Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культурыЭтнография
КИРИЕНКО Светлана Дмитриевна
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры
13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург 1999
Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Шадринского государственного педагогического института
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент БЛЯСОВА И.Ю.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
КУСОВА М.Л.
кандидат педагогических наук, доцент ХАЖИН В.И.
Ведущая организация:
Оренбургский государственный педагогический университет
Защита состоится 25 ноября 1999 г. В 10 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 113.42.08 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования в Уральском государственном педагогическом университете по адресу: г.Екатеринбург, пр.Космонавтов,26.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан 25 октября 1999 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
О.Н. Лазарева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ с ]
Актуальность темы исследования. Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (В.В.Розанов, Р.М.Ситько, З.П.Соколова, Р.М.Чумичева).
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосозна-
3
ния башкир, проживающих в Аргаяшском районе Челябинской области. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре.
В Аргаяшском районе была принята Программа национального возрождения башкирского народа, которая поставила образовательные структуры и практических работников перед необходимостью решать такие задачи, как разработка комплекса мер по созданию реальных условий для возрождения и развития культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей башкирского народа, а также поиск оптимальных моделей и педагогических технологий воспитания дошкольников путем приобщения к традициям башкирского народа.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время накоплено значительное количество научных публикаций о культуре башкирского народа. Это труды историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов. Известный ученый С.И.Руденко на основе материала, собранного в 1905-1908 гг., создал книгу о жизни башкир "Башкиры".
В работах В.И.Баймурзиной, Р.Г.Игнатьева, И.Малютина раскрыты отдельные аспекты башкирской народной педагогики. Общему пониманию духа, народных идеалов и стремлений, которые лежат в основе народной педагогики, помогают труды Н.В.Бикбулатова, Д.Ж.Валеева, Л.А.Иткуловой, Р.Г.Кузеева, A.M. Сулейманова.
В экспериментальной работе, проведенной Н.М.Ахмеровой, анализируется использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков. Исследователь А.Г.Абсалямова доказала значимость средств башкирского народного творчества в формировании нравственной культуры студентов. Изучение этих и других трудов позволяет сделать вывод о недостаточной изученности вопроса использования традиций башкирского народа в воспитании дошкольников.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше куль-
4
турное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
С.А.Козлова, Е.И.Корнеева, С.Н.Морозюк, Э.К.Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций башкирского народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии воспитания дошкольников - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям башкирского народа наиболее успешным, отвечающим потребностям этноса.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования "Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры ".
В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, мы ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладьтаются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев). Кроме того, в качестве средств этнографической культу-
5
ры, мы определили фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В.П.Аникин, Х.Х.Баймурзин, Н.П.Денисюк, Н.К.Дмитриев, Л.И.Емельянов, З.Н.Иванова). Основанием выбора нами традиций послужила классификация Н.М.Ахмеровой, Р.Г.Кузеева, А.И.Харисова: семейно-обрядовые (знание длинного ряда родственников, родственных связей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство); торжественно-праздничные( Аят, наречение имени, Сабантуй, Каргатуй); повседневные (трудолюбие, послушание и др.).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность педагогической технологии приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народным традициям.
Предмет исследования - педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к традициям башкирского народа.
Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры будет эффективным, если:
• педагогическая технология обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, взаимодействие "педагог-ребенок-родитель";
• дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
• усвоение традиций башкирского народа у старших дошкольников рассматривается как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
6
1. Определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста и этнографические средства для достижения цели исследования.
2. Установить уровни, критерии усвоения традиций башкирского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям.
4. Экспериментально проверить влияние этнографических средств на процесс приобщения дошкольников к народным традициям. Научная новизна исследования:
• создана педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям средствами этнографической культуры с актуализацией жизненного опыта детей;
• определена дидактическая модель приобщения дошкольников к традициям башкирского народа, предполагающая субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;
• установлены уровни усвоения традиций башкирского народа и критерии, которые характеризуются наличием представлений о традициях (правильность, полнота, дифференцировка представлений о традициях, выделение их существенных признаков), интереса к ним (устойчивость и мотивация), реализации имеющихся представлений о традициях в самостоятельной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• выявлена целесообразность и возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа средствами этнографической культуры;
• результаты исследования обогащают курс "Этнопедагогика" сведениями о педагогической технологии, этнографических средствах, способствующих приобщению дошкольников к народным традициям в условиях семейного воспитания и в практике дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии приобщения старших дошкольников к национальным традициям, которая использована в работе дошкольных учреждений;
7
результаты исследования включены в специальные курсы и семинары, преподаваемые на факультетах дошкольного воспитания в педагогических вузах и отделениях дошкольного воспитания в педагогических училищах и колледжах, а также используются в ходе проведения курсов повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), об инте-риоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагоги-ки (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ диссертационных исследований, монографий, публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент; изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; математическая обработка результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе дошкольных образовательных учреждений сел Акбашево, Дер-бишево, Аязгулово и ДОУ № 1 районного центра Аргаяша Челябинской области.
8
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
- первый этап (1995-1996 гг.) - был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, этнографической литературы по проблеме исследования. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Разрабатывалась модель приобщения к традициям башкирского народа.
- второй этап (1996-1998 гг.) - опытно-поисковый. На этом этапе выявлялись уровни усвоения башкирской культуры у дошкольников; изучалось состояние работы по приобщению к традициям предков в условиях семейного воспитания и в практике работы дошкольных образовательных учреждений Аргаяшского района Челябинской области. Разрабатывалась и апробировалась методика опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, определялось содержание знаний о традициях башкирского народа для детей старшего дошкольного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
- третий этап (1998-1999 гг.) - заключительно-обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследования, внедрение разработанной педагогической технологии воспитания в практику работы дошкольных учреждений.
Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; сочетанием качественного и количественного анализа материалов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ШГПИ (1997,1998,1999 гг.), на областных педагогических чтениях "Дошкольное образование: настоящее и будущее" (Челябинск, 1998 г.), на научно-практических конференциях ЧПК №2 (Челябинск, 1998,1999 гг.), на областной научно-практической конференции (Челябинск,
9
1999 г.), на областном семинаре "Развитие национально-культурного наследия в областной образовательной системе" (Челябинск, 1999г.).
Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Аргаяшского района.
По теме исследования проведен спецкурс для студентов Челябинского педагогического колледжа № 2, написаны дипломные работы студентами очного и заочного отделений колледжа.
Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных учреждений Аргаяшского района Челябинской области: Акбашево, Дербишево, Аязгулово, ДОУ № 1, 20 Аргаяша.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая технология, обеспечивающая взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".
2. Дидактическая модель приобщения дошкольников к традициям башкирского народа, реализующая субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей и свободную самостоятельную деятельность.
3. Уровни усвоения традиций башкирского народа на основе разработанной системы критериев, позволяющей оценить результаты исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 250 наименований (из них 3 на иностранном языке) и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы исследования, формулируются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выделяются этапы исследования, формулируются основные положения, вьшосимые на защиту, описываются апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе дается характеристика состояния проблемы в науч-
10
ной литературе, обосновывается возможность приобщения старших дошкольников к традициям старшего поколения; дана характеристика башкирского народа, определяется модель приобщения к традициям предков; а также уровни, критерии усвоения традиций и показатели их определения у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе описывается методика, ход и результаты констатирующего эксперимента.
В третьей главе описывается педагогическая технология приобщения дошкольников к традициям старшего поколения, анализируется процесс ее применения в ходе формирующего эксперимента. На заключительном этапе исследования прослеживается динамика сформированное(tm) уровней усвоения дошкольниками традиций старшего поколения.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и определяются дальнейшие направления в разработке различных аспектов данной проблемы.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
В первой главе "Теоретико-методологические основы приобщения дошкольников к народным традициям" раскрываются положения, составляющие методологию экспериментального исследования.
Рассмотрение теоретических основ проблемы исследования позволило уточнить определения понятий: "этнография", "культура", "средства этнографической культуры", "традиция".
К широко употребляемым в этнографии и смежных с нею науках относится термин "культура", толкование его многозначно и зависит от сферы применения. Культура понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство (Г.Н.Волков); ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.Мид, И.Б.Орлова). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.
В диссертации отмечается тот факт, что этнография, восстанавливая прошлую историю человеческих коллективов, пользуется общеизвестными понятиями, в том числе понятием "традиция". Исследователи
11
характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А.Арутюнов, А.Б.Гофман, И.В.Суханов, С.А.Токарев и др.). По мнению Ю.В.Бромлея, Р.Ф.Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В.Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры.
В нашем исследовании за основу принято определение "традиция", данного Д.И.Водзинским (1986): традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И.Божович, Л.С.Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б.Н.Бессонова, Н.К.Дмитриева, К.С.Давлетова, А.М.Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.
Исходными теоретическими положениями разработки изучаемой проблемы явилась взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По мнению Н.А.Бердяева, С.И.Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства.
В своем исследовании мы придерживаемся позиции Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Психологические исследования (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в
12
материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период складывания личности, "период ее социализации" и приобщения личности к культуре.
Изучение психолого-педагогической литературы (Е.Н.Водовозова, В.И.Логинова, С.И.Руденко, У.Х.Рахматуллина, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский, Л.К.Шлегер и др.), исследований А.Г.Абсалямовой, Н.М.Ахмеровой, Н.Ф.Виноградовой, Г.И.Григоренко, Р.Н.Смирновой, Р.Ш.Файзуллиной, программных документов дошкольного учреждения позволило сделать вывод о недостаточной изученности и разработанности проблемы приобщения к традициям башкирского народа детей дошкольного возраста и необходимости создания педагогической технологии, ориентированной на приобщение дошкольников к национальным традициям.
В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.
В диссертационном исследовании использованы подходы М.В.Богуславского и Г.Б.Корнетова к построению педагогического процесса. В связи с этим нами установлены компоненты концептуальной модели педагогического процесса дошкольного учреждения: направленность педагогического процесса, которая проявляется в его целях; обеспечение предметно-развивающей среды, взаимоотношение субъектов и полноправное участие семьи в педагогическом процессе.
В исследовании определены критериальные показатели и уровни усвоения традиций башкирского народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д.Вавилова, В.И.Логинова, Г.И.Радвил). Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:
• правильность и полнота представлений о родном селе, области, республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по
13
разным признакам (дифференцировка понятий);
• наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
• наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций башкирского народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам башкирской культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам башкирской культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам башкирской культуры, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки; неумением использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли мало выразителен).
В результате анализа литературы, научных исследований по изучаемой проблеме мы пришли к выводу, что залогом стабильности общества, сохранения его духовного потенциала является преемствен-
14
ность ценностей старшего поколения, определяющих жизненный облик и поведение людей. Потеря связей с культурой своего народа ведет к "безжизненности возрастающих поколений" (В.В.Розанов). Становится востребованной задача воспитания у детей основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу. Передача культуры на уровне дошкольников возможна через моделирование педагогического процесса, содержательным компонентом которого является национальная культура.
Во второй главе "Приобщение дошкольников к национальной культуре в практике дошкольных учреждений Аргаяшского района Челябинской области" описывается методика и ход и результаты констатирующего эксперимента.
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление наличия у старших дошкольников интереса, представлений о традициях башкирского народа, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности; изучение отношения взрослых (педагогов, родителей) к традициям башкирского народа как средству воспитания дошкольников.
Исследование проводилось в дошкольных учреждениях сел Дерби-шево, Акбашево, Аязгулово Аргаяшского района и районном центре Аргаяше Челябинской области. В обследовании участвовало 90 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей и 10 педагогов.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов научно-педагогического исследования: индивидуальных бесед, ситуаций "выбора", наблюдений, анкетирования.
Результаты беседы помогли выявить представления детей о крае и культуре башкирского народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки башкирского подарка, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о башкирских праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57%. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора башкирского подарка осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное пред-
15
ставление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
Для определения уровней сформированное(tm) интереса к предметам башкирской культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированное(tm) интересов. Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам башкирской культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях башкирского народа в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что во всех дошкольных учреждениях самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дета не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях башкирской культуры в собственной деятельности.
На основании полученных данных дета были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.
На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме исследования.
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
16
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей и педагогов к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям башкирского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях башкирского народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях башкирского народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов культуры башкирского народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям башкирского народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям башкирского народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями башкирского народа.
В третьей главе "Средства этнографической культуры, обеспечивающие приобщение дошкольников к национальным традициям" описана опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в трех взаимосвязанных направлениях: совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа; вовлече-
17
ние родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробация педагогической технологии приобщения старших дошкольников к традициям башкирского народа.
Первое направление осуществлялось путем проведения семинаров, посвященных семье, ее великому предназначению, практикумов, консультаций, индивидуальных бесед, круглых столов.
Второе направление реализовывалось в процессе вовлечения родителей в разнообразные формы работы дошкольного образовательного учреждения: консультации, педагогические беседы, проведение родительских собраний, дискуссий ("Должны ли сохраняться традиции предков в современной семье"), устных журналов ("Традиции предков: вчера, сегодня, завтра"), дни открытых дверей, совместные концерты, конкурсы, народные праздники, в проведении занятий, в изготовлении костюмов, подарков-сувениров.
Система работы предусматривала и такие формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, как совместное определение перспектив, планирование, параллельные действия, последовательное содействие, взаимная коррекция.
Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сю-жетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.
18
На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Башкиры", "Башкирский фольклор", "Народные праздники", "Башкирские игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.
Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций башкирского народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.
Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной групп представлены в таблице и на рисунке. Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось
19
количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%). Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%,
Результаты усвоения дошкольниками традиций башкирского народа, %
Критерии приобщенности к национальным традициям
Уровни усвоения национальных традиций
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
контр, гр.
экспер. гр.
контр, гр.
экспер. Гр.
Представления о национальной культуре
высокий средний низкий
2 51
47
3 57 40
3 53 44
17 63 20
Интерес к башкирским традициям
высокий средний низкий
8 50 42
12 55 33
10
47 43
15 68 17
Умение использовать представления в самостоятельной деятельности
высокий средний низкий
0 43 57
2 55 43
4 52 44
18 66 16
Усвоение традиций башкирского народа
высокий средний низкий
0 47 53
3 55 42
3 53 44
17 66 17
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Рис. Количественные результаты исследования уровней усвоения дошкольниками традиций башкирского народа
^Н результаты констатирующих срезов; ~\ результаты контрольных срезов
На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 14%, средний - на 13%, низкий - на 26%. Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
Для сопоставления результатов экспериментальной и контрольной групп использовался один из методов статистических гипотез - критерий Пирсона (д:м-квадрат). Результаты анализа свидетельствуют о наличии различий между эмпирическими и теоретическими частотами
( = 3,841, v -13,334; х >v при Р v-*jcp. ' '-^змп. ' ' Л-эмп. Лкр. г ' •"
достоверными.
Эти различия дают нам основание сделать необходимый вывод о том, что разработанная нами педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры башкирского народа, а также средства ее воплощения в виде содержания знаний о традициях и комплекса средств этнографической культуры позволяют активно приобщать дошкольников к национальным традициям.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы:
1. Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.
2. Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированное(tm) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
21
4. Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.
5. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".
Настоящее исследование не исчерпало проблемы приобщения дошкольников к традициям башкирского народа. Дальнейшего изучения требуют следующие ее аспекты: вопросы подготовки педагогических кадров по освоению технологии приобщения к национальным традициям детей старшего дошкольного возраста; совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям, устойчивость и воспроизводимость результатов исследования в вариативных психолого-педагогических условиях.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. О роли культурно-игровых традиций в социализации дошколь-никовУ/Актуальные проблемы социализации дошкольников: Сб. науч. трудов. - Шадринск, 1997. - с.125-130.
2. Использование семейных традиций в социализации дошкольников// Дошкольное образование: настоящее и будущее: Тезисы обл. пед. чтений. - Челябинск, 1998. - с. 304-308.
3. О подготовке специалистов для реализации программы "Приобщение дошкольников к национальной культуре" // Перспективы развития непрерывного педагогического образования в областной образовательной системе: Материалы областной научно-практической конференции. - Челябинск, ИИУМУ "Образование", 1998. - с.254-259
4. Состояние проблемы приобщения дошкольников к традициям
22
башкирского народа. // Результаты методической, научно- исследовательской и опытно-экспериментальной работы преподавателей: Сб. материалов научно-практической конференции ЧПК № 2. - Челябинск, 1998.-с.68-72.
5. Дети и башкирская народная культура: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Челябинск, 1999. - 79с.
6. Дети и башкирская культура: Рабочая тетрадь для детей по изучению башкирской культуры . - Челябинск, 1999. - 20с.
Описание предмета: «Этнография»Этнография - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения
(этногенез), расселения (этнография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как наука в
19-м веке с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л.Г.Моргана труда Ф.Энгельса
«Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Первоначально этнография применялась для того, чтобы понять и описать образ жизни с точки зрения аборигена.
Этнография была непосредственно связана с антропологией, когда ученые проводили большое количество времени с
местными жителями, осуществляя детальное изучение их способа существования. Традиционное этнографическое
исследование часто осуществлялось одним человеком и могло занять несколько месяцев или даже лет. Например,
выдающийся американский этнограф Маргарет Мид провела большую часть своей жизни в таких местах, как Новая
Гвинея, Самоа, Бали и многих других, наблюдая за жизнью детей аборигенов, по мере того как они становятся
взрослыми. Говоря об использовании этнографии в современном бизнесе, разумеется, невозможно представить себе
такое продолжительное изучение процессов. Как правило, этнографические исследования проводятся за гораздо
меньшие сроки: от нескольких дней до месяцев. Тем не менее этнография требует больших усилий и времени, чем
традиционные методы, но предлагает при этом совершенно иной уровень и глубину изучения вопроса. Современная
этнография представляет собой новую форму маркетингового исследования, которая применяется для выявления и
идентификации растущих и неудовлетворенных потребностей людей. Хотя это и не абсолютно новый подход,
использование этнографии в процессе тестирования нового продукта осуществляется относительно недавно.
Xerox была одной из первых компаний, которые начали использовать этнографию в своих маркетинговых
исследованиях. В 1979 г. компания наняла этнографа Люси Сачман. Результатом этнографического исследования,
которое провела Люси, стал видеофильм о том, как сотрудники различных офисов с большим трудом пытаются сделать
ксерокопию на машине Xerox. После просмотра фильма, инженеры компании задумались о перепроектировке своих
аппаратов. Работа этнографа привела к изобретению большой зеленой кнопки, которую мы видим сегодня на
большинстве копировальных устройств, и которая позволяет нам делать ксерокопию быстро и безо всяких усилий.
Основным назначением исследователя в этнографии является «погружение» в целевую группу, семью или организацию и
его непосредственное участие в их каждодневной жизни. Такое наблюдение дополняется ведением записей, интервью,
фото- и видеосъемкой. Среди инструментов этнографического исследования выделяют следующие:
1. Активное вовлечение в жизнь людей. Этнография — это не только пассивное наблюдение. Она подразумевает полное
участие в жизни контактной группы, будь то путешествие, поход в магазин, просмотр телепередачи или уборка
квартиры. Все и везде. Небольшие кусочки информации, собранные во время каждого такого мероприятия, помогут
исследователю получить полную картину происходящего.
2. Сбор, документация и запись артефактов. Большинство этнографических проектов включает в себя сбор так
называемых артефактов, небольших, но значимых элементов информации (жесты, мимика, манера поведения и т.д.).
Артефакты — превосходный способ обеспечить понимание контекста происходящего. Для этого часто используются
фотографии и видеозаписи.
3. Неструктурированные вопросы и беседа. Несмотря на то, что этнограф четко представляет себе цель
исследования, в своей беседе с контактной группой он должен создать видимость живого общения. Именно в нем
проявляется истинное отношение человека к объекту исследования.
4. Интервью. Этот инструмент дополняет собой беседу и позволяет остановиться более подробно на интересующих
исследователя вопросах. Предварительно проведенные наблюдения позволят понять подтекст ответов лучше, чем если
бы интервью проводилось «всухую».
При выборе метода исследования следует учитывать различные факторы. В конце концов, выбор зависит от того, кем
являются участники исследования, как много времени и особенно денег вы можете на это потратить. В идеале,
этнограф осуществляет свое исследование, имея больший запас времени, которое пригодится ему для изучения
вопросов, возникающих во время исследования. Но такой вариант достаточно маловероятен. Более практичной
является комбинация «чисто» этнографических методов и традиционных подходов. [Гомо-потребитель.
«Этнографический» подход в маркетинговом исследовании.
http://propr.com.ua/modules.php?name=News&file=print&sid=671 ]
Литература - А.Н. Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2010. – 320 с.
- Сидорова Л.А., Шляхтина Т.Ю. Рома и Рыжик. Цифры и числа. Пособие для детей дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. – 32 с.
- Н.С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 2. – М.: Владос, 2012. – 52 с.
- А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 336 с.
- Н.В. Нищева. Тетрадь №2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 32 с.
- Н.В. Нищева. Тетрадь №1 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 32 с.
- Н.В. Нищева. Тетрадь №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 32 с.
- М.Д. Маханева. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2013. – 48 с.
- И.А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 416 с.
- М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева, И.В. Морозова, Э.П. Мишуткина. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. – М.: Учитель, 2013. – 112 с.
- Ю.А. Комарова, К.Хапкер, К.Медуэлл. Cheeky Monkey 2 Плюс. Дополнительное развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Старшая группа. 5-6 лет. – М.: Макмиллан, Русское слово - учебник, 2014. – 48 с.
- Ю.А. Комарова, К.Хапкер, К.Медуэлл. Cheeky Monkey 3 Плюс. Дополнительное развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: Макмиллан, Русское слово - учебник, 2014. – 48 с.
- Е.Н. Лункина. Обучение основам математики детей дошкольного возраста. Конспекты занятий к рабочим тетрадям №1 и №2. – М.: Владос, 2015. – 232 с.
- Татьяна Иванова. Подготовка педагога к социализации детей дошкольного возраста. – М.: , 2012. – 184 с.
- Ю.А Комарова, К.Медуэлл. Cheeky Monkey 1. Развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Средняя группа. 4-5 лет. – М.: Русское слово - учебник, Макмиллан, 2014. – 48 с.
- Ю.А Комарова, К.Харпер, К.Медуэлл. Cheeky Monkey 3. Развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: Русское слово - учебник, Макмиллан, 2014. – 80 с.
- Ю.А Комарова, К.Харпер, К.Медуэлл. Cheeky Monkey 2. Развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Старшая группа. 5-6 лет. – М.: Макмиллан, Русское слово - учебник, 2014. – 80 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|