Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Развитие принципов научного познания в европейской философии xvii векаФилософия
тема 6
Развитие принципов научного познания в европейской философии xvii века
1/ Социально - экономическая характеристика XVII века.
2/ Ф.Бэкон - основатель эмпиризма.
3/ Система рационализма Р. Декарта.
4/ Т.Гоббс: единство эмпирических и рациональных методов познания.
5/ Пантеизм Б.Спинозы.
6/ Г.Лейбниц о ? предустановленной гармонии мира? .
----------------------------
Краткое содержание
Общественный прогресс, определяемый глубокими экономическими причинами, все в большей степени выявляет необходимость развития научного познания и науки в целом. Интересы производства и военного дела привлекают пристальное внимание к деятельности ученых руководителей государств, новых социальных слоев общества, связанных с промышленностью, торговлей, мореплаванием, освоением новых территорий и т.д. Бурное, скачкообразное развитие знаний, возникновение нового экспериментально-математического метода научных исследований дало право назвать XVII век - веком первой научной революции. Именно в это время создаются первые системы научного познания, всесторонне обсуждаются возможности человеческого разума, соотношение опытного и рационального в познавательном процессе. Философия, ориентированная на науку, переосмысливает онтологические, гносеологические, социальные, ценностно-смысловые, методологические и другие аспекты рассмотрения мира.
1
Социально - экономическая характеристика XVII века
Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные революции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.
Правящие круги передовых европейских государств, стремясь к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII века сыграло знаменитое Лондонское королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг. XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль - основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон - великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Кольбера (первого министра Людовика XIV) открылась естественно-научная Академия.
В науке XVII века наряду с успехами опытно-экспериментальных исследований, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.
Ведущей отраслью знания становится механика - наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII века.
Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредствована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, играющее активную роль в социальных движениях, являющееся официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, "первотолчку", "мировому разуму" и т.д., что характерно для научного творчества Г.Галилея, Р.Декарта, И.Ньютона, Т.Гоббса и многих других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы "или... или". "Двухмерное" видение проблемы не позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности творца получили название - деизма. Как и в эпоху Возрождения большое распространение имеет концепция "двух истин" - "божественной" и "природной". В средневековой философии она проявлялась как противостояние номинализма и реализма.
В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания - разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма.
2
Ф. Бэкон - основатель эмпиризма
Френсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник материалистического направления в английской философии. Лорд-канцлер при короле Якове I, по своим политическим пристрастиям - сторонник "нового дворянства", связанного с развитием буржуазных отношений, развитием производства, торговли, мореплавания. Главное философское произведение "Новый органон" (1625) противостоит "Органону" Аристотеля - символу старой схоластической умозрительной науки. Главной задачей науки Ф.Бэкон провозглашает увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. "Знание - сила" - вот в чем заключается пафос науки.
Для успешного осуществления наукой своих функций необходима, по мнению Ф.Бэкона, реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений ("признаков" или "идолов").
В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов природы, свойств явлений и вещей через опыт, эксперимент. Существуют два вида опытов: плодоносные и светоносные. Первые приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, вторые связаны с теоретическими исследованиями. Совершенно необоснованными считаются суждения и понятия схоластики, опирающиеся на силлогистическую логику Аристотеля. Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий - индукцию, т.е. движение мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.
Заблуждения разума проистекают из особенностей человеческого познания, языка, мышления и подразделяются: на "идолы" рода - заблуждения, проистекающие из несовершенства органов чувств вообще, "идолы" рынка - из неправильного употребления слов и понятий, "идолов" театра - из некритического следования авторитетам.
Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке материала опытного, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с деятельностью пчелы, перерабатывающей нектар в мед.
В "Новой Атлантиде" рассматривается утопический прообраз "технократического общества" - концепции, получившей широкое распространение в XX веке /См. там же. c.192-222/.
3
Система рационализма Р.Декарта
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог, представитель классического рационализма. Выдвинул ряд основополагающих идей в области аналитической геометрии, сформулировал понятие переменной величины и функции, алгебраические обозначения, рассматривал причины движения небесных тел, впервые ввел понятие о рефлексе (психология) - это далеко не полный перечень научных интересов ученого.
Ставил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. В своей работе "Рассуждение о методе..." выступил с требованием пересмотра всей прежней традиции научного исследования. Но в отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт аппелировал к разуму, самосознанию.
В основе философии Картезия дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом. Механистическая черта его мировоззрения проявляется в утверждении рассмотрения мира как совокупности различных механизмов - "растение такой же механизм, как и часы".
Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются "опорными" пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании "врожденных идей", т.е. задатков интеллекта к формированию в определенных условиях аксиоматических положений. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины:
- за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;
- расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;
- методически переходить от доказанного к недоказанному;
- не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.
Картезий исходил из стремления построить единую систему научных знаний в противоположность существующему собранию случайных истин. В основе такой системы должно находится наиболее достоверное и очевидное положение. Методологической установкой для определения этого положения выступает радикальное сомнение в истинности всего существующего мира. Но сомнение - это акт мышления, который является достоверным и сам по себе не подлежит сомнению. Поэтому Декарт утверждает, что безусловное основоположение всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания - "Мыслю, следовательно, существую" (Cogito ergo sum). "Естественный свет" разума выявляет достоверное существование высшего разума - бога: из "бог мыслим (мною)" вытекает "бог есть". Бог и является высшим гарантом достоверности знания и мира, безграничных возможностей человеческого разума /См. там же. c.231-295/.
4
Т.Гоббс: Единство эмпирических и рациональных методов познания
Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский и европейский материалист XVII века. Синтез бэконовского эмпиризма и картезианского рационализма стал главнейшей задачей его философских исследований. Являясь продолжателем и систематизатором учения Бэкона, Гоббс в отличие от него глубоко понимает первостепенное значение математического знания, лежащее в основе рационалистических построений; если на первых ступенях познания главенство принадлежит чувственному познанию, то последующие обобщения требуют рационально-математических приемов и методов обработки материала. Стремление сблизить противоположные выводы своих предшественников видно в истолковании центрального понятия - опыта. Т.Гоббс -последовательный номиналист. Существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена вещей. Поэтому имеется два рода опыта: первый - знание о вещах через восприятие, другой - об именах вещей. Если в первом случае восприятие носит эмпирический характер, то источником второго является разум, который способен именовать вещи и правильно, т.е. рационально применять имена - понятия. Вместо проблемы интуиции выдвигал, таким образом, проблему дефиниции (определение имен). Опираясь на идеи номинализма, одного из теоретических источников механистического материализма нового времени, отрицал врожденные идеи Декарта, понятие субстанции, как духовной, так и материальной.
В обществоведческой доктрине развивает идеи Гуго Гроция (1583-1645) - нидерландского правоведа и философа. В своем труде "Левиофан" Т.Гоббс рассматривает развитие человеческого общества от естественного сознания, где "человек человеку волк" до гражданского состояния, которое учреждается путем общественного договора /См. там же. c.307-349/.
5
Пантеизм Б.Спинозы
Бенедикта Спиноза (1632-1677), пантеистически отождествляя природу с богом, создает монистическую концепцию о единой субстанции, которая противостоит дуализму Декарта. Субстанция существует в качестве начала и причины всего сущего, является причиной самой себя (causa sui). Неотъемлемыми качествами субстанции (атрибутами) являются мышление и протяжение. Отдельные вещи и идеи представляют ее модусы, т.е. единичные проявления, которые не обладают субстанциональностью. В этом проявляется крайний реализм (в средневековом значении) учения Б.Спинозы, составляющий основу его, доведенного до логического завершения пантеизма.
Учение о субстанции, декларирующее абсолютное тождество бога и природы, души и тела, духовного и материального позволяет Б.Спинозе развить и утвердить один из основополагающих положений рационализма: порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Поскольку человек - часть природы и все его действия включены в систему мировой закономерной детерминации и определены ими, постольку "воля и разум - одно и то же". Отсюда известное определение свободы как "познанной необходимости". Мир как единая система может быть по существу понят с помощью геометрического метода. Основные труды: "Богословско-политический трактат", "Этика", "Основы философии Декарта" /См. там же. c.349-408/.
6
Г.Лейбниц о ? предустановленной гармонии мира?
Готфрид Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, языковед. Автор оригинальной философской системы, сложившейся в итоге двадцатилетней творческой эволюции, в процессе которой были переработаны идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса и других.
Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленного множества духовных образований - монад (гр. monos - единое, единица), каждая из которых обладает субстанциональными качествами (неделима, самодостаточна). Верховной монадой является бог, что и обеспечивает предустановленную гармонию мира, его целостность, всеобщую связь и постоянное развитие. Сущностью любого материального образования является монада или система монад. Каждая монада обладает, во-первых, представлением или восприятием, что делает возможным отражение ею всего многообразия макрокосма и, во-вторых, стремлением, что обеспечивает движение, развитие универсума. В учении о монадах (монадологии) рассматриваются проблемы диалектики, неразрывной связи материи и движения, соотношения необходимости и случайности, концепции развития и другие.
В теории познания Лейбниц различает "истины разума", заключающие в себе всеобщее, необходимое непротиворечивое содержание (истины логико-математического типа) и "истины факта", относящиеся к опыту, а, следовательно, более или менее случайны, вероятностны. В соотношении этих истин глубоко раскрывается диалектика познания: под влиянием опыта разум все более раскрывает свои возможности (предшествующие опыту) в постижении истины. В конечном счете, истинное мышление определяется тем, о чем мыслят, т.е. структурой объекта, а не субъективным устройством ума /См. там же. c.449-486/.
Сторонники эмпиризма и рационализма XVII века утверждали возможность познания бытия мышлением. Впервые сомнение в этой концепции возникает у Дж.Локка (1632-1704), затем в XVIII в. она подвергается резкой критике Д.Юмом.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем различие между эмпиризмом и рационализмом?
2. Основные черты индуктивного метода Ф.Бэкона.
3. Раскройте содержание тезиса Декарта - "Мыслю,
следовательно, существую".
4. В чем состоит содержание спинозистского понимания
свободы?
5. Значение понятия монады в философии Лейбница.
Вопросы для обсуждения на семинарах
1. Социально - экономическая характеристика XVII века.
2. Эмпиризм и рационализм - два основных направления
развития научного знания XVII века. Ф.Бэкон, Р.Декарт.
3. Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.Лейбниц: синтез эмпирического и
рационального; основные концепции, понятия, выводы.
Темы для рефератов
1. "По стебельку, - сказал великий Бэкон,- мы направленье
ветра узнаем". Дж.Байрон.
2. "Геодицея" Лейбница.
3. Б.Спиноза - великий атеист или основатель "новой"
религии?
ЛИТЕРАТУРА
1. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века.
Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1974.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970
Т.2.
3. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1982.
4. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1972.
5. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат,
1950.
6. Спиноза Б. Избранные произведения. М.: Госполитиздат,
1957.
7. Утопический роман XV-XVII вв. М.: Художественная
литература, 1971.
Описание предмета: «Философия»Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа,
космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре
внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют
философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.
Основные проблемы философии.
1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать
существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным
неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века
противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие
ограничивается природой, миром естественных тел.
2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего
возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто
конкретное чувственное.
3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.
4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.
5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине…
6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.
Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или
субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема
материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное
является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.
Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное
начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен,
Гераклит.
Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное
(производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор,
Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два),
которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.
Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так
и идеализма.
Формы материалистических учений:
1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то
единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.
2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти
законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились
тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.
3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит
за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы
рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.
4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира,
противоречивость бытия, развитие материального мира.
Формы идеализма: субъективный и объективный.
1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.
Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.
Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.
2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание»,
дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.
Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это
символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.
Литература - П.П. Гайденко. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 456 с.
- П.П. Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Либроком, 2011. – 376 с.
- П.П. Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Либроком, 2018. – 376 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|