Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровнеПедагогика
КУБ ЛИКОВ Николай Николаевич
Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне,
13.00.06 Теория и методика воспитания (социальное воспитание)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва- 1999г.
Работа выполнена в Институте педагогики социальной работы Российской академии образования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность
Современный сверхдинамичный и противоречивый мир породил многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, связанных с демократизацией и гуманизацией общественных отношений, которые значительно повлияли на социальные роли и функции семьи - основного социального института, демобилизируя ее жизненные позиции и снижая ее' воспитательный потенциал.
Специалисты констатируют нарастающую отчужденность семьи от общества, ее слабую экономическую защищенность, утрату влияния на образовательно-воспитательный процесс детей и подростков всех социальных институтов, сужение сферы обучения и воспитания, снижение количественного и качественного состава кадров всех социальных институтов и работников социальной сферы районного (муниципального) звена, распыление или изъятие из сферы социального воспитания помещений, материальных ценностей, средств.
Органами государственного управления в конце 80-х и начале 90-х годов принимаются конкретные меры, направленные на упорядочение системы работы всех социальных институтов с разными категориями населения, с семьями, детьми и подростками на межведомственной основе. В это время создается ВНИК (Временный научно-исследовательский коллектив) "Школа-микрорайон" для разработки концепции социального воспитания детей и подростков и комплексной программы научно-экспериментального исследования сложившейся системы общественного воспитания, работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по месту жительства.
В современной ситуации на передний план вышли проблемы раскрытия целостной сущности человека как субъекта интегративных отношений и разносторонней сознательной деятельности в различных сферах, а также его социально-психологической и социально-педагогической поддержки. Это в первую очередь относится к семейному воспитанию, где зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные процессы становления нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры.
Педагогическая наука исследует всю совокупность воздействий на личность, весь процесс социального формирования человека, весь комплекс факторов, которые его определяют. Сегодня в теории и ме-
- 4 -
тодологии социальной педагогики важное место занимают разрабатываемые общие, инвариантные подходы к определению целей образования и воспитания, которые отражают синтез общественных образовательно-воспитательных потребностей личности на всех этапах ее онтогенеза.
Философия образования и воспитания призвана трансформировать глобальные общечеловеческие ценности в ценности, достижимые в сфере образования и воспитания. Эта цель не может быть достигнута только педагогическим путем, в рамках одной лишь педагогической науки (особенно если речь идет о стратегии, о прогностическом аспекте). Здесь объективной необходимостью становится интегрированный подход, своеобразная "стыковка" результатов исследования в разных отраслях науки и практики, в сферах образования, культуры, морали, права, искусства.
Нижний уровень практики социального воспитания - муниципальный. Термины "муниципальный" и "местный" применяются в отношении органов местного самоуправления в открытом социуме, на предприятиях, в учреждениях и организациях, других объектах, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления.
Именно в муниципальном звене скрещиваются интересы всех социальных институтов, имеющих различное назначение и соответственно содержание и технологии социально-воспитательной работы с населением. Здесь люди живут, учатся, работают, отдыхают, реализуют свои гражданские и политические права. Ведомства "делят" человека, который в принципе может иметь комплексные социальные проблемы. Для того чтобы грамотно, современно и эффективно решать социальные проблемы людей, недостаточно просто хорошо координировать воспитательную работу с различными социально-демографическими и профессиональными группами населения на муниципальном уровне. Важно уметь "подойти" к человеку, понять психологическую, нравственную, правовую подоплеку множества проблем, для чего необходимы психолого-педагогические знания, и, что еще важнее, социально-педагогическое мышление муниципальных специалистов социальной сферы.
В ходе исследования мы опирались на положения Конституции РФ, федеральных законов РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об образовании".
- 5 -
"Об общественных объединениях" и др., программные документы Правительства, решения руководящих органов социальной сферы о направлениях развития муниципальных учреждений и организаций государственного, коммерческого и неправительственного секторов общества.
Теоретическими и методическими предпосылками исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б.Г.Ананьев, В.А.Дранков, И.С.Кон, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Настоящее исследование осуществлялось на основе изучения и анализа трудов ученых, внесших определенный вклад в разработку социальной педагогики как науки и области практической деятельности; в научное обоснование влияния социальных институтов и окружающей среды на формирование личности (В.Г.Афанасьев, Л.П.Буе-ва, В.Г.Бочарова, П.П.Блонский, Б.З.Вульфов, С.И.Григорьев, В. И. загвязинский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.Т.Лисовский, А.С.Макаренко, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.).
В своей исследовательской деятельности мы опирались также на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Н.Г.Алексеев, Л.В.Бадя, В.А.Журавлев, Т.М.Михайлов, А.П.Окладников, С.С.Фролов и др.), государственно-правовые (В.А.Болотов, Ю.В.Громыко, В.Г.Кинелев, Е.В.Ткаченко и др.), психолого-педагогические (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, С.А.Беличева, С.Л.Выготский, В.Н.Гуров, Р.Г.Гурова, В.В.Давыдов, В.М.Коротов, А.Н. Леонтьев, Б.Т.Лихачев, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, Д.И.Фельдш-тейн, Н.Ф.Шинкаренко и др.); организационно-педагогические, управленческие (В.Н.Аверкин, А.3.Андрейко, Н.И.Бутенко, Г.Г.Воробьева; О.С.Лебедев, Л.Е.Никитина, Т.А.Полунина, Л.Д.Рагозина, А.Б.Фомина, Е.М.Ямбург и др.) аспекты изучаемой нами проблемы.
Вместе с тем, теоретические и научно-методические основы социально-воспитательной деятельности институтов различного ведомственного подчинения на муниципальном уровне как целостной системы, а также инновационные формы межинституционального подхода в области управления этой деятельностью не нашли достаточного отражения в научных исследованиях.
Недостаточно разработаны и исследованы педагогические основы деятельности органов местного самоуправления в теоретико-методи-
- 6 -
ческом и в организационно-практическом контекстах. Остается актуальной и требует более глубокого исследования проблема: каким образом и на какой основе в условиях межинституционального взаимодействия возможно повышение эффективности саморазвития личности, использование потенциала ее социального окружения и, прежде всего, семейно-соседского социума.
Все вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования: "Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне".
Объект исследования: институты социальной сферы муниципального уровня различной ведомственной подчиненности.
Предмет исследования: процесс социально-воспитательной деятельности на муниципальном уровне.
Цель исследования: разработка теоретических основ, содержания и технологий социально-воспитательной деятельности институтов различных ведомств на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1. Определить сущность социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, принципы и пути ее совершенствования.
2. Спроектировать и экспериментально апробировать муниципальную межинституциональную модель социально-воспитательной деятельности.
3. Разработать практические рекомендации по педагогическому обеспечению межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне.
Методологической основой исследования явилась совокупность философских концепций, положений о социально-исторической обусловленности процессов воспитания и развития личности, активной роли среды в личностном развитии, усиливающейся по мере взросления личности, ее вхождения в систему семейных, общественных, товарищеских и других отношений; положения системного подхода к изучению социальных явлений, общей теории социального управления, а также социально-педагогические идеи межинституционального подхода к деятельности учреждений различных ведомств.
Гипотеза исследования
Совершенствование деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне находится в непосредственной взаимосвязи
с проблемой ее педагогического обеспечения. Эта деятельность будет эффективной, если:
- опирается на единую педагогически обоснованную концепцию социально-воспитательной деятельности институтов разных ведомственных структур, предполагающую полноценную реализацию воспитательных возможностей каждого института в содержании и технологиях их деятельности, адекватных своему функциональному назначению и современным ценностям социального воспитания;
- осуществляется квалифицированными специалистами, прошедшими разные уровни подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом региональных особенностей социальных проблем муниципального уровня;
- учитывает специфику муниципальной общности людей (взрослых и детей) на основе диагностики их потребностей и возможностей;
- носит личностную направленность и осуществляется дифференцирование по отношению к каждой категории населения, с учетом возможностей их взаимодействия в формировании муниципального сообщества;
- способствует самопомощи, самореализации, социальному участию каждого жителя в решении проблем района.
Методы исследования
В исследовании использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик. Условно можно представить их следующую классификацию:
1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.
2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.
3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.
4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социо-метрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в
фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования, метод "работа со случаем", метод "диалог" и др.
5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).
6. Методы математической статистики.
В решении поставленных задач одним из основных методов исследования стала социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа на базе цельного муниципального образования - Промышленного района г.Ставрополя.
Значительное внимание уделялось изучению и обобщению практического опыта согласованной социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне.
Применялись методы наблюдения, анкетирования, беседы, анализ рабочих и других нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, а также результатов деятельности детей, педагогов, работников социальной сферы, районной администрации в условиях изменения содержания их функциональных обязанностей.
Проводился ретроспективный анализ и обобщение собственного опыта социально-педагогической деятельности, деятельности различных институтов социальной сферы. Использовался метод моделирования, в результате которого в ходе опытно-экспериментальной работы была создана теоретическая модель социально-воспитательной деятельности муниципальных служб, воплощенная на практике в виде межведомственной программы "Дети-семья-школа-микрорайон".
Исследовательские задачи опытно-экспериментальной работы решались на базе 19 общеобразовательных, школ, лицеев, гимназий, 23 дошкольных образовательных учреждений, 26 учреждений дополнительного образования детей, комнат школьников и других учреждений и организаций Промышленного района г.Ставрополя.
Исследование осуществлялось по тематике Института педагогики социальной работы Российской Академии образования, включенной в Комплексную программу Российской академии образования "Социальная педагогика" в течение 1993-1999 гг.
Этапы исследования
Исследование проводилось в течение семи лет и включало три
- 9 -
этапа.
На первом этапе (1992-1994 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники, передовой и массовый педагогический опыт г.Ставрополя, Ставропольского края, г.Москвы, Московской области и других регионов России по проблемам социально-воспитательной деятельности, решались кадровые вопросы, уточнялось состояние проблемы, отрабатывались отдельные элементы воспитательной работы и формы организации местного самоуправления.
На втором этапе (1994-1996 гг.) разрабатывалась теоретическая модель социально-воспитательной работы институтов социальной сферы на муниципальном уровне; реализовывалась экспериментальная программа "Дети-семья-школа-микрорайон". Отрабатывались инструктивно-методические документы, регулирующие совместную социально-воспитательную, организационную, финансовую деятельность различных учреждений, задействованных в эксперименте.
На третьем этапе (1996-1999 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и проведенного исследования, проводилась корректировка вариантов муниципальной модели, педагогического обеспечения деятельности межинституциональных социальных служб, учреждений района. Разрабатывались практические рекомендации по решению проблем социально-воспитательной деятельности различных социальной сферы района, уточнению их функций в новых условиях. Одновременно осуществлялось осмысление полученных результатов и оформление диссертации.
Научная новизна исследования
Определены комплекс подходов, сущность, содержание, факторы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне. Разработаны и обоснованы: теоретико-прогностическая модель межинституциального взаимодействия в социально-воспитательной работе на муниципальном уровне; комплекс критериев и показателей эффективности деятельности специалиста социальной сферы на муниципальном уровне. Уточнены направления, пути и условия подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации специалистов социальной сферы муниципального уровня.
Теоретическая значимость исследования
Определены теоретические основы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, сущность, содержание и перспективы развития межинституционального
- 10 -
взаимодействия. Конкретизированы пути, содержание и организационно-педагогические условия эффективности социально-воспитательной работы с населением на муниципальном уровне.
Практическая значимость исследования
На основе результатов исследования построены социально-педагогические системы:
- межинституционального взаимодействия в воспитательной работе с населением на муниципальном уровне;
- поддержки муниципального самоуправления и развития молодежных и детских социальных инициатив;
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы для работы в муниципальном сообществе.
Разработанные в рамках исследования практические рекомендации направлены на совершенствование социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы различного ведомственного подчинения.
Выявленные критерии эффективности межинституционального взаимодействия на муниципальном уровне позволяют оценить и корректировать данный процесс.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими и практическими методами, адекватными целям, задачам, объекту и предмету научного исследования; разносторонним сравнительным анализом эмпирических данных; положительными изменениями в развитии ценностных отношений в семьях, повышением их активности в социально значимых видах деятельности, снижением количества правонарушений, остроты негативных явлений среди детей, подростков и других категорий населения.
Диссертант принял непосредственное участие в организации и проведении практической работы на всех этапах исследования, в качестве учителя, заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, директора школы, заведующего Промышленным районным отделом образования г. Ставрополя.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения исследования апробировались в выступлениях соискателя перед педагогическими и социальными работниками района, городов края (гг.Ставрополь, Невинномысск), на 30 городских, краевых и федеральных научно-практических конференциях, на-
- 11 -
учных сессиях (1992-1999 гг.).
Внедрение экспериментальной межведомственной программы "Де-ти-семья-школа-микрорайон" позволило социальным институтам района:
- внести существенные изменения в деятельность, направив усилия на социально-воспитательную работу с населением муниципального образования;
- разработать вариативные воспитательно-образовательные программы;
- внести изменения в штатные расписания, введя должности "социальный педагог", "социальный работник";
- откорректировать функциональные обязанности ряда должностей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогически обоснованное межиституциональное взаимодействие на муниципальном уровне, обусловленное экономическим, политическим, социокультурным развитием регионов России, способствует возрождению местного самоуправления в решении многоплановых социальных проблем различных групп населения.
2. Муниципальные структуры характеризуются наибольшей приближенностью к семье и конкретному человеку, эффективным и реальным формированием сообществ (общин, семейно-соседских общностей) при активном социальном участии самого населения.
3. Эффективное решение социально-воспитательных задач институтами социальной сферы возможно только при условии "открытости" каждого из них. "Открытость" предполагает, прежде всего, опору и ориентированность своей деятельности на проблемы конкретной личности, ее семьи.
, 4. Демократическое управление межинституциональным взаимодействием на муниципальном уровне предполагает согласованное решение административными и исполнительскими структурами правовых, финансовых, материально-технических, кадровых и других проблем.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется аппарат исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, пути ее апробации.
- 12 -
В первой главе - "Теоретические основы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне" представлено теоретическое обоснование педагогических основ социально-воспитательной деятельности в условиях межинституционального взаимодействия.
Во второй главе - "Содержание и организация социально-воспитательной межинституциональной деятельности (муниципальная модель)" раскрывается своеобразие социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы; определены основные направления деятельности социального педагога, работника социальной сферы районного звена; раскрыты технологии социальной защиты семьи, детей; определены критерии и показатели эффективности межинституциональной социально-воспитательной деятельности в условиях местного самоуправления.
В заключении диссертации излагаются общие выводы, определяются перспективы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, отмечаются проблемы, требующие дальнейшего исследования.
Приложения к диссертации содержат ряд разработок, которые дополняют, уточняют, конкретизируют текст и могут быть использованы в практической деятельности работников социальной сферы.
Основное содержание и выводы исследования
Ключевая идея диссертационной работы - идея педагогически обоснованного взаимодействия социальных институтов разного ведомственного подчинения муниципального уровня как основа формирования здоровых отношений в открытом социуме, и прежде всего, в сфере семьи, - обусловила логику исследования.
Кризисное состояние современного российского общества привело к обострению ранее существовавших и возникновению новых социальных проблем. Современная номенклатура государственных институтов, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания населения, уже не справляется с возросшим объемом и требуемым качеством социальных услуг, так как изначально была сориентирована на распределение льгот, всевозможных пособий и компенсаций. Больное общество нуждается в разработке действенных антикризисных мер, так как негативные экономические и политические процессы оказывают влияние на рост социального недоверия и пессимизма, разрушение нравственных устоев, ведут к духовно-идеологи-
- 13 -
ческому расслоению общества.
Выполнение первой исследовательской задачи - определение сущности социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, принципов и путей ее совершенствования - потребовало обращение к трудам философов, педагогов, психологов, демографов, историков, культурологов, этнографов, социологов, выявляющих сущностные черты в теории и практике обновления социальных институтов с учетом социокультурных особенностей конкретной территории.
В исследовании показано, что социально-воспитательная межинституциональная деятельность является отражением реально существующего социально-экономического строя, сложившейся практики работы различных социальных институтов в современных условиях. Успешное взаимодействие всех социальных институтов возможно только на основе глубокого анализа закономерностей развития общественной жизни, а также при определении сущности ее содержания, социально-педагогических технологий, способствующих принятию оптимальных решений в общественно-экономической и воспитательной деятельности на муниципальном уровне.
Теоретическим фундаментом взаимодействия институтов социальной сферы непосредственно влияющим на процесс духовного возрождения всего общества, как показал анализ педагогических исследований последнего десятилетия, является социальная педагогика. Как область практической деятельности, она сохраняет в каждом регионе свою специфику, обусловленную социально-экономическими, социо-культурными, историческими, национальными, духовно-нравственными и этническими особенностями; приближает социальную политику к решению проблем конкретной семьи, личности; делает её эффективным средством решения социальных проблем на муниципальном уровне.
Исследование показало, что специфика больших муниципальных образований порождает разобщенность социальных институтов разной ведомственности подчиненности, замкнутость социально-педагогической работы с детьми, семьями и отдельной личностью, что не способствует полноценному практическому решению социальных проблем и не способствует выработке четкой стратегии в этой области на современном, переломном этапе развитии нашего общества.
В этой связи на первый план выдвигается задача взаимодействия всех социальных институтов с целью выработки такой педагоги-
- 14 -
чески обоснованной стратегии, которая предполагает четкое понимание реальной ситуации развития личности, рассмотрение ее потребностей, мотивов, жизненных планов.
В диссертационном исследовании семья рассматривается с двух сторон: во-первых, как субъект, являющийся системой, состоящей из влияющих на индивида частей: структуры, окружения, функционирования и истории развития. Во-вторых, как объект, подвергающийся внешнему воздействию, педагогической поддержке для более успешного решения семейных проблем. Средством осуществления влияния на семью может быть педагогически целесообразно организуемая социальная работа, направленная на сохранение, развитие и умножение собственного потенциала семьи, активизации ее деятельности как субъекта социального воспитания. Потребности и проблемы конкретных семей должны систематически исследоваться и подвергаться целенаправленному социально-педагогическому анализу.
Для этого в ходе диссертационного исследования были разработаны и апробированы специальные экспериментальные методики (анкеты, схемы, опросники, интервью), которые впоследствии успешно использовались различными учреждениями и организациями социальной сферы района.
Проведенное в обследование более 1000 респондентов (детей разного возраста, их родителей, педагогов, работников социальной сферы муниципалитета) было направлено на: изучение социальной истории личности; оценку здоровья членов семьи; воспитательные возможности семей; выявление показателей сформированности ценностных отношений личности к различным явлениям действительности (отношение к учебе, к труду, продуктам труда людей и природы, отношение к людям, самому себе как общественной ценности, эстетическое отношение к действительности); анализ включенности семьи в социально-воспитательную работу в районе.
В диссертации показана технология составления обобщенной характеристики микрорайона, которая складывается из данных по каждому члену семьи, семьи в целом, отдельному жилому дому, и таким образом в руках у специалистов социальной сферы оказывается вся информация в отмеченных параметрах на каждого клиента дома, микрорайона в целом. Полученные данные позволяют муниципальному сектору осуществлять воздействие на семью как систему на основе научно-педагогических исследований.
- 15 -
Данные опроса позволили сделать выводы: семья как социальный институт обладает большими социально-педагогическими возможностями для осуществления процесса воспитания ребенка и остается предпочтительной для молодежи; семья в настоящее время не в полной мере выполняет свою роль субъекта социально-педагогического воспитания личности; на социально-педагогическое обеспечение воспитания ребенка в семье существенно влияет социально-культурный параметр (образование родителей и участие их в жизни общества); дети, молодежь нуждаются в подготовке к семейной жизни.
В исследовании подробно раскрыт педагогический потенциал влияния на семью различных институтов социальной сферы: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, начальных, средних профессиональных училищ, вузов, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования детей,- детско-молодежных общественных объединений, благотворительных, религиозных организаций, средств массовой информации, медицинских учреждений, специализированных социальных служб, учреждений культуры.
Особое место в нашем исследовании уделено микрорайону образовательного учреждения - соседской общности, местожительству учащихся, родителей - обладающему большим социально-педагогическим потенциалом в привитии трудовых навыков детям и подросткам, в реализации их интересов, способностей; в совместном времяпрепровождении детей и взрослых; оказывающим сильное общественного воздействие на семью и ее ближайшее окружение.
Исследование подтвердило, что соседская общность является неформальной средой, открывает широкие возможности для самодеятельности, развития способностей и склонностей, проявления индивидуальности, уникальности личности; определяет специфику конкретной микросреды, поля деятельности и социальных отношений, где формируются и реализуются её способности, где каждый включается непосредственно в общественную жизнь.
Интегрированные модели социальной работы на муниципальном уровне, рассматриваемые в исследовании как наиболее перспективные, предполагают развитие и совершенствование функций каждого социального института. Эти службы способны сформировать наиболее адекватную социокультурным условиям инфраструктуру, сориентированную на решение широкого спектра задач, в совокупности отражаю-
- 16 -
щих социальную политику общества по отношению к семье, каждой личности на муниципальном уровне.
Наиболее продуктивно с различными группами населения в микрорайоне, как показало исследование, работают специализированные учреждения - комнаты школьника и семейные медико-психолого-педагогические службы. В диссертации подробно проанализированы результаты работы этих учреждений, определены перспективные направления их деятельности: социально-психолого-педагогическое; куль-турно-досуговое; профессиональное; валеологическое; экономико-правовое; социально-инициативное; социально-профилактическое.
В диссертации раскрыт основополагающий принцип структурирования социально-воспитательного муниципального поля: не институциональный, а территориальный, максимально приближенный к семье, совместной деятельности людей разного возраста и профессий.
Главная направленность системы социальных служб состоит в развитии разносторонних инициатив, содействие в самопомощи, саморазвитии личности, обеспечении активной социальной защиты, создании необходимых условий для активизации субъектной позиции каждого человека, реализации внутренних возможностей жителей микрорайона.
Кроме того, особое место в исследовании уделено рассмотрению особенностей социально-воспитательной работы в муниципальной общности с группами населения с ограниченными физическими возможностями и антисоциальными проявлениями в семье.
Социально здоровое общество, как показало исследование, является основной целью и индикатором эффективности социальной политики на всех уровнях, в том числе и на муниципальном, и определяется устойчивыми тенденциями снижения таких проявлений социального неблагополучия, как преступность, наркомания, безработица, суицид, агрессивность, социальное сиротство, проституция, рост семей с асоциальными проявлениями.
Анализ и осмысление разнообразных педагогических подходов к решению профилактических задач позволили выделить общие принципы профессиональной социальной помощи, оказываемой всем нуждающимся членам общества, и ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личностного потенциала каждого человека:
- признание семьи как ведущего института социализации детей
- 17 -
и подростков;
- гуманизация превентивной практики, преобладание охран-но-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
- профессионализация воспитательно-профилактической и охран-но-защитной деятельности;
- оптимизация сети специальных структур;
- ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения.
В исследовании межинституциональное взаимодействие в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне рассматривается по социально-педагогическим параметрам, характеризующим любой социальный институт как открытую социально-педагогическую систему. Открытая социально-педагогическая система аккумулирует всевозможные виды и формы деятельности детей, молодежи, взрослых, позволяет создать многообразие инициативных самодеятельных формирований, насыщать жизнь жителей района реальными социально значимыми делами, связанными с организацией досуга, труда, проявлением милосердия по отношению к окружающим людям.
В диссертационном исследовании дана подробная характеристика специфики педагогических методов, средств, форм практической деятельности социальных педагогов. Выделены и раскрыты оценочные показатели, которыми руководствуется должностное лицо муниципального уровня, занимающееся взаимодействием институтов социальной сферы: общий интеллект; уровень культуры; социально-педагогическое образование; стиль работы; результативность деятельности.
Выявленные в ходе исследования критерии и показатели эффективности межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне представляют собой систему оценочных признаков, показывающих уровень материальной и духовной жизни людей.
В работе определены основные направления развития системы межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне:
- расширение видового разнообразия деятельности в соответствии с запросами и интересами населения, позволяющее содействовать пробуждению интереса к социально активной жизни;
- создание эффективной системы диагностики уровня развития межинституционального взаимодействия;
- 18 -
- обновление содержания социально-педагогической деятельности творческих объединений, позволяющее личности овладеть современными технологиями и культурными образцами;
- использование новых форм организации семейной досуговой и образовательной деятельности; содействие развитию семейного образования;
- развитие опыта организации свободного времени на клубной основе, а также всех видов творчества (художественное, техническое, хореографическое, досуговое и т.д.);
- создание условий для обеспечения развивающей среды с учетом реализации личностью своих способностей, интересов, желаний;
- экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение сети специализированных учреждений, занимающихся вопросами межинституционального взаимодействия.
Выполнение второй исследовательской задачи - проектирование и экспериментальное апробирование муниципальной межинституциональной модели социально-воспитательной деятельности - позволило разработать модель, основной идеей которой является научная организация социального воспитания населения на базе общих принципов, единого содержания, социально-педагогических технологий.
В решении данной задачи одним из основных методов исследования стала социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа на базе цельного муниципального образования - Промышленного района г.Ставрополя.
Первым шагом к созданию модели муниципального самоуправления в Промышленном районе г.Ставрополя стало выявление реальной социально-педагогической ситуации. Для этого были проведены следующие виды работ:
- диагностическое обследование жителей района, с целью выявления состояния их включенности в социально-педагогическую среду;
- изучение воспитательного потенциала муниципального уровня социальной сферы: в интеллектуально-познавательном развитии личности; в творческой культурно-досуговой деятельности; в формировании здорового образа жизни и физическом развитии личности; в развитии современных форм общественно-полезного, производительного труда и экономического воспитания; в демократизации жизни, развитии самоуправления в социально-значимой деятельности;
- изучение деятельности социальных институтов всех форм и
- 19 -
ведомств;
- разработка социально-педагогических характеристик (паспортов) микрорайонов на муниципальном уровне.
Проведенное исследование организации муниципального самоуправления выявило отсутствие: систематического педагогического влияния на свободное время жителей района; преемственности, взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами муниципального уровня; недостаточность самодеятельных, любительских неформальных объединений, организованных разновозрастных формирований в домах, семейно-соседских общностях.
Основой формирования модели муниципального самоуправления послужили переданные муниципальным органам власти для самостоятельного решения (в соответствии с Уставом и Положением г.Ставрополя по осуществлению местного самоуправления в Промышленном районе) следующие вопросы: координация социально-педагогической работы всех социальных институтов района с семьей; планирование сети и проведение комплектования дошкольных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений; формирование и совершенствование системы внутришкольного управления; осуществление работы с педагогическими кадрами; организация и контролирование воспитательно-образовательной работы учреждений.
Разработанная в ходе диссертационного исследования модель муниципального самоуправления в опытно-экспериментальной работе была реализована администрацией района совместно со всеми заинтересованными организациями и предприятиями социальной сферы как экспериментальная программа "Дети-семья-школа-микрорайон", состоящая из двух разделов: организационно-педагогические мероприятия и научно-методическое, кадровое обеспечение.
Научное обеспечение данной программы развития муниципального самоуправления позволило своевременно выявлять и предупреждать возможные несогласованные действия в социально-воспитательной работе; смоделировать совместное, непрерывное, вариативное взаимодействие всех институтов социальной сферы в вопросах социальной защиты личности в семье, образовательно-культурных и других учреждениях микросоциума.
Таким образом, разработанная программа стала нормативной моделью совместной деятельности работников социальной сферы, средством интеграции усилий в развитии социально-воспитательной работы
- 20 -
институтов района.
В рамках реализации данной программы были введены дополнительные ставки социальных педагогов, социальных работников - координаторов развития муниципального самоуправления. Основное внимание было обращено на взаимодействие всех социальных институтов на муниципальном уровне: семьи, общинных (соседских) объединений, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, милиции, средств массовой информации.
Благодаря принятию программы была создана педагогически ориентированная инфраструктура в муниципальном пространстве, обеспечивающая необходимые условия для личностного развития жителей, формирования воспитывающей среды и искоренения причин отклоняющегося поведения.
Педагогически ориентированная инфраструктура социума формировалась в опытно-экспериментальной работе постепенно, поэтапно, так как каждое конкретное учреждение социальной сферы имело свое неповторимое окружение и взаимодействовало с определенной, только ему свойственной совокупностью социальных институтов, решало свои конкретные задачи, адекватные потребностям населения и особенностям социума.
В ходе опытно-экспериментальной работы обновление системы социального воспитания предусматривало не столько внутреннюю перестройку деятельности воспитательных институтов, сколько активизацию их деятельности по созданию единой педагогически ориентированной инфраструктуры на муниципальном уровне. Основным принципом, заложенным в основу комплексной межведомственной модели социального воспитания, стало перенесение акцента в работе всех её звеньев на муниципальном уровне с борьбы со следствиями на устранение причин негативных явлений.
Инструментом реализации комплексной модели социального воспитания, её базовым компонентом явилась психолого-педагогическая семейная служба, структурированная по территориальному принципу, ориентированная на работу со всеми категориями населения, семьей и её ближайшим окружением.
Межведомственная программа "Дети-семья-школа-микрорайон" направлена на:
- оказание всесторонней помощи семье;
- обеспечение поэтапного введения института семейных соци-
- 21 -
альных педагогов, сначала в образовательных учреждениях, а затем и повсеместно (из расчета на 35-40 семей один семейный педагог); введение новых штатных единиц научных сотрудников по социальной педагогике и социальной работе;
- проведение социально-педагогической диагностики ситуации в семье и ее окружении; дифференциацию различных групп и категорий населения по проблемам; анализ позитивных и негативных явлений, факторов;
- организацию совместного времяпрепровождения взрослых и детей, семейного труда и досуга на основе духовного и культурного возрождения народных обычаев, традиций;
- разработку системы морального и материального стимулирования жителей района как социально активных граждан (через печать, радио, телевидение, специальные стенды, премии, подарки и т.д.);
- обеспечение согласованной деятельности по включению семей, жителей микрорайона в решение задач по благоустройству территории, сохранению и бережной эксплуатации жилищного фонда, объектов социальной сферы; воспитанию детей и молодежи, развитию их социальной активности; по содействию благотворительности и движению милосердия; охране правопорядка; защите прав потребителей товаров и услуг, по поддержанию благоприятной экологической обстановки в микрорайоне;
- открытие в домах и благоустроенных подвальных помещениях мастерских; создание условий для совместного отдыха детей и взрослых, проживающих в одном доме;
- повышение квалификации, переподготовки и обучения специальных кадров; создание постоянно действующего методического объединения специалистов социальной сферы;
- разработку методик социологических и психолого-педагогических исследований личности ребенка, семьи; инновационных технологий работы с семьями; обобщение социально-педагогического опыта работы специалистов социальной сферы;
- фиксирование качественных изменений в развитии местного самоуправления; внесение соответствующих корректив с подключением необходимых муниципальных социальных служб.
Особое внимание в разработанной модели социально-воспитательной работы с населением уделено процессу управления - серии непрерывных взаимосвязанных действий по эффективной реализации
функций и методов различных учреждений институтов социальной сферы как единого социально-педагогического муниципального комплекса.
Педагогические основы управления социально-воспитательной работой с населением рассматриваются в исследовании как процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: общих (планирование; организация; мотивация и стимулирование; контроль) и специальных (образовательная, социокультурная, социальная защита, оздоровительная, ранняя профессиональная ориентация и др.).
Такой подход к управлению взаимодействием учреждений социальной сферы на муниципальном уровне позволяет рассматривать муниципальное сообщество как многоуровневую, открытую, динамичную систему, воспитательный потенциал которой реализуется благодаря созданию гибких организационных структур и вариативных воспитательных программ, развивающих самопомощь, самореализацию, социальное участие каждого жителя в решении проблем района.
Выполнение третей исследовательской задачи - разработка практических рекомендаций по педагогическому обеспечению межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне - потребовало спрогнозиро-вать результативность разработанной модели и спланировать основные шаги по ее совершенствованию и внедрению в массовую практику вне зависимости от региональных условий и ведомственной принадлежности субъектов социальной работы.
Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы рекомендации затрагивают всю цепочку продуктивного решения проблем различных категорий населения муниципалитета (с точки зрения педагогической целесообразности): выявление проблем - целевая установка - научное обоснование - комплексное психолого-педагогическое исследование - определение содержания - выбор методов, методик, технологий - управление - показатели эффективности - результативность.
Успешная реализация разработанной в рамках диссертационного исследования модели в практику Промышленного района г.Ставрополя позволила сделать вывод, что для постепенного перехода учреждений социальной сферы на модели "открытого" типа, что соответствует ведущим современным тенденциям развития отечественной и мировой практики социальной педагогики и социальной работы, необходимо:
- 23 -
- полноценное использование в содержании, формах обучения и воспитания интеллектуального, социокультурного, нравственного и производственного потенциала социальной среды;
- обеспечение непрерывности и преемственности в содержании воспитания - в различных сферах (в семье, учреждениях, общественных объединениях, неформальных объединениях и т.п.) и на всех этапах социализации личности;
- разработка и предоставление населению возможности широкого выбора видов социально ценной деятельности, позволяющей каждому и "брать" для себя и "отдавать" окружающим людям, обществу; воспитывать культуру здоровья, труда, быта, досуга, нравственных отношений; проявлять заботу о людях, природе;
- построение социально-воспитательной работы на принципах реализации активной субъектной позиции личности, развития социального творчества; оказание педагогической помощи населению района в сближении официальных организаций с неформальными объединениями, создание с этой целью районного центра поддержки детских и молодежных социальных инициатив;
- создание условий для полноценного выполнения функций педагогического обеспечения системы социальных служб в микрорайоне (координация, организация работы с населением микрорайона, ее управленческое и материально-техническое обеспечение, ответственность за моральный облик взрослых, за выполнение ими функций семьянина, родителя); внедрение квалификационных характеристик, профессиограмм, отражающих функциональные обязанности и требования к современному работнику социальной сферы;
- разработка и обоснование предложений по финансово-ресурсному и кадровому обеспечению учреждений "открытого" типа; осуществление мер по устранению устаревших, не работающих структур.
В исследовании показано, что социальному работнику, социальному педагогу для достижения целей и реализации своих функций в практической деятельности нужны специальные знания и практические умения, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов. Поэтому основательные и глубокие знания и умения в отношении механизма решения проблем клиентов являются базой для эффективной практики социальной работы.
Работник социальной сферы должен знать функции, права, обязанности современных социальных институтов по отношению к семье и
- 24 -
личности, концепцию и программу современной социальной политики, основы трудового законодательства, семейного права, методику и технологию диагностики личности и ее микросреды и проведения социально-педагогических исследований, а также суть и направления межведомственной муниципальной социально-воспитательной программы.
Практические рекомендации, данные в исследовании, предполагают реформирование как самой социальной сферы в плане ее полноты и качества предоставляемых услуг на муниципальном уровне, так и системы управления ею. Эффективность социально-педагогической деятельности администрации муниципальной общности основывается на интеграции организационных, правовых, экономических, социальных возможностей района, при жестком выполнении функций каждого социального института и соблюдении требования их соподчиненности. Такая социальная деятельность муниципального уровня представляет собой систему взаимодействия всех институтов социальной сферы, направленную на позитивное решение материальных и духовных потребностей каждой личности и семьи.
Отмечен наиболее перспективный путь - разработка научно обоснованной межведомственной социальной программы и скоординированная работа по ей реализации. В рамках программы необходимо предусмотреть создание межвеждомственных управленческих структур (комиссия, комитет, совет и т.п.), в которые входят представители разных ведомств и общественных объединений. Ключевые позиции должно занимать ведомство образования, обеспечивающее "педагогический ингредиент" в социальной работе всех других ведомств.
В рекомендациях подчеркнуто, что основным кадровым звеном в социально-педагогической деятельности муниципальных социальных служб является социальный педагог. В диссертации представлены обязанности работников социальной 'сферы; сформулированы педагогические требования к профессиональным кадрам муниципальных служб.
В диссертации представлены методические рекомендации социальным педагогам, социальным работникам, руководителям муниципального уровня по планированию и осуществлению взаимодействия различных институтов социальной сферы, проведению основных мероприятий; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Проведенное исследование, подтвердив положения гипотезы.
- 25 -
позволило сделать следующие выводы:
1. Важнейшей функцией общества является процесс воспитания, который складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность личности всех социальных институтов, воздействия окружающей среды и участия самого человека как активного субъекта этого процесса.
Z. Изменения, происшедшие в содержании и технологиях деятельности социальных институтов, связанных с необходимостью выполнения заказа общества по социальному воспитанию, защите, психолого-педагогической поддержке, реабилитации и адаптации детей и их семей, предполагают повсеместное, незамедлительное научно-обоснованное реформирование социальной сферы на муниципальном уровне.
3. Воспитательная деятельность каждого социального института обусловлена не столько его внутренней перестройкой, сколько "открытостью" к реальным социальным процессам, активизацией и педагогическим насыщением всех элементов целостной системы муниципальной общности.
4. Позитивные результаты педагогического воздействия на личность можно предвидеть лишь в условиях согласованного, скоординированного влияния всех общественных институтов на ее формирование и развитие.
5. Ведущей идеей моделирования и программирования социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне является идея построения ее на целостной концепции интеграции усилий всех членов муниципального образования.
6. Успешность социально-воспитательного процесса, социальной защиты всех категорий населения зависит от качества проведения систематической диагностики потребностей, возможностей данного муниципального сообщества, от ориентации институтов социальной сферы на работу с семьей на профессиональной педагогической основе.
7. Основным связующим звеном в социально-воспитательной деятельности муниципальных социальных институтов является социальный педагог с научно обоснованными функциональными обязанностями своей деятельности.
Материалы исследования могут быть использованы муниципальными службами районного, городского масштаба при разработке соци-
- 26 -
альной политики по отношению к детям, семье.
Программа опытно-экспериментального исследования в полной мере реализована. Однако были трудности объективного и субъективного характера: в организационной, кадровой и материально-технической сферах.
Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы. Оно выявило ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического, практического осмысления: необходима детальная разработка специфики деятельности работников социальной сферы (по типам и видам учреждений) на муниципальном уровне, диагностических методик для специалистов; нуждается в научном обосновании стратегия и тактика организация деятельности социально-педагогических служб муниципального сообщества; научное обоснование кадровой политики в социальной сфере и др.
В своем исследовании мы стремились раскрыть основные аспекты, показать сложность и многогранность педагогической деятельности социальных институтов в условиях реорганизации местного самоуправления в Российской Федерации и коренных изменений социальной жизни.
Основное содержание исследования изложено в следующих публикациях автора:
1. Социальному воспитанию учащихся - широкую дорогу. Социальная работа в крае: опыт, проблемы и перспективы: Сборник научно-практических материалов. 4.1. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1995. - С. 28-30.
2. Социальная работа в воспитательно-образовательных учреждениях: состояние и перспективы // Вестник Ставропольского государственного университета. - Вып.8. - 1996. - С.77-79.
3. Социально-педагогическая деятельность образовательных учреждений в Промышленном районе: проблема управления. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1997. - С.17-21.
4. Социально-педагогическое обеспечение районной межведомственной программы "Дети-семья-школа-микрорайон": Сборник методических материалов. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1998. - 66 с. (в соавторстве).
5. Основы педагогического взаимодействия профилактических служб города по работе с социально дезадаптированными подростками и их семьями: Научно-методические материалы. - Ставрополь: Изд-во
- 27 -
СКИПКРО, 1999. - 77 с. (в соавторстве).
6. Социальная адаптация ребенка в условиях детского сада с валеологическим уклоном: Сборник материалов опытно-экспериментальной работы. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1999. - С. 55-57.
Описание предмета: «Педагогика»Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в
Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем
значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием,
обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания
педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию
человека.
Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики
образует развивающуюся систему педагогических наук.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная,
школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также
история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на
протяжении всего жизненного пути).
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на
саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с
другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и
обеспечивающем развитие его субъектов.
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных
наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные
обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях;
реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом
современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения,
требующие научного и практического подтверждения.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех
возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и
воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения
до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке,
она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан
А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]
Литература - Л.Ю. Исмаилова, О.О. Журавлева. Практикум "Налогово-правовое стимулирование медицинской деятельности и охраны здоровья на государственном уровне в РФ". – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009. – 80 с.
- Теория и практика системных преобразований. Экономика, управление, социология. – М.: Ленанд, 2009. – 160 с.
- Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). – М.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 552 с.
- Т.В. Кравцова. Модернизация института социальной ответственности. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 196 с.
- А.Н. Кубелун. Защита избирательных прав граждан на муниципальном уровне. – М.: РИОР, Инфра-М, 2013. – 146 с.
- А.С. Макаренко. Педагогические поэмы. "Флаги на башнях", "Марш 30 года", "ФД-1". – М.: ИТРК, 2013. – 656 с.
- Т.В. Михайлова. Социально-педагогические основы деятельности тренера. – М.: Физическая культура, 2009. – 288 с.
- Татьяна Еремеева und Андрей Лейфа. Подготовка социальных работников на основе социального партнерства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
- Ольга Трофимова. Управление молодежными организациями на муниципальном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
- Ольга Плешакова. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 224 с.
- Евгений Сальников. Профилактика экстремизма на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 152 с.
- Людмила Сергеевна Мариен und Елена Владимировна Бельчук. Территориальная организация социальной сферы Центральной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 188 с.
- Н.Ю. Сурова. Проектный менеджмент в социальной сфере и дизайн-мышление. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 416 с.
- Н.Е. Соколкова. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 216 с.
- Н.Н. Лысенко, А.Ю. Живага. Анализ факторов социально-экономического развития муниципального образования. На примере МО "Томаринский ГО". – М.: Инфра-М, 2015. – 232 с.
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы. Учебное пособие. – М.: Магистр, Инфра-М, 2016. – 384 с.
- В.И. Васильев, А.Е. Постников, А.Е. Помазанский. Развитие демократических принципов и институтов на муниципальном уровне. Правовые аспекты. – М.: Норма, 2017. – 288 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|