Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Развитие методологии экономической безопасности личностиБезопасность жизнедеятельности
ГОНЧАРЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА
Развитие методологии экономической безопасности личности
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 05.13.10.- Управление в социальных и экономических системах
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
МОСКВА -1999
Работа выполнена в Российской Экономической Академии им. Г.В. Плеханова г. Москва
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Реформы российской экономики, начатые в 90-х гг., дали мощный стимул ее трансформации. Наряду с положительными демократическими начинаниями в стране усиливаются негативные процессы в экономике, социальной сфере, в отношениях между Центром и регионами. Продолжается падение уровня жизни населения, свертывание инвестиционных и инновационных процессов, рост безработицы и другие негативные явления. Подтверждением тому служат данные отчета ООН "О человеческом развитии" на ноябрь 1999г. Так, индекс человеческого развития (ИЧР), состоящий из трех базовых показателей - продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения, варьируемый от 0 до 1,-по России составил 0,747. Наша страна занимает 71 место, уступая не только развитым странам, но даже Панаме, Колумбии, Кубе, Таиланду. Причем этот показатель на конец столетия значительно ниже, чем в начале 90-х гг. в СССР. В доказательство тому уровень валового внутреннего продукта на душу населения России за 1998 г. составил 19359 руб. в сравнении с 20162 долл. в Германии, 11082 дол в Словении, 10051 долл. в Чили. Такой низкий уровень ВВП на душу российского гражданина говорит сам за себя: не возможно обеспечить достойный уровень жизни, систему социального обеспечения населения.
Именно отсутствие положительных темпов экономического роста и продолжительный по времени экономический спад стали наиболее очевидными признаками критического состояния экономической безопасности страны, регионов, предприятий, граждан.
В связи с этим возникла потребность в исследованиях проблемы по развитию методологии экономической безопасности личности. Постановка и решение этой народнохозяйственной проблемы представляется автору важнейшим и актуальным на данный момент и на перспективу. Проблема научного развития и практической апробации методологии экономической
безопасности личности, вызванная необходимостью интеграции Российской Федерации в мирохозяйственную систему, относится к разряду самых актуальных Формирование условий оптимального использования отечественных и иностранных инвестиций в сферы жизнедеятельности человека, в наибольшей степени отвечающие за его экономическую безопасность, занимает важное место в решении научной проблемы Прежде всего речь идет об организационном обеспечении процесса мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности личности с одновременной трансформацией сложившегося в Российской Федерации подхода по поддержанию социальной сферы "по остаточному принципу" в рыночноориентированные.
Актуальность выбранной темы заключается еще и в том, что за годы "рыночных преобразований" российской экономики все больше обостряется проблема экономической защиты личности в отсутствие государственной политики, взаимоувязывающей национальную экономическую безопасность и экономическую безопасность личности, а также эффективной системы управления экономической безопасности личности.
Актуальность диссертационного исследования подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема упреждения угроз экономической безопасности личности как профилактической меры, препятствующей их возникновению, и соответственно, предотвращению нанесения экономического (материального) и моральною ущерба личности.
В соответствии с этим возникает необходимость повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами, создания системы экономической безопасности личности, общества в целом
Настоящее исследование, ввиду отсутствия наработанных подходов к решению такой комплексной, общегосударственной проблемы как экономическая безопасность личности, представляется весьма своевременным и актуальным
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность комплексной проблемы обеспечения экономической безопасности личности, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопредилили выбор темы, цель и содержание исследования
Теоретические и методологические основы исследования и степень разработки проблемы. При подготовке диссертации изучены и обобщены законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, аналитические материалы, результаты Парламентских слушаний, а также теоретические разработки и практические рекомендации специалистов по вопросам экономической безопасности личности, исследования задач взаимоотношений личности и государства в условиях реформирования экономики в работах отечественных ученых Абалкина А И, Бадалова Л М , Ведуты Е , Волкова О И, Глазьева С Ю , Гребнева Е Т , Губина Б В , Жильцова Б Н, Зуева В М, Илларионова А, Куклина А А, Кожевникова Р А, Некрасова Р М, Одегова Ю Г , Олейникова Е А, Одинцова А А., Попова В А, Ракитского Б В , Римашевской Н М, Русинова Ф М, Сенчаг ова В К, Сидорова М Н,, Тихомирова Н П, Шершнева Л И
Из зарубежных авторов, чьи работы по проблемам системного анализа как методологии решения сложных проблем большого масштаба, определения политики развития социально экономических систем, были рассмотрены диссертантом наиболее подробно, можно назвать Акоффа Р Л , Берталанфи Л фон , Боулбинга К , Джонсона Р , Каста Ф , Квейда Э , Лаяге О , Оптнера Ст, Л, Уайтта К, Эшби У Росс
До сих пор еще редки монографические исследования и диссертационные работы по проблемам, актуальным для обеспечения экономической безопасности личности. Только в середине 90-х годов был опубликован ряд работ по различным вопросам обеспечения экономической безопасности личности К ним можно отнести такие работы как "Безопасность человека" под редакцией ЛИ Шершнева Фонда национальной и международной безопасности 1994г.; "Концепцию экономической безопасности РФ" под научным руководством академика ДЕН В.К. Сенчагова 1994г.; "Экономическая безопасность. Производство-Финансы-Банки" под редакцией В.К. Сенчагова 1998г.; "Экономическая безопасность и инновационная политика ( страна, регион, фирма)" под редакцией профессора Е.А. Олейникова 1993г.
В первой из названных работ ставилась цель: "создание личности безопасного типа". Здесь обобщен материал, содержащий ряд основополагающих понятий безопасности, характеристика личности безопасного типа, а также экспериментальная школьная программа "Основы безопасности жизнедеятельности".
Вторая из названных работ - "Концепция экономической безопасности РФ" также содержит ряд основополагающих понятий, раздел 2.1. "Социальная сфера", раздел 3.5. "Меры социального характера", в приложениях рассмотрена система показателей-индикаторов экономической безопасности, их пороговые значения.
Книга "Экономическая безопасность" 1998г., написанная ведущими учеными и специалистами, содержит большой материал по различным отраслям и сферам экономической деятельности предприятий, организаций, банков. Кроме того, в книге помещен раздел VII "Криминализация экономики и безопасность личности, общества и государства", отражающий в основном, проблемы теневого сектора экономики и контуры государственной политики в отношении "теневиков".
Четвертая из названных работ, ставя задачей исследование проблем экономической безопасности, не затрагивает проблем личности.
Кроме того. Конституция Российской Федерации и Гражданский Кодекс Российской Федерации отражают правовые вопросы в отношении личности.
Таким образом, мы отмечаем, что в вышеназванных публикациях не ставилась и не рассматривалась проблема экономической безопасности личности. Вместе с тем, в работах автора впервые в экономической литературе ( с июля 1994г.) ставится вопрос о комплексном рассмотрении проблемы экономической безопасность личности.
К ним относятся работы: "Стратегия экономической безопасности и инновационной политики" под редакцией Е.А. Олейникова 1994г., "Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)" под редакцией Е.А.Олейникова, март 1997г. Здесь лично автором в главе "Экономическая безопасность личности" впервые вводится понятие: "экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности" Наряду с этим, автором определены и исследованы целевые направления по обеспечению экономической безопасности личности. Также в 1997г. вышла монография автора "Проблемы экономической безопасности личности". В ней раскрывается суть, категории и содержание понятия экономическая безопасность личность", ее зависимость от состояния национальной экономической безопасности и от проводимой государственной социально-экономической политики. Автором ставятся основные задачи и перечень мер по обеспечению экономической безопасности личности по целевым направлениям.
Дальнейшее развитие дефиниция " экономическая безопасность личности" получила в монографии автора "Развитие методологии экономической безопасности личности"( 1999г.)
Таким образом , логически выдвигается проблема народнохозяйственной значимости по созданию системы экономической безопасности личности.
Теоретическое обоснование и практическая реализация находит свое развитие в методологии как учении о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности по обеспечению экономической безопасности личности.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в постановке и решении научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное
значение, по развитию методологии экономической безопасности личности в условиях кризисной экономики. Цель исследования определила постановку и решение задач:
1. Обосновать народнохозяйственную проблему по развитию методологии экономической безопасности личности в целях повышения эффективности управления социальными системами.
2. Рассмотреть объект управления, обосновать связи и взаимозависимости личности и социальной системы в целом. Доказать главенствующую роль экономического фактора в обеспечении всех составляющих жизнедеятельности человека.
3. Сформулировать понятие "экономическая безопасность личности", выявить его связь с национальной экономической безопасностью. Разработать методологическое обеспечение проблемы с целью его использования в построении модели и применения в системе государственного управления. Выявить принципы построения социальной системы.
4. Исследовать, выявить и обосновать методы, приемлемые для решения управленческих задач в системах крупного масштаба.
5. Построить и обосновать модели, с помощью которых становится возможным решение главной цели исследования. Выявить, обосновать необходимость расширения теории и практики построения математических моделей социальных процессов. Определить новые направления разработки таких моделей в целях концентрации усилий и финансовых ресурсов на более важных направлениях.
6. Подтвердить актуальность выбранной тематики исследования проведением анализа социально-экономического положения в стране, дать ряд международных сравнений по основному блоку индикаторов Представить рекомендации по реформированию организационной структуры управления с постановкой задач для исполнителей.
7. Выявить роль и задачи государства в вопросах обеспечения законодательной поддержки, формирования социально-экономической политики, выработки мер и механизмов положительного воздействия на общество в целом. Исследовать теоретические и практические основы инвестиционной политики, ее значимость и возможности в обеспечении экономической безопасности.
8. Обосновать систему индикаторов, требования к их подбору для проведения мониторинга в соответствии с их пороговыми значениями.
9. Разработать предложения по формированию Федеральных целевых программ и методических рекомендаций по их отбору при дефиците бюджетных средств.
Формирование подходов к созданию экономической безопасности личности как системы определяет направления развития государственной инвестиционной политики. Обозначение системы управления экономической безопасностью личности как "равновесной" (либо стремящейся к состоянию равновесия) должно базироваться на стратегии как осознанной и продуманной совокупности мер и механизмов, влияющих на настоящее и будущее состояние общества и государства в целом.
Общеизвестно, что научная проработка в данной области исследований сегодня недостаточна.
Возникла необходимость определения в качестве объекта инвестиционной политики комплекса всех сфер жизнедеятельности личности, обеспечивающего воспроизводственный процесс и социально-экономическое развитие. При этом деятельность всех ветвей власти (и законодательной и исполнительной) в сфере управления инвестициями, подчиненная достижению стратегической цели, должна рассматриваться как инвестиционная политика государства.
В результате концептуализации диссертантом сформулирована и обоснована методология формирования и реализации государственной социально-экономической политики как единого, органически связанного процесса, направленного на обеспечение национальной экономической безопасности, достижение благосостояния общества в целом.
Объект исследования. Личность - творец экономических процессов. Личность как биосоциальная система, выступающая одновременно в роли и человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.
Предметом исследования является разработка основных методологических положений, раскрывающих структуру, логику организации, методы и средства деятельности в обеспечении экономической безопасности личности (ЭБЛ).
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений, методологии, средств и методов формирования и реализации государственной социально-экономической политики как единого, органически связанного процесса, направленного на обеспечение национальной экономической безопасности, достижения благосостояния общества в целом.
Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании:
1. Поставлена, обоснована и решена народнохозяйственная проблема по развитию методологии экономической безопасности личности в целях повышения эффективности управления социальными системами. Разработан комплексный подход к решению проблемы в виде "Дерева целей" (модель 1), сформулированы блоки подцелей (задач) для достижения главной цели.
2. Рассмотрен объект управления - социальная система как совокупность личностей, составляющих общество в единое целое. Выявлена созидающая роль личности в общественной и экономической жизни государства. Установлено, что созидающий характер побуждений человека всецело зависит от созданного в государстве правового, политического, экономического пространства, стимулирующего положительные действия. Рассмотрены составляющие личной безопасности .
3. Установлено, что среди факторов, характеризующих личную безопасность, экономический является ведущим. В соответствии с этим сформулировано и обосновано понятие "экономическая безопасность личности как состояние, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности". Определена связь экономической безопасности личности с национальной экономической безопасностью, при которой состояние экономики и институтов власти обеспечивает гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.
4. Разработано методологическое обеспечение проблемы, раскрыты, дополнены и обоснованы основополагающие понятия методологии экономической безопасности личности с целью его дальнейшего применения в системе государственного управления. Выявлены принципы построения социальной системы, определяемые из теории системного анализа.
5. Установлена целесообразность применения экспертных методов, в частности, метода структуризации (дерева целей), метода имитационного моделирования на основе "Закона равновесия", повышающих качество планово-управленческих решений, способствующих конкретизации цели деятельности управленческих структур на решении слабоструктуризованной народнохозяйственной проблемы, структуры и элементы условия, цели и возможности которой известны не в полной мере (частично). Построены и обоснованны: модель (схема 1) государственного управления системой обеспечения экономической безопасности личности, вспомогательные имитационные модели по видам источников опасности: естественно-природного, техногенного, социального происхождения, - имеющие целью при внедрении в практику государственного управления проведение профилактических мер по нейтрализации угроз, создание эффективной системы экономической безопасности, конкретизацию направлений инвестиционной политики
6. Установлена необходимость расширения теории и практики построения математических моделей социальных процессов в соответствии с разработанными блоками экономического жизнеобеспечения личности и социальной системы в целом (схема2).
Модель I Проблема : РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Схема 2. Направления государственной политики а обеспечении ЭБЛ
Схема 1 Модель государственного управления
7. Проведен анализ состояния экономической безопасности личности в стране. Даны рекомендации по созданию единого аналитического центра в структуре исполнительной власти в целях формирования достоверных прогнозных данных, анализа социально-экономической информации, проведения полноценного мониторинга основных индикаторов в соответствии с их пороговыми значениями при законодательном обеспечении, присущем правовому государству. Определена значимость государственной инвестиционной политики по обеспечению экономической защиты человека.
8. В целях повышения эффективности управления системой экономической безопасности разработаны и частично внедрены в работу комиссии аппарата Совета Безопасности РФ по проблемам координации поддержки реализации в регионах значимых для национальной безопасности страны социально-экономических федеральных и региональных программ предложения по формированию федеральных целевых программ и методические рекомендации по их отбору при дефиците бюджетных средств.
Практическая значимость работы состоит в разработке методов обоснования и принятия управленческих решений в процессе разработки и реализации социально экономической политики на различных уровнях управления. Разработанная система управления экономической безопасности личности, включающая, механизм увязки интересов государства и общества, позволяет осуществлять целенаправленную инвестиционную политику по созданию системы экономической безопасности личности на федеральном, региональном уровнях. Предложенная "равновесная" система позволяет существенно повысить обоснованность и достоверность упреждающего выявления угроз для личности, создания системы мер безопасности, выбора приоритетных направлений инвестирования и результативность ее реализации.
Научная обоснованность и достоверность положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:
• применением апробированных методов системного анализа;
• глубокой проработкой и анализом материалов государственной статистической отчетности, других отечественных и зарубежных аналитических источников,
• обоснованностью научных положений диссертационного исследования, подтвержденной соответствием теоретических результатов целям и практике построения рыночноориентированной экономики,
• корректностью результирующих выводов диссертации по отношению к отечественным и зарубежным авторам.
Внедрение результатов. Разработанные и обоснованные в диссертации научно-методические рекомендации, теоретические и методологические выводы по вопросам социально - экономической политики внедрены и используются на государственном уровне управления (в Аппарате Совета Безопасности Президента РФ), а также при подготовке учебно-методических материалов для студентов и слушателей экономических специальностей и в системе повышения квалификации руководящих кадров народного хозяйства. Основные положения и выводы диссертации легли в основу опубликованных автором учебно-методических материалов в целях подготовки специалистов экономического профиля.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследований были доложены на ряде научно - практических конференций и совещаниях Совета Безопасности РФ. в том числе на "Плехановских чтениях" РЭА им. Г. В. Плеханова в течение 1992-1999 гг., а также в учебном процессе различных столичных ВУЗов.
Публикации. По проблемам диссертационного исследования, включая методическую литературу для учебного процесса, автором опубликовано 14 научных работ общим объемом 31,05 п.л., в том числе 4 монографии, из них по теме диссертации 4 , приведенных в списке трудов соискателя.
Структура диссертации определяется принятой логикой проведенного исследования и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Содержит 282 страниц основного текста, 5 рисунков, 13 схем, 35 таблиц (в приложении), 9 формул, 2 модели. Список литературы включает 178 наименований.
И. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЗАЩИЩАЕМЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, определены: объект, предмет, научная новизна и практическая значимость, теоретические и методологические основы, научная обоснованность и достоверность, реализация и апробация результатов исследования.
В диссертации обоснована система требований, представленная ниже, по основным защищаемым положениям новизны (п. 1-9).
1. Доказано, что решение народнохозяйственной проблемы обеспечения ЭБЛ требует разработки в направлении повышения эффективности государственного управления. Одним из приемов мы видим изменение отношения к этой проблеме. Необходимо, на наш взгляд, опираться на комплексный, системный подход при рассмотрении объекта государственного управления. В данном случае объект - в классическом понимании "система"-рассматривается в качестве множества взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Речь идет о "социальной системе". Уточним это понятие. Под ним понимается совокупность личностей, составляющих общество как единое целое. В то же время объединенные группы личностей (индивидов) занимают в обществе соответствующие им места сообразно классовой принадлежности, имущественному положению, производственно-экономическим отношениям. Последние рассматриваются в неразрывном единстве с социальными. В свою очередь, под социальными мы понимаем межчеловеческие, то есть те, что связаны с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, носящие общественный характер. Изложенная позиция автора напрямую перекликается с разработками ученых: Макса Вебера, Зомбарта, Оппенгеймера, рассматривающих экономический мир в единстве с социальным .
Человек (ЛИЧНОСТЬ), будучи сам объектом и субъектом, системой безопасности, присутствует во всех других системах безопасности, играя базовую системообразующую роль. Отсюда обеспечение личной безопасности становится условием обеспечения безопасности всех других ее форм и уровней, но, в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государства, природы. Личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек.
Отсюда вытекает понятие "ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ", то есть защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, имеющая множество разновидностей. Это связано с тем, что личность является биосоциальной системой и выступает одновременно в роли человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды. В первом случае речь идет о правовой безопасности личности, т.е. защищенности человека-гражданина системой общеобязательных норм, охраняемых традициями общества и правовой деятельностью государства, о материальной безопасности, о бытовой безопасности. Во втором случае личная безопасность обеспечивается по классу параметров среды обитания личности (по форме движения энергии): физической, химической, биологической, радиационной и др., а также по характеру воздействия: соматическая безопасность или защищенность тела от травм, ран и прочих поражений; психическая защищенность психики, то есть нормальной деятельности мозговых факторов мышления, нервной системы, духовная - защищенность сознания, морального состояния, воли и способности к действию; физиологическая - защищенность физиологических систем организма, поддерживающих его жизнь и работоспособносгь; энергетическая -защищенность от охлаждения организма, голодной смерти или потери работоспособности от истощения. Методологически важно учитывать, что человек как живой организм или личность может прекратить существование от любого воздействия, интенсивность и время действий которого превысит предел выносливости .
2. Среди факторов, характеризующих личную безопасность, экономический фактор является ведущим. Это объясняется тем, что без развитой экономической базы невозможно обеспечить все жизненно важные интересы человека, трактуемые в Законе РФ "О безопасности" как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития граждан, общества и государства.
Рисунок 1 Пирамида потребностей A.I'. Маслоу
В соответствии с общепринятой трактовкой потребностей американского психолога A.I. Macлoy они имеют иерархическую структуру: от элементарных, низших, до потребностей высшего порядка. Выделяется пять уровней человеческих потребностей . Позиция авторов книги "Безопасность человека" подтверждает изыскания психолога АТ.Маслоу. Феномен человека был и остается во многом загадкой. До недавнего времени ученые полагали, что это биологическое и социальное существо. Сегодня есть немало свидетельств о том, что это еще относительно самостоятельная, автономно действующая биоэнергетическая информационная система. Его стремление к познанию самого себя, окружающего мира, к самовыражению и является основным источником человеческой деятельности, которая осуществляется по трем направлениям: самосохранение,
размножение, самосовершенствование. Две первые программы мотивированы физиологическими потребностями, закрепленным инстинктом, а последняя - социальными, проявляющимися в процессе взаимодействия с внешним миром. Человек является исходной начальной категорией всех структур безопасности. Безопасность семьи и каждого ее члена покоится на условиях жизни и безопасности главы семьи. Признавая правомочными вышеизложенные точки зрения ученых, необходимо внести существенное дополнение. В частности, остается невыясненной роль человека - творца и шовного действующего лица в экономической жизни государства и общества.
Общеизвестно, что важнейшим элементом реализации любых принимаемых решений является экономический механизмы, которые существуют в экономической сфере, где возникают экономические явления. Они - результат деятельности хозяйственных субъектов. Эта деятельность становится основой, источником, причиной, движущей силой экономических явлений. Главный же хозяйствующий субъект - это человек. Группа людей -это предприятие. Само государство также хозяйственный субъект. Экономические явления, объединенные в однородные группы, тесно связаны между собой. В самом общем виде экономические механизмы можно определить как необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями.
Производство, потребление и обмен есть экономические явления, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни. Следует отметить, что экономический анализ должен быть основой для выявления взаимозависимости, существующей между различными экономическими механизмами. Взятые в целом результаты экономического анализа, охватывающего как наиболее простые экономические механизмы, так и экономические законы, составляют то, что сегодня называют экономической теорией. Причем экономический анализ призван не только формулировать существующие отношения между экономическими явлениями, но и определять условия и законы экономического роста.
Экономические явления, их механизмы и законы их действия существуют в экономическом режиме, создаваемом государством, который включает элементы государственного законодательства, корпоративного права, правовые формы соединения труда и капитала в рамках предприятий, определяет сферы льготного налогообложения и другое. Речь идет о создании юридической, институциональной базы, географическом, научно - техническом, психологическом характере государства, то есть всего того, что влияет на деловую активность.
Первопричинами, истоками возникновения экономических механизмов являются импульсы, рассматриваемые как способность активного действия личности, группы людей (хозяйственных структур), государства в -целом под непосредственным влиянием их собственных побуждений. Главным образом качество экономических механизмов, их направленность на создание процветающего государства определяется побуждениями индивида. Побуждения работают на благо когда государство создает юридическое, экономическое пространство, стимулирующее положительные побуждения. Человеку становится выгодно легально работать, платить налоги; не ущемляются интересы его самого и семьи, он защищен социально. Одним словом, создана система экономической безопасности личности.
Таким образом, выявлено, что экономический фактор является главенствующим, обобщающим и обеспечивающим все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства. Вместе с тем, необходимо отметить, что как показывает аналитический обзор литературы, фактор экономического обеспечения безопасности личности и ее первостепенная роль в создании экономических процессов не достаточно раскрыты. Тем самым роль и личности и экономического фактора в обеспечении безопасности существенно занижена.
3. Основополагающие понятия экономической безопасности личности. Исходя из авторского определения "экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности" и с целью более глубокого раскрытия содержания этого понятия и методологии в целом исследовано, обосновано содержание, взаимосвязь и взаимозависимость основополагающих понятий: опасность, безопасность, угрозы, их классификация, виды источников угроз, риски, ущерб и другие.
4. В работе отмечается, что:
• исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Отсюда вытекает два вывода: а) система понимается как нечто целостное лишь тогда, когда она в качестве системы противостоит своему окружению - среде.
6) расчленение системы приводит к понятию элемента - единицы, свойства и функции, которой определяются ее местом в рамках целого, то есть свойства целого (всей системы) не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Здесь понятие ЭЛЕМЕНТ рассматривается только по отношению к данной системе и представляет собой минимальный (неделимый) компонент системы или же максимальный предел ее расчленения в рамках данной исследовательской задачи, а
• представление о ЦЕЛОСТНОСТИ системы конкретизируется через понятие СВЯЗИ. Но, так как наличие связей не является специфическим признаком, характеризующим только системы, то применительно к системному исследованию сформулируем некоторые дополнительные условия, чтобы понятие СВЯЗИ выступало в качестве специфически СИСТЕМНОГО. Главное условие - необходимость наличия в системе двух или более ТИПОВ связей (например, пространственные, функциональные, генетические - в биологических организмах. Отметим, что в системах особое место занимают связи, которые называют СИСТЕМООБРАЗУЩИМИ, например, связи управления
• исходя из установок предыдущего пункта, то есть из совокупности связей и их типологической характеристики, приходим к понятию СТРУКТУРА и ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ. Через эти понятия обычно выражают определяемую устойчивыми связями УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СИСТЕМЫ, а иногда - и направленность этой упорядоченности.
• структура системы может характеризоваться: по горизонтали - связь типа "хищник - жертва"; - по вертикали - по типу "биологическая популяция" и "биологическая особь". Вертикальная структура приводит к понятию "уровней" системы и "иерархии" этих уровней,
• специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является УПРАВЛЕНИЕ, то есть разнообразные по формам и по "жесткости" способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы. Необходимо учитывать, что ИЕРАРХИЧНОСТЬ - это другими словами строгая подчиненность построения является специфическим признаком систем, поскольку связи управления можно рассматривать как одно из характерных выражений системообразующих связей.
• наличие управления делает необходимым постановку ЦЕЛИ при исследовании некоторых систем, обладающих собственным органом управления.
• ввиду того, что источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе, наиболее существенной чертой целого ряда системных объектов является их способность к самоорганизации.
• в связи с наличием управления и целесообразным характером поведения систем во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития системы, поиска соответствующих механизмов и построения единой картины объекта.
Последний из вышеназванных, восьмой принцип и вызывает наибольшее беспокойство при подборе методов решения крупных народнохозяйственных проблем. Здесь требуются методы, которые позволяют анализировать сложные проблемы как целое. обеспечивают рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывается большим числом переменных. Обеспечивают полноту каждой альтернативы, помогают вносить измеримость, дают возможность отражать неопределенности.
5. Получившая в результате развития обобщения широкая и универсальная методология решения проблем была названа "системный анализ". В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Чтобы количественные оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отражать участвующие в сравнении свойства альтернатив (т.е. требуемые выходные данные, например , ВВП на душу населения, прожиточный минимум и т.п.). Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы. Такая целостность называется в системном анализе СИСТЕМОЙ. Выделить систему в реальном мире значит указать все процессы, дающие данный выход.
В нашем случае так называемым "выходом" является наличие системы экономической безопасности личности, то есть состояния экономики, правовой базы и других составляющих, которые обеспечивают все жизненно важные функции человека.
Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, идентификация имеет характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если все вышеперечисленное известно чистично, идентификация имеет качественный характер. В этом случае проблема называется качественной или слабоструктуризованной. исследуемая проблема, связанная с социально-экономической сферой, у которой структуры и элементы условия, цели и возможности известны не в полной мере (частично), носит качественный характер, т.е. является слабоструктуризованной. В соответствии с теорией и практикой прогнозирования можно говорить о применимости здесь экспертных методов. Методы структурного анализа применяются для прогнозирования сложных объектов. Наиболее распространенный из них метод структуризации (метод дерева целей). Данный метод улучшает качество планово-управленческих решений поскольку его применение способствует конкретизации целей деятельности управленческих структур. Ею использование позволяет сконцентрировать ресурсы на выполнение мероприятий, наиболее эффективных для достижения поставленных целей.
6. Обоснована модель государственного управления в целях обеспечения экономической безопасности личности, социальной системы в целом. Общая схема структуры государственного управления приводится на схеме 1.
При построении модели мы исходим из того, что главной целью обеспечения Национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене. Обеспечение безопасности и защита национальных интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства, направленной на подъем экономики и проведение независимого и социально ориентированного экономического курса,
Основу модели составляют положения Конституции РФ, Концепция национальной безопасности, стратегия экономической безопасности. В целом отмечается недоработка вышеперечисленных документов по проблеме экономической безопасности личности, что свидетельствует о необходимости более детальной проработки государственных документов и целостной системы управления с учетом разноплановости и широкого круга проблем государственной социально-экономической политики, целевых направлений, методов и механизмов, системы индикаторов и других составляющих.
7. Доказана необходимость расширения практики построения математических моделей для решения сложных социально-экономических проблем в соответствии с разработанными блоками жизнеобеспечения (схемы 2-6). С этой целью в работе дан подробный анализ существующих моделей таких авторов как: Бартоломью, Белоусова Л.А., Боярского А.Я., Бреева В.Д., Кини Р.Л., Тихомирова Н.П., Райцина В.Я. и других специалистов. Констатируется, что математический аппарат для решения сложных социально-экономических проблем достаточно проработан и является инструментом для решения проблем такого масштаба.
Общеизвестно, что существенным элементом управления является анализ состояния исследуемой системы. В связи с чем потребовалось освещение анализа состояния социально-экономического положения личности за период 90-х годов и анализа прогнозных данных как определяющих стратегию развития Российской Федерации. Выявлено, что данные официальной статистики, показывающие рост основных социально-экономических показателей, не соответствуют реальному положению дел в стане. Так, за период с 1990 -1997 гг. происходил рост ВВП - в 4309, 8 раза ; ВВП на душу населения - 4108,4 р. ; расходы на конечное потребление - в 4687 р. ; денежные доходы населения - 4 222,3 р. ; средняя зарплата - в 3136 р., продукция сельского хозяйства - в 2105 р. ; ВВП (в сопоставимых ценах) в % предыдущему году за восемь лет вырос на 3,8%. Оплата труда наемных работников - в 3841,4 р. ; валовый располагаемый доход - в 3373,2 р. ; розничный товарооборот в 3086 р., платные услуги населению - в 6099 р. Наряду с этим - высокая смертность, травматизм, плохие условия труда, высокая безработица, рост онкологических, инфекционных заболеваний, суицидов.
Схема 3 Комплексный подход к построению экологической безопасности личности.
Схема 5 Направления государственной политики на рынке труда
Схема 6 Обеспечение экономической безопасности в области образования и информационного обеспечения
Международные сравнения социально-экономических показателей России с аналогичными показателями других стран говорят не в пользу нашей страны, что еще раз подтверждает необъективность статистики, показывающей рост основных внутренних показателей, и соответственно благополучное состояние экономической защищенности личности.
Значимость анализа и его достоверность возрастает в связи с тем, что базовые показатели закладываются в прогноз, что определяет социально-экономической развитие на будущее. В связи с этим даются рекомендации по усилению контроля за достоверность статистической информации, составлению прогнозов, устранению нестыковок государственных ведомств в вопросах подготовки объективного анализа.
С этой целью возникает необходимость создания единого аналитического центра при Совете Безопасности РФ, обладающего достаточным потенциалом для такой работы, проведения полноценного мониторинга основных индикаторов в соответствии с их пороговыми значениями.
Проанализировано законодательное обеспечение. Даны рекомендации по устранению пробелов, созданию механизмов их реализации и гарантий защиты личности и общества в целом. В частности, государство, выступая как инвестор, заемщик, регулятор и гарант денежных операций должно активно сочетать административные методы управления экономикой с рыночными методами регулирования макроэкономическими процессами.
На микро - уровне государство, определяя с помощью законодательства правила взаимодействия участников рыночных процессов, должно прежде всего не мешать предпринимателям развиваться. А наоборот, подталкивать их к активному соперничеству на потребительском рынке. Дана оценка и роль государства в инвестиционной политике.
Государственная инвестиционная политика по обеспечению экономической безопасности личности рассматривается как система мер, обеспечивающая объем, структуру, направления инвестиций, рост и обновление материальной базы СКС на основе новых организационных и технологических решений, выбор наиболее приоритетных направлений развития социально - культурной сферы, концентрацию инвестиций и повышение их эффективности по нanpaвлениям вложений. Это можно осуществить только учитывая достижения современной науки, техники, технологии. Особую роль инвестиционная политика приобретает в современных условиях совершенствования товарно-денежных отношений. Для нормального развития экономики требуется постоянный приток средств, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод развития, то есть количественный рост инвестиций, но и их качественный рост. Высокий технический состав капитала или наукоемкие, высокотехнологичные инвестиции как раз отражают их качественную сторону.
8. Государственное управление системой экономической безопасности реализуется с помощью внедрения Федеральных целевых программ. Это обеспечивает коренное улучшение реализации проблемных задач государственного значения. Дает в руки государства и регионов надлежащий контроль за проведением выбора, обоснования и реализации наиболее важных экономических и социальных проблем. Тем самым создается особая система экономического и социального управления народным хозяйством с последовательным приближением к решению проблемы экономической безопасности личности.
Наряду с традиционными источниками предложен новый подход по изысканию средств. Иллюстрация нового подхода представлена в модели 2 "Упущенные выгоды" с подробными комментариями по ее применению. Изысканные средства необходимо адресовать по разработанным целевым направлениям (схемы 2-6) в соответствии с поставленными задачами повышения эффективности управления экономической безопасности личности.
Модель 2 Матрица " Упущенные выгоды"
В млрд. руб.
В рамках исследования разработаны методические рекомендации по отбору особо значимых для национальной безопасности программ для их финансирования при дефиците бюджетных средств. Методика апробирована отделами Совета Безопасности РФ.
Таким образом, обоснована эффективная система государственного управления с целью обеспечения экономической безопасности личности.
В заключение диссертации содержатся выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Основное содержание диссертации опубликовано в следующих
научных работах: Монографии:
1 Развитие методологии экономической безопасности личности. Иванове.: Изд-во Ивановского государственного университета - 1999. - 10,46 п.л,
2. Проблемы экономической безопасности личности. Ч. 1. М.: Рос. экон. акад., - 1997. -4 п.л.
3, Стратегия экономической безопасности и инновационной политики. Коллект. монография. М.: Изд-во ВА Ф. Дзержинского, - 1994, -270 с" в т.ч. автора - 0,8 п.л.
4. Экономическая безопасность и инновационная политика (страна, регион, фирма). Коляект. монография, М.: Изд-во ВА Ф. Дэержинского, - 1993, - 265 с., в т.ч. автора - 0,6 п.л,
Учебно-методические пособия:
5. Экономическая безопасность предпринимательства. Иванове: Изд-во Ивановского государственного университета - 1999, - 206 с. - 11,39 п.л.
6. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). М.; ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997, - 267 с" в т.ч. автора - 1 п.л.
Статьи, тезисы докладов:
7. Основы экономической безопасности. Тезисы Vlll-ые Плехановские Чтения.М.: Рос. экон. акад., - 1995, - 0.1 п.л.
8. Экономическая безопасность России в кн. "О путях выхода России из социально-экономического кризиса". М.: Система, - 1995 265 с., в т.ч. автора - 0,4 п.л.
9. О безопасности России в кн. "Пути возрождения России". М.: Система, - 1996, - 242 с. в т.ч. автора - 1 п.л
10. Экономическая модель создания системы безопасности личности в сб. "Проблемы национальной безопасности": М,: Ун-тет Дружбы народов, - 1998, - 0,8 п.л.
11. Концепция экономической безопасности России. Тезисы. ХП-ые Плехановские чтения. М.: Рос. экон. акад., - 1999, - 0,1 п.л.
12. О необходимости формирования единой методологии анализа экономической безопасности предприятия. В сб. Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Улан-Удэ: ВСГТУ, - 1999, - 0,1 п.л. (в соавтор)
13. Экономическая безопасность личности. В сб. научных трудов кафедры /Под ред. проф. Е.А. Олейникова, М.: Рос. экон. акад., 1996, -71 с., в т.ч. автора - 0,2 п.л.
14. Определение направлений государственной политики инвестирования экономической безопасности личности, Х1-ые Плехановские чтения. М.: Рос. экон. акад., -1998, - 0,1
Описание предмета: «Безопасность жизнедеятельности»Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью
исключено причинение вреда существованию человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности
людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской,
жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических,
электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий.
Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.
С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с
развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.
Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей
среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – «синдром компьютерного зрения»),
происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых «дыр» и т.д.
Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и
окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.
Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД,
голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.
Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные,
техногенные, социальные.
Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы,
представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека
потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что
какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия – причины.
Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья,
на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).
Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных
катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного
рода бедствия и катастрофы.
Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой
опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:
- Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
- Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
- При необходимости быстро и грамотно действовать.
Главная задача возникшего научного направления «Безопасность жизнедеятельности» – анализ источников и причин
возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.
Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в
области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на
законах и подзаконных актах.
Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от
опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты
от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного,
антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.
Таким образом научные и практические знания, изложенные в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»,
позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности
допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу. [Белов С.В., Девисилов В.А. и др.
Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2002.]
Литература - В.В. Шлыков. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. – СПб.: Алетейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, Рязанский институт права и экономики МВД России, 1999. – 144 с.
- И.Н. Кондрат. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 136 с.
- А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006. – 420 с.
- В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 352 с.
- М.Ю. Кийко. Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России. Теория, методология, экономическая оценка. – М.: Ленанд, 2014. – 272 с.
- Экономическая безопасность. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 480 с.
- Грачев Александр. Экономическая безопасность. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.
- Татьяна Савина. Экономическая безопасность предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 168 с.
- Марина Клещина. Влияние уровней развития регионов на экономическую безопасность России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 144 с.
- Василий Долинко. Правовые основы экономической безопасности региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 64 с.
- Анна Орлова und Евгения Никулина. Экономическая безопасность: региональный аспект. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 120 с.
- Дазмира Васильевна Орлова. Исследование системы экономической безопасности России и стран СНГ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 112 с.
- Наталья Лызь. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании. – М.: , 2011. – 256 с.
- Марина Головко. Развитие культуры безопасности личности. – М.: , 2011. – 96 с.
- О.В. Сараджева. Современный сценарий развития экономики России вопросы экономической безопасности. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 136 с.
- Бюджет России. Развитие и обеспечение экономической безопасности. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
- И.К. Ларионов, М.А. Гурееева. Экономическая безопасность личности, общества и государства. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 480 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|