Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Роль миссии в мотивировании персонала на принятие нововведенийМенеджмент персонала
Любые нововведения в Компании не случайны. Причин тому может быть несколько. Чаще всего это переход Компании с одного уровня развития (или фазы) на другой.
Как правило, внедрение любых нововведений в Компании идет значительно легче, если существует объединение сотрудников вокруг миссии Компании.
Выработка миссии Компании - важный процесс корректировки и сведения воедино неявных представлений руководства о целях и задачах своего бизнеса и принципов той корпоративной культуры, которые сложились в Компании к этому времени. Наибольшие проблемы часто возникают на стадии осознания разной приоритетности целей. То есть факт, что нельзя одновременно и человечество осчастливить и денег заработать, не сразу воспринимается на разных уровнях руководства в Компании. Эти цели могут быть реализованы последовательно (или одна может стать результатом реализации другой). При этом желательно, чтобы выбранная приоритетная цель соответствовала ожиданиям внешней среды или рынка. Тогда миссия реально выполняет свою функцию объединяющей философии Компании, способствующей успеху в выбранном сегменте рынка
Очевидно, что соблюдение всех обозначенных требований - процесс нелегкий, Выработка миссии - длительная работа, требующая постоянной согласованной работы руководства Компании и всего персонала. Иначе миссия будет существовать как трудно переводимый слоган при входе в Компанию, который вряд ли кто-нибудь из рядового персонала сможет воспроизвести наизусть (и уж тем более объяснить смысл!). Значительно реже реализуется возможность сплотить коллектив вокруг миссии для достижения обозначенных в ней целей.
Для того, чтобы миссия стала одной из ведущих моральных мотиваций, она должна быть «выгодно продана» сотрудникам Компании руководством. Иными словами, сотрудники Компании должны захотеть «купить» классную миссию своей фирмы, поверить в нее, принять все нововведения, связанные с ней, и объединиться в группу единомышленников для успешного осуществления задач, вытекающих из миссии. И тогда миссия становится одной из ведущих моральных мотиваций на фирме, объединяющей персонал разных уровней в единую команду, формирующей и усиливающей корпоративный дух и так далее.
Мы рекомендуем несколько условий обращения с персоналом, соблюдение которых позволяет существенно сократить период вхождения миссии в кровь и плоть сотрудников Компании в качестве внутреннего мотивирующего фактора.
Нужно создать преемственность между прежними ценностными установками и новыми: объяснить, как одно из другого вытекает, новое - результат позитивного развития прежнего.
Следует продумать систему изменения в знаниях - программ обучения, этапов распространения новых инструкций, вариантов привнесения новых стандартов образа жизни внутри организации. При этом обычно на принятие изменений, привнесенных извне, затрачивается гораздо больше времени, чем на адаптацию к изменениям, ассоциирующимся с общей тенденцией развития Компании.
Чтобы сократить период принятия изменений в знаниях, требуется изменение в индивидуальных установках членов коллектива. Причем, весьма важно, кто первым пойдет на изменение своих установок. Это должны быть люди, социально значимые для данного коллектива - не обязательно формальные лидеры. «Первопроходцы» должны обладать сильной внутренней энергетикой (харизмой), способной увлечь за собой хотя бы некоторую часть наименее инертных сотрудников. Так формируется «ядро нововведений» (пока только в головах).
От изменения в индивидуальных установках нужно следовать к изменению в индивидуальном поведении. Чаще всего наше ощущение, что что-то пора менять (и ясно что, и понятно как!), становится просто поводом для пространных дискуссий «на кухне», на заседаниях, в кулуарах, в курилках при полном отсутствии реальных действий. После долгих и изнурительных обсуждений о необходимости изменений возникает иллюзия, что изменения уже наступили (или наступят сами собой), в то время как производственный процесс продолжает «идти по накатанной». Здесь очень важны маленькие победы: каждый новый образец, внедренный в основной процесс, должен подаваться в ключе философии миссии и поддерживаться в течение длительного времени, иначе он «рассосется» в прежних привычках и создаст ощущение невозможности перемен в принципе.
Отсюда ясно, насколько важно групповое изменение образцов поведения. Пресловутый «морской принцип» - тебе надо, ты и делай - не срабатывает в конструктивном осуществлении нововведений. Важно, чтобы новые образцы перенимались и проводились в жизнь группами, занятыми в единой технологической цепи. Следовательно, обучение новым образцам должно идти по подразделениям - от начальника до его последнего подчиненного. В новой игре не может быть наблюдателей, могут быть только участники.
Необходимость нововведений коллективу должна быть объяснена. При этом, чем проще объяснение, тем меньше возникает вопросов. Поэтому объяснение нововведений с точки зрения их соответствия миссии Компании - наиболее короткий и безболезненный путь, поскольку объяснение звучит очень доступно: «В соответствии с миссией, у нас так принято». И все.
Все нововведения должны быть связаны в единую логическую цепь. Миссия здесь может выступать «общим знаменателем» для сведения всех изменений воедино. При этом, чем более разнообразные нововведения группируются под флагом соответствия миссии, тем быстрее достигается желаемый результат, который можно сформулировать следующим образом: через определенное время у персонала возникнет ассоциативный ряд: изменение = соответствие миссии = любое предложенное изменение соответствует миссионным целям, и поэтому должно быть принято как руководство к действию. Иными словами, миссия начинает выступать внутренней мотивацией принятия нововведений. Что и требовалось доказать.
Описание предмета: «Менеджмент персонала»Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом науки «
Менеджмент персонала».
Менеджмент персонала - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале XX в. и даже
раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным
образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того,
в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки
использовались соответствующие термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в основном в русле
бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то что
процесс выделения менеджмента персонала в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах XX в., он
и сегодня называется по-разному: «организационное поведение» или «управление человеческими ресурсами» (иногда
эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем «организационное поведение» трактуется как
ядро, важнейшая составная часть «управления человеческими ресурсами»).
«Организационное поведение, — пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др., — представляет собой
комбинацию по крайней мере двух старых наук в школах бизнеса: «человеческие отношения» и «управление», но эти
науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука,
экономика (по крайней мере те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике),
антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении».
В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно
связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины — «экономика
персонала» или «менеджмент персонала». И сегодня в ФРГ довольно часто данные термины употребляются как синонимы
науки управления персоналом.
В СССР специальной науки «Менеджмент персонала» не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета —
рыночная среда, тем не менее управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и
психологических наук.
Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: и экономический
— производитель и потребитель благ; и биологический— носитель определенной телесной конструкции и физического
здоровья; и социальный — член определенной группы: семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи,
обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой
работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса
и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или
этноса) и др.; и политический — гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других
групп интересов; и правовой — обладатель определенных прав и обязанностей; и культурный— носитель определенного
менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный — разделяющий те или иные
нравственные нормы и ценностные ориентации; и конфессиональный — исповедующий религию или атеист; и
эмоционально-волевой — обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; и разумный —
имеющий интеллект и определенную систему знаний.
Все эти и некоторые другие аспекты (роли) личности при определенных условиях в большей или меньшей степени
воздействуют на поведение работника в сфере труда. Менеджмент персонала изучает и учитывает влияние всех
аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая ее
подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание.
Менеджмент персонала как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель теории менеджмента
персонала - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных,
функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных
ситуаций. Менеджмент персонала на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных
производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности
использования сотрудников. Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория
выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные же прикладных исследований составляют базу
для построения гипотез и развития теории.
Комплексный, интегративный характер менеджмента персонала проявляется в структуре знаний управления персоналом
как науки. Ее стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, отражающие, во-первых, влияние
различных характеристик работников на их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и организационное
поведение и, во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях
обеспечения экономической и социальной эффективности организации. Кроме того, менеджмент персонала опирается и
отчасти включает теории, касающиеся отмеченных выше аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие
концепции.
1. Экономические теории, охватывающие разные направления экономической науки. Это прежде всего теории рынка
труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений в
плане привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования работников,
снижения текучести кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала чувства преданности предприятию,
укрепления корпоративной культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие
направления экономической науки, в частности: теории планирования, лежащие в основе планирования персонала;
экономическая информатика, дающая ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации, а также
экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в
области его комплектации.
2. Психологические теории. В менеджменте персонала используется целый ряд психологических наук и методов.
Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учета специфики характера, менталитета,
ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т.д. Психологические теории поведения, прежде всего
бихевиористские концепции, составляют методологическую основу теорий мотивации. Психоанализ используется для
оценки кадров в процессе тестирования. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения:
лидерства, сплоченности, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения
используется для налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей межличностных коммуникаций.
Психология труда дает сведения о психической составляющей трудовой деятельности. Выводы различных отраслей
психологического знания учитываются в процессе образовательной и воспитательной работы.
3. Социологические концепции. Их влияние на управление персоналом разнообразно. Оно проявляется прежде всего в
теориях групп и организаций. Хотя эти теории выходят за рамки социологии, однако социология групп и организаций
(организационная социология) прямо связана с управлением персоналом. Она раскрывает многие закономерности
групповой деятельности, в частности обосновывает оптимальные варианты координации действий персонала в условиях
непрерывно меняющейся внешней для организации среды. Организационная социология исследует влияние формальных
аспектов организации (институциональной структуры, норм, каналов коммуникаций и т.п.) на поведение человека, в
том числе на управление им. Широкое применение в менеджменте персонала находят методы эмпирической социологии:
наблюдения, опросы, интервью, социометрический метод и т.д.
4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и
прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю
совокупность отношений работника с работодателем, непосредственным представителем которого выступает
администрация. Трудовое право и вырабатываемые на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения
определяют права и обязанности всех участников процесса управления персоналом: администрации, линейных
руководителей и кадровых служб, трудового коллектива и его органов, профсоюзов и некоторых других действующих
на предприятии объединений, а также отдельных работников. Социальное право определяет деятельность
руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав.
Перечень используемых менеджментом персонала наук и теорий можно было бы продолжить, включив в него и некоторые
политологические теории, анализирующие проблемы власти и управления на первичных уровнях социальной
организации, к которым принадлежит и такая организация, как предприятие.
Предмет менеджмента персонала в значительной мере совпадает с предметом конфликтологии, точнее ее разделов,
относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и
организацией, между сотрудниками, в том числе руководителями, между различными подразделениями организаций. При
этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие же полагают,
что идеальная организация должна стремиться к гармонии.
С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде: эргономика, физиология труда, психология труда,
социология труда, технология труда, педагогика труда, медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая
способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др.
Столь сложное междисциплинарное содержание менеджмента персонала объясняется богатством сторон, аспектов
человека, влияющих на его поведение в организации (на предприятии). Комплексность, синкретичность управления
персоналом никак не отрицает специфичности и самостоятельного, конечно, в определенных пределах, характера этой
науки. Все данные других наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом зрения обеспечения организации
оптимальным количеством и качеством работников и их использования в целях деловой и социальной эффективности.
Как и во многих других общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента персонала имеют вероятностный
характер и соотносимы с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными условиями деятельности организаций.
Общая формула управления персоналом означает, что характеризующая успех этого рода деятельности деловая и
социальная эффективность находится в функциональной зависимости от выбранного варианта управленческих действий
и ситуации, в которой находится предприятие.
Наука «Менеджмент персонала» выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции:
во-первых, идеальное конструирование этой практики, разработка теории, стратегии, техники, способов и средств
управления персоналом; во-вторых, рационализация, глубокое критическое осмысление практического управления
людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности; в-третьих,
преобразование, побуждение руководителей к изменению моделей, техники, стиля, способов и средств руководства
сотрудниками на основе альтернатив, предлагаемых наукой.
Как отмечают уже упоминавшиеся американские авторы Г. Штраус, Р. Миллс и др., для практиков-менеджеров
управление персоналом (организационное поведение — ОП) может предложить три вида услуг:
1) на основе исследуемых в рамках науки управления персоналом связей между разными организационными явлениями
можно разработать и протестировать различные теории или модели в области управления персоналом.
Протестированные теории, в свою очередь, могут помочь практику понять последствия его поступков, объясняя ему:
«Если Вы сделаете X, то скорее всего получите Y»;
2) систематически изучая поступки (как в реальных, так и в лабораторных, условных организациях), наука
управления персоналом может предложить практику более широкое разнообразие возможных вариантов поведения, чем
он мог использовать раньше. Объединенный с хорошей теорией, расширенный репертуар управленческого поведения
увеличивает количество альтернатив для действий;
3) с помощью увеличения количества возможных альтернатив поведения, важнейшие последствия которых можно научно
предвидеть, исследования в рамках науки управления персоналом помогают менеджеру-практику проследить эволюцию
своих будущих поступков и их возможные последствия. Это повышает вероятность нахождения оптимального варианта
поведения «.
Отражением возрастания значимости функций управления персоналом для эффективности организационной деятельности
является бурный рост соответствующей науки в странах Запада в последние десятилетия. Наука и учебная дисциплина
« Менеджмент персонала « постепенно находит свое признание и в России. В СССР управление персоналом не
выделялось в отдельную науку и специально не преподавалось. Однако ряд разделов этой науки разрабатывался в
рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и организации производства, а также педагогики,
социологии и психологии. Исследованиями производственных коллективов, трудовых отношений, условий эффективности
руководства и других проблем, относящихся к управлению персоналом, занимался у нас целый ряд
научно-исследовательских институтов и других учреждений. По ряду направлений, например в области коллективных
форм организации труда, социального планирования и др., были получены достаточно интересные результаты. Правда,
политизация производства, решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами, командно-административная
организация управления персоналом в целом, идеологическое и иное давление на ученых и ряд других факторов
ограничивают применимость прежних научных разработок в наши дни.
Несмотря на значительные особенности современной России: острейший экономический кризис, широкая криминализация
экономики и общества, специфическая производственная культура и т.п. — менеджмент персонала сравнительно быстро
получает в нашей стране признание и распространение. Как свидетельствует мировой опыт и современные российские
реалии, развитие менеджмента персонала как науки и его признание в качестве необходимого компонента высшего и
специального управленческого образования способны оказать значительное позитивное влияние на деятельность
предприятий рыночного сектора, государственных служб и общественных организаций, а также содействовать
гуманизации труда, превращению его в важнейшую сферу самореализации и развития личности.
Литература - А.В. Аграновский. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Монография. – М.: Издательство МГУ, 2005. – 128 с.
- Под редакцией А.Ф. Васильева, В.А. Потатурова. История России. – М.: Академический Проект, 2005. – 752 с.
- В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. Институциональная экономика. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
- Андрей Бродский. Ускользающая реальность. Биоразнообразие: его роль в поддержании жизни на Земле, закономерности формирования и разрушения. – М.: ДЕАН, 2012. – 172 с.
- П.В. Сокол. Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". – М.: Деловой двор, 2013. – 160 с.
- М.Е. Литвак. Секс в семье и на работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 480 с.
- З.В. Душкова, В.А. Нехамкин. Роль личности в истории: современный взгляд. – М.: Издательский Дом Душковой, 2011. – 160 с.
- В.Н. Хитрово. Статьи о Святой Земле. Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. – М.: Издательство Олега Абышко, 2011. – 464 с.
- Андрей Павлов. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах Лаврских. – М.: Типография А. Бородина и Комп., 1842. – 162 с.
- К.В. Шевелев. Ориентация в пространстве и на плоскости. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2015. – 16 с.
- В.В. Колбанов. Ретроспектива. – М.: Нестор-История, 2013. – 232 с.
- О.В.Семячкина-Глушковская, Т.Г.Анищенко und И.А.Семячкин-Глушковский. Роль стресса в развитии артериальной гипертензии. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 220 с.
- Молодцов В. Блокфлейта соло и в ансамбле. Школа на материале старинной музыки. Комплект из 4-х тетрадей. Для уча. – М.: , 2016. – с.
- А.В. Путилов, А.Г. Воробьев, М.Н. Стриханов. Инновационная деятельность в атомной отрасли (на примере стратегии развития ядерных топливных циклов, включая инновационные). Книга 1. Основные принципы инновационной политики. – М.: Руда и металлы, 2010. – 184 с.
- А.В. Шубин. Махно и его время. О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 320 с.
- О.Кулаков, М.Сарычев, В.Маркочин. Альбом. Казаки в Гражданской войне на юге России. 1917-1920. – М.: Фауст, 2018. – 200 с.
- А.В. Шубин. Махно и его время. О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине. Выпуск №25. – М.: Editorial URSS, 2018. – 320 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|