Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Высшее учебное заведение как субъект рыночных отношенийПедагогические инновации
В экономике любого государства образование выступает системообразующим фактором. Качественное образование - основа социального развития и устойчивого экономического роста. Поэтому без подъема системы образования невозможен экономический и социальный подъем России.
Но сегодня необходимо признать, что ни внутренняя, ни внешняя жизнь учебных заведений не обеспечена материально. Административно-командная система, взяв на себя объединяющую и направляющую роль во всех сферах жизни общества, подвела его к пропасти и поставила на грань национальной катастрофы.
В экономической науке складывается обоснованное мнение о путях выхода страны из тупика: деидеологизация, раскрепощение хозяйственной деятельности, демонополизация и приватизация государственной собственности. Не может не идти этими путями и высшая школа.
Известно, что реальным шагом в направлении демонополизации и развития конкуренции является увеличение числа хозяйствующих субъектов, производящих однородную продукцию. В системе образования это, по нашему мнению, развитие негосударственных учебных заведений всех профилей. Это не только будет способствовать решению такой важной проблемы, как предоставление максимальной возможности всем желающим получить высшее образование и тем самым повысить интеллектуальный уровень общества, но и заставит государственные учебные заведения бороться за свой авторитет, поднимать уровень и качество преподавания.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в новой редакции Государственной Думой 12 июля 1995 года, вузам, в том числе негосударственным, предоставлены широкие возможности в сфере предпринимательской деятельности. Так, статья 47 этого закона регламентирует следующий перечень видов предпринимательской деятельности:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных вне реализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату).
Сегодня вряд ли кто будет отрицать, что высшее учебное заведение - такой же субъект рыночных отношений, как и всякая другая промышленная, коммерческая и иная структура. Его основной товар - образовательные услуги и научно-технические разработки - испытывают давление конкуренции, нуждаются в рекламе и надежных путях его реализации как в стране, так и за рубежом, а конечная цель - приумножение интеллектуального потенциала общества и прибыль, употребляемая для повышения уровня материального обеспечения учебного процесса и удовлетворения социально-бытовых потребностей членов коллектива.
Повышение интеллектуального потенциала общества во всем его многообразии в системе высшей школы бывшего Союза ССР всегда было приоритетной задачей. Остается она таковой и в российских вузах. Именно поэтому государство берет на себя нелегкое бремя финансирования учебных заведений. Другое дело, что этих средств не хватает в условиях экономической нестабильности, вызванной социальными и политическими изменениями. Как и все сферы народного хозяйства, наука и образование ищут пути самофинансирования, хотя они, наряду с культурой, здравоохранением, спортом, и не относятся к рыночному сектору.
Одним из таких путей является коммерциализация деятельности вузов, т. е. поворот к рыночным отношениям.
Описание предмета: «Педагогические инновации»В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в
различных образовательных учреждениях.
Работа современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий,
характеризующихся позитивными качественными изменениями, является инновационной деятельностью.
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со
сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением
изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили
педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня
образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в
учебный план и учебные программы; в деятельность обучающего и обучающегося.
Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по хотению педагога или
образовательного работника, они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития
педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята
системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать.
В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают:
- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или
муниципального значения;
- достижения комплекса наук о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
- опытно-экспериментальная работа;
- зарубежный опыт.
К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления
о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических
инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая
педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек - человек» или
«человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.
Цели и задачи инновационной деятельности:
1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях,
производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования.
2. Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых
организационных форм массового образования.
3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.
4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике
проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
5. Распространение лучшего педагогического опыта.
6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.
Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в
образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов
и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой
предадаптации к изменяющейся внешней среды (к ее импульсам): социальной, образовательной, экономической,
психологической, демографической, организационной, научно-педагогической и т.п.
Сама педагогическая инновация - явление сложное и многомерное. Имеются педагогические инновации долгосрочного,
среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы
становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т.п. Педагогические инновации охватывают педагогические
технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные
процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т.п. Спектр педагогических инноваций
огромен.
Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции
педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.
Литература - Управление высшим учебным заведением. – М.: Инфра-М, 2010. – 768 с.
- Б.М. Петров. Электродинамика и распространение радиоволн. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2004. – 558 с.
- Отечественная история. Сборник типовых программ для педагогических высших учебных заведений. Часть 2. – М.: Владос, 1999. – 352 с.
- В.И. Каганов. Радиотехника + компьютер + Mathcad. Для высших учебных заведений. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2001. – 416 с.
- А.В. Коржавин. Французский язык. Контрольные задания и методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей высших учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2000. – 128 с.
- Библиотеки высших учебных заведений Российской Федерации. Справочник. – М.: Логос, 2001. – 360 с.
- Известия высших учебных заведений. Правоведение, №5(262), 2005. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 272 с.
- Известия высших учебных заведений. Правоведение, №4(291), 2010. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. – 272 с.
- Известия высших учебных заведений. Правоведение, №5(292), 2010. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. – 280 с.
- Известия высших учебных заведений. Правоведение, №6(293), 2010. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. – 272 с.
- Известия высших учебных заведений. Правоведение, №1(294), 2011. – СпБ.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. – 272 с.
- Библиотеки высших учебных заведений Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2007. – 424 с.
- Е.Н. Щербак. Платное образование в высших учебных заведениях России. – М.: Юркомпани, 2010. – 424 с.
- Библиотеки высших учебных заведений Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2007. – 424 с.
- Константин Бельский und Людмила Зайцева. Педагогический процесс в юридическом высшем учебном заведении. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
- Андрей Кирилловых. Высшее учебное заведение как субъект административного права. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 312 с.
- Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения. Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|