Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Как наладить бюджетный процесс

Бюджетный процесс

По словам Джохена Циммермана из Лондонской школы бизнеса, бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов. Бюджет используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх».

В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать свою деятельность при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и знает долгосрочные цели компании. В этом смысле весьма полезно бюджетирование по принципу «сверху вниз».

В процессе контроля бюджет может быть очень эффективен в качестве инструмента, позволяющего задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров, анализировать эффективность работы и качество планирования (в частности на основе анализа отклонений).

ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТ

Бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания заданного при планировании периода. В классическом варианте процесс подготовки обобщенного бюджета состоит из следующих основных этапов:

1) составление бюджета продаж;

2) составление бюджета производства, включая его обеспечение;

3) составление бюджета административных расходов;

4) составление инвестиционного бюджета;

5) составление собственно финансового бюджета;

6) составление прогноза финансовых отчетов.

На практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, по мере того как бюджет компании уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных структур или подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками или реальными возможностями и потребностями исполнителей.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БЮДЖЕТОВ

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т. п.

К двум основным, «идеологически» различающимся типам бюджета эксперты относят бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз».

Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц.

Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

Этот вид бюджетирования широко распространен в России как из-за неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и по причине нежелания руководства заниматься планированием (к сожалению, для большой части отечественных топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином).

Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

Бюджетирование «сверху вниз», по моему убеждению, является предпочтительным. Однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов - вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets). В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Естественно, в России сейчас достоверность трех-, пяти- и уж тем более десятилетних бюджетов будет, мягко говоря, невысокой.

По разным оценкам, «горизонт прогнозирования» в нашей стране сейчас составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.

Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы «прокатывается» вперед еще на один период. Приведенный на следующей странице рисунок иллюстрирует данный процесс.

Причем краткосрочный бюджет, как правило, несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном является средством планирования.

Постатейные бюджеты (Line-item budgets). Они предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. То есть если тому или иному отделу запланировано потратить не более 5 тыс. долларов на рекламу, то больше ему не дадут, даже если подразделение сэкономило на командировках 15 тыс. долларов.

В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.

В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.

Бюджеты с временным периодом (Lapsing budgets). Термин «бюджет с временным периодом» означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, так как позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.

К недостаткам данного метода бюджетирования эксперты относят неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить различными способами остаток средств, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

Гибкие и статичные бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т. п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая количество охраны и гонорары артистов поставлены в зависимость от числа проданных билетов.

Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем (Incremental & Zero-Base budgets). Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основной из которых - опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.

ВКЛАД ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Для эффективного бюджетирования чрезвычайно важным является вклад менеджеров нижнего уровня и исполнителей. Во многих компаниях вводятся ограничения максимальных затрат на проект или отдельный вид расходов, которые не могут быть утверждены без тщательного анализа и визы финансового специалиста или финансового директора. Однако число финансовых специалистов ограничено, а время финансового директора зачастую вообще на вес золота.

И потом, представим себе ситуацию: некая компания устанавливает требование наличия визы на все траты в размере более 5 тыс. В то же время в ее деятельности наверняка существует много «мелких» расходов и инвестиций, которые именно в силу их незначительности не только не утверждаются, но даже не анализируются на предмет целесообразности.

Суммарный вес таких затрат может достигать 40-50% всех затрат фирмы. В этом случае даже при самом тщательном подходе к анализу тех затрат, которые попадают в поле зрения финансовых специалистов, должная эффективность использования капитала компании не гарантирована.

И именно поэтому необходимо максимально поддерживать хотя бы элементарный уровень финансовой подготовки менеджеров нижнего и среднего звена, одновременно развивая в них понимание важности бюджетного процесса и доверие к нему, ведь типичному «производственнику» или «продавцу» зачастую тяжело понять, почему он должен тратить до 20% своего рабочего времени на финансовое планирование.


Описание предмета: «Бюджетный процесс»

Бюджетный процесс- это регламентированный нормами процесс бюджетного права, деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составление и утверждение отчета о его исполнении. Деятельность государства от начала составления бюджета до утверждения отчета длится около 3 лет. этот срок называется бюджетным циклом. и делится на несколько стадий: стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы: единая бюджетная система РФ. 2. Распределение доходов и расходов между другими бюджетными системами.

3. Самостоятельность бюджетов. 4. Полнота доходов и расходов бюджета. 5. Сбалансированность бюджета. 6.

Эффективность использования бюджетных средств. 7. Общественное покрытие расходов бюджета. 8. публичность и гласность. 9. Достоверность бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11. Ежегодность бюджета. 12. Принципы специализации показателей бюджета Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

Литература

  1. Н.Г. Сычев, В.В. Ильин, А.В. Крикунов, В.Г. Ермилов. Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.
  2. Н.И. Ляхова, И.А. Понкратова, Н.В. Полищук. Управление бюджетным процессом муниципального образования. – М.: ООО "ТНТ", 2012. – 172 с.
  3. Организация бюджетного процесса. – М.: КноРус, 2010. – 184 с.
  4. Антон Шириков. Анатомия бездействия. Политические институты и конфликты в бюджетном процессе регионов России. – СпБ.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. – 276 с.
  5. Организация бюджетного процесса. Учебник. – М.: КноРус, 2015. – 178 с.
  6. Р.В.Колесов. Совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 284 с.
  7. Юрий Зайцев. Анализ эффективности управления бюджетными процессами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 96 с.
  8. Екатерина Евплова. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 60 с.
  9. Сергей Костяев. Лоббизм в бюджетном процессе США. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 296 с.
  10. Мария Соломко. Бюджетный процесс на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 256 с.
  11. Регина Шамсутдинова. Читатель как категория межлитературного процесса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 248 с.
  12. Е.Н. Степанов. Менеджмент как эффективное управление процессом воспитания. Калейдоскоп форм и способов эффективного управления воспитательным процессом в электронном приложении (+ CD). – М.: Учитель, 2016. – 156 с.
  13. М.М. Панов. Постановка системы бюджетного управления, или Три координаты бизнеса: БДР, БДДС, ББЛ. – М.: Инфра-М, 2015. – 304 с.
  14. А.Г.Гуринович. Правовое регулирование бюджетного процесса. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 269 с.
  15. Виталий Гущин. FMCG. Как наладить бизнес-процессы, обойти конкурентов, встроиться в матрицу и закрепиться на полке. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с.
  16. FMCG. Как наладить бизнес-процессы, обойти конкурентов, встроиться в матрицу и закрепиться на полке. – М.: , . –  с.
  17. Евгения Королёва, Александр Кичаев, Арик Татонов, Татьяна Татонова. Похорони своего бывшего. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Ролевой тип твоего мужчины. Как наладить отношения (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2018. – 624 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Бюджетный федерализм
Бюджетное право
Диплом
93 стр.
Полномочия участников бюджетного процесса по Бюджетному кодексу РФ
Бюджетное право
Реферат
19 стр.
Особенности планирования в современных условиях
Бюджетный процесс
Курсовая работа
27 стр.
Применение современных методов эффективного управления конфликтами в организации
Бюджетный процесс
Диплом
89 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анна
Спасибо вам за диплом, вы мне очень помогли.