Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Методические основы преподавания предмета "технология" в начальной школе

Методика преподавания

 

ХРОМОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Методические основы преподавания предмета «технология» в начальной школе

Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (обше технические дисциплины и трудовое обучение)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2001

Работа выполнена на кафедре общетехнических дисциплин

факультета технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета.

Общая характеристика работы

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся, начиная с начальной школы. Методически соответствующее данной цели изучение образовательной области «Технология» на начальном этапе обучения, в 1 - 4 классах, является необходимым условием получения младшим школьником начального общего образования.

Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся начальной школы. Младшие школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам. Для осуществления технологической подготовки младших школьников в базисный учебный план введена образовательная область «Технология», в соответствие с целями и задачами которой необходимо разработать методику преподавания технологии в начальной школе.

Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее преподаванию рассматривались такими классиками педагогической науки, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.

Позднее собственно разработкой методических вариантов осуществления трудовой подготовки младших школьников занимались: за рубежом - Дж.Дьюи , Г.Кершенштейнер, Р.Штейнер и др., в нашей стране ученые и педагоги П.П.Блонский, Шацкий С.Т., А.Н.Волковский , С.М.Ривес , М.Н.Шульман, В.А.Сухомлинский и другие. Особый вклад в решение вышеуказанной проблемы внесли П.И..Христианович, разработавший школьную программу трудовых занятий детей начиная с девятилетнего возраста, а также К.Ю.Цируль, методически обосновавший введение в общеобразовательной школе нового для своего времени предмета «Ручной труд». Вместе со своими единомышленниками Н.П.Столпянским, НВ.Касаткиным, Д.И.Загребиным и другими при отборе ремесел для построения курса обучения в качестве критериев он рассматривал в частности: соответствие возрасту и силам детей и возможность методически обоснованного построения курса.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.М.Казакевич, В.А.Кальней, А.С.Лында, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.С.Столяров, Д.А.Тхоржевский, Ю.Л.Хотунцев и другие ученые.

Разработкой методики трудового обучения в начальной школе в последние

десятилетия занимались: Л.М.Гукасова , Н.М.Конышева, В.П.Кузнецов, И.Г.Майорова, В.Г .Машинистов, В.И.Романина, Я.А.Рожнев , А.Е.Стахурский , Б.В.Тарасов, Н.Е.Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и Средства трудового обучения в начальной школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью «Технология» к технологической подготовке учащихся начальной школы.

Введение образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость разработки методики преподавания технологии в начальной школе. Существующие разработки частных вопросов данной методики (Б.Н.Трегубенко, КВ.Матяш, М.В.Хохлова, В.Б.Костина, Л.Ю.Огерчук ) не позволяют полностью решить поставленную проблему.

Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью осуществления технологической подготовки младших школьников и отсутствием разработанной методики преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе, что определило содержание и тему настоящего исследования: «Методические основы преподавания предмета «Технология» технологии в начальной школе».

Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации методики преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе.

Объест исследования - процесс преподавания технологии в начальной школе.

Предмет исследования - методические условия успешного преподавания технологии в начальной школе.

Цель исследования - разработка научно-обоснованных основ методики обучения младших школьников предмету «Технология».

Гипотеза исследования - методика преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе обеспечит получение младшими школьниками начального технологического образования, если данная методика:

будет соответствовать содержанию образовательной области

«Технология» и обеспечит освещение всех разделов,

предусмотренных в программе по технологии;

обеспечит активное и осознанное усвоение школьниками

технологических знаний, умений и навыков;

будет предусматривать использование в процессе обучения метода

проектов. Задачи исследования:

1. Определить характерные особенности преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе.

2. Разработать методику преподавания некоторых разделов «Технологии» в начальной школе.

3. Определить методику выполнения проектов в начальной школе.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.

Теоретико-методологическую основу составляют:

Концепция метода проектов (Дж. Дьюи., У.Кильпатрик.); концепция

формирования технологической культуры школьников (Хотунцев Ю.Л.,

Симоненко В.Д.), концептуальные основы образовательной области

«Технология» (Атутов ПР., Кальней В.А., Симоненко В.Д., Хотунцев ЮЛ.);

концепция развития творчества учащихся посредством целенаправленного

обучения ( Выготский Л.С., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.).концептуальные

основы развивающего обучения ( Выготский Л.С, Давыдов В.В).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы и

виды деятельности:

изучение и анализ нормативных документов по трудовому обучению и образовательной области «Технология» до введения образовательной области «Технология» и после ее введения; историко-логический анализ педагогической, психолого-педагогической, технической литературы по проблеме исследования;

сравнительный анализ учебно-программной документации; определение уровня обученности учащихся начальной школы по предмету «Технология»;

обобщение опыта преподавания технологии в начальной школе; педагогический эксперимент; аналитическая обработка результатов исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе ( 1995-1998 г.г.) производился теоретический анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы, касающейся проблемы исследования. Рассматривался опыт работы учителей трудового обучения в начальной школе. Разрабатывались общие подходы к преподаванию образовательной области «Технология» в 1-х - 4-х классах. Определялись цели и задачи исследования, а также методы их реализации. Был начат педагогический эксперимент.

На втором этапе (1998-1999г.г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа в начальных классах, определялись требования к построению методики обучения, разрабатывалась учебная программа курса, рассматривались педагогические возможности реализации метода проектов в начальной школе.

На третьем этапе (1999-2001 г.г.) была разработана методика преподавания некоторых разделов технологии в начальной школе, с учётом промежуточных результатов педагогического эксперимента, производилась статистическая обработка результатов эксперимента, формулировка выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит:

в установлении невозможности прямого перенесения методик преподавания трудового обучения на преподавание образовательной

области «Технология» в начальной школе;

в установление особенностей применения метода проектов и

выполнения проектов в начальной школе;

в разработке методики, необходимой для педагогически

эффективного преподавания технологии в начальной школе.

На защиту выносятся:

обоснование необходимости применения для преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе методики, отличной от методики преподавания трудового обучения; требования к созданию методики преподавания технологии в начальной школе;

-  методика обучения младших школьников некоторым разделам образовательной области «Технология»;

методика применения метода проектов при обучении младших школьников в образовательной области «Технология»; дидактические .материалы , для уроков технологии в начальной школе.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение во время выступлений на следующих конференциях и научно-практических семинарах:

-  на IV международной научно-практической конференции «Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования», г.Брянск, апрель 1998г.

-  на научно- практическом семинаре «Опыт работы по методу проектов в школах г.Москвы», г.Москва, ноябрь 1998г.

на V международной конференции >. «Проблемы формирования технологической культуры и социально  - трудовая адаптация

школьников» г.Москва, февраль, 1999г.

-  на VI Международной конференции по проблемам технологического образования школьников « Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе» ,г.Самара, май 2000г.

-  на семинаре членов городской экспериментальной площадки « Развитие технологической и проектной культуры учащихся в рамках личностно-ориентированного обучения» г.Москва, март, 2001 г.

-  на научно-практической конференции «Образовательные технологии в современной школе» (из опыта работы молодых учителей образовательных учреждений г.Москвы), г.Москва, апрель, 2001г.

Экспериментальная проверка и внедрение полученных результатов исследования обеспечены эффективным выбором методов исследования, соответствующих поставленным задачам, положительными результатами апробации и экспериментальной проверки разработанной методики в течение

шести лет, осуществляемой в школе № 1000 г. Москвы в 1 - 4 классах, в ходе которой было охвачено 8 учителей начальной школы и 690 школьников данной школы. Разработанная методика внедрена в процесс преподавания образовательной области «Технология» в 1-4"х классах школы № 1000 г.Москвы.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты, она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 263 страницы, в том числе 208 страниц основного текста, 28 рисунков, 7 схем, 6 таблицы, 16 диаграмм

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована проблема исследования, её актуальность, определена научная новизна и практическая значимость, выделены объект и предмет исследования, его цель и задачи, сформулирована гипотеза, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методические основы преподавания «Технологии» в начальной школе» разработка методики обучения «Технологии» в начальной школе рассматривается как дидактическая проблема. Проанализированы философские, педагогические и психологические исследования, затрагивающие данную проблему. Раскрыто сегодняшнее состояние данной проблемы, определена важность создания отвечающей современным педагогическим требованиям методики преподавания «Технологии» в начальной школе для получения учащимися не только полноценного начального технологического образования, но вообще - начального общего образования. Разработана методика преподавания новых для начальной школы разделов программы и методика преподавания новых тем в традиционных разделах.

В результате анализа различных источников информации было установлено, что методика определяется как отрасль педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели и задачи учебного курса, его содержание, принципы осуществления, формы и методы проведения учебно-воспитательной работы с учащимися. Рассматриваемая нами проблема разработки методики существовала в трудовом обучении учащихся начальной школы, в ходе её решения методика постоянно совершенствовалась, но в современных условиях появилась необходимость не просто совершенствования существующих мегодик, а в разработке новой методики, отражающей кардинальные изменения произошедшие в программе курса и соответствующей современным педагогическим требованиям. Были определены характерные особенности преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе.

На момент написания данной диссертации для начальных классов /1-4/ рекомендованы Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации следующие программы: «Трудовое обучение/В.И.Романина, В.Г.Машинистов/; «Трудовое обучение. Школа мастеров.» /Т.М.Геронимус/; «Художественно-конструкторская деятельность /основы дизайнобразования/» /Н.М.Конышева/; «Технология 1-4» /под ред.

КХЛ.Хотунцева и В.Д.Симоненко/ и несколько интегрированных курсов, связанных с трудовым обучением.

При анализе программ курса «Трудовое обучение» и образовательной области «Технология» выявляются различия не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя при реализации рассматриваемых программ. Наглядно это может быть представлено в виде таблицы:(Таблица 1)

Таблица 1

Сравниваемые Позиции

 

Программа «Трудовое обучение»

 

Программа «Технология»

 

Главенствующие методы обучения

 

информационно-репродуктивные

 

творческие, развивающие

 

Основная роль Учителя

 

сообщение готовых знаний,формирование умений и контроль их усвоения

 

организация творческой учебной деятельности

 

Стержневой элемент программы

 

Обучение знаниям, Умениям и навыкам

 

проектная творческая деятельность

 

В результате проведённого исследования мы определили, что обучение технологии должно быть построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Роль учителя на уроке заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений и была разработана методика преподавания некоторых разделов «Технологии». В первой главе представлена методика преподавания обработки материалов, культуры дома, элементов электротехники и интегрированного с другими разделами преподавания графики. Отличия разработанной нами методики преподавания раздела: «Обработка материалов и элементы техники» заключаются в нескольких важных моментах. Прежде всего это касается времени, отводимого на занятия. По нашему мнению, необходимы сдвоенные уроки, и кроме того, для осуществления принципа научности и политехнизма теоретическим вопросам раздела необходимо уделять больше времени. Это могут быть отдельные целые уроки /урок - опытное сравнение способов соединения материалов, урок - изучение свойств материалов, исследовательский урок и т.п./, посвященные использованию материалов /природных и синтетических/, их происхождению, свойствам, способам обработки, применения и т.д.

Используя в учебной деятельности природные /минеральные, растительные, синтетические/ материалы, необходимо уделять большое внимание экологическим вопросам, предоставляя возможность школьнику видеть,

собирать, выбирать эти материалы в живой природе, заботиться о них, бережно относиться к природе.

Учитывая возрастные особенности младшего школьника /потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребенком не воплощенной в дело мысли и т.д./, представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием /объектом труда/.

Если учащиеся сразу приступают к изготовлению изделия, то нередко не обращают внимания на правильные и безопасные приемы труда, поэтому учителю следует найти время и на тренировочные упражнения. Иногда такие упражнения занимают много времени, и без сдвоенных уроков педагогическая эффективность занятия значительно снижается.

Для успешной реализации учебно-трудового процесса, идей и задач, заложенных в программе /сочетания исполнительской, интеллектуальной и творческой деятельности/, занятия необходимо проводить в специально оборудованных кабинетах /школьных мастерских/ и учителем - специалистом.

Успешно выполнить раздел «Проект» программы «Технология 1 -- 4» /Под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко/ можно будет в том случае, если в течение всего учебного года школьнику обеспечивались:

свобода в выборе технологических решений по объекту труда; достаточная самостоятельность на основе знаний и личного опыта; реализация его инициатив, т.е. ребенок учился творческой деятельности.

Если учитель не готов это реализовать, то раздел программы «Проект» будет выполнить трудно /он будет неэффективен/.

Мы впервые предложили ввести в раздел программы «Культура дома» модуль «Культура поведения на дороге», целью этого нетрадиционного модуля программы является формирование культуры взаимоотношения всех участников дорожного движения. Школьники должны получить первоначальные доступные для них знания и научиться безопасному поведению на дороге и в транспорте. Сложившаяся низкая культура поведения на дороге у родителей школьников передается и детям; и если не начать преодолевать эти негативные моменты в младшем школьном возрасте, они могут стать привычкой и привести к трагедии; рост количества автомобилей* рост строительства гаражей, стоянок, гаражей-ракушек ведет к сокращению игрового пространства на детских площадках, выталкивая детей на дорогу. Далее приводится примерная программа модуля «Культура поведения на дороге», входящего в раздел программы «Технология» раздела «Культура дома» для 1-4 класса.

Также в первой главе нами разработана методика преподавания элементов графики в начальной школе. Обучение учащихся начальной школы элементам графической грамоты и графической культуры должно осуществляться учителем таким образом, чтобы выполняемые графические работы были связаны с изучаемыми разделами программы. Важно, чтобы учащиеся научились правильно организовать своё рабочее место при выполнении графических работ, верно применять чертёжные инструменты и графические

приспособления, уметь использовать различную цветовую гамму в своих работах. Кроме того, учащиеся, выполняя проектные работы, обучаются графическим формам представления идей, которыми, кроме уже перечисленных набросков, эскизов, чертежей, могут быть и различного рода схемы, наглядные изображения, таблицы.. Важно, чтобы школьники уже с 1 го класса поняли необходимость и полезность графических умений для своей деятельности при выполнении изделий на уроках технологии. Также определено, с какими графическими понятиями учащиеся знакомятся в 1 - 4 классах, какими приемами работы, какими чертежными инструментами они начинают овладевать, какие графические знания, умения и навыки им необходимо приобрести в начальной школе для получения начального технологического образования. При защите проекта учащиеся используют графику для наиболее яркого и наглядного представления своих идей, а также создают товарные знаки, графически оформленную рекламу своего проекта. Методика разработана таким образом, чтобы учащиеся уже в начальной школе приобретали необходимые знания, умения и навыки по графике, могли бы использовать средства графики как инструмент для выражения собственных идей и проектирования изделий.

Нами разработана и методика преподавания элементов электротехники в начальной школе. Преподавать элементы электротехники в соответствии с программой «Технология 1-4» следует начинать в третьем классе школы. Программа отводит на этот раздел 14 часов учебного времени. На сегодняшний день электрификация быта продолжает углубляться, и учащимся начальной школы требуются все более разносторонние познания в области электротехники., прежде всего для того, чтобы обезопасить свое существование в современном электрифицированном мире. Нам представляется, что изучение раздела «Электротехника» должно строиться следующим образом. Прежде всего, учащихся следует познакомить с электричеством. Школьникам дается только общее представление об электрическом токе и его природе, доступное для понимания учащегося третьего класса начальной школы. При этом важно учитывать психолого-педагогические предпосылки к изучению понятий в младшем школьном возрасте. После чего следует приступать к изучению источников электрического тока, затем -- тепловому/лампа накаливания/;

-  электромагнитному /электромагнит/;

-  механическому /электромотор/.

Далее вводится понятие «электрическая цепь», осуществляется сборка электрических цепей. Учащиеся должны оперировать какими-либо характеристиками электрической цепи. Для школьников третьего класса наиболее простой в понимании и наиболее понятной при измерении является характеристика, называемая «напряжение источника электрической энергии». Целесообразно строить уроки таким образом, чтобы теоретические положения сразу же получали своё практическое применение. Поэтому тема занятия рассчитывается на два урока /лучше, если это будут сдвоенные уроки/; в ходе занятия на практическую деятельность отводится 70 - 75% времени. Кроме

того, чтобы оптимизировать процесс преподавания данного раздела и укрепить у младших школьников понимание взаимосвязи технологий следует некоторые электротехнические устройства изготавливать при прохождении разделов «Обработка материалов и элементы техники» и «Проект».

Вторая глава «Методические основы выполнения проектов в образовательной области «Технология» в начальной школе» начинается с краткого экскурса в историю метода проектов и вопросов, касающихся его содержания. Приведем наиболее удачное, на наш взгляд, определение метода проектов. «Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость». Применительно к образовательной области «Технология» проекты, которые в общем-то имеют обширную типологию, носят практико-ориентированный характер. Проекты направлены на достижение заранее определенного результата проектной деятельности, который в свою очередь отвечает интересам участника или участников этой деятельности. Проекты требуют четкой этапности в своем содержании и выполнении. При выполнении проектов творчество учащихся постоянно активизируется, от школьников требуется решение ряда задач при переходе от одного этапа проектной деятельности к другому. По количеству участников проекты принято подразделять на три типа: индивидуальные, парные и групповые. В зависимости от общности интересов учащихся или ярко выраженной индивидуальности школьника на уроках технологии возможно применение всех трех типов проектов. По временной продолжительности проекты подразделяют на краткосрочные, средней продолжительности и долговременные проекты. Кратковременный проект - это проект, который выполняется в течение одного или нескольких уроков и может применяться на уроках технологии; среднесрочные проекты - это проекгы, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца и мало применяются на уроках технологии, так как в программе закреплено выполнение в четвертой четверти учебного года, начиная со второго класса, выполнение долгосрочного проекта продолжительностью восемь недель и более. Нами разработана методика выполнения таких проектов. Практически при выполнении каждого проекта перед учащимся, кроме характерных только для его проекта проблем, встаёт ряд «стандартных проблем», а именно: выбор темы проекта, выбор оптимального варианта конструкции изделия, разработка технологии изготовления изделия, оформление и защита проекта. В образовательной области «Технология» в качестве цели творческой проектной деятельности выступает ее продукт /изделие или услуга, обладающие объективной или субъективной новизной, имеющие личную или общественную значимость/. Деятельность учащихся при выполнении проекта принято подразделять на три основных этапа: поисково-исследовательский /или организационно-

10

(юдготовительный/, технологический, заключительный. В рамках каждого этапа определяется ряд компонентов. Так, например, поисково-исследовательский этап может заключаться в поиске проблемы, выборе и обосновании проекта, анализе предстоящей деятельности, выборе оптимального варианта конструкции, планировании технологического процесса и т.д. Следует подчеркнуть, что количество и содержание компонентов каждого этапа проектной деятельности должно варьироваться в зависимости от возрастных особенностей детей. Мы предлагаем адаптированный для учащихся начальной школы вариант основных этапов и входящих в них компонентов творческой проектной деятельности в виде «Модели творческой проектной деятельности младшего школьника».

Важным этапом проведённого исследования стала разработка методики выполнения проектов в начальной школе. В соответствии с содержанием метода проектов, мы разработали методику применительно к каждому этапу проектной деятельности. Прежде всего учащемуся необходимо выбрать тему будущего проекта. Задача учителя состоит в том, чтобы в течение первых трех четвертей учебного года подготовить на основе анализа изучаемого материала перечень возможных тем проектов, которые будут предложены школьникам в конце учебного года. Количество тем в перечне должно превышать число младших школьников в классе, чтобы дать им возможность выбора собственной темы. Также следует иметь в виду и возможность выполнения одной и той же темы проекта разными учащимися. Такой подход позволяет обеспечить здоровое соревнование при выполнении проекта и подготавливает школьника к жестким условиям конкуренции в будущем. Также важно при разработке перечня тем предусмотреть темы для бригадной и групповой /два школьника/ работы, а также комплексные темы, содержащие несколько различных направлений работы. Однако бывает и так, что учащийся сам выбирает тему проекта, т.е. такую тему, которой нет в перечне, предложенном учителем. Представляется, что это наилучший вариант. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие, обладающие субъективной новизной и имеющее личную или общественную значимость. Таким образом, распределение /выбор/ тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме. После распределения /выбора/ тем проектов перед учащимися возникает задача организовать работу по их выполнению, всякая организация начинается прежде всего с грамотного планирования. План - перечень этапов проекта с установленными сроками их выполнения. Такое подразделение проекта на отдельные этапы, по которым заданы четкие сроки исполнения, должно приучать младшего школьника к четкости и в мышлении, и в работе над проектом Четвертая четверть не велика, максимум - 8 недель, и если их не распланировать, то проектная работа не получается в предусмотренные программой сроки. Выполнение этапов, в

ггределах восьми недель /четвертой четверти/, учащийся будет намечать для себя сам, что должно научить его экономить время, понимать суть деятельности каждого этапа и усилить его ответственность за работу. В рабочей тетради /со слов учителя или ксероксного варианта/ должен быть отражен примерный план работы над проектом, представляющий собой последовательность следующих этапов. 1.Поисково-исследовательский этап.

1.1. Выбор темы проекта, ее обоснование, определение цели проекта или получение проектного задания от учителя.

1.2. Формирование рабочих групп и определение исходного положения: что уже есть и что необходимо иметь.

1.3. Сбор интересующей информации по проекту /исторической, экологической, стихи, рассказы, песни, сказки и т.д./

1.4. Планирование. Уточнение информации, составление понедельного плана работы с утверждением его учителем; распределение обязанностей. Выдвижение ряда идей. Выбор оптимальной идеи.

2. Технологический этап.

2.1. Выполнение проекта. Определение основной проблемы и выделение подпроблем, посильных для решения младшим школьникам. /Что самое трудное в работе над проектом?/

2.2. Есть ли другие пути решения основной проблемы?

2.3. Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон /в том числе экономических/, выбор наилучшего.

2.4. Разработка конструкторской документации /рисунки, схемы, эскизы, словесное описание, чертеж/.

2.5. Разработка технологии изготовления проектного изделия, порядка действий.

2.6. Подбор материалов, инструментов, приспособлений, шаблонов и т.д. для изготовления проекта.

2.7. Изготовление отдельных деталей изделия. 3. Заключительный этап.

3.1. Сборка и отделка изделия. Контроль качества.

3.2. Подготовка материалов для защиты проекта. Анализ удач и неудач.

3.3. Разработка товарного знака.

3.4. Защита проекта.

На первый взгляд, структура плана кажется громоздкой, термины трудными. Конечно, с этим можно согласиться и поэтому во 2 классе учитель определяет совместно с учащимися суть каждого этапа проекта , но любая учеба - дело нелегкое, и уже в 3 - 4 классе у младших школьников происходит формирование понятий: «проблема», «конструкция», «реклама», «себестоимость», «трудоемкость» и т.д. Также следует отметить, что современные младшие школьники достаточно эрудированные и с помощью

12

учителя уверенно разбираются в предлагаемом плане. На классных занятиях необходимо планировать работы таким образом, чтобы все они были по возможности приближены к какому-то общему для всех этапу работы. Например, сегодня на уроке тема: «Проект - этапы 1.3. и 1.4.» Каждый школьник занят своим проектом, но тема урока одна для всех, и на примерах различных учащихся учитель наглядно показывает, как можно решить данные этапы применительно к каждому проекту. Исходя из опыта, отметим, что такой подход позволяет учителю контролировать не только весь класс, но и дать возможность творчески работать каждому учащемуся. Главной же задачей учителя при организации работы по проекту является оказание содействия процессу творчества. Поэтому в каждом случае учитель, руководящий процессом работы над проектом, должен быть сам творцом. Конечно, это непростая задача, но тем не менее учитель должен стараться создать в классе атмосферу раскованности, приветствовать творческие находки детей и вместе с ними радоваться успехам. В исследовании представлены методические особенности работы над отдельными этапами проекта.

1.Сбор интересующей информации по проекту. Само понятие «сбор информации» подсказывает школьнику, что необходимо найти интересные сведения о его работе над проектом. Какие это будут сведения - выбор учащегося: от стихов, песен, сказок до информации, найденной в Интернете. Надо стремиться к тому, чтобы при выполнении данного этапа проекта школьник мог получить информацию о различных сторонах своего будущего проекта из других школьных предметов, то есть необходимо использовать межпредметные связи.

2.Планирование. Как мы уже отмечали, это очень важный этап проектной деятельности. После выбора темы школьники уже готовы к этой работе и им необходимо решить проблему, как уложиться в отведенное для проектной деятельности время. При планировании ученик предполагает, сколько времени займет тот или иной этап, насколько трудоемки отдельные этапы, какие этапы можно объединить в один, какие можно опустить в той или иной теме проекта. При этом, конечно, следует учитывать степень сложности проекта. В любом случае после проведения планирования, школьник записывает в рабочую тетрадь сроки выполнения каждого этапа, и теперь уже сам для себя устанавливает контрольные сроки-ориентиры, которые он должен соблюдать.

3.Выполнение проекта. Определение проблемы. Самым важным и самым сложным на данном этапе является необходимость введения и удержания проблемности, новизны /объективной или субъективной/. Как правило, особенностью возникающих в ходе выполнения проекта вопросов является наличие противоречия или множественности ответов в их решении, но для того, чтобы удержать внимание учащегося на этих вопросах, они должны быть такими, на которые невозможно закрыть глаза или отодвинуть их на второй план. Проблемные вопросы не должны быть очень трудными, они должны быть разрешимыми для учащегося. В проектной деятельности в этом возрасте очень важен акцент на создание ситуации успеха. Естественно, выделив проблемные моменты, учитель должен показать школьнику и возможные пути

13

их решений. Это учитель может сделать с помощью:

- сообщения школьникам дополнительных технических и других сведений;

- актуализации ранее усвоенных знаний;

-анализа условий, в которых выполняется проект, и условий, в которых его можно применять;

- ознакомления с аналогичными конструкционными решениями;

- вовлечения учащихся в диалог с помощью наводящих вопросов;

- коллективного обсуждения проблемы всем классом с защитой собственного решения и его обоснования.

Для успешной работы на данном этапе итогом проведенного занятия должна стать уверенность ребенка в том, что он обладает творческим потенциалом и что творить - в его реальных возможностях, что этому можно научиться, более того, что оно /творчество/ не может обойтись без пето, оно ждет его.

4.Нахождение альтернативных путей решения проблемы. Главное в этой работе - чтобы учащийся нашел как можно больше вариантов ответов на проблемные вопросы. Исходя из практики следует отметить, что свои варианты учащийся должен как-то зафиксировать, иначе его идеи могут затеряться, и через некоторое время ребенок уже не повторит вам лучший вариант, который звучал у него несколько минут назад. Поэтому хорошие результаты дзот зрительные опоры. Это листки картона, пластилин, кусочки различной проволоки, кусочки ткани, кожи. Манипулируя ими, делая изделие сразу и быстро меняя его форму, размеры, цвет, вес, школьники таким образом создают подвижные варианты своего проекта. Такой способ быстрого переделывания позволяет младшим школьникам анализировать и путем исправлений выбирать решения по проблемным вопросам. При этом даже совсем ошибочный вариант позволяет извлекать из него полезную информацию и, следовательно, приближает к моменту быстрого нахождения лучшего варианта по трудному вопросу проекта. Также следует отметить, что варианты различных решений могут быть не только в целом по проекту, но и по отдельным его деталям, частям.

5-Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон. Выбор наилучшего. Применительно к каждому из вариантов, полученных на предьщущем этапе работы, теперь необходимо ответить на вопрос, какой же из них самый приемлемый для успешного решения трудных вопросов по проекту. Удачным считается вариант, который обеспечивает минимальную себестоимость, простоту изготовления, удобство и минимальную трудоемкость при сборке, хороший дизайн. Оценивать варианты можно с учетом:

- посильности выполнения;

- наличия требуемых материалов и их взаимозаменяемости;

- габаритов;

- веса;

- надежности и качества;

- художественного оформления;

14

- условий эксплуатации;

- безопасности изготовления;

- безопасности применения.

Из названных параметров в зависимости от выполняемого проектного изделия можно выделить 1-2 наиболее важных и по ним провести сравнение полученного с требуемым.

Разработка конструкторской документации. Для того, чтобы младшие школьники не испытывали больших трудностей на этом этапе работы, необходимо на всем протяжении учебного года при работе с различными материалами обращать внимание на их графическую грамотность.

б.Подбор материалов, инструментов, приспособлений. Выполнение этого этапа проектной деятельности тесно связано со следующим этапом, но все-таки его необходимо выделять, и эта необходимость связана со следующими моментами:

- какие особенности, требования необходимо учитывать при подборе инструментов;

-  возможности замены одних инструментов на другие;

-  умения пользоваться или работать теми или иными инструментами, или на том или ином оборудовании;

-  возможности мастерских /их материально-техническое оснащение/;

-  возможности семьи в плане имеющегося или неимеющегося инструмента;

- особенности того или иного материала и возможность его замены на другие материалы;

- наличие и доступность материалов;

- сравнение материалов по 1 - 2 параметрам и выбор наилучшего варианта для решения проблемных вопросов проекта;

- особенности клеев, красок и других материалов, служащих для отделки и соединения частей и деталей проектного изделия.

В результате работы по данному этапу должен быть дан ответ на вопрос: доступны ли нам необходимые для работы материалы и есть ли необходимые инструменты? Если ответа нет, тогда следует помнить, что «при недостатке инструмента, надо искать выход в другом материале, а при недостатке материала, надо находить выход в инструменте». Также важно на данном этапе работы научить школьника сравнивать один инструмент с другим, подобным первому, искать различия, предлагать свои варианты инструментов и приспособлений для конкретной работы по своему проекту. Если такой подход осуществлять на протяжении всей начальной школы, то у младших школьников воспитывается гворческий подход к конструкции инструмента и рождается стремление усовершенствовать его. Не беда, если попытки учащихся не завершаются успехом. Главное - заложить основу, результат может стать заметным в старших классах..

7.Разработка технологии изготовления проектного изделия.

К концу учебного года младшие школьники уже знакомы с основными принципами составления технологических карт /во втором классе это будет

15

упрощенный вариант/ и теперь им предстоит уже каждому по своему проекту выполнить такую работу. Нарисовав в своей рабочей тетради таблицу, школьники заносят в нее последовательные виды работ по выполнению своего проектного изделия. При составлении технологических карт важно научить школьника планированию технологического процесса, умению разобраться в нужной последовательности выполнения трудовых операций. Также необходимо объяснить младшему школьнику, что такое технологическая дисциплина и что нарушение ее без разрешения учителя или руководителя проекта ведет к браку.

8.Изготовление отдельных деталей изделия. Трудовые операции по проектной деятельности у младших школьников проходят как ручной труд и имеют свои особенности. Труд должен быть:

- посильным с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовленности;

- отвечать физиологическим возможностям учащегхюя;

- ограничиваться его возможностями и способностями управлять рабочими движениями при использовании инструментов;

обеспечиваться сантврно-гигиеническими и безопасными условиями труда;

-  находить понимание у учителя, даже в случае, если детали

выполнены неточно.

Для активизации мыслительной деятельности младшего школьника на данном этапе работе, на доске или в рабочей тетради можно записать поисковую схему конструкции:

1. Определение самой длинной по времени изготовления детали и поиск возможностей сокращения времени не ее обработку за счет :

- замены обрабатывающего инструмента на другой

- замены материала и соответственно способа обработки

- замена заготовки на «идеальную»

2. Выделение «единственно нужной» части проектного изделия.

3. Отделение «мсшающей»части проектного изделия.

4. Объединение однородных частей проектного изделия.

5. Выделение деталей, требующих наиболее точного выполнения.

6. Удаление одной детали с передачей ее функций другой.

7. Совмещение деталей и изменение их расположения для получения наибольшей красоты проектного изделия.

8.Сборка и отделка изделия. Контроль качества. Это завершающий этап практической деятельности по проекту. Школьники еще многого не знают в этом возрасте и попадают в обстановку, когда приходится действовать при отсутствии исчерпывающей информации, но чем младше школьник, тем строже должны быть требования к его действиям. Это в дальнейшем можно будет сместить акценты на обсуждение конечного результат /5-9 классы/, а пока необходим оперативный контроль, детальный инструктаж, своевременная помощь. Такой подход позволяет в начальной школе сразу сформулировать установку на ответственное отношение к проектному изделию. При этом

16

учитель не должен забьшагь о том, что очень важно подвести учащегося к ситуации успеха. Чем чаще школьник добивается успеха в проектной деятельности, чем больше он получает удовлетворения от нее, тем сильнее он проявляет творческую инициативу. Школьник имеет необходимую степень самостоятельности, пробуждающую в нем ту ответственность, о которой мечтают родители. Сотрудничество с учителем является очень полезным для ребенка, школьник ощущает себя повзрослевшим, видит ,что его мнение важно для учителя и старается приложить все свои умения, чтобы подтвердить полезность такого сотрудничества и укрепить его.

9.Огделка изделия. Существует множество различных вариантов отделки проектного изделия. В связи с этим велика возможность испортить все дело, либо, наоборот, придать изделию приятный, красивый вид.

Ю.Подготовка материалов для защиты проекта. В начальной школе этот этап деятельности вызывает некоторые трудности относительно того, с чего же его начать. Поэтому мы записываем на доске /либо раздаем ксероксныи вариант/, а школьники записывают в своих рабочих тетрадях стержневые вопросы, ответы на которые и будут подготовкой к защите проекта:

- Почему ты выбрал именно эту тему проекта?

- В чем была проблема? Как ее решил?

- Назначение и устройство проектного изделия?

- Что нам удалось и почему?

- Кто внес наибольший вклад в успех дела?

- Что не получилось или вышло неудачно? Почему?

- Что особенно понравилось в работе над проектом?

- Что было самым трудным в проекте?

Думаем, что для школьника в этом возрасте будет достаточно информации по названным вопросам. Также мы обговариваем и количество написанного: одной страницы вполне достаточно, но если кому-то очень нравится данный этап проектной деятельности, то могут писать и больше. В то же время описательная часть проекта входит в общую проектную деятельность и является обязательной стороной проекта. Объем проектной работы в размере 4 - 7 страниц / включая необходимые рисунки, эскизы, простейшие чертежи, схемы/ проясняет ход и смысл проектной деятельности школьника. Очень важно на этом этапе работы предоставить младшему школьнику возможность понять, что он автор выполненного изделия, что именно он довел дело до конца, сумел применить знания, которые у него были. Он - автор, и теперь остается лишь защитить это авторство.

11.Защита проекта. Это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника. При защите проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку -защищает свое субъективное, а может, и объективное авторство на проект.

Для того, чтобы помочь школьнику успешно справиться с этой деятельностью, мы предлагаем ему примерный план защиты проекта. Базируется он на материалах предыдущего этапа, записанных школьником в

17

виде отвегов на вопросы, и имеет следующие пункты:

- название изделия, темы проекта, кто автор, руководитель проекта;

- назначение, устройство, габаритные размеры проектного изделия;

- материалы, применяемые в проекте, их особенности, преимущества перед другими материалами, недостатки;

-  применяемые инструменты и приспособления (в том числе придуманные);

- положительные качества проектного изделия, отличающего его от подобных изделий, его полезность;

- экологическая оценка (вредит ли природе и здоровью человека проектное изделие или его применение);

- предположительная цена проектного изделия;

- эффективность рекламы изделия;

- чему научился за время выполнения проекта;

- собственная оценка проектной деятельности.

Защита проекта происходит в школе в течение всей последней недели четвертой четверти. За это время вся начальная школа в рамках школьного расписания успевает выполнить данный этап проектной деятельности. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие. Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора /или авторов/ проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы. У каждого из присутствующих на столе должны быть разложены описательные части проектов, а также критерии оценок, которыми необходимо пользоваться при оценке работы над проектом. v

Нам представляется, что в начальной школе достаточно выделять пять критериев для оценки зашиты выполненного проекта:

1. Интересное /оригинальное/ название темы проекта.

2. Культура речи: убедительность, эмоциональность, доброжелательность.

3. Успешное раскрытие темы проекта с акцентированием внимания на его наиболее сильных /лучших/ сторонах.

4. Качества автора проекта: ответственность, стремление к достижению цели, внимание к критике.

5. Умение полно отвечать на вопросы, дать объективную собственную оценку проекта, указать недостатки и предложить возможные пути их устранения.

Окончательную оценку за весь раздел программы «Проект» младший школьник получит с учетом всех оценок, полученных им за выполненные этапы проектной деятельности.

Нами предлагаются следующие критерии оценки проектной деятельности младшего школьника:

1 Обоснованность выбора темы проекта.

2 Правильность определения необходимых для выполнения проекта информационных материалов, технологических материалов,

18

инструментов, помощников.

3 Эффективность планирования проектной деятельности.

4 Видение проектной проблематики.

5 Умение находить несколько путей решения одной проблемы.

6 Оригинальность выбранного варианта решения проблемы и возможность его практического воплощения.

7 Правильность оформления документации: соответствие рисунков, схем, эскизов и чертежей предъявляемым требованиям.

8 Правильность выполнения технологических операций и использования технологических инструментов.

9 Качество изделия.

10 Оригинальность товарного знака проекта и защиты проекта . Руководствуясь приведенными критериями, можно оценить творческую проектную деятельность учащегося начальной школы, учитывая каждый этап проектной деятельности школьника и входящие в него компоненты. Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что метод проектов предусматривает самостоятельную творческую деятельность учащихся, он ориентирован на развитие у учащихся творческой активности, познавательных навыков, индивидуальности, нравственности, мышления, умений самостоятельно приобретать знания, адаптироваться к современным условиям жизни. При выполнении проекта учащийся решает определенную проблему. Результатом проектной деятельности школьника в образовательной области «Технология» является проектное изделие, отвечающее требованиям субъективной или объективной по отношению к учащемуся новизны.

Осуществляя такой подход к организации учебного процесса но проектной деятельности, для успешной работы, на наш взгляд, необходимо учитывать ряд требований и особенностей:

уровень подготовки школьника, его индивидуальные и

физиологические возможности;

обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

учет интересов ребенка, его опыт;

учет возможностей мастерских и учителя, а также родственников

школьника;

планирование основных этапов своей деятельности на основе

предлагаемой нами методики, т.е. структура проекта реализуется с

первых занятий по проектной деятельности /поисково-исследовательский, технологический, заключительный этапы/;

учет и обеспечение фактора преемственности в деятельности

младшего школьника. Особенностью выполнения проектов в начальной школе является:

неадекватная оценка школьником своих возможностей при выборе

темы проекта;

чрезмерный уровень фантазии ученика в процессе работы над

проектом;

влияние семьи на выбор темы проекта и работу над ним;

19

активное включение в учебно-воспитательный процесс схемы

>;

трудности в чтении и письме у младших школьников и,

следовательно, в оформлении описательной части проекта;

деятельность ребенка в области ручного труда.

Исходя из результатов проведенного исследования, предложены методические подходы к реализации метода проектов в каждом из классов начальной школы 12-4/ классы.

В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики преподавания «Технологии» в начальной школе» излагается процесс организации опытно - экспериментальной проверки разработанной методики, ход и результаты проведённого педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующего, обучающего и итогового.

Эксперимент проводился в течении 6-ти лет, в эксперименте было задействовано 14 учителей и 690 школьников из 25 классов. Проведение эксперимента было ориентировано на цели и задачи исследования. Были обеспечены условия получения достоверных и объективных данных.

При проведении педагогического эксперимента в школе выделялись контрольный и экспериментальные классы. При помощи школьных психологов выравнивался состав классов, а также начальные условия для одних и других классов. Такое разделение было произведено в каждой из параллелей начальной школы с 1-го по 4-ый кл^с.

По всем разделам программы были разработаны варианты тестов и практических работ. Для определения эффективности разработанной методики мы в качестве критериев выбрали уровень усвоения учащимися теоретических знаний и практических умении , уровень выполненного проекта, а также отношение учащихся к творческой проектной деятельности. Для определения уровня усвоения теоретических знаний и практических умений учащихся начальной школы нами применялось тестирование в начале прохождения того или иного раздела, рубежный контроль /при прохождении примерно 50% раздела/, и тестирование при завершении изучения раздела. Педагогический эксперимент по разделу «Проект» позволил на основе разработанных критериев определить уровни / низкий; средний; высокий/ выполненных школьниками проектов и выявить отношение учащихся начальной школы к проектам, а также предпочтительную тематику проектов.

Разработанные нами тесты были составлены на основе содержания программы «Технология 1-4» / под. ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко / и требований обязательного минимума содержания начального общего образования по образовательной области «Технология», а также с учётом требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников начальной ступени в проекте учебного стандарта по образовательной области «Технология». При разработке тестов и практических работ мы основывались на структуре образцов заданий и примерных практических работ для проверки достижений требований к уровню подготовки выпускников основной школы по

разделам обязательного минимума содержания основного общего образования по образовагельной области «Технология» и учитывали возрасгные особенности учащихся.

В том случае, если учащиеся верно отвечали на вопросы теста и правильно выполняли практическое задание, их уровень знаний и умений приравнивался к 100%.

В ходе педагогического эксперимента было разработано 32 теста и 33 практических работы. При проведении эксперимента данные тесты и практические работы применялись к контрольным и экспериментальным классам, всего было проанализировано 1625 работ.

Обобщённые результаты педагогического эксперимента по разделам

Диаграмма 1

программы могут быть представлены в виде столбчатой диаграммы (Диаграмма 1), показывающей результаты обученности школьников по состоянию на конец года в каждой из параллелей начальной школы.

Данная диаграмма наглядно показывает, что во всех экспериментальных классах начальной школы, обучающихся с применением разработанной в данном исследовании методики, уровень усвоения технологических знаний и умений выше, чем в контрольных. При общем возрастании данного уровня от младшего класса к старшему /как в экспериментальных, так и в контрольных классах/ наибольшей интенсивностью данный рост отмечен в зкспериментальных классах.

21

Результаты проведённого педагогического эксперимента по разделу «Проект» демонстрирует объёмная диаграмма. (Диаграмма 2)

Приведённые на диаграмме данные об уровне выполненных проектов

Результаты педагогического эксперимента, показывающие уровни выполненных проектов Диаграмма 2

показывают, что в экспериментальных классах постоянно возрастает уровень выполняемых проектов, и к окончанию начальной школы достигает практически максимально возможной процентной отметки.

Экспериментально установлено и положительное отношение абсолютного большинства учащихся к проектной деятельности / 97% из учащихся начальной школы выполняют проекты охотно, добросовестно и по собственному желанию/.

Результаты проведённого педагогического эксперимента дают возможность утверждать, что разработанная нами методика является эффективной, поскольку позволяет существенно повысить уровень технологической подготовки учащихся начальной школы и, предусматривая выполнение проектов, начиная со второго класса, способствует развитию творческой активности учащихся, что подтверждается высоким уровнем, достигаемым при выполнении проектов абсолютным большинством / 93% / выпускников начальной школы.

В заключении диссертации отмечается, что проведённое исследование подтвердило справедливость положения гипотезы, позволило решить поставленные задачи, а также открывает путь к дальнейшим разработкам в этом направлении.

Приложение содержит дидактический материал для учащихся начальной школы, организующий учебную деятельность при выполнении проектов, программу «Технология 1- 4», методические рекомендации для учителей.

Основные выводы и результат:

1. Преподавание образовательной области « Технология » в начальной

школе имеет ряд особенностей, заключающихся не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя. В современном понимании урок технологии - это не только процесс репродуктивной деятельности, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект труда, но и урок, направленный на формирование умений планировать свою деятельность, на осознанное восприятие школьником учебной информации, конечным результатом которого является творческое использование каждым ребенком багажа полученных знаний и умений при разработке и изготовлении объектов труда, а так же при выполнении проектов.

2. В соответствии с целями и задачами образовательной области «Технология» разработана методика преподавания следующих разделов программы: «Обработка ма!ериалов и элементы техники»; «Культура дома»; «Элементы электротехники», а также раздела «Элементы графики», интегрированного с другими разделами программы.

3. Рассмотрена возможность применения метода проектов в начальной школе и разработана методика преподавания раздела программы «Проект» во 2"ых- 4""" классах с акцентированием внимания на особенностях применения метода проектов в каждом из рассматриваемых классов.

4. Результаты проведённого нами педагогического эксперимента подтверждают справедливость гипотезы исследования, а именно, что разработанная методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе соответствует содержанию образовательной области «Технология», обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками технологических знаний, умений и навыков, предусматривает использование в процессе обучения метода проектов и поэтому обеспечивает получение младшими школьниками начального технологического образования, и также показывают, что разработанная методика обеспечивает эффективное преподавание технологии в начальной школе.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. Хромов А. А. Опыт изучения технологии в начальной школе // Школа и производство. 1998. № 4. С.18-10.; 0,28 п.л.

2. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. С.127-128,; 0,25 п.л.

3. Хромов А.А., Хромов А.И. Опыт организации обучения автоделу в школе // Школа и производство. 1997. № 4. C.77-78.; 0,28 п.л. (авторских 50%).

4. Хромов А.А. Опыт преподавания технологии в начальной школе. Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: естественные науки. М., Прометей, 1998. С.339-341.; 0,31 ил.

5. Хромов А.А. Опыт преподавания некоторых разделов «Технологии» в начальной школе. Научные труды Московского педагогического

государственного университета. Серия: естественные науки. М., Прометей, 1999. С.384-385.; 0,23 пл.

6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. № 6. С.32-33.; 0,25 п.л. (авторских 50%).

7. Хромов А.А., Хромов А.И. «Автодело» в школе. Технический труд в технологии - проблемы, опыт, суждения. Международный межвузовский сборник. Ульяновск, Издат-во УлГПУ, 1998. С. 37-40.; 0,33 п.л. (авторских 50%).

8. Хромов А.А. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе № 1000 г.Москвы // VI Международная конференция: Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе. Тезисы докладов. М., 2000 С.164-165.; 0,25 п.л.

9. Хромов А.А., Хромов А.И., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. В режиме самооценки // Учитель. 2001. № 3. С.35-37.; 0,3 п.л. (авторских 50%).


Описание предмета: «Методика преподавания»

Преподавание - это деятельность учителя по: - передаче информации; - организации учебно-познавательной деятельности учащихся; - оказанию помощи при затруднении в процессе учения; - стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; - оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Результативность процесса обучения в немалой степени зависит от верного выбора методов преподавания и логики их применения.

Отраслью педагогики, направленной на изучение методики преподавания, является дидактика. Дидактика как наука занимается изучением и раскрытием теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиском и разработкой новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Методика преподавания как составная части дидактики состоит из двух разделов: общая методика преподавания и частные методики (методики изучения отдельных учебных дисциплин).

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

Принципы обучения воплощают требования его организации - наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

Методы обучения - это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа - это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.] Таким образом, методика преподавания - это дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения различным предметам в учебных заведениях различных типов.

Литература

  1. Ю.В. Воронина. Окружающий мир. Современный урок в начальной школе в вопросах и ответах. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.
  2. Т.М. Рагозина. Технология. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 104 с.
  3. Н.С. Ширяева. Русская народная песня. Учебно-методическое пособие для преподавания учебного предмета "Музыка" в системе начального образования. – М.: Музыка, 2016. – 64 с.
  4. Дмитрий Добротин,Татьяна Смирнова,Мария Нехлюдова,Наталья Рыжова,Марина Смирнова. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 308 с.
  5. Алхасов Дмитрий Сергеевич. Методика обучения предмету "физическая культура" в 2 ч. Часть 2. Учебное пособие для СПО. – М.: , 2017. – 441 с.
  6. Алхасов Дмитрий Сергеевич. Методика обучения предмету "физическая культура" в 2 ч. Часть 1. Учебное пособие для СПО. – М.: , 2017. – 254 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Интеллектуально-личностные особенности младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам
Педагогика
Диплом
70 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Егор, 27.05
Сейчас позвонил мне преподаватель и сказал что в целом работа нормальная, но есть несколько мелких замечаний.