Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
СотрудникиУправление персоналом
Вряд ли кто-то может не согласиться с утверждением, что главное богатство компании - ее сотрудники. От того, насколько эффективным окажется их труд, зависит успех любой компании. А наибольшая эффективность достигается, только если работники заинтересованы в результатах своего труда.
Какими бы сильными ни были решения руководителей, результат может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены сотрудниками фирмы.
НЕ ЗАРПЛАТОЙ ЕДИНОЙ
Сегодня система управления персоналом немыслима без такой важной составляющей, как мотивация труда. Каждая компания, серьезно относящаяся к вопросам управления персоналом или по крайней мере планирующая свой завтрашний день, старается разработать собственную систему стимулирования труда персонала.
Методы мотивации формально делятся на две группы: материальные и нематериальные. Известно, что острое желание работать у человека возникает, если за это ему обещано достойное вознаграждение. Это и есть материальная мотивация.
К традиционно материальным методам относятся система заработной платы, различного рода премии и выплаты, участие сотрудников в прибыли компании. Но, к счастью для работодателя, на труд работника вдохновляет не только корыстный интерес.
Для многих людей чрезвычайно важно ежедневно находиться в коллективе, чувствовать свою значимость, зарабатывать авторитет у коллег и многое другое. Такая мотивация называется нематериальной.
К нематериальным стимулам обычно относят различного рода благодарности, пакет социальных льгот, повышение статуса сотрудника. Впрочем, данное разделение весьма условно. Многие специалисты сходятся во мнении, что в конечном итоге все методы стимулирования материальны. Умелое использование на предприятии материальных и нематериальных стимулов может творить чудеса.
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ
В современной науке об управлении мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу.
Среди них можно выделить теорию потребностей Абрахама Маслоу, теорию человеческих отношений Френсиса Ликерта, теорию ожиданий Виктора Вруума, теорию «х» Дугласа МакГрегора, теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие.
Многие специалисты отдают предпочтение открытию знаменитого американского психолога Абрахама Маслоу. Он предложил иерархическую классификацию, условно выстроенную как пирамида потребностей человека (от базисных физиологических до высших духовныx), и сформулировал психологический закон, согласно которому человека только тогда можно побудить к деятельности, апеллируя к потребностям высшего порядка, когда у него удовлетворены потребности более низкого порядка.
Из этого положения следует, что, если фрустрируются базисные потребности или существует угроза фрустрации, то деятельность вряд ли можно побудить и направить, воздействуя на потребности более высокого уровня.
Если соотнести эту теорию с практическим использованием нематериальных методов стимулирования труда сотрудников, то получится следующее: в системе нематериального стимулирования компании обязательно должны присутствовать стимулы, отвечающие базисным потребностям. В противном случае стимулы, отвечающие потребностям более высокого порядка, работать не будут. Такой базисной потребностью может выступать желание сотрудника обеспечить себе социальную защищенность, получить гарантии. В этом случае для него будет важно, предоставляет ли предприятие социальный пакет, давно ли оно существует, какая в нем текучка. К базисным нематериальным потребностям специалисты часто относят и уверенность сотрудника в том, что он контролирует ситуацию, потребность в принадлежности к своему социальному кругу, потребность в одобрении начальства. У определенного типа людей базисной нематериальной потребностью может выступать еще и желание власти.
К нематериальным потребностям второй, основной группы, по пирамиде Маслоу, относятся: потребность в физическом и эмоциональном комфорте, в общении, в уважении и самоуважении, позитивной оценке со стороны других и позитивной самооценке, потребность в риске, ценностная мотивация (потребность реализовывать в деятельности свою систему ценностей или в том, чтобы собственная деятельность по крайней мере не противоречила этим ценностям), потребность занять собственную нишу в своем кругу.
И, наконец, к высшей группе потребностей следует отнести: потребность в творчестве, потребность в самореализации и личностном росте, потребность в осмысленности существования и собственной деятельности.
Однако не следует забывать, что «пирамида потребностей» Маслоу представляет собой обобщенную модель и не учитывает индивидуальные отличия людей. И готовых рецептов по мотивированию персонала теория, безусловно, не предоставляет. Однако правильное применение теории Маслоу помогает выявить наиболее важную группу потребностей человека, то есть найти именно те рычаги, на которые следует воздействовать для повышения эффективности его труда.
ЧТО ХОЧЕТ РАБОТНИК
Итак, в первую очередь руководителю следует выяснить, что хочет получить от работы тот или иной человек. При этом определение потребностей работника должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности.
Но эту задачу нельзя уложить в определенную схему. Дело в том, что далеко не все потребности человека проявляются явно. Казалось бы, чем меньше потребностей, тем меньше вопросов. Но это не так. Если работник испытывает скрытую потребность в чем-либо, он будет искать возможность для ее удовлетворения. Если же она так и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на поведении сотрудника и явится серьезным демотивирующим фактором.
Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности работника, а также понять, какие из них являются доминирующими. Для этого при приеме на работу рекомендуется использовать специальные методики тестирования и собеседования.
В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять, какие активные потребности движут ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетворяться и уходить на второй план. И в то же время будут появляться новые.
Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа мотивации, в которой учитывались бы все особенности деятельности компании.
КАРЬЕРА, СТРАХОВКА, ПРОЕЗДНОЙ
Для многих специалистов одним из главных нематериальных мотивационных стимулов является возможность карьерного роста. При этом большую мотивационную роль играет не только возможность вертикального служебного роста, но и горизонтальные перемещения.
Это очень хорошо «работает» с молодыми специалистами, у них возникает чувство сопричастности к компании и общественного признания. Работнику приятно, что компания доверяет ему ответственное дело, у него растут самооценка и авторитет. При этом важно, чтобы сотрудник видел конкретные примеры карьерного взлета своих коллег. Элементом мотивации в крупных компаниях является бесплатное обучение работников или его частичная оплата. Достаточно сильным (но и дорогим для работодателя) стимулом может служить возможность поездки сотрудника на стажировку за границу.
Безусловно, в современной российской ситуации важным фактором нематериального стимулирования будет предоставление организацией социального пакета. К сожалению, после кризиса 1998 года многие компании, даже очень крупные, свернули свои программы социальных льгот для сотрудников, объясняя это финансовыми затруднениями и неопределенностью с дальнейшим существованием.
Но тем не менее значимость социального пакета от этого только усилилась, в настоящее время многие руководители стимулируют персонал не только системой заработной платы, но и некоторыми негосударственными социальными льготами (дополнительной медицинской страховкой, дополнительным пенсионным фондом, страхованием от несчастных случаев во время исполнения профессиональных обязанностей).
Наиболее популярные у нас льготы, которые часто предоставляются крупными негосударственными компаниями, - это организация бесплатного питания сотрудников и оплата проезда на работу. Специалист, работая в компании с дополнительными социальными льготами, как правило, подсознательно чувствует заботу со стороны руководства компании и более ответственно относится к результатам своего труда.
Престижность работы - также прекрасный стимул для сотрудников. Важным в этом смысле является не только имя компании, но и условия, в которых работает персонал - например, то, как выглядит рабочее место или дизайн офиса. Рабочее место сотрудника должно быть функциональным и максимально приспособленным к специфике выполняемой работы. В частности для специалиста, работающего на производстве, например, инженера завода, будет важно иметь место для личных вещей.
В некоторых крупных компаниях проводятся регулярные аттестации персонала, по результатом которых в конце года работник получает бонус, подарок от фирмы, грамоту или диплом. Иногда по итогам своей работы сотрудник получает благодарственное письмо руководителя предприятия на фирменном тисненном бланке за личной подписью.
В последнее время все больше говорят о корпоративном духе компании как важном рычаге повышения эффективности работы персонала. Большую роль здесь играет стиль отношений между сотрудниками, между подчиненными и начальством. Нельзя забывать и о неформальных мероприятиях, которые проводятся внутри компании - совместное празднование «дня рождения» фирмы, Нового года. Всякого рода опросы, собрания и прочие процедуры, на которых персонал сам принимает решения о регулировании непроизводственной жизни компании (распорядок дня, организация работы буфета, выбор места и характера корпоративных мероприятий и тому подобное), работает на потребности в контроле, принадлежности к группе, повышает самооценку сотрудников.
Другим фактором, безусловно оказывающим влияние на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании, создание благоприятного психологического климата.
Умело используя нематериальные стимулы, работодатель может с минимальными затратами для себя добиться от персонала энтузиазма в работе. Впрочем, любая мотивация, а нематериальная в особенности - дело глубоко индивидуальное. Так, например, один работник будет бесконечно признателен руководству за дополнительные отпускные дни, а другой воспримет такую награду, как ссылку. Поэтому к нематериальному стимулированию сотрудников лучше подходить как можно менее формально.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Литература - Руководство сотрудниками фирмы. Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 352 с.
- Керри Банкер. Развиваем способность к изменениям. Как помочь вашим сотрудникам принять перемены. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 112 с.
- Навигатор для лидера (комплект из 5 книг). – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 560 с.
- Е.А. Закаблуцкая. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100%. – М.: Книга по Требованию, 2009. – 240 с.
- Адриан Фернхам, Джон Тейлор. Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 336 с.
- Алан А.Каваиола, Нейл Дж. Лавендер. Ядовитые сотрудники. Коллеги, которые отравляют нам жизнь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 272 с.
- Беверли Кей, Шерон Джордан-Эванс. Любите их, или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников. – М.: Добрая книга, 2011. – 320 с.
- Брайан Коул Миллер. Как добиться от сотрудников максимальных результатов. – М.: Добрая книга, 2007. – 192 с.
- Гленн Шепард. Как управлять проблемными сотрудниками. – М.: Добрая книга, 2007. – 272 с.
- Девид Майер и Джеффри Лайкер. Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 304 с.
- Маркус Бакингем, Дональд Клифтон. Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 248 с.
- Джим Хоуден. Искусство вовлечения. Как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников. – М.: Эксмо, 2011. – 304 с.
- Т.С. Клименко. Психологические особенности профессионального самоопределения сотрудника банка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. – 144 с.
- Джон Шоул. Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 184 с.
- Михаэль Рамундо, Сьюзан Шелли. Как поднять энтузиазм сотрудников. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 352 с.
- О.Н. Берг. Оформляем личное дело сотрудника. – М.: ГроссМедиа, 2012. – 152 с.
- С.А. Алтухов. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2001. – 272 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|