Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме. Коррекционная педагогика
Описание предмета: «Коррекционная педагогика»Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности
развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и
коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных
коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения),
логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений,
которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание
личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:
- коррекция нарушений развития;
- коррекционное обучение и воспитание;
- лечебно-профилактическая работа;
- профессиональная подготовка по доступной специальности;
- социокультурная интеграция и адаптация.
Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания,
отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней
(окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к
людям-инвалидам в целом.
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и
развития детей со специальными образовательными потребностями.
Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом
деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных
учреждений, школ и школ-интернатов.
Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:
1. психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;
2. изучение и обобщение передового педагогического опыта;
3. разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков
аномальных детей.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей:
- сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
- олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной
отсталостью;
- логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков
речи.
Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских.
Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования
человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания
нетипичных детей.
Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с
психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из
невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии
(науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения,
развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и
наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение,
предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском
возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях
уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления
нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль
психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).
Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с
опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей
с проблемами.
Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии
с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная
(коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы
коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.
Литература - И.П. Подласый. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Владос, 2002. – 352 с.
- В.М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
- Т.Г. Неретина. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. – М.: Флинта, 2011. – 186 с.
- Л.В. Петрова. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос, 2003. – 208 с.
- Н.В. Новоторцева. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. – М.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – М.: Владос, 2008. – 264 с.
- Л.А. Попова, Т.П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике. – М.: Корона-Век, 2009. – 176 с.
- Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.
- Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов. – М.: Феникс, МарТ, 2010. – 192 с.
- А.А. Дмитриев. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: Высшая школа, 2010. – 296 с.
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 350 с.
- В.М. Астапов. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 232 с.
- Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. Выпуск 2. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 300 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие. – М.: , 2016. – 286 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 286 с.
- Марина Вайнер,Юлия Вьюнкова,Изабелла Дементьева,Галина Мисаренко,Ольга Степанова,Нинель Чутко,Галина Кумарина. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 286 с.
- Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 148 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|