Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Коммуникативные основания устойчивого развития

Психология, общение, человек

 

 

 

Каландаров Камилжан Хамутович

Коммуникативные основания устойчивого развития (философский анализ)

Специальность 09.00.08 - философия науки и техники 09.00.11 - социальная философия

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва - 2000

 

 

Работа выполнена на кафедре экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

 

 

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI вв. стало очевидно, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование человека. Вопросы экологобезопасного развития цивилизации поэтому вышли на передний край научного поиска, общественного сознания в целом. В принципе, человечество находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно регулировать экологические изменения на основе консолидации усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся ситуации, принятия должных практических мер.

Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г.1 На этой конференции была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

Общий смысл стратегии устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Для этого предполагается таким образом удовлетворять потребности людей, чтобы это не вело к деградации биосферы, не ущемляло интересы будущих поколений.2

Однако устойчивое развитие - это не только экономическое и экологобезопасное развитие. Это также стабильность в развитии политической, социальной и других областей жизни общества. По всем этим направлениям возможны свои критерии устойчивости, которые должны быть системно объединены в самом понятии устойчивого развития. В таком толковании ус-

' См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. - Женева, 1993.

! См.: Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. -М., 1998.-С. 36.

тойчивое развитие соединяет в единую социоприродную систему экологические, экономические, социальные и культурологические характеристики.1

Устойчивое общество - это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое и мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические и социальные системы.2 Это общество, обеспеченное информационными, социальными и институциональными механизмами, способными осуществлять контроль за ростом численности населения и экономики, качеством жизни людей и состоянием природной среды.

Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации индивида, изменения ориентации и содержания образовательных и просветительских систем как в национальных, так и в глобальных масштабах, с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски новых форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, средств массовой коммуникации, их тотальная экологизация.

Решающее значение в свете этого приобретает целостное рассмотрение объективных и субъективных сторон перехода современного общества к устойчивому развитию, его социально-экономических, технологических и духовных, ценностно-мировоззренческих аспектов. Как справедливо пишет В.И.Да-нилов-Данильян, "сами по себе новые технологии вовсе не предопределяют положительного либо отрицательного результата своего использования. Все дело в том, кто, как и зачем их применяет... Более важной задачей, чем создание и внедрение новых технологий, является изменение сознания человека -индивидуального и общественного; - его системы ценностей, норм, правил и традиций поведения, его отношения к природе и другому человеку... Устойчивое развитие, соответственно, может быть результатом глубинного преобразования всех социальных структур и структур сознания, хотя, естественно, этот

1 См.: Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М., 1996. 1 Медоуз Д.Х. и др. За "пределами роста". - М., 1994. - С. 49.

процесс в свою очередь не может происходить без воздействия и использования накопленных технических средств и научных знаний."1

В предисловии к докладу Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", послужившему основой концепции устойчивого развития, принятой конференцией ООН в г.Рио-де-Жанейро, ее председатель Г.Х.Брундтланд также особо выделила необходимость понимания всеми жителями нашей планеты угрожающего состояния окружающей природной среды и в связи с этим безотлагательности решения целого ряда политических, социально-экономических, технологических, культурологических задач. "Если мы не добьемся того, что наш призыв быстро дойдет до нынешних родителей и лиц, ответственных за принятие решений, мы рискуем подорвать фундаментальное право наших детей на жизнеспособную и жизнеобеспечивающую окружающую среду. Бели мы окажемся не способными перевести наши слова на язык, понятный умам и сердцам людей, молодых и старых, мы будем не в состоянии предпринять глубокую социальную перестройку, необходимую для изменения характера развития... Изменения в подходах, в социальных ценностях, в идеалах, к которым призывает доклад, будут зависеть от эффективных мер в области образования, от заинтересованных обсуждений и участия широких масс населения".2

Примечательно, что В.И.Вернадский, определяя основные условия становления ноосферы, также особо подчеркивал необходимость преобразования средств связи и расширения обмена информацией между странами, усиления коммуникаций между государствами, возрастания роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.3

Средства массовой коммуникации, таким образом, призваны вьтолнить существенную ориентирующую роль в формировании и развитии общественного сознания. Если учесть, что

1 Данилов-Данильян В.И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. -Вып. 10. - М., 1995. - С. 67.

2 Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989. - С. 11.

3 См.: Яншина Ф.Т. Мировоззрение В.И.Вернадского и философский контекст учения о биосфере и ноосфере. - Диссертация в виде научного доклада. - М., 1999. - С. 21.

от перехода к устойчивому развитию зависит будущее человечества, то в информационной сфере должна произойти смена традиционных парадигм, установок, стереотипов деятельности, отражающая глобальную политику по формированию экологического общества. В этом алане можно говорить о необходимости формирования новой философии и методологии коммуникативных процессов, соответствующей переходу современного общества к устойчивому развитию. Эта философия должна содействовать реализации экологической политики, соответствующей установкам устойчивого развития. И хотя до сих пор идут дискуссии о смысле и содержании "устойчивого развития", путях его достижения, однако, бесспорно, имеется общая платформа для дальнейших действий как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Как отмечает А.Д.Урсул, "на саммите Рио-92 главы государств и правительств 179 стран признали, что все завоевания цивилизации, включая рыночную экономику и демократию, без решения проблемы окружающей среды поставлены под угрозу исчезновения. Они могут исчезнуть в ближайшие десятилетия просто потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину экологической катастрофы".1

Степень разработанности проблемы. Предпосылкам устойчивого развития, его сущности и особенностям посвящен довольно большой объем литературы. Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественно-научных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В.Г., Коптюга В.А., Лося В.А., Мамедова Н.М., Матросова В.М., Урсула А.Д., Яншина АЛ. и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Даниляна В.И., Дрейера O.K., Лося В.А., Лосева К.С., Мальцевой Н.Л., Моисеева Н.Н., Урсула А.Д. и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности - на-

1 Урсул А.Д. Модель устойчивого развития для России. - M.,J994. - С. 4.

уки, образования, техники, экономики и др. - в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки Гирусова Э.В., Делокарова К.Х., Козлова Б.И., Лукьянчикова Н.Н., Пасхина Е.Н., Никоноро-вой Е.В., Чумакова А.Н., Урсула А.Д. и др.

Коммуникативные процессы в контексте управления общественным сознанием рассмотрены в трудах: Горохова В.М., Егорова Е.П., Доценко ЕЛ., Ершова В.В., Карнаулова НА., Карташева Е.Н., Почепцова Г.Н., Серебрякова Л.С., Федякина И.А. и др.

Вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания рассмотрены в работах: Галкина Ю.Ю., Глазычева С.Н., Гирусова Э.В., Кочергина А.Н., Мамедова Н.М., Никоноровой Е.В., Сосуновой И.А., Овсянниковой О.В., Урсула АД. и др.

Вместе с тем непосредственно коммуникативным основаниям устойчивого развития, роли средств массовой информации в формировании императивов устойчивого развития, ценностных ориентиров экологической культуры посвящено ограниченное количество работ.

 

Объектом диссертационного исследования являются коммуникативные процессы в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

 

Предметом исследования - философско-методологические аспекты формирования средствами коммуникации императивов устойчивого развития.

 

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении коммуникативных оснований перехода современного общества к устойчивому развитию, раскрытии механизмов формирования соответствующих ценностных ориентации, культурных образцов и социальных установок.

 

Для реализации данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- уточнить основные положения концепции устойчивого развития, ее политические, социальные, экономические императивы;

- определить духовные предпосылки устойчивого развития общества, необходимые изменения в системе ценностей, идеалах, сознании современного человека;

- рассмотреть генезис проблемы сознания в философии, современные подходы в осмыслении взаимоотношения общественного и индивидуального сознания, становление и сущность экологического сознания;

- выявить статус массовых коммуникаций, их мировоззренческие, социо-культурные, психологические функции;

- определить пути воздействия средств массовых коммуникаций на общественное и индивидуальное сознание, механизмы формирования ценностных ориентации, культурных образцов, социальных установок, соответствующих парадигмам экологического сознания;

- показать особенности информатизации различных сфер человеческой деятельности, значение данного феномена в решении коммуникативных вопросов устойчивого развития.

 

Методологические основания исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили исторический и логический, экологический и ноос-ферный подходы, принципы системности и развития, положения социальной философии и философии науки, данные социальной экологии, социальной психологии, теории коммуникации и журналистики.

 

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Обоснована связь концепции устойчивого развития с общей логикой исторического процесса, ориентированной на идеалы демократии и гуманизма, открытого общества и правового государства.

2. Выявлено, что необходимой предпосылкой реализации концепции устойчивого развития является целенаправленное формирование в общественном и индивидуальном сознании императивов экологической безопасности, социальной гармонии, политической и экономической стабильности.

3. Определена зависимость реализации концепции устойчивого развития в условиях демократического общества от меры понимания широкими слоями общественности социальной и исторической значимости экологобезопасного развития, необходимости соблюдения при практическом освоении природы интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений.

4. Показана роль коммуникативных процессов в формиро-

8

вании экологической политики государства, ее координации с общей стратегией мирового сообщества по устойчивому развитию.

5. Обосновано, что духовной предпосылкой перехода к устойчивому развитию современного общества является прежде всего совершенствование внутреннего мира человека, когда нормы его деятельности в самых различных сферах определяются установками экологического сознания.

6. Уточнено содержание термина "экологическое сознание", под которым понимается не отдельная форма общественного сознания, а все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.

7. Раскрыта сущность феномена массовой коммуникации как особого вида социального взаимодействия, основной функцией которого является воздействие на широкие социальные слои через содержание и формы передаваемой информации.

8. Выделены факторы воздействия массовой коммуникации: психологические, информационные, коммуникативные. Показано, что средства массовой коммуникации, отражая происходящее, моделируют его, формируют нормы социальной консолидации и идентификации, культурные образцы, ценности, установки.

9. Проанализированы различные аспекты процесса управления общественным сознанием: его структура, условия (физические, культурный фон, социальный контекст), "мишени воздействия" (психические структуры, при помощи которых осуществляется манипуляция), уровни контакта с аудиторией. Все многообразие процессов управления сведено к двум моделям: эмоциальной и рациональной.

10. Показано, что экологизация средств массовой коммуникации, с одной стороны, определяет формирование экологического сознания, содействует становлению эко-гуманистичес-ких ценностей и идеалов, с другой - является отражением уровня экологической культуры общества.

11. Выявлены новые возможности коммуникативных процессов в связи с тенденцией информатизации общества, радикально меняющие пространственно-временные масштабы жизнедеятельности людей, их образа жизни, неизмеримо расширяющие горизонты восприятия информации о природной и социальной действительности.

12. В связи с появлением качественно новых коммуникативных средств (Интернет и др.) рассмотрены вопросы информационной безопасности, возможности правового управления данным процессом с учетом императивов устойчивого развития.

13. Раскрыта взаимосвязь и взаимоотношение средств массовой коммуникации и систем воспитания и образования в формировании экологического сознания, ценностей экологической культуры. Сделан вывод об управляющей функции экологической культуры при переходе современного общества к устойчивому развитию.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Человечество сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития. Обеспечение безопасности общества становится приоритетной задачей нашего времени. Не одностороннее наращивание экономики, а обеспечение сбалансированнного, двуединого развития экономики и экологии, точнее социально-экономического и экологического развития, выходит ныне на передний план. Реализация данной задачи предполагает си-стемно-фугурологические исследования перспектив социального развития, целенаправленное "конструирование" будущего, движение к качественно новому состояния общества. Это новое состояние отличается от предшествующей истории возможностью поддерживаемого устойчивого развития.

2. Усилия по реализации концепции устойчивого развития ныне переведены в ранг государственной и межгосударственной политики. В условиях демократического общества коммуникативные процессы существенно влияют на формирование экологической политики государства. Экологическая политика призвана быть искусством возможного, т.е. осуществлять оптимальное соотношение между различными интересами, предпочтениями, решениями, фиксируемыми в эколого-правовых нормах. Экологическая политика может касаться разнообразных сторон человеческой деятельности, может быть направлена на сохранение той или иной экосистемы или биосферы в целом. При этом происходит все большее осознание необходимости дополнения экологической политики отдельных стран экологической политикой современного общества в целом. Национальная экологическая политика, не связанная с

10

 

глобальной экологической политикой, обречена в конечном итоге на неудачу. Все страны призваны прилагать усилия для предотвращения разрушения природной среды. Но все такие действия должны сочетаться в рамках общей стратегии, которую мировое сообщество после "Рио-92" видит в концепции устойчивого развития.

3. Важнейшим элементом экологической политики любого государства, с которого она должна начинать реализацию своей экологической функции, является формирование соответствующего экологического мониторинга, создание основы информационного обеспечения экологической политики. Экологическая информированность населения создает предпосылки принятия грамотных управленческих решений. В этой связи особую значимость приобретает использование способов формирования социальных установок, механизмов управления общественным сознанием средствами массовых коммуникаций. Сегодня становится все более очевидным, что для выживания человечества необходимым является осознание каждым индивидом важности решения экологической проблемы.

4. Осознание жизненно важного значения для судеб цивилизации гармонизации взаимоотношения человека и природы отражается на практическом и теоретическом освоении действительности. Мера данного отражения определяется уровнями понимания экологической проблемы. Этот субъективный фактор является одной из существенных причин различного отношения к разработке и объективации результатов экологических исследований. При глобальном характере большинства проблем экологии и разделенности человечества на культуры и субкультуры необходима всесторонняя просветительская работа по анализу и обобщению способов понимания социально-экологической ситуации. Понимание социоприродной ситуации существенно зависит от предпосылочного ценностно-мировоззренческого знания, традиционной культуры, уровня образованности населения, доступности, гласности экологической информации.

5. В широком смысле устойчивое развитие возможно на основе экологической культуры, которая предполагает:

- политическую систему, обеспечивающую права человека и участие каждого в принятии решений;

- экономическую систему, ориентированную на расширен-

11

ное воспроизводство и технический прогресс на основе природ осберегающих технологий;

- социальную систему, обеспечивающую должный уровень и качество жизни людей;

- образовательную систему, содействующую всестороннему развитию личности, формированию экогуманистических ценностей и идеалов;

- административную систему, способную к самокорректировке, самосовершенствованию в зависимости от новых условий;

- коммуникативную систему, обеспечивающую необходимые связи между людьми, различными социальными структурами, доступность информации и гласность.

6. Становление экологизированного сознания представляет своеобразный итог эволюции сознания, обусловленный как экстремальными реалиями современности, так и логикой его саморазвития. Анализ эволюции проблемы сознания в истории западной и восточной философии показал, что трансформация коллективных форм дофилософского сознания в индивидуализированные формы философского - в конечном итоге отражает как социально-экономические, так и естественные сдвиги в окружающей природной среде.

7. Экологическое сознание - это отражение в общественном сознании предпосылок и условий гармоничного взаимодействия человека с природной средой, предпосылкой которого является знание закономерностей природы. Экологическое сознание - это не просто форма сознания. Экологизации подвергается не отдельная сфера, перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях. Сознание, правильно отразившее бытие, само становится определяющим по отношению к нему, обусловливая преобразующую деятельность человека на экологическом направлении.

8. Целенаправленное воздействие на формирование экологического сознания должно быть основано на знании взаимосвязей обыденного и теоретического уровней сознания. Попытки формировать мнение только на теоретическом уровне малорезультативно, ибо они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей. Обыденное сознание обладает большой устойчивостью, самостоятельностью, которые нелегко поколебать. Оно консервативно, т.к. является главным регулятором человеческой практической деятельности.

12

 

9. Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к возникновению "познавательных барьеров", к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих массам осмысление социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем, знанию предпочитает облегченную интерпретацию, утрачивая системный образ действительности. Отсюда проистекает та "символическая власть", которой обладают средства массовой информации. Власть, основанная на формировании способов, по которым действительность изменяется: создание образа мира, культурных кодов, позиции в социальном пространстве, конституировании социальных групп, реконструкция прошлого с целью "легитимиза-ции" настоящего и конструирования будущего. Символизация должна органично включать экологический аспект, превращая его в один из основных кодов культуры будущего.

10. В формировании установок устойчивого развития может представить интерес известный опыт воздействия информации на качественно различную социальную среду. Успех воздействия зачастую определяется не характером информации, манерой ее подачи и средствами распространения, а качеством (уровнем интеллектуального развития) самой социальной среды. Как правило, социальная среда обладает уже сформировавшимися системами предпочтений, установок, картиной мира, она нуждается в подтверждении силы и легитимности своих взглядов, их значимости и важности. Поэтому обычно отвергает все, что им противоречит: люди склонны интерпретировать информацию в привычных "координатах", ценностных иерархиях и искать ее там, где она подается в соответствии с их представлениями, убеждениями и верованиями. Информация, которая этому не соответствует, игнорируется средой. Подача новых сведений поэтому должна осуществляться в привычной информативной форме, учитывать особенности когнитивных и социокультурньгх "фильтров", избирательность восприятия и ее инерционные механизмы. Данное обстоятельство диктует необходимость избирательного подхода в пропаганде, распространении идей устойчивого развития, учета особенностей отдельных стран и регионов.

11. Основой развития современного общества становятся

13

 

информационные технологии - технологии получения, переработки информации и создания новых коммуникаций. Неравномерность распределения ресурсов в мире - природных, интеллектуальных, рабочей силы - актуализирует процессы обмена этими ресурсами и соответственно коммуникации между различными регионами мира. Информационное общество несет с собой новый стиль жизни, новую культуру, распространяя ее независимо от пространственной и временной отдаленности. Мгновенность и доступность передачи информации на большие расстояния стирают географические границы, усиливают интеграцию специалистов, ученых, общественности до глобальных масштабов. Формируется единое культурное пространство с универсальными нормами поведения, пониманием приоритетности эко-гуманистических ценностей. Это обстоятельство не нивелирует ценности отдельных культур. Ценностная компонента национальных культур консервативна, ибо она формировалась столетиями и существует не только на осознаваемых, но и неосознаваемых уровнях психики в виде установок, архетипов и т.п.

12. Общество не просто состоит из индивидов, но и выражает характер связей, отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Иначе говоря, общество является продуктом многообразного взаимодействия людей. Интенсификация этих взаимодействий по тем или иным причинам с неизбежностью влияет на состояние и динамику общества. Данный процесс довольно четко просматривается, например, при анализе последствий неолитической и промышленной революций, которые на несколько порядков обогатили структуру социальных связей, ускорили общественное развитие. Выявление значения информационных процессов в социальной действительности сделало очевидной возможность беспрецедентной интенсификации общественного развития. Новые "высокие" технологии позволяют значительно оптимизировать информационные процессы в обществе. Именно данное обстоятельство содействует непрерывному обновлению общественных отношений, становлению новой, постиндустриальной цивилизации.

13. Развитие новых коммуникативных сред на основе информационных технологий обуславливает необходимость принятия на международном и национальном уровнях особых правовых норм для обеспечения информационной безопасности

14

как отдельных граждан, так и общества в целом. Право на свободу получения и распространения информации каждым человеком должно органично сочетаться с признанием и уважением прав и свобод других, соответствовать нормам морали, общественного порядка и национальной безопасности. Если право на достоверную экологическую информацию не может быть ограничено, то серьезного пересмотра с точки зрения императивов устойчивого развития требует, например, доступность информации, возбуждающей низменные страсти, социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение данной диссертации определяется исследованием:

- роли субъективных факторов (уровня знаний, информированности, понимания, ценностных установок) в реализации концепции устойчивого развития;

- способов формирования средствами массовой коммуникации указанных субъективных предпосылок перехода к устойчивому развитию;

- возможностей новых коммуникативных технологий в становлении и развитии глобальной экологической культуры.

Практическое значение проведенного исследования связано с возможностью использования полученных результатов при разработке конкретных программ перехода к стратегии устойчивого развития на различных уровнях, в образовательном процессе при преподавании курсов философии, теории устойчивого развития, социальной экологии, а также спецкурсов, посвященных современным проблемам журналистики, средств массовой коммуникации.

 

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения исследования отражены в 3 монографиях, брошюрах и в целом ряде других публикаций, изданных на русском языке, общим объемом около 40 пл.

Полученные в диссертации результаты были доложены на Всероссийском семинаре по проблемам экологического образования (Москва, ноябрь 1998г.), методологическом семинаре кафедры экологии и управления природопользованием Россий-

15

 

ской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, сентябрь 1999г.).

Идеи, развиваемые в диссертации, послужили основой 5 региональных программ, подготовленных под руководством автора и принятых ЮНЕСКО для реализации в Туркменистане. Это программы:

- экологического мониторинга состояния Амударьи;

- изучения экосистемы Арала;

- создания кафедры ЮНЕСКО при Туркменском университете;

- создания международного сейсмического полигона для прогнозирования землетрясений в Туркменистане;

- подключения Туркменистана к сети Internet.

 

Кроме того, на туркменском телевидении по сценариям автора снято 5 научно-популярных фильмов, созданы научно-познавательные телевизионные журналы "В мире науки" и "Природа и мы". На туркменском радио подготовлено около 100 научно-познавательных передач.

 

Структура диссертации. Диссертация имеет следующую структуру:

Введение

Раздел I. Основания и сущность концепции устойчивого развития

Раздел II. Духовные предпосылки устойчивого развития: проблема сознания

1. Феномен сознания в истории философии и науке

2. Структура сознания

3. Формирование экологического сознания Раздел III. Коммуникативные процессы и экологизация сознания

1. Массовые коммуникации и управление сознанием

2. Способы формирования социальных установок

3. Средства массовой коммуникации и экологизация сознания

4. Социально-экологический мониторинг как индикатор экологического сознания

Раздел IV. Информатизация общества и устойчивое развитие

1. Становление информационного общества

2. Новая коммуникативная среда: Интернет

16

 

3. Проблемы информационной безопасности

4. Коммуникации и экологическая культура

Заключение

Список основной использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, дана краткая характеристика состояния разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены методологические основания, научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

 

В первом разделе - "Основания и сущность концепции устойчивого развития" - рассмотрены теоретические предпосылки, основные положения, проблемы и перспективы концепции устойчивого развития.

В диссертации отмечается, что до середины XX столетия не было явной угрозы развитию человечества, исторической смене одних поколений другими. Основными факторами, обусловившими необходимость обоснования устойчивого развития, были некоторые зафиксированные изменения глобального характера: демографический взрыв на планете; истощение традиционных легкодоступных горючих и минеральных ресурсов; сокращение биоразнообразия, а также производные от этих изменений: уменьшение озонового слоя атмосферы и возрастание воздействия на живые организмы космических лучей; вероятность повышения температуры поверхности Земли и др.

В целом все это привело к ухудшению качества жизни людей, состояния их здоровья, возникновению целого ряда социальных, экономических и других проблем. Человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель при использовании природы, стремительно стало приближаться к глобальному экологическому кризису. Обеспечение экологической безопасности общества стало приоритетной задачей нашего времени.

В диссертации показано, что философские и социологические истоки концепции устойчивого развития связаны с генезисом идей социальной философии и социологии относительно перспектив развития общества, уровня и качества жизни лю-

17

 

дей. Научный подход к общественному развитию стал формироваться под влиянием успехов естествознания в XVIII-XIX столетиях. И не случайно в классических концепциях общественного развития преобладает монистический, "линейный" взгляд на исторический процесс. Неклассические теории общественного развития, возникшие в середине XX столетия, обозначили новый этап в теоретическом осмыслении социальной действительности - возникновение альтернативных теорий общественного развития. Они, в частности, представлены различными концепциями постиндустриального общества.

Идея постиндустриального общества дала начало целому направлению социальной философии, занявшейся конструированием "иного" общественного строя. В 70 - 80-е годы социально-философская литература на эту тему необычайно разрослась, объединившись с философскими, политологическими и экологическими исследованиями. Попытка создания новой картины социальной реальности получила выражение в конкретных версиях информационного общества.

Концепция устойчивого развития связана с концепцией информационного общества. Экономика, основанная на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращение производства отходов способствуют решению экологических проблем. В международном плане передача технологий, доступ к мировым информационным ресурсам позволяют развивающимся странам приобщиться к благам техноген-ной цивилизации, что также делает развитие человечества более устойчивым.

Автор солидарен с тем, что основные положения концепции устойчивого развития (не говоря уже о ее ключевых понятиях) в той или иной степени связаны с понятиями и представлениями естествознания и математики.1 Наконец в работе обращается внимание на то, что многие идеи, которые вошли в концепцию устойчивого развития, в той или иной форме были высказаны представителями отечественной научной мысли -К.Э.Циолковским и В.И.Вернадским. Идея о бессмертии человечества, т.е. его непрерывном развитии в космическом варианте была изложена К.Э.Циолковским. А мысль В.И.Вернадс-

1 См.: Мамедов Н.М., Кадыров М.Я. Основания концепции устойчивого развития // Устойчивое развитие - будущее цивилизации. - М, 1997

18

 

кого о необходимости созидания ноосферы оказалась по сути мировоззренческим фундаментом стратегии перехода мирового сообщества к модели устойчивого развития.

В диссертации поддерживается точка зрения, что устойчивое развитие следует рассматривать в двуедином глобально-региональном (национальном) измерениях. Глобальный аспект концепции устойчивого развития предполагает по меньшей мере анализ следующих вопросов:

-биосферно-экологических (глобальное состояние биосферы, истощение ее ресурсов);

-эколого-космических (освоение космоса, космические катаклизмы, способы прогнозирования и предотвращения столкновений Земли с космическими объектами);

-антропных (продолжительность и качество жизни людей);

-социальных (путей решения демографической проблемы, различных конфликтов, предотвращения насилия, войн);

-экономических (проблем и перспектив альтернативных производств); '

-политико-правовых (возможности различных политических систем в период перехода к устойчивому развитию);

-научно-теоретических (создание необходимой технологической базы для перехода к устойчивому развитию);

-ценностно-мировоззренческих, культурологических.

Региональный (национальный) аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет целого ряда специфических особенностей той или иной страны: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.п.

В частности, стратегия устойчивого развития в условиях России должна учитывать ее нынешнюю социально-экономическую и экологическую специфику.1 Специфика российской ситуации заключается в том, что, с одной стороны, Россия переживает экономический кризис (сокращение производства,

ухудшение качества жизни населения и др.), а с другой стороны - вакуум в идеологической сфере. Современная Россия, освободившись от монистической (коммунистической) идеологии, оказалась без интегрирующей идеи, обеспечивающей

1 См.: Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. - М., 1997.

19

 

направленность развития. "Русская идея" при этом имеет сравнительно ограниченный характер действия вследствие много-национальности российского государства. По мнению диссертанта, обеспечение целостности страны на основе идей "евра-зийства" и государственной стабильности должны рассматриваться как национальная программа России.

Анализ различных подходов к определению сущности устойчивого развития позволил выделить его основные императивы: экологическая безопасность, социальная гармония, политическая и экономическая стабильность. Это означает, что необходимыми условиями перехода общества к устойчивому развитию являются: формирование экологических потребностей, соблюдение меры биосферных процессов, экологических норм, основных прав человека; преодоление социального и экономического неравенства как внутри отдельных стран, так и между развитыми и развивающимися странами; консолидация мирового сообщества в решении глобальных программ.

 

Во втором разделе - "Духовные предпосылки устойчивого развития: проблема сознания" - подчеркивается, что осознание необходимости перехода современной цивилизации к устойчивому развитию стало уже достоянием научной общественности. Однако важнейшей предпосылкой его реализации на национальном и глобальном уровнях является понимание широкими слоями населения значимости данного процесса, приобщение каждого человека к этому историческому движению. Становится поэтому общепризнанным, что переход к устойчивому развитию необходимо начинать с изменения духовного облика современного человека.

До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание феномена человека: не только его физической, но и духовной природы с целью более гармоничной адаптации его к окружающему миру.

Неспособность алармистов, несмотря на их активность, способствовать смягчению экологических трудностей цивилизации, проявившаяся со всей очевидностью в последнее десятилетие, также свидетельствует в первую очередь о том, что решение экологических проблем невозможно без изменения традиционных норм, нравственных принципов отношения к природе,

20

 

возрастания ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на природу. Данный процесс эффективен не только для сохранения природы, но и для формирования полноценного человека, который не будет оторван от своих природных корней. Так как чисто технократический подход к экологической проблеме не просто узок и ограничен, он гибелен для природы и человека, ибо сбрасывает со счета духовно-нравственные основания человеческого отношения к природе, равнодушно "отодвигает" и цинично попирает ценностно-смысловые пласты этого отношения, питающие то глубинное чувство к природе, без которого нет человека.

Данное обстоятельство показывает глубокую связь проблемы перехода к устойчивому развитию общества с проблемой человека. И от того, каким будет человек нового столетия, какова будет система его духовных ценностей, зависит не только его личная судьба, но и судьба всего мира.

Сегодня в экологическом сознании справедливо видят альтернативу безнравственности, бездуховности, замену утраченным идеалам и интегрирующее начало. Можно ли, однако, рассматривать процесс формирования экологического сознания в современную эпоху как закономерность в развитии общественного сознания? Каким образом можно управлять этим процессом, стимулировать его? Для ответа на эти и другие вопросы, касающиеся статуса и особенностей экологического сознания, в диссертации обстоятельно рассмотрены историко-философские и научные концепции сознания, современные представления о взаимоотношении индивидуального и общественного сознания.

Обобщая современные философские и научные представления о сознании, диссертант приходит к выводу, что сознание -интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Сознание является мгновенным синтезирующим фактором между эмоциями и мыслительными процессами, соотносящим переживания с пониманием. В сознании человек не просто переживает, но и отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживания смыслом. Психическая процедура (я мыслю) не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся

21

 

процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д. Функция соотнесения внутреннего и внешнего - важная характеристика сознания, позволяющая определиться в плане задач сегодняшнего дня и необходимых целей для будущего. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысложизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п.

Раскрывая структуру сознания, диссертант обращает внимание на то, что общественное сознание во многом определяет развитие индивидуального сознания, оно есть определенная система различных компонентов (форм, уровней, сфер, типов и т.д.), каждый из которых по-разному связан с общественным бытием, и значит, влияет на развитие индивидуального сознания.

Диссертант исходит из того, что общественное сознание делится на специализированное и массовое. Специализированным является сознание, не получившее широкого распространения, например, научное знание. Массовое сознание - это наличное и реальное сознание больших общественных групп, общества в целом, особый компонент общественного сознания, отличающийся от других его компонентов тем, что оно формируется всей массой членов общества.

Обыденное сознание является одной из характеристик массового сознания. Оно формируется в процессе накопления людьми практического опыта. Это сознание "здравого смысла".

Роль обыденного сознания в общественной жизни определяется конкретными историческими условиями, в которых это сознание функционирует. Это те стороны духовной жизни людей, которые порождаются повседневным опытом, обычаями и традициями. Поэтому, помимо здравого смысла, этому уровню общественного сознания присущи определенный консерватизм и инертность.

Как только возникает потребность в идеях специализированного сознания, встает задача их распространения до уровня массового сознания. Прогрессивные идеи, взгляды, рано или поздно "переводятся" с уровня специализированного на уровень массового сознания, материализуя сознание, превращая

22

его в общественную силу.1 Именно это, по мнению диссертанта, должно произойти с императивами устойчивого развития.

В диссертации особое внимание уделено "общественному мнению". Общественное мнение, включая в себя обыденное и теоретическое сознание, отражает действительность и входит в каждую из форм общественного сознания. Диссертант согласен с тем, что общественное мнение есть состояние общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих социальный интерес.

Значение массового сознания возрастает с появлением проблем устрйчивого развития, которые должны не только отражаться в массовом сознании, но и превращать его во все более ощутимый фактор их решения.

В этом плане особый интерес представляет становление экологического сознания - важнейшего условия перехода общества к устойчивому развитию.

Процесс формирования экологического сознания можно рассматривать как закономерность развития общественного сознания в современную эпоху. Становление экологического сознания происходит по мере развития движений протеста против сложившихся стереотипов взаимоотношения общества и природы, развития научных знаний о природной среде, биосфере.

Экологическое сознание, как подчеркивается в диссертации, - это отношение человека к окружающей его природной среде, включая знание объективных закономерностей ее развития, механизмов взаимодействия общества и природы, понимание как последствий антропогенного воздействия на природную среду, так и обратного влияния антропогенноизмененной природной среды, "второй природы" на самого человека и общество в целом. Многослойность отношений человека и природы обусловливает сложную структуру экологического сознания. В экологическом сознании отражаются не только рационально-интеллектуальные, но и чувственно-эмоциональные стороны этих отношений.

Существуют слитные структурные образования - типы экологических представлений, которые в качестве интегральных

1 См.: Уледов А.К. Перестройка и сознание. - М.: Мысль, 1998. - С. 40.

23

показательных состояний массового экологического сознания заключают в себе и отражают:

- наличие интереса к проблемам сохранения и улучшения природной среды;

- уровень информированности, осведомленности и понимания экологических проблем, причин их возникновения и способов решения;

- определенную степень озабоченности носителей экологического сознания позициями, точками зрения других людей, общественным мнением населения в целом;

- уровень осознания личной и коллективной ответственности за состояние природной среды и причастности к тому, как эти проблемы будут решаться;

- готовность к действиям, продиктованным современным пониманием отношения человека и природы.

Экологическое сознание связано с развитием науки. Новое экологическое сознание характеризуется тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы. Экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, нетипичные явления. Истинность научных сведений по экологии и доводов как бы гарантирует, что они будут восприняты сознанием. Экологическая компетентность становится одной из сущ-ностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию.

Информация по экологии сама по себе несет огромный воспитательный потенциал, заставляет остановиться и переосмыслить прежние установки. Сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования. Для перехода в это качественно иное состояние необходим импульс, работа души. Иначе говоря, это означает синтез знаний и убеждений, когда научные знания становятся частью сознания, конкретизируются и воспроизводятся как собственные, переходят в мировоззрение.

Формирование экологического сознания подразумевает изменения привычного хода мышления, взглядов, целей, принципов, убеждений, происходящие сознательно и неосознанно,

24

 

на идеологическом и психологическом уровнях. Изменения эти происходят и в общественном, и в индивидуальном сознании, переменам подвергается сознание обыденное и теоретическое. Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно. Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний. Истинная экологизация сознания означает, что экологический императив определяет поведение человека повседневно, ежечасно, на уровне обыденного сознания. Если, например, обыденное сознание индивида по отношению к природе прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то сейчас экологические ценности должны влиять на формирование массового сознания. Необходимость создания социально-экологического идеала на уровне массового сознания определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед обществом в связи с переходом к устойчивому развитию.

Феномен экологизации сознания отвечает общей тенденции возрастания роли субъективного фактора в историческом процессе. Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя деятельность человека на гармонизацию с природой. Собственно, экологическое сознание в той мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее преодолении и переходе общества к устойчивому развитию.

 

В третьем разделе - "Коммуникативные процессы и экологизация сознания" - рассмотрена возможность использования средств и методов массовых коммуникаций в формировании экологического сознания.

Диссертант исходит из того, что становление экологического сознания - сложный многогранный процесс, который складывается на основе целенаправленного воспитания, образования и просвещения.1 В этом процессе коммуникативные процессы выполняют важную роль. С одной стороны, они непосредственно влияют на образовательный процесс. Бурное распространение различных форм массовой коммуникации (в первую

' См.: Мамедов Н.М. Культура, эколлогия, образование. - М., 1996.

25

 

очередь основанных на аудиовизуальных и информационных технологиях) привнесло в образование качественно новое содержание и измерение. С другой, - и это более существенно -философию воспитания и образования преимущественно определяет система ценностей общества. Особое значение поэтому приобретает опережающее формирование средствами массовой коммуникации соответствующей ценностной ориентации общества. Только общество, ориентированное на сохранение биосферы, эколого-безопасное развитие, способно развернуть соответствующее устойчивому развитию экологическое образование.

В диссертации обстоятельно рассмотрен феномен массовых коммуникаций и способы формирования необходимых социальных установок. При этом отмечается, что большинство исследователей редко обращаются к термину "средства массовой коммуникации" (СМК), предпочитая более привычный аналог - СМИП (средства массовой информации и пропаганды). Но аналог этот не точен, так как в термине СМИП не отражены все информационные отношения людей, которые входят в широкий процесс социальной коммуникации.

 

Массовая коммуникация в работе определяется как социальное взаимодействие, основной функцией которого является воздействие на широкие социальные слои через содержание передаваемой информации. Ее специфика определяется несколькими факторами:

- наличием технических средств, при помощи которых осуществляется функционирование и тиражирование информации;

- наличием массовой аудитории, которая недостаточно осознает собственные ценностные ориентации, собственные интересы;

- наличием "многоканальности", вариативности коммуникационного взаимодействия.

Массовая коммуникация в целом выполняет информационную функцию, которая заключается в предоставлении коммуникаторам сведений по различным сферам деятельности; регулятивную функцию, связанную с интерактивным взаимодействием с обществом, формированием соответствующего общественного сознания; культурологическую функцию, которая связана с ретрансляцией культурнозначимой информации, сохранением исторических традиций, межкультурными взаимодействиями.

26

 

Диссертант исходит из того, что средства коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации. Они обеспечивают как восприятие актуальной информации, так и разнообразные потребности общества. Средства коммуникации, распространяя информацию, внедряют те или иные оценки, мнения, установки, формируют нормы консолидации и идентификации, нормы соотнесенности с социальными ценностями, с культурными образцами. На этом основана их особая политико-идеологическая значимость, их манипулятивный управленческий потенциал.

В процессе управления общественным сознанием особую роль играет символизация информации, которая напрямую связана с кодификацией. Кодификация информации - это ее структурирование, изменение статуса, создание информационных схем. Можно сказать, что кодификация связана с приведением в символический порядок хаоса действительности. Это связано с созданием упрощенной картины мира, формированием "воображаемых миров", поведение в которых может быть предсказуемо.

Управление общественным сознанием достигает своей цели прежде всего тогда, когда речь идет об учете специфических свойств социальной картины мира, которой располагают объекты коммуникации. Диссертант считает, что продвижение экологических ценностей возможно на основе новой социальной картины мира, раскрывающейся благодаря концепции устойчивого развития.

Однако конструирование социального мира связано не только с научной информацией, но и с социальным консенсусом и ценностной иерархией. Использование конвенциональных значений ведет к тому, что информация в значительной части не перепроверяется, так как велика опора на сложившийся консенсус, заданный данной культурой.

Целенаправленная, организованная информация через установки влияет на убеждения людей, на их мнения и социальные настроения. Способы убеждения позволяют менять социальные ориентации и поведенческие реакции. Эти способы универсальны, не зависят от качества и характера информации. Можно сказать, что они будут эффективными и тогда,

27

 

когда речь идет о формировании желаемых установок и убеждений. Формирование экологических установок (как и любых других) связано с использованием двух способов убеждения.

 

Прямой способ убеждения связан с соответствующей системой аргументации, стимулирующей соответствующие мысли и поступки. Прямой способ связан с использованием положительных когнитивных реакций, с аналитическими установками.

 

Косвенный способ убеждения сопряжен с использованием случайных факторов, с эмоционально-чувственной акцентировкой, которая приводит к "бездумному усвоению информации".

В диссертации делается вывод, что эффективность распространения экологической информации, мера ее усвоения зависят от характера коммуникатора, от качества и содержания самого сообщения, от канала передачи информации, от характеристик аудитории, от востребованности информации обществом.

Раскрывая соотношение средств массовой коммуникации и экологического сознания, диссертант исходит из того, что это соотношение можно представить в виде взаимоотношения двух теоретических объектов. Один из них собственно экологическое сознание, взятое в предположении о многослоиности его внутренней структуры, порождаемой сложностью социальных и природных явлений, которые оно отражает; другой - определяется на основе сообщений средств массовой коммуникации - это искусственный или символический мир, с помощью которого внедряются в сознание аудитории представления, убеждения, знания, ценности и нормы, соотносимые с экологией современного человека. Интересна взаимосвязь и взаимообусловленность действительных состояний теоретических объектов массового экологического сознания, репрезентируемого "миром мнений" по поводу экологических проблем человека, и "символического мира", представленного соответствующим классом сообщений печати, радио, телевидения.

Ключевым звеном в функционировании и формировании экологического сознания выступает способ интерпретации экологических проблем, который отражает как уровень знаний, так и ориентацию субъекта на определенный тип действий. Специфика подхода СМК к экологическим проблемам, различия в экологическом сознании разных социальных групп, близость массовых представлений к тем или иным групповым раз-

28

 

новидностям экологического сознания требуют поиска показателей, способных охватить интегральный характер отношения людей к экологическим проблемам. Диссертант считает, что таким может быть парадигмальный подход. Он по отношению к фактам действительности означает, что любое явление интерпретируется как пример какого-то более общего отношения.

Категориальная схема парадигмального подхода позволяет высветить следующие аспекты экологического сознания:

- отношение к экологическим проблемам с индивидуальной или общественной точек зрения;

- осознание значения и роли деятельности различных социальных институтов как в ухудшении состояния среды, так и в решении экологических проблем;

- готовность к реальному изменению существующего положения как личным участием, так и в более общем масштабе.

В диссертации отмечается, что усложнение экологической ситуации делает получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и ориентациях населения необходимым условием выработки и реализации эффективной экологической политики. Эффективное функционирование модели устойчивого развития во многом будет зависеть от того, насколько она будет связана с различными категориями населения, поэтому система социально-экологического мониторинга должна обеспечить получение соответствующей социологической информации, отвечающей потребностям устойчивого развития.

Социально-экологический мониторинг - это система отслеживания происходящих в обществе и в общественном сознании перемен, связанных с появлением реальной угрозы экологической катастрофы, на основе исследования и анализа взаимодействия и взаимовлияния экологических и социальных процессов и массовых представлений о них.1 Он должен рассматриваться как составная часть общей системы экологического мониторинга, призванная обеспечить органы государственной власти, местные самоуправления, хозяйственные, военные и

1 См.: Сосунова И.А. Социально-экологический мониторинг: методологические и методические основы. - М., 1997. - С.9.

29

 

иные структуры, общественные организации, специалистов и граждан всесторонней объективной информацией о состоянии и тенденциях развития экологической и социально-экологической ситуации в масштабах страны, региона или отдельной территории.

В диссертации обращается внимание на то, что средства массовой коммуникации могут выполнять одновременно и функции социально-экологического мониторинга. В настоящее время задачи социально-экологического мониторинга решаются традиционными способами социологического опроса. Между тем, можно эффективно использовать реакцию аудитории на полученную информацию, ту обратную связь между коммуникатором и реципиентом, которая все более усиливается благодаря информатизации общества.

 

В четвертом разделе - "Информатизация общества и устойчивое развитие" - рассмотрен процесс становления качественно новой коммуникативной среды благодаря внедрению в различные сферы человеческой деятельности информационных технологий, а также изменения, происходящие вследствие этого в традиционных средствах массовой информации, образе жизни людей, культуре. Все эти изменения, по мнению диссертанта, в общем и целом соответствуют логике перехода современного общества к устойчивому развитию.

Новые технологии, расширяющие возможности обработки и понимания информации, всегда приводили к большим изменениям в развитии цивилизации. По убеждению историков, печатный станок привел в действие силы, благодаря которым сформировались государства в их современном виде. Сейчас обосновано, что фундаментальные культурные сдвиги были также связаны со сменой ведущих типов коммуникации. Канадский ученый М.Макклюэн выделяет три ступени в развитии коммуникации. Это эпоха доминирования устной речи как средства коммуникации. Затем, после изобретения печатного станка И.Гутенбергом, утверждение опосредованного видения мира и триумф визуального восприятия. Но изобретение Гутенберга бледнеет перед разнообразием всех новых средств коммуникации и перед рождением нового компьютеризированного мира.

В процессе социальной коммуникации любое содержание облекается в форму знаков или образов, которые всегда вопло-

30

 

щаются через определенное средство (газету, радио, телесеть, банк данных). Поэтому канал передачи информации не менее важен, чем содержательная сторона коммуникации. Оба компонента зависят друг от друга и оказывают влияние на восприятие сообщения, а затем на действия индивида. Именно использование техники превращает межличностное общение в массовое.

Диссертант солидарен с тем, что информатизация общества - это процесс все более полного овладения обществом информацией как ресурсом развития с помощью средств информатики с целью кардинального повышения интеллектуального потенциала цивилизации и на этой основе - гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека.1 На основе созданной инфосферы общество овладевает процессами производства и разумного использования информации, преодолевает информационный кризис и наиболее полно реализовывает право доступа каждого человека к информации, активного и подлинно демократического участия в принятии социально значимых решений.

Вследствие информатизации общества изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В то время как ценностью индустриального общества является потребление товаров, ценностью информационного общества становится время. В связи с этим возникает вопрос, как это время использовать, и все большее значение приобретает необходимость самореализации, тесно связанной с творчеством. По сравнению с индустриальным этапом в информационном обществе увеличивается доля умственного труда по сравнению с другими видами работы, следовательно, от человека требуется большая способность к творчеству и возрастет спрос на знания.

В работе проанализированы национальные концепции информатизации промышленно-развитых стран и рассмотрены процессы информатизации России. Показано, что до недавнего времени в нашей стране государство поддерживало в основном сферы информационного сектора, способствующие укреплению господствующей идеологии. Так, отрасли, производящие средства связи и компьютерную технику, входили в состав

1 См.: Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию - С. 341.

31

 

оборонного комплекса и потому поддерживались государством независимо от потребительских свойств их продукции гражданского назначения, в то время как развитие гражданского информационного сектора финансировалось по остаточному принципу. Однако процесс информатизации не может развиваться без надежных систем и средств связи. К сожалению, в России недостаточно развита телекоммуникационная инфраструктура. Уровень обслуживания в существующих глобальных сетях низок. Деятельность государственных органов, ведающих вопросами информатизации, слабо скоординирована.

Государство в настоящий момент не имеет финансовых и прочих возможностей осуществить широкомасштабную программу, рассчитанную на много лет, с крупными инвестициями в электронную промышленность. Поэтому во многом сегодня информатизация России - дело заинтересованных коммерческих структур, процесс информатизации все меньше зависит от государства и все больше от бизнеса.

В диссертации учитывается, что Интернет привнес новые моменты в характер деятельности средств массовой коммуникации и неизмеримо расширил возможности получения новой информации. Это, несомненно, имеет не только социальное, но и глубоко философское значение.

Интернет напоминает библиотеку, ведь по сути дела сеть является всего лишь набором коммуникационных каналов, которые могут использоваться кем угодно и как угодно. Электронная почта, программы, созданные специально для личного общения в режиме реального времени, придают новой коммуникативной среде интерактивный характер. Интернет является коммуникативной средой, в которой приоритет отдается межличностному общению. Можно сказать, что идеология Интернета является продолжением анархистской идеи горизонтальных ассоциаций. В Интернете демассификация аудитории доходит до абсолюта, а потому возникают качественно иные условия для распространения необходимой информации.

В целом очевидно, что электронные технологии в сочетании с Интернетом и (технологиями следующего поколения информационных сетей) определят будущее социальных коммуникаций. Это означает начало необратимой эволюции информационной системы, глобализацию информационного пространства, появление новой коммуникативной среды для меж-

32

 

личностного и внутригруппового общения, новые просторы для традиционных СМИ.

В диссертации обращается внимание на вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества, когда одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности становится информационная безопасность.

Наряду со свободой как главным обретением России к итогам реформ в информационной сфере можно отнести:

отсутствие единой системы отбора информации, подготовки и принятия решений на высшем уровне;

отсутствие должного взаимодействия между существующими структурами обеспечения безопасности, когда ведомства порой подменяют государственные интересы узковедомственными и вступают в противостояние в борьбе за усиление своих полномочий;

отсутствие системы эффективного контроля за обеспечением безопасности как со стороны вышестоящих государственных структур, так и со стороны общества и граждан, в силу чего нередко даже правильные и необходимые решения не выполняются.

Таким образом, мы стоим перед необходимостью совершенствования системы обеспечения безопасности в информационной сфере.

В диссертации отмечается, что информационная эпоха несет с собой новый стиль жизни, новую культуру, распространяя ее в самые отдаленные точки земного шара. Международные коммуникации нивелируют пространство и время, мир сжимается. Мгновенность и доступность передачи информации на расстояния десятков тысяч километров стирают географические границы, расширяют интеграцию специалистов, ученых, студентов, общественности до глобальных масштабов. Современный человек живет не в "разделенных изолированных мирах", а в "плюрализме миров и культур" одновременно. Информационные технологии трансформируют индивидуализм, они навязывают человеку необходимость тотальной человеческой взаимозависимости, реализуют "поле одновременности" для человеческой деятельности. "Человеческая семья" существует теперь как бы в условиях "глобальной деревни".

Очевидно, что существует взаимосвязь технологической и

33

культурной компонент для каждой из стадий развития общества. Международные коммуникации способствуют сближению культур, формированию общих "культурных зон" с разделяемыми, как минимум, нормами поведения, а также, хотя и в меньшей мере, отношениями и ценностными ориентациями. Международные деловые коммуникации служат целям интеграции индивидуальных и институциональных деловых интересов, способствуя формированию цивилизованных институтов бизнеса, образования, науки, политики, демократии.

В диссертации показывается, что процесс экологизации сознания связан с глобальной информатизацией современного общества. Качественно новая информационная сфера создает предпосылку создания ноосферной действительности. На глазах разрушаются рамки старой информационной среды и рождается информационная среда будущего. За счет новой электронной техники общественное сознание превращается в планетарное по своей сути. Но сам по себе процесс информатизации не дает гарантий, что коммуникационные каналы планеты заполнятся экологической информацией.

Необходимо обеспечить развитие цивилизации без негативных социально-информационных процессов, влияющих на безопасность развития, на выживание и развитие общества в целом. Только в соединении с экологизацией сознания информатизация поможет предотвратить экологическую катастрофу.

В условиях формирования единого культурного пространства в мире становятся реальными трансформация и обобщение, универсализация эко-гуманистических ценностей, их органичная адаптация в различных национальных культурах. Возрастание удельного веса эко-гуманистических ценностей в жизни современного общества - один из основных критериев устойчивого развития.

 

В заключении диссертации подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

 

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Каландаров К.Х. Силой журналистского слова // Агитатор Туркменистана. - Ашхабад, 1988. - №20. - С.6-9 (0,7 пл.).

2. Каландаров К.Х. Вопросы формирования экологического сознания // Агитатор Туркменистана. - Ашхабад, 1989. - № 16. -С. 11-15 (0,8 пл.).

34

 

3. КаландароЪ К.Х. Экология и права человека // Овадан, Ашхабад, 1990. - № 4. - С. 15-23 (1,0 пл.).

4. Калавдаров К.Х. Распространение научных знаний в средствах массовой информации// Вестник Московского государственного университета им.М.ВЛомоносова, серия 10, Журналистика. - М., 1990. - №1. - С.30-37 (1,0 пл.).

5. Каландаров К.Х. Проблема сознания в философии и науке. Депонирована в ИНИОН РАН 13.05.97. - № 52620. - 3,0 п.л.

6. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием (роль коммуникативных процессов). - М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1997. - 79 с. (5,0 пл.). Переведено на туркменский язык.

7. Каландаров К.Х. Экополитика и коммуникативные процессы. - М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1998. - 62 с. (4,0 пл.).

8. Каландаров К.Х. Общественное сознание в условиях новой коммуникативной среды. - М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1998. - 140 с. (8,8 пл.). Переведено на туркменский язык.

9. Каландаров К.Х. Экологическое сознание (Сущность и способы формирования). - М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1999. - 48 с. (3,0 пл.).

10. Устойчивое развитие: Коммуникативные основания (философский анализ). - М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1999. - 271 с. (17,0 пл.).

Кроме того, автором в туркменской и центральной российской периодической печати опубликовано более 40 статей по проблемам устойчивого развития, экологии, эффективного использования горючих и минеральных ресурсов, социальной интеграции, международного сотрудничества общим объемом более 20 п. л.

 

 


Описание предмета: «Психология, общение, человек»

Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.

наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.

фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.

Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.

конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]

Литература

  1. Системные инновации как условие становления экономики устойчивого развития. – М.: Де-По, 2012. – 326 с.
  2. Бобылев С.Н. Модернизация экономика и устойчивое развития. Бобылев С.Н. – М.: Экономика, 2013. – 0 с.
  3. В.В. Бушуев. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. – М.: Энергия, 2006. – 320 с.
  4. С.А. Пегов, В.И. Николаев, М.П. Кузнецов. План действий по достижению устойчивого развития территории национального парка "Валдайский". – М.: Красанд, 2009. – 80 с.
  5. Т.А. Акимова, Ю.Н. Мосейкин. Экономика устойчивого развития. – М.: Экономика, 2009. – 432 с.
  6. А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, В.В. Устюгов. Экономика устойчивого развития. Прорывные идеи и технологии. – М.: Социальный проект, 2009. – 424 с.
  7. А.В. Золотухина. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. – М.: Красанд, 2010. – 240 с.
  8. В.П. Делия. Инновационная экономика и устойчивое развитие. – М.: Де-По, 2011. – 256 с.
  9. М.А. Пономарева. Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 244 с.
  10. С.Э. Майкова. Устойчивое развитие современной организации и социальная ответственность. – М.: Бибком, 2012. – 5 с.
  11. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития). – М.: Издательство СО РАН, 2010. – 611 с.
  12. Д.В. Моргун, Н.В. Безверхова. Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации. – М.: Социально-политическая мысль, 2006. – 68 с.
  13. А.С. Харитонов. Новая парадигма устойчивого развития. – М.: ИАЦ Энергия, 2011. – 56 с.
  14. Павел Мунин. Основы конструктивной теории устойчивого развития общества. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 272 с.
  15. Вячеслав Скотников. Корпоративная культура в механизме устойчивого развития. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 72 с.
  16. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России. – М.: КМК, 2005. – 624 с.
  17. М.В. Щедловская. Инфраструктурная модель как основа формирования устойчивого развития туризма. – М.: РГ-Пресс, 2017. – 112 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Использование сказкотерапии для формирования коммуникативных навыков У дошкольников.
Психология
Диплом
100 стр.
Разработка стратегии развития фирмы
Стратегическое управление
Диплом
115 стр.
Программа Хабитат ООН применительно к политике крупных городов
Мировая экономика
Курсовая работа
37 стр.
Развитие семьи и семейная политика в современной России
Гражданская оборона
Диплом
128 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Слава
Марина Михайловна, я защитился. Завтра получаю диплом. Перед тем как к вам обратиться у меня были сомнения, что сделаю качественную работу после вашего сопровождения, но потом сомнения исчезли. Спасибо вам за помощь, диплом после вашего сопровождения был сделан на профессиональном уровне