Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Западный и восточный подходы к созданию брэндов Основы рекламной деятельности
Финансово-экономический кризис двухлетней давности сыграл на руку отечественным производителям.
К середине 90-х годов первенствующее положение на рынке занимали марки товаров быстрого потребления (fast consuming goods, FCG) крупнейших иностранных корпораций, а раскрученных российских брендов было кот наплакал: «Довгань», «Вимм-Билль-Данн», «КампоМос» и классические советские торговые марки.
Но уже с 1998 года отечественный производитель поднял голову, чему способствовало несколько факторов. Во-первых, к концу 90-х российские потребители, пресытившись заграничными товарами, стали проявлять интерес к отечественной продукции.
Во-вторых, к этому времени и российские товары (прежде всего продукты питания, косметические средства, мебель и строительные материалы) стали вполне конкурентоспособными с зарубежными и по качеству, и по дизайну, но при этом были дешевле. Поэтому многие потребители, перешедшие во время кризиса на российскую продукцию, остались ей верны и в дальнейшем. Так что брошенный московским мэром клич «Покупайте отечественное!» пришелся как нельзя вовремя. Кстати, иностранные корпорации также подхватили новое веяние и начали создавать оригинальные российские бренды. Такие как, например, шоколадный батончик «Ш. О. К. «и сгущенное молоко «Мишутка» (компания Nestle), мятные конфеты Rondo и шоколадный батончик «Финт» (Mars), йогурт «Волшебный» и вафли «Причуда» (Danone), сигареты «Петр I» и «Русский стиль» (R. J. Reynolds) и т.д.
В-третьих, после кризиса значительно снизились расценки на телевизионную рекламу и на услуги рекламных агентств, что позволило российским компаниям со средними рекламными бюджетами проводить активные рекламные кампании своей продукции.
Получив такой карт-бланш, многие отечественные производители стали всерьез задумываться над созданием собственных брэндов. Ведь в отличие от торговой марки бренд - более «высокое» понятие. Бренд - это имидж товара, некие ассоциации, которые возникают у покупателя при упоминании марки товара.
ЧТО ТАКОЕ БРЕНД. ДВЕ ТРАДИЦИИ БРЕНДИНГА
По определению Филипа Котлера, автора всем известных «Основ маркетинга» и не менее известной книги «Маркетинговый менеджмент», бренд - это название, термин, символ или дизайн (либо комбинация всех этих понятий), обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя (либо группы производителей) и выделяющие его среди товаров и услуг других производителей.
В мире существуют две основные модели рекламного рынка и бренд-менеджмента: англо-американская (западная) и японская (азиатская). Рекламные коммуникации России в своем развитии более тяготеют к западной модели. Тем не менее явно наблюдаются и некоторые черты японской модели. В том числе и в брендинге.
ЗАПАДНЫЙ БРЕНД
В англо-американской рекламно-коммуникационной модели бренд - понятие почти священное. Это пошло еще с начала ХХ века, когда на Западе закрепилась теория «свободно стоящих брендов» (free standing brands). На практике это означало, что если компания выпускала несколько товаров или товарных линий, то они позиционировались абсолютно независимо и друг от друга, и от компании-производителя (название которой зачастую было даже незнакомо покупателю).
Именно незнанием этой азбучной истины западного маркетинга можно объяснить появление в самом начале 90-х годов в первых отчетах российских мониторинговых компаний в разделе «Крупнейшие рекламодатели» отдельной строкой таких «рекламодателей», как «Мыло Lux» или «Дезодорант Impulse» (бренды компании Unilеver) или Uncle Ben's (бренд компании Mars).
Создание нового бренда для западной компании является долгосрочной инвестицией. В первые годы это требует огромных вложений как в производство, так и в рекламу. Причем совсем не обязательно, что запуск нового бренда будет успешным. Лишь через несколько лет после привыкания покупателей к новому товару бренд начинает приносить прибыль.
Именно тогда он превращается в «дойную корову», которая приносит доход и позволяет компании запускать новые бренды.
Графически подход западных компаний и рекламных агентств к брендингу изображен на рисунке 1.
Рис. 1. Западный подход к брендингу
В западной модели существует несколько видов брендов.
Родственные бренды - это названия товаров, в которых есть имя компании-производителя. Например, компания Heinz производит «Томатный кетчуп Heinz», Wrigley - жевательную резинку Wrigley's Spearmint, Nestle - шоколад Nestle Classic.
Как вариант родственных брендов используется бренд-»зонтик». В этом случае часто делается упор на продвижение корпоративного бренда и закрепление его в сознании потребителя как гарантии качества. В рекламе продукции компании демонстрируется ее логотип. Так поступает, к примеру, Danone (независимо от того, рекламируется йогурт «Волшебный» или творожок Danissimo) или Schwarzkopf&Henkel Cosmetics (шампунь Schauma или краска для волос Palette). В начале 90-х в конце рекламных роликов разных товаров компании Procter&Gamble появлялся ее золотой логотип и титры: «Продукция компании P&G». Бренд-»зонтик» поддерживает продукцию компании, позволяя ей в то же время сохранять свою индивидуальность.
Индивидуальные бренды - самостоятельные названия товаров. Классический пример такого подхода к брендингу - компания Unilever. Все виды ее продукции имеют собственные наименования - маргарин Rama, чай Lipton, косметическая линия «Цветы России» и т.д., причем большинство потребителей даже не подозревают, что столь разнообразные товары принадлежат одной компании.
Некоторые компании называют брендами отдельные товарные линии. К примеру, компания Johnson&Johnson Health Care Products продает под маркой Johnson's Baby серию детских гигиенических товаров, а под маркой pH5. 5 - линию по уходу за волосами и кожей для взрослых.
Иногда производители таким образом разделяют аналогичную продукцию из разных ценовых категорий. В частности компания L'Oreal под одноименной маркой продает косметические средства, ориентированные на женщин, достигших в жизни успеха и придающих значение своему имиджу. А косметика под маркой Maybelline, также принадлежащая L'Oreal, позиционируется в более дешевой ценовой нише и рассчитана на молодых девушек.
Наибольшее число брендов насчитывается у так называемых «компаний, работающих с товарами быстрого потребления» (FCG companies). У транснациональных гигантов типа Procter&Gamble или Unilever их по нескольку десятков.
Рисунок 2. Структура потребительского бренда
В западном понимании бренд является самостоятельной «боевой единицей» со своими устоявшимися положительными качествами и кругом покупателей. Соответственно и рекламная кампания (особенно для производителей товаров быстрого потребления) может годами базироваться на одной теме: «Blend-a-Med - лучшей защиты от кариеса не существует», «M&M's - молочный шоколад, тает во рту, а не в руках».
Так, из года в год формируется лояльность покупателей к бренду, повышается уровень узнаваемости товара (brand awareness), позволяющий покупателю отличить товар под определенным брендом от многих других.
Ковбой Marlboro, придуманный в 1955 году классиком современной рекламы Лео Бернеттом, был признан журналом Advertising Age рекламным образом ХХ века. Столь высокую оценку Marlboro-мен заслужил по праву - мужественный герой изменил бытовавший в 50-е годы стереотип о сигаретах с фильтром как о «дамских штучках». С той поры сигареты Marlboro в красно-белой пачке стали атрибутом «настоящего мужчины».
При рекламе бренда первая задача агентства - создание его имиджа. Слово Tide (по-английски - «чистота») мало чем отличается от названия другого стирального порошка - «Лоск». Поэтому основной задачей становится построение образа этих названий, отличающего один товар от другого. Именно в способах создания имиджа и расходятся взгляды англо-американской и японской рекламных моделей.
ВОСТОЧНЫЙ БРЕНД
В Японии система работы с брендами совершенно другая. Исторически сложилось, что после активного развития рынка в 50-60-е годы, когда цена была основным фактором выбора товара, японские покупатели стали трепетно относиться к качеству продукции. А его гарантировали прежде всего крупные компании-производители, вкладывавшие деньги в научные разработки. Западная система брендов, когда покупатель зачастую не знал, какая компания произвела тот или иной товар, совершенно не подходила Японии 60-х, ведь качество для большинства японцев ассоциировалось с величиной компании. Так, в Японии сложилась своя уникальная система бренд-менеджмента.
Японские компании и рекламные агентства отказались от создания «свободно стоящих брендов» и ввели свою систему подбрендов (sub brands), которая изображена на рисунке 3.
Рис. 3. Японский подход к брендингу
Название компании (Sony, Panasonic), уже хорошо известное покупателю и гарантирующее качество товара, является как бы «зонтиком» для подбрендов, которые разделяют товарные линии (Sony Walkman - плееры, Sony Trinitron - телевизоры). Таким образом, изначально, исторически в Японии бренды несут для потребителей гораздо меньшую смысловую нагрузку, чем название компании. Соответственно японские компании гораздо чаще помещают корпоративный логотип в телевизионные ролики и печатную рекламу.
По исследованиям одного из крупнейших в мире японского рекламного агентства Dentsu, 82% рекламных роликов, демонстрируемых в прайм-тайм на японском телевидении, включают логотип компании-производителя. Доля компаний, размещающих свой логотип в печатной рекламе, еще выше - 83, 6%.
Основной ценностью для японских компаний является высокий корпоративный имидж, а не имидж отдельных брендов. Поэтому их отношение к брендам в корне отличается от западного.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДВУХ ПОДХОДОВ К БРЕНДИНГУ
На Западе бренды - это долгосрочные инвестиции, и по причине высоких капитальных вложений их запуск долго и тщательно просчитывается. В Японии же подбренды выполняют не более чем утилитарную функцию разделения товарных линий.
На Западе многие бренды живут десятки лет. И хотя свойства или состав самого товара могут за это время неоднократно меняться, для покупателя важно, что Tide, которому он привык доверять, стал еще лучше, а новые Pampers позволяют коже ребенка оставаться еще более сухой.
В Японии «жизнь» подбренда продолжается столько времени, сколько сам товар остается конкурентоспособным. Поскольку корпоративный бренд уже гарантирует качество, запуск подбренда стоит не столь дорого. Поэтому как только товар, а вместе с ним и подбренд устаревает либо начинает проигрывать в конкурентной борьбе, его заменяют на новый. При этом в качестве «дойной коровы» у японских компаний выступает имидж всей корпорации, что позволяет запускать подбренды с астрономической быстротой. Как это происходило в Японии в 80-е годы.
«Диверсифицированное, небольшое количество товаров - в соответствии с диверсифицированными потребностями покупателей» - таков был лозунг японских компаний. На практике это означало, что компании ради сохранения или увеличения доли своих товаров на рынке открывали сразу несколько товарных линий, выпускавших практически одну и ту же продукцию, хотя и с небольшими изменениями. Например, Sony выпускала не только обычный плеер, но и плеер с радиоприемником, а еще плеер с радиоприемником и двумя гнездами для наушников и, наконец, плеер с автореверсом. На самом деле все вышеперечисленные продукты были не более чем модификациями одного товара. Но в острейшей конкурентной борьбе японские компании, не жалея денег, превращали каждую новую модификацию товара в новую товарную линию.
Такое разнообразие вело к увеличению рекламных расходов (ведь каждую новую модификацию приходилось рекламировать отдельно). К 90-м годам ситуация зашла в тупик и в конце концов привела к фундаментальным изменениям в японском бренд-менеджменте.
КОНВЕРГЕНЦИЯ МОДЕЛЕЙ БРЕНДИНГА
Начало 90-х совпало с мировым экономическим кризисом, затронувшим и Японию, который привел к перестройке японской индустрии рекламных коммуникаций и наиболее ярко высветил различия между двумя моделями рекламного рынка. В то же время сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда происходит глобальное взаимодействие мировых коммуникаций, невозможно говорить о сохранении обеих этих моделей в «застывшем», первозданном виде. Они неизбежно оказывают друг на друга влияние, и черты каждой из них постепенно «перетекают» из одной в другую.
При этом влияние англо-американской модели оказалось более сильным, и японская модель уже практически не существует в чистом виде, «впитав» в себя западные традиции.
Крупные японские компании (особенно в сфере FCG), такие как КАО (японский аналог Procter&Gamble) или Shiseido, начали вводить систему свободно стоящих брендов. В условиях, когда в начале 90-х потребительский рынок Японии был перенасыщен, а массовый потребитель в связи с экономическим кризисом старался найти качественные товары по более низкой цене, это позволило компаниям начать выпуск новой, более дешевой продукции, сохраняя при этом имидж компании как производителя высококачественных дорогих товаров.
Даже крупный автомобильный концерн Toyota позиционирует совершенно независимо друг от друга марки автомобилей Toyota и Lexus.
В то же самое время такие европейские компании, как, например, Philips или Rowenta, проводят рекламные кампании своих товаров под слоганами с корпоративным брендом - «Philips - изменим жизнь к лучшему» или «Rowenta - радость в вашем доме». Так что сегодня, когда коммуникационное пространство настолько перенасыщено, в реальной ситуации границы становятся все более размытыми.
КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ БРЕНДА
У каждой из этих систем брендинга есть свои преимущества и недостатки, которые должна учитывать компания при выборе своей стратегии. Наиболее заметное преимущество западной системы свободно стоящих брендов - страхование от ошибок. Если на рынок выйдет некачественный или не до конца проверенный товар, это никак не отразится на продаже других брендов компании, так как в сознании покупателей они между собой никак не связаны.
Так, в 1994 году компания Unilever выпустила на европейский рынок стиральный порошок Persil, который, как сообщалось в рекламе, отстирывал любые вещи при температуре 40о. Конечно, новый порошок стал очень хорошо продаваться, ведь такая температура при стирке гарантирует, что вещи не будут садиться. Главный конкурент Unilever - компания Procter&Gamble - была в шоке. Но в скором времени выяснилось, что Unilever не завершил исследований химического состава нового порошка. При определенных обстоятельствах, взаимодействуя с обычной водопроводной водой (а не с дистиллированной, которая использовалась при проведении исследования), порошок мог практически уничтожить некоторые виды синтетических тканей.
Обрадовавшись, Procter&Gamble развернул масштабную кампанию, информируя общественность о «проколе» конкурента. Unilever, признав ошибку, был вынужден отозвать и уничтожить все уже выпущенные партии порошка, а также возместить материальный ущерб пострадавшим покупателям. Но на продаже других брендов компании провал Persil никак не отразился. Случись подобное в Японии, репутация компании была бы уничтожена навсегда.
С другой стороны, японская система работы с брендами позволяет компаниям более эффективно бороться с конкурентами, и под прикрытием солидной «крыши» - «корпоративного» бренда - быстрее и дешевле выводить на рынок новые товары.
Так поступает, например, лидер российского пивного рынка петербургский пивоваренный завод «Балтика». Несмотря на то что контрольный пакет акций завода принадлежит скандинавской компании Baltic Beverages Holding, «Балтика» позиционируется как российский бренд. Активная рекламная кампания в середине 90-х «корпоративного» бренда и качественная продукция завоевали доверие потребителя и к концу десятилетия вывели завод в лидеры рынка. Сорта производимого «Балтикой» пива носят одноименное название и различаются только порядковым номером, что позволяет заводу запускать на рынок новинки без особых рекламных затрат.
Но за короткий срок создать имидж солидного «корпоративного» бренда не так-то просто, ведь история признанных в мире и японских, и европейских компаний насчитывает не одно десятилетие. Поэтому попытки быстрой «раскрутки» бренда по японской системе могут так же быстро привести к провалу. Как это произошло с торговой маркой «Довгань».
Напомним: торговая марка «Довгань» появилась в середине декабря 1995 года. Первой продукцией, вышедшей под этой маркой, стала водка «Довгань Хлебная». В это время на российском рынке было засилье подпольной некачественной водки, так что слоган рекламной кампании новой водки «Довгань - защищенное качество» попал «в десятку». В течение 1995 года велась интенсивная телевизионная рекламная кампания водки, пока в 1996 году ее не сняли с эфира за нарушение Закона «О рекламе». В это же время Владимир Довгань начал продавать под своим именем разнообразные продукты питания. И чем большее количество товаров выходило под его «корпоративным» брендом, тем хуже шли его дела.
Так как компании не удалось поддерживать высокое качество всей продукции, то потребители перестали ей доверять. Таким образом доверие потерял и наиболее успешный довганевский продукт - водка. Бренд, державшийся в основном за счет масштабной рекламной поддержки, оказался «дутым».
Описание предмета: «Основы рекламной деятельности»Термин «реклама» происходит от латинского слова «reklamare» – «громко кричать» или «извещать» (в Древнем Риме и
Греции объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления
народа)[Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М.: Маркетинг,
2001. - С. 8].
Рекламную деятельность осуществляют рекламные агентства. Рекламное агентство представляет собой независимую
фирму, специализирующуюся на выполнении рекламных функций: проведении рекламных исследований, разработке планов
рекламной деятельности, разработке и проведении рекламных кампаний, в т.ч. подготовке рекламных обращений,
производстве рекламоносителей, размещении рекламных обращений и т. п.[Ромат Е. В. Реклама в системе маркетинга.
Харьков: Студцентр, 1995. – С. 158]. Рекламное агентство делает все это от имени своих клиентов-рекламодателей
и за их счет. Оно имеет перед рекламодателями финансовые, юридические и морально-этические обязательства.
При этом агентство может полностью самостоятельно выполнить все указанные виды работы, но может и пригласить
субподрядчиков. В некоторых случаях отдельные рекламные агентства выступают как первичные рекламные агентства,
поскольку эти агентства непосредственно (то есть первыми среди всех остальных субъектов рекламного рынка)
контактируют с рекламодателями, а прочие субъекты работают с рекламодателями уже через них.
Агентства классифицируются [Старобинский Э. Е. Самоучитель по рекламе. М.: Винити. – С. 107]:
По объему оказываемых услуг – с полным или ограниченным циклом услуг. К первой группе относятся рекламные
агентства, осуществляющие исследования, планирование, творческую деятельность, производство рекламной
продукции, а также услуги не рекламного характера: обеспечение паблик рилейшнз, разработка упаковки,
организация выставок-продаж и т.п.
По видам предлагаемых услуг – универсальные и специализированные.
По территориальному признаку – внутренние, региональные или международные.
В последние годы в рекламной практике имеется тенденция к большей специализации агентств. В результате,
возникают агентства, занимающиеся размещением рекламы в газетах (иногда даже в четко определенном их перечне)
или определенных телеканалах. Некоторые агентства специализируются на конкретном виде рекламной продукции
(например, фирма, специализирующаяся на рекламе на фасадах высотных домов).
Большинство агентств полного сервиса предлагает выполнение определенных функций специалистами агентства. Более
мелкие агентства предлагают те же основные функции, но используют меньше сотрудников, специализация которых не
столь глубока.
Литература - А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, М.И. Кныш, М.К. Старовойтов. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. – М.: АНО "ИПЭВ", 2011. – 304 с.
- А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Практикум по информатике. – М.: Академия, 2009. – 608 с.
- О.А. Акципетров, И.М. Баранова, К.Н. Евтюхов. Нелинейная оптика кремния и кремниевых наноструктур. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012. – 544 с.
- Н.И. Стуклов, В.К. Альпидовский, П.П. Огурцов. Анемии. Клиника, диагностика и лечение. Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2013. – 264 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 272 с.
- Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Французский язык. Тесты. Начальный и продвинутый этапы. – М.: Издательство Московской ассоциации лингвистов практиков МАЛП, 1995. – 80 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. Базовый уровень. – М.: ДРОФА, 2016. – 96 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, Н.А. Спичко. Английский язык. 11 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова, Н. А. Спичко. – М.: ДРОФА, 2016. – 240 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, Н.А. Спичко. Английский язык. 9 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 256 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 7 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 288 с.
- Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К.Билсборо, С.Билсборо. Английский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Макбет. – М.: Русское слово - учебник, 2017. – 136 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: ДРОФА, 2018. – 200 с.
- Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К.Билсборо, С.Билсборо. Английский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Макбет. – М.: Русское слово - учебник, 2017. – 136 с.
- Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К.Билсборо, С.Билсборо. Английский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Макбет. – М.: Русское слово - учебник, 2018. – 136 с.
- Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К.Билсборо. Английский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, К. Макбет. – М.: Русское слово, 2018. – 136 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 7 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2017. – 288 с.
- О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 7 класс. Лексико-грамматический практикум к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2017. – 144 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|