Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблема сознания и философское призвание

Философия

Свое рассуждение, связанное с весьма сложной задачей - попыткой соединить теорию сознания (для чего потребуется, естественно, введение определенных постулатов) с моим отношением к философии, то есть с тем, что я о ней думаю и что она для меня значит, я хотел бы начать с замечания биографического характера.

Насколько я себя помню, мои первые шаги в философии и влечение к ней были обусловлены (как я теперь понимаю) не какими-то

эмпирическими причинами социального свойства и не проблемами общества, в котором я родился, а скорее моим неосознанным желанием воссоединиться с чем-то, что мне казалось частью самого себя, родным мне, но почему-то утраченным и забытым. Или, еслиговорить

определеннее, как я сужу об этом сегодня - с неким общечеловеческим началом культуры. Кстати, тут же хочу заметить, что дорогу к этому воссоединению преграждал тогда (я не случайно выделяю это слово) и существовавший язык философии; язык учебников и философского образования, обратившись к которому я, конечно же, не мог обрести то, что бессознательно искал.

Иными словами, я смутно пытался прилепиться тогда к образу, о котором писал еще Кант, - «гражданин мира», характеризуя этим свое отношение к глубинной сущности европейской христианской культуры. Сегодня мы хорошо знаем, чо означали эти слова «гражданин мира», или «космополит», в конце 40-х годов. То есть в годы моей молодости.

Значит - «гражданин мира». Для Канта это было одновременно и

указанием на одно из правил мышления. Как известно, у него мышление сводится к трем правилам. Первое правило: мыслить самому; второе мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслимое или на свое дело глазами другого (это и означает быть «гражданином мира»). И третье правило: мыслить непротиворечивым образом. То есть мыслить так, чтобы не противоречить самому себе. Или можно сказать иначе: чтобы мысль, находясь в движении, не разрушала бы сама себя.

Следовательно, в том, как понимается мышление в европейской

традици, уже как бы изначально содержится сознание иного. Этим иным, или другим миром может быть другой человек, друная точка зрения, другая перспектива, вообще другой мир или другой космос. Все эти вещи стоят в одном ряду и являются расшифровкой слова «иное». Иная реальность!

Так вот, то, что я чувствовал, вообразил о себе, очевидно и было сознанием этого иного, которое меня мучило и которое я хотел расшифровать. Я тогда еще не знал, что языком, накотором

расшифровываются свидетельства сознания, является философия. Я узнал это позже и теперь, как мне кажется, знаю и могу этим поделиться.

Сознание - это прежде всего сознание иного. Но не в таком

смысле, чо мы сознаем другой предмет, а в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Как белке, которая соскочила бы с известного колеса и со стороны бы посмотрела на это колесо. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством реальности. Оно связано в то же время с какой-то иномирной ностальгией.

Но, определив так сознание, я хочу далее сказать, что им выделяется какая-то точка в мире и вплетенность ее вмировые

сцепления. Эта точка выделена, и тем самым она дифференциальна, различительна. То есть сознание есть одновременно и различение. Поскольку оно «появляется» только в горизонте допущения иного, постольку и выделенная точка становится не необходимой, а лишь возможной. Как одна из возможностей, которая реализовалась.

Следовательно, проблема человеческойсудьбы, человеческого

предназначения начинает выступать при этом для человека, в душу которого запал осколок такого зеркала сознания, как задача нового

рождения в реальном мире, хотя он является своеобразным гостем мира нереального, иного. Возможно ли такое рождение? Можно ли, не забыв своего гражданства неизвестной родины, родиться вторично гражданином уже этого мира? Можго ли существовать, будучи носителем той смутно ощущаемой гармонии, которая сверкнула случайно в зеркальном осколке сознания и превратила столь привычный до этого мир в нечто условное и не самор собой разумеющееся? И ктому же - существовать, не подозревая о том, что указанная гармония (на что я хотел бы обратить особое внимание) имеет свой режим жизни, в корне отличныйот наших

ежедневных психологических состояний. Ибо он характеризуется не только мгновенной координируемостью множества связей и элементов, но и одновременно какой-то неведомой способностью удерживатьэту

координацию во все разрушающем потоке времени. Ведь в обыденной жизни мы можем лишь вспомнать о том, что в какие-то мгновения находился или пребывали в них.

Но, как я уже сказал, человек, в отличие от всех остальных извесных нам существ, обладает сознанием. А это значит, что он имеет возможность переживать, испытывать как раз те вещи и ли состояния, которые естественным образом, в качестве продукта, скажем,

какого-либо физиологического механизма, получить нельзя. Например, нельзя иметь мысли, полученные простым продолжениемотпущенных

человеку естественных психических сил, ибо это будут не его мысли. Или иметь чувства в силу опять же лишь данных человеку естественных психических способностей. В философии такого рода веши потрадиции

называют обычно «чистыми» («чистое сознание», «чистая мысль», «чистая любовь» и т. д.). Но не в смысле продукта абстракции или обобщающего понятия, а в смысле, хотя и естественным образом длячеловека

невозможного, но тем не менее случающегося с ним в каких-то особых состояниях. Какие же это состояния? Состояния, которые сопряжены или совмещены в человеке с символами. То есть они возможны у человека, попадающих в поле их силовых линий. Одним из такихсимволов

(первичным для философии) является «смерть». Н апервый взгляд, этот символ прост хотя бы по той причине, что мы можем, как я сказал, увидеть иную реальность, гражданами которой мы себя осознали, будучи готовы при этом расстаться с самими собой как не необходимыми, не абсолютными и т. д. Но это на первый взгляд, поскольку в

действительности расстаться с собой оказывается очень трдно. И в то

же время, если мы не готовы при расшифровке или освоении символа смерти расстаться с собой, то не увидим иное. Так как жетогда в

принципе представить смерть? Очевидно, это не просто случайность, подстерегающая жизнь, которая столь неудачнорасшифрована

экзистенциалистами как личная смерть. Это довольнонеудачная

расшифровка, затемняющая, как мне кажется, смысл того, о чем здесь говорится. Потому что та смерть, о которой говорится в символе, не лично, скажем моя, а лично она моя потому, что она в единственном числе. Не бывае много смертей, так же как сознание есть нечто, сущетвующее в единственном числе. Есть только одно сознание, как и одна смерть. И поэтому, замыкая то, что я говорю сейчас, с тем, что было сказано перед этим, я могу, видимо, сказать, что наше движение в сторону подозреваемой иной реальности есть не что иное, как просто приближение к известной платоновской метафоре «пещеры». Перед нами действительно «тени», не имеющие существования, ато, что

подозревается как иной мир, иная реальность, и есть та реальность, в которую мы можем попасть лишь через свидетельское сознание, с помощью которого мы могли отстраниться от мира и отстранить его. Как

известно, такая операция проделывалась в XX в. и чисто литературными средствами. Но литература ведь тоже средство духовной жизни человека, как и философия. И в этом смысле внутри нее также возможендуховный

философский акт, а не только специфически литературный. Например, поэт Даниил Хармс спрашивал, что это за существа такие, у которых к конечностям, то есть к ногам, привязаны какие-то «крючки», и они этими крючками становятся на лед. Фактически поэт выявляет здесь то, что параллельно с Хармсом называлось вевропейскойтрадиции

феноменом. Традиции, о которой Хармс, разумеется, незнал, просто

сама проблематика тогда была конгениальна состояниюкультур. И

русской, и европейской.

То есть что мы в действительности видим? Мы видим крючки и дощечки, но не знаем, что это коньки или лыжи. И иногдазнание того,

что мы видим, несомненно, мешает нам видеть видимое.

* * *

Итак, мы видим следующую фундаментальную дляпостроения

философского аппарата вещь. А именно, что сознание-это

выделенность, различенность. Так вот эта различенность имеет еще один весьма важный смысл с точки зрения сознания как свидетельства. В этом свидетельском сознании содержится, во-первых, что-то, что я сознаю или думаю или чувствую. И, во-вторых: я думаю, что я думаю. Или: я чувствую, что я чувствую. Ну, скажем, я чувствую, что я люблю. Но это в принципе может не совпадать с тем, что я действительнолюблю. Одно

дело «я люблю» и совсем другое «я чувствую, что люблю». Или - «я мыслю», и «мыслю, что я мыслю». Эти вещи принципиальноразличны, и

никакое преобразование, никакое дпущение, никакое рассуждение не могут устранить этого различия. Эта испытываемаянами подчас

сложность душевной жизни очевидна независимо от того, сумеем ли мы в ней разобраться, пытаться понять себя и других.

Тем самым мы незаметно подошли фактическикзнаменитой

философской проблеме, весьма роковой, о которой былосказано, как

известно, очень много и всегда с суровыми оценками, -проблема так

называемой непознаваемой «вещи в себе». Между тем для Канта (как мы можем теперь судить) понятие «вещи в себе» и было связано с той простой, в сущности, философской дилеммой, вырастало из неминуемого допущения вот того дифференциала («мыслю, что я мыслю», «думаю, чтоя

думаю»), о котором я только что говорил. Так что здесь существует неизбежное различие.

В самом деле, когда мы сталкиваемся, например, с феноменом

любви, то так или иначе допускаем, что ее внешнее выражение (то, как она реализуется, высказывается, проявляется в тех или иных поступках) может порой не иметь ничего общего с действительным положением дела. И, следовательно, по явлениям нельзя судить о том, что является. Поэтому отвлеченная духовная мудрость и гласит - она зафиксирована не только в философии, но и в религии, - что лишь тот может судить по поступкам, кто видит наши сердца до дна. То есть, для кого нет ничего скрытого, как для Бога. Я имею ввиду известную метафору Бога как судьи. В каком смысле? А в том смысле, что лишь для него нет различия между явлением и вещью в себе: что это не обычноечеловеческое

существо, способное соверщать подмену действительногочувства или

действительной мысли своим эмпирическим чувством или своей мыслью. То есть существо, которое не хочет расставаться с привычнойему жизнью,

подставляя в этом случае под действительную мысль или действительные чувства массу подменных образований. Существуют целые слои, в которых начинает в результате жить тот или иной мысленный предмет только потому, что человек не хочет расстаться с самим собой. С самим себе любезным. Это, так сказать, удобные ему истины, удобныеему чувства,

продолжающие его выживаемость или приспособлениев условиях

окружающей среды, положения и т. д.

Из этой принципиальной вещи и вырастает очень сложная техника философского анализа. Собственно сам язык философии вырастает вот из того, что я только что описал. Но для того чтобы нам согласиться с этим и понять (и мне, и вам) суть дела, нужно сделать еще один шаг. Для этого я поставлю ту проблему, кторую сформулировал в терминах «явления» и «вещь в себе», несколько иначе, поверну еедля

наглядности другой стороной. В свое время Владимир Лефевр придумал для своих задач (он занимался рефлексивными играми) очень хороший пластичный образ, которым я воспользуюсь.

Представьте себе домино, но не обычное, а с цифрами, написанными на обеих сторонах фишек. Причем на одной (скажем, видимой нам

стороне) - одни цифры, а на другой, невидимой нам стороне, но видимой другому существу, которое и двигает фишки домино, - другие цифры. Оно

двигает их по законам арифметики и сообразно своимописаниям.

Например, там написано на одной фишке - один, на другой - два, и оно хочет получить три и соответственно складывает их. Нона нашей

стороне пришли в движение совсем другие цифры. И совсемв другом

порядке и последовательности - для нас непостижимой. Не видя лицевой стороны фишек, мы в принципе неможемувидетьникакого

умопостигаемого порядка движения цифр на нашей стороне. На нашем

экране. Сравните эту проблему с принципиальнойвозможности

фундаментального различия между «вещью в себе» (я специально взял этот известный термин, хотя, как вы теперь понимаете, его можно

заменить другим - он не обязателен) и тем, как вещьявляется.

Закрепим это различие.

Ну, ясно ведь, что человек, который действительно любит, может вести себя совсем не так, как ведут себя любящие. Например, поведение

Данте, любящего Беатриче, не имело ничего общего споведением

любящих. И судить по тому, как он себя вел, о его любвиневозможно.

На своем отвлеченном языке (а у Данте весьма отвлеченныйдуховный

язык) он говорил: все внешнее ничто. То есть все тольковнутри, а

вовне ничто. Как бы я не поступил, это не похоже нато, что я

чувствую. И ничего общего с этим может не иметь. Он ведьвпринципе

не хотел на Беатриче жениться. Именно потому, чтоон любил ее, она должна была оставаться женщиной, с которой не выполняются обычные акты супружеской жизни. В том числе и потому, что он боялсяза нее.

Или, скажем, известное целомудрие Христа, который явно не знал женщин еще и потому, что он слишком высоко ценил, высоко ставил чувство человеческой любви как таковой и считал его опасным для тех, кто мог

оказаться реальным эмпирическим объектом этой любви. В любви Христа могла сгореть любая подруга. Это одна из причин - я ведьговорю о

символах, расшифровываю символы - нашего обращения кфилософии в

случае разговора о том, о чем на другом языке мы несмогли бы

разговаривать, не запутываясь в бесконечных противоречиях.

Так вот, возвращаясь к тому, о чем я говорил. Значит, мы снова

имеем ситуацию, когда перед нами нечто, скажем, та сторонаэкрана, к

которой мы не можем перейти никаким продолжением нашихопераций на

этой стороне экрана. То есть продолжением наших логическихсил. Сил

нашего мышления. И отсюда, введя все это, я сделаю такойвывод, что

есть, следовательно, вещи, знание которых или пониманиекоторых для

нас совершенно непостижимо. Мы не можем представить, что мы можем это понять, но. при условии, если бы уже не понимали. Или уже не знали, поскольку это «уже» и есть возможность нашего сознания.

Итак, я ввел прблему вещи и явления вещи, внутреннеговнешнего,

в рамки проблемы эмпирии и теории, или мысли теории. Естькакая-то

мысль, к которой мы не можем прийти продолжением обработкиэмпирии;

которую мы не можем знать из опыта, как, например, невидимуюдля нас

сторону домино, поскольку это имеет отношение к сознанию. Апоследнее

фактически есть связность одного с другим. То есть связность с тем, что мы не могли бы понять, если бы уже не понимали. Вэтом смысле

иметь сознание - значит иметь тавтологию: понимаем, потому что

понимаем. Сошлюсь на простой геометрический пример того, что в принципе нельзя получить из опыта, с одной стороны, ис другой

стороны, что нельзя понять, если уже не понимал.

Допустим, у нас есть понятие кривой или постоянногоискривления.

Если мы имеем кривую, которая имеет постояннуюкривизнуили

постоянный коэффициент искривления, тодоказуемо, выводимо из

имеющегося у нас знания, что такая кривая пересечет самоесебя. Но

будет ли это пересечение кругом, из этого не выводимо. Если есть

круг, то мы увидим круг. Но получить его, ожидая, что кривая где-то пересечется, невозможно. Поэтому, кстати говоря, однифилософы (я

имею в виду прежде всего Платона) и прибегали в этом случаек понятию

«идеи», а другие, как, например, Декарт, - к понятию»врожденной

идеи». Кант же называл такие вещи просто «чистыми созерцаниями», подчеркивая тем самым, что мы можем понять что-то в миревтерминах

причины только тогда, когда понятие причины у нас уже есть. Значит, это всегда взаимоотношение с иным, к которому мы не можемнепрерывным

образом перейти продолжением своих собственных сил. И вотэто место

перехода, или место связности, и есть сознание, которое унас есть

или нет. То есть сознание - это место. В топологическом смысле этого слова. Приведу еще один пример.

Представим себе, что перед нами существа, говорящие накаком-то

языке. Я утверждаю, вслед за Гумбольдтом, вслед за Кантом, вслед за

многими другими философами и лингвистами, что, не зная, не имея

понятия языка, мы вообще не обнаружили бы действие механизма языка: заметив что-то странное, в принципе никогда не могли бы понять, что это такое. То есть от своей лицевой стороны домино никогдане смогли

бы перейти к другой стороне, никогда бы не знали, что это - язык. Так же как, не имея понятия о театре, никогда не смогли бы понять, что происходит на сцене, наблюдая театральное действие, разыгрываемое какими-то существами. Кстати, лет десять назад, развиваяметафору

театра, я случайно обнаружил нечтоблизкоеу великолепного

аргентинского испаноязычного писателя Хорхе Борхеса. В одномиз его

рассказов говорится об арабском ученом, который сидит ипереводит

трактат Аристотеля о поэтике: и ему нужно перевести слово «театр». А рядом во дворе играют два мальчика, и в их игре проскальзывают какие-то рудименты театральной игры. И он переводит страннымобразом,

не понимая ни текста Аристотеля, ни того, что делают мальчики, почему? Потому что он уже не понимает. У него нет еще понятиятаетра.

И все - и ничего с этим не сделаешь.

Следовательно, язык, который мы могли бы понять, а мыпонимаем,

потому что уже имеем язык, нуждается для этого понимания вкаких-то

постулатах или аксиомах. Назову одну из таких аксиом: язык есть нечто целостное. То есть я хочу сказать тем самым, что, вступив в ту область, которую я назвал сознанием, мы еще имеем делос такими

вещами, которые мы должны принять как возникающие сразу ицеликом и

не поддающиеся складыванию по частям и в последовательности. Ни один

язык нельзя получить по частям. Так он не возникал. Акак он

возникал? Как возникает понятие квадрата или круга в нашейголове?

Философ может ответить, что здесь действует всесвязностьсознания,

что это уже есть. И только если есть, то может быть понято. Значит,

это как бы некий свидетель и судья одновременно; некоевсевидящее

существо, совмещенное с состоянием нашего сознания, когдаданы эти

вещи. Сознание как свидетельство обо всех этих вещах или обиномирах.

Назовем их условно так. Ино-мирные - значит те, которые мыне можем

понять, если уже не понимаем. Или уже не имеем. А еслиимеем, то

имеем целиком. Попытаемся теперь связать все эти аспектыпроблемы

философии как проблемы места человека в мире. Ведь раз мыговорим о

сознании, а сознание определили как место, то философию, конечно же, должно интересовать место человека в мирекаксознающего,

чувствующего и желающего существа. Его возможности. Воспользуюсь для иллюстрации этого положения примером, к которому обращалсяв свое

время Эйнштейн.

А. Эйнштейн говорил, что наши знания, или наши представления о мире, похожи в чем-то на представления того жука, которыйползал бы

по поверхности замкнутой сферы, и она представлялась бы емув виде

бесконечной сферы. То есть я ввожу фактически проблему размерности, или измерений. В измерении жука, ползущего по некой поверхности, последняя не есть нечто конечное или замкнутое, передним -

простирающаяся бесконечность. И она существует. Для наблюдателя есть и жук, и поверхность - сфера. Обячно я пользуюсь другимпримером,

более разработанным. Эйнштейн оставил этот образ и дальше кнему не

возвращался, а более подробно и в других выражениях, независимо от Эйнштейна, эту же поблему разрабатывал Пуанкаре, описываяособого

рода двумерные существа, живущие на плоскости, - я называю их «существами Пуанкаре». Так вот, если допустить, что покакой-то

причине, неизвестной этим существам, воображаемая мера прохождения ими пространственного и временного отрезка пути сокращается (скажем,

в случае измерения такого рода сокращения световыми лучами, как считал Пуанкаре), то, двигаясь по конечной плоскости и никогда не достигая конца, они считали бы эту плоскость, разумеется, бесконечной.

Итак, у нас есть мир этих существ и какой-то другой мир, в котором они живут, но которого в принципе не видят и у меня возникает тогда главный вопрос: откуда вообще могла появиться мысль о том, что это есть? Если она уже не есть. Повторяю, мало того, что они сферу считают бесконечной, я спрашиваю: откуда сама мысль о том, что что-то универсальным образом сокращается (а не сфера бесконечна), могла появиться? Ведь это фактически то же самое, как если бы я, не имея

возможности поворачивать голову ни влево, ни вправо, увидел бы глубину и объем какой-то фигуры, которая появляется точечнов

горизонте моего взгляда. Легко сказать, что кто-то посмотрел затем на это со стороны и увидел, что это так. Откуда эта мысль?

То есть, вводя сознание как место соотнесенности и связности того, что мы не можем соотнести естественным образом, мы только так и можем определить сознание. Эта связность есть то, что можно увидеть как бы только в некоем сдвиге.

Сделаю еще один шаг, чтобы пояснить эту проблему, обрисовать ее контуры, поскольку она практически неразрешима, хотя мы сталкиваемся с ней довольно часто. Как, например, в случае с природой языка как такового, которую я не анализировал, естественно, с точки зрения его поисхождения, а просто максимально точно пытался описать егофеномен,

получая тем самым возможность понимания отдельных языковыхявлений.

То же самое и в случае сознания. Короче говоря, я хочу лишь поставить проблему, как-то высветить ее, так как она мне кажется важной именно в плане определения призвания философа и его, скажем так, общественного статуса. То есть, что от него можно ждать и что требовать. Введу сначала эту тему одной простой фразой.

По существу, из того, что я говорил, из позиции сознания в контексте иного мира, когда у философа появляетсяощущение

принадлежности к некой неизвестной ему родине и он начинает сознавать себя ее гражданином, вытекает, что общество едва ли отнесется к нему благосклонно. Иными словами, проблема «общество и философ» отнюдь не простая и требует прежде всего от общества признания своего рода «презумпции невиновности» философа.

Значит, напомню, что, вводя сознание как дифференциал, как различение, я имел в виду, конечно, что то сознание, о котором я говорю, есть онтологически ускоренное сознание, а не какая-нибудь субъективность. Эта некоторая, так сказать, космологическая

постоянная, имеющая онтологический статус. «Думаю» - этоодно. И

«думаю, что думаю» - другое. Но в каких терминах можно различить то и другое? Повторяю, что это фундаментальное различие, введенное еще Декартом. Декарт сказал бы по поводу первой стороны этого различия, что это некое невербальное состояние активности в моментздесь и

сейчас, бытийствующее внутри исполнения своего же бытия. То есть

когда нечто исполняется, то оно существует в момент исполнения и пока исполняется. Например, такой объект, как музыкальнаясимфония,

существует пока исполняется. В этой связи можно привести и другие примеры из самых разных областей нашей сознательной жизни. Не просто жизни сознания, а именно нашей сознательной жизни, в том числе и на уровне чувств, поскольку мысль есть концентрированное состояние всех условий моего собственного воспроизводства в следующий момент времени.

Итак, у нас есь нечто, о чем мы говорим: «думаю». Назовем это

деятельностью, или мысле-деятельностью. Например, интуционисты

различали математику как деятельность и как язык. То есть видели в акте математической мысли («думаю») - одно, а в «думаю, что думаю» другое - словесно-знаковое оформление подуманного, котороене есть

то, что оформляется. Брауэр говорил, чтознаки параллельно

сопровождают нашу деятельность. Следовательно, «я думаю, что думаю» всегда оформлено знаками. Наше мышление всегда есть оперирование нашим же собственным мышлением. И оно всегда принципиально иное, чем то, чем мы оперируем. Или можно сказать так: есть бытие и есть способ бытия, - и это в принципе разные вещи.

Но если существует это различие, то возникает следующий вопрос, связанный уже со второй стороной различия, то есть с «думаю, что думаю» или «чувствую, что чувствую». Ведь когда я посредством причины

мысли (поскольку мыслим мы в причинных терминах, - иэтонеизбежно)

выделяю саму эту причину и обосновываю то, что мы называемобычно

отражением, то факт этого отражения неестьчтоиное, как

дублирование уже случившейся операции. То есть здесьпоявляется

своего рода зеркальность. Я как бы вижу себя в зеркале. И этот

зеркальный дублирующий момент есть идеологическиймоментвсякой

мысли. Или момент, который при определенных условиях и в определенной ситуации превращается в идеологию. Значит, есть мысльи есть

идеология мысли. Термин «идеология» я употребляюв этомстрого

определенном мной смысле, а то, что он совпадаети насколько с

понятием общественной идеологии, - это, разумеется, другойвопрос, я

его касаться не буду. А частично он совпадает безусловно, потому что общественные идеологии вырастают именноиз элементаудвоения,

повторения мысли. Приведу пример такого удвоения в физике.

Как-то, слушая по английскому радио научнуюпередачу или,

вернее, обзор одной книги по истории квантовой механики, я был

поражен одним упомянутым в ней фактом. Оказывается, последующий анализ записей опытов Ферми показал, что в этих опытахнаблюдался

атомный распад. То есть в самих этих записях содержалось достаточное число данных, говоривших о том, что наблюдаетсяименноатомный

распад. И комментатор, который вел передачу, рассказываяоб этом

эпизоде, обмолвился забавной фразой, которую он сам нерасшифровывал,

но которую легко расшифровать в свете того, о чемя говорил. Он

сказал так: «Но никто не увидел этого атомного распада, потому что не было причины его увидеть».

То есть не было причины в том, что виделось, видетьатомный

распад. А когда есть причина - считаем, что атомный распад. Свяжите

это с тем, что нельзя понимать, если уже не понимали, с тем, что я

назвал дублированием, и т. д. Если случилось, ивседанные

распределились, то тогда - именно так, есть причина считать, что это

атомный распад. А иначе такой причины нет. Ну, а когдаонаесть, то

что мы знаем о мысли? Мы говорим, что мысль о том, что этоатомный

распад, - отражение атомного распада в мире. То естьмы имеем, как

выразился бы Гуссерль, предметную или объективистскуюкартину мира.

Она есть наслоившееся образование, котороеявнопридится

редуцировать, чтобы увидеть, что же в действительности имеломесто.

Скажем, в упомяеутом физическом эксперименте данные, говорящие об атомном распаде, были уже явно распределены, входилив некую

ментальность, в некое целое. Каждое из них имело объяснение в связи с другими явлениями, с другими процессами. И все же они не былиувидены

как атомный распад. То есть они должны были стать сначалацелостным

событием сознательной жизни, чтобы образовалась вмирепричина

считать их атомным распадом.

Значит, мы имеем зеркала. И весь мир видимвзеркальных

отражениях. В том числе и самих себя. То, что в нас происходит, нам более всего недоступно. Например, что я на самом деле чувствую, думаю и т. д. Не то, что «я думаю, что думаю», а чем я думаю. Этого фактически я никогда не знаю. Скажем, можно любить живопись идумать,

что ты ее любишь, и постоянно ходить на выставки, ана самом деле

просто не любить сидеть дома. Так в какихжеситуациях

обнаруживается, что мы действительно любим или не любим, или что мы в действительности думаем, а не «думаем, что думаем»? Вспомнитесимвол

«смерти» как некую предельную ситуацию, в котороймы имеем шанс

узнать о том, что мы на самом деле думаем, что в действительности чувствуем, а также другое слово, которое я употреблял, -сдвиг.

Значит, если мы определили до этого сознание как сферу, объединяющую всесвязно разные перспективы и разные точки, то эта сферадолжна

каким-то образом сдвинуться, чтобы исчезли, стерлисьзеркальные

отражения. Иначе говоря, то, что я называю «сдвигом», естьсмещение

или дисимметрия. Сдвиговая дисимметрия сферы сознания, стирающая

зеркальные отображения и ставящая нас лицом к Лицу. ЛицомкЛицу с

чем-то, чо свидетельствует, и тогда - мы что-то видим. В томчисле и

самих себя. Не в отражениях, не косвенно, не в знаках и не внамеках,

требующих расшифровки и перевода, а непосредственно. Следовательно, в

этом смысле мысль отображается мыслью же. Это и есть мышление. То есть философское мышление - это синтаксическая запись, имеющая

определенные правила сдвига. Записьсдвига. Или наблюдаемого

случившегося движения в сознании, не похожего ни на какую форму, живущую в зеркальных отражениях. Эточто-торадикально иное.

Отобразилось - значит сдвигом мысль совместилась с мысльюже.

Философия, повторяю, есть запись такого события. Такого совмещения, такого привелигированного случая, когда всдвигемоя мысль

встречается с мыслью; лицом к Лицу.

Я упомянул слово «синтаксис», а до этого сказал, что нельзя назвать нечто причиной в мире, если уже нет понятия причины. Скажем, ничто в мире мы не могли бы назвать прямой, если бы у нас не было понятия прямой. Понятие прямой не образуется по аналогии с видимыми прямыми, поверхностями и т. д.

Так вот, если это так, если фундаментально вот это «когда есть», - скажем, я вижу прямую или окружность, если у меня есть их понятие (в смысле кантовского «чистого созерцания»), - то это предполагает, несомненно, и определенные синтаксические правила, в рамках которых (раз это случилось, и появился этот язык) мы не можем себе противоречить. Так появляется синтаксис или философская речь, имеющая определенные структуры, которые диктуют нам свои законы. В том числе и закон непротиворечивости. Нечто не должно себе противоречить. Предшествующая моя мысль сводилась к тому, что это нечто должно возникнуть в каком-то состоянии всесвязности, а теперь я подчеркиваю момент непротиворечивости. Ведь как таковые эмпирические явления логически не могут себе ни противоречить, ни не противоречить - они должны быть приведены в определенную связь, чтобы появилась их непротиворечивость. Короче, такой синтаксисиобразуетзаконы

философского языка, и любые последующие философскиеутверждения

получаются как то, что возможно в силу и по законам этого языка или философской мысли и слова. То есть по законам синтаксиса. И это, конечно, живой синтаксис. Он работает лишь тогда, когда есть живое невербальное состояние, то, которое внутри исполнения или реализации. То есть пока есть концентрация, пока есть собранное внимание, пока нечто понимает себя и «есть» (и никакой рефлексией не обнаруживается в качестве ментального содержания). Пока мы думаем, мы не можем не думать это. Именно такой мир мысли и бытия и пытался, кстати, ухватить Декарт в своих очень странных на первый взгляд философских утверждениях.

Итак, сдвиг записывается. Движение в сознании (или движение сознания, что одно и то же) записываетсяв соответствии с

синтаксисом. Философия есть запись его. Но оно может быть записано, поскольку оно ненаблюдаемо, только если у самого философа есть это движение, а не знак его. Кант говорил: самое трудное - это движение в сознании, отличая тем самым последнее, в частности, от выполнения ритуала. Люди, писал он, могут выполнять ритуал, но не делать при этом самого главного - совершать движение души.

Значит, я все время говорю о чем-то невероятно трудном для нас и в то же время самом близком. Ведь что может быть ближе того, что я на самом деле чувствую или на самом деле думаю или во что сдвигаюсь? Или о чем говорю. Итак, я предлагаю следующую формулу: самое близкое к нам то, о чем на самом деле идет речь, - и самое трудное, но важное. В материи опыта, в эмпирическом сознании или взаимоотношении его с бытием мы этого интервала не имеем. Напротив, когда мы отождествляем бытие и мышление, мы тем самым предполагаем, что между ними нет никакого интервала. Сказать - бытие, сказать то же самое, что мысль, говорил Парменид. А сказать мысль - значит высказать бытие. Для меня же сознание есть некий сверхчувствительный интервал. Или какой-то ритм, и философия есть запись такого ритма. Ритма, который является условием выполнения или реализации нашей сознательной жизни как человеческих существ. То есть философия закодирована в некий акт, лишь потом называемый «философией». Или, скажем так, потом могущий быть названный «философией». Когда уже есть философский язык, то мы можем назвать этот акт философией и эксплицировать его. В этом смысле

цель философии как элемента, являющегося условием выполнения других частей или областей нашей сознательной жизни, заключена в самой же философии. Или, другими словами, философия есть мысль мысли. Тот акт, который я назвал интервалом, он как бы встроен, инкорпорирован в режим выполнения человеком своих сознательных, духовных целей и жизни. Это пауза недеяния, поскольку я говорил, что движение сознания ненаблюдаемо, оно ничего не производит, никакихнаблюдаемых

продуктов. Или скажем так: есть реальная философия, которая присуща нам, если мы живем как сознательные существа. Если мы выполняем свою человечность. Философский акт как пауза в ряду другихфактов,

являющихсяусловием самой их возможностии определенной

последовательности. Назовем это реальной философией. И есть философия понятий и систем, в которых этот акт или элемент нашей духовной жизни может быть эксплицирован. Тогда философия предстает как удачный язык, посредством которого что-то эксплицируется. Но удачен он только потому, что люди проделали до нас подвиг мысли, подвиг медитации или какого-то очень сложного психотехнического опыта, что затем ушло в толщи истории культуры.

Итак, сделаем выводы, касающиеся уже нашего самосознания, если брать этот велеречивый философский термин науровне просто

самочувствия нас как философов.

Ну, ясно, конечно, что если мы так определили философию, если она невербальна, но в ком-то из нас тем не менее заговорила или кому-то запала в душу до того, как заговорила, то такой человек не может выбирать: быть ему философом или не быть. Ибо философом он быть обречен. Это первое. И второе. Если такой человек философствует, то он ни на что не покушается, не подрывае никаких основ, никому не мыслит назло или в угоду. Он просто есть некто, вынужденный по синтаксису и профессионально высказать сознание. Свидетельствовать. Разумеется, не исключено, что кто-то может при этом считать себя философом и иметь подобные цели. Это может быть совмещено в одном лице. Но в данном случае я говорю о философе, который выполняет свое предназначение или призвание. Философ - это ходячее сознание вслух. А от сознания нельзя отказаться. Философ в принципе общественен. Я же говорил о сознании. А сознание есть нечто, что может проявляться лишь одновременно на множестве точек. Философское свидетельство хотя и обращено к высшему судье, но это всегда общественное свидетельство. Философ не может не чувствовать себя своеобразной точкой пересечения общественных состояний и тенденций. В его топосе они сходятся. И он должен как философ извлечь из выпавшей емуудачизагадочного

впечатления правду по законам мысли и слова, правду о своем собственном состоянии, свидетельствующем о чем-то. То есть философ имеет дело прежде всего со своим индивидуальным сознаниеми,

ориентируясь на это сознание, обязан выразитьправду своего

состояния. А это очень сложно, поскольку такая правда может быть получена, открыта и сообщена другим лишь по законам самой мысли, без привнесения туда чего-то постороннего. Ни предубеждений, ни своих комплексов, ни, с другой стороны, внешне продиктованных желаний кому-то угодить или что-то опровергнуть и т. д. Того, что есть, уже вполне, с избытком достаточно. Дай Бог правду узнать о собственных состояниях, о чем они говорят. А это, повторяю, трудно.

И в заключение, поскольку я характеризовал сознание как запись некоего сдвига, я хотел бы дополнить эту характеристику, сказав, что в то же время это и выпрямляющее движение. Хотя человек, к сожалению, не властен над временем, расшатывающим любые порядки, однако то сознание, о котором я говорил и которое существует в особом режиме, позволяет это неминуемое расшатывание или склонение исправлять. В потоке времени мы все склоняемся. Ну, например, мы склоняемся нашими страстями и т. д. И это случается с нами вопреки сознанию. А я подчеркиваю, что наряду с этим существует и выпрямление склонения. И, боле того, что оно должно происходить постоянно и в каждом месте снова и снова возобновляться, чтобы был тот мир, в котором мы могли бы жить как сознательные, чувствующие и желающие существа. Но если

сознание есть выпрямление склонения, то, следовательно, в мире еще должно что-то родиться вместе со мной как возможным в этом мире. Значит, спрямление есть какой-то прямой отрезок, восстановленный из моей души, по которому я не могу не идти. И никто не имеет права заставить меня сойти с этой прямой. Да это и невозможно, если философ уже вышел на последнюю прямую; ничто его неудержит, потому что в

конце ее есть нечто, что можно узнать только придя в этот конец. Что нельзя знать заранее, нельзя вообразить, а что можно, повторяю, узнать лишь придя туда, где можно знать, пройдя до конца сам путь.

Следовательно, философ имеет дело с чем-то, чего в принципе

нельзя знать заранее, нельзя предположить, вообразить возможным или ввести определением. Но что может случиться с прохождением пути. И где будет причина, скажем, считать, что внаблюдаемом имел место

атомный распад. Мысль совместилась с собой - и понимает.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. Д.И. Дубровский. Сознание, мозг, искусственный интеллект. – М.: Стратегия-Центр, 2007. – 272 с.
  2. И.П. Слесарева. Проблемы описания и преподавания русской лексики. – М.: Либроком, 2010. – 178 с.
  3. Н.А. Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность. – М.: Канон +, Реабилитация, 1999. – 464 с.
  4. И.В. Блауберг. Проблема целостности и системный подход. – М.: Едиториал УРСС, 1997. – 450 с.
  5. Н.И. Бухарин. Проблемы теории и практики социализма. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 512 с.
  6. Современные проблемы изучения и сохранения биосферы (комплект из 3 книг). – М.: Гидрометеоиздат, 1992. – 1088 с.
  7. И.Т. Фролов, С.А. Пастушный. Менделизм и философские проблемы современной генетики. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.
  8. Проблема сознания в философии и науке. – М.: Канон +, Реабилитация, 2009. – 472 с.
  9. Ю.В. Манько, Н.И. Шашков. Нации и национальные отношения. Исторический и философский анализ. – М.: Петрополис, 2009. – 196 с.
  10. Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. – 432 с.
  11. Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.
  12. Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 с.
  13. Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 2. Вечные проблемы философии. От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – М.: Либроком, 2013. – 344 с.
  14. Д.И. Дубровский. Проблема. Сознание и мозг. Теоретическое решение. – М.: Канон +, Реабилитация, 2015. – 208 с.
  15. Юлия Шилова. Проблема сознания и бессознательного в деятельности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 124 с.
  16. Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 2. Вечные проблемы философии. От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – М.: Ленанд, 2015. – 344 с.
  17. Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 2. Вечные проблемы философии. От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – М.: Либроком, 2018. – 344 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблемы госуправления современной России
Государственное и муниципальное управление
Диплом
85 стр.
Проблемы госуправления современной России
Государственное и муниципальное управление
Диплом
137 стр.
Сознание и его структура
Психология
Реферат
15 стр.
Правовое регулирование договора энергоснабжения: проблемы теории и практики
Банковское и биржевое дело
Другое
62 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Оксана (Переделывали работу, халтурно выполненную другим сайтом), 24.11
Марина, большое Вам спасибо. Курсовик очень хороший. Вы меня спасли. Я к Вам еще обращусь позже, мне будут нужны еще курсовые работы.