Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Информационные запросы музейного посетителя и информационное пространство музея: поиск адекватностиТуризм
Информационные запросы музейного посетителя и информационное пространство музея: поиск адекватности.
Исследовательское задание «Социология музееведения: посетитель МАЭ РАН» в 1997 г. явилось первым этапом на пути осмысления проблем контакта Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) имени Петра Великого Российской Академии Наук с его посетителями.
В предельно сжатой формулировке результат анализа сводится к утверждению, что в МАЭ посетитель идет «за наукой», рассчитывая получить профессиональную информацию о глубинных проблемах культур. Эти вопросы категорически не могут быть удовлетворены в рамках описательного экспозиционного показа по следующим причинам.
В плоскости описания Музей не может соперничать с современными средствами массовой информации, охотно эксплуатирующими тематику экзотичности иных культур и разнообразия этносов.
Культурный и общеобразовательный уровень взрослых посетителей МАЭ (в том числе и студентов) достаточно высок, однако до сих пор МАЭ ориентировался преимущественно на уровень подростков школьного возраста.
Современный посетитель МАЭ имеет адекватное представление об основных функциях культуры, при этом прежде всего его чрезвычайно интересуют проблемы культурных контактов, культурного взаимовлияния и сотрудничества.
История интересует массового посетителя преимущественно через призму современности, что плохо учитывается в экспозиционном показе.
Для посетителей МАЭ РАН ценен именно как Музей Науки - своеобразный консультативный центр, куда он приходит в надежде задать особо сложные вопросы и получить на них ответы.
Большинство посетителей - носители и рядовые пользователи (владетели) русской культуры. Занимая этот «топос», они имеют специфический аспект восприятия и оценки любых сведений об иных культурах и предрасположены проецировать современные проблемы на ретроспективу исторического показа.
Т. о., на Музей ложится ответственность не только за информационный объем, но и этическая ответственность за правильность подачи экспозиционного материала.
Проект «Виртуальная Кунсткамера», состоящий из музейного сайта в Интернет, CD-ROM диска и электронной инсталляции в экспозиции музея, предполагает поэтапное оснащение компьютерной техникой залов музея и создание ряда мультимедийных продуктов (далее - ММП). Разработка этих двух частей проекта проводится параллельно и взаимодополнительно. Главное, что способна дать обновленная за счет музейной компьютеризации форма - это живой контакт с посетителем, воспитание своей собственной постоянной аудитории. Особенно интересной кажется возможность создавать постоянно пополняемый перечень «Вопросы посетителей МАЭ РАН», что при наличии компьютера легко осуществимо технически. Это первый шаг на пути установления диалогового взаимодействия "музей-посетитель". Речь должна идти о поисках разных техник на пути к достижению взаимопонимания. Реализация этой цели, прежде всего, предполагает признание посетителя музея как уважаемого и равноценного партнера по диалогу. Формируя информационное музейное пространства (от музейного сайта и CD-ROM диска до встроенной в экспозицию электронной инсталляции) мы должны учитывать, с одной стороны, опасность информационных перегрузок, с другой - опасность упрощенчества.
Сделать следующий шаг мы не сможем без того, чтобы не представить роль посетителя МАЭ. Она является главной, в то время как роль самого музея - ведущей, поскольку музей задает тему диалога. Такого рода соотношение чрезвычайно усложняет работу всех музейных служб, так как их задача - профессионально перекрыть диктат посетителя: предварить его установки на восприятие, тем самым организуя это восприятие, подведя посетителя из любой точки его собственного информационного пространства к правильным выводам научного информационного пространства.
Если необходимый и достаточный объем информации специалисты-музейщики определяют исходя из предметного наполнения экспозиционного показа, то вопросы посетителей МАЭ сгруппированы вокруг иных доминант. Тематически связная логика прохождения по всем залам и мотивированно подчиненный предметному показу текст экскурсий оставляют у посетителя ощущение скрытого от него присутствия неких глубинных закономерностей. Именно это ощущение провоцирует многие вопросы посетителей, которые могут казаться неуместными или даже вызывающими. Их цель в том, чтобы включить себя как современного культурного прагматика в контекст демонстрации. Фактически наличествует ситуация, при которой музей не признает за посетителем равноправного партнерства по диалогу, в ответ на это посетитель пытается оккупировать роль субъекта диалогового взаимодействия.
Сложность взаимопонимания определяется тем принципиальным положением, что отношение к культуре человека, прямо не востребованного к служению ей, сугубо прагматично и инструментально. Культура нужна ему не как самоцель и не как священное достояние, а как средство - средство коммуникации, социальной ориентации, социальной мобильности, социального самоутверждения. Перед культурными прагматиками остро встает проблема культурного самоопределения. И здесь роль МАЭ РАН как музея, способного отвечать на вопросы культурного прагматизма и инструментализма, становится несопоставимой по своей значимости.. Зафиксируем, что функция Музея Науки преимущественно коммуникационная.
На основании социологического наблюдения за реакциями и вербальным поведением посетителя на экспозиции МАЭ РАН мы можем сделать выводы о характерных особенностях его восприятия.
В отличие от музеев изобразительных искусств, посетитель МАЭ рассчитывает получить профессиональную информацию о глубинных проблемах культур, то есть посетитель музея Науки - это именно посетитель, а не зритель. В этой роли он стремится захватить позицию равноправного участника диалогового общения, активно желая стать субъектом взаимоотношений с музеем и, соответственно, отвергая пассивную позицию объекта музейного воздействия. Функция музейной просветительской деятельности переосмысливается. Открывающаяся для посетителя «Виртуальная Кунсткамера» дает возможность посетителю самому делать запрос на информацию и самостоятельно выбирать уровень ее предъявления, что принципиально изменяет соотношения по параметру «пассивность-активность». Теперь роль посетителя - это активная роль «заказчика», но и роль музея - это активная роль "исполнителя", которая делает эффективной работу в режиме «вопрос-ответ-вопрос».
Привычная классификация посетителей реального музея не удовлетворяет необходимым требованиям организации информации в информационном музейном пространстве. Специалист должен быть настроен на диалоговое общение с «психологически идеальным посетителем» (любознательный подросток, вдумчивый гимназист, даровитый юноша, восприимчивый молодой человек, талантливый студент, интересный собеседник).
«Вопрос обратной связи» становится самым главным. МАЭ РАН как научный музей занимает свою нишу в музейном пространстве города, но в виртуальном музейном пространстве он будет конкурировать на мировом уровне и должен демонстрировать не только уникальность своих собраний и достижений, но и найти уникальные приемы коммуникации со своим посетителем.
Какие возможности являются идеально благоприятными для посетителя виртуальной реальности? Главным здесь становится именно условие невидимости, неузнанности, неконтролируемости - отсутствие скованности в общении, отсутствие страха спонтанной коммуникации. Посетитель виртуального пространства (виртуального музея в частности) неподнадзорен, он может присваивать себе любую легенду. Множество социальных ситуаций, требующих новых алгоритмов решения, заставляют людей последовательно сопоставлять свой и чужой опыт, при этом нехватка интеллектуальных и экзистенциальных, собственных ресурсов требует наглядности плодотворного решения сходных задач в чужой традиции, в чужой культуре. Поэтому интерес к МАЭ как одному из собраний чужестранного опыта потенциально актуализирован.
Конечно, мы не намерены утверждать, что с запросами к самой жизни посетитель поспешит в МАЭ РАН. «Профиль» посетителя нельзя прописать исходя из его социологической паспортички (пол, возраст, образование, социально-профессиональное положение), он выписывается при ответе на вопрос: какие именно реакции, размышления, сравнения, ассоциации, фантазии порождает именно наша экспозиция (в отличие от других музеев), то есть главное - это специфика посетительских запросов.
Восприятие посетителя музея как носителя современности психологически агрессивно, что означает его высокую избирательность и критичность в отборе, запоминании и оценке предлагаемой ему информации. Этот компонент «современности» входит как обязательный в итоговый индекс удовлетворенности/ неудовлетворенности посещения музея. На основании этой составляющей «современности» мы обозначаем один из обязательных психологических механизмов, который регулирует восприятие посетителем музейной информации - актуальность. Следовательно, такой инструмент возбуждения заинтересованности как «точки актуального сопряжения» интересов посетителя и задач музея должны быть намеренно вмонтированы в концепцию подачи материала.
Итоговый индекс удовлетворенности/неудовлетворенности от посещения музея базируется на следующих составляющих:
ожидание предполагаемого экспозиционного содержания;
культурный прагматизм и инструментализм;
«точки актуального сопряжения с культурой»;
инициативное стремление посетителя захватить позицию равноправного участника диалога;
управляемость восприятия.
Восприятие посетителя музея как процесс заинтересованной коммуникации обладает элементами творчества, характеризуясь более или менее явной иерархией уровней, которые переплетаются между собой при получении информации, формируя индивидуальную стратегию восприятия. Игра внимания возобновляется на каждом уровне восприятия, отсюда - идея информационных препятствий, обеспечивающих контроль перехода с уровня на другой уровень сложности и предполагающей приложение определенного усилия со стороны посетителя Кунсткамеры. Такой прием «информационной матрешки» не перекрывает доступ к информации, но тормозит продвижение по уровням, дозируя информационный поток. В результате музей отказывается от назидательности в своей позиции по отношению к посетителю и одновременно переходит в режим равноправного диалога с ним.
Отказ от привычной роли просвещенчества, вход в пространство равноправного диалогового общения выстраивается с учетом следующих моделируемых уровней информационного восприятия:
Уровень восприятия «новичок». Алгоритм восприятия информации: достаточно смотреть, чтобы все увидеть. На этом уровне восприятия информации возбуждается стремление узнать, увидеть что-то новое. Здесь новизна - самоценность, поэтому интерес дробится на несущественные подробности, восприятие легко соскальзывает с предмета на предмет, с одной темы на другую. Это уровень любопытства, возбужденного интригующим сообщением, и он отмечен всеми сопровождающими его характеристиками. Музей возбуждает любопытство. Но способен ли и должен ли музей его удовлетворять?
В действительности музей исходно начинает работать на ином, более сложном уровне - на уровне любознательности, то есть для пытливого посетителя, склонного к приобретению новых знаний. К этому уровню развитости человека апеллирует привычная устремленность музея на просвещение. Без преувеличения можно утверждать, что именно здесь зияет пропасть между посетителем и музеем. И только теперь с появлением мультимедийных технологий мы получаем возможность удовлетворять любопытство посетителей, с одной стороны, не опускаясь на уровень «затейничества», щадя профессионалов и сохраняя профессиональное достоинство, с другой стороны, предоставляя посетителям самим удовлетворять свое любопытство.
Безусловно, работа на уровне восприятия «новичок» совершенно не означает возможности самоустранения музейщиков, более того - это сложнейший уровень методических разработок высоких профессионалов. Этот уровень фиксирует сложнейшую закономерность, которую музей должен доходчиво продемонстрировать - многозначность очевидного. Поэтому создание мультимедийного продукта для этого уровня восприятия может быть подчинено логике «явное (смотри) - тайное (узнай)» или «известно всем - понятно посвященным».
Уровень восприятия «любознательный». Алгоритм восприятия информации: смотреть и понимать (в обоих смыслах - разуметь и принимать в себя). Это уже уровень любознательности - приобретения новых знаний посетителем, но и более того - психологическая предрасположенность запоминать, сравнивать, сопоставлять, увлекаться интеллектуальным поиском. Ключевые слова данного уровня восприятия: «проблема», «решение», «открытие», «теория», «процесс», «взаимосвязь», «зависимость», «взаимодействие», «культура», «цивилизация», «значение» и другие научные термины, вводимые в контекст объяснения. Наглядность достигается на пути организации стратегии проблемного поиска: продвижение по маршруту поиска решения проблемы (в отличии от поиска справочной информации).
Уровень коммуникативного восприятия. Алгоритм восприятия информации: видеть, мыслить и связывать, соединять (ассоциировать). Это уже уровень проторения нового пути - освоения главных объяснительных принципов науки. Восприятие, память, воображение, мышление должны найти свой интерес в МАЭ. Это уровень установления коммуникации. Цвет, музыка, видеоряд, текст - все в едином сценарном сопряжении порождает новые возможности эстетизированного научного познания. Вступает в действие сочетательный ассоциативный закон. Ассоциации порождаются как результат умения найти, обнаружить свидетельства сходных взаимоотношений между людьми.
Уровень творческого восприятия. Алгоритм восприятия информации: мало смотреть и мыслить, необходимо фантазировать. На этом уровне мы предлагаем посетителю МАЭ сотворчество, то есть открываем для него горизонты неоткрытого, нерешенного, непознанного, недостигнутого знания. Здесь мы отвечаем и на вопрос о том, в чем суть творческого поиска в нашей профессии. И здесь же мы разворачиваем тему уникального как не имеющего критерия сравнения, необыкновенного (единственного в своем роде, исключительного, неповторимого) явления, человека, предмета. Способность к творческому воображению - основа постижения мира и человека как творца своего мира.
Уровень восприятия «мастер». Алгоритм восприятия информации: принцип универсализма гуманитарного знания - «множество всех возможных миров» и «множество всех логически возможных фактов или связей вещей». Гуманитарное восприятие есть восприятие универсального.
Социологический контроль восприятия ММП посетителем в сочетании с экспозиционным показом будет осуществляться в определенном направлении - от посетителя к музею. Эта ориентировка необходима на каждом этапе реализации проекта «Виртуальная Кунсткамера» для установления тесного взаимодействия специалистов разного профиля, представляющих различные музейные службы: научных сотрудников, социолога, музейных экспозиционистов, искусствоведов, музейных педагогов, компьютерщиков.
Особую методологическую проблему представляет обеспечение равноправия в диалоге крайних позиций - непрофессионал-профессионал. Если главное внимание музейщиков справедливо адресовано изучению запросов посетителей, то и музейщики, с другой стороны, должны быть ограждены от произвола досужего любопытства. Интересующийся посетитель должен сознательно и заслуженно переходить с одного уровня информационной сложности на другой, более высокий. Определенным регулятором этого продвижения по уровням сложности может быть концепция ММП, которая содержит в себе механизмы контроля информационной доступности.
Чем квалифицированнее уровень запроса посетителя, тем проще может быть его мультимедийное решение (для уровня "мастер" наиболее адекватным останется высоко информативный профессиональный текст), и, наоборот, чем неопределеннее интерес посетителя (реального или потенциального), тем изобретательнее с точки зрения технологий и компьютерного дизайна должен быть ММП. Промежуточные уровни должны быть выверены с точки зрения как музейщиков, так и "компьютерщиков" в этих границах. Экономический фактор подчиняется этим же закономерностям: при создании узко специализированного текста основные затраты уходят на оплату труда его автора, а при создании МПП широкого спроса основные затраты ложатся на долю дизайна, оплату используемых образов, работу программистов и другие технологические моменты.
Описание предмета: «Туризм»Необходимость определения туризма возникла в первой половине XX в. и была обусловлена значительным увеличением
туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, потребностью статистического
учета путешествующих лиц, анализа показателей и характеристик туризма.
В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы [Организация
туризма / А.П. Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Мн.: Новое знание, 2003. – С. 15]:
субъект туризма, т.е. турист — потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов
поведения;
объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских
организаций.
Туризм в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места
жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали
изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на
укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места
жительства [Барчукова Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Международные
отношения, 1986. – С. 6].
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма,
туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время
перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места изживания и не связанных с их
трудовой деятельностью[Байназаров Ю. К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий
(объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. М.: Турист, 1989. – С. 15].
Согласно определению, данному в Федеральном законе об основах туристской деятельности в РФ, «туризм - временные
выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного
места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных
целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
В 1992 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и
широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые
путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода,
не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Литература - Антопольский Александр Борисович. Принципы Создания Единого Информационного Пространства Вуза. – М.: , 2012. – 4 с.
- Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. – М.: Государственный Исторический музей, 2006. – 256 с.
- Е.А. Медведева. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 272 с.
- Р.С. Судаков. Метод генерации дискретных линейных структур и звезд на плоскости и в пространстве. – М.: Компания Спутник +, 2007. – 36 с.
- Международные отношения России в "новых политических пространствах". Космос. Приполярные зоны. Воздушные и морские пространства. Глобальная информационная сфера. – М.: Ленанд, 2011. – 272 с.
- И.А. Исаев. Топос и номос. Пространства правопорядков. – М.: Норма, 2007. – 416 с.
- С.З. Горшков. Закрытые повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства. – М.: Медицина, 2005. – 224 с.
- А.Г. Схиртладзе, А.В. Скворцов, Д.А. Чмырь. Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий. – М.: Абрис, Высшая школа, 2012. – 616 с.
- Т.Б. Кулябко. Методика контрастных рентгенологических исследований органов желудочно-кишечного тракта, брюшной полости и забрюшинного пространства. – М.: Нестор-История, 2012. – 206 с.
- П.К. Рашевский. Риманова геометрия и тензорный анализ. Часть 1. Евклидовы пространства и аффинные пространства. Тензорный анализ. Математические основы специальной теории относительности. – М.: Красанд, 2014. – 352 с.
- Памятники науки и техники в музеях России. Выпуск 4. – М.: Наука, 2005. – 206 с.
- Г.А. Смирнов. Логика целостности. Формирование интегративных структур информационного пространства. – М.: Ленанд, 2013. – 176 с.
- Карл Фредерик Раушер, Андрей Коротков. К выработке правил поведения в киберконфликтах. Женевские и Гаагские конвенции в информационном пространстве. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 188 с.
- Светлана Ржанова. Тенденции постмодернизма в современном информационном пространстве. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
- Елена Товбаз. Психологические аспекты взаимодействия с информационным пространством. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
- Елена Борисовна Гришаева. Языковая политика в полиэтническом и мультикультурном пространстве. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 452 с.
- А.А. Ефремов. Защита государственного суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве. – М.: Норма, 2017. – 128 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|