Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Какова ситуация на рынке страховых услуг Страхование
Окончательные итоги 1999 года, которые стало возможным подвести только после майских собраний акционеров страховых компаний, и некоторые предварительные итоги первого полугодия 2000 года позволяют сделать вывод: рынок страховых услуг пока не приобрел цивилизованных очертаний. Страхование в собственном смысле этого слова развивается еще слишком медленно.
Проанализируем основные характеристики страхового рынка.
КОНЦЕНТРАЦИЯ УСЛУГ
В России продолжает усиливаться концентрация страховых операций. Все меньшее число страховых компаний собирает все большую долю премий. В 1998 году 100 крупнейших страховых организаций собирали в общей сложности более двух третей страховых премий, а в 1999 году - уже более трех четвертей (в 2000 году - еще больше).
Сравнение доли 10 крупнейших компаний в национальной страховой премии по итогам 1998 и 1999 годов также свидетельствует о росте концентрации страховых операций. Почти по всем видам страхования крупнейшие фирмы расширили свою долю рынка.
В области страхования жизни и ответственности 10 крупнейших компаний фактически контролируют рынок, поскольку имеют долю, близкую к двум третям или даже превышающую это значение. Наиболее сильна концентрация на сегментах обязательного страхования и личного страхования (см. таблицу).
Если оценивать концентрацию не относительно юридических лиц, а относительно фактически существующих страховых групп, она окажется еще выше. Сформировавшиеся за последние несколько лет страховые группы сосредоточивают значительную часть совокупных накопленных активов страховых компаний и собираемых страховых премий.
Например, 4 крупнейшие страховые группы (в том числе система «Росгосстраха») контролируют примерно 50% активов 200 страховых компаний, информация о которых оказалась в распоряжении экспертов нашего центра.
СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ
Больше всего премий в 1999 году компании собрали по страхованию жизни. Такая же картина наблюдается во многих странах мира.
Однако сущность операций по страхованию жизни в России и в других государствах сильно отличается. Из более чем 35 млрд. рублей премии по страхованию жизни, собранной в России в прошлом году, не менее 80% занимает псевдострахование - услуга по минимизации налогов и других обязательных платежей.
Для осуществления псевдостраховых схем используются не только договоры страхования жизни. Специалистам известны случаи, когда и договоры страхования имущества того или иного предприятия заключались либо с целью выплаты зарплаты, либо с целью личного обогащения руководителей «страхователя».
В этом случае страховая компания выступает как контора по обналичиванию денег. Получая на свои счета безналичные средства якобы за услугу по страхованию имущества, предприятие большую часть средств возвращает псевдострахователю обратно в наличной форме.
Доля различных псевдостраховых схем по всем видам страхования, согласно оценкам ряда экспертов, приближается к 50% совокупной страховой премии. Впрочем, государство само несет ответственность за сложившуюся ситуацию.
Дело в том, что отечественное налоговое законодательство чрезвычайно репрессивно по отношению к клиентам страховых компаний. Практически во всех странах мира абсолютно нормальной признана практика, когда юридическое лицо относит на себестоимость своей продукции расходы на добровольное страхование в том объеме, который считает нужным.
В России же клиенты страховых организаций сейчас имеют право относить на себестоимость расходы на отдельные виды добровольного страхования в части, не превышающей 1% от объема выручки, а с 2001 года - не более 3%. Потребности значительного числа российских предприятий в страховых услугах не вписываются в этот лимит.
Клиенты страховых организаций остаются наиболее «пораженными в правах» в области налоговых льгот. Страховые услуги оказались практически единственными рыночными услугами, оплата которых за счет себестоимости ограничена таким низким лимитом. Например, расходы налогоплательщиков на рекламу, которые разрешено относить на себестоимость, были повышены до 3-5% от выручки.
Государство не создало никаких стимулов для того, чтобы граждане покупали страховые полисы и не предъявляли претензии к власти при наступлении тех или иных несчастных случаев. За исключением противопожарного страхования абсолютно все расходы на покупку страховых услуг осуществляются из чистых доходов граждан (после уплаты подоходного налога). Даже расходы на обязательное страхование пассажиров не уменьшают налогооблагаемую базу плательщика - физического лица.
Единственным видом страхования, где государство создало относительно благоприятный режим, является добровольное медицинское страхование. Особенность налогового режима для этого вида страхования - отнесение затрат предприятия-плательщика взносов на себестоимость, с одной стороны, и невключение страховых возмещений застрахованным в состав их налогооблагаемой базы в случае отсутствия выплат в денежной форме, с другой.
Таким образом, этот вид страхования оказывается наиболее выгодным как для предприятия, так и для сотрудника. Совокупные издержки страхователя ограничиваются только стоимостью услуги.
ДОХОДЫ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
В структуре доходов крупнейших по активам компаний второй год подряд увеличивается доля страховых взносов, которая по итогам 1999 года превысила 80%. При этом взносы по страхованию жизни росли более быстрыми темпами, чем премии по иным видам страхования. Доля страховых взносов в доходах несколько выше у средних и мелких компаний, чем у крупнейших, а у региональных выше, чем у московских.
У компаний «Столичное страховое общество», «Дженерал Резерв», «Наша Надежда», «Шексна-М» доля страховых взносов в доходах превышает 99%. В то же время у «Городской страховой компании» этот показатель не достигает 20%.
Любопытные метаморфозы произошли с таким видом доходов страховых компаний, как убытки, оплаченные перестраховщиками. В целом доля этого вида доходов сократилась, однако доля перестраховщиков в убытках по страхованию жизни выросла почти в 9 раз. Доля же перестраховщиков в убытках по другим видам страхования снизилась примерно в 2, 5 раза.
Среди 100 крупнейших компаний более четырех пятых выплат по страхованию жизни, оплаченных перестраховщиками, пришлось на компанию «РОСНО», которая отдала в перестрахование 80% премий по страхованию жизни (1, 8 млрд. рублей), получив назад в качестве доли перестраховщиков в выплатах более 0, 8 млрд. рублей.
Примерно половина совокупной суммы, полученной 100 крупнейшими компаниями от перестраховщиков не по страхованию жизни, а по другим видам страхования, пришлась на компании «Мегарусс» и «Ингосстрах». При этом доля доходов, полученных от перестраховщиков, превышает 25% совокупных доходов у компаний «Мегарусс», «Колорадо», «РОСНО-Центр». Доля в доходах статьи «доля перестраховщиков в убытках» у московских компаний в несколько раз выше, чем у региональных.
В структуре расходов 100 крупнейших страховщиков сократилась доля страховых выплат. Если доля выплат по страхованию жизни даже выросла примерно на 40%, то удельный вес выплат по другим видам страхования сократился почти в 2 раза.
У крупнейших компаний доля выплат в расходах ниже, чем у мелких и средних, а у московских почти в 2 раза выше, чем у региональных. При этом у компаний «Аквико», «Якорь», «Городская страхования компания», «Коместра-Центр» доля страховых выплат в расходах достигла или превысила 90%.
РОССИЙСКИЕ СТРАХОВЩИКИ НА ФОНЕ ДРУГИХ
Страховая отрасль уже второй год демонстрирует высокие темпы роста по сравнению с другими сегментами финансового рынка и российской экономики в целом. Однако на фоне страховых отраслей развитых и даже развивающихся стран отечественное страхование выглядит не слишком презентабельно.
Доля страховых премий, собранных российскими страховщиками, находится на уровне 0, 2% общемировых взносов, а взносы на душу населения в нашей стране примерно в 12 раз меньше, чем в Словении, которая лидирует по этому показателю среди бывших соцстран, и в 438 раз меньше, чем в Люксембурге, абсолютном мировом лидере в этой номинации.
Так что бум страхового рынка еще впереди. Как скоро он произойдет, во многом зависит от того, насколько успешно будет развиваться недавно начатая налоговая реформа.
Описание предмета: «Страхование»СТРАХОВАНИЕ — один из видов экономических отношений. Страхование - система мероприятий по созданию денежного
(страхового) фонда, из средств которого осуществляются возмещение ущерба и выплата денежных сумм в результате
стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий. Страхование предполагает наличие двух
сторон. Одной из них является специальная организация, которая создает и использует денежный фонд.
Другая сторона — страхователь, являющийся юридическим или физическим лицом и вносящий в данный фонд
установленные платежи. Отношения между страховщиком и страхователем складываются на основе договора (полиса).
Страхование бывает двух видов: добровольное и обязательное. Первый вид страхования инициируется самим
страхователем, второй — предписывается существующим в стране законодательством. Различают страхование
имущества, коммерческих рисков, жизни людей. Коммерческие страховые компании (организации) ставят своей целью
получение прибыли от страховых операций.
Страхование является важнейшим сектором экономики, обеспечивающим материальную защиту предпринимательской
деятельности и поддержание материального благосостояния населения. Содержание дисциплины «страхование» включает
в себя разделы о сущности и функциях страхования, об основах построения страховых тарифов, об особенностях
личного и имущественного страхования, о страховании ответственности и перестраховании, о финансовой
деятельности страховых компаний и организации страхового дела.
Литература - В.Ф. Карбовский. Краткосрочное инвестирование на рынке акций. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 128 с.
- Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 томах. Том I. Рынок культурных услуг: публика театра 90-х годов. – СПб.: Алетейя, 2002. – 640 с.
- Константин Бакшт. Построение бизнеса услуг с "нуля" до доминирования на рынке (аудиокнига MP3 на 2 CD). – М.: Студия АРДИС, 2013. – 0 с.
- Константин Бакшт. Построение бизнеса услуг. С "нуля" до доминирования на рынке. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 496 с.
- Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2006. – 680 с.
- А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. Формирование и развитие рынка страховых услуг. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
- Константин Бакшт. Построение бизнеса услуг. С "нуля" до доминирования на рынке. – СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
- Ю.В. Тишуков. Потребитель и рынок строительных услуг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 208 с.
- Ю.В. Тишуков. Потребитель на рынке туристических услуг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 272 с.
- Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг. – М.: Омега-Л, 2010. – 176 с.
- Н.П. Кетова, Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг. Маркетинговый подход. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 288 с.
- Елена Макринова und Светлана Трунова. Стратегическое управление на рынке рекламных услуг. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 176 с.
- Фларит Исламов. Социально-экономические аспекты развития рынка страховых услуг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 160 с.
- Сергей Константинович Волков. Управление продуктом на рынке туристских услуг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 184 с.
- Юлия Кикичева. Интеграция на страховом рынке в условиях экономического кризиса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 212 с.
- ИльинаЕ.В., РомановаА.И., МироноваМ.Д. и др. Трансформация капитала на рынке информ.услуг: Моногр./Е.В.Ильина-М:НИЦ ИНФРА-М,2016-102-(Науч.мысль). – М.: , 2016. – с.
- Майкл Р.Соломон. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке. – М.: ДиаСофтЮП, 2003. – 784 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|