Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплексаПедагогика
Деноткина Ольга Александровна
Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.
Специальность: 13. 00. 01 - общая педагогика
19. 00. 11 - психология личности
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Москва-1999 г.
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед отечественной системой образования задачу не просто формирования эрудированного ученика, но и творческой личности. Это обусловлено тем, что динамично нарастающие и видоизменяющиеся кризисные явления затронули практически все сферы общественной жизни: политику, экономику, науку, образование, экологию и др. Для решения этих проблем уже недостаточно только освоения возрастающего объёма знаний, а, в первую очередь, необходимо их творческое осмысление и применение в повседневной жизни в рамках общечеловеческих норм морали. Поэтому формирование творческой индивидуальности в современных условиях является приоритетной задачей систем основного, дополнительного и профессионального образования.
Среди предметов, изучаемых в современной школе и в той или иной степени способных влиять на процесс формирования творческой личности, особое место занимает художественная литература. Причина этого состоит в полифункциональном воздействии литературы на ребёнка, так как прочтение и освоение художественного произведения требует единства чувств и мыслей. Формирование и развитие чувственно-эмоциональных и интеллектуальных способностей ребёнка и является основой его 'позитивного творческого потенциала. Вместе с тем анализ современной практики показывает, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения читательского интереса у молодёжи, что отрицательно влияет на развитие учащихся. Обязательное чтение художественной литературы в школе часто носит выборочный и фрагментарный характер, что не может приводить к эффективному формированию и развитию творческой личности. Поэтому при разработке концепции и программы литературного образования в урочной и внеурочной деятельности в школе необходимо определить признаки художественной литературы, способствующей повышению читательского интереса у учащихся. При этом
3
также необходимо выявить подходы к педагогическому механизму влияния
литературы на формирование и развитие творческого потенциала учащихся.
Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что эффективность процесса формирования позитивной творческой личности зависит не только от образовательно-содержательных и организационно-методических условий и факторов, но также от комплекса социально-педагогических условий. В настоящее время отмечается расширение сети платных элитарных школ, лицеев и гимназий с углублённым изучением предметов, необходимых для поступления в престижные ВУЗы. Данная тенденция приводит к ограничению возможности получения качественного образования учащимися из малообеспеченных семей, что способствует углублению социального неравенства. Для выхода из этого противоречия необходимо детальное исследование модели и вида оптимального государственного образовательного учреждения, позволяющего сформировать творческий потенциал учащихся из семей, принадлежащих к различным социальным слоям в конкретных социально-педагогических условиях.
Природу творческой деятельности и её взаимосвязь с культурой рассматривали М. М. Бахтин, В. С . Библер, И. А. Герасимова, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. М. Коршунов, Д. С. Лихачёв, М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов, В. С. Швырёв, А. Т. Шумилин и др.
Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, О. Ю. Богданова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, А. Маслоу, Р. С. Немова, Н. Д. Никандрова, С. Л. Рубинштейна, А. К. Сухотина, Д. И. Фельдштейна и др.
Проблеме влияния художественной литературы на творческие способности молодёжи были посвящены работы Л. С. Айзермана, В. Ф. Асмуса, М. П. Бархоты, Р. Н. Беленького, Т. Г. Браже, Б. 3. Вульфова, Е. Н. Ильина, Н. И. Кудряшова и др.
Проблемам формирования творческой личности в учебно-воспитательной работе в школе и в системе дополнительного образования были посвящены
4
исследования Л.М. Архангельского, Е.М. Бабосова, О.Г. Дробницкого, В.Д.
Иванова, А.В. Иващенко, В.А. Караковского, Е.В. Титовой и др.
Проблемы оптимизации образовательных процессов и систем рассматривались Ю.К. Бабанским, A.M. Моисеевым, М.М. Поташником.
Изучение и анализ научных публикаций по проблеме социального заказа Московского комитета образования в рамках программы "Повышение качества образования в современных условиях", а также изучение практики работы общеобразовательных школ убедили нас в том, что до настоящего времени не определён взаимосвязанный комплекс оптимальных условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся. Практический опыт педагогической работы позволил выявить несоответствие меяаду образовательными возможностями художественной литературы и их использованием в урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования творческой личности в школе.
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы и её недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования:
"Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса". i Объект исследования - формирование творческого потенциала учащихся.
Предмет исследования - процесс формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.
Цель исследования - рассмотреть сущностные признаки творческого потенциала личности, выявить и обосновать взаимосвязанный комплекс социально-педагогических, образовательно-содержательных и организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса.
5 В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза , что
эффективность формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса обеспечивается:
- пониманием социальной значимости проблемы и практической направленностью совместной работы администрации школы, педагогического коллектива, учащихся и их родителей на формирование позитивной творческой личности;
- выявлением комплекса социально-педагогических, образовательно-содержательных и организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческого потенциала учащихся;
- определением условий оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения, а также принципов реализации различных образовательных программ с целью формирования творческой личности;
- выявлением и использованием в педагогической практике сущностных признаков и дидактических возможностей художественной литературы, обеспечивающих формирование творческого потенциала учащихся. Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- определить сущностные признаки понятия " творческий потенциал " и его взаимосвязь с понятием " творческие способности " личности;
- выявить специфику влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся;
- обосновать социально-педагогические возможности " Центра образования " как нового вида государственного образовательного учреждения в процессе формирования творческого потенциала учащихся;
- раскрыть комплекс дидактических условий влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся;
6
- определить условия оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности.
Методологической основой исследования являются принципы объективности , историзма, целостного изучения явлений в их развитии и взаимосвязи; концепции развития творческой личности; концепция "диалога культур"; исследования психолого-педагогических возможностей влияния художественной литературы на развитие творческой личности; концепции и исследования воспитательных возможностей систем основного среднего и дополнительного образования в формировании позитивной творческой личности; исследования условий оптимизации образовательного процесса.
Базой исследования является Центр образования №491 "Марьино" Московского комитета образования.
Научную новизну и теоретическую значимость исследования представляют:
- определение совокупности и конкретизация признаков понятия "творческий потенциал" во взаимосвязи с понятием "творческие способности" личности;
- выявление специфики влияния художественной литературы на формирование творческого потенциала учащихся, заключающейся в комплексности воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности;
- обоснование социально-педагогических возможностей "Центра образования" как нового вида образовательного учреждения в процессе формирования творческого потенциала учащихся;
- определение оптимального комплекса взаимосвязанных социально-педагогических , образовательно-содержательных и организационно-
7 методических условий, обеспечивающих эффективность процесса
формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в школе-комплексе;
Практическая значимость работы состоит в следующем:
- обобщен и проанализирован многолетний цельный педагогический опыт разработки оптимальной модели и вида образовательного учреж-' дения, обеспечивающего эффективность процесса формирования творческого потенциала учащихся в рамках скоординированных образовательных программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования;
- разработаны методические рекомендации педагогам по формированию и развитию творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в урочной и внеурочной деятельности в рамках школы-комплекса;
- определены условия оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности.
Достоверность исследования обеспечивается его исходными методологическими позициями, всесторонним анализом проблемы при определении гипотезы и решении задач с целью определения оптимальных условий формирования и развития позитивной творческой личности, практическим подтверждением многолетнего экспериментального исследования оптимальной региональной модели и вида образовательного учреждения, обеспечивающего повышение эффективности процесса формирования творческого потенциала учащихся в рамках скоординированных образовательных программ дошкольного, среднего, дополнительного и профессионального образования.
8 Основные положения, выносимые на защиту:
1. "Позитивный творческий потенциал" представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности "творческий потенциал" представляет собой "творческие способности" личности в конкретном виде деятельности.
2. Специфика влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся состоит в "полифункциональном воздействии" художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Комплексное воздействие' направлено на формирование у читателя "полифонической мысли", что, в конечном итоге, и приводит к формированию многогранной творческой личности.
3. Эффективность процесса формирования творческой личности зависит от конкретных социально-педагогических условий и возможностей образовательного учреждения. Центр образования как новый вид государственного образовательного учреждения обладает дополнительными возможностями в повышении эффективности формирования творческого потенциала учащихся из семей, принадлежащих к различным социальным слоям. Эти возможности заключаются в скоординированной реализации в рамках одного государственного образовательного учреждения образовательных программ дошкольного, общего среднего, дополнительного и профессионального образования на основе принципов: непрерывности, преемственности, комплексности, разноуровневости и многопрофильности.
4. Дидактическими условиями влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся являются:
9
- применение в педагогической практике преподавания художественной
литературы диалогового подхода "ученик - учитель", "ученик - литературное произведение" как важного средства развития творческого потенциала учащихся;
- использование историко-генетического и историко-функционального подходов в процессе преподавания художественной литературы;
- реализация принципов непрерывности и преемственности с учетом индивидуальных рефлексивных, психологических и возрастных особенностей учащихся;
- развитие методик междисциплинарных уроков по различным социально значимым проблемам (литературы и экологии; литературные произведения великих математиков и физиков и т.д.), что позволяет развить у учащихся "полифоническое" восприятие окружающего мира как важного фактора формирования творческой-личности; 5. Условиями оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности являются:
- Скоординированность и взаимосвязанность программы урочного литературного и внеурочного дополнительного образования с целью формирования диалектического дополнения в процессе формирования творческого потенциала учащихся;
- Приобретение учащимися индивидуального опыта в творческой деятельности (литературной, театральной, социальной, технической, художественно-прикладной и др.).
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и полученные результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и педагогических советах: Центра образования №491 "Марьино"; научно-практической конференции МКО по проблеме нового вида учебного заведения "Центр образования"
10
(г. Москва, 1998 г.); научно-практических конференциях Академии Педагогических и Социальных Наук, Московского психолого-социального института, Института Молодёжи.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень её разработанности в педагогической теории и практике, определены цель, объект, предмет , гипотеза, задачи исследования, теоретическая и практическая значимость, методологическая основа и база исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Психолого-педагогические особенности формирования творческого потенциала личности средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса" рассмотрены сушностные признаки понятия "творческий потенциал личности" и даны характеристики этого понятия. Определена специфика влияния художественной литературы и подходы к педагогическому механизму её влияния на формирование творческого потенциала учащихся. Обоснованы социально-педагогические возможности "Центра образования" как нового вида государственного образовательного учреждения в процессе формирования творческого потенциала учащихся.
Во второй главе "Процесс формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса" рассмотрен комплекс образовательно-содержательных и организационно-методических условий, определяющих эффективность формирования творческого потенциала учащихся.
В заключении представлены выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.
11 Основное содержание диссертации.
В первой главе диссертации представлен анализ научной литературы, который показывает, что категорию "позитивное творчество" можно рассматривать как высшую и специфическую форму человеческой деятельности, направленную на качественное обновление (улучшение) окружающего мира, общества, культуры. При этом необходимо отметить, что "творчество" как процесс представляет собой единство духовного и материального. Сущност-ными признаками творческой деятельности являются: создание существенно нового продукта духовной, научной и материальной культуры; создание новых общественно-полезных комбинаций, связей, законов и закономерностей. Для осуществления творческой деятельности необходим набор качеств личности, что в совокупности и представляет собой "творческий потенциал" личности. Это сложное, интегральное понятие, которое включает в себя при-родно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, которые, с одной стороны, заложены в человеке генетически, с другой стороны, могут быть сформированы и развиты в течение жизни. Проявившийся в той или иной сфере деятельности "творческий потенциал" представляет собой "творческие способности" человека в конкретном виде деятельности.
Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие "позитивный творческий потенциал" можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния "творческого озарения", "душевного подъёма", в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата "творческого озарения" до стадии завершенного продукта творчест-
12
ва. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами
являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение "инструментарием", доскональное знание дела, а также трудолюбие, самоотверженность и волевые качества. Поэтому процесс формирования и развития творческого потенциала учащихся необходимо строить с учётом этих особенностей первичной и вторичной креативности.
Среди предметов, изучаемых в современной школе и способных в той или иной степени влиять на процесс формирования творческой позитивной личности, особое место занимает художественная литература. Причина этого состоит в "полифункциональном воздействии" художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Анализ психолого-педагогических и литературоведческих исследований возможности влияния художественного произведения на развитие ребёнка позволили нам выделить следующие сущностные признаки художественной литературы, определяющие эффективность процесса формирования и развития творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы.
1. Художественной литературе присуща внутренняя диалогичность. Литературно-художественное воплощение жизни всегда носит характер высказывания, а понимание художественного произведения всегда диалогично. Диалог "ученик - литературное произведение", "ученик -учитель" является важным средством развития творческой личности.
2. Актуальным для нашего исследования признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Комплексное воздействие направлено на формирование у читателя "полифонической мысли", что, в ко-
13
нечном итоге, и приводит к формированию "полифонической", то есть
творческой личности.
3. Важное значение в художественной литературе в процессе формирования творческой личности имеет признак историко-генетической и историко-функциональной преемственности и связи нынешнего и предшествующих поколений. Читатель может сопоставить своё мнение с мнением автора о смысле и значении вечных понятий (жизни, добре, зле и др.), обогащая свои знания, чувства и мысли опытом, накопленным человечеством.
Рассматривая педагогический процесс формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в школе-комплексе, необходимо отметить, что его эффективность зависит от комплекса социально-педагогических, образовательно-содержательных и организационно-методических условий.
Рассматривая социально-педагогические условия, влияющие на формирование и развитие творческого потенциала учащихся, мы убедились, что на эффективность этого процесса влияют следующие факторы: непрерывность и преемственность образовательного процесса формирования творческой личности; диалектическое дополнение и взаимопроникновение урочной и внеурочной работы; вариативность, разноуровневость и многопрофильность обучения; развитие сети дополнительного образования (создание "Дома творчества"); создание комплексной системы начального, среднего, дополнительного и профессионального образования. При этом образовательный процесс должен осуществляться с учетом конкретных макро и микрорегиональных противоречий (кризисные явления в экономике, рост социальной напряжённости в обществе и др.). Многолетние экспериментальные исследования школы-комплекса №491 в направлении поиска оптимальной региональной модели и вида образовательного учреждения, позволяющего эффективно реализовать программу формирования и развития творческой личности, привели к созданию нового вида учебного заведения - "Центра образования" на
14
базе школы-комплекса №491. По сравнению с другими видами образовательных учреждений (УВК, лицеи, гимназии и др.) "Центр образования" обладает дополнительными и оптимальными возможностями в процессе формирования и развития творческого потенциала учащихся. При этом Центр образования №491 не ориентируется на образование элитных групп учеников, а реализует программу формирования и развития творческой личности молодёжи из всех социальных слоев населения. Центр образования реализует на практике следующий комплекс образовательных программ: дошкольная, общеобразовательная, дополнительная и профессиональная образовательные программы на принципах непрерывности, преемственности, комплексности, раз-ноуровневости. Взаимосвязь и диалектическое взаимопроникновение систем обязательного, дополнительного и профессионального образования в рамках одного государственного образовательного учреждения позволяет повысить эффективность процесса формирования позитивной творческой личности.
Во второй главе диссертации представлена характеристика совокупности условий цельного педагогического опыта формирования и развития творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности в рамках Центра образования №491.
Рассматривая образовательно-содержательные условия формирования и развития позитивной творческой личности средствами художественной литературы в рамках школы-комплекса мы исходили из принципов взаимосвязи, диалектического дополнения и взаимопроникновения урочной и внеурочной деятельности, как важнейшего фактора эффективности образовательного процесса. Так как урок является ведущей частью всего комплекса образования, а художественная литература - один из видов искусства, искусства слова, то при разработке концепции и программы литературного образования учащихся с целью формирования их творческого потенциала мы основывались на следующих принципах:
1. Комплексный диалогический подход, основанный на многократном диалоге учителя, ученика и художественного произведения, предусмат-
15
ривающий разработку комбинированных (литературно-математических, литературно-экологических, литературно-исторических и др.) тематических уроков, позволяющих под различным углом зрения рассмотреть проблемы, существующие в реальной жизни.
2. Рефлексивность литературных текстов, предполагающая, что предлагаемые учащимся произведения должны вызывать потребность рефлексии конкретной личности.
3. Многопараметрический подход, который учитывает горизонтально-исторические связи литературных произведений, вертикально-исторические связи преемственности в отечественной словесности, сопоставительный анализ разных школ, эпох, стилей и жанров.
4. Учёт единства нравственных, креативных, возрастных, психологических и литературоведческих особенностей и задач того или иного этапа литературного образования.
5. Самостоятельная творческая деятельность ученика, в которой реализуется взаимосвязь образования и воспитания с самообразованием и самовоспитанием .
В результате многолетних исследований в Центре образования сложилась комплексная система воспитательной работы и дополнительного образования, интегрированная с учебной деятельностью. Главным её направлением является повышение эффективности формирования и развития творческого потенциала учащихся в рамках "Дома творчества", объединяющего более двадцати кружков и студий. При этом воспитательная работа основывается на принципе единства общего и особенного, диалектическое дополнение которых позволяет не только сформировать общую направленность воспитательной работы, но и учесть при этом индивидуальные особенности личности каждого ребёнка. Опыт нашего педагогического исследования показывает, что для формирования и развития творческого потенциала учащихся недостаточно только развитой сети дополнительного образования для проявления творческих способностей ребят. Необходимо создать психологический климат и
16
условия для того, чтобы ребенок не чувствовал свою "неполноценность". Многие ребята, которые плохо успевают по школьным дисциплинам, в стенах "Дома творчества" становятся лауреатами и призёрами конкурсов прикладного творчества на районном, городском, российском и международном уровне. При этом главная задача педагога в системе дополнительного образования состоит в том, чтобы увидеть и развить индивидуальность ребёнка. Необходимо его научить оценивать себя, научить верить в себя и свои способности.
Результаты опытно-педагогических исследований показали, что чрезмерная специализация в раннем возрасте приводит к некоторым искажениям в процессе формирования личности ребёнка. Например, нами выявлено, что в классах спецматематики и информатики у некоторых ребят формируются качества завышенной самооценки, нарушение гармонии между творческими способностями и нравственными качествам", формируется склонность к однонаправленному прагматическому видению мира. Поэтому при формировании содержания воспитательной работы в Центре образования стало традицией проведение междисциплинных тематических уроков по различным темам (экологии - химии - русской литературы; по проблеме Аральского моря; литературным произведениям великих математиков и физиков; постановка экологической сказки и др.). Ребята физико-математических классов принимают участие в постановке спектаклей и литературно-музыкальных вечерах. Результаты психолого-педагогического наблюдения и анализа показали, что такие формы работы способствуют гармонизации личности ребёнка.
Анализ накопленного педагогического опыта показал, что близкое взаимодействие "ученик - учитель" во внеурочное время в рамках общешкольных мероприятий: КВН "Учителя - ученики", соревнования по волейболу и баскетболу, шахматные турниры, туристические и военно-патриотические походы, совместное литературное творчество и др. приводит часто к совместному творчеству, которое может продолжаться и после окончания школы. При этом важна многогранность и гибкость форм этого взаимодействия, развитие
17
которых также способствует формированию и развитию творческого потенциала учащихся.
Большое значение в процессе становления личности ученика имеют различные формы социального творчества. Одной из таких форм социального творчества является День дублёра, когда ученики старших классов заменяют администрацию и педагогов школы. Ребята под контролем учителей проводят уроки и занимаются организацией учебного процесса. В Центре образования №491 постоянно действует служба единого самоуправления, в задачу которой входят практически все вопросы внутришкольной жизни учеников: это и успеваемость, разборы конфликтов и дисциплинарных нарушений учеников, уборка и озеленение территории, проведение внутришкольных и районных мероприятий и др. Реальная деятельность учащихся на благо своей школы является важным воспитательным фактором.
Одним из направлений программы дополнительного образования Центра образования №491 является комплексная программа начальной профессиональной подготовки. В рамках данной программы Центр образования №491 заключил договоры с МИФИ, МГАТУ им. К.Э. Циолковского, МГУ ИЭ, МПСИ с целью предоставить возможность учащимся реализовать потребность в начальной профессиональной подготовке по информатике, физике, математике, экологии, направлениям экономического, юридического и психолого-педагогического профиля. Дополнительные занятия ведут кандидаты и доктора наук базовых ВУЗов. Реализация потребности молодёжи в начальной профессиональной подготовке является одним из важных факторов процесса формирования творческого потенциала учащихся.
Организационно-методическими условиями эффективности формирования творческого потенциала учащихся в школе-комплексе является его оптимальность с точки зрения всех участников образовательного процесса, а именно ученика - учителя - организаторов образовательного процесса. При этом к традиционной схеме оптимизации управления образовательным процессом (реализация образовательных целей и задач за минимальный проме-
18
жуток времени и с минимальной затратой сил всех участников учебно-воспитательного процесса) необходимо добавить условие качественного (творческого) освоения учениками образовательных программ.
Анализ проблемы оценки качества реализации программы формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в школе-комплексе привёл нас к выводу, что наряду с традиционной схемой внутреннего сравнительно-компонентного анализа экспериментальных и контрольных групп учащихся, необходимо использовать методы внешнего сравнительно-компонентного анализа с другими школами региона и ведущими ВУЗами.
Результаты внутреннего сравнительно-компонентного анализа процесса формирования творческого потенциала учащихся показали, что наряду со значительным повышением параметров, определяющих первичную креативность (более 60%), рост параметров, характеризующих вторичную креативность менее значительный (около 25%). Анализ этих факторов требует дополнительного исследования.
Важным критерием оценки качества реализации программы формирования творческого потенциала учащихся мы считаем уровень поступления вы-пусников Центра образования №491 на бюджетные отделения в ведущие ВУ-Зы страны. За последние три года количество выпусников Н-х классов Центра образования №491 составило 365 человек. При этом количество выпусников, поступивших на бесплатное отделение ведущих ВУЗов (МГУ, МИФИ, МВТУ им. Баумана, МГАТУ им. Циолковского и др.), составило более 50%.
Другим критерием оценки качества реализации программы формирования и развития творческого потенциала учащихся школы-комплекса мы используем схему сравнительно-компонентного анализа результатов образовательного процесса школ региона. Данный подход позволяет создать систему с обратной связью в образовательном процессе с целью обеспечения контроля и коррекции процесса формирования и развития творческого потенциала учащихся. Например, по итогам 1997 года Центр образования №491 не вошёл в
19
число победителей музыкальных конкурсов Юго-Восточного округа, что является фактором, определяющим необходимость коррекции работы "Дома творчества" в этом.направлении работы.
На основе анализа и обобщения научной и практической психолого-педагогической литературы, предложений и рекомендаций учеников и их родителей, педагогов-практиков, а также обсуждения докладов учителей и творческих ученических групп на педагогических советах, заседаниях кафедр и научно-практических конференциях Центра образования №491 были определены следующие основные, на наш взгляд, условия оптимизации процесса формирования творческого потенциала учащихся с точек зрения всех участников образовательного процесса:
1. С позиции ученика условия оптимальности образовательного процесса характеризуются комплексом освоенных им знаний, умений и навыков, с помощью которых он может за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил качественно освоить учебный материал, а впоследствии творчески применить его на практике. Следовательно, с точки зрения ученика, условиями оптимальности процесса формирования и развития творческого потенциала являются:
- наличие и усвоение им методик учения и самообучения;
- набор развитых необходимых и достаточных качеств: памяти, скорости мышления, алгоритмов анализа и синтеза и др.;
- разработка методов междисциплинарного анализа социальных процессов;
- освоение учеником современных профессионально ориентирующих и информационных технологий с целью приобретения социально и лич-ностно значимой специальности.
2. С позиции учителя условия оптимальности процесса формирования позитивной творческой личности характеризуются освоением необходимого и достаточного набора образовательных методик и технологий, а также методик структурирования, систематизации и алгоритмизации
20
учебного материала, с целью за отведённый учебным планом промежуток времени обеспечить эффективное усвоение учеником учебных, воспитательных и творческих задач с наименьшей затратой сил. Следовательно, с точки зрения учителя, условиями оптимальности процесса формирования позитивной творческой личности являются:
- наличие и усвоение учителем необходимого и достаточного комплекса образовательных методик и технологий, а также разработанных методов анализа, систематизации, структурирования и алгоритмизации учебного материала с целью обеспечения качественного усвоения учащимися образовательных программ;
- освоение учителем методов психолого-педагогической диагностики и коррекции с целью максимально эффективного определения индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребёнка, уровня его подготовки, направления развития сильных качеств личности при одновременной коррекции негативных черт характера, слаборазвитых способностей и негативных тенденций развития личности.;
- знание и освоение учителем принципов и методов формирования и развития у учеников комплекса качеств знаний, умений и стремлений, присущих позитивной творческой личности. Этими качествами являются: развитое воображение и логическое мышление; овладение учениками методами интеграции, сравнения, сопоставления и синтеза, трансформации и дополнения, а также длительного внимания и поисковой активности мышления и др. Эти качества составляют основу диалогического мышления. 3. С позиции руководителей образовательного учреждения условиями оптимальности организации и управления учебно-воспитательным процессом в школе являются:
- выработка социально-значимой стратегии, целей и задач образовательного учреждения, организация эффективной работы всего
21
педагогического коллектива по реализации образовательных
программ с целью удовлетворения социального заказа общества на образовательные услуги с учетом конкретных условий. При этом главным приоритетом образовательной стратегии должно быть, с нашей точки зрения, формирование позитивной творческой личности;
- организация и управление образовательным процессом должны строиться на принципах оптимальности, т.е. обеспечении качественного достижения образовательных целей и задач в конкретных условиях при минимально необходимой затрате времени и усилий всех участников педагогического процесса (руководителей, учителей, учеников и родителей);
- процесс организации и управления учебно-воспитательным процессом должен строиться на принципах гармоничного сочетания системности и конкретности. При этом способами организации управления должны быть комплексность, генерализация и демократизация на основе приоритетов развития личности каждого ребёнка.
Результаты исследования, в основном, подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. В процессе формирования "творческого потенциала" необходимо учитывать особенности природно-генётического, социально-личностного и логического компонентов ученика. При этом образовательный процесс имеет направленность на формирование и развитие знаний, умений, способностей и стремлений учащихся к самосовершенствованию, с учётом особенностей первичной и вторичной креативности.
2. Специфика влияния художественной литературы на процесс формирования творческого потенциала учащихся состоит в "полифункциональном воздействии" художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы личности, раз-
22
витие которых, в конечном итоге, способствует формированию творческой личности.
Эффективность процесса формирования творческого потенциала учащихся обеспечивается реализацией принципов непрерывности, преемственности, комплексности, разноуровневости и многопрофильное(tm). При этом оптимальными возможностями, с нашей точки зрения, в процессе формирования творческой личности учеников из малообеспеченных семей в рамках государственного образовательного учреждения обладает новый вид образовательного учреждения "Центр образования", который реализует скоординированные программы дошкольного, общего среднего, дополнительного и профессионального образования.
3. В процессе формирования творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы обеспечиваются следующие дидактические условия:
- применение комплексного диалогового подхода "ученик - учитель", "ученик - литературное произведение", "литературное произведение - автор" и др., как важного средства развития творческой личности;
- использование историко-генетического и историко-функционального подходов, позволяющих сформировать у учащихся творческую рефлексию, потребность сопоставлять свой опыт с опытом героев и авторов литературных произведений;
- реализация принципов непрерывности и преемственности предполагает учёт индивидуальных рефлексивных, психологических и возрастных особенностей учащихся;
- развитие методик междисциплинарных уроков по различным социально значимым проблемам (литературы и экологии; литературные произведения великих математиков и физиков и т.д.) позволяет развить у учащихся "полифоническое" восприятие окружающего мира, как важный фактор формирования творческой личности;
23
4. Условиями оптимального сочетания основного и дополнительного образования в рамках государственного образовательного учреждения с целью формирования творческой личности являются:
- скоординированность и взаимосвязанность программы урочного литературного и внеурочного дополнительного образования с целью формирования творческого потенциала учащихся;
- приобретение индивидуального опыта учащихся в творческой деятельности (литературной, театральной, социальной, технической, художественно-прикладной и др.) как обязательное условие образовательного процесса;
- критериями оценки качества реализации программы формирования творческого потенциала в школе-комплексе служат не только методы сравнительного анализа групп учащихся внутри образовательного учреждения, но также и методы сравнительно-компонентного анализа образовательных программ школ региона и требований ведущих ВУЗов.
Рассмотренные в исследовании вопросы целиком не исчерпывают затронутой нами проблемы. Дальнейшей разработки требуют, в частности, такие аспекты: интеграция социально-педагогических возможностей семьи - школы - социума для повышения творческого и духовно-нравственного потенциала учащихся; взаимосвязь школа - ВУЗ; школа - техникум с целью обеспечения преемственности процессов повышения креативности и духовности учащихся.
По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
1. "Русская художественная литература в констексте культурологии" (в сборнике "Образование, культура, бизнес. Опыт изучения про-блем").М., сборник НИИВО, вып.4, п.1,1997,1 п.л.
2. "Повышение эффективности творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в урочной и внеурочной
24
работе в школе-комплексе". М.: Институт молодёжи, 1998 г., 1,5
п.л.
3. "Социально-педагогические возможности Центра образования, как нового вида учебного заведения в формировании и развитии творческого потенциала учащихся" М.: Институт молодёжи, 1998 г., 0,6 п.л.
4. "Сущностные признаки творческого потенциала". В сб. "Актуальные проблемы формирования и развития личности". Тезисы восьмых психолого-педагогических чтений молодых учёных, аспирантов и студентов, 19 мая 1998 года - М.: Институт молодёжи, 1998.
Описание предмета: «Педагогика»Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в
Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем
значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием,
обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания
педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию
человека.
Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему педагогических наук.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная,
школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также
история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на
протяжении всего жизненного пути).
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на
саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с
другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и
обеспечивающем развитие его субъектов.
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных
наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные
обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом
современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения,
требующие научного и практического подтверждения.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех
возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и
воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения
до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке,
она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан
А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]
Литература - И.П. Уханов. Образы русской художественной литературы в трудах В. И. Ленина. – М.: Краснознаменная академия имени В. И. Ленина, 1961. – 200 с.
- Н.А. Щербакова. Художественная литература в психологическом образовании. – М.: Университетская книга, 2009. – 160 с.
- И.П. Уханов. Образы художественной литературы в трудах В. И. Ленина. – М.: Издательство политической литературы, 1965. – 296 с.
- И.Н. Меньшугин. Искусственное кровообращение у детей в условиях ганглионарной блокады и пульсирующего потока. – М.: Специальная литература, 1998. – 127 с.
- В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
- О.В. Акулова, Л.М. Гурович. Образовательная область "Чтение художественной литературы". – М.: Детство-Пресс, Сфера, 2012. – 192 с.
- О.Д. Смирнова. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область "Чтение художественной литературы". – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 160 с.
- Р.Г. Чуракова. Математика. 2 класс. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. В 2 частях. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 160 с.
- А.Н.Пыпин, В.Д.Спасович. История славянских литератур. В 2 томах. Том II. – М.: Типография М. М. Стасюлевича, 1881. – 1150 с.
- Ольга Андронова und Александр Ястребов. Формирование критического мышления учащихся на уроках математики. – М.: , 2012. – 248 с.
- Анастасия Борисова und Наталья Малиновская. Условия развития творческой деятельности учащихся на уроках биологии. – М.: , 2014. – 72 с.
- Геннадий Меркин. Сотворчество и литература в школе. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 376 с.
- Татьяна Ровинская. Средства массовой информации в обществе, государстве и в мире:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
- Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. Математика. 3 класс. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. В 4 частях. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 80 с.
- А.А. Сивухин, А.В. Лейфа. Регионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавров туризма в высшей школе. – М.: Флинта,Наука, 2017. – 224 с.
- Е.Р. Ядровская. Методика преподавания литературы. Уроки в основной школе. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 236 с.
- Р.Г.Чуракова , Г.В.Янычева. Математика. 3 класс. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. В 4 частях. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 80 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|