Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы практического применения теории стратегического планирования и управленияСтратегический менеджмент
I. О востребованности теории стратегического управления и планирования.
Теория стратегического планирования и управления (далее - Теория) известна как современная концепция управления бизнесом в условиях динамичной и трудно прогнозируемой внешней среды.
а) Опыт проведения курсов по антикризисному управлению
Опыт проведения курсов по антикризисному управлению показывает, что тематика, связанная с вопросами стратегического планирования и управления, воспринимается слушателями, среди которых бывают руководители предприятий, как практически не имеющая отношения к реальной практике управления.
б) Из опыта работы консультативных фирм.
Исследования рынка консультационных услуг показывают, что спрос на разработку стратегии предприятия, на постановку системы стратегического планирования остаётся минимальным, хотя и несколько возрос в последнее время.
в) Масштаб применения
Достаточно объективно, хотя и косвенно, о масштабах применения Теории можно судить, опираясь на результаты исследования, проведённого Российской Академией Маркетинга среди российских менеджеров. Только 24% компаний в России имеют отделы маркетинга, только 5% менеджеров считают необходимым проводить маркетинговые исследования и т. п. Даже если эти данные не очень точны, можно утверждать, что практическое применение Теории ещё менее значительно.
г) Объективная потребность
Однако объективная потребность в практическом применении в России Теории, с точки зрения специалистов по управлению, существует и будет возрастать. Пока ничего лучшего для обеспечения работы организации в нестабильных условиях внешней среды наукой не придумано.
II. О причинах ограниченного применения Теории.
а) причины и степень их значимости
1. Консерватизм управленческого мышления большого числа руководителей.
2. Позиция, направленность мышления и цели собственников; преобладание во многих случаях «теневых», внепроизводственных мотивов и целей в управлении предприятиями, когда любая руководящая научная теория в управлении не представляются насущно необходимой.
3. Существующее среди руководителей представление, согласно которому вопросы стратегии, как бы они при этом ими не понимались, являются их исключительной прерогативой, и вмешательство «неспециалистов», «теоретиков» в эту сферу управления, консультативное или обучающее, совершенно не требуется.
4. Степень определённости, структурированности и, в конечном счёте, доступности представления Теории для практического применения.
На последней причине необходимо остановиться подробнее, поскольку существует предположение, что этот фактор, ограничивающий применение Теории, является главным, определяющим и усиливающим влияние остальных.
б) Проблема структурированности и доступности Теории для практического применения.
Идеи, теория стратегического планирования и управления стали известны благодаря таким авторам, как И. Ансофф, Ф. Котлер, М. Портер и другие. В России многое сделано для её интерпретации и адаптации. В некоторых случаях происходит механическое сложение всех основных идей и подходов Теории без их упорядочения и осмысления. В результате, на тему Теории мы имеем много литературы, которая имеет две главные особенности.
Первая - сложность и малодоступность для практиков самого предмета рассмотрения. Характерны абстрактность и отрыв Теории от того, чем должна кончаться в бизнесе любая теория - от финансово-хозяйственных результатов.
Вторая - большое разнообразие подходов, особенно при попытках её осмысления и развития в российских условиях. Расплывчатость, неоднозначность таких терминов, как стратегия, цель, задача и т. п. Неоднозначна трактовка соотношения понятий «Стратегия организации» и «стратегия маркетинга»...
Невоспринимаемость абстрактно сформулированных принципов и методов стратегического управления с практической точки зрения обусловлена прежде всего крайней сложностью самой проблемы. Предприятия настолько отличаются по продуктам, рынкам, отраслям и условиям конкуренции, производственной системе, потенциалу диверсификации, составу и возможностям персонала и т.д., что абстрактно сформулированные положения Теории для них практически ничего не значат. Вариантов стратегического поведения организации, с точки зрения теории, существует бесчисленное множество. В действительности, для конкретного предприятия или организации набор таких, реально возможных вариантов, ограничен. Однако, ясно видимого «мостика» от абстрактного множества вариантов в Теории к их практике - реальному набору стратегических вариантов - не видно.
Такие «мостики» выстраивают, иногда вынужденно, консалтинговые фирмы потому, что понимают, что успех клиента, а значит и их успех, невозможен в полной мере без привязки к стратегической перспективе. Иногда такая практическая методика является «ноу-хау» консультантов.
III. Адаптация Теории для практического применения
Для адаптации Теории для практического применения необходимо выполнить, по крайней мере, три условия: сделать утверждения о пользе стратегического управления более предметными, представить ясную и точную систему понятий, относящихся к Теории, и обозначить подходы, с помощью которых можно выстраивать систему стратегического управления на конкретном предприятии.
а) Материализация утверждений о пользе применения Теории
Система аргументации в пользу применения Теории в организации может быть построена на следующих утверждениях.
1. Основная идея стратегического управления: «только постоянно изменяясь можно успешно вести бизнес и развиваться в условиях сильной конкуренции и непредсказуемых изменений во внешней среде. «.
2. Практическая и успешная реализация в организации системы стратегического управления необходима и возможна.
3. Система стратегического управления способна постоянно предоставлять руководителю конкретную управленческую информацию о наиболее подходящих вариантах стратегических планов, решений и поведения.
4. Польза для организаций от создания и применения системы стратегического управления может быть сформулирована так: «наиболее оптимальное и наименее рискованное использование ресурсов организации для восстановления, сохранения, поддержания и развития конкурентоспособности и благоприятных перспектив организации в условиях воздействия изменяющихся факторов внешней среды».
б) Возможный вариант системы базовых тезисов и понятий стратегического управления
Уточнённый, минимальный и предельно конкретный набор базовых тезисов и понятий, относящихся к вопросам стратегического управления может быть следующим.
Производственно-хозяйственная структура организации.
Потенциал диверсификации производственной системы.
Состояние организации
Стратегия - Стратегические решения - Стратегическая цель - Стратегическая задача
Стратегический план - Стратегическое планирование
Область применения понятия «стратегия»
Соотношение корпоративных и маркетинговых целей и стратегий.
в) Некоторые подходы, способствующие более широкому практическому применению Теории.
Задача состоит в том, чтобы представить достаточно простой и понятный алгоритм реализации системы стратегического планирования и управления на любом предприятии, который позволял бы в бесчисленных вариантах стратегического поведения дать «вехи», «коридоры», пользуясь которыми, можно двигаться по индивидуальному, творчески разработанному маршруту с минимальным риском «подрыва» - неудачи применения этой системы.
Основы подобного представления могут выглядеть следующим образом.
1). Система стратегического управления базируется на соответствующем стратегическом планировании.
2). Стратегическое планирование - это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют программные продукты для бизнес-планирования, при котором:
а). Составляется и, по мере реализации, корректируется субъективное представление руководства о желаемом будущем организации;
б) Разрабатывается набор вариантов стратегий, каждая из которых ведёт к желаемому будущему и состоит из последовательности промежуточных целей, «обсчитанных» по стоимости и затратам времени, которые должны обязательно иметь ряд удовлетворительных стратегических альтернатив в пределах заданного стратегического набора.
3) Техника постоянных изменений в организации заключается в реализации, осмыслении и системной оценке результатов достижения ближних промежуточных стратегических целей и, при необходимости, корректировке стратегии.
Описание предмета: «Стратегический менеджмент»Стратегический менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его
конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих
достижение намеченных целей.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин
фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место
другому лицу, фактически выполняющему данные функции.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом,
участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более
индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы
появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях
целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы
управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения
определяет задачи всех видов менеджмента.
Литература - Н.И. Новицкий, В.П. Пашуто. Организация, планирование и управление производством. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576 с.
- Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2011. – 606 с.
- З.М. Хадонов. Организация, планирование и управление строительным производством (комплект из 2 книг). – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 688 с.
- В.Я. Платов, С.Е. Золотарева, О.В. Платова. Технология стратегического планирования и управления. – М.: Дело, 2012. – 372 с.
- А.Н. Мардас, И.Г. Кадиев. Инновационный менеджмент. – М.: ГИОРД, 2007. – 208 с.
- Организация, планирование и управление производством. Практикум (курсовое проектирование). – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
- Е.М. Кудрявцев. Организация планирование и управление предприятием. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2011. – 416 с.
- П.П. Олейник, Б.Ф. Ширшиков. Терминологический словарь в области организации, планирования и управления строительством. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. – 80 с.
- Б.Ф. Ширшиков. Организация, планирование и управление строительством. Учебник. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2016. – 532 с.
- Р.К. Горшков, А.В. Ульянова. Стратегическое планирование и управление на предприятиях строительного комплекса. – М.: МГСУ, 2013. – 148 с.
- Татьяна Мамзина und Наталья Дятлова. Особенности стратегического планирования в малых региональных банках. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 156 с.
- Валерий Киселев. Сетевые модели планирования и управления в животноводческой отрасли. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 72 с.
- Б.А. Астафьев. Стратегический прогноз и управление. – М.: Агентство и Бизнес Пресс, Институт холодинамики, 2007. – 184 с.
- Е.М. Кудрявцев. Организация планирование и управление предприятием. Учебник. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2011. – 416 с.
- В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов, О.Г. Тихомирова. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур. Теория организации, самоорганизации и управления. – М.: Инфра-М, 2016. – 304 с.
- Организация, планирование и управление производством. Практикум (курсовое проектирование). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
- И.А. Минаков. Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК: Учебник. – СПб.: Лань, 2017. – 404 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|