Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте

Педагогика

 

КРАФТ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

 

Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте

13.00.01 - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Майкоп 2000

Работа выполнена в Адыгейском государственном университете.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоакгуализации, саморазвития и самореализации личности. Исходя из этого, проблема формирования умений самостоятельной учебной работы является одной из наиболее актуальных, поскольку она определяет эффективность учебного процесса.

Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению, который может осуществляться путем применения дозированной (дифференцированной) помощи.

В психолого-педагогической литературе достаточно освещены различные аспекты проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Так, имеются работы, посвященные: рассмотрению вопроса о месте и роли самостоятельности в формировании человечес-

3

кой личности (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А. Бандура, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, B.C. Соловьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, К.Г. Юнг и др.); определению необходимости и важности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте (А. Валлон, В.В. Давыдов, B.C. Мерлин, Д.Б. Эльконин и др.); определению сущности понятия "самостоятельная работа" (Е.Л. Белкин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, P.M. Микельсон, О.А. Нильсон, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Р.Б. Срода, Н.Э. Унт, А.В. Усова и др.). В этих исследованиях подчеркивается принципиальная возможность повышения качества обучения за счет применения самостоятельной работы в учебном процессе.

Интерес для нашего исследования представляют работы, в которых отмечается важность обучающего характера самостоятельных работ (О. А. Нильсон, Р.Б. Срода и др.). Проблеме формирования умений самостоятельной учебной работы уделяется значительное внимание в психолого-педагогической литературе (М.А. Данилов, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, А.А. Люблинская, Б.Ф. Ломов, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.) Однако вопросы формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников относятся к недостаточно изученным.

Противоречивость во взглядах авторов и важность формирования умений самостоятельной учебной работы именно в младшем школьном возрасте и определило выбор темы исследования.

Проблема нашего исследования - поиск средств для решения вопроса о формировании умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования и развития умений самостоятельной учебной работы в начальной школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников дидактическими средствами.

Гипотеза исследования; целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы младших школьников обеспечит система обучающих самостоятельных работ (ОСР), если она разработана в соответствии с рекомендациями психологии обучения и дидактики:

1. Моделирование содержания учебной информации с использованием структурно-логических схем в виде графов.

2. Разработка описательной модели уровней сформированное(tm) умений самостоятельной учебной работы младших школьников.

0~~1*1лЛ

3. РазработкаiOCP с учетом требования доступности для >лждого уровня сформированностиумений самостоятельной учебной работы.

4. Включение в систему ОСР системы разноуровневых подсказок, учитывающих поэтапность достижения указанных целей.

j В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:

1. Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Раскрыть сущность понятия "самостоятельная работа" применительно к младшему школьнику. Определить содержание и структуру умений самостоятельной учебной работы.

2. Предложить методику создания системы ОСР как эффективного средства формирования умений самостоятельной учебной работы.

3. Экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой методики создания системы ОСР.

Методологической базой исследования явились: основные положения теории познания, диалектический материализм; деятельностный подход, системно-структурная концепция дидактики; принципы дидактики, теория поэтапного формирования умственных действий, общая теория управления, теория учебной деятельности, теории отечественных педагогов об уровневом характере учебной деятельности.

Использовались следующие методы исследования;

-  теоретические - изучение научной философской, психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения; л;;  - эмпирические - наблюдение, опрос, констати-г ч.-л рующий и формирующий эксперименты, анализ продуктов деятельности учащихся;

-  математические методы обработки информации - определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2000 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1996-1997 гг.) - теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; выдвижение гипотезы исследования, определение цели, задач и методов исследования; планирование и конструирование экспериментального обучения; проведение кон-'статирующего эксперимента с целью определения наиболее трудных для учащихся тем и нахождения исходного уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы у младших школьников; выявление в ходе констатирующего эксперимента уровня сформированности у обучаемых прогностической деятельности и восприимчивости к дозированной помощи.

Второй этап (1997-1999 гг.) - организация и проведение формирующего эксперимента на основе применения системы ОСР с целью формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников; корректировка содержания системы заданий; получение и обработка промежуточных результатов.

Третий этап (1999-2000 гг.) - завершение формирующего эксперимента; математическая обработка и анализ результатов экспериментальной работы; оформление собранного фактического материала в виде диссертационного исследования.

8

База исследования: средние общеобразовательные школы № 6, 13 и 16 г. Майкопа Республики Адыгея. Исследованием бьшо охвачено 359 учащихся и 58 учителей. В формирующем эксперименте приняли участие 95 учащихся разных лет обучения

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат проблемы.

2. Определены психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возр'асте.

3. Обоснована система мер, обеспечивающих целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложена методика формирования умений самостоятельной учебной работы через специальным образом построенные дидактические материалы; разработаны рекомендации по применению предложенной методики на различном предметном содержании.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы при организации и проведении обучающих самостоятельных работ по любой учебной дисциплине в начальной школе.

Достоверность полученных в исследовании результатов подтверждается многоаспектным теоретическим анализом философской, психолого-педагогической литературы; обеспечивается соответствующим методологическим и методическим подходом к решению пробле-

мы; проведением качественного и количественного анализа.

Положения, выносимые на защиту;

1. Уточнение сущности понятия "самостоятельная учебная работа" в качестве средства организации и управления самостоятельной деятельностью младших школьников.

2. Психолого-педагогические основы методики создания системы ОСР, реализующей рекомендации современных психологических теорий усвоения знаний и принципы дидактики.

Апробация результатов исследования. Основные положения докладывались на региональных и межвузовских научно-практических конференциях (г. Майкоп, 1997, 1999, 2000), на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов (СОШ № 16, 1996, 1997, 1998, 1999).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 257 источников, приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками (графики, графы, гистограммы, схемы).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза исследования, формулируются цели, задачи, определяются методы и методологическая основа исследования, характеризуются этапы работы, излагаются научная новизна, тео-

ретическая и практическая значимости исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Самостоятельная работа обучаемых: психологический, педагогический и дидактический аспекты проблемы" - проанализированы работы философов, психологов и педагогов, посвященные проблеме организации самостоятельной работы. Показано, что многие дидакты и психологи отмечают особую роль самостоятельной работы в учебном процессе и необходимость существенного улучшения ее организации.

В первом параграфе дан теоретический анализ возникновения проблемы, который показывает историческое движение психолого-педагогической мысли ко все более адекватному пониманию сущности проблемы. Особое значение приобретает вопрос о месте и роли самостоятельности в структуре человеческой личности, изучением которого занимались и продолжают заниматься ряд зарубежных и отечественных философов, психологов и педагогов. В исследованиях самостоятельность выделяется как компонент в структуре человеческой личности и подчеркивается формируемость данного личностного качества путем активной самостоятельной деятельности ученика. При этом обращается внимание на сензитивность формирования умений и навыков самостоятельной работы в младшем школьном возрасте.

Далее рассматриваются взгляды педагогов на сущность понятия "самостоятельная работа". В результате анализа установлено, что нет однозначного решения данной проблемы и "самостоятельная работа" рассматрива-

10

ется и как форма организации деятельности (Б .П. Есипов, Р.Г. Лемберг, Т.И. Шамова и др.), и как метод обучения (Л.В. Жарова, А.В. Усова, Г.Д. Кириллова и др.), и как вид учебно-познавательной деятельности (Т.И. Ильина, М.И. Кашин, О. А. Нильсон и др), и как средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся (Е.Л. Белкин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.). На наш взгляд, сущность самостоятельной работы заключается в том, что она представляет собой средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

На основе анализа современных подходов к определению понятия "самостоятельная работа" выделили его наиболее существенные признаки: наличие цели, задания, отсутствие непосредственной помощи учителя во время выполнения работы, наличие времени, личностный аспект, активность самого ученика в процессе выполнения задания, наличие опосредованного управления самостоятельной деятельностью учащихся. Как нам представляется, наиболее существенным признаком самостоятельной работы, среди ряда приведенных, является наличие опосредованного управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Заключительный параграф главы посвящен проблеме формирования умений самостоятельной учебной работы. Выявлено отличие умений и навыков, указана психологическая природа умения, отмечено, что составными компонентами умений являются система знаний и система навыков, которые и обеспечивают готовность

11

человека к самостоятельному действию. Определена структура умений самостоятельной учебной работы, выделены важнейшие условия и этапы их формирования; уточнены критерии сформированности умения; намечены методы и средства формирования; охарактеризованы подходы к формированию умений самостоятельной учебной работы и составляющие их нормы, в которых отражаются основные компоненты системы ОСР.

Во второй главе - "Методика организации целенаправленного формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников" - конкретизируются условия организации и проведения системы ОСР в младшем школьном возрасте, подробно описаны этапы ее проведения, дано обоснование методики создания системы.

В главе содержится обзор основных взглядов ученых на проблему "трудность" и "сложность", что позволяет разграничить эти понятия, выяснить их характер и выделить способ их определения. Исходя из направленного теоретического анализа, мы акцентировали внимание на те темы, которые учащимися трудно усваиваются. Отбор таких тем проводился на основе опроса учителей начальных и средних классов.

Подробно описаны и проиллюстрированы методы отбора содержания учебного материала и моделирования. Выделены уровни построения содержания обучения, принципы отбора и построения содержания учебного предмета с использованием графа, описаны подходы к решению задачи отбора учебного материала. Такая логи-12

ка рассмотрения проблемы отбора содержания обучения для системы ОСР позволяет применить основные положения системного подхода к структурированию материала.

Выделены и конкретизированы основные понятия, определены этапы построения графа, последовательность выделенных учебных элементов и установлены связи между ними. Приводятся графы по трудным темам.

В третьем параграфе главы раскрыты основные аспекты системы обучающих самостоятельных работ. Основу предлагаемой системы составляет идея о возможности наиболее полно управлять учебным процессом. Определяются виды управления, выделяется совокупность требований для управления деятельностью учащихся, реализуемая в системе ОСР. Указываются этапы организации работы по использованию экспериментируемой системы, определяются виды помощи и руководства.

В данном параграфе приводится обоснование системы, построенной с учетом психологических концепций (ассоциативно-рефлекторный, теории поэтапного формирования умственных действий, теории алгоритмизации), общей теории управления, рассматриваются основные взгляды педагогов об уровневом характере обучения.

Отмечается, что формирование умений самостоятельной учебной работы осуществляется через систему ОСР и предполагает некоторые этапы деятельности учителя и ученика. Приводится психолого-педагогическое и методическое обоснование применяемой системы работ.

В качестве компонентов системы ОСР выступают

13

система учебных заданий, построенная по признаку, нарастающей сложности, и система дифференцированных подсказок, ориентированная на изменение учебных возможностей учащихся. Определены психолого-педагогические требования к построению системы учебных заданий и приведены дифференцированные группы подсказок. В соответствии с этими требованиями определена сложность учебных заданий системы ОСР.

Сказанное позволяет представить четкую последовательность этапов обучения в системе ОСР.

Третья глава - "Методика проведения педагогического эксперимента и анализ его результатов" - посвящена количественному и качественному анализу результатов экспериментальной проверки эффективности формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте посредством специально организованного обучения.

В работе определены задачи и методика экспериментальной работы; представлены характеристики выделенных уровней сформированное(tm) умений самостоятельной учебной работы; выявлен параметр для оценки эффективности системы работ - коэффициент объема усвоенных знаний. Приведены основные этапы обработки результатов экспериментальной работы, определена база исследования и дана характеристика контингента учащихся, результаты исследования которых анализируются в эксперименте.

Далее приводятся результаты констатирующего эксперимента, ориентированного на выявление: 14

.'. - типов прогностической деятельности обучаемых;

-  уровня обучаемости и восприимчивости к дозированной помощи;

-  исходного уровня знаний по темам и уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о положительной восприимчивости учащихся к дозированной помощи и об определении исходного уровня сформированности умений самостоятельной учебной работы, на основании чего можно в дальнейшем судить об эффективности применяемой системы работ.

Результаты обучающего эксперимента проанализированы и обобщены. На данном этапе исследования осуществлялась организация специального обучения и применялись дидактические средства, ориентированные на формирование умений самостоятельной учебной работы младших школьников.

Формирующий эксперимент длился в течение двух лет и охватил 95 человек (учащихся третьих классов разных лет обучения). В экспериментальном обучении принимал участие и класс компенсирующего обучения (ККО) Результаты второго года обучения считаем более достоверными и поэтому именно они и анализируются нами в диссертационном исследовании.

Методика организации эксперимента состояла в следующем: экспериментальный и контрольные классы обучались по традиционной системе, изучался один и тот

15

же программный материал и выполнялись одинаковые

контрольные срезы.

Системы ОСР ориентированы на формирование умений самостоятельной учебной работы, и это явилось отличительной особенностью организации обучения экспериментального класса. Обучающая самостоятельная работа представляет собой систему усложняющихся заданий и дифференцированных подсказок к ним

В начале эксперимента возникали некоторые затруднения с использованием разработанных дидактических средств, поскольку они отличались от привычных. Предоставление ребенку заданий с разноуровневыми подсказками позволяли варьировать учебную нагрузку, предлагая для него посильные задания. Ученик сам осмысливал и осуществлял систему действий, необходимых для решения задания. Последовательность расположения систем заданий и подсказок способствует формированию умений самостоятельной учебной работы. В систему заданий по каждому блоку были включены задания, позволяющие применить на практике умения самопланирования и самоконтроля. Использование этих заданий в учебном процессе способствовало формированию умений самостоятельной учебной работы.

С целью выявления влияния экспериментируемой системы ОСР на формирование умений самостоятельной учебной работы младших школьников были проведены срезы, результаты которых отражены в сводной таблице.

 

 

Данные первоначального среза свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментального и контрольных классов преобладают в основном достаточный и средний уровни сформированности умений самостоятельной учебной работы и ни в одном из классов не зафиксирован минимальный уровень. В ходе итогового среза у учащихся контрольных классов преобладают достаточный, средний и низкий уровни сформированности умений самостоятельной учебной работы в отличие от учащихся экспериментального класса, которые в основном находятся на высоком уровне. По итогам контрольного среза у учащихся

16

экспериментального класса преобладают высокий и достаточный уровни, а у учащихся контрольных классов -достаточный и средний.

Анализ результатов срезов показал, что учащиеся экспериментального класса не только успешно усвоили учебные элементы выделенных тем, но и оказались на более высоких уровнях сформированное(tm) умений самостоятельной учебной работы. Отметим тот факт, что при анализе выполнения сложных заданий в экспериментальном классе результаты оказались более высокими, чем в контрольных. Непосредственные наблюдения за характером выполнения работ показали, что учащиеся экспериментального класса работали более сосредоточенно, чем учащиеся контрольных классов. По количеству и характеру заданных вопросов заметной разницы не обнаружено. Количество отвлечений учащихся в контрольных классах больше, чем в экспериментальном.

В диссертации подробно изложены содержание и анализ заданий всех контрольных срезов и их результатов.

Сравнение результатов эксперимента показало, что в экспериментальном классе сохраняется общая тенденция к возрастанию уровней сформированности умении самостоятельной учебной работы, а к концу учебного года достигает наибольшей величины.

Мы считаем, что достижению этих результатов способ-ствовалаэкспериментируемая система ОСР, ориентированная на формирование умений самостоятельной учебной работы и на повышение качества усвоенных знаний у учащихся.

18

В заключении работы подведены основные итоги проведенного исследования. Результаты проведенного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы обеспечит система ОСР, разработанная в соответствии с определенными рекомендациями психологии обучения и дидактики.

Эффективность организации учебно-познавательной работы в школе во многом определяется системой взаимодействия педагогов и учащихся, системой воздействия на обучаемых. Безусловно, важное место занимает в этом процессе умение ученика самостоятельно работать, планировать, исполнять, контролировать и корректировать свою деятельность.

Формирование умений самостоятельной учебной работы проходит путь от деятельности субъекта под руководством другого человека к деятельности "под собственным руководством". Умения формируются под непосредственным руководством учителя в результате объяснения и показа последовательности действий и при обучении выполнению заданий, а затем - и систем заданий с спорой на дифференцированные подсказки и без них.

Можно считать обоснованным утверждение о том, что целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы через системы учебных заданий будет более успешным, если они (системы учебных заданий) построены с учетом следующих требований:

-  задания должны быть направлены на достижение конкретной цели;

-  задания должны быть построены с учетом прин-

19

20

ципов научности, доступности, связи теории с практикой; '' >" должны постепенно усложняться с учетом содержания учебного материала и уровня подго-

'-. товки учащихся;

•. 1 *- последующее задание должно включать в себя элементы предыдущего;

^ - задания должны быть такими, чтобы их можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и

. подгруппы; -  задания должны способствовать развитию мотивации учений у обучаемых. При этом учителю-практику надо знать психологические особенности обучаемых, рекомендации современных психологических концепций усвоения знаний, основы графового моделирования и использовать их при отборе и построении содержания учебной информации. Экспериментируемая система ОСР способствует развитию умений самостоятельной учебной работы младших школьников.

Продолжением нашего исследования могут быть работы по выявлению влияния специфики предметного содержания естественно-научных и гуманитарных наук на дидактические и психологические возможности системы OCR

Список научных публикаций по теме диссертации.

1. Крафт Н.Н. К проблеме отбора содержания обучения // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: Сб.науч.тр. Вып.2.- Майкоп: Изд-во АТУ, 1997.-С.135-138.

2. Крафт Н.Н. Сравнительный анализ мыслитель-

ных операций младших шюльниюв // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: Сб.науч.тр. Вып.2.

-Майкоп: Изд-во АТУ, 1997-С. 139-140.

3. КрафтН.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности // Вестник АТУ- Майкоп: Изд-во АТУ, 1998.-№2.-С.88-89.

4. Крафт Н.Н Система обучающих самостоятельных работ в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной науки: Тезисы докл. Международной конф. молодых ученых и студентов. Ч. 6. - Самара: СамГТУ, 2000. -С.75.

5. Крафт Н.Н. Понятия "трудность" и "сложность": психологический и дидактический аспекты //Молодые исследователи об актуальных проблемах современной педагогики: Сб. статей. -Вып. 1. -Майкоп: Изд-во АТУ, 2000.

-С. 16-23.

6. Крафт Н.Н. Проблема структурирования учебного материала // Молодые исследователи об актуальных проблемах современной педагогики: Сб. статей. -Вып. 1.

-Майкоп- Изд-во АТУ, 2000. -С. 14-16.

 

 


Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]

Литература

  1. В.Н. Могилева. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  2. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: , 2006. – 256 с.
  3. Ю.Н. Кислякова. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2004. – 48 с.
  4. Л.В. Губанова. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков (в условиях работы в неязыковых учебных заведениях). – М.: Инфра-М, 2013. – 288 с.
  5. Е.В. Кузьмичева. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 112 с.
  6. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. – М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 440 с.
  7. О.О. Гонина. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. – М.: Наука, Флинта, 2016. – 272 с.
  8. Ирина Невзорова. Основы формирования профессиональной компетентности студентов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.
  9. Ж.Н. Дюльдина. Психолого-педагогические основы брака и семьи. – М.: , 2014. – 260 с.
  10. Светлана Черкасова. Психолого-педагогическая готовность психологов к работе в инклюзии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 260 с.
  11. Евгений Шавараков. Психолого-педагогические условия формирования навыков чтения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 68 с.
  12. Ольга Семенова. Формирование произвольной регуляции в младшем школьном возрасте. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  13. Светлана Лебедева und Дарья Фролова. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых подростков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 140 с.
  14. Б.С. Волков. Психология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 352 с.
  15. Н.Е. Соколкова. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 216 с.
  16. В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. – М.: Инфра-М, 2018. – 248 с.
  17. Т.Е. Виленская. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 286 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Формирование произвольного внимания в младшем школьном возрасте
Педагогика
Диплом
104 стр.
Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста, получающих стоматологические процедуры в школе
Психология
Диплом
112 стр.
Интеллектуально-личностные особенности младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам
Педагогика
Диплом
70 стр.
Коррекционная работа в младших классах со слабослышащими детьми
Психология
Реферат
16 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анастасия
Спасибо большое, я вижу, что работа после вашего сопровождения отличная!