Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Толлинговые сделки в российском экспорте в Германию

Международные экономические отношения

Введение

Глубокие экономические и политические изменения, которые произошли на рубеже 80-90-х годов в Европе, во многом определили дальнейшее развитие всего мирового хозяйства. Объединение Германии, ставшее возможным в результате распада социалистического лагеря, а затем и СССР, в известной степени ускорило европейские интеграционные процессы и практически окончательно определило европейского лидера, которым и стала Германия.

В результате этого события коренным образом изменилась ее роль не только в Европе, но и в мире в целом, а следовательно, произошли изменения во взаимоотношениях со странами - партнерами, в том числе и с Российской Федерацией.

По ряду причин - исторических, географических, политических и экономических - Германия занимает особое положение во внешнеэкономических связях России, являясь ее крупнейшим внешнеторговым партнером. В свою очередь экономические и политические интересы России обуславливают ее заинтересованность в определении взаимовыгодной основы сотрудничества с Германией .

Целью данной дипломной работы является исследование особенностей российско-германских торгово-экономических отношений.

Важное значение придается изучению проблемы современного состояния и тенденций развития российско-германских торгово-экономических отношений и влияния на них лидирующей роли Германии в ЕС, а также динамики и перспектив развития российско-германской внешней торговли, проблем германских инвестиций в российскую экономику.

Отдельной главой рассматриваются торгово-экономические отношения Германии с Республикой Татарстан, субъектом Российской Федерации. Упор был сделан на внешнюю торговлю, т.к. именно эта форма МЭО является наиболее развитой и динамично развивающейся. Кроме того, была сделана попытка проанализировать вопросы германских инвестиций в экономике республики.Заключение

В настоящее время Германия прочно занимает лидирующие позиции во внешнеэкономических связях России, что обусловлено не только современными реалиями, но и общим историческим фоном российско-германских отношений.

Структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не очень способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых 'ниш' на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись и без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.

Состояние дел в отраслях, производящих готовую продукцию, и в первую очередь в российском машиностроении, не позволит в ближайшее время кардинально изменить номенклатуру предлагаемых на экспорт готовых товаров и многократно увеличить экспортный потенциал российской индустрии. Основой для роста объемов поставок из России в Германию будут по-прежнему оставаться товары топливно-сырьевой группы, импортные потребности Германии в которых существенно возрастут в условиях динамичного подъема ее экономики. Однако для большей эффективности экспорта необходима более глубокая степень обработки этих товаров. Наряду с энергоносителями имеются также благоприятные возможности увеличения российских поставок изделий черной и цветной металлургии, отдельных видов сырья и материалов для химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей.

В настоящее время набирает темпы процесс структурной перестройки немецкой промышленности как в новых, так и в старых землях с целью достижения наивысшего мирового уровня в ряде отраслей. Имеются в виду прежде всего области высоких технологий. Учитывая это, соответствующие российские предприятия могли бы в ближайшее время существенно увеличить объемы реализации на немецком рынке лицензий, патентов, ноу-хау, в т.ч. разработанных в сфере ВПК по конверсионным программам.

От развития российско-германских отношений зависит не только положение на европейском континенте, но и общий 'климат' в мире. С точки зрения геостратегической и экономической на сегодняшний день Германия объективно является преимущественным партнером России на европейском континенте, да и в мире в целом. Они дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Поэтому, не трудно будет предположить, что Германия будет заинтересована иметь дело со стабильным партнером, который с одной стороны представляет собой неограниченный рынок, а с другой - очень нуждается в иностранных инвестициях.

Анализ практики применения толлинговых схем предприятиями Германии, которые на данный момент осуществляют в ЕС большую часть (около 70%) всех толлинговых сделок с восточно-европейскими реформируемыми странами, является очень интересным, так как позволяет помимо динамики выявить приоритетные для заключения толлинговых контрактов с германскими фирмами области промышленности, а также страны - потенциальные конкуренты России в данной области, с тем чтобы выработать ряд мер для увеличения доли России в общем объёме толлинговых сделок, осуществляемых Германией.

Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после переработки за границей и их часть в общем импорте

Как видно из табл. 1 и рис. 1, стоимость ввозимых в Германию по толлинговым контрактам переработанных товаров выросла с 0, 7 млрд. нем. марок (DМ) в 1969 г. до 13, 7 млрд. ДМ в 1996 г., тем самым в течение 28 лет возросла более чем в 19 раз.

Доля импорта по толлинговым схемам в общем импорте увеличилась с 0, 7% до 2, 0%. Таким образом, несмотря на возросший стоимостной объём толлинговых сделок, их доля в немецкой внешней торговле всё ещё имеет сравнительно небольшое значение.

Структура ввоза товаров по толлинговым контрактам приведена в табл. 2 и на рис. 2.

Как видно из рис. 2, большая часть ввозимых Германией по толлинговым контрактам товаров предназначена для их переработки в готовые изделия: 97% переработанной продукции составляют готовые изделия. Сырьё и полуфабрикаты имеют для движения товаров по толлинговым схемам в Германии лишь очень малое значение. Большую часть всего немецкого импорта по толлинговым контрактам занимают текстиль и одежда (51%). За этим следует электротехническая продукция (23%) и автомобили (включая детали) (7%). Данные отрасли испытывают в настоящее время большое давление международной конкуренции и вынуждены организовывать трудоёмкие производственные процессы в других странах.

Таблица 1

Характеристика ввоза в Германию товаров по толлинговым контрактам

Ввоз в Германию по толлингу после переработки за границей

Ввоз в Германию по толлингу после переработки за границей

Год

в 1 000 ДМ

в %

Год

в 1 000 ДМ

в %

1969

699 658

0, 7

1983

3 722 038

1, 0

1970

909 706

0, 8

1984

4 283 535

1, 0

1971

1 176 898

1, 0

1985

4 555 951

1, 0

1972

1 464 667

1, 1

1986

4 572 687

1, 1

1973

1 762 044

1, 2

1987

4 697 697

1, 1

1974

2 150 255

1, 2

1988

5 502 964

1, 3

1975

2 389 965

1, 3

1989

5 721 708

1, 1

1976

2 594 043

1, 2

1990

6 878 629

1, 2

1977

2 352 382

1, 0

1991

9 234 470

1, 4

1978

2 189 965

0, 9

1992

9 642 226

1, 5

1979

2 621 692

0, 9

1993

10 131 739

1, 8

1980

2 937 416

0, 9

1994

12 036 227

2, 0

1981

2 849 810

0, 8

1995

12 748 238

1, 9

1982

2 867 136

0, 8

1996

13 744 334

2, 0

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Riehe 1

Рисунок 1. Динамика стоимости товаров, ввозимых в Германию по толлинговым контрактам

Таблица 2

Структура ввоза товаров в Германию по толлинговым схемам после переработки за границей по товарным группам в 1996 г.

Обозначение товара

Ввоз в Германию по толлингу после переработки (в 1 000 ДМ)

Пищевые продукты

109 678

Промышленная продукция, вкл.:

13 632 348

Сырьё

7 807

Полуфабрикаты

104 321

Готовые изделия, из них:

13 520 220

текстиль, одежда и тому подобное

7 133 968

электротехническая продукция

3 180 945

автомобили

977 968

конторские машины

260 895

деревянные изделия

218 781

обувь

207 217

Прочее

2 308

Всего

13 744 334

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1

Рисунок 2. Структура ввоза товаров в Германию по толлинговым контрактам в 1996 г.

Рис. 3, 4 показывают распределение толлинговых сделок Германии в 1996 г. по континентам и по европейским странам.

Рисунок 3. Страны-партнеры Германии по толлинговым контрактам

Рисунок 4. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1995 г. по европейским странам

В табл. 3 и на рис. 5 показано развитие импорта в Германию товаров после их переработки за границей с 1969 г. по 1996 г. по группам стран.

Таблица 3

Динамика ввоза в Германию товаров по толлинговым схемам после

их переработки за границей по группам стран

Годы

Европа

Африка

Америка

Азия

Австралия и Океания

Проч.

Всего

1969

661 198

1 735

25 862

9 475

1 388

-

699 658

1970

863 306

1 196

28 117

15 232

1 855

-

909 706

1971

1 125 863

790

28 236

19 531

2 478

-

1 176 898

1972

1 383 244

396

23 079

57 402

546

-

1 464 667

1973

1 652 432

160

40 203

68 603

646

-

1 762 044

1974

1 951 935

918

50 505

146 472

425

-

2 150 255

1975

2 188 752

2 101

44 898

153 810

404

-

2 389 965

1976

2 355 937

2 916

56 593

178 580

17

-

2 594 043

1977

2 062 226

4 966

73 175

212 010

5

-

2 352 382

1978

1 818 473

8 251

73 191

290 050

-

-

2 189 965

1979

2 066 660

17 082

90 067

447 883

-

-

2 621 692

1980

2 245 995

41 368

118 905

530 691

457

-

2 937 416

1981

2 073 174

27 904

152 670

596 041

21

-

2 849 810

1982

2 026 441

40 813

137 786

653 535

8 561

-

2 867 136

1983

2 721 580

43 766

189 667

755 958

12 067

-

3 722 038

1984

3 100 054

43 628

211 683

900 230

27 940

-

4 283 535

1985

3 462 506

47 562

170 407

874 283

1 193

-

4 555 951

1986

3 424 267

55 607

187 095

905 511

207

-

4 572 687

1987

3 552 864

71 597

173 286

899 894

56

-

4 697 697

1988

4 237 334

109 251

205 338

950 858

85

98

5 502 964

1989

4 025 212

116 347

323 460

1 256 106

502

81

5 721 708

1990

4 821 076

130 095

356 339

1 570 848

266

5

6 878 629

1991

6 107 775

170 300

1 071 247

1 883 576

1 531

41

9 234 470

1992

6 583 595

185 328

661 845

2 210 872

576

10

9 642 226

1993

7 233 898

251 623

541 327

2 101 592

2 451

848

10 131 739

1994

8 528 429

302 975

584 195

2 618 327

2 271

30

12 036 227

1995

8 652 650

350 456

686 945

3 055 251

2 853

83

12 748 238

1996

9 070 782

409 944

1 443 802

2 813 237

4 764

1 805

13 744 334

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1

Рисунок 5. Динамика ввоза в Германию товаролв по толлинговым срелкам в разрезе континентов

Как показывает рис. 5, на фоне общего роста ввоза в Германию товаров по толлинговым схемам, наибольшая их часть импортируется после переработки в европейских странах.

Таблица 4

Крупнейшие страны-партнёры Германии по толлинговым сделкам

(в которых осуществлялась переработка поставленного

Германией товара)

Годы

I

II

III

IV

V

1969

Австрия

Югославия

Швейцария

Великобритан.

Бельгия/Люкс.

185 875

151 983

91 479

36 115

29 838

1970

Австрия

Югославия

Швейцария

Великобритан.

Болгария

196 626

190 615

112 456

56 009

38 877

1971

Югославия

Австрия

Швейцария

Венгрия

Великобритан.

301 245

163 002

134 025

73 580

68 949

1972

Югославия

Австрия

Венгрия

Швейцария

Польша

449 014

195 899

125 372

120 540

100 803

1973

Югославия

Австрия

Венгрия

Швейцария

Польша

536 001

250 953

162 137

132 960

111 894

1974

Югославия

Австрия

Венгрия

Швейцария

Польша

622 658

282 415

205 391

190 864

135 625

1975

Югославия

Австрия

Венгрия

Швейцария

Польша

677 975

259 372

229 420

208 161

172 490

1976

Югославия

Австрия

Венгрия

Швейцария

Польша

663 613

347 699

274 952

253 103

189 868

1977

Югославия

Венгрия

Австрия

Польша

Швейцария

666 352

318 198

213 135

209 962

189 917

1978

Югославия

Венгрия

Польша

Испания

Румыния

682 438

345 586

203 580

184 788

160 505

1979

Югославия

Венгрия

Польша

Румыния

Испания

747 036

408 100

242 080

192 048

190 974

1980

Югославия

Венгрия

Испания

Польша

Румыния

689 962

439 696

423 782

233 980

149 309

1981

Югославия

Венгрия

Испания

Польша

Румыния

569 099

449 275

352 177

235 040

157 534

1982

Югославия

Венгрия

Испания

Польша

Румыния

594 054

437 643

242 296

223 800

194 258

1983

Испания

Югославия

Венгрия

Польша

Румыния

736 739

727 546

434 165

241 557

239 899

1984

Югославия

Испания

Венгрия

Румыния

Польша

902 883

773 091

434 689

372 823

282 451

1985

Югославия

Испания

Венгрия

Румыния

Польша

1 064 962

874 609

465 159

409 693

295 072

1986

Югославия

Испания

Венгрия

Румыния

Польша

1 184 821

740103

481 426

391 620

316 491

1987

Югославия

Испания

Венгрия

Румыния

Польша

1 228 951

699 034

505 495

424 815

376 988

1988

Югославия

Испания

Венгрия

Румыния

Польша

1 479 479

813 134

559 088

457 918

432 073

1989

Югославия

Венгрия

Польша

Румыния

Чехословакия

1 684 316

655 939

545 235

527 265

121 656

1990

бывш. Югослав

Польша

Венгрия

Румыния

Турция

1 955 955

887 011

760 951

504 128

192 009

1991

бывш. Югослав

Польша

Венгрия

Чехословакия

Румыния

2 075 003

1 312 760

1 029 841

550 998

470 095

1992

Польша

бывш. Югослав

Венгрия

Чехословакия

Румыния

1 640 488

1 514 427

1 150 603

995 395

534 839

1993

Польша

Венгрия

Чешск. респ.

Румыния

Словакия

1 987 307

1 079 336

1 021 717

619 153

569 611

1994

Польша

Чешская респ.

Венгрия

Румыния

Хорватия

2 402 573

1 407 831

1 147 931

792 933

499 135

1995

Польша

Чешская респ.

Венгрия

Румыния

Хорватия

2 515 482

1 568 920

1 027 694

832 733

459 433

1996

Польша

Чешская респ.

Венгрия

Румыния

Хорватия

2 538 698

1 714 056

1 046 126

1 006 874

411 885

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1

Как видно из табл. 4, до 1992 г. бывшая Югославия являлась значительнейшим партнёром Германии по толлинговым сделкам. Доля Югославии в 80-ые годы всегда была более 20% от общего ввоза по толлингу и достигла наивысшего значения в 1989 г. (29, 4%). Из-за политической ситуации доля Югославии в 1992 г. резко сократилась с 22, 5 % до 15, 7% и впоследствии уменьшалась. А в связи с последними событиями в бывшей Югославии логично предположить, что её доля ещё более снизится.

Крупным партнёром Германии по толлинговым сделкам была Испания, особенно с 1983 по 1988 гг. Но, достигнув наивысшего значения в 1985 г. - 875 млн. ДМ (что соответствовало почти 20 % тогдашнего общего импорта ФРГ по толлинговым схемам), - экспорт Испании в Германию по толлингу до 1996 г. снизился до 0, 488 млн. ДМ и стал, таким образом, практически незначительным.

Рассматриваемая здесь динамика ввоза товаров после их переработки в бывшей Югославии и Испании объясняет важную характеристику толлинговых сделок: их высокую гибкость и приспособляемость, позволяющую заказчику в сравнительно сжатые сроки менять места производства. Политическая нестабильность или изменение сравнительных региональных производственных затрат могут по этой причине очень быстро изменять за собой и положение с размещением заказов на переработку в регионе. Как показывает зарубежный опыт, толлинговые операции невероятно чувствительны к таким факторам. В настоящее время в Восточной Европе наблюдаются особо заметные изменения в сравнительных производственных затратах. В последние годы сравнительные преимущества переместились от Югославии, Австрии, Испании, Швейцарии в сторону Польши, Чехии и Румынии.

К концу 80-х гг. во всех восточноевропейских странах, за исключением Румынии, наблюдается рост толлинговых сделок с Германией. С 1992 г. Польша становится важнейшим партнёром Германии по толлингу (2, 5 млн. ДМ в 1996 г.). В последние годы за ней по значимости следуют Чехия (1, 7 млн. ДМ в 1996 г.), Венгрия (1 млн. ДМ в 1996 г.), Румыния (1 млн. ДМ в 1996 г.), Хорватия (0, 4 млн. ДМ в 1996 г.).

В области текстильной промышленности известно, что после вынужденного перевода заказов по переработке из Югославии в Польшу, Чехию и Словакию сейчас наблюдается их дальнейший перевод в Балтийские страны, а также другие страны бывшего Советского Союза (особенно в Украину). С другой стороны, за это время прежде всего немецкая швейная промышленность начала создавать в Польше и Чехии собственные производства по пошиву готового платья. Это означает, что простые кооперационные формы, требующие от немецкого заказчика сравнительно малых капитальных вложений, перерастают в более активное финансовое участие в форме прямых инвестиций. То есть после своей первой фазы толлинговые сделки приобретают новое качество. Это, без сомнения, говорит о позитивном развитии указанных восточноевропейских стран, т. к. объёмные прямые инвестиции, как правило, означают стабильность в выборе места производства на средне- и долгосрочный периоды.

Литература

1. Dieckheuer, G. und Langenfurth, M. (1995): Passive Lohnveredelung - Faktor des Wirtschaftswachstums in Osteuropa?, Institut fuer industriewirtschaftliche Forschung, Munster, Beitrag Nr. 208, 1995 - S. 2.

2. Doepfer, R. E. (1994): Bilanz der zoll-, praeferenz und aussenwirtschaftlichen Rahmenbedingungen der europaeischen Union fuer den bilateralen Handel mit Bekleidung und Maschen-Fertigwaren im Verhaeltnis zu den Laendern Mitteleuropas, Osteuropas und Zentralasiens, Stand 1994, 2. Auflage, Servatex, Stuttgart, 1994, S. 1

3. V. (1994c): Standortfrage kein Tabu mehr, in: Textil-Wirtschaft vom 26. Juli 1994, S. 168-169

4. Statisches Bundesamt, Wiesbaden - Zusammenfassende Uebersichten fuer den Aussenhandel, Fachserie 7, Reihe 1

В настоящее время экспортный потенциал российской экономики характеризуется существенными конкурентными преимуществами. Их грамотное использование могло бы позволить рассчитывать на усиление позиций страны в системе мирохозяйственных связей. Ведь помимо того, что Россия обладает крупными, зачастую имеющими мировое значение запасами минерально-сырьевых ресурсов, производственные мощности позволяют в ряде отраслей производить современную наукоёмкую продукцию, а рабочая сила обладает высоким уровнем квалификации при своей относительной дешевизне.

По этим причинам российский рынок привлекателен для иностранных фирм.

Учитывая, что на многих российских предприятиях большую часть всех необходимых денежных средств можно получить сейчас только от экспорта, важно не упускать возможности заключить экспортный контракт. Но, как показывает опыт, главным препятствием на пути развития сотрудничества с инофирмами, из-за которого российские заводы зачастую теряют экспортные заказы, является дефицит оборотных средств и, вследствие этого, трудности с закупкой исходного сырья и материалов.

Даже заключив с инофирмами контракты, российские предприятия не всегда оказываются в состоянии выполнить принятые на себя обязательства по срокам поставок из-за несвоевременной доставки сырья. Данная проблема является на самом деле очень существенной, так как со временем отпугивает иностранных покупателей и они размещают свои заказы в конечном счёте в других странах.

Таким образом, обеспеченность сырьём является ключом к успешному сотрудничеству российских экспортёров с зарубежными партнёрами.

Оптимальным решением этой проблемы явилось бы заключение так называемых толлинговых контрактов, при которых инофирмы сами приобретают в собственность сырьё, поставляют его российским перерабатывающим предприятиям и получают от них конечную продукцию на сумму стоимости сырья. Стоимость переработки оплачивается при этом частью приобретённых инофирмами материальных ресурсов, которые могут использоваться российскими перерабатывающими предприятиями в дальнейшем как под внутренние, так и под зарубежные заказы.

В Европейском Союзе в настоящее время большую часть (около 70%) всех толлинговых сделок с восточноевропейскими реформируемыми странами осуществляет Германия (1, стр. 2). По мнению немецких экспертов, эта доля в ближайшем будущем ещё увеличится, так как, во-первых, именно Германия испытывает из-за сравнительно высоких расходов на оплату труда большое давление международной конкуренции, а, во-вторых, Германия особо заинтересована в построении тесных политических и экономических отношений со странами Восточной Европы.

В связи с вышеизложенным большой интерес представляет собой определение потенциальных возможностей России по заключению толлинговых сделок с Германией.

Динамика заключения Германией толлинговых контрактов

на переработку товаров в России

В табл. 1 представлены статистические данные по ввозу в Германию товаров после их переработки в бывшем СССР/России за 30 лет.

Таблица 1.

Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки в бывшем СССР/России и их часть в общем импорте Германии по толлингу

Год

Ввоз по толлингу после переработки в бывшем СССР/России

Год

Ввоз по толлингу после переработки в бывшем СССР/России

в 1 000 DМ

в % от общего импорта Германии по толлингу

в 1 000 DМ

в % от общего импорта Германии по толлингу

1969

289

0, 041

1983

3 071

0, 083

1970

143

0, 016

1984

2 959

0, 069

1971

72

0, 006

1985

8 055

0, 177

1972

3

0, 0002

1986

5 864

0, 128

1973

684

0, 039

1987

4 707

0, 100

1974

133

0, 006

1988

8 020

0, 146

1975

749

0, 031

1989

11 152

0, 195

1976

3 984

0, 154

1990

16 394

0, 238

1977

3 680

0, 169

1991

37 368

0, 405

1978

2 851

0, 130

1992

43 844

0, 455

1979

1 864

0, 071

1993

128 464

1, 268

1980

2 736

0, 093

1994

190 333

1, 581

1981

3 309

0, 116

1995

202 473

1, 588

1982

1 325

0, 046

1996

199 851

1, 454

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Riehe 1

Данные до 1992 г. указаны по бывшему СССР, с 1992 г. - по России.

За период с 1969 г. по 1996 г. ввоз товаров в Германию после их переработки в бывшем СССР/России увеличился в стоимостном выражении в 691, 5 раза. Доля ввоза товаров после их переработки из бывшего СССР/России в общем импорте Германии по толлинговым схемам возросла за это время в 35, 5 раз.

Рисунок 1. Динамика ввоза в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки в бывшем СССР/России

Как ясно видно из рис. 1, особый рост толлинговых сделок между компаниями России и Германии наблюдается с 1993 г. Вместе с тем надо отметить, что максимальная их доля в общем импорте Германии переработанных за границей товаров за указанный период составила всего лишь 1, 588% (в 1995 г.) (см. табл. 1).

Учитывая, что стоимость ввозимых в Германию по толлинговым контрактам товаров составила в 1996 г. 13, 7 млрд. DM (3), необходимо предпринять меры для увеличения доли России в толлинговых сделках с Германией.

Для этого определим, каким странам Германия отдаёт предпочтение при размещении заказов на переработку и конкурентные преимущества этих стран.

Партнёры Германии по толлинговым сделкам

Рис. 2 и 3 показывают разделение немецкого экспорта по толлинговым схемам в 1996 г. по континентам: Африка, Америка, Азия и Европа, а также отдельно по европейским странам. Большую часть (66%) занимают поставки по толлинговым контрактам из Европы (включая бывшую Югославию и бывший Советский Союз). Среди них значительная часть (29%) приходится на Польшу, затем на бывшую Чехословакию и Венгрию. Доля России в 1996 г. в толлинговых сделках Германии с европейскими странами составила 2%. Заметна активность в осуществлении толлинговых сделок балтийских государств и Украины.

Таблица 2.

Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки за границей по группам стран

Место происхождения товара

Ввоз по толлингу после переработки

за границей (в 1 000 DМ)

Европа

9 070 782

Африка

409 944

Америка

1 443 802

Азия

2 813 237

Австралия и Океания

4 764

прочие

1 805

Всего

13 744 334

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1

Рисунок 2. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1996 г. по группам стран

Таблица 3.

Ввоз в Германию товаров по толлинговым контрактам после их переработки за границей по европейским странам

Место происхождения товара

Ввоз по толлингу

(в 1 000 DМ)

Место происхождения товара

Ввоз по толлингу

(в 1 000 DМ)

Турция

207 278

Болгария

202 905

Эстония

12 929

Украина

234 462

Литва

182 357

Белоруссия

106 770

Польша

2 538 698

Россия

199 851

Чехия

1 714 056

Словения

354 845

Словакия

352 522

Хорватия

411 885

Венгрия

1 046 126

Македония

149 989

Румыния

1 006 874

Источник: Statistisches Bundesamt, Fachserie 7, Reihe 1

Рисунок 3. Структура ввоза товаров по толлинговым схемам в Германию после их переработки за границей в 1996 г. по европейским странам

Условия использования толлинговых схем

Основополагающим значением для осуществления толлинговых сделок является ощутимая разница в производственных затратах у заказчика, или размещающей заказ на переработку страны, с одной стороны, и исполнителя, или страны, принимающей толлинговый заказ, с другой стороны. Эта разница может определяться уже одними затратами на заработную плату, точнее, общими расходами на оплату труда (включая ещё и выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог). В производственных расходах могут играть важную роль и налоговая нагрузка или, например, сборы на охрану окружающей среды. Различия, обусловленные этими причинами, были бы основанием для применения толлинговых схем в международном бизнесе. То есть иностранное предприятие или определённая страна тогда рассматривается в качестве возможного партнёра-исполнителя по толлинговым сделкам, когда по важным товарным областям имеет преимущества по производственным затратам. И всё-таки одних только различий в затратах, как правило, недостаточно для осуществления толлинговых сделок. Дополнительно должны выполняться и другие экономические условия (2, стр. 171). К важнейшим из них относятся:

Заказчик должен иметь возможность разбить общий процесс изготовления определённого продукта на части и одну или несколько частей разместить в других регионах.

Внешнеторговое право в странах, в которых расположены заинтересованные в осуществлении толлинговой сделки предприятия, должно разрешать их проведение.

Страна, желающая осуществлять переработку, должна или уже иметь на своей территории предприятия с соответствующими производственными мощностями, готовые к кооперации, или же, предоставив права собственности, обеспечить быстрое создание таких производственных мощностей с помощью прямых инвестиций.

В стране-исполнителе должны быть достаточно высокая политическая стабильность и правовая защищённость, с одной стороны, гарантирующие беспрепятственный ввоз материалов, подлежащих переработке, а также вывоз полученной продукции и, с другой стороны, неприкосновенность права собственности иностранного заказчика на продукты во время реализации толлингового контракта.

В заинтересованных в заключении толлинговой сделки странах должны иметься современные средства коммуникации, пути сообщения и транспортные мощности.

Материал для переработки и изготовленная по толлингу продукция должны перевозиться сравнительно легко и недорого.

Оценка сравнительных преимуществ

стран-партнёров Германии по толлинговым сделкам

На сегодняшний день различия в расходах по заработной плате и связанные с ними сравнительные затратные преимущества заграницы для германских фирм, без сомнения, имеют особый вес. Поэтому рассмотрим этот экономический аспект подробно.

Таблица 4.

Средняя месячная заработная плата в товаропроизводящих отраслях на основе национальных валют

Страны

Нац. валюты

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1991 г.

1992 г.

Болгария

левы

1

235

336

885

1770

Польша

1000 злот.

22, 6

1095

1795

2175

Румыния

леи

2824

3341

4650

15650

бывш. Чехословакия

кроны

3037

3450

4050

4530

Венгрия

форинты

5836

13450

17470

19670

Россия

рубли

211

311

580

3640

Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 11

В процессе реформ во всех странах Восточной Европы наблюдается рост зарплат на основе национальных валют (см. табл. 4). Так, средняя зарплата только за 1990 - 1992 гг. возросла в России, например, более чем в 10 раз, в Польше - почти в 2 раза и в бывшей Чехословакии - лишь в 1, 7 раз.

Таблица 5.

Средняя месячная заработная плата в товаропроизводящих отраслях на основе DМ

Страны

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1991 г.

1992 г.

В сравнении

с ФРГ

(1992, в %)

Болгария

406

691

188

89

112

3, 1%

Польша

392

451

219

159

218

6, 1%

Румыния

323

480

267

230

125

3, 5%

бывш. Чехословакия

517

759

352

235

254

7, 1%

Венгрия

311

350

404

349

403

11, 2%

Россия

507

753

87

41

58

1, 6%

Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 11

Повышению номинальных зарплат во всех странах более или менее сопутствовал рост цен, и, таким образом, средние реальные доходы работников даже сильно понизились. Рост цен сопровождался также и обесцениванием валют этих стран. При этом важным показателем является покупательская способность. Учитывая это, при пересчёте средних зарплат в немецкие марки (DМ) возникает совсем другая картина, чем в табл. 4. Как показывают данные табл. 5, средние месячные зарплаты на основе DМ во всех восточноевропейских реформируемых странах, за исключением Венгрии, после политических перемен в 1990/1991 гг. в сравнении с 1980 г. или 1985 г. радикально снизились. За исключением Румынии в 1992 г. уже снова виден их небольшой рост.

Средняя месячная зарплата в товаропроизводящих отраслях ФРГ в 1992 г. составляла около 3575 DМ. Таким образом, месячная зарплата в Восточной Европе составляла от 1, 6% до 11, 2% от западногерманского уровня и наименьшей была именно в бывшем Советском Союзе. Учитывая общие расходы на оплату труда (включающие в себя, кроме непосредственно затрат на заработную плату, выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог), рис. 4 показывает, что наблюдается значительная разница между бывшим СССР и ФРГ, и в сравнении с другими восточноевропейскими реформируе-мыми государствами по этому признаку для заключения толлинговых сделок предпочтительнее всего для ФРГ была бы наша страна.

Таблица 6.

Расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях европейских стран в 1992 г. в DM

Страны

Среднемесячная зарплата

Платежи во внебюжетные фонды и подоходный налог

Итого

бывш. СССР

58

37

95

Болгария

112

61

173

Румыния

125

63

188

Польша

218

149

367

бывш. Чехословак.

254

147

401

Венгрия

403

259

662

Западная Германия

3575

3000

6575

Источник: Dieckheuer, G. und Langenfuhrt, M. (1995), стр. 12

Рисунок 4. Расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях в 1992 г. в DM

C вводом системы социального страхования в Восточной Европе эти расходы, как правило, большей частью ложились на работодателя. Это привело к тому, что, как показывают данные табл. 6 и наглядно продемонстрировано на рис. 4, дополнительные расходы (выплаты во внебюджетные фонды и подоходный налог) оказались сравнительно высоки. Но, несмотря на это, общие расходы на оплату труда в Восточной Европе даже при сравнении с «Азиатскими тиграми» и южноевропейскими странами с низкой заработной платой крайне низки. В то время как расходы на оплату труда в товаропроизводящих отраслях Западной Германии в 1992 г. составляли в среднем около 6575 DМ в месяц, высшее значение в Восточной Европе было лишь 662 DМ (Венгрия). В Португалии на них приходилось в 1992 г. около 1340 DМ, а в «Азиатских тиграх» - около 1300 DМ. Расходы на оплату труда в восточноевропейских странах составляли, таким образом, в 1992 г. менее 10% от расходов на труд в ФРГ. В Венгрии они были самыми высокими (10%), а в бывшем Советском Союзе - самыми низкими и были равны лишь 1, 4% от западного уровня. Сравнительные различия в общих расходах на оплату труда представлены на рис. 5.

Рисунок 5. Сравнение общих расходов на оплату труда в товаропроизводящих отраслях в 1992 г. (ФРГ = 100 %)

С точки зрения расходов на труд Россия без всякого сомнения является выгодным партнёром для германских толлинговых сделок. Близости и большей политической, экономической и правовой стабильности в Польше, Венгрии и Чехии уже сейчас противопоставляются более низкие расходы на труд в Болгарии, Румынии и прежде всего в бывшем Советском Союзе, и при определённых условиях можно было бы рассчитывать на размещение в России большего количества германских заказов на переработку.

Проблемы, мешающие инофирмам заключать толлинговые сделки

в России, и пути их решения

Учитывая вышеприведённый сравнительный анализ затратных преимуществ, благоприятствующих заключению толлинговых сделок с Германией, очевидно, что Россия далеко не полностью использует возможности заключения контрактов на переработку, и данная проблема подлежит тщательному изучению российскими ведомствами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, с тем чтобы увеличить в конечном счёте объёмы получаемых от германских фирм заказов на переработку.

Россия должна бороться за то, чтобы западные фирмы размещали заказы на территории России, а не других стран. Необходимо создавать все условия для привлечения иностранных заказчиков на наш рынок.

Ведь известно, что несмотря на дешёвую рабочую силу, цены на продукцию многих отраслей российской промышленности лишь незначительно меньше, а зачастую даже выше европейских и мировых. И чтобы заинтересовать инофирмы в размещении заказов на переработку в России, при которых они к тому же финансируют покупку исходного сырья, должны существовать определённые предпосылки, а именно: лёгкость оформления и проведения толлинговых контрактов и их гибкость, т. е. возможность быстро вносить коррективы в связи с возможными изменениями на рынке.

На сегодняшний день проведение толлинговых сделок в России сопряжено с огромными трудностями при их оформлении. Процесс подготовки документов и их рассмотрение в различных контролирующих организациях занимает так много времени и настолько сложен, что инофирмы, столкнувшись с этой процедурой раз, зачастую теряют к ним всякий интерес. Также и российские фирмы стараются их избегать, заключая простые контракты на покупку у инофирмы сырья и продажу ей изготовленной из него продукции, указывая в документах заниженные цены как на сырьё, так и на конечную продукцию.

Кроме того, при существующем положении на каждый артикул конечной продукции заключается отдельный толлинговый контракт. При этом таможенные органы на основе заключения экспертов устанавливают норму выхода компенсационного товара при каждой операции по переработке временно ввозимых товаров. Изучение таможней документов, представленных для получения лицензии, и принятие решения о её выдаче занимает на практике 1, 5-2 месяца. Около месяца длится и предшествующая этому экспертиза расходных коэффициентов.

Часто из-за чрезмерной длительности оформления сделки при изменении ситуации на рынке инофирме к моменту получения российским перерабатывающим предприятием лицензии на переработку ввозимого товара уже не требуется данный вид продукции. Внесение же в толлинговый контракт каких-либо, даже незначительных, изменений сопряжено с большими трудностями и длится слишком долго.

В связи с этим представляется целесообразным разрешить при оформлении толлинговой сделки указывать в контракте несколько артикулов продукции, которая может быть изготовлена из предоставляемого инофирмой сырья, и фиксировать расходный коэффициент для каждого из них. Это гарантировало бы инофирмам быструю реакцию на изменяющуюся конъюнктуру рынка, что в свою очередь способствовало бы притоку в Россию зарубежных заказов на переработку.

Представляется также важным и расширение использования так называемого внутреннего толлинга, при котором иностранными фирмами товары для их дальнейшей переработки закупались бы прямо на территории России. В данный момент внутренний толлинг разрешён только лишь в некоторых областях экономики.

Как показывает мировой опыт, использование внутреннего толлинга может даже послужить толчком для развития отраслей промышленности, производящих товары, используемые в качестве материальных ресурсов для дальнейшей переработки.

При этом перерабатывающие предприятия имеют возможность получать исходное сырьё от своих традиционных поставщиков, что является положительным аспектом и для инофирмы, и для российского изготовителя конечной продукции, так как во многих случаях решает проблему качества исходного сырья.

При применении внутреннего толлинга весь цикл производства конечной продукции осуществлялся бы в России, и помимо перерабатывающего предприятия загружались бы заказами и поставщики материальных ресурсов.

Так как применение толлинговых схем является очень многообещающим для российской экономики, поскольку позволило бы быстро загрузить простаивающие производственные мощности многих российских предприятий, хочется верить, что этому вопросу будет уделено должное внимание со стороны соответствующих российских ведомств.

Литература:

Dieckheuer, G. und Langenfurth, M. (1995): «Passive Lohnveredelung - Faktor des Wirtschaftswachstums in Osteuropa?», Institut fuer industriewirtschaftliche Forschung, Munster, Beitrag Nr. 208, 1995 - S. 2

Halbach, A. (1987): «Prinzipien der internationalen Lohnveredelung», in: Betribliche Kooperationen in den Entwicklungslaendern. Moeglichkeiten und Grenzen des Mittelstandes, Koenig, W.; Peters, J.; Ullrich, W. (Herg.), Tuebingen, 1987

Данные статистического управления Германии за 1969-1996 гг. - Statisches Bundesamt, Wiesbaden - Zusammenfassende Uebersichten fuer den Aussenhandel, Fachserie 7, Reihe 1

3. Германские инвестиции в экономике России.

3.1.Роль иностранного капитала в формировании

рыночной экономики России.

Россия, как любая страна, вступающая на путь радикальных рыночных преобразований, должна определить свою стратегию в отношении иностранного капитала. Практически все развитые и быстро развивающиеся страны, особенно в последние 40 лет, активно привлекали в экономику зарубежные инвестиции в форме частных прямых вложений и кредитного заимствования. Разумеется, каждая страна решает эту проблему по-своему. Для стран Восточной Европы и России, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, в поиске путей выхода из тяжелого экономического кризиса, вопрос об иностранных инвестициях является одним из критических. Дело не только и не столько в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат может служить критерием доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. В то же время использование иностранных инвестиций при развитии национальной экономики обеспечивает более быструю ее адаптацию к мирохозяйственной системе.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера. И тогда Россия будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.

Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последнее время было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширения экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать также положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров.

Иностранный капитал может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране. Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важная черта этого процесса - возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций органов государственного управления, степень и методы их вмешательства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.

В целом, условия привлечения иностранных инвестиций в России являются недостаточно привлекательными и тенденции в движении иностранных инвестиций в мире показывают, что Россия остается вне их основных потоков. В борьбе за малую долю общего объема инвестиционного капитала, поглощаемую промышленно развитыми странами Запада, России приходится сталкиваться с острейшей конкуренцией развивающихся стран, предоставляющих иностранным инвесторам более льготные политические и экономические условия для доходных вложений. Однако, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что существует ряд факторов, которые играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику. Это прежде всего:

1) богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, алмазы, лес, полиметаллы и др.);

2) квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

3) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

4) огромный внутренний рынок;

5) осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.

Для германских предпринимателей емкий российский рынок всегда привлекателен. Сейчас, когда в России складывается удобная для германских инвесторов нормативно-правовая база, необходимо вплотную заняться созданием механизма страхования и гарантий инвесторам, т.к. особенность ситуации в России заключается в том, что в государстве, которое является самым надежным участником рынка, нет государственных органов, способных выступить гарантами инвестиций. Рассматривая роль германских инвестиций, надо учитывать тот факт, что Германия в настоящее время является крупнейшим западным кредитором России. Официальные данные о капиталовложениях Германии в России не отражают истинного положения вещей и реального вклада Германии в российскую экономику, поскольку к началу экономических реформ немецкий капитал уже солидно обосновался в производственной сфере. По показателям оборота фирмы Германии занимают в России лидирующие позиции. Это означает, что уже осуществленные инвестиции ФРГ эффективно работают на российскую экономику.

3.2.Германский капитал и экономические интересы России.

Во взаимном сотрудничестве российско-германских отношений одно из важнейших мест занимает сфера капиталовложений. В силу объективных обстоятельств баланс взаимных инвестиций (прямых и портфельных) с большим перевесом складывается в пользу немецких компаний. Согласно данным Госкомстата России на 1 января 1998 года в РФ всего накоплено иностранных инвестиций в объеме 21,8 млрд. долл. и 19177,3 млрд. руб., в т.ч. прямых инвестиций - 9,95 млрд. долл. и 15726,75 млрд. руб. Доля же Германии выглядит следующим образом: объем накопленных инвестиций в экономику России составляет 2,53 млрд. долл. (11,6 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций).

В отличие от российского капитала в Германии, который является незначительным, немецкие компании и фирмы инвестировали значительные средства в российскую экономику. Однако, к 1993г. активность немецкой стороны в этой сфере ощутимо снизилась. Основными причинами снижения интересов германских компаний и фирм к капиталовложениям в российскую экономику являются следующие:

* многие потенциальные инвесторы вложили значительные средства в восточногерманские предприятия. В свою очередь Правительство Германии создало для этого все предпосылки, обеспечив благодаря различным льготным механизмам высокую доходность инвестиций в новых федеральных землях;

* существенные средства немецкие фирмы вложили в экономику Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, которые также создали весьма благоприятный климат для иностранных инвестиций;

* за последние годы в России инвестиционный климат не только не улучшился, а, наоборот, стал менее благоприятным;

* большинство крупнейших германских компаний уже осуществили свои первоначальные капиталовложения в экономику России, несмотря на существующие опасности и возможные убытки. В то же время для подавляющего большинства мелких и средних фирм выше перечисленные факторы являются достаточными для откладывания планов инвестирования в российскую экономику (при всей их многообещающей прибыльности) на будущее или вообще отказа от них.

Тема привлечения германских инвестиций в экономику России находит все большее звучание на международных экономических форумах. Так, в мае 1995 г. в Берлине прошла международная конференция, посвященная этой проблематике. Российские регионы предложили немецким партнёрам около 200 проектов инвестиционного сотрудничества. Проекты охватывают машинно-технический, топливно-энергетический и агротехнический комплексы. Основные инвестиции немецкие фирмы направляют в богатые сырьём регионы России, располагающие средствами или сырьевыми ресурсами по оплате инвестиций. Для Германии представляет интерес идея соединить богатые природные ресурсы России с возможностями Германии в области высоких технологий. Тем не менее, в целом доля иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе и немецких, незначительна. По данным Минэкономики России, общая их доля составляет около 2% от общего объема инвестиций в народное хозяйство. Наиболее привлекательными для потенциальных иностранных инвесторов моментами остаются по-прежнему весьма низкие издержки на сырьё, топливо, энергию, зарплату, а также высокая квалификация рабочей силы и специалистов и высокий спрос на самом российском рынке. Среди факторов риска и препятствий на пути германских инвестиций в российскую экономику надлежит отметить следующие наиболее существенные из них :

* инвесторы сталкиваются с большим количеством трудностей и проблем экономического, финансового, правового и политического характера на всех стадиях подготовки и реализации совместных инвестиционных проектов как по России в целом, так и в регионах;

* инвестиционный климат в России оценивается как неблагоприятный;

* законодательная база для иностранного инвестирования несовершенна и противоречива;

* не решены вопросы собственности на землю;

* идёт постоянный пересмотр рамочных условий инвестирования;

* действует ограничительная практика по отношению к деятельности иностранных банков в России;

* высокий уровень преступности и коррупции.

Помимо перечисленных выше общих препятствий на пути германских инвестиций в экономику РФ, существует целый ряд особенных, напрямую связанных с участием Германии в ЕС. Процесс углубления европейской интеграции и роль Германии в нем оказывают неблагоприятное воздействие на участие немецкого капитала в российской экономике. ЕС предоставляет Германии возможности участия в инвестиционных проектах со значительно меньшим уровнем риска, которым в большинстве случаев и отдается предпочтение. В случае форсированной интеграции в ЕС стран Центральной и Восточной Европы подобные возможности для немецкого капитала будут значительно расширены, вследствие чего ухудшатся относительные показатели российского инвестиционного климата и, как следствие, сократится объем германских капиталовложений в экономику России.

В настоящее время в России уделяется большое внимание созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов. Соблюдается принцип предоставления им "национального режима", а в некоторых случаях даже лучших условий. Так, например, при создании СП не взимается пошлина на ввозимое имущество в качестве вклада в уставной фонд. Инвестору гарантируется перевод прибыли. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации земли под предприятием (однако без права частной собственности на землю). Предусматриваются налоговые и таможенные льготы.

3.3.Состояние и динамика германских

инвестиций в экономику России.

Динамика объема прямых капиталовложений выглядит следующим образом; на конец 1992 года этот показатель составил 8 млн., в 1993г. - 29 млн., 1994г. - 137 млн. и в 1995 году - около 80 млн. немецких марок, в 1996г. - 172,9 млн. марок и в 1997г. - 188,4 млн. немецких марок (5,9% от общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций за 1997 год). В целом объем накопленных прямых инвестиций Германии в российской экономике на 1 января 1998г. составил 766 млн. долл., что составляет 7,7% от общего объема прямых иностранных инвестиций. Снижение объемов немецких инвестиций в экономику России в начале 90-х гг. определяется прежде всего высокой степенью риска таких проектов и несоответствием правовой базы инвестиционного сотрудничества современным условиям. Вместе с тем следует отметить, что в последующие годы объемы германских прямых инвестиций возросли и продолжают увеличиваться. Российский рынок не утратил своей привлекательности для немецких инвесторов. Немецкий капитал уже давно и прочно обосновался в производственном секторе России, а в последние годы было образовано значительное количество совместных предприятий в торговле и сфере услуг. Общее количество российско-германских СП в 1995 году (1600) уступало лишь числу аналогичных предприятий с участием американского капитала. По показателям оборота фирмы ФРГ занимают в России лидирующие позиции, а это означает, что наряду с начатыми ранее инвестиционными проектами в российской экономике работает "свежий" немецкий капитал. Среди крупных перспективных инвестиционных проектов следует в первую очередь отметить следующие:

1-строительство нового газопровода "Ямал - Западная Европа";

2-строительство скоростной магистрали "Берлин-Варшава-Москва";

3-разработка месторождений нефти на базе СП "Деминойл";

4-создание спутниковой телекоммуникационной связи;

5-создание производства холоднокатаного листа на Магнитогорском металлургическом комбинате (стан 2000);

6-модернизация Южной ТЭЦ в Санкт-Петербурге;

7-создание малотоннажных автомобилей и джипов на УАЗе;

8-модернизация Новоуренгойского газохимкомбината по производству полиэтилена;

9-создание и модернизация производств в различных отраслях в Тюменской области, прежде всего в нефтеперерабатывающей промышленности (проекты "Тюмень-1", "Тюмень-11");

10-реконструкция Пермского нефтеперерабатывающего завода.

Степень реализации этих и других проектов различна, как и проблемы по их осуществлению. Многое можно решить, если добиться усовершенствования условий финансирования поставок оборудования из ФРГ. Очевидна также и необходимость содействия и помощи на федеральном и региональном уровнях по осуществлению этих и других проектов сотрудничества. Одним из значительных российско-германских инвестиционных проектов является модернизация концерна "КАМАЗ" в г. Набережные Челны (Республика Татарстан). С немецкой стороны в проекте, размер которого оценивается в 500 млн. немецких марок, принимает участие федеральная земля Саксония. Она планирует создать в России СП, которая будет выпускать около 200 тыс. моторов в год. Половина необходимой суммы инвестиций будет финансироваться через банки, а половина КАМАЗом и восточногерманскими фирмами, которым немецкое государство окажет поддержку. Данный инвестиционный проект интересен тем, что при его осуществлении будут применяться не только традиционные западные методы управления и финансирования проектов, но также изыскиваться новые принципиальные решения, адекватные особенностям переходного периода в российской экономике, учитывая различные риски. Думается, что именно такие инвестиционные проекты, которые воплощают в себе западную практику с учетом российских реалий, составят основу будущих немецких капиталовложений в экономику России.

Новым моментом в немецком инвестировании стало участие компаний Германии в российской приватизации. Согласно данным Мингосимущества России, германские инвесторы активно вкладывают капиталы в химическую промышленность, машиностроение, пищевую промышленность. Так, например, концерн «Siemens» приобрел 10% уставного капитала АО «Калужский турбинный завод», который является производителем 50% турбин на территории бывшего Союза ССР. «Siemens» инвестирует 2 млн. марок в реконструкцию двух цехов этого завода.

«Каучук Gesellschaft GmbH» приобрела почти пятую часть акций одного из старейших предприятий Тульской области - «Ефремовского завода синтетического каучука». Эта фирма должна в течении четырех месяцев с момента регистрации сделки вложить в его развитие почти 1,5 млн. марок. Или, например, немецкая компания «A. Fleisch» - одна из известных среди мелких и средних фирм мясоперерабатывающей промышленности Германии выиграла инвестиционный конкурс по Подольскому хладокомбинату (Московская область), взяв обязательство вложить в его реконструкцию не менее 2 млн. долл.

Как известно, Германия является крупнейшим западным кредитором России. По состоянию на 1995 год на Германию приходилось 54,9 млрд. немецких марок. Именно эта сумма является основным долгом России ФРГ и подлежит возврату. Причем 33,2 млрд. немецких марок - это кредитные гарантии «Гермеса» и проценты по ним.

Однако официальные данные о капиталовложениях Германии в России не отражают истинного положения вещей и реального вклада Германии в российскую экономику, поскольку к началу экономических реформ немецкий капитал солидно обосновался в производственной сфере России. По показателям оборота фирмы ФРГ занимают в России лидирующие позиции. Это означает, что уже осуществленные инвестиции Германии эффективно работают на российскую экономику.

3.4.Совместные предприятия.

По состоянию на 1 января 1997г. в России зарегистрировано более 2000 российско-германских СП с уставным капиталом 1200 млн. долл. США, в т.ч. со 100% немецким капиталом - около 450, с общей долей германских партнеров иностранного капитала в уставном фонде в объеме более 450 млн. долл. США, что составляет около 12% от общего количества СП, созданных в России с участием иностранного капитала.

Сфера деятельности созданных СП охватывает, в основном, такие виды как, предоставление торгово-посреднических, консультационных и информационных услуг российским и иностранным партнерам (50%), финансовые операции (10%), а также производство товаров народного потребления, химической и легкой промышленности.

Значительное число немецких, и в первую очередь средних, предпринимателей в принципе готово вкладывать средства в экономику России, но не делают этого по ряду причин. Так, сдерживающим фактором деловые круги Германии считают отсутствие соответствующих и стабильных рыночных условий. В первую очередь это несовершенство инвестиционного законодательства, неразвитая инфраструктура (транспорт и связь), частые изменения таможенных пошлин, нельготное налогообложение иностранного инвестора. Подводя итоги, в качестве основных препятствий можно назвать следующие:

1)обременительное налоговое и таможенное законодательство;

2) административных произвол, коррупция и преступность;

3) вопросы стандартизации и сертификации;

4)отсутствие действенной защиты права на интеллектуальную собственность.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что параллельно ведется определенная работа по привлечению германских инвестиций в рамках двустороннего Кооперационного Совета и его рабочих групп. Так, в рамках рабочей группы «Авиатехника и космонавтика» прорабатывается ряд нескольких перспективных проектов:

-совместная разработка российской фирмы КБ «Химавтоматики» и немецкого партнера «Deutsche Aerospace» перспективного ракетного двигателя (проект «Техора»);

-проект «Экспресс» - эксперимент по материаловедению возвращаемых космических аппаратов.

Группа «Нефть и газ» обрабатывает 41 проект двустороннего сотрудничества в нефтегазовой области, основными из которых являются следующие:

- модернизация и реконструкция 26 нефтеперерабатывающих заводов России (фирмы «Маnnеsmаn», «Fеba Оil»);

- санация Самотлорского нефтепровода и строительство нефтепровода от Санкт-Петербурга в Финляндию («Deutsche Bank», «Маnnеsman», «Darit Коnsalt»);

- совместное проектирование, строительство и эксплуатация газо-химического комплекса в Новом Уренгое («BASF»);

- разработка «Нефтяного атласа СНГ» («Feba Оil»).

В последнее время наметилась тенденция выхода немецких предпринимателей на региональный уровень. Все большее значение приобретают внешнеэкономические связи субъектов России с «Федеральным ведомством по особым задачам в связи с объединением Германии» на основе долгосрочных 3-5 летних Базовых кредитно-торговых соглашений (БКТС).

3.5.Страхование экспортных поставок в Россию по линии страхового общества «Неrmes Vеrsicherung АG».

В Германии, как и в других, промышленно-развитых странах, действует система государственного страхования. Финансирование экспортных поставок осуществляется с помощью их страхования через специально уполномоченное правительством для этих целей общество «Неrmes Vеrsicherung АG». Таким образом правительство принимает на себя гарантии (для частных заказчиков) и поручительства (для сделок государственных заемщиков) по заключенным экспортным сделкам. Такие гарантии и поручительства представляют собой не кредиты, а страхование, создающее основу для финансирования сделок немецкими экспортерами или банками.

Решения о таких гарантиях и поручительствах принимают Федеральное министерство экономики и Федеральное министерство финансов. Заявки на кредитование различных проектов прорабатываются в межминистерской Комиссии при правительстве Германии.

До июля 1994 года кредитование поставок из ФРГ в Россию с помощью этой организации было льготным (рассрочка до 10 лет, 100% покрытия кредитом суммы контракта, первые 3 года без выплаты основного долга). На льготных условиях были поставлены вагоны, суда, продовольствие, медикаменты и другие товары. С июля 1994г. этот льготный режим был отменен, что неблагоприятно отразилось на использовании кредитов.

На 1995 год был впервые определен лимит кредита в объеме 1,5 млрд. немецких марок, в т.ч. 1,3 млрд. марок - для поддержки экспорта новых земель с ориентировочной стоимостью отдельного контракта в 100 млн. марок и 0,2 млрд. марок - для фирм из старых земель с ориентировочной стоимостью отдельного контракта в 20 млн. немецких марок, которыми могут пользоваться малые и средние фирмы, сталкивающиеся с проблемами сбыта и от технологической специфики которых не возникает конкуренции для восточных земель. Подобные сделки особенно поддерживаются, если доля поставок фирм из новых земель составляет 20% и более.

Для включения экспортной сделки в линию «Неrmes Vеrsicherung АG» по новым условиям необходимо заключение контракта, кредитного соглашения, наличие государственной гарантии, открытие аккредитива, а также подтверждение поступления аванса в размере 15% от суммы контракта.

Россия по степени риска согласно общей классификации ЕС и германской системе оценки риска отнесена к пятой, т.е. наихудшей категории стран, что значительно увеличивает размер страховой премии.

Следует отметить, что в 1995г. в счет товарного наполнения немецкого кредита в 1,5 млрд. немецких марок Правительством России были профинансированы поставки машин и оборудования на общую сумму в приблизительно один миллиард немецких марок (66,7%). По состоянию же на 01.01.1996 к финансированию во Внешэкономбанк были представлены контракты на сумму 463,1 млн. марок в счет кредита 1995 года. В ходе реализации кредитного соглашения значительные затруднения возникли в связи с отсутствием рублевого финансирования у российских заказчиков.

По результатам заседания кабинета министров Германии 31 января 1996 года было принято решение о выделении двух лимитов экспортных поручительств в рамках страхования по линии «Hermes» по сделкам с Россией в 1996г. на общую сумму 1,5 млрд. немецких марок, который складывался из двух частей: лимит 1 (600 млн. марок) и лимит 2 (900 млн. марок). Первый лимит был предназначен для содействия экспортным контрактам малых и средних фирм новых федеральных земель Германии, которые не принадлежат к каким-либо концернам и не входят в состав различных фирменных групп, и которые в вопросах своего развития ориентируются на экспорт в Россию. Второй же лимит был предназначен для использования фирмами как новых, так и западных земель Германии.

3.6.Технико-консультативная помощь Германии.

Говоря о российско-германских экономических отношениях, хотелось бы уделить внимание и такой сфере взаимного сотрудничества, как технико-консультативная помощь. Такого рода помощь дает возможность получить наибольшую отдачу при создании в России благоприятных условий для построения рыночных и демократических структур. Разработана соответствующая программа, в которую включены только наиболее важные проекты, приоритетными из которых являются:

1- оказание консультационных услуг Правительству РФ в области экономики, в т.ч. в сфере законодательства;

2- помощь в приватизации и структурной перестройке предприятий;

3- финансовый и банковский сектор;

4- сельское хозяйство;

5- сфера инфраструктуры .

Конечно же, такая помощь не может быть оказана всем 89 регионам России одновременно, поэтому Германия решила сконцентрировать помощь в отдельно взятых регионах, что поможет разработать практическую модель перехода от структур управления регионом до конкретных предприятий.


Описание предмета: «Международные экономические отношения»

В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно международные экономические отношения и механизм их реализации Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.

пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

Литература

  1. Проблемы эффективной интеграции научно-технологического потенциала России в мировое хозяйство. – М.: ЛКИ, 2008. – 224 с.
  2. О.В. Герман, Ю.О Герман. Программирование на Java и С# для студента (+ CD-ROM). – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 512 с.
  3. Архив новейшей истории России. Том II. Специальные лагеря НКВД/МВД СССР в Германии. 1945 - 1950 гг. Сборник документов и статей. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 376 с.
  4. В.Циммерман. История крестьянской войны в Германии (комплект из 2 книг). – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 756 с.
  5. Ю.В. Басистов, Г.В. Ежова. Под знаком красной звезды. Группа советских войск в Германии. 1945-1994 гг. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2005. – 264 с.
  6. А.В. Германов. Земельный участок в системе вещных прав. – М.: Статут, 2011. – 144 с.
  7. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала ХХ века. – М.: , 2006. – 221 с.
  8. Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 208 с.
  9. А.В. Германов. От пользования к владению и вещному праву. – М.: Статут, 2009. – 704 с.
  10. Ю.В. Герман, И.И. Муронец. Архитектура. Иллюстрированный толковый словарь. – М.: АСТ, ВКТ, Астрель, Lingua, 2010. – 384 с.
  11. В.В. Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX - начала X. – М.: ИФРАН, 2006. – 224 с.
  12. В.И. Дубинский. Социальная работа в Германии. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 112 с.
  13. Е.В. Марчук und Н.Е. Воробьев. Начальное профессиональное образование в Германии на современном этапе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
  14. А.Н. Спартак, В.В. Французов, А.В. Хохлов. Мировой и российский экспорт. Тенденции и перспективы развития, системы поддержки. – М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2016. – 384 с.
  15. Г.В. Герман. Обезболивание акупунктурой и акупрессурой. – М.: Профит Стайл, 2016. – 192 с.
  16. В.Д. Попков. Покидая пределы этничности. Постсоветская эмиграция в Германии. – М.: Посев, 2016. – 484 с.
  17. Г.В. Томсон, М.А. Чигашева. Немецкий язык. Правовые основы предпринимательской деятельности в Германии. Уровень C1. Учебное пособие / Rechtsgrundlagen der Unternehmenstatigkeit in Deutschland. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 242 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Социальная рыночная экономика на примере Германии
Политология
Реферат
22 стр.
История государства и права зарубежных стран
История Отечества
Курсовая работа
44 стр.
Сделки в современном российском гражданском праве:виды и содержание
Гражданское право
Дипломный проект
112 стр.
Диверсификация российского экспорта
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Диплом
75 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Алена
Алина, спасибо Вам огромное!!! Просто не представляю, что со мной было бы, если бы мне пришлось все это проделать самой!! Огромное человеческое спасибо!!! Я вчера все забрала, и спасибо что про вопросики сказали.