Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Толлинговые сделки в российском экспорте в Германию Международные экономические отношения
Введение
Глубокие экономические и политические изменения, которые произошли на рубеже 80-90-х годов в Европе, во многом определили дальнейшее развитие всего мирового хозяйства. Объединение Германии, ставшее возможным в результате распада социалистического лагеря, а затем и СССР, в известной степени ускорило европейские интеграционные процессы и практически окончательно определило европейского лидера, которым и стала Германия.
В результате этого события коренным образом изменилась ее роль не только в Европе, но и в мире в целом, а следовательно, произошли изменения во взаимоотношениях со странами - партнерами, в том числе и с Российской Федерацией.
По ряду причин - исторических, географических, политических и экономических - Германия занимает особое положение во внешнеэкономических связях России, являясь ее крупнейшим внешнеторговым партнером. В свою очередь экономические и политические интересы России обуславливают ее заинтересованность в определении взаимовыгодной основы сотрудничества с Германией .
Целью данной дипломной работы является исследование особенностей российско-германских торгово-экономических отношений.
Важное значение придается изучению проблемы современного состояния и тенденций развития российско-германских торгово-экономических отношений и влияния на них лидирующей роли Германии в ЕС, а также динамики и перспектив развития российско-германской внешней торговли, проблем германских инвестиций в российскую экономику.
Отдельной главой рассматриваются торгово-экономические отношения Германии с Республикой Татарстан, субъектом Российской Федерации. Упор был сделан на внешнюю торговлю, т.к. именно эта форма МЭО является наиболее развитой и динамично развивающейся. Кроме того, была сделана попытка проанализировать вопросы германских инвестиций в экономике республики.Заключение
В настоящее время Германия прочно занимает лидирующие позиции во внешнеэкономических связях России, что обусловлено не только современными реалиями, но и общим историческим фоном российско-германских отношений.
Структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не очень способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых 'ниш' на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись и без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.
Состояние дел в отраслях, производящих готовую продукцию, и в первую очередь в российском машиностроении, не позволит в ближайшее время кардинально изменить номенклатуру предлагаемых на экспорт готовых товаров и многократно увеличить экспортный потенциал российской индустрии. Основой для роста объемов поставок из России в Германию будут по-прежнему оставаться товары топливно-сырьевой группы, импортные потребности Германии в которых существенно возрастут в условиях динамичного подъема ее экономики. Однако для большей эффективности экспорта необходима более глубокая степень обработки этих товаров. Наряду с энергоносителями имеются также благоприятные возможности увеличения российских поставок изделий черной и цветной металлургии, отдельных видов сырья и материалов для химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей.
В настоящее время набирает темпы процесс структурной перестройки немецкой промышленности как в новых, так и в старых землях с целью достижения наивысшего мирового уровня в ряде отраслей. Имеются в виду прежде всего области высоких технологий. Учитывая это, соответствующие российские предприятия могли бы в ближайшее время существенно увеличить объемы реализации на немецком рынке лицензий, патентов, ноу-хау, в т.ч. разработанных в сфере ВПК по конверсионным программам.
От развития российско-германских отношений зависит не только положение на европейском континенте, но и общий 'климат' в мире. С точки зрения геостратегической и экономической на сегодняшний день Германия объективно является преимущественным партнером России на европейском континенте, да и в мире в целом. Они дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Поэтому, не трудно будет предположить, что Германия будет заинтересована иметь дело со стабильным партнером, который с одной стороны представляет собой неограниченный рынок, а с другой - очень нуждается в иностранных инвестициях.
Анализ практики применения толлинговых схем предприятиями Германии, которые на данный момент осуществляют в ЕС большую часть (около 70%) всех толлинговых сделок с восточно-европейскими реформируемыми странами, является очень интересным, так как позволяет помимо динамики выявить приоритетные для заключения толлинговых контрактов с германскими фирмами области промышленности, а также страны - потенциальные конкуренты России в данной области, с тем чтобы выработать ряд мер для увеличения доли России в общем объёме толлинговых сделок, осуществляемых Германией.
Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после переработки за границей и их часть в общем импорте
Как видно из табл. 1 и рис. 1, стоимость ввозимых в Германию по толлинговым контрактам переработанных товаров выросла с 0, 7 млрд. нем. марок (DМ) в 1969 г. до 13, 7 млрд. ДМ в 1996 г., тем самым в течение 28 лет возросла более чем в 19 раз.
Доля импорта по толлинговым схемам в общем импорте увеличилась с 0, 7% до 2, 0%. Таким образом, несмотря на возросший стоимостной объём толлинговых сделок, их доля в немецкой внешней торговле всё ещё имеет сравнительно небольшое значение.
Структура ввоза товаров по толлинговым контрактам приведена в табл. 2 и на рис. 2.
Как видно из рис. 2, большая часть ввозимых Германией по толлинговым контрактам товаров предназначена для их переработки в готовые изделия: 97% переработанной продукции составляют готовые изделия. Сырьё и полуфабрикаты имеют для движения товаров по толлинговым схемам в Германии лишь очень малое значение. Большую часть всего немецкого импорта по толлинговым контрактам занимают текстиль и одежда (51%). За этим следует электротехническая продукция (23%) и автомобили (включая детали) (7%). Данные отрасли испытывают в настоящее время большое давление международной конкуренции и вынуждены организовывать трудоёмкие производственные процессы в других странах.
Таблица 1
Характеристика ввоза в Германию товаров по толлинговым контрактам
Ввоз в Германию по толлингу после переработки за границей
Ввоз в Германию по толлингу после переработки за границей
Год
в 1 000 ДМ
в %
Год
в 1 000 ДМ
в %
1969
699 658
0, 7
1983
3 722 038
1, 0
1970
909 706
0, 8
1984
4 283 535
1, 0
1971
1 176 898
1, 0
1985
4 555 951
1, 0
1972
1 464 667
1, 1
1986
4 572 687
1, 1
1973
1 762 044
1, 2
1987
4 697 697
1, 1
1974
2 150 255
1, 2
1988
5 502 964
1, 3
1975
2 389 965
1, 3
1989
5 721 708
1, 1
1976
2 594 043
1, 2
1990
6 878 629
1, 2
1977
2 352 382
1, 0
1991
9 234 470
1, 4
1978
2 189 965
0, 9
1992
9 642 226
1, 5
1979
2 621 692
0, 9
1993
10 131 739
1, 8
1980
2 937 416
0, 9
1994
12 036 227
2, 0
1981
2 849 810
0, 8
1995
12 748 238
1, 9
1982
2 867 136
0, 8
1996
13 744 334
2, 0
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Riehe 1
Рисунок 1. Динамика стоимости товаров, ввозимых в Германию по толлинговым контрактам
Таблица 2
Структура ввоза товаров в Германию по толлинговым схемам после переработки за границей по товарным группам в 1996 г.
Обозначение товара
Ввоз в Германию по толлингу после переработки (в 1 000 ДМ)
Пищевые продукты
109 678
Промышленная продукция, вкл.:
13 632 348
Сырьё
7 807
Полуфабрикаты
104 321
Готовые изделия, из них:
13 520 220
текстиль, одежда и тому подобное
7 133 968
электротехническая продукция
3 180 945
автомобили
977 968
конторские машины
260 895
деревянные изделия
218 781
обувь
207 217
Прочее
2 308
Всего
13 744 334
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1
Рисунок 2. Структура ввоза товаров в Германию по толлинговым контрактам в 1996 г.
Рис. 3, 4 показывают распределение толлинговых сделок Германии в 1996 г. по континентам и по европейским странам.
Рисунок 3. Страны-партнеры Германии по толлинговым контрактам
Рисунок 4. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1995 г. по европейским странам
В табл. 3 и на рис. 5 показано развитие импорта в Германию товаров после их переработки за границей с 1969 г. по 1996 г. по группам стран.
Таблица 3
Динамика ввоза в Германию товаров по толлинговым схемам после
их переработки за границей по группам стран
Годы
Европа
Африка
Америка
Азия
Австралия и Океания
Проч.
Всего
1969
661 198
1 735
25 862
9 475
1 388
-
699 658
1970
863 306
1 196
28 117
15 232
1 855
-
909 706
1971
1 125 863
790
28 236
19 531
2 478
-
1 176 898
1972
1 383 244
396
23 079
57 402
546
-
1 464 667
1973
1 652 432
160
40 203
68 603
646
-
1 762 044
1974
1 951 935
918
50 505
146 472
425
-
2 150 255
1975
2 188 752
2 101
44 898
153 810
404
-
2 389 965
1976
2 355 937
2 916
56 593
178 580
17
-
2 594 043
1977
2 062 226
4 966
73 175
212 010
5
-
2 352 382
1978
1 818 473
8 251
73 191
290 050
-
-
2 189 965
1979
2 066 660
17 082
90 067
447 883
-
-
2 621 692
1980
2 245 995
41 368
118 905
530 691
457
-
2 937 416
1981
2 073 174
27 904
152 670
596 041
21
-
2 849 810
1982
2 026 441
40 813
137 786
653 535
8 561
-
2 867 136
1983
2 721 580
43 766
189 667
755 958
12 067
-
3 722 038
1984
3 100 054
43 628
211 683
900 230
27 940
-
4 283 535
1985
3 462 506
47 562
170 407
874 283
1 193
-
4 555 951
1986
3 424 267
55 607
187 095
905 511
207
-
4 572 687
1987
3 552 864
71 597
173 286
899 894
56
-
4 697 697
1988
4 237 334
109 251
205 338
950 858
85
98
5 502 964
1989
4 025 212
116 347
323 460
1 256 106
502
81
5 721 708
1990
4 821 076
130 095
356 339
1 570 848
266
5
6 878 629
1991
6 107 775
170 300
1 071 247
1 883 576
1 531
41
9 234 470
1992
6 583 595
185 328
661 845
2 210 872
576
10
9 642 226
1993
7 233 898
251 623
541 327
2 101 592
2 451
848
10 131 739
1994
8 528 429
302 975
584 195
2 618 327
2 271
30
12 036 227
1995
8 652 650
350 456
686 945
3 055 251
2 853
83
12 748 238
1996
9 070 782
409 944
1 443 802
2 813 237
4 764
1 805
13 744 334
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1
Рисунок 5. Динамика ввоза в Германию товаролв по толлинговым срелкам в разрезе континентов
Как показывает рис. 5, на фоне общего роста ввоза в Германию товаров по толлинговым схемам, наибольшая их часть импортируется после переработки в европейских странах.
Таблица 4
Крупнейшие страны-партнёры Германии по толлинговым сделкам
(в которых осуществлялась переработка поставленного
Германией товара)
Годы
I
II
III
IV
V
1969
Австрия
Югославия
Швейцария
Великобритан.
Бельгия/Люкс.
185 875
151 983
91 479
36 115
29 838
1970
Австрия
Югославия
Швейцария
Великобритан.
Болгария
196 626
190 615
112 456
56 009
38 877
1971
Югославия
Австрия
Швейцария
Венгрия
Великобритан.
301 245
163 002
134 025
73 580
68 949
1972
Югославия
Австрия
Венгрия
Швейцария
Польша
449 014
195 899
125 372
120 540
100 803
1973
Югославия
Австрия
Венгрия
Швейцария
Польша
536 001
250 953
162 137
132 960
111 894
1974
Югославия
Австрия
Венгрия
Швейцария
Польша
622 658
282 415
205 391
190 864
135 625
1975
Югославия
Австрия
Венгрия
Швейцария
Польша
677 975
259 372
229 420
208 161
172 490
1976
Югославия
Австрия
Венгрия
Швейцария
Польша
663 613
347 699
274 952
253 103
189 868
1977
Югославия
Венгрия
Австрия
Польша
Швейцария
666 352
318 198
213 135
209 962
189 917
1978
Югославия
Венгрия
Польша
Испания
Румыния
682 438
345 586
203 580
184 788
160 505
1979
Югославия
Венгрия
Польша
Румыния
Испания
747 036
408 100
242 080
192 048
190 974
1980
Югославия
Венгрия
Испания
Польша
Румыния
689 962
439 696
423 782
233 980
149 309
1981
Югославия
Венгрия
Испания
Польша
Румыния
569 099
449 275
352 177
235 040
157 534
1982
Югославия
Венгрия
Испания
Польша
Румыния
594 054
437 643
242 296
223 800
194 258
1983
Испания
Югославия
Венгрия
Польша
Румыния
736 739
727 546
434 165
241 557
239 899
1984
Югославия
Испания
Венгрия
Румыния
Польша
902 883
773 091
434 689
372 823
282 451
1985
Югославия
Испания
Венгрия
Румыния
Польша
1 064 962
874 609
465 159
409 693
295 072
1986
Югославия
Испания
Венгрия
Румыния
Польша
1 184 821
740103
481 426
391 620
316 491
1987
Югославия
Испания
Венгрия
Румыния
Польша
1 228 951
699 034
505 495
424 815
376 988
1988
Югославия
Испания
Венгрия
Румыния
Польша
1 479 479
813 134
559 088
457 918
432 073
1989
Югославия
Венгрия
Польша
Румыния
Чехословакия
1 684 316
655 939
545 235
527 265
121 656
1990
бывш. Югослав
Польша
Венгрия
Румыния
Турция
1 955 955
887 011
760 951
504 128
192 009
1991
бывш. Югослав
Польша
Венгрия
Чехословакия
Румыния
2 075 003
1 312 760
1 029 841
550 998
470 095
1992
Польша
бывш. Югослав
Венгрия
Чехословакия
Румыния
1 640 488
1 514 427
1 150 603
995 395
534 839
1993
Польша
Венгрия
Чешск. респ.
Румыния
Словакия
1 987 307
1 079 336
1 021 717
619 153
569 611
1994
Польша
Чешская респ.
Венгрия
Румыния
Хорватия
2 402 573
1 407 831
1 147 931
792 933
499 135
1995
Польша
Чешская респ.
Венгрия
Румыния
Хорватия
2 515 482
1 568 920
1 027 694
832 733
459 433
1996
Польша
Чешская респ.
Венгрия
Румыния
Хорватия
2 538 698
1 714 056
1 046 126
1 006 874
411 885
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1
Как видно из табл. 4, до 1992 г. бывшая Югославия являлась значительнейшим партнёром Германии по толлинговым сделкам. Доля Югославии в 80-ые годы всегда была более 20% от общего ввоза по толлингу и достигла наивысшего значения в 1989 г. (29, 4%). Из-за политической ситуации доля Югославии в 1992 г. резко сократилась с 22, 5 % до 15, 7% и впоследствии уменьшалась. А в связи с последними событиями в бывшей Югославии логично предположить, что её доля ещё более снизится.
Крупным партнёром Германии по толлинговым сделкам была Испания, особенно с 1983 по 1988 гг. Но, достигнув наивысшего значения в 1985 г. - 875 млн. ДМ (что соответствовало почти 20 % тогдашнего общего импорта ФРГ по толлинговым схемам), - экспорт Испании в Германию по толлингу до 1996 г. снизился до 0, 488 млн. ДМ и стал, таким образом, практически незначительным.
Рассматриваемая здесь динамика ввоза товаров после их переработки в бывшей Югославии и Испании объясняет важную характеристику толлинговых сделок: их высокую гибкость и приспособляемость, позволяющую заказчику в сравнительно сжатые сроки менять места производства. Политическая нестабильность или изменение сравнительных региональных производственных затрат могут по этой причине очень быстро изменять за собой и положение с размещением заказов на переработку в регионе. Как показывает зарубежный опыт, толлинговые операции невероятно чувствительны к таким факторам. В настоящее время в Восточной Европе наблюдаются особо заметные изменения в сравнительных производственных затратах. В последние годы сравнительные преимущества переместились от Югославии, Австрии, Испании, Швейцарии в сторону Польши, Чехии и Румынии.
К концу 80-х гг. во всех восточноевропейских странах, за исключением Румынии, наблюдается рост толлинговых сделок с Германией. С 1992 г. Польша становится важнейшим партнёром Германии по толлингу (2, 5 млн. ДМ в 1996 г.). В последние годы за ней по значимости следуют Чехия (1, 7 млн. ДМ в 1996 г.), Венгрия (1 млн. ДМ в 1996 г.), Румыния (1 млн. ДМ в 1996 г.), Хорватия (0, 4 млн. ДМ в 1996 г.).
В области текстильной промышленности известно, что после вынужденного перевода заказов по переработке из Югославии в Польшу, Чехию и Словакию сейчас наблюдается их дальнейший перевод в Балтийские страны, а также другие страны бывшего Советского Союза (особенно в Украину). С другой стороны, за это время прежде всего немецкая швейная промышленность начала создавать в Польше и Чехии собственные производства по пошиву готового платья. Это означает, что простые кооперационные формы, требующие от немецкого заказчика сравнительно малых капитальных вложений, перерастают в более активное финансовое участие в форме прямых инвестиций. То есть после своей первой фазы толлинговые сделки приобретают новое качество. Это, без сомнения, говорит о позитивном развитии указанных восточноевропейских стран, т. к. объёмные прямые инвестиции, как правило, означают стабильность в выборе места производства на средне- и долгосрочный периоды.
Литература
1. Dieckheuer, G. und Langenfurth, M. (1995): Passive Lohnveredelung - Faktor des Wirtschaftswachstums in Osteuropa?, Institut fuer industriewirtschaftliche Forschung, Munster, Beitrag Nr. 208, 1995 - S. 2.
2. Doepfer, R. E. (1994): Bilanz der zoll-, praeferenz und aussenwirtschaftlichen Rahmenbedingungen der europaeischen Union fuer den bilateralen Handel mit Bekleidung und Maschen-Fertigwaren im Verhaeltnis zu den Laendern Mitteleuropas, Osteuropas und Zentralasiens, Stand 1994, 2. Auflage, Servatex, Stuttgart, 1994, S. 1
3. V. (1994c): Standortfrage kein Tabu mehr, in: Textil-Wirtschaft vom 26. Juli 1994, S. 168-169
4. Statisches Bundesamt, Wiesbaden - Zusammenfassende Uebersichten fuer den Aussenhandel, Fachserie 7, Reihe 1
В настоящее время экспортный потенциал российской экономики характеризуется существенными конкурентными преимуществами. Их грамотное использование могло бы позволить рассчитывать на усиление позиций страны в системе мирохозяйственных связей. Ведь помимо того, что Россия обладает крупными, зачастую имеющими мировое значение запасами минерально-сырьевых ресурсов, производственные мощности позволяют в ряде отраслей производить современную наукоёмкую продукцию, а рабочая сила обладает высоким уровнем квалификации при своей относительной дешевизне.
По этим причинам российский рынок привлекателен для иностранных фирм.
Учитывая, что на многих российских предприятиях большую часть всех необходимых денежных средств можно получить сейчас только от экспорта, важно не упускать возможности заключить экспортный контракт. Но, как показывает опыт, главным препятствием на пути развития сотрудничества с инофирмами, из-за которого российские заводы зачастую теряют экспортные заказы, является дефицит оборотных средств и, вследствие этого, трудности с закупкой исходного сырья и материалов.
Даже заключив с инофирмами контракты, российские предприятия не всегда оказываются в состоянии выполнить принятые на себя обязательства по срокам поставок из-за несвоевременной доставки сырья. Данная проблема является на самом деле очень существенной, так как со временем отпугивает иностранных покупателей и они размещают свои заказы в конечном счёте в других странах.
Таким образом, обеспеченность сырьём является ключом к успешному сотрудничеству российских экспортёров с зарубежными партнёрами.
Оптимальным решением этой проблемы явилось бы заключение так называемых толлинговых контрактов, при которых инофирмы сами приобретают в собственность сырьё, поставляют его российским перерабатывающим предприятиям и получают от них конечную продукцию на сумму стоимости сырья. Стоимость переработки оплачивается при этом частью приобретённых инофирмами материальных ресурсов, которые могут использоваться российскими перерабатывающими предприятиями в дальнейшем как под внутренние, так и под зарубежные заказы.
В Европейском Союзе в настоящее время большую часть (около 70%) всех толлинговых сделок с восточноевропейскими реформируемыми странами осуществляет Германия (1, стр. 2). По мнению немецких экспертов, эта доля в ближайшем будущем ещё увеличится, так как, во-первых, именно Германия испытывает из-за сравнительно высоких расходов на оплату труда большое давление международной конкуренции, а, во-вторых, Германия особо заинтересована в построении тесных политических и экономических отношений со странами Восточной Европы.
В связи с вышеизложенным большой интерес представляет собой определение потенциальных возможностей России по заключению толлинговых сделок с Германией.
Динамика заключения Германией толлинговых контрактов
на переработку товаров в России
В табл. 1 представлены статистические данные по ввозу в Германию товаров после их переработки в бывшем СССР/России за 30 лет.
Таблица 1.
Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки в бывшем СССР/России и их часть в общем импорте Германии по толлингу
Год
Ввоз по толлингу после переработки в бывшем СССР/России
Год
Ввоз по толлингу после переработки в бывшем СССР/России
в 1 000 DМ
в % от общего импорта Германии по толлингу
в 1 000 DМ
в % от общего импорта Германии по толлингу
1969
289
0, 041
1983
3 071
0, 083
1970
143
0, 016
1984
2 959
0, 069
1971
72
0, 006
1985
8 055
0, 177
1972
3
0, 0002
1986
5 864
0, 128
1973
684
0, 039
1987
4 707
0, 100
1974
133
0, 006
1988
8 020
0, 146
1975
749
0, 031
1989
11 152
0, 195
1976
3 984
0, 154
1990
16 394
0, 238
1977
3 680
0, 169
1991
37 368
0, 405
1978
2 851
0, 130
1992
43 844
0, 455
1979
1 864
0, 071
1993
128 464
1, 268
1980
2 736
0, 093
1994
190 333
1, 581
1981
3 309
0, 116
1995
202 473
1, 588
1982
1 325
0, 046
1996
199 851
1, 454
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Riehe 1
Данные до 1992 г. указаны по бывшему СССР, с 1992 г. - по России.
За период с 1969 г. по 1996 г. ввоз товаров в Германию после их переработки в бывшем СССР/России увеличился в стоимостном выражении в 691, 5 раза. Доля ввоза товаров после их переработки из бывшего СССР/России в общем импорте Германии по толлинговым схемам возросла за это время в 35, 5 раз.
Рисунок 1. Динамика ввоза в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки в бывшем СССР/России
Как ясно видно из рис. 1, особый рост толлинговых сделок между компаниями России и Германии наблюдается с 1993 г. Вместе с тем надо отметить, что максимальная их доля в общем импорте Германии переработанных за границей товаров за указанный период составила всего лишь 1, 588% (в 1995 г.) (см. табл. 1).
Учитывая, что стоимость ввозимых в Германию по толлинговым контрактам товаров составила в 1996 г. 13, 7 млрд. DM (3), необходимо предпринять меры для увеличения доли России в толлинговых сделках с Германией.
Для этого определим, каким странам Германия отдаёт предпочтение при размещении заказов на переработку и конкурентные преимущества этих стран.
Партнёры Германии по толлинговым сделкам
Рис. 2 и 3 показывают разделение немецкого экспорта по толлинговым схемам в 1996 г. по континентам: Африка, Америка, Азия и Европа, а также отдельно по европейским странам. Большую часть (66%) занимают поставки по толлинговым контрактам из Европы (включая бывшую Югославию и бывший Советский Союз). Среди них значительная часть (29%) приходится на Польшу, затем на бывшую Чехословакию и Венгрию. Доля России в 1996 г. в толлинговых сделках Германии с европейскими странами составила 2%. Заметна активность в осуществлении толлинговых сделок балтийских государств и Украины.
Таблица 2.
Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки за границей по группам стран
Место происхождения товара
Ввоз по толлингу после переработки
за границей (в 1 000 DМ)
Европа
9 070 782
Африка
409 944
Америка
1 443 802
Азия
2 813 237
Австралия и Океания
4 764
прочие
1 805
Всего
13 744 334
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1
Рисунок 2. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1996 г. по группам стран
Таблица 3.
Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки за границей по европейским странам
Место происхождения товара
Ввоз по толлингу
(в 1 000 DМ)
Место происхождения товара
Ввоз по толлингу
(в 1 000 DМ)
Турция
207 278
Болгария
202 905
Эстония
12 929
Украина
234 462
Литва
182 357
Белоруссия
106 770
Польша
2 538 698
Россия
199 851
Чехия
1 714 056
Словения
354 845
Словакия
352 522
Хорватия
411 885
Венгрия
1 046 126
Македония
149 989
Румыния
1 006 874
Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1
Рисунок 3. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1996 г. по европейским странам
Условия использования толлинговых схем
Основополагающим значением для осуществления толлинговых сделок является ощутимая разница в производственных затратах у заказчика, или размещающей заказ на переработку страны, с одной стороны, и исполнителя, или страны, принимающей толлинговый заказ, с другой стороны. Эта разница может определяться уже одними затратами на заработную плату, точнее, общими расходами на оплату труда (включая ещё и выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог). В производственных расходах могут играть важную роль и налоговая нагрузка или, например, сборы на охрану окружающей среды. Различия, обусловленные этими причинами, были бы основанием для применения толлинговых схем в международном бизнесе. То есть иностранное предприятие или определённая страна тогда рассматривается в качестве возможного партнёра-исполнителя по толлинговым сделкам, когда по важным товарным областям имеет преимущества по производственным затратам. И всё-таки одних только различий в затратах, как правило, недостаточно для осуществления толлинговых сделок. Дополнительно должны выполняться и другие экономические условия (2, стр. 171). К важнейшим из них относятся:
Заказчик должен иметь возможность разбить общий процесс изготовления определённого продукта на части и одну или несколько частей разместить в других регионах.
Внешнеторговое право в странах, в которых расположены заинтересованные в осуществлении толлинговой сделки предприятия, должно разрешать их проведение.
Страна, желающая осуществлять переработку, должна или уже иметь на своей территории предприятия с соответствующими производственными мощностями, готовые к кооперации, или же, предоставив права собственности, обеспечить быстрое создание таких производственных мощностей с помощью прямых инвестиций.
В стране-исполнителе должны быть достаточно высокая политическая стабильность и правовая защищённость, с одной стороны, гарантирующие беспрепятственный ввоз материалов, подлежащих переработке, а также вывоз полученной продукции и, с другой стороны, неприкосновенность права собственности иностранного заказчика на продукты во время реализации толлингового контракта.
В заинтересованных в заключении толлинговой сделки странах должны иметься современные средства коммуникации, пути сообщения и транспортные мощности.
Материал для переработки и изготовленная по толлингу продукция должны перевозиться сравнительно легко и недорого.
Оценка сравнительных преимуществ
стран-партнёров Германии по толлинговым сделкам
На сегодняшний день различия в расходах по заработной плате и связанные с ними сравнительные затратные преимущества заграницы для германских фирм, без сомнения, имеют особый вес. Поэтому рассмотрим этот экономический аспект подробно.
Таблица 4.
Средняя месячная заработная плата в товаропроизводящих отраслях на основе национальных валют
Страны
Нац. валюты
1980 г.
1985 г.
1990 г.
1991 г.
1992 г.
Болгария
левы
1
235
336
885
1770
Польша
1000 злот.
22, 6
1095
1795
2175
Румыния
леи
2824
3341
4650
15650
бывш. Чехословакия
кроны
3037
3450
4050
4530
Венгрия
форинты
5836
13450
17470
19670
Россия
рубли
211
311
580
3640
Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 11
В процессе реформ во всех странах Восточной Европы наблюдается рост зарплат на основе национальных валют (см. табл. 4). Так, средняя зарплата только за 1990 - 1992 гг. возросла в России, например, более чем в 10 раз, в Польше - почти в 2 раза и в бывшей Чехословакии - лишь в 1, 7 раз.
Таблица 5.
Средняя месячная заработная плата в товаропроизводящих отраслях на основе DМ
Страны
1980 г.
1985 г.
1990 г.
1991 г.
1992 г.
В сравнении
с ФРГ
(1992, в %)
Болгария
406
691
188
89
112
3, 1%
Польша
392
451
219
159
218
6, 1%
Румыния
323
480
267
230
125
3, 5%
бывш. Чехословакия
517
759
352
235
254
7, 1%
Венгрия
311
350
404
349
403
11, 2%
Россия
507
753
87
41
58
1, 6%
Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 11
Повышению номинальных зарплат во всех странах более или менее сопутствовал рост цен, и, таким образом, средние реальные доходы работников даже сильно понизились. Рост цен сопровождался также и обесцениванием валют этих стран. При этом важным показателем является покупательская способность. Учитывая это, при пересчёте средних зарплат в немецкие марки (DМ) возникает совсем другая картина, чем в табл. 4. Как показывают данные табл. 5, средние месячные зарплаты на основе DМ во всех восточноевропейских реформируемых странах, за исключением Венгрии, после политических перемен в 1990/1991 гг. в сравнении с 1980 г. или 1985 г. радикально снизились. За исключением Румынии в 1992 г. уже снова виден их небольшой рост.
Средняя месячная зарплата в товаропроизводящих отраслях ФРГ в 1992 г. составляла около 3575 DМ. Таким образом, месячная зарплата в Восточной Европе составляла от 1, 6% до 11, 2% от западногерманского уровня и наименьшей была именно в бывшем Советском Союзе. Учитывая общие расходы на оплату труда (включающие в себя, кроме непосредственно затрат на заработную плату, выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог), рис. 4 показывает, что наблюдается значительная разница между бывшим СССР и ФРГ, и в сравнении с другими восточноевропейскими реформируе-мыми государствами по этому признаку для заключения толлинговых сделок предпочтительнее всего для ФРГ была бы наша страна.
Таблица 6.
Расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях европейских стран в 1992 г. в DM
Страны
Среднемесячная зарплата
Платежи во внебюжетные фонды и подоходный налог
Итого
бывш. СССР
58
37
95
Болгария
112
61
173
Румыния
125
63
188
Польша
218
149
367
бывш. Чехословак.
254
147
401
Венгрия
403
259
662
Западная Германия
3575
3000
6575
Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 12
Рисунок 4. Расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях в 1992 г. в DM
C вводом системы социального страхования в Восточной Европе эти расходы, как правило, большей частью ложились на работодателя. Это привело к тому, что, как показывают данные табл. 6 и наглядно продемонстрировано на рис. 4, дополнительные расходы (выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог) оказались сравнительно высоки. Но, несмотря на это, общие расходы на оплату труда в Восточной Европе даже при сравнении с «Азиатскими тиграми» и южноевропейскими странами с низкой заработной платой крайне низки. В то время как расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях Западной Германии в 1992 г. составляли в среднем около 6575 DМ в месяц, высшее значение в Восточной Европе было лишь 662 DМ (Венгрия). В Португалии на них приходилось в 1992 г. около 1340 DМ, а в «Азиатских тиграх» - около 1300 DМ. Расходы на оплату труда в восточноевропейских странах составляли, таким образом, в 1992 г. менее 10% от расходов на труд в ФРГ. В Венгрии они были самыми высокими (10%), а в бывшем Советском Союзе - самыми низкими и были равны лишь 1, 4% от западного уровня. Сравнительные различия в общих расходах на оплату труда представлены на рис. 5.
Рисунок 5. Сравнение общих расходов на оплату труда в товаропроизводящих отраслях в 1992 г. (ФРГ = 100 %)
С точки зрения расходов на труд Россия без всякого сомнения является выгодным партнёром для германских толлинговых сделок. Близости и большей политической, экономической и правовой стабильности в Польше, Венгрии и Чехии уже сейчас противопоставляются более низкие расходы на труд в Болгарии, Румынии и прежде всего в бывшем Советском Союзе, и при определённых условиях можно было бы рассчитывать на размещение в России большего количества германских заказов на переработку.
Проблемы, мешающие инофирмам заключать толлинговые сделки
в России, и пути их решения
Учитывая вышеприведённый сравнительный анализ затратных преимуществ, благоприятствующих заключению толлинговых сделок с Германией, очевидно, что Россия далеко не полностью использует возможности заключения контрактов на переработку, и данная проблема подлежит тщательному изучению российскими ведомствами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, с тем чтобы увеличить в конечном счёте объёмы получаемых от германских фирм заказов на переработку.
Россия должна бороться за то, чтобы западные фирмы размещали заказы на территории России, а не других стран. Необходимо создавать все условия для привлечения иностранных заказчиков на наш рынок.
Ведь известно, что несмотря на дешёвую рабочую силу, цены на продукцию многих отраслей российской промышленности лишь незначительно меньше, а зачастую даже выше европейских и мировых. И чтобы заинтересовать инофирмы в размещении заказов на переработку в России, при которых они к тому же финансируют покупку исходного сырья, должны существовать определённые предпосылки, а именно: лёгкость оформления и проведения толлинговых контрактов и их гибкость, т. е. возможность быстро вносить коррективы в связи с возможными изменениями на рынке.
На сегодняшний день проведение толлинговых сделок в России сопряжено с огромными трудностями при их оформлении. Процесс подготовки документов и их рассмотрение в различных контролирующих организациях занимает так много времени и настолько сложен, что инофирмы, столкнувшись с этой процедурой раз, зачастую теряют к ним всякий интерес. Также и российские фирмы стараются их избегать, заключая простые контракты на покупку у инофирмы сырья и продажу ей изготовленной из него продукции, указывая в документах заниженные цены как на сырьё, так и на конечную продукцию.
Кроме того, при существующем положении на каждый артикул конечной продукции заключается отдельный толлинговый контракт. При этом таможенные органы на основе заключения экспертов устанавливают норму выхода компенсационного товара при каждой операции по переработке временно ввозимых товаров. Изучение таможней документов, представленных для получения лицензии, и принятие решения о её выдаче занимает на практике 1, 5-2 месяца. Около месяца длится и предшествующая этому экспертиза расходных коэффициентов.
Часто из-за чрезмерной длительности оформления сделки при изменении ситуации на рынке инофирме к моменту получения российским перерабатывающим предприятием лицензии на переработку ввозимого товара уже не требуется данный вид продукции. Внесение же в толлинговый контракт каких-либо, даже незначительных, изменений сопряжено с большими трудностями и длится слишком долго.
В связи с этим представляется целесообразным разрешить при оформлении толлинговой сделки указывать в контракте несколько артикулов продукции, которая может быть изготовлена из предоставляемого инофирмой сырья, и фиксировать расходный коэффициент для каждого из них. Это гарантировало бы инофирмам быструю реакцию на изменяющуюся конъюнктуру рынка, что в свою очередь способствовало бы притоку в Россию зарубежных заказов на переработку.
Представляется также важным и расширение использования так называемого внутреннего толлинга, при котором иностранными фирмами товары для их дальнейшей переработки закупались бы прямо на территории России. В данный момент внутренний толлинг разрешён только лишь в некоторых областях экономики.
Как показывает мировой опыт, использование внутреннего толлинга может даже послужить толчком для развития отраслей промышленности, производящих товары, используемые в качестве материальных ресурсов для дальнейшей переработки.
При этом перерабатывающие предприятия имеют возможность получать исходное сырьё от своих традиционных поставщиков, что является положительным аспектом и для инофирмы, и для российского изготовителя конечной продукции, так как во многих случаях решает проблему качества исходного сырья.
При применении внутреннего толлинга весь цикл производства конечной продукции осуществлялся бы в России, и помимо перерабатывающего предприятия загружались бы заказами и поставщики материальных ресурсов.
Так как применение толлинговых схем является очень многообещающим для российской экономики, поскольку позволило бы быстро загрузить простаивающие производственные мощности многих российских предприятий, хочется верить, что этому вопросу будет уделено должное внимание со стороны соответствующих российских ведомств.
Литература:
Dieckheuer, G. und Langenfurth, M. (1995): «Passive Lohnveredelung - Faktor des Wirtschaftswachstums in Osteuropa?», Institut fuer industriewirtschaftliche Forschung, Munster, Beitrag Nr. 208, 1995 - S. 2
Halbach, A. (1987): «Prinzipien der internationalen Lohnveredelung», in: Betribliche Kooperationen in den Entwicklungslaendern. Moeglichkeiten und Grenzen des Mittelstandes, Koenig, W.; Peters, J.; Ullrich, W. (Herg.), Tuebingen, 1987
Данные статистического управления Германии за 1969-1996 гг. - Statisches Bundesamt, Wiesbaden - Zusammenfassende Uebersichten fuer den Aussenhandel, Fachserie 7, Reihe 1
3. Германские инвестиции в экономике России.
3.1.Роль иностранного капитала в формировании
рыночной экономики России.
Россия, как любая страна, вступающая на путь радикальных рыночных преобразований, должна определить свою стратегию в отношении иностранного капитала. Практически все развитые и быстро развивающиеся страны, особенно в последние 40 лет, активно привлекали в экономику зарубежные инвестиции в форме частных прямых вложений и кредитного заимствования. Разумеется, каждая страна решает эту проблему по-своему. Для стран Восточной Европы и России, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, в поиске путей выхода из тяжелого экономического кризиса, вопрос об иностранных инвестициях является одним из критических. Дело не только и не столько в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат может служить критерием доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. В то же время использование иностранных инвестиций при развитии национальной экономики обеспечивает более быструю ее адаптацию к мирохозяйственной системе.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера. И тогда Россия будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.
Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последнее время было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширения экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать также положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров.
Иностранный капитал может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране. Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса - возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций органов государственного управления, степень и методы их вмешательства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.
В целом, условия привлечения иностранных инвестиций в России являются недостаточно привлекательными и тенденции в движении иностранных инвестиций в мире показывают, что Россия остается вне их основных потоков. В борьбе за малую долю общего объема инвестиционного капитала, поглощаемую промышленно развитыми странами Запада, России приходится сталкиваться с острейшей конкуренцией развивающихся стран, предоставляющих иностранным инвесторам более льготные политические и экономические условия для доходных вложений. Однако, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что существует ряд факторов, которые играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику. Это прежде всего:
1) богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, алмазы, лес, полиметаллы и др.);
2) квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
3) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
4) огромный внутренний рынок;
5) осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.
Для германских предпринимателей емкий российский рынок всегда привлекателен. Сейчас, когда в России складывается удобная для германских инвесторов нормативно-правовая база, необходимо вплотную заняться созданием механизма страхования и гарантий инвесторам, т.к. особенность ситуации в России заключается в том, что в государстве, которое является самым надежным участником рынка, нет государственных органов, способных выступить гарантами инвестиций. Рассматривая роль германских инвестиций, надо учитывать тот факт, что Германия в настоящее время является крупнейшим западным кредитором России. Официальные данные о капиталовложениях Германии в России не отражают истинного положения вещей и реального вклада Германии в российскую экономику, поскольку к началу экономических реформ немецкий капитал уже солидно обосновался в производственной сфере. По показателям оборота фирмы Германии занимают в России лидирующие позиции. Это означает, что уже осуществленные инвестиции ФРГ эффективно работают на российскую экономику.
3.2.Германский капитал и экономические интересы России.
Во взаимном сотрудничестве российско-германских отношений одно из важнейших мест занимает сфера капиталовложений. В силу объективных обстоятельств баланс взаимных инвестиций (прямых и портфельных) с большим перевесом складывается в пользу немецких компаний. Согласно данным Госкомстата России на 1 января 1998 года в РФ всего накоплено иностранных инвестиций в объеме 21,8 млрд. долл. и 19177,3 млрд. руб., в т.ч. прямых инвестиций - 9,95 млрд. долл. и 15726,75 млрд. руб. Доля же Германии выглядит следующим образом: объем накопленных инвестиций в экономику России составляет 2,53 млрд. долл. (11,6 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций).
В отличие от российского капитала в Германии, который является незначительным, немецкие компании и фирмы инвестировали значительные средства в российскую экономику. Однако, к 1993г. активность немецкой стороны в этой сфере ощутимо снизилась. Основными причинами снижения интересов германских компаний и фирм к капиталовложениям в российскую экономику являются следующие:
* многие потенциальные инвесторы вложили значительные средства в восточногерманские предприятия. В свою очередь Правительство Германии создало для этого все предпосылки, обеспечив благодаря различным льготным механизмам высокую доходность инвестиций в новых федеральных землях;
* существенные средства немецкие фирмы вложили в экономику Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, которые также создали весьма благоприятный климат для иностранных инвестиций;
* за последние годы в России инвестиционный климат не только не улучшился, а, наоборот, стал менее благоприятным;
* большинство крупнейших германских компаний уже осуществили свои первоначальные капиталовложения в экономику России, несмотря на существующие опасности и возможные убытки. В то же время для подавляющего большинства мелких и средних фирм выше перечисленные факторы являются достаточными для откладывания планов инвестирования в российскую экономику (при всей их многообещающей прибыльности) на будущее или вообще отказа от них.
Тема привлечения германских инвестиций в экономику России находит все большее звучание на международных экономических форумах. Так, в мае 1995 г. в Берлине прошла международная конференция, посвященная этой проблематике. Российские регионы предложили немецким партнёрам около 200 проектов инвестиционного сотрудничества. Проекты охватывают машинно-технический, топливно-энергетический и агротехнический комплексы. Основные инвестиции немецкие фирмы направляют в богатые сырьём регионы России, располагающие средствами или сырьевыми ресурсами по оплате инвестиций. Для Германии представляет интерес идея соединить богатые природные ресурсы России с возможностями Германии в области высоких технологий. Тем не менее, в целом доля иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе и немецких, незначительна. По данным Минэкономики России, общая их доля составляет около 2% от общего объема инвестиций в народное хозяйство. Наиболее привлекательными для потенциальных иностранных инвесторов моментами остаются по-прежнему весьма низкие издержки на сырьё, топливо, энергию, зарплату, а также высокая квалификация рабочей силы и специалистов и высокий спрос на самом российском рынке. Среди факторов риска и препятствий на пути германских инвестиций в российскую экономику надлежит отметить следующие наиболее существенные из них :
* инвесторы сталкиваются с большим количеством трудностей и проблем экономического, финансового, правового и политического характера на всех стадиях подготовки и реализации совместных инвестиционных проектов как по России в целом, так и в регионах;
* инвестиционный климат в России оценивается как неблагоприятный;
* законодательная база для иностранного инвестирования несовершенна и противоречива;
* не решены вопросы собственности на землю;
* идёт постоянный пересмотр рамочных условий инвестирования;
* действует ограничительная практика по отношению к деятельности иностранных банков в России;
* высокий уровень преступности и коррупции.
Помимо перечисленных выше общих препятствий на пути германских инвестиций в экономику РФ, существует целый ряд особенных, напрямую связанных с участием Германии в ЕС. Процесс углубления европейской интеграции и роль Германии в нем оказывают неблагоприятное воздействие на участие немецкого капитала в российской экономике. ЕС предоставляет Германии возможности участия в инвестиционных проектах со значительно меньшим уровнем риска, которым в большинстве случаев и отдается предпочтение. В случае форсированной интеграции в ЕС стран Центральной и Восточной Европы подобные возможности для немецкого капитала будут значительно расширены, вследствие чего ухудшатся относительные показатели российского инвестиционного климата и, как следствие, сократится объем германских капиталовложений в экономику России.
В настоящее время в России уделяется большое внимание созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов. Соблюдается принцип предоставления им "национального режима", а в некоторых случаях даже лучших условий. Так, например, при создании СП не взимается пошлина на ввозимое имущество в качестве вклада в уставной фонд. Инвестору гарантируется перевод прибыли. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации земли под предприятием (однако без права частной собственности на землю). Предусматриваются налоговые и таможенные льготы.
3.3.Состояние и динамика германских
инвестиций в экономику России.
Динамика объема прямых капиталовложений выглядит следующим образом; на конец 1992 года этот показатель составил 8 млн., в 1993г. - 29 млн., 1994г. - 137 млн. и в 1995 году - около 80 млн. немецких марок, в 1996г. - 172,9 млн. марок и в 1997г. - 188,4 млн. немецких марок (5,9% от общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций за 1997 год). В целом объем накопленных прямых инвестиций Германии в российской экономике на 1 января 1998г. составил 766 млн. долл., что составляет 7,7% от общего объема прямых иностранных инвестиций. Снижение объемов немецких инвестиций в экономику России в начале 90-х гг. определяется прежде всего высокой степенью риска таких проектов и несоответствием правовой базы инвестиционного сотрудничества современным условиям. Вместе с тем следует отметить, что в последующие годы объемы германских прямых инвестиций возросли и продолжают увеличиваться. Российский рынок не утратил своей привлекательности для немецких инвесторов. Немецкий капитал уже давно и прочно обосновался в производственном секторе России, а в последние годы было образовано значительное количество совместных предприятий в торговле и сфере услуг. Общее количество российско-германских СП в 1995 году (1600) уступало лишь числу аналогичных предприятий с участием американского капитала. По показателям оборота фирмы ФРГ занимают в России лидирующие позиции, а это означает, что наряду с начатыми ранее инвестиционными проектами в российской экономике работает "свежий" немецкий капитал. Среди крупных перспективных инвестиционных проектов следует в первую очередь отметить следующие:
1-строительство нового газопровода "Ямал - Западная Европа";
2-строительство скоростной магистрали "Берлин-Варшава-Москва";
3-разработка месторождений нефти на базе СП "Деминойл";
4-создание спутниковой телекоммуникационной связи;
5-создание производства холоднокатаного листа на Магнитогорском металлургическом комбинате (стан 2000);
6-модернизация Южной ТЭЦ в Санкт-Петербурге;
7-создание малотоннажных автомобилей и джипов на УАЗе;
8-модернизация Новоуренгойского газохимкомбината по производству полиэтилена;
9-создание и модернизация производств в различных отраслях в Тюменской области, прежде всего в нефтеперерабатывающей промышленности (проекты "Тюмень-1", "Тюмень-11");
10-реконструкция Пермского нефтеперерабатывающего завода.
Степень реализации этих и других проектов различна, как и проблемы по их осуществлению. Многое можно решить, если добиться усовершенствования условий финансирования поставок оборудования из ФРГ. Очевидна также и необходимость содействия и помощи на федеральном и региональном уровнях по осуществлению этих и других проектов сотрудничества. Одним из значительных российско-германских инвестиционных проектов является модернизация концерна "КАМАЗ" в г. Набережные Челны (Республика Татарстан). С немецкой стороны в проекте, размер которого оценивается в 500 млн. немецких марок, принимает участие федеральная земля Саксония. Она планирует создать в России СП, которая будет выпускать около 200 тыс. моторов в год. Половина необходимой суммы инвестиций будет финансироваться через банки, а половина КАМАЗом и восточногерманскими фирмами, которым немецкое государство окажет поддержку. Данный инвестиционный проект интересен тем, что при его осуществлении будут применяться не только традиционные западные методы управления и финансирования проектов, но также изыскиваться новые принципиальные решения, адекватные особенностям переходного периода в российской экономике, учитывая различные риски. Думается, что именно такие инвестиционные проекты, которые воплощают в себе западную практику с учетом российских реалий, составят основу будущих немецких капиталовложений в экономику России.
Новым моментом в немецком инвестировании стало участие компаний Германии в российской приватизации. Согласно данным Мингосимущества России, германские инвесторы активно вкладывают капиталы в химическую промышленность, машиностроение, пищевую промышленность. Так, например, концерн «Siemens» приобрел 10% уставного капитала АО «Калужский турбинный завод», который является производителем 50% турбин на территории бывшего Союза ССР. «Siemens» инвестирует 2 млн. марок в реконструкцию двух цехов этого завода.
«Каучук Gesellschaft GmbH» приобрела почти пятую часть акций одного из старейших предприятий Тульской области - «Ефремовского завода синтетического каучука». Эта фирма должна в течении четырех месяцев с момента регистрации сделки вложить в его развитие почти 1,5 млн. марок. Или, например, немецкая компания «A. Fleisch» - одна из известных среди мелких и средних фирм мясоперерабатывающей промышленности Германии выиграла инвестиционный конкурс по Подольскому хладокомбинату (Московская область), взяв обязательство вложить в его реконструкцию не менее 2 млн. долл.
Как известно, Германия является крупнейшим западным кредитором России. По состоянию на 1995 год на Германию приходилось 54,9 млрд. немецких марок. Именно эта сумма является основным долгом России ФРГ и подлежит возврату. Причем 33,2 млрд. немецких марок - это кредитные гарантии «Гермеса» и проценты по ним.
Однако официальные данные о капиталовложениях Германии в России не отражают истинного положения вещей и реального вклада Германии в российскую экономику, поскольку к началу экономических реформ немецкий капитал солидно обосновался в производственной сфере России. По показателям оборота фирмы ФРГ занимают в России лидирующие позиции. Это означает, что уже осуществленные инвестиции Германии эффективно работают на российскую экономику.
3.4.Совместные предприятия.
По состоянию на 1 января 1997г. в России зарегистрировано более 2000 российско-германских СП с уставным капиталом 1200 млн. долл. США, в т.ч. со 100% немецким капиталом - около 450, с общей долей германских партнеров иностранного капитала в уставном фонде в объеме более 450 млн. долл. США, что составляет около 12% от общего количества СП, созданных в России с участием иностранного капитала.
Сфера деятельности созданных СП охватывает, в основном, такие виды как, предоставление торгово-посреднических, консультационных и информационных услуг российским и иностранным партнерам (50%), финансовые операции (10%), а также производство товаров народного потребления, химической и легкой промышленности.
Значительное число немецких, и в первую очередь средних, предпринимателей в принципе готово вкладывать средства в экономику России, но не делают этого по ряду причин. Так, сдерживающим фактором деловые круги Германии считают отсутствие соответствующих и стабильных рыночных условий. В первую очередь это несовершенство инвестиционного законодательства, неразвитая инфраструктура (транспорт и связь), частые изменения таможенных пошлин, нельготное налогообложение иностранного инвестора. Подводя итоги, в качестве основных препятствий можно назвать следующие:
1)обременительное налоговое и таможенное законодательство;
2) административных произвол, коррупция и преступность;
3) вопросы стандартизации и сертификации;
4)отсутствие действенной защиты права на интеллектуальную собственность.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что параллельно ведется определенная работа по привлечению германских инвестиций в рамках двустороннего Кооперационного Совета и его рабочих групп. Так, в рамках рабочей группы «Авиатехника и космонавтика» прорабатывается ряд нескольких перспективных проектов:
-совместная разработка российской фирмы КБ «Химавтоматики» и немецкого партнера «Deutsche Aerospace» перспективного ракетного двигателя (проект «Техора»);
-проект «Экспресс» - эксперимент по материаловедению возвращаемых космических аппаратов.
Группа «Нефть и газ» обрабатывает 41 проект двустороннего сотрудничества в нефтегазовой области, основными из которых являются следующие:
- модернизация и реконструкция 26 нефтеперерабатывающих заводов России (фирмы «Маnnеsmаn», «Fеba Оil»);
- санация Самотлорского нефтепровода и строительство нефтепровода от Санкт-Петербурга в Финляндию («Deutsche Bank», «Маnnеsman», «Darit Коnsalt»);
- совместное проектирование, строительство и эксплуатация газо-химического комплекса в Новом Уренгое («BASF»);
- разработка «Нефтяного атласа СНГ» («Feba Оil»).
В последнее время наметилась тенденция выхода немецких предпринимателей на региональный уровень. Все большее значение приобретают внешнеэкономические связи субъектов России с «Федеральным ведомством по особым задачам в связи с объединением Германии» на основе долгосрочных 3-5 летних Базовых кредитно-торговых соглашений (БКТС).
3.5.Страхование экспортных поставок в Россию по линии страхового общества «Неrmes Vеrsicherung АG».
В Германии, как и в других, промышленно-развитых странах, действует система государственного страхования. Финансирование экспортных поставок осуществляется с помощью их страхования через специально уполномоченное правительством для этих целей общество «Неrmes Vеrsicherung АG». Таким образом правительство принимает на себя гарантии (для частных заказчиков) и поручительства (для сделок государственных заемщиков) по заключенным экспортным сделкам. Такие гарантии и поручительства представляют собой не кредиты, а страхование, создающее основу для финансирования сделок немецкими экспортерами или банками.
Решения о таких гарантиях и поручительствах принимают Федеральное министерство экономики и Федеральное министерство финансов. Заявки на кредитование различных проектов прорабатываются в межминистерской Комиссии при правительстве Германии.
До июля 1994 года кредитование поставок из ФРГ в Россию с помощью этой организации было льготным (рассрочка до 10 лет, 100% покрытия кредитом суммы контракта, первые 3 года без выплаты основного долга). На льготных условиях были поставлены вагоны, суда, продовольствие, медикаменты и другие товары. С июля 1994г. этот льготный режим был отменен, что неблагоприятно отразилось на использовании кредитов.
На 1995 год был впервые определен лимит кредита в объеме 1,5 млрд. немецких марок, в т.ч. 1,3 млрд. марок - для поддержки экспорта новых земель с ориентировочной стоимостью отдельного контракта в 100 млн. марок и 0,2 млрд. марок - для фирм из старых земель с ориентировочной стоимостью отдельного контракта в 20 млн. немецких марок, которыми могут пользоваться малые и средние фирмы, сталкивающиеся с проблемами сбыта и от технологической специфики которых не возникает конкуренции для восточных земель. Подобные сделки особенно поддерживаются, если доля поставок фирм из новых земель составляет 20% и более.
Для включения экспортной сделки в линию «Неrmes Vеrsicherung АG» по новым условиям необходимо заключение контракта, кредитного соглашения, наличие государственной гарантии, открытие аккредитива, а также подтверждение поступления аванса в размере 15% от суммы контракта.
Россия по степени риска согласно общей классификации ЕС и германской системе оценки риска отнесена к пятой, т.е. наихудшей категории стран, что значительно увеличивает размер страховой премии.
Следует отметить, что в 1995г. в счет товарного наполнения немецкого кредита в 1,5 млрд. немецких марок Правительством России были профинансированы поставки машин и оборудования на общую сумму в приблизительно один миллиард немецких марок (66,7%). По состоянию же на 01.01.1996 к финансированию во Внешэкономбанк были представлены контракты на сумму 463,1 млн. марок в счет кредита 1995 года. В ходе реализации кредитного соглашения значительные затруднения возникли в связи с отсутствием рублевого финансирования у российских заказчиков.
По результатам заседания кабинета министров Германии 31 января 1996 года было принято решение о выделении двух лимитов экспортных поручительств в рамках страхования по линии «Hermes» по сделкам с Россией в 1996г. на общую сумму 1,5 млрд. немецких марок, который складывался из двух частей: лимит 1 (600 млн. марок) и лимит 2 (900 млн. марок). Первый лимит был предназначен для содействия экспортным контрактам малых и средних фирм новых федеральных земель Германии, которые не принадлежат к каким-либо концернам и не входят в состав различных фирменных групп, и которые в вопросах своего развития ориентируются на экспорт в Россию. Второй же лимит был предназначен для использования фирмами как новых, так и западных земель Германии.
3.6.Технико-консультативная помощь Германии.
Говоря о российско-германских экономических отношениях, хотелось бы уделить внимание и такой сфере взаимного сотрудничества, как технико-консультативная помощь. Такого рода помощь дает возможность получить наибольшую отдачу при создании в России благоприятных условий для построения рыночных и демократических структур. Разработана соответствующая программа, в которую включены только наиболее важные проекты, приоритетными из которых являются:
1- оказание консультационных услуг Правительству РФ в области экономики, в т.ч. в сфере законодательства;
2- помощь в приватизации и структурной перестройке предприятий;
3- финансовый и банковский сектор;
4- сельское хозяйство;
5- сфера инфраструктуры .
Конечно же, такая помощь не может быть оказана всем 89 регионам России одновременно, поэтому Германия решила сконцентрировать помощь в отдельно взятых регионах, что поможет разработать практическую модель перехода от структур управления регионом до конкретных предприятий.
Описание предмета: «Международные экономические отношения»В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно
международные экономические отношения и механизм их реализации
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными
странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными,
многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука
изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические
отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм
международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации
(международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность
международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных
экономических отношений
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999
Литература - Проблемы эффективной интеграции научно-технологического потенциала России в мировое хозяйство. – М.: ЛКИ, 2008. – 224 с.
- О.В. Герман, Ю.О Герман. Программирование на Java и С# для студента (+ CD-ROM). – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 512 с.
- Архив новейшей истории России. Том II. Специальные лагеря НКВД/МВД СССР в Германии. 1945 - 1950 гг. Сборник документов и статей. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 376 с.
- В.Циммерман. История крестьянской войны в Германии (комплект из 2 книг). – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 756 с.
- Ю.В. Басистов, Г.В. Ежова. Под знаком красной звезды. Группа советских войск в Германии. 1945-1994 гг. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2005. – 264 с.
- А.В. Германов. Земельный участок в системе вещных прав. – М.: Статут, 2011. – 144 с.
- Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала ХХ века. – М.: , 2006. – 221 с.
- Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 208 с.
- А.В. Германов. От пользования к владению и вещному праву. – М.: Статут, 2009. – 704 с.
- Ю.В. Герман, И.И. Муронец. Архитектура. Иллюстрированный толковый словарь. – М.: АСТ, ВКТ, Астрель, Lingua, 2010. – 384 с.
- В.В. Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX - начала X. – М.: ИФРАН, 2006. – 224 с.
- В.И. Дубинский. Социальная работа в Германии. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 112 с.
- Е.В. Марчук und Н.Е. Воробьев. Начальное профессиональное образование в Германии на современном этапе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
- А.Н. Спартак, В.В. Французов, А.В. Хохлов. Мировой и российский экспорт. Тенденции и перспективы развития, системы поддержки. – М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2016. – 384 с.
- Г.В. Герман. Обезболивание акупунктурой и акупрессурой. – М.: Профит Стайл, 2016. – 192 с.
- В.Д. Попков. Покидая пределы этничности. Постсоветская эмиграция в Германии. – М.: Посев, 2016. – 484 с.
- Г.В. Томсон, М.А. Чигашева. Немецкий язык. Правовые основы предпринимательской деятельности в Германии. Уровень C1. Учебное пособие / Rechtsgrundlagen der Unternehmenstatigkeit in Deutschland. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 242 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|