Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Развитие личности в группахПсихология личности
Мы все - дети своей культуры и окружающей действительности. Но, мы так же создатели своих социальных миров. Если группа творит зло, ее члены содействуют или сопротивляются этому. На одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному. Это происходит отчасти потому, что они по-разному думают (например, наша реакция на оскорбление, нанесенное другом, будет зависеть от того, как мы объясним себе происшедшее - как враждебное отношение или как последствия не слишком удачного дня).
Социальная реальность - это нечто, что личность конструирует субъективно. Здесь имеет значение и то, что человек думает о себе, оптимистичен он или наоборот, что он думает о других, кем они являются для него и т. п. Такие мысли влияют на личностные установки и поведение и, в конечном счете, определяют наши социальные роли.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
Роль (Role) - это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения, в данной социальной позиции (1, с. 164).
Многие ученые, занимающиеся исследованиями ролевого поведения, полагают, что социальная роль подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций. Подобно тому, как в театре, роль остается одной и той же независимо от того, кто ее исполняет, так же и в обществе, культурно сложившиеся социальные роли, такие как «родитель», «студент», «учитель», «ребенок», «друг» и т. п., существуют как бы вне личности и являются в некотором смысле архитипическими. И, хотя, в рамках каждой роли позволена некоторая свобода интерпретации, определенные аспекты являются обязательными (Студент, например, должен хотя бы появляться на экзаменах, писать курсовые работы и получить хотя бы минимальное количество оценок).
Для возникновения роли необходима целая система норм, регулирующих действия человека в качестве исполнителя той или иной роли. Если, например, для данной социальной категории предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу в специально указанных местах), этот набор еще не расценивается как социальная роль.
Влияние ролей велико. В частности потому, что у людей есть тенденция вживаться в свои роли. Так при первой встрече с людьми мы можем весьма неловко играть свою роль, но по мере привыкания к роли это чувство исчезает и то, что вызывало затруднения, теперь выглядит как нечто совершенно естественное.
ВНУТРИГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РОЛИ
Каждый человек имеет в своем арсенале более менее обширный диапазон ролей необходимых ему для нормальной адаптации. Однако все эти роли можно условно разделить на две группы: внутригрупповые и индивидуальные. Внутригрупповые роли - это те роли, которые мы играем, находясь в какой-либо конкретной группе. Эти роли мы не всегда можем выбирать, зачастую они формируются стихийно и зависят от очень многих как внутренних, так и внешних факторов. Примером внутренних факторов могут быть особенности темперамента и характера, особенности воспитания, особенности индивидуальной роли. Как пример внешнего фактора можно привести особенности характера, темперамента, поведения и воспитания других членов этой же группы, а так же особенности самой группы (однородность - разнородность, социальные статусы членов группы, цели группы, ценности группы и т.д.).
Существует некоторое множество классификаций внутригрупповых ролей. Так одна из них классификация по Морено Дж. Согласно ей выделяют следующие групповые роли:
«Звезда»
«Предпочитаемые» или «фавориты»
«Пренебрегаемые»
«Изолированные»
В данном случае роли распределяются неформально, согласно симпатиям и антипатиям членов группы друг к другу.
Роль личности в группе может также определяться его профессией, социальным статусом, материальным достатком, наличием каких-либо способностей и т.д.
Зачастую, роли предполагают наличие пары с определенными отношениями - родитель - ребенок, муж - жена, преподаватель - студент, врач - пациент, рабочий - работодатель.
Индивидуальные роли - это роли, которые формируются в процессе развития самосознания личности и в дальнейшем определяют поведение, характер и даже судьбу, человека.
Индивидуальные роли несравнимо разнообразнее внутригрупповых, поскольку они, по сути, определяют индивидуальность. Их формирование начинается в раннем детстве, как только ребенок вступает в первые контакты, и продолжается на протяжении всей жизни, меняя интенсивность и направленность на разных возрастных этапах.
Наиболее подробной и наиболее распространенной теорией описывающей индивидуальные роли является теория игр и сценариев Берна Э. Он полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы, оформляется в подростковом возрасте и проигрывается потом всю жизнь.
ГЕНЕЗИС РОЛИ:
РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Каким же образом формируется та или иная роль? Что влияет на выбор именно этой роли? Психологи различных школ практически единодушны в данном вопросе - роли, закладываются в раннем детстве как подражание значимым взрослым (родители, старшие братья и сестры, любимые бабушки и дедушки, тети и дяди), отрабатываются, репетируются в процессе игр (яркий пример детской обучающей ролевой игры: игра «в дочки-матери»; пример подростковых обучающих игр: занятия волонтерскими работами, создание различных молодежных организаций). В дальнейшем веер личностных ролей постоянно обогащается, однако базовые предпосылки к той или иной роли закладываются именно в раннем детском возрасте.
Выделяют ряд факторов, влияющих на выбор жизненного сценария и роли в нем:
модель родительского поведения;
модель поведения персонажей сказок, историй, кинофильмов, рекламы, любимых актеров, любимых учителей;
модель поведения сверстников (особенно лидера);
Во всех сферах развития личности проявляется формирующая сила культурных ожиданий.
Слово «роль» заимствованно из театра и, так же как и там, оно означает предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию. Когда человек преодолевает новую социальную ступеньку на социальной лестнице, то он вынужден поступать в соответствии с его новым положением, даже если чувствует он себя при этом не очень уютно.
Важным моментом является тот факт, что почти любая нереальная (искусственная) роль может превратиться в реальную. Это так называемый эффект «вживания в роль». И именно на этом принципе построены аутотренинги самовнушения, а так же разработана система мотиваций «методом предсказания успеха».
РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Под ролевым поведением понимается такое поведение, которое предопределяется той ролью, которую человек играет в данный момент или же принял для себя как проявления своей личности.
Ролевое поведение задается содержанием роли и поэтому достаточно предсказуемо. Положительным в этом случае является то, что, во-первых, предсказуемость социально приемлемой роли повышает взаимопонимание и позволяет избежать конфликтов связанных с неоправданными ожиданиями. Во-вторых, предсказуемость некоторых антисоциальных ролей позволяет избегать опасных ситуаций или выбирать оптимальный способ поведения. Отрицательной же стороной является то, что если человек сильно «сжился» со своей ролью, он становится полностью предсказуемым, утрачивает способность спонтанно реагировать, то есть, перестает развиваться. В результате чего, роль, изначально помогающая адаптироваться, в последствии сама становится тем балластом, который мешает человеку двигаться дальше.
СТАТУС ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ГРУППЕ
Как нетрудно предположить, люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием. Исследования нарушений правил дорожного движения, проведенные с помощью почти 24 000 ничего не подозревающих пешеходов, выявили, что частота нарушений, обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законопослушных «подсадных» и возрастает до 44%, когда «подсадные» начинают играть роль нарушителей (1, с. 295). Причем «подсадным» лучше всего удавалось предотвращать переходы улицы в неположенном месте, когда они были хорошо одеты.
Милграм (1974) сообщает, что в его экспериментах на подчинение люди с низким статусом намного охотнее выполняли указания экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом.
Во многих бытовых и лабораторных ситуациях, люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе.
Неравный статус готовит почву для предрассудков. Есть множество примеров того, как с помощью предрассудков рационализируется неравный статус. Так американский социолог Хелен Мейер Хакер показала, как стереотипы в отношении чернокожих и женщин помогают давать рационалистическое объяснение их подчиненному статусу: многие думали, что обе эти группы медленно соображают, что они эмоциональны и примитивны и что они удовлетворенны своей подчиненной ролью.
ПОЗИЦИЯ.
УСТАНОВКИ
Установка (в переводе - поза) - это состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Установка так же трактуется как директива, указание; направленность.
Установки формируются на основе культурного опыта, закрепляются в личном опыте и проявляются в отношениях и поведении.
Социальные установки это своеобразный «моральный кодекс» данной группы, который вырабатывается в процессе ее становления и развития.
Установки могут передаваться как в форме сказок, песен, поговорок, обрядов, так и через средства массовой информации, законодательные акты, через религиозные убеждения и т. п. Они являются необходимыми для регулирования социального поведения и деятельности представителей общества.
Установки являются результатом личного и группового опыта, они закрепляются и определяют поведение человека в дальнейшем. Но в то же время, и поведение может оказывать влияние на формирование установок. Таким образом, можно сказать, что поведение и установки порождают друг друга как курица и яйцо.
Нетрудно проследить, что установки предопределяют позицию личности в группе, роль которую он изберет для себя. Именно совокупность установок представляет мировоззрение человека, мировоззрение же тесно связанно с личностным сценарием, который, в свою очередь влияет на выбор индивидуальной роли, а индивидуальная роль, как известно, во многом определяет занимаемую в группе позицию и внутригрупповую роль.
Весьма примечательное разнообразие установок и поведения в разных культурах показывает, до какой степени мы все являемся продуктом культурных норм. Как общественные создания, мы приспосабливаем свой мир и свои действия к окружению, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, что бы произвести необходимое впечатление. Культурные нормы подспудно, но весьма существенно влияют на наши установки и поведение.
Исследования социальных убеждений и суждений показывают, как мы формируем и оберегаем свои убеждения, которые обычно хорошо нам служат, но иногда вводят в заблуждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688с.
Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., - М.: Педагогика Пресс, 1997. - 440с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1997. - 608с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
Описание предмета: «Психология личности»Психология личности – один из разделов психологии.
Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности,
сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера
личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии
оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в
рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это
последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема
учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления
антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой
методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению
данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.
[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]
Литература - С.В. Косарецкая, С.Г. Косарецкий, Н.Ю. Синягина. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – М.: КАРО, 2006. – 400 с.
- А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. Основы психологии и педагогики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 256 с.
- Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
- А.В. Холопов. История экономических учений. – М.: Рид Групп, 2011. – 464 с.
- И.В. Островская. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с.
- И.В. Островская. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с.
- В.Ф. Пирожков. Криминальная психология. Книга вторая. Подросток в условиях социальной изоляции. – М.: Ось-89, 1998. – 320 с.
- Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. – М.: АРКТИ, 2007. – 312 с.
- Н.В. Верещагина. Результаты мониторинга детского развития. Старшая группа. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 24 с.
- Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 176 с.
- В.Н. Томалинцев. Типы личности и война между ними. Комплексное исследование фактора личностного предназначения в структуре самосознания. – СПб.: Алетейя, 2014. – 262 с.
- Н.Н. Гладышева, Е.В. Сидоренко. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь. – М.: Учитель, 2014. – 184 с.
- Н.М.Швалёва und С.В.Пимонова. Психологические ресурсы обеспечения безопасности креативной личности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 148 с.
- С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева. Психология в схемах. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 88 с.
- В.Н. Томалинцев. Социальный экстремизм в системе координат культуры. Типы личности и война. – СПб.: Алетейя, 2016. – 262 с.
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова. Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию детей 6-7 лет. В 4 частях. Часть 4. – М.: Баласс, 2014. – 82 с.
- О.В. Немиринский. Личностный рост в терапевтической группе. – М.: МИГТиК, 2014. – 176 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|