Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Место психотехники в системе психологических знаний: историко-психологический анализПсихология, общение, человек
НЕПОПАЛОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Место психотехники в системе психологических знаний: историко-психологический анализ
Специальность - 19.00.01 - общая психология, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Москва 1998
Работа выполнена в Российской государственной академии физической культуры
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, возникновением в обществе необходимости в практической психологии. Это обусловлено остротой и глобальностью практических проблем российского общества, не имеющих общепринятых способов решения в социальной, экономической, политической, духовной практике и главным образом в системе практической подготовке специалистов. Новые проблемы требуют и новых специалистов, умеющих решать эти проблемы общества и различных социальных институтов, а, следовательно, и новых технологий обучения (Рубцов В.В., 1996).
Во-вторых, в современных условиях, вследствие искусственной задержки развития российской психологии в 30-х годах, явно ощущается психологическая девальвация ценности человеческого духа и личности, отсутствие ориентации на значение и роль психики в различных сферах труда, практики самосознания и самосовершенствования человека. В самой психологии, в ее общей и основной части, были по сути оставлены лишь психические процессы, которые со временем перестали приниматься, так как не имели практического применения. И как следствие, конкретные люди были лишены психологических средств решения жизненных и профессиональных проблем (Василюк Ф.Е., Анисимов О.С., Асмолов А.Г., В.П. Зинченко, Горбунов Г.Д., Горбатенко, и др.).
В-третьих, общая психология, как показала начавшаяся перестройка, оказалась не дееспособной перед лицом нарастающих проблем общества (Абрамова Г.С., Авдеев В.В., Ф.Е. Василюк). Поразительные успехи педагогической и возрастной психологии, социальной психологии и психологии управления, инженерной и медицинской психологии за последнее десятилетие обогатили психологию огромным фактическим материалом и новыми представлениями. Это привело - по меткому замечанию O.K. Тихомирова (1992) - к пренебрежительному отношению к общей психологии и тенденции "ухода" в практические отрасли. На фоне объективно происходящих изменений и достижений, общая психология практически перестала производить так необходимые обобщения результатов экспериментального и теоретического характера, рефлектировать собственные основания. Замкнувшись в предметной области психических процессов, она перестала обогащать свои прикладные области и практики адек-
ватным видением психического пространства человека - как бы застыла в своем развитии. Но вопросы, на которые общественная практика ждет ответов, остаются. Отметим основные: Каково место и роль обще психологических знаний в жизнедеятельности человека? Могут ли развиваться прикладные области вне общей психологии? Какова структурная организация общей психологии? Каким арсеналом средств должен обладать практический психолог?
Поэтому, в своем исследовании мы солидарны с академиком В.В. Давыдовым в том, что "без анализа их тенденций, без анализа/позиционных структур ... достичь требуемых целей не удается. И здесь конкретный теоретико-деятельностный анализ, а также результаты этого анализа приобретают важнейшее значение" (июнь, 1995 г.).
Таким образом, актуальность, с одной стороны, обусловлена происходящей перестройкой всех сторон общества, которая требует новых форм мышления специалистов, а, следовательно, и новых технологий обучения, а с другой - определяется неудовлетворительным состоянием базовой области психологии - обшей психологии, ее непрактичностью, что в свою очередь вызывает необходимость переосмысления структуры и содержания общепсихологической работы, отхода от классических парадигм мышления и деления научных знаний на эмпирические и теоретические.
С учетом указанных выше обстоятельств была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.
Основой для выбора объекта и предмета исследования, его целей и задач послужило осознание, существующего внешнего и внутреннего противоречия. Внешнее противоречие отражает разрыв между общей и другими отраслями психологии (медицинская, детская и возрастная, педагогическая и управления, социальная и инженерная, ...), которые успешно применяют современные техники оказания помощи в практике и внедряют современные образовательные технологии. Внутреннее - отражает разрыв между теорией и методологией, теорией и практикой.
Целью данного исследования является обобщение работ по обшей психологии, обоснование и введение в содержание курса обшей психологии психотехники как ее неотъемлемой и практической части.
Методологической основой исследования явились работы К. Маркса, Л.С. Выготского, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, В.П. Кузьмина.
В теоретической плоскости нашей работы лежат: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения В.В. Давыдова, концепция социально-генетической психологии В.В. Рубцова, теоретические и практические положения игровых методов подготовки кадров С.Д. Неверковича, принципы подготовки специалистов А.В. Петровского, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Нечаева.
Исходные идеи о природе образующей и развивающей роли общей психологии были высказаны выдающимися представителями гуманитарного и психологического знания - М.М. Бахтиным и Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.В. Давыдовым, O.K. Тихомировым и другими уменьши психологами. В настоящее время идет активный поиск и перестройка содержания курса общей психологии и разработки новых, психологических средств и способов активизации познавательной активности в рамках образования и подготовки практического психолога (В.В. Рубцов, Ю.В. Громыко, О.С. Анисимов и др.); в общеобразовательной школе (Л.М. Митина, Н.В. Самоукина и др.), а также в высшей школе (С.Д. Неверкович, С.Д. Смирнов и др.). Раскрытию движущих сил, закономерностей, основных характеристик эффективного творческого обучения отражено в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Рубцова и многих других отечественных ученых. Для формирования практического мышления у студентов, необходимо создание особых программ и методик по обучению, в которых реализовывались бы принципы развивающего обучения, а также воспитания творческой, инициативной личности. Решение коренных задач образования, - отмечает В. В. Давыдов, в конечном счете, связано с изменением "типа мышления, проектируемого целями, содержанием и методами обучения". Следовательно, систему обучения необходимо переориентировать с формирования у студентов рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического и практического мышления.
Таким образом, одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и качества подготовки психологов является, по нашему мнению, в первую очередь дальнейшее развитие содержания и структуры общей психологии, которая не может развертываться без восстановления прерванной линии развития и ее пе-
рестройки с учетом современных достижений в области методологии науки (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.В. Рубцов, Ю.В. Громыко и др.) - как базового компонента при формирования теоретического мышления и исходного основания практических действий будущих профессиональных специалистов.
Объектом исследования выступила организационная и развивающаяся система психологических знаний.
Предметом исследования стало психотехника, ее роль и место в системе психологических знаний.
Основная идея работы заключалась в осмыслении логики развития общей психологии с позиции культурно-исторической и деятельностного подхода, ее роли и места в профессиональной деятельности психолога, и, исходя из этого, осмысление структуры общей психологии в соответствии с этой логики.
Гипотеза исследования. Существующее положение и состояние общей психологии явно не соответствует тем возможностям, которыми она обладает. Идеологизация и натурализация содержания общей психологии привели к ее упадку и осознанию ряда противоречий. Исследование было предпринято, исходя из предположения, что для снятия имеющихся разрывов и обеспечения выхода общей психологии на практику необходимо пересмотреть систему общей психологии, расширить ее предметные границы за счет включения в ее системную организацию психотехники и психотехнологии. Разработка системы общей психологии будет способствовать преодолению стереотипов профессионального сознания, формированию новых технологий обучения и способов, существенных для саморазвития и самоутверждения, творческого осуществления профессиональной деятельности психолога. Эту развивающую функцию имеет такая система, которая опирается на предметность профессиональной деятельности, на ее системность и проблемность, при реализации которых специалисты используют различные психотехнические средства. Таким образом, содержание и организация учебного процесса должны включать многослойное строение общей психологии и многосложные социокультурные практические требования к практическому психологу.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести логико-исторический анализ и выявить становление исторически разных форм общей психологии и с позиций системного и деятельностного подхода разработать системное строение общей психологии.
2. Исследовать и определить место и роль психотехники в рамках общей психологии.
3. Провести теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся разрозненных направлений и методов общей психологии в системе обучения.
4. Обобщить и определить принципы, обеспечивающие направление процесса психологического образования практического психолога.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые теоретически обосновано вводится система общей психологии, которая имеет в своем строении разные уровни организации, использование которых способствует целенаправленному развитию и формированию у будущих специалистов психотехнических основ творческого профессионального мышления и деятельности.
Теоретическое значение исследования заключается в восстановлении методологических предпосылок и основ общей психологии, реконструкции общего направления и логики развития данной дисциплины к системной организации и практике, со-циокультурное обоснование психотехники как практической области общей психологии.
Практическое значение работы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения, формирования психотехнического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при подготовке предметно ориентированных специалистов и психологов. Включение социально-организационных игротехник, в качестве обучающих методик в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки практических психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проделанный анализ показал, что развитие общей психологии осуществляется в экспериментальной плоскости, а не теоретической, а тем более методологической и практической. Идеи, программы практического развития психологии во многом не имеют своей реализации до сих пор. Искусственная задержка психологии в развертывании своих возможностей, и как следствие развитие общественно-государственного
1
устройства без психологических знаний, привело в целом к общей перестройке, коснувшейся всех социальных институтов и каждого члена общества.
Существующее линейное (плоскостное) и одномерное развитие общей психологии не способствуют развитию психологической науки, не оказывает влияние на развитие прикладных отраслей психологии, и вместе с тем не приводит студентов к необходимости ее освоения. Такое положение дел отражено в современных учебниках, где с 30-х годов клишируется одна и та же структура: предмет, задачи, методы; психические процессы; индивидуально-типичные особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность).
Современное состояние характеризуется тем, что развитие психологии, роль и место в обществе зависит от функциональных возможностей психологической науки в целом, методического обеспечения психологов практическими знаниями и умениями, или более конкретно - от реализации психологами научных достижений на практике.
2. Анализ вскрыл исторически неиспользованные возможности развития психологической науки в ее основной части - общей психологии, а именно, не были развернуты методологический и практический уровни психологии. С большой задержкой с середины 80 г. начался развиваться и обогащаться прикладной уровень обшей : психологии. В настоящее время эта сфера, имея в своей организации диагностические i методы, постоянно обогащается. Таким образом, была установлена пятислойная орга-, низания общей психологии, каждая из которых имеет свои цели и задачи, предмет и методы, неоднозначность развития и содержание.
Основными видами практической деятельности психолога можно считать: исследование, анализ (диагностика), формирование, коррекция и т.д., которые должны
быть обеспечены культурно-историческими средствами. Психотехника есть предметное содержание практического уровня общей психологии. Предметная область этого уровня содержит разнообразные приемы и средства, позволяющие эффективно осуществлять психологическую работу на практике.
Соответственно психотехнология является способом реализации на практике тех или иных психотехник с целью коррекции поведения, формирования возможных вариантов или новых "жизненных" сценариев, производства новых стратегий и техник жизнедеятельности человека.
4. В результате проделанной работы >.-,.. , .,'::"
- поставлен вопрос о методологии исследования в психологии,
- разграничен прикладной и практический уровень в психологии,
- задано направление и форма развития практического уровня психологии как сферы общей психологии, имеющая своим содержание психотехнику и психотехнологию.
5. Дальнейшая разработка проблемы предполагает анализ и обобщение имеющихся в культуре техник, их методическая проработка и внедрение в практику. Организация исследований. Наше исследование было организовано в 4 этапа:
1 этап: 1986 - 1989. На данном этапе была определена область исследования, определены теоретические и методологические основы работы, сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы исследования. Проведен анализ общей и специальной литературы, изучен педагогический опыт специалистов в области образования и, в частности в общей психологии.
2 этап: 1990 - 1992. На этом этапе проводился анализ собранного материала и отрабатывались отдельные положения в учебном процессе.
3 этап: сентябрь 1993 - август 1995. На данном этапе исследования нами был осуществлен анализ и обобщение результатов предварительного исследования по разработке и классификации методов в общей психологии. На основе этого, окончательно сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования. Вместе с этим, полученный научно-методический материал широко применялся в курсах общей психологии при обучении студентов психологического и педагогического вуза.
4 этап: 1996 - 1997. На заключительном этапе работы осуществлялся анализ результатов исследования, на основании чего были сделаны выводы, разработаны
10
практические рекомендации, сформулированы психолого-педагогические принципы, а также скорректирован и написан окончательный вариант данной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения проведенного исследования докладьшались на итоговых научных конференциях Российской Государственной академии физической культуры, на научно - практических конференциях кафедры психологии, на нескольких Всесоюзных конференциях и симпозиумах, на Ш Всемирном конгресс по деятельности: теория и социальная практика
/ (Москва, 1995 г.), 2-м Международном конгресс по спортивной психологии (Москва,
1995 г.), 1-й Всероссийской научно - практической конференции, посвященной практической психологии (Москва, 1998 г.), Международном конгрессе "Человек в мире спорта" (Москва, 1998 г.). В целом материалы исследования опубликованы в учебном пособии (1997 г.) и реализованы в программе и курсах общей, экспериментальной психологии и курсе основы психотехники.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии, включающей 250 источника отечественных и зарубежных авторов, 2-х приложений. Диссертация содержит 115 страниц машинописного текста.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа психолога в современных, резко изменившихся социально - экономических условиях, ставит ряд вопросов перед его подготовкой. Если еще совсем недавно ценились исследователи, с теоретической или экспериментальной ориентацией, то сегодня резко возрос спрос на практически ориентированных психологов. Резко возросла потребность в практической психологической помощи. Эта конкретная и эмпирическая картина реальности, с одной стороны, вскрывает давно назревшую проблему, а с другой - отражает невозможность дальнейшего развития общества без ориентации
на человека, его сознание, внутренний мир и психические возможности. Общество и
ожидает от психологической науки адекватных теорий, описывающих духовное устройство и прогнозирующих поведение, а главное - оно ожидает технологий, направленных на формирование и коррекцию психической организации личности. Готова ли психология ответить на эти ожидания? Имеются ли в арсенале науки необходимые средства и способы, которыми она должна оснастить психолога для работы?
11
Существующий учебно - методический материал общей психологии, какой бы отечественный учебник не взяли, показывает оторванность его содержания от реальных запросов населения и от реальной работы психолога с другими людьми. "Академическое" и не ориентированное на практику содержания привело, в лучшем случае, к формированию когнитивных, а не операциональных структур личности специалиста. Неудовлетворительное положение дел в психологии, и установка на конструктивность психологических знаний, привело к осознанию вопроса о практической психологии как науки нового типа, что нашло отражение в материалах Киевского совещания (1990 г.) по методологии развития прикладной психологии, в работах Абрамовой ГС. (1994), Василюка Ф.Е. (1992), Грановской P.M. (1988, 1997) и др.
Вместе с тем за последнее десятилетие появились различные пособия по оказанию помощи себе и другим с использованием различных техник, но которые еще не вошли в арсенал средств подготовки практических психологов. Студенты, как психологи, так не психологи, давно потеряли интерес к общей психологии, не утратив, впрочем, интерес к самой психологии. Все понимают важность психических процессов, но каков их онтологический статус и как они встроены в психическую организацию жизнедеятельности человека остается вопросом. Они стали ориентироваться на те области и отрасли психологии, где можно оказывать конкретную помощь людям, где дают хоть какие-то способы оказания помощи "другому". Другими словами, требуется переход: от исследовательской парадигмы к психотехнической, от познавательной позиции к социально-организационной, от пассивных форм поведения к дея-тельностным. Ликвидировать существующие разрывы между научными знаниями и практиками можно при полагании такой структуры науки, когда знания изначально предназначаются для употребления в практике, а сама эта структура определяется отношением конструктивной деятельности.
Поэтому, основной пафос настоящего исследования заключается не в том, чтобы создавать новые виды, формы и направления психологии, а, во-первых, в восстановлении культурно-исторической роли Российской психологии, и во - вторых, в том, чтобы привлечь внимание исследователей и практиков к разработке практической психологии. При этом, смысл работы в том, чтобы обозначить системную организацию общей психологии, которая как единственно современное основание мышления
12
будет способствовать эффективности психологического труда.
В соответствии с этим во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методологическая основа исследования, раскрываются научная, теоретическая и практическая значимость исследования, основные положения, выносимые на защиту.
В последующих главах проводится логико-психологический анализ проблемы
появления психологической практики и ее дальнейшее развитие, ее исторической не-
/ обходимости и не использованные возможности. При этом, в силу обилия материала
многие ответвления анализа были преднамеренно оставлены историкам и методологам, а также на последующие исследования.
В первой главе предметом анализа является "экспериментальное исследование" в естественных науках (физике) и в психологии. Фиксируется появление экспериментальных лабораторий в Германии (1879) и России (1885). Появление экспериментальной психологии - факт кардинальной важности. Стало возможным объективное исследование духовных, психических явлений, а также в том, что введение экспериментальной процедуры позволило психологической науки перейти от описания к объяснению, от наблюдения к измерению (Гартман Э., Рибо Т., Ярошевский М.Г.). Введение эксперимента вывела психологию из замкнутой системы "сознание-самосознание" и открыло возможность исследовать посредством измерения "элементы и функции сознания". Вместе с тем, необходимо выделить еще одно значение этого события, которое было осознано уже в наше время в рамках развития методологической работы. Фактически, введение эксперимента в психологию, точно так же как и в естественных науках, привело к построению нового, не теоретического типа исследования. Отмечается, что каноны, заданные Галилеем и развитые последующими естествоиспытателями, стали определяющими для любого научного познания, в том числе и для психологии. В целом можно фиксировать следующее. Эксперимент по своей сути есть процедура "произведенное в заранее определенных условиях, оно имеет целью упрощение проблемы, путем устранения из нее всего того, что является ей чуждым" (Т. Рибо. 1911). Этот тип исследования основан на других принципах (повторяемости, создание условий, измеримости, контролируемости и др.) и в своей организаци-. онно - деятельностной структуре содержит собственные задачи (опыт и наблюде-
13
ние), средства (технические, знаковые и т.д.), способы (приемы, процедуры) и результаты.
Таким образом, экспериментальная психология (как и "эксперимент" в других науках) сформировала собственное представление о предмете исследования, отличное от теоретической психологии, оставаясь при этом в рамках единого познавательного поля. В отличие от классических форм, теоретических по своей сути, предметное содержание экспериментального типа исследования должно быть абстрагировано от своего объекта и формализовано, то есть приведено в соответствии со средствами измерения. Дальнейшее развитие пошло по пути усложнения технологии, изощренности средств и способов исследования, оставаясь по сути неизменным. Если теоретический уровень познания имеет дело с идеальными объектами, то экспериментальный - с их проявлениями в форме свойств и качеств, протяженных во времени и пространстве. Если теоретик, имея дело с такого рода объектами, посредством различных мыслительных и логических /знаковых/ средств, познает их и определяет условия существования, то экспериментатор, посредством различных технических средств и процедур, воссоздает условия, при которых та или иная часть объекта выявляется и поддается измерению. Если сознание теоретика целостно и системно, то сознание экспериментатора структурно, функционально и абстрактно. Результатом деятельности одного является теория, то есть качественная сторона явлений, то результатом деятельности другого - количественная сторона. Другими словами, произошло расщепление типов научного исследования на теоретическое и экспериментальное. Причем последнее мыслилось как опытное, и вместе с тем, как практическое познание.
Исходя из анализа можно констатировать. Введение эксперимента в психологию естественно и закономерно. Значение его проявилось, с одной стороны, в обогащении и дальнейшем развитии наших представлений о различных сторонах психики, а с другой - в дифференциации научной деятельности и появлении нового типа и уровня исследования, с собственным арсеналом средств. Психология, как и более развитые естественные науки, становится двух предметной и двухуровневой - теоретической и экспериментальной (Ярошевский М.Г.). При этом, независимо от этого обособления, они сохранили вертикальный тип кооперации. Теоретическое исследование, направленное на предметное углубление познания, разрабатывает и предлагает опреде-
14
ленные модели (экономические, информационные, политические) и "картины мира" (физическая, химическая, биологическая, социологическая), отдельные элементы которых затем экспериментально проверяются, уточняются или подтверждаются в искусственно созданных условиях (ситуациях). Эксперимент в отношении теории выступает и как средство ограничения вариантов теоретических конструкций, и как способ проверки, задавая вместе с тем собственный тип познавательной деятельности и мышления. Как отмечает российский философ и психолог Г.Г. Шпет: "Того, что сделала экспериментальная психология, достаточно для разрушения старых основ, но не достаточно для создания новых" (1910г.).
Вторая глава посвящена развитию прикладной психологии. Суть проблемы в том - как показал анализ материалов киевского совещания (1990 г.), - что появление данной области было связано с ее противопоставлением классической, теоретической науке, и на этом противопоставление произошло ее смещение с практикой. Но так ли это? Анализ причин, приведших к появлению этой области, позволил выделить ряд причин: социально-экономические, научно-исторические и теоретические. Первая группа причин связана с техническим переворотом, свершившимся на рубеже XIX-XX вв., который во многом изменил материальную среду культурно-исторического пространства жизнеобитания человека ведущих капиталистических стран (усложнение технических средств, появление рабочей интеллигенции и т.д., потребовавших новых форм и методов обучения). Произошло кардинальное изменение системы отношений: от системы "человек-природа" к системе "человек-техника". Вторая причина связана с изменениями, которые произошли в психологии. Возросло критическое отношение ученых к эксперименту, с одной стороны, и появление разных психологии, каждая из которых имела свой собственный предмет исследования - с другой. "Психология, - по оценке немецкого психолога Гартмана Э. (1902), - "отличалась от психологии прежних эпох тем, что она заходит за пределы сознания, носит естественно научную окраску и расколота на разные направления". Исходя из этого, отметим, что, во-первых, в основе разных направлений лежали различные научные ориентации ученых: на физиологию, физику, химию или биологию - и соответственно разные модели объяснения психических явлений. Во-вторых, все эти направления так или иначе использовали естественно - научные экспериментальные процедуры исследо-
15
вания. В-третьих, сложилась такая ситуация, когда требовался либо решающий эксперимент, либо новая сфера приложения психологических знаний и соответствующая проверка предлагаемых моделей.
Таким образом, с одной стороны, мы имеем: развитое до осознания потребности в результатах научного исследования - промышленное производство, а с другой - развитое до осознания потребности новых сфер приложения результатов - научное производство. Именно взаимозаинтересованность, начавшееся взаимодействие и взаимопроникновение этих двух сфер общественного производства, не только открыло для психологии новую сферу приложения ее знаний и умений, но и привело к созданию нового уровня в структурной организации науки - прикладной психологии. Анализ подвел к выводу, что в рамках обсуждаемых проблем и истории развития экспериментальной психологии, с необходимостью выделяется еще одно немаловажное событие - появление прикладной психологии, которую со временем чисто поверхностно отождествили с практической.
Появление прикладной психологии связывается с именами Э. Штерна и Мюн-стерберга и основывается на идеях психотехники. Но только последний оказал существенное влияние на развитие прикладной психологии, поэтому дальнейший анализ проводился на тех идеях, которые составили основу прикладной (практической) психологии того времени.
При всей неопределенности и аморфности методологических посылок программы Г. Мюнстерберга отметим, что его установка на создание отдельной науки, привела к становлению психотехники как нового направления. Поскольку естественно - научные знания уже заняли определенное место в структуре индустриального производства, образовав так называемые "технические знания" и технические науки, постольку и психология, "обратившись к традиции" и взяв на себя ответственность решать практические задачи, берет название "психотехника". Несомненным достижением явилась переориентация психологии на исследование в рамках решения практических задач, возникающих в различных сферах общественной жизни. Обосновывая это положение он отмечает, что: "физик применяет математику для того, чтобы понять физическое явление, но совершенно иначе обстоит дело, когда математика применяется инженером для постройки моста или туннеля". Вследствие произведенных изме-
16
нений данное направление изменяет и назначение "применения теоретических результатов". Тем самым Г. Мюнстерберг начинает использовать "знания" не в качестве продукта познавательной деятельности, что характерно для теоретической психологии, а в качестве средств объяснения и прогноза, что характерно для прикладной психологии (1924). Основным является выделение и использование "знаний" (теорий, принципов, методов и т.д.) в качестве средств воздействия с целью изменения "душевной жизни личности". Поэтому основной проблемой психотехники становится "проблема психического воздействия".
В рамках предложенной Г. Мюнстербергом концепции, экспериментальной психологии не отводится самостоятельной роли. Он рассматривает эксперимент как один из методов познания, обеспечивающего прикладную психологию, которая в свою очередь получает определенность только в связи с решением практической задачи - задачи прогноза, предсказания (рекомендаций - Н.В.). Наряду с экспериментом он рекомендует использовать наблюдение, самонаблюдение, методы статистики, тестирование и анализ продуктов "духовной жизни": архитектуры, искусства, поэзии, философии, религии и т.д. При этом вынуждены отметить то, что Мюнстерберг указывает также и те способы, которые в настоящее время входят в арсенал социокуль-турных средств практического психолога (внушение, лабораторное обучение и т.д.).
Анализ развития психотехники в СССР позволил выделить ряд особенностей. Во-первых, она самого начала была приписана к психологии труда и объектом рассмотрения оказалась система "человек-техника", где вопросы рационализации труда становятся приоритетными (Геллерштейн С., 1930, 1932). Во-вторых, в 20-е годы психотехника получает значительное развитие (в 1921 г. был создан Центральный институт труда, где первым директором становится А.К. Гастев). Но в целом судьба ее трагична - к середине 30-х годов все направление директивно закрывается. В-третьих, практика "воздействия", как основной замысел психотехники, заменяется на "изменение" условий труда. В-четвертых, реализуя экспериментальные формы мышления в рамках психологии труда, Геллерштейн С. будет ориентировать все направление на межпредметную интеграцию различных наук, комплексное исследование и изучение индивидуальных различий, что составит своеобразие данного подхода и приведет впоследствии к появлению дифференциальной психологии.
17
Таким образом, логический анализ общего развития приводит к заключению. 1. Если развитие теоретической психологии было вызвано общим духовным развитием общества, а развитие экспериментальной связано с развитием естественных наук, и в первую очередь физики, то становление и развитие прикладной психологии было обусловлено появлением в развитых странах, в том числе и России, промышленного производства. 2. Культурно-историческое развитие вышло на этап технического (техно-генеза), что привело к появлению новой системы отношений - "субъект-техника-объект", где "субъектно - технические" отношения становятся доминирующими. 3. Если развитие теоретической психологии привело к исторической фиксации содержания предметного пространства данной науки в форме теорий, а развитие экспериментальной обеспечило возможность измерения элементов структур этого содержания и фиксацию "норм" (например: объем внимания, памяти и т.д.) в форме фактов и закономерностей, то появление и развитие прикладной обеспечило психологии возможность применять и проверять "лабораторные" закономерности и теоретические конструкции в реальности трудовой деятельности различных слоев общества. Другими словами, появление этой области психологии привело к осознанию, учету и использованию человеческого фактора" (элементов человеческой психики) в форме и виде условий повышения эффективности промышленного производства. Таким образом, "новая психология" перемещает центр тяжести: от всеобщих законов душевных явлений она обращается к фактам индивидуальных различий". 4. Общим для всех трех выделенных областей явилась установка на познание, исследование. Но, если теоретическая психология эту установку реализовывала в поиске и выделении сущности предмета посредством интроспекции оформляемой в логике научного анализа), а экспериментальная - в создании условий для изучения (и измерения) изолированного предмета или отдельных элементов его, то прикладная психология на этапе своего становления использовала преимущества того и другого метода, а впоследствии наработала собственные процедуры выявления, оформив их как метод психодиагностики. 5. В отличие от других уровней познания данное направление, начав экспериментальное исследование в сфере промышленности и осознав свои возможности, начинает втягивать в сферу своих интересов и другие сферы общественной практики - детские сады и школы (образование), психиатрические клиники (лечение), мануфактуры (произ-
18
водство) и т.д. Тем самым был осуществлен выход психологии из пространства лабораторного исследования в практику, где традиционные познавательные процедуры служат для какого-либо действия, которое мы хотим выполнить ради известной цели . 6. Поскольку психология стала участвовать в решении общественно значимых практических задач, постольку она стала называться практической. Вместе с тем, поскольку она реализовала на новом поле (или новом объекте) свои предыдущие познавательные установки и объяснительные схемы, предметное видение и соответствующие им процедуры исследования (интроспекция и эксперимент), постольку она приобретает статус прикладной области психологии. Как область, имеющая двойной источник происхождения, психотехника заняла место между общей психологией и практикой, и в силу специфики развития, ей была "отведена функция трансляции (трансмиссии) достижений фундаментальной науки в практику, функция приложения уже существующих психологических знаний" (Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П.), то есть - роль прикладной области психологической науки. Таким образом, лишь по форме или месту реализации ее можно отнести к разряду практических, но по содержанию и конкретной работе (данное направление в тот период времени) является прикладной областью психологии. Психология еще не производит, она лишь участвует в производстве. Она ищет свою практику, участвуя в совместных актах научно-технического труда.
о третьей главе, основываясь на работах Л.С. Выготского, проводится анализ и обоснование развития психотехники не как самостоятельной области (Г. Мюнстер-берг) или включенной в психологию труда (Геллерштейн), а как определенного практического уровня общей психологии (Л. С. Выготский). Отметим особенности его представлений. Во-первых, многомерность объекта и многоплановость предпринятой раооты привела его к введению принципиально новой парадигмы в психологию, на основе которой стало возможным пересматривать старые и ставить новые проблемы (например, образование "сознания как структуры поведения", формирование "личности как психологической системы" и т.д.), проектировать новые исследовательские программы, разрабатывать новые средства и способы "психотехнического" исследования, и применения их на практике. К сожалению, его жизнь обрывается в 1934 г.
19
Во-вторых, введение психологических средств и принципа опосредования позволило по-новому представить проблему развития не как конвергенцию наследственности и среды, а как совместную деятельность ребенка и взрослого. Она не подчиняется биологическим законами адаптации, а совершается под действием системы обучения, заданной исторически складывающейся конкретной культурой общества. Представление о развитии, разработанные Л.С. Выготским, были впоследствии практически реализованы в исследовательских программах А.Н. Леонтьева ("Восстановление движений", 1945 г.; "Проблемы развития психики", 1959 г.), П.Я. Гальперина ("Теория поэтапного формирования умственных действий", 1953 г.), Д.Б. Эльконина ("Детская психология", I960 г.), В.В. Давыдова ("Проблемы развивающего обучения", 1986 г.), В.В. Рубцова, С.Д. Неверковича, В.П. Зинченко и других. В третьих, исходя из текстов, можно заключить, что Выготский рассматривал развитие психического как многоуровневое образование. Пожалуй, нет того уровня развития, который он так или иначе не рассмотрел и не использовал - антропогенез, филогенез, этногенез, историческое развитие, социогенез. В - четвертых, задачу общей психологии он видит в том, чтобы "организовать различные классы опыта, очистить от случайностей и, проведя сквозь логику научного анализа вернуть в практику". В-пятых, гуманистический пафос работ заключался во введение в психологию "знака" (аналог орудия, техники), назначение которого в овладении натуральными процессами, формировании высших психических функции и личности человека.
Вследствие этого Выготский Л.С. в целом критически отнесся к претензии Г. Мюнстерберга на всеобщую психологическую науку и в то же время высоко оценил перспективу самой психотехники. Отдавая дань психотехники Мюнстерберга, он в то же время видит в психотехнике ту психологию, которая "толкает к разрыву со старой и оформляет реальную психологию", так как "направлена на действие", объективна и каузальна. Выготский выделяет то, что "именно эта психология создает железную методологию". Значение ее огромно, так как именно психотехника потребовала переноса "сложнейших противоречий и споров в практику", где они и могут найти свое раз-решение. Именно поэтому "мы - считает Л.С. Выготский - от методологии психо- '* техники, то есть философии практики" ждем решения проблем общей психологии. :!л Итак, методология и практика являлись для Выготского Л.С. двумя новыми принци- '•
20
пами, с помощью которых он и строил новую общую психологию. Уточним. Новую - в смысле нетрадиционную, существовавшую в его время, разделенную и не имеющую интегрирующего, системного (общего) представления. Новую - в смысле, обладающая возможностью оказывать практическую помощь и решать практические задачи. Новую - в смысле, имеющей такое же сложное устройство как более развитые естественные науки (физика, химия, биология и другие). Именно ориентация на изучение исконно психологических проблем, переработку культурно-исторического опыта - материала в структуре решения практических задач стало отличать новую психологию. Вследствие этого можно констатировать то, что Выготский Л.С. фактически выделил четырехслойное строение новой науки - для него и до него оно разделялось на теоретический и экспериментальный. Он выделяет и фиксирует еще два уровня: методологический и психотехнический" (прикладной и практический в единстве). При этом мы оставляем методологический анализ этого различения для последующей работы, которая требует более тщательной проработки. Фиксируем только то, что он нам оставил. "Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел одной психологии; полный отказ от практики и созерцание идеальных сущностей - удел и судьба другой; (с. 167).
В четвертой главе, рассматриваются итоги неудовлетворительного состояния современной отечественной психологии; повышенный спрос на психологическую помощь; стихийный внедрение различных психотехник - от экстрасенсорики и психотерапии до мыслетехники; появление различного рода психоаналитиков, колдунов, шаманов и т.д. Не умаляя их роли в оказании помощи населению страны, все же необходимо отметить их эмпиричность и ситуативность, что в целом различные техники не прошли научную обработку, а, следовательно, результаты носят случайный характер. Поэтому, во-первых, был предпринят анализ понятия "техника", которое отражает и фиксирует в современном языке, с одной стороны, машину (некое устройство), а с другой - знание, способность (или способ), умение, искусство. Первое - отражает значение культурного предмета, с определенной функцией воздействия на объективное явление, с целью его подчинения. Второе отражает значение культурно-исторического предмета (знак, понятие, мышление, символ и т.д.), функционально направленного на изменение отношения к объективному явлению, с целью самораз-
21
вития и осуществления совместной деятельности. В связи с этим, отметим, что человек в свое истории создал различные техники (электротехника, агротехника, мнемотехника и т.д.) Во-вторых, проведя анализ существующих практик вводится позиция "другого" как пользователя психологическими знаниями и техниками. "Пользователь" не объект экспериментального исследования и психодиагностики, он не "клиент" прикладных возможностей психолога, он полноправный участник решения своих жизненных проблем - он "пользователь".
В-третьих, проведенный анализ позволил дифференцировать различные уровни общепсихологического знания. Современная общая психология имеет пятиуровневое строение, где, в рамках научной организации и научного производства, каждый из них имеет свои сферы влияния и собственные техники (методы, способы, процедуры) исследования - методологический, теоретический, экспериментальный, прикладной и практический.
1. Методологический уровень задан координатами, основными среди которых: философия и практика, культура и история, деятельность и рефлексия, теория и метод - откуда любая наука, в том числе и психология, будет брать материал и конструировать различные предметы, проекты, а в целом любые знаковые системы (к примеру: Т. Кун, 1977; Г.П. Щедровицкий - возглавлявший московскую методологическую школу с 60-х годов). Рефлексия и конструирование обеспечивают психолога в позиции методолога необходимыми средствами (техниками) познания. Например, Г.П. Щедровицкий и О.С. Анисимов выделили такую процедуру, как "мыслетехника", которая как техника (способ) призвана наделить специалиста функцией проектирования.
Теоретический уровень определен объектом и методом познания, традицией и историей данной научной дисциплиной, теорией и экспериментом, профессиональным мышлением и мировоззрением. Именно они фиксируют значение позиции психолога в обществе. На этом уровне разворачиваются классические предметно ориентированные исследования. Освоенные культурно - исторические знания и техники (умения) исследования обеспечивают данную позицию необходимыми средствами, так как именно они образуют модель (парадигму), сквозь которую и с помощью которой психолог "видит" другого. "Другой" для него задан как данность, факт, как явле-
22
ние, которое нужно классифицировать, найти аналог и место в историко-теоретиче-ском ряду.
Экспериментальный - определен теорией и техникой манипулирования явлением, целью и фактом, воображением и техническим устройством. Арсенал средств его позиции составляют знание различных свойств различных процессов, различные техники экспериментирования (умения, методики и т.д.) и знание технических устройств. "Другой" задается в качестве объекта исследования, свойства которого необходимо выявить и измерить. Продуктом эксперимента будет некий факт, который может быть использован как образец, стандарт, норма, шкала для последующего использования (приложения) в другой практической области.
Прикладной уровень определен навыком использования различных психологических средств и лимитом времени, профессиональным "видением" и поставленной ему задачей из другой профессионально-трудовой области, рекомендациями, средствами и субъектами труда. Позиция психолога фиксируется спецификой практической задачи ("инородной" по отношению к нему) и системой оперативных средств, вытекающих из предметного поля психологии. Данная позиция всегда есть набор разнообразных техник, применение которых зависит от внешней задачи и объекта приложения. Нормы, стандарты и диагностические процедуры обеспечивают позицию психолога необходимыми средствами. Вместе с тем, нельзя не отметить, что психолог лишь функционально включен в трудовое пространство, так как не он субъект этого труда, не его это процесс и продукт труда. Он лишь эксперт и диагност; результат его собственной деятельности есть лишь оценка и предписания, которые, в конечном счете, лишь оптимизируют трудовой процесс, приводя в соответствии систему "человек-орудия производства". При этом "другой" по отношению к нему задан дважды. Первый раз как "клиент", дающий "свою задачу" (субъект деятельности) и оплачивающий ее. И второй раз, как "пациент", у которого проблемы с выделением причин, порождающие "успех - не успех" трудового процесса; фактор труда (обладающий совокупностью свойств) - объект приложения психологических средств. Этим создаются сложности и особенности работы прикладника, он все время опосредован. Между ним и объектом изучения все время находится субъект, определяющий все содержание деятельности психолога.
23
Практический уровень определен системой взаимно пересекающихся координат: природа и общество, культура и история, человек и коллектив, наука и деятельность, знания и нравственность, исследование и изготовление, проблемы и профессиональное мышление, и т.д. Оценивая в целом этот уровень, мы не имеем в виду простые практики: "индивид-орудие-природа" - свойственные натуральным формам воспроизводства жизни. Техногенез и социогенез усложнили и удлинили наши отношения с природой, которые стали полиопосредованными и полифункциональными. В результате на место индивида как биотипа был "поставлен" культурно-исторический человек, пропитанный и детерминированный разными, порой противоречивыми, социо-культурными и культурно-историческими отношениями к миру. Практика стала со-циокультурной и требует соответствующего человека и соответствующих технологий. Вследствие этого "встреча" психолога с "другим" - это взаимодействие двух разных культур, историй, языков, мировоззрений и технологий жизнедеятельности. Это диалог двух субъектов, ориентированных на конкретный, ситуативный, предмет встречи. Их разнят не только отношение к миру, но и разная техническая оснащенность позиций, а соответственно возможность разрешать проблемы. Позиция "другого" это в основном мозаика шаблонных техник, заимствованных по ходу жизни. Его проблема либо в отсутствии техники решения жизненных проблем, либо в не умении использовать имеющиеся средства. Цель психолога - вооружить и научить пользоваться. Отсюда типично научные задачи и обусловленные ими действия: а) выявить, посредством психоанализа, психодиагностики или посредством понимания, сопереживания проблемы "другого" ; б) найти готовые или разработать соответствующие техники (средства, если рассматривать со стороны "другого"), что составляет предмет психотехники; в) "передать" другому. Причем процесс передачи по сути есть процесс формирования способа действия с соответствующими психическими, личностными и социальными структурами.
Только за счет этого данный уровень остается в рамках науки, одновременно обеспечивая практику. Именно этот уровень ориентирован, с одной стороны, на исследование в целях производства психотехник и средств, а с другой - на исследование личности человека и "воспроизводство" (формирование и развитие, коррекция и воздействие) этих психотехник и средств на психическом материале "другого". Этот
24
тип мы и называем "формирующее исследование". Вследствие этого позиция психолога-практика оснащена средствами из культурно-исторического развития науки, ее современного состояния и багажа, а также из социокультурных ситуаций, в которых происходят его взаимодействия и взаимоотношения. Или, выше стоящие уровни, своим содержанием определят его конструктивную деятельность. Таким образом, всю данную сферу, как уровень общепсихологической науки, в целях восстановления культуры и традиций, а также вследствие предметной определенности, фиксируем как практическую, содержание которой является психотехника, а практическая реализация в отношении другого - психотехнология.
ВЫВОДЫ
1. Происходящая перестройка в стране и деидеологизация общественной жизни привели к раскрепощению сознания, и соответственно, к появлению массового рынка психологических услуг и различных служб практической психологии. Современное состояние отечественной психологии характеризуется бурным ростом и стихийным внедрением западных разнообразных психологических практик и техник, которые не всегда отвечает проблемам того или иного индивида. Поэтому назрела настоятельная потребность, с одной стороны, в культурной и научной подготовке специалистов практиков, а с другой - в качественном обновлении психологического образовании. Данное обстоятельство требует изменения функции психологического знания - переход от описательно-объяснительных схем к конструктивным схемам и моделям.
2. Работа практического психолога всегда синтетична, созидательна и полидисциплинарна. Поэтому, основными принципами, обеспечивающими направление психологического образования практических психологов являются: системность, конструктивность, поликультурность, кооперации и диалогичность, непрерывность психологического образования и саморазвития.
3. Психологическая наука является разветвленным социальным институтом и сферой производства знаний, способов и средств. Исторически сложилось так, что среди научных направлений и отраслей психологической науки общая психология занимает фундаментальное положение. Как сфера производства она системна и включа-
25
ет в себя следующие уровни: методологический, теоретический, экспериментальный, прикладной и практический, где каждый из них оснащен своим предметным видением и методическим арсеналом средств познания.
4. Психотехника как система психологических способов и средств составляет основание практической психологии. Ее назначение - решение разнообразных психологических проблем, начиная от конкретной задачи до формирования личности человека. Ее значение в овладении человеком собственным внутренним миром и дальнейшем саморазвитии и самоактуализации.
5. Методы, обеспечивающие содержание подготовки практического психолога, можно объединить в три большие класса: исследовательские, диагностические и кор-рекционно-формирующие. Вместе с тем, деятельность практического психолога включает такие научные действия как: психологический анализ (включая и классический психоанализ), поиск или разработка соответствующих техник и решение посредством них проблем "другого" (пользователя).
Исходя из этого, можно заключить, что только при таком подходе и реализации в образовательных программах, специалисты по общей психологии смогут эффективно осуществлять свою практическую функцию. Осуществляя ее, психолог обязан постоянно обогащать и совершенствовать средства и способы познания психического устройства человека. Таким образом, ближайшими задачами становятся: отбор и нормативное описание различных психологических техник, их классификация и типизация, обобщение и отработка различных технологий применения, и соответственно по мере методической обработки передача в систему обучения.
Список публикаций по теме диссертации:
1. Непопалов В.Н., Мельников В.М. Некоторые проблемы психологической подготовки спортсменов / Вопросы психологии. 1986, № 1. - С. 108-118
2. Непопалов В.Н. Спорт как социокультурный слой практики / Тезисы научно-практической конференции по философским и социальным проблемам. - М.: ФКиС, Госкомспорт СССР, 1986. - С. 143-145
26
3. Непопалов В.Н. Традиции и психология ментальной тренировки /Тезисы 1-го Московского конгресса психологов спорта. - М: Госкомспорт СССР, Ассоциация спортивных психологов, 1992. - С. 73
4. Непопалов В.Н. Социально-организационные игры как способ обучения студентов ИФК / Тезисы ХП Всесоюзная научно-практическая конференция психологов спорта (Краснодар, октябрь, 1992). - М., ФСП, Краснодар, 1992. - С. 47-48
5. Непопалов В.Н. Психология ментальной тренировки / Тезисы ХШ Научно-практическая конференция по психологии физического воспитания и спорта (Краснодар, 1992). - М., ЦНИИС, 1992. - С. 103-104
6. Непопалов В.Н. Новые подходы к деятельности воспитателя / Тезисы 1 Международная научно-практическая конференция: "Гармония физического и духовного воспитания основа возрождения нации (Карелия, ноябрь, 1993), - Петрозаводск, 1993.-С. 13-14
7. Непопалов В.Н. Конструктивные возможности психорегуляции в ФКиС / Тезисы Международный симпозиум (Ростов-на-Дону, сентябрь, 1994). - М., Ростов-на-Дону, 1994. -С. 68-69
8. Непопалов В.Н., Матвеев А.П. Физическая культура: физкультура или развитие человека /Статья в Журнале: Теория и практика физической культуры. - М.: РГАФК, 1994, № 9. - С. 2-6
9. Непопалов В.Н., Мельников В.М. Психотехника как основа психологической подготовки спортсменов / Тезисы 2 Международный Московский конгресс по психологии спорта (Москва, июнь, 1995). - М., РГАФК, 1995. - С. 32
10. Непопалов В.Н. Основы практической психологии. Учебно - методическое пособие для студентов. - М., МГИ им. Е.Р. Дашковой, 1997. - 58 с.
11. Непопалов В.Н., Анисимов О.С., Лидере А.Г. Программы курсов по психологии по направлению 521000 "Бакалавр психологии". Сборник программ и методических рекомендаций для студентов психологического факультета - М, МГИ им. Дашковой, 1997, - 508 с.
12. Непопалов В.Н., Корх А.Я. Новые возможности психологии - спортивная психология / Тезисы. Материалы 1-й Всероссийской научно-методической конференции (март, МГУ, 1998), М., МГУ, 1998. -С. 161-162
27
13. Непопалов В.Н., Корх А.Я. Профессиональная деятельность и задачи подготовки спортивного психолога / Статья: Сборник научных трудов ученых РГАФК в 5-ти томах, посвященных 80-и летаю академии. - М.: "Физкультура, образование, наука", т. 4., 1998. -С. 133-141
14. Непопалов В.Н., Корх А.Я. Психолого-педагогическая характеристика деятельности спортивного психолога и содержание подготовки / Статья: Сборник научных трудов ученых РГАФК, посвященный 80-и летаю академии. - М.: "Физкультура, образование, наука", т. 5, 1998. - С. 115-119
15. Непопалов В.Н., Мельников В.М., Романина Е.В., Попов А.Л., Савенков Г.И. Психологическое обеспечение спортивной деятельное(tm) / Статья: Сборник научных трудов ученых РГАФК, посвященный 80-и летию академии. - М.: "Физкультура, образование, наука", т. 3, 1998. - С. 122-129.
Описание предмета: «Психология, общение, человек»Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для
человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия,
мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как
явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.
наук, изучающих природу и общество.
Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на
уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы - сознания.
Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные
исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.
фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно
переживаются как происходящие во внутреннем мире.
Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме
биологического и социального в развитии психики человека.
Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление,
которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта,
функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии
исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к
процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей,
мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание
их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.
Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту,
позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.
конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов
деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы
собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Литература - А.И. Кравченко. Социальная антропология. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 544 с.
- В.Е. Хализев. Теория литературы. – М.: Академия, 2009. – 432 с.
- Артемьева Е.Б. Библиотека В Системе Коммуникативных Каналов Территории. – М.: , 1999. – 175 с.
- А.В. Гулыга. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. – СПб.: Алетейя, 2000. – 448 с.
- А.Ф. Ануфриев. Практическая психодиагностика. Система основных понятий. – М.: Ось-89, 2012. – 192 с.
- А.В. Гулыга. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. – СПб.: Алетейя, 2000. – 448 с.
- Т.И. Ойзерман. Проблемы историко-философской науки. – М.: Мысль, 1982. – 320 с.
- О.В. Бабенко. Польша в системе международных отношений. 1919-1939 гг. – М.: РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований, 2011. – 84 с.
- Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. Человек-оркестр. Микроструктура общения. – М.: Класс, 2005. – 160 с.
- В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социальная антропология. – М.: Инфра-М, 2010. – 688 с.
- С.И. Алексеева. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 годы. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 2006. – 280 с.
- В.Е. Хализев. Теория литературы. – М.: Academia, 2013. – 432 с.
- И.В. Упоров. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв. Историко-правовой анализ тенденций развития. – М.: Юридический центр, 2004. – 648 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.: Ленанд, 2018. – 224 с.
- Герцман Е.В. История музыки. Пифагорейское музыкознание. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2017. – 383 с.
- Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.: Ленанд,Едиториал УРСС, 2018. – 224 с.
- Япония в системе международных экономические отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. – М.: Восточная литература, 2016. – 182 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|