Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Психоаналитическая терапия искусством

Психология личности

Психоанализ, исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда Фрейда, базируется на самонаблюдении (интроспекции), размышлении и воспоминании (рефлексии) и выражении через слово (вербализации).

Является ли деятельностью выражение через живопись?

Классический психоанализ понимал и понимает на сегодняшний день под деятельностью любую отличающуюся от говорения форму выражения и коммуникации, например, язык тела и живопись, т. е. формы, обходящие нормальный способ осознания через слово. Выражение при помощи языка тел и выражение через живопись в сумме не менее ценны; они дают пациенту возможность повторить старые переживания через действие, а не через воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине сознания.

Каким образом при таком высоком значении слова в психоанализе может идти речь о психоаналитической терапии искусством?

Уже в течении нескольких десятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-либо, что он нарисовал или сделал. Спонтанно или по привычке он выражается через живопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может выразить себя в большей степени и быть лучше понятым, или потому что он страдает затруднениями или природными дефектами речи.

Модифицированный психоанализ

В последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое время было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью анализов, проведенных К. Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего рода школа психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане выступают психодинамическое понимание и работа с картинами или их элементами. При этом психодиагностические и терапевтические начала заимствуют все основные правила психоаналитических методов. Отличие наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент должен не лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и «знаки» пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от него большего, чем он может восстановить. Необходимо запомнить: картина часто бывает перенасыщена бессознательным.

Ни один эксперт

не может предсказать содержание картины!

Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках представить себе то, о чем рассказывает пациент. И все же мы бываем очень удивлены, когда пациент, раньше «только» говоривший, начинает по Вашей просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она более красочная, напыщенная, ничтожная, сильная, «здоровая», хрупкая, разорванная, непропорциональная, могущественная, устрашающая, детальная, бедная, богатая, нереальная, абстрактная, духовная - она совершенно другая. Ни один опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно того, что изобразит его пациент на бумаге и как: какими мазками, какими красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

Игра смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная динамика, разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на картине, все это чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

Картина как посредник другого языка

Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т. е. затрагивает (обсуждает) ровно столько элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

Процесс восстановления в случае «модифицированного психоанализа» (с помощью картин) или в случае «психоаналитической терапии искусством» (при изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина (образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого, красочного и приближенного к истине языка.

Процессы познания

в психоаналитической терапии искусством

У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных положений.

Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами искусством.

В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во всех известных в психоанализе течений.

На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие темы (см. рис. на стр. 115).

1. Я в контексте психодинамики

Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама художница) и говорит: «Это - я». На этой картине художница сидит, прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

Позиция Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).

2. Механизм защиты / Фиксация

Художница фиксируется на матери. «Вот моя мать стоит на коленях в пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в этом виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством. «

Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница «смотрит на вину», оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя дорогу направо, дорогу к прогрессу.

3. Перенос / Проекция

Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений. Не только между личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями, дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и проективном.

Например, терапевт спрашивает пациентку: «Существует ли между мной и ней такая же ситуация (переноса), как на картине?»

Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациентка различные комплексы вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала / иногда не принимает меня) ?

4. Взаимный перенос

Терапевты, которые пережили примерно то же самое относительно своих матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и, следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не приходит в голову, что на этой картине отца нет. «Отрицание», «слепое пятно» терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в существовании «слепых пятен» и использует взаимный перенос для диагностических целей.

5. Сопротивление

Предложение врача продолжить картину на листе бумаги, положенном справа, т. е. изобразить дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию отношения, повергает художницу в нерешительность. Сопротивление воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери. В конце концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу, которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см. рис. на стр. 117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в «черную мозоль», на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

6. Источники

Дорога, по которой идут трое братьев и сестер, теперь «освещается» дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой противовес нехватке настоящих родителей.

Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой плоды познания: ясность и правду.

Библиография

1. Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

2. Шмеер Г. Лечебные деревья. / Картины деревьев в психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.


Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. – СПб.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2001. – 784 с.
  2. Харольд Стерн. Кушетка. Ее значение и использование в психотерапии. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2002. – 212 с.
  3. Фред Буш. Новый взгляд на психоаналитическую терапию. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. – 196 с.
  4. Фрэнк Л.Саммерс. За пределами самости. Модель объектных отношений в психоаналитической терапии. – М.: Когито-Центр, 2007. – 288 с.
  5. A. M. Чиженков, В.Г. Мушкин. Что такое бессознательное? Наиболее часто задаваемые вопросы по психоаналитической терапии. – М.: Борей-Арт, 2006. – 92 с.
  6. Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер. Базисное руководство по психотерапии. – СПб.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2002. – 790 с.
  7. Михаил Литвак. Принцип сперматозоида (аудиокнига MP3). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 0 с.
  8. Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. – 384 с.
  9. Маргерит Сешей. Дневник шизофренички. – М.: Когито-Центр, 2013. – 208 с.
  10. И.А. Перепель. Опыт применения психоанализа к изучению детской дефективности. – М.: ERGO, 2012. – 40 с.
  11. Д.С. Рождественский. Начало психоаналитического процесса. – М.: Б&К, 2012. – 112 с.
  12. В.Н. Никитин. Арт-терапия. Учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2014. – 336 с.
  13. Нэнси Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2015. – 592 с.
  14. Отто Фенихель. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический Проект, 2015. – 624 с.
  15. София Гапонова und Мария Сивкова. Мульттренинг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 240 с.
  16. Анна Фрейд. Введение в детский психоанализ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 184 с.
  17. Шандор Ференци. К психоанализу сексуальных привычек (с вкладами в терапевтическую технику). – М.: ERGO, 2015. – 64 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Введение в психотерапию
Психология
Реферат
20 стр.
Театрализованные игры как средство развития у детей интереса к родному краю
Педагогика
Курсовая работа
55 стр.
Игра как элемент культуры
Культурология
Реферат
20 стр.
Самореалзация и развитие черт личности
Психология
Курсовая работа
27 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Антон, 30.04
Юлия, еще раз выражаю Вам БЛАГОДАРНОСТЬ! Недочетов в итоге ГЭК нашла предостаточно, но на 4 я все же защитился. Так что СПАСИБО и всего Вам самого доброго! С уважением, Антон P.S.: обязательно буду рекомендовать Вас лично и ваш сайт в частности своим знакомым.