, как в гипертимном состоянии

• много мелкомоторных действий

• покашливание

• почесывание

• поглядывание на часы Дисфорическое, злобное: • напряженность в верхнем плечевом поясе

• взгляд «из-под лобья» или в пол и сторону

• напряжены желваки

• ладони могут быть сжаты в кулак (даже в карманах)

• резкие движения

• не частая смена поз

• позы закрытые, агрессивные

• Плюс - вегетативные изменения

Для демонстративных личностей характерно подчеркивание эмоциональными жестами своего состояния, манерность в жестах и позах (но не обязательно), богатство мимики. Много жестов направленно на себя. Жесты становятся намного эмоциональней, когда такой человек начинает говорить о себе. Очень живо показывает мимикой большой спектр чувств и эмоций. Почти всегда присутствую жесты прихорашивания. Зачастую в его арсенале много «модных» жестов.

3. Тип темперамента:

• холерик (Жесты сильные, эмоциональные, резкие, размашистые)

• сангвиник (сильные, но плавные, эмоциональные, мягкие, размашистые)

• флегматик (скудные, не насыщенные эмоционально, не размашистые)

• меланхолик (мелкие, скудные, но эмоциональные)

4. Система репрезентации:

V

- (большая дистанция общения,

• не любит касаний

• активна верхняя часть лица (глаза, брови, лоб)

• голос высокий

• речь быстрая

• дыхание поверхностное

А

• средняя дистанция (ок. 80 см)

• взгляд рассеянный, углубленный в себя

• жесты в районе груди, ладони

• активная нижняя часть лица (губы, щеки)

К

• очень маленькая дистанция

• склонны прикасаться

• при волнении краснеют, покрываются пятнами

• много жестикулируют

ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

1. Если Вы занимаетесь психокоррекцией - знание языка телодвижений поможет вам диагностировать:

а) актуальное состоянии клиента (депрессия, агрессия, тревога и т. п.)

б) насколько конгруэнтны его высказывания (для невротиков характерно несоответствие их утверждения и невербалики, сообщение им об этом несоответствии может быть началом психокоррекционной работы)

в) выделить некоторые черты характера (демонстративность, скованность, возбудимость, импульсивность, авторитарность, подчиняемость и т. п.)

г) его отношение к Вам (недоверие, агрессия, боязнь, высокомерие, подчиненность и т.д.)

2. Если же Вы занимаетесь профподбором работников в фирму, тогда Вы сможете определить -

а) работоспособность будущего работника:

• тип темперамента

• астеничность/стеничность

• активность/пассивность

• эмоциональную стабильность/нестабильность

б) адаптацию работника в коллективе:

• возможный стиль поведение в коллективе (доминантный/кон-формный)

• замкнутость/общительность

• конфликтность/неконфликтность

в) поведение в нетравмирующей стрессовой ситуации (каковой является собеседование по приему на работу)


Описание предмета: «Психология»

Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.

наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.

фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.

Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.

конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]

Литература

  1. А.Г. Схиртладзе, Т.Я. Лазарева, Ю.Ф. Мартемьянов. Интегрированные системы проектирования и управления. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
  2. А.В. Белов. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики. – М.: Форум, 2010. – 224 с.
  3. Т.В. Власова, М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева. Физическая география материков и океанов. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
  4. Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. Экономическая теория. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2011. – 448 с.
  5. Е.Н. Белая. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: Форум, 2011. – 208 с.
  6. Н.Тинберген. Поведение животных. – М.: Мир, 1969. – 192 с.
  7. М.С. Андрианов. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 256 с.
  8. Е.А. Грудненко. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 176 с.
  9. Сара Ходжет, Джонатан Трусс. Животные. От эскиза до картины. – М.: Эксмо, 2013. – 128 с.
  10. И.Н. Горелов. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Либроком, 2014. – 112 с.
  11. Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – М.: Гуманитарный центр, 2015. – 224 с.
  12. Ирина Потапова. Формирование мультикультурного поведения школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
  13. Алексей Белозерцев. Личностно-ориентированная коммуникация. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
  14. Людмила Заикина. Языковое описание паралингвистического поведения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 108 с.
  15. Светлана Петрова. Психологические особенности одаренных школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 176 с.
  16. Н.К. Саваневский, Г.Е. Хомич. Физиология поведения. Учебное пособие. – М.: Новое знание, Инфра-М, 2016. – 400 с.
  17. Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – М.: Гуманитарный центр, 2018. – 220 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Феномен лидерства в политической жизни современной России
Политология
Диплом
93 стр.
Организационные коммуникации как основа профессиональной деятельности работника гостиничного бизнеса
PR
Диплом
116 стр.
Теория управления
Теория организации
Реферат
14 стр.
Характеристика целостного педагогического процесса в современной педагогике
Педагогика
Курсовая работа
28 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Мария, 14.12
Защитилась сегодня на 5.Спасибо Вам огромное!