Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Определение цен на образовательные услуги Педагогические инновации
В основе рыночных отношений лежит купля-продажа материальных и нематериальных ценностей, называемых товарами. Основным товаром учебных заведений являются различные образовательно-воспитательные услуги (в дальнейшем - образовательные услуги); наряду с ними к товарам, производимым учебными заведениями, относятся результаты научных исследований преподавателей и материальные ценности, создающиеся учебно-опытными хозяйствами.
Номенклатура образовательных услуг весьма обширна. В зависимости от длительности исполнения их можно условно подразделить на долго-, средне- и краткосрочные. К первым относятся услуги со сроком исполнения от одного года до нескольких лет (обучение по программам общеобразовательных школ, высших учебных заведений, ко вторым - от нескольких суток до года (обучение с целью повышения квалифкации, переподготовка по новой специальности, изучение иностранного языка), к третьим - до нескольких суток (отдельные лекции или курсы лекций, инструктажи, экскурсии).
Характерной особенностью образовательных услуг является то, что их производство и передача потребтелю осуществляется при непосредственном контакте последних. Поэтому они могут накапливаться и перераспределяться, что ограничивает сферу действия рыночных отношений в образовании.
Собственниками образовательных услуг являются отдельные лица (производители услуг) коллективы (ассоциации производителей) или государство; производятся они в основном государственными учреждениями народного образования и потому являются государственной собственностью. Потребители образовательных услуг - отдельные лица или группы одновременно обучающихся лиц; оплата услуг осуществляется либо непосредственно их потребителями, либо предприятиями, организациями (отраслевое финансирование учебных заведений) и государством (бюджетное финансирование) В нашей стране образовательные услуги оплачиваются в основном государством. Таким образом, государство являтся двойным монополистом в образовании: и в сфере производства и в сфере потребления. А это значит, что именно от государственного аппарата зависит решение основных проблем народного образования: кого, чему и как учить, сколько выделять ресурсов.
Переход к рынку неразрывно связан с разгосударствлением всех отраслей хозяйства страны, в том числе и образования. Государствнным учебным заведениям будет предоставлен статус самоуправляемых (автономных) организаций, ряд из них будет сдан в аренду, появятся частные и кооперативные учебные заведения. Все это обеспечит демонополизацию образования, создаст условия для включения его в рыночные отношения. Однако основу народного образования будут и впредь составлять государственные, но самоуправляемые учебные заведения. Государственное образование в сочетании с его бесплатностью неизбежно сужает сферу рыночных отношений в народном образовании, бесплатность ряда услуг, составляющих обязательный для всех граждан минимальный уровень образования, - принцип, поступиться которым нельзя ни при каких обстоятельствах. Только образовательные услуги сверх этого минимума должны полностью или частично оплачиваться потребителями. Кроме того, платность повышает ответственность потребителей за их наиболее эффективное использование.
Бесплатные образовательные услуги можно «приспособить» к рыночным отношениям, отказавшись от существующего порядка финансирования учебных заведений по сметам расходов и перейдя к финансированию по ценам на образоватльные услуги. Финансирование по ценам можно было бы организовать либо прямым финансированием учебных заведений, либо финансированием учебных заведний через потребителей образовательных услуг (непрямое финансирование).
В первом случае учебные заведения получают финансовые средства из государственного бюджета в соответствии с ценами и количеством оказанных образовательных услуг. Во втором - эти средства перечисляются государством целевым назначением потребителям образовательных услуг, а последние рассчитываются с учебными заведениями. Второй способ более сложен в реализации, зато в большей степени отвечает требованиям рынка (формированию спроса и предложения образовательных услуг, развитию конкуренции производителй и др.).
При переходе к рыночной экономике проблемы ценообразования приобретают первостепнное значение. Цена товара - основное звено рыночного механизма, который приходит в движение с помощью двух других - спроса и предложения. Истинная цена товара выявлятся, как известно, только на таком рынке, где спрос и предложение сбалансированы. Свободный рынок возможен лишь при наличии нескольких продавцов одного товара и нескольких покупатлей при отсутствии любых ограничений на свободу купли-продажи товара. На несвободном рынке цены могут существенно отличаться от истинных, соответствующих общественно необходимым затратам.
Рынок образовательных услуг, особенно долгосрочных и среднесрочных, не может быть свободным. Это обусловлено действием ряда факторов, ограничивающих сферу действия рыночных отношений в народном образовании. Некоторые из этих факторов рассмотрены выше. Во-первых, образовательные услуги относятся к товарам весьма дорогостоящим, так как производятся высококвалифицированным трудом преподаватлй с применением современного учебно-лабораторного оборудования. В связи с этим практически невозможно создать некоторый избыток ученических студенческих мест, чтобы обеспечить возможность свободного выбора того или иного вида образовательной услуги (ее производитля, продавца). Во-вторых, на выбор образовательной услуги (производителя, продавца) накладывает существенные ограничения место жительства потребителя.
Таким образом, в народном образовании рыночные отношения возможны и необходимы, но их сфера неизбежно будет ограничена целым рядом объективно действующих факторов. Такой ограниченный рынок не сможет выявить (за некоторым исключением) истинную цену большинства образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость в разумном, регулирующем воздействии государства на рынок образовательных услуг через механизмы ценообразования. Научно-методической основой такого регулирования должна стать организация расчета и утверждение нормативных цен на образовательные услуги, определяемые суммой двух составляющих: нормативной себестоимостью и нормативной прибылью. Эти составляющие рассчитываются по нормам и нормативам, соответствующим общественно необходимым затратам ресурсов, которые требуются для производства образовательных услуг. В связи с этим нормативные цены теоретически должны совпадать с истинными ценами, определямыми свободным рынком. На практике же возможно их несовпадение, обусловленное несовершенством методик расчета цен и нормирования.
Определение нормативных цен на образоватльные услуги необходимо для решения задач установления:
1) предельно допустимых цен с целью защиты потребителей;
2) норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных
заведений (прямое финансирование);
3) размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты
образовательных услуг (непрямое финансирование учебных
заведений);
4) исходной базы при формировании договорных и свободных
рыночных цен.
Основной структурной составляющей цены любого товара является себестоимость, для расчета которой в настоящее время применяются принципиально различные методы. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат. Использование фактической или плановой себестоимости при расчете нормативной цены недопустимо, так как при этом реализуется затратный подход, который, как известно, побуждает производителя к обоснованному увеличению затрат ресурсов.
Среди опубликованных известен пока лишь один метод расчета нормативной себестоимости образовательных услуг. Он разработан НИИ высшего образования в 1989 г. применительно к высшим и средним специальным учебным заведениям. Разработаны также методики расчета нормативной себестоимости и цены подготовки специалистов, которые прошли апробацию в Гособразовании СССР, Минфине СССР и ряде вузов.
Предложенные методики позволяют с помощью норм и нормативов определить нормативные цены на образовательные услуги, связанные с подготовкой специалистов, любым высшим или средним специальным учебным заведением, причем раздельно по специальностям, уровням образования (слушатели подготовительного отделения, студенты, слушатели курсов и факультетов повышения квалификации, аспиранты, докторанты) и формам обучения (дневная, заочная, вечерняя). В своей принципиальной основе они применимы также для расчета нормативных цен на образовательные услуги общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и других учебных заведений.
Обеспечению возможности расчета нормативных цен на образовательые услуги должно быть обращено самое серьезное внимание. Без информации о нормативных ценах рыночный механизм в народном образовании не сможет нормально функционировать. Поэтому важной задачей, стоящей перед научными учреждениями народного образования в период перехода к рыночным отношениям, является создание нормативной базы, обеспечивающей потребности расчета нормативных цен на образовательные услуги. Необходимо иметь несколько единых методик, каждая из которых должна учитывать специфику той или иной группы учебных заведний. Нобходимо также иметь разные методики, обеспечивающие различную точность, а следовательно, и трудоемкость расчета. Так, нет нобходимости в точном расчете нормативных цен, используемых в качестве базовых при формировании договорных цен (возможные погрешности расчета компенсируются превышением договорной цены по сравнению с нормативной, расчетной). Однако совершенно очевидна высокая точность расчета нормативных цен, по которым осуществляется финансирование из государственного бюджета.
Для обеспечения единообразия расчетов содержание методик должно утверждаться решениями соответствующих государственных органов, а условия их практического применения - согласовываться в каждом отдельном случае участниками торговой сделки. Разработка комплекта методик должна начинаться с более сложных, обеспечивающих наивысшую точность расчета. По мере их внедрения в практику отдельные части расчета могут упрощаться введением укрупненных показателей, получаемых на основе обобщения статистических данных.
В рыночных условиях хозяйствования нормы и нормативы, регламентирующие ресурсное обеспечение учебных заведений, не только не утрачивают своего значения, а наоборот, приобретают еще большую значимость. Большинство норм и нормативов будет носить рекомендательный характер, выполняя роль научно обоснованных ориентиров, приближение к которым поможет повысить эффективность деятельности учебных заведений и конкурентоспособность их товарной продукции.
Особую группу составляют нормы и нормативы, необходимые для расчета нормативных цен на образоватльные услуги. Их значения должны быть едиными для однородных (однопрофильных, расположенных в одном регионе и т. п.) учебных заведений, достаточно стабильными во времени и обязательными для применения при расчетах нормативных цен.
Все сказанное выше свидетельствует о необходимости проведения значительных по масштабу и важности научно-исследовательских работ, связанных с созданием нормативной базы ресурсного обеспечения учебных заведений в условиях рыночной экономики.
Описание предмета: «Педагогические инновации»В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в
различных образовательных учреждениях.
Работа современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий,
характеризующихся позитивными качественными изменениями, является инновационной деятельностью.
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со
сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением
изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили
педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня
образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в
учебный план и учебные программы; в деятельность обучающего и обучающегося.
Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по хотению педагога или
образовательного работника, они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития
педагогической или образовательной системы. Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята
системой, стала ее частью, она должна ей соответствовать.
В качестве источников идей обновления школы или вуза выступают:
- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или
муниципального значения;
- достижения комплекса наук о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
- опытно-экспериментальная работа;
- зарубежный опыт.
К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления
о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических
инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая
педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек - человек» или
«человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.
Цели и задачи инновационной деятельности:
1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях,
производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования.
2. Включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых
организационных форм массового образования.
3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.
4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике
проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
5. Распространение лучшего педагогического опыта.
6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам среднего образования.
Таким образом, педагогическая инновация определяется как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в
образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов
и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации рождаются в образовательной системе как момент проявления закона ее волновой
предадаптации к изменяющейся внешней среды (к ее импульсам): социальной, образовательной, экономической,
психологической, демографической, организационной, научно-педагогической и т.п.
Сама педагогическая инновация - явление сложное и многомерное. Имеются педагогические инновации долгосрочного,
среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы
становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т.п. Педагогические инновации охватывают педагогические
технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные
процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т.п. Спектр педагогических инноваций
огромен.
Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции
педагогической системы, которыми она вызвана к жизни.
Литература - Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2006. – 680 с.
- И.Н. Кондрат. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 136 с.
- О.В. Галайда. Образовательные услуги в мировой экономике. – Воронеж: Научная Книга, 2008. – 184 с.
- Е.Е. Кузьмина. Маркетинг образовательных услуг. – М.: Юрайт, 2012. – 336 с.
- Е.В. Перминова, А.Е. Корягин. Платные образовательные услуги в вузах в вопросах и ответах. – М.: Домашний адвокат, 2007. – 96 с.
- Андрей Колесников. Мониторинг качества образовательных услуг высшей школы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
- Александр Николаевич Лунев und Наталья Борисовна Пугачева. Региональный рынок профессиональных образовательных услуг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 280 с.
- Юрий Краковский und Вера Карнаухова. Моделирование регионального рынка образовательных услуг. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 208 с.
- Лилия Гридина. Повышение эффективности управления качеством образовательных услуг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
- Михаил Гречко. ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 244 с.
- Ольга Беляева. Потребительский спрос на рынке услуг высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 120 с.
- Татьяна Витальевна Капелько. Образовательные услуги в вузах РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 164 с.
- Анна Кайдашова. Регулирование спроса на услуги высшей школы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 120 с.
- Ирина Медынская. Управление образовательными услугами российских вузов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 208 с.
- Маргарита Макей. Управленческий анализ платных образовательных услуг в ВУЗах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
- Е.Е. Кузьмина. Маркетинг образовательных услуг. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 332 с.
- РезникС.Д., НижегородцевР.М., РезникГ.А. Рынки труда и образовательных услуг России...: Моногр. /С.Д.Резник -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 -324с. (На. – М.: , 2016. – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|